ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат на тему
«Технология саморазвития личности ученика»
Выполнила студентка II курса
(группы 521) факультета ПиПД
Реутова Евгения
Преподаватель: Зорина Наталья
Анатольевна
Пермь, 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
I Понятие саморазвития личности ученика………………………………..5
1.1. Парадигма саморазвития………………………………………………….5
1.2. Потребности и развитие………………………………………………......6
II Доминантность в психическом развитии личности ученика.................8
2.1. Классификационная характеристика технологии……………………....8
III Структура технологии саморазвития личности ученика…………..10
3.1. Организация учебного процесса……………………………………….13
3.2. Особенности методики……………………………………………...…..14
Заключение……………………………………………………………………...16
Список используемой литературы………………………………………….....17
Приложение……………………….............................................................
.........18
Введение
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
К. Д. Ушинский.
Идеи развивающего обучения берут свое начало еще в работах И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинского. Подлинно научное обоснование теории развивающего обучения впервые дано в трудах Л.С. Выготского, который в начале 30-х годов XX в. выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. В связи с этим Л.С. Выготский предлагает ориентировать обучение не на сложившиеся особенности умственного развития, а на ещё только складывающиеся, не приспосабливать содержание обучения к способностям, а вводить такое содержание, которое требовало бы новых, более высоких форм мыслей. Переход процессов мышления на новую ступень и составляет основное содержание развивающего обучения.
В последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования уделяют этой проблеме все больше внимания, посвящая ей научные труды, создавая методические пособия и специальные программы. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования.
Русским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма. Согласно этой гипотезе, деятельность мозга опирается на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения.
Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая себя.
Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.
Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо саморазвитием.
Эти идеи легли в основу технологии саморазвивающего обучения Германа Константиновича Селевко – кандидата педагогических наук, научного руководителя авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности». Его технология обучения основана на использовании мотивов самосовершенствования личности и представляет собой новый уровень развивающего обучения.
Актуальность данной технологии :
Концепция самовоспитания выдвигает новую для российской школы модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность.
Модернизация отечественной системы образования ведется в рамках осуществления идеи непрерывного образования, подготовленной всем развитием образовательной практики и педагогической науки. Особую актуальность в контексте организации непрерывного образования приобретает проблема самовоспитания, саморазвития.
В данном реферате мы рассматриваем саморазвитие с позиции педагогики.
Целью реферата является понятие и становление саморазвития в рамках педагогической науки.
В реферате мы обратились к трудам извесных педагогов: А.А. Ухтомского, Г.К.Селевко, Л.С. Выготского, Андреева В.И.
I. Понятие саморазвития личности ученика
Не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать. П.Ф.Каптерев
По Канту, саморазвитие — это «культивирование собственных сил».
Для М. Мамардашвили в этом понятии значим «акт собирания своей жизни в целое, как организация своего сознания в целое». Б. М. Мастеров подчёркивает, что «саморазвитие есть творчество, обращенное на свою личность».
Г. Цукерман определяет саморазвитие более чётко как «сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности свою Я - самость. Цели, направления, средства этих изменений определяет сама личность».
В основе технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского — Г.К.Селевко лежат идеи развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, в частности, положения о:
— субъектной позиции ребёнка в обучении;
— соотношении обучения и развития; обучении как ведущем факторе развития;
— роли теоретического мышления в развитии личности.
В технологии саморазвития личности эти положения несколько углубляются и
дополняются принципиально новыми.
1.1. Парадигма саморазвития
Прежде всего углубляется положение о субъектности позиции ребёнка в образовательном процессе. Трактовка субъектности основывается на гипотезе А. А.Ухтомского о решающей роли внутреннего психического мира субъекта в отражательной деятельности мозга. Приобретаемые в онтогенезе качества постепенно начинают всё более определять направление и интенсивность процессов развития. При этом внешние педагогические воздействия на личность значительно подправляются и корректируются самой личностью. Механизм этой коррекции основывается на том, что педагогический процесс состоит из двух последовательных этапов (фаз): внешнего и внутреннего (рис. 1).
