Технология разработки программного продукта

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Кафедра информационных технологий обучения

Специальность 230115 «Программирование в компьютерных системах»

МДК 03.01. Технология разработки программного обеспечения

Тема 1.1. Технология разработки программного продукта

Разработка электронного пособия  по теме: «Основы алгоритмизации»

Курсовая работа

Выполнил: студент  III курса

 Балаганский Александр Сергеевич

Руководитель: Пономарева

Ольга Ивановна

Волгоград

2016 г.


Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Электронный учебник – необходимый элемент современного образования.4

1.1. Электронный учебник — новый жанр учебной литературы.. 4

1.2 Анализ предметной области. 5

1.3 Классификация электронных учебных изданий. 6

1.4 Методика использования электронного учебного пособия в учебном процессе. 9

1.5 Технология создания электронного мультимедийного учебника. 10

1.6 Среды для создания электронного учебника. 12

1.7 Место электронных учебных пособий в современном образовании. 14

1.8      Формальные показатель по использованию электронных учебных пособий в образовательном процессе  15

1.9      Средства реализации электронных учебных пособий. 17

Глава 2. Электронное учебное пособие по курсу «Основы алгоритмизации» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах». 19

2.1Структура и содержание электронного учебного пособия. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 23

Введение

Актуальность темы. В настоящее время активно разрабатываются компьютерные инструментальные средства для ведения учебных курсов. Практически по всем направлениям учебных дисциплин создаются электронные учебники и самоучители.

Однако создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет - технологий, является непростой технологической и методической задачей. Тем не менее индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности  и социальной значимости. К примеру, компьютерные средства обучения полезны при самостоятельной и индивидуальной работе, они очень важны для личностно - ориентационной системы обучения.

В этой связи актуальной является разработка адекватных современным идеям развития образования концепции построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебников.

Учебник - это основной инструмент обучения, книга, предназначенная для обучения определенному учебному предмету, содержащий систематическое изложение знаний, подлежащий обязательному усвоению учащимися.

Электронный учебник - в большей степени инструмент обучения и познания, а его структура и содержание зависят от целей его использования. Он и репетитор, и тренажер, и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в линейных технологиях и коммуникационных системах.

В отличие от классического бумажного варианта учебника, электронный учебник предназначен для иного стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала. Учебно-информационный текст электронного учебника должен быть четко иерархически сконструирован по содержанию. Верхний уровень иерархии отражает основные понятия и концепции предметной области. Более низкие уровни должны последовательно детализировать и конкретизировать эти понятия. При этом необходимо четко обозначить определения, примеры, объекты и утверждения. Многоуровневость позволит изучать предмет с различной степенью глубины.

Выбранная тема курсовой работы Разработка электронного учебника на примере дисциплины «Алгоритмизация» является актуальной в силу того, что потребность в таком электронном учебнике несомненно есть, а самих учебников по данной дисциплине либо совсем нет, либо их количество крайне недостаточно.

Цель работы — разработать электронное пособие по теме «Основы алгоритмизации»

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.                  Изучить теоретические основы создания электронного учебника.

2.                  Проанализировать программные средства для создания электронного учебника.

3.                  Разработать структуру электронного учебника по теме «Основы алгоритмизации»

Объект — процесс создания электронного тестирующего комплекса.

Предмет — технология разработки электронного учебника по теме «Основы алгоритмизации».

Методы исследования:

1.                  Теоретические: изучение и анализ литературы по данному вопросу.

2.                              Моделирование тестирующего комплекса в среде

Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы будут интересны студентам специальности «Программирование в компьютерных системах», а программный продукт может быть использован преподавателями или студентами для самопроверки своих знаний.

Глава 1. Электронный учебник – необходимый элемент современного образования. 1.1. Электронный учебник — новый жанр учебной литературы



Электронный учебник является элементом образовательной среды. Она включает традиционные образовательные ресурсы, другие электронные учебники, человеческий фактор, государство, издателей и распространителей.