Внешний этап, в котором ребёнок является объектом, представляет собственно педагогическое (социализирующее) воздействие. Второй, внутренний этап процесса — это уже психическая деятельность ребёнка как субъекта учения и социализации; она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определённую переработку и присвоение внешних воздействий, превращение их в качества личности. Причём интерпретацию внешних воздействий, их оценку, решение обих сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность.
Саморазвитие и самосовершенствование — это процессы управляемого личностью своего развития, в котором в субъектных нуждах, целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.[1]
Следовательно, вся педагогика должна быть направлена на поддержку и направление этих внутриличностных процессов. В этом заключается новая образовательная парадигма — парадигма саморазвития.
Саморазвитие, самосовершенствование — природосообразные, имманентные, присущие личности процессы, но их направленность и интенсивность в значительной мере определяются социальной средой, применяемыми педагогическими средствами. Одно из основных положений технологии саморазвития личности состоит в утверждении, что процессами саморазвития и самосовершенствования личности можно управлять.
1.2. Потребности и развитие
Потребности, выражающие нужду человека в чём-либо, вызывают его активность, мотивацию, деятельность в соответствующей сфере и определяют интенсивность и направление развития личности.
Особо выделяются высшие человеческие потребности — социальные и духовные, которые и являются первопричинами саморазвития человека: познавательные, самоутверждения, самовыражения, самоопределения, потребности в безопасности, в самореализации. У человека первичные потребности в безопасности и развитии (быть и жить) вырастают в сложные моральные, духовные ценности, которые и воспринимаются человеком как его собственная нужда. Он охраняет теперь не себя лично, не свою жизнь, а высокие нравственные ценности, идеи, мировоззрение.
Потребности вызывают мотивы, мотивы ведут к действиям, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого и происходят усвоение личностью социального опыта и развитие.
Познавательная мотивация основывается на познавательной потребности (базовый животный ориентировочный инстинкт). В своем социальном развитии она проходит такие стадии: любопытство, любознательность, направленный интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине.
- Потребность в самоутверждении выражается в стремлении занимать достойное место в обществе, иметь в
чём-то успех, преимущество перед окружающими, быть уверенным в себе, становиться лучше других, т.е.
совершенствоваться.
- Потребность в самовыражении проявляется в стремлении показать, проявить себя, свои способности,
лучшие качества, нравиться другим и себе. Она вызывает желание общаться, испытывать эстетические переживания.
- Потребность в самоопределении выражается в поиске личностью наиболее подходящей для себя роли,
своего места в жизни, в духовном поиске.
- Потребность в безопасности, защищённости — это желание ощущать любовь, симпатию, эмоциональную
близость окружающих, не чувствовать страха; стремление к общению; защита своих принципов.
- Потребность в самореализации:
- стремление построить своё счастье;
- стремление к осуществлению, использованию всего своего потенциала, всех возможностей, полученных от природы и приобретённых в оцыте;
-достичь своих целей, сделать то, к чему чувствуешь предназначение; стать тем, кем хочешь. Осуществляя себя, свои стремления, используя свои возможности, строя свою жизнь, человек растёт, развивается.
Итак, все высшие духовные потребности человека — в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации — это стремление к развитию и совершенствованию себя — к саморазвитию, самосовершенствованию.
II. Доминантность в психическом развитии личности ребенка
Мотивы и вызываемое ими поведение личности могут быть ситуативными и долговременными, устойчивыми и неустойчивыми. Это зависит от многих причин, в том числе от законов человеческой психики.
Одним из таких законов, играющих важнейшую роль в развитии личности, является открытый А.А. Ухтомским закон доминанты.
Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определенную направленность и активность в данной сфере.
Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в психологической структуре личности, обеспечивающее стойкую ориентацию, мотивацию, установку, господствующую потребность личности в реализации той или иной направленности.