Безусловно, для школьного образования решающим является человеческий фактор в лице учителя, ученика, родителей, одноклассников. Необходимо помнить, что, по крайней мере в средней школе, высочайшим авторитетом является учитель. Каким бы совершенным ни был электронный учебник, если учитель не рекомендует его на родительском собрании, у такого учебника нет никаких шансов добраться до ученика. Мимо учителя ученику попадает то, что родители или сами ученики приобретают в торговой сети или находят в ИНТЕРНЕТе. Сегодня отсутствуют серьезные издания, в которых содержится обоснованная и квалифицированная критика, позволяющая покупателю ориентироваться среди существующих электронных учебников. Единственными ориентирами являются цена и коммерческая реклама, а также советы друзей и знакомых. Ничтожно малые по сравнению с количеством домашних компьютеров тиражи электронных учебников обусловлены тем, что учителя просто не знают о существовании и возможностях электронных учебников и поэтому не участвуют в формировании спроса на них.

Другим элементом образовательной среды является государство в лице государственных образовательных учреждений и органов управления образованием. К сожалению, государство почти на десять лет (с 1992 по 2000 гг.) было исключено из проблемы электронных учебников. Основная роль государства, по моему мнению, должна состоять в подготовке педагогических кадров, владеющих методами использования электронных учебников в учебном процессе, а также в реализации пилотных проектов. В 2001 году, после длительного перерыва, начинается крупный государственный проект "Компьютеризация сельских школ", включающий активную работу с электронными учебниками.

В условиях пассивности государства наибольшую известность и распространение сегодня имеют электронные учебники, имеющие мощную коммерческую поддержку. Российский рынок электронных учебников (до 60 тысяч школ и несколько миллионов домашних компьютеров) поделен между четырьмя крупными дистрибьюторами, то есть фактически является монопольным. В этих условиях не может работать механизм свободной конкуренции. Монополистам просто невыгодно полноценно финансировать издание электронных учебников, отвечающих современным требованиям. Более выгодно и менее рискованно финансировать мероприятия по традиционному маркетингу недорогих в разработке изданий, а также распространение локализованных зарубежных электронных учебников.

Все сказанное имеет непосредственное отношение к архитектуре электронных учебников. Диспропорции рассмотренных элементов образовательной среды обуславливают примитивность большинства архитектурных решений и программной реализации электронных учебников. Даже по самым востребованным школьным дисциплинам существуют считанные единицы электронных учебников. По некоторым дисциплинам или разделам школьного курса их вообще нет. И это в то время как соответствующие полиграфические издания исчисляются десятками, если не сотнями. А суммарные тиражи книг и брошюр составляют десятки и сотни тысяч. Фактор цены, на который часто ссылаются как на важное ограничение распространенности электронных учебников, на самом деле является вторичным. Ведь у "пиратов" есть дешевые копии всех разрекламированных электронных учебников, но это не означает, что эти учебники активно используются школьниками и учителями. Чтобы убедиться в этом, достаточно задать вопрос об электронном учебнике учителю Вашего ребенка или родителям его одноклассников. Это означает, что даже дешево купленные электронные учебники "не работают" и стихийно возникающий спрос умирает в зародыше.

Эту проблему эту, по моему мнению, должно решать государство. Прежде всего, через совершенствование подготовки учителей и их поощрение к овладению современными образовательными технологиями.

1.2 Анализ предметной области

За последние десятилетия наблюдается существенное увеличение объемов и сложности учебных материалов, изучаемых во многих учебных заведениях. Большие трудности часто возникают при оперативной подготовке, изготовлении и распространении учебных пособий различных видов. Указанные факторы негативно сказываются на качестве подготовки обучаемых. В связи с этим большое внимание уделяется применению прогрессивных методик обучения, в том числе предполагающих использование вычислительной техники. Это позволяет существенно повысить качество и эффективность учебного процесса. Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные учебники.

В настоящее время существует множество определений электронного учебника, вот некоторые из них:

это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого;

это электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания;

это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета.

Электронные учебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:

начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;

базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

развитие способностей к определенным видам деятельности;

восстановление знаний и умений.

Электронные учебники могут быть использованы на всех уровнях образования: в школах и колледжах, институтах и университетах, для повышения квалификации.

В ходе анализа были выявлены следующие проблемы:

нехватка литературы на всех этапах изучения, и, как следствие, сложность организации самостоятельной работы;

разноуровневый подход при изучении дисциплины на разных этапах;

большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине быстрого устаревания информации.

Вышеуказанные аспекты явились причиной начала курсовой работы.

1.3 Классификация электронных учебных изданий

Анализ существующих сегодня электронных учебных изданий показывает, что они имеют многослойный характер и требуют классификации. С одной стороны, по выполняемым функциям их можно отнести к учебным изданиям и соответственно, применить к ним принципы классификации, используемые для учебной книги. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий, и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. С третьей стороны, по технологии создания они являются программным продуктом и к ним может быть применен Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93. Поэтому в основу классификации электронных учебных изданий положены общепринятые способы классификации как учебных, так и электронных изданий, и программных средств.
Учебные издания различают: 
•по функциональному признаку, определяющему значение и место учебных изданий в учебном процессе;
•по целевому назначению; 
•по характеру представляемой информации; 
•по организации текста; 
•по форме изложения.
Электронные издания различают:
•по наличию печатного эквивалента;
•по природе основной информации;
•по целевому назначению;
•по технологии распространения;
•по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания;
•по периодичности;
•по структуре.
 Исходя из описанных в современной литературе и общероссийских стандартах критериев, электронные учебные издания следует различать по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, по структуре, по характеру представляемой информации, по форме изложения, по целевому назначению, по наличию печатного эквивалента, по природе основной информации, по технологии распространения, по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.
 В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных пофункциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, и применима к электронным учебным изданиям:
•программно-методические (учебные планы и учебные программы);
•учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
•обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
•вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).
 Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу контролирующие электронные учебные издания, к которым следует отнести тестирующие программы и базы данных.
 Электронные учебные издания по структуре можно разделить на однотомные (выпущенные на одном машиночитаемом носителе) и многотомные (состоящие из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе, представляющие собой единое целое по содержанию и оформлению). Также можно выделить серийные электронные издания, включающие совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении. 
 По характеру представляемой информации можно выделить такие устоявшиеся виды электронных учебных изданий, как учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия, книга для чтения.
 По форме изложения материала электронные учебные издания могут быть разделены на конвекционные (реализуют информационную функцию обучения), программированные (созданные с помощью средств программирования), проблемные (базируются на теории проблемного обучения и направлены на развитие логического мышления) и комбинированные, или универсальные (содержат отдельные элементы перечисленных моделей).
По целевому назначению электронные учебные издания могут быть разделены на пять основных групп:
•для школьников,
•для бакалавров, 
•для дипломированных специалистов, 
•для магистров, 
•для взрослых. 
 Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.
По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных учебных изданий:
•электронный аналог печатного учебного издания - электронное учебное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);
•самостоятельное электронное учебное издание - электронное издание, не имеющее печатных аналогов. 
По природе основной информации выделяются следующие виды электронных учебных изданий:
•текстовое (символьное) - электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;
•изобразительное - электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
•звуковое - электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;
•программный продукт - самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;
•мультимедийное - электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами. 
По технологии распространения можно выделить:
•локальное электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
•сетевое электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
•электронное издание комбинированного распространения, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого. 
По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания можно выделить две группы: 
•детерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем); 
•недетерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем).

1.4 Методика использования электронного учебного пособия
в учебном процессе

Для использования этого электронного пособия необходим компьютер с операционной системой Windows 98 и выше и любой Интернет-браузер.

Опишем способы организации учебного процесса с использованием электронного учебного пособия «Элементы высшей математики».

Лекционные занятия. Основное направление данных занятий заключается в освоении студентом теоретических положений: понятий, теорем, на которых основывается данная прикладная дисциплина (в основном это математические понятия). Теоретические занятия можно вести по традиционной методике, а учебное пособие использовать для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения.

В тоже время не стоит забывать, что электронное учебное пособие — это не самоучитель, предназначенный для абсолютно самостоятельного изучения предмета. Электронное пособие, как и его традиционный аналог, выполняет функцию сопровождения живого преподавателя, который даёт основные методические разъяснения, ставит цели и задачи, проверяет выполненную работу и отвечает на вопросы (порой нестандартные и выходящие за рамки изучаемой темы) обучаемого.

Практические занятия. Данное пособие содержит в себе весь необходимый учебный материал для практических работ: постановка задачи, необходимые теоретические сведения.

Самостоятельная работа. Для самостоятельной работы студентам предложены некоторые дополнительные темы для изучения с прилагающимся контролирующим материалом, что позволило увеличить объём изучаемого материала и повысить интерес студента к изучаемой предметной области.

Самостоятельную работу студентов при изучении курса «Элементы высшей математики» с использованием разработанного учебного пособия можно организовать посредством следующей системы:

1.      работа с электронным изданием в библиотеке, подготовка к практическим занятиям;

2.      выполнение индивидуальных заданий по основным разделам курса;

3.      тематическая и индивидуальная консультация с преподавателями;

4.      подготовка