А.А. Ухтомский считал, что возможно и необходимо создавать и управлять жизненно важными доминантами (доминанты на постоянное нравственное совершенствование, на лицо другого человека и на творчество, искание истины).
Доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию, становится при этом в педагогическом процессе целью и средством.
2.1. Классификационная характеристика технологии
- Уровень и характер применения: общепедагогический, проникающий.
- Философская основа: гуманистическая, коэволюционная.
- Методологический подход: системный, природосообразный, парадигмат саморазвития.
- Ведущие факторы развития: психогенные.
- Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
- Ориентация на личностные сферы и структуры: самоуправляющие механизмы личности.
- Характер содержания: обучающе-воспитательный, светский, общеобразовательный, гуманистический.
- Вид социально-педагогической деятельности: развивающая.
- Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + программный и самоуправление.
- Преобладающие методы: развивающие и саморазвития.
- Акценты целей
Внутренние процессы само (самопознание, самообразование, самоутверждение, саморегуляция и т.д.) осуществляются под влиянием всего комплекса личностных качеств (интеллект, направленность, мышление). Особую роль играет группа интегральных качеств, которая называется самоуправляющим механизмом личности.
Самоуправляющий механизм включает: потребности, способности, направленность и Я концепцию.
Технология саморазвития личности провозглашает новую цель школьного образования – формирование человека самосовершенствующегося
Эта цель включает подцели:
1) Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.
2) Формирование индивидуального стиля учебной деятельности ребенка.
3) Создание условий, способствующих процессам саморазвития, и блокирование условий, им препятствующих.
4) Концептуальные положения технологии саморазвития личности
5) Ученик – субъект, а не объект процесса обучения.
6) Обучение приоритетно по отношению к развитию.
7) Обучение направлено на разностороннее развитие с приоритетной областью
Ведущая роль методологических знаний в саморазвитии.
Все высшие духовные потребности человека – в познании, в самостроительстве, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации – являются потребностями саморазвития, стремлениями к самосовершенствованию. Использование этих потребностей для мотивации ученья – путь к повышению качества школьного образования.
Доминанта самосовершенствования – установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя – может быть сформирована педагогическими средствами на основе потребностей саморазвития.
На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.
Принцип сочетания управления учебно-воспитательным процессом со стороны учителя с саморегулированием учеником своей деятельностью.
С помощью идеи самосовершенствования можно подготовить выпускника, способного на общечеловеческой нравственной основе реализовать себя в современной жизни.
Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет высший уровень развивающего обучения.
III. Структура технологии саморазвития личности
А.А. Ухтомский сформулировал условия, необходимые для формирования доминанты на непрерывное нравственное самосовершенствование:
1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, дающей опыт успеха и тренинг достижений.
3. Адекватные уклад жизнедеятельности, стиль и методы внешних воздействий; условия обучения и воспитания.
На общепедагогическом уровне технология саморазвития личности включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы: рис. 1.[2]
1) «Теория» – освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента – теоретический курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс;
2) «Деятельность» – формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй половине дня;
3) «Уклад» – характер образовательного пространства ребенка, система неявных, скрытых факторов среды жизнедеятельности, влияющих на формирование у ребенка определенных качеств направленности.
Подсистема «Теория».
Вариации содержания и дидактической структуры учебных предметов определяются дидактическими подходами к их изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения и навыки, а также связанные с ними методологические знания.
Особую группу знаний, умений, навыков представляют знания по курсу «Самосовершенствование личности», который служит системообразующей и интегрирующей теоретической базой образовательного процесса.
Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. В технологии саморазвития ребенку открывается «тайна» процессов, идущих в его психике, серия специальных предметов и курсов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования.
Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программы учебных дисциплин, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретико-методологической базой для всех учебных предметов.
Курс построен с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка, а также дидактических соображений, и представляет следующую структуру по классам:
I - IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);
V кл. - Познай себя (психология личности);
VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);
VII кл. - Научи себя учиться (самообразование);
VIII кл. - Утверждай себя (самоутверждение);
IX кл. - Найди себя (самоопределение);
Х кл. - Управляй собой (саморегуляция);
XI кл. - Реализуй себя (самоактуализация).
В технологии саморазвития личности большое внимание уделяется освоению Самоуправляющих механизмов личности: они усваиваются и в специальном курсе, и при изучении основ наук.
Самоуправляющие механизмы личности в осознанной форме представляют собой особого рода знания - методологические, оценочные и мировоззренческие.
Важнейшей закономерностью, которой подчиняется деятельность самоуправляющих механизмов личности , является психологическая доминанта. Она придает психическим процессам и деятельности личности определенную направленность и активность в данной сфере.
Курс «Самосовершенствование личности».
В процессе занятий по курсу «Самосовершенствование личности» половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим
• психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;
• составление жизненных планов и программ самосовершенствования по разделам и периодам развития;
• осмысливание, рефлексию деятельности и поведения;
• тренинги и упражнения по самопознанию, самовоспитанию, самообразованию, самоутверждению, самовыражению, самоопределению и саморегуляции.
Системообразующим понятием курса служит Я-концепция, составляющая часть общей структуры личности, которая в значительной мере и определяет ее саморазвитие. Она служит важным регулятором процессов самовоспитания, источником ожиданий относительно собственного поведения и самого себя, определяет характер приобретения нового опыта и особенности его интерпретации, осуществляет регуляцию социального поведения личности, способствует достижению внутренней согласованности личности.
Подсистема «Деятельность»
Представляет, по существу, организацию той социокультурной среды, в которой удовлетворяются разнообразные потребности саморазвития ребенка. Внеклассная, внеурочная работа школы является полигоном для успешной и продуктивной самостоятельной и творческой деятельности учащихся во всем спектре их потребностей. Эта деятельность реализует второе условие А.А. Ухтомского, необходимое для формирования доминанты на самосовершенствование. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.
Содержание клубной работы школы группируется по следующим основным направлениям детской самодеятельности: общественная; художественно-эстетическая; краеведческо-экологическая; техническая; учебно-исследовательская и научная; трудовая (технологическая).
В начальной школе руководители кружков в своей работе руководствуются технологией И.П. Волкова. Ведутся творческие книжки школьника.
Сфера эстетики и нравственности в содержании технологии саморазвития широко представлена формированием общечеловеческих ценностей в учебном плане, во внеурочной творческой деятельности. При сложившейся в настоящее время в нашем обществе обстановке безыдейности формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенное с верой личности в самое себя и во все человеческое, будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования.
Подсистема «Уклад».
Третья группа условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому, для эффективного формирования у учащихся доминанты самосовершенствования, – это наличие определенного уклада окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватного целям формирования доминант самосовершенствования его личности. Уклад (по С.И. Ожегову) – это установившийся порядок, сложившееся устройство жизни. Он включает все воспитательное пространство, стиль и методы внешних воздействий, окружающий ребенка социально-психологический климат.
Наибольшую роль в структуре уклада играют четыре сферы жизнедеятельности ребенка: семья со своими культурными традициями, школа, средства массовой информации и, наконец, открытая уличная детская среда со своим особым стилем общения. По данным педагогической печати, влияние школы на развитие ребенка в настоящее время составляет до 20-30% от всех воздействующих на него средовых факторов. В технологии саморазвития этот показатель возрастает до 70-80%, что достигается с помощью создания в учебно-воспитательном пространстве специального уклада, направляющего ребенка на саморазвитие, на формирование умений и навыков самосовершенствования, на коррекцию доминанты в нужном направлении.
В учебно-воспитательном пространстве учебного заведения, заполненном разнообразными занятиями ребенка, можно выделить пять уровней уклада: методологический, внешкольный институциональный, внутришкольный институциональный уровень, функциональный и технологический уровни: рис. 1
3.1.Организация учебного процесса
Содержание и способы деятельности ребенка в технологии саморазвития имеет следующие принципиальные черты:
– превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;
– перенесение акцента с преподавания на учение;
– использование не только познавательной, но и разнообразной потребностной и нравственно-волевой мотивации деятельности учащихся;
– ставка на самостоятельную и творческую деятельность учащихся:
– активизация и стимуляция процесса осмысливания учения и жизнедеятельности, выхода субъекта в рефлексивную позицию;
– перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования 1)самоуправляющих механизмов личности и 2)способов умственной деятелности;
– систематическое и последовательное формирование общеучебных умений и навыков.
В содержании учебных предметов особо акцентируются те разделы, которые имеют большее значение для самовоспитания (проблемы нравственности, мировоззрения, общения и др.).
В технологии большое значение имеет также организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, деятельности и уклада.
3.2. Особенности методики
Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная.
Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.
Сверхзадачей частных методик в саморазвивающемся обучении является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса.
Межличностные отношения «учитель-ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.
Организация учебного процесса по предметам основана на:
• перенесение акцента с преподавания на учение;
• превращение педагогического руководства в самовоспитание и самообразование личности при приоритете организации учебно-воспитательного процесса;
• использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);
• приоритет самостоятельных методов и приемов.
Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в саморазвивающемся обучении используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях).
В технологии саморазвивающегося обучения большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.
- Одни “прорастают” в другие. Их формирование - единый многоаспектный процесс, который и должен быть предметом психологии учения. Она не имеет права игнорировать процессы спонтанного (или во всяком случае прямо нерегулируемого) развития.
- “Житейские” понятия ситуационно связаны, предполагают движение сознания ребенка в “смысловом поле”. Знание ребенка - ситуативное знание (имеется в виду не обязательно наличная, но обобщенная и воображаемая ситуация).[3]
- Ситуативное и внеситуативное, теоретическое знание соответствует двум изучаемым современной психологией формам ментальной репрезентации информации: категориальной (сетевой) и схемной (сценарной, динамической).
- Развитие познания у ребенка - это поэтапное формирование обеих форм ментальной репрезентации в их единстве и взаимообусловленности.
- Ситуативное (образное) представление информации предполагает обращение к понятию предметного значения как чувственного (образного) эквивалента вербального значения, как строительного материала образа мира.
- Именно введение предметного значения позволяет примирить теоретический характер знания о мире с преодолением вербализации мира.
- Концепция содержательного обобщения развивалась и развивается на материале предметов, ориентированных больше на структуру и средства нашего знания о мире, нежели на сам этот предметный мир.
- Не всякое научное описание предмета (его научная модель) является по определению его научной теорией, т.е. отображает его глубинные, принципиальные характеристики и связи.
Зрелый уровень самосовершенствования характеризуют:
1. одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;
2. устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;
3. владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;
4. осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;
5. высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;
6. творческий характер деятельности человека;
7. результативность, эффективность самоформирования личности.
К такому уровню самовоспитания ребенок должен подойти в результате применения определенной педагогической технологии, нацеленной, сориентированной на самовоспитание и саморазвитие.
Заключение
Саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.
По данным современной науки, ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся особыми молекулярными структурами (генами). На процесс такого программного биогенного развития накладывается влияние среды, в которой человек живёт и действует, в которой происходит процесс его социализации (отражение общественного опыта и норм в сознании).
Саморазвитие – непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные Цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации. Самоутверждение дает возможность либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности.
Саморазвитие идет по пути самоутверждения себя в разных видах деятельности. Один из них – игровой, где реализуется потребность в признании себя как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.
Используемая литература
1) Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 2. – М.: Народное образование, 2006. Стр. 58-79
2) Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998. Стр 34-40
3) Селевко Г.К. Что такое технология саморазвития школьников // Народное образование. – 2000. – № 9.
4) http://www.selevko.net/2techusel.php
Приложение
Рис. 1. Общая структурная схема технологии саморазвития личности школьника[4]
[1] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 2. – М.: Народное образование, 2006.
[2] См. в разделе Приложений
[3] Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. -М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
[4] http://www.selevko.net/2techusel.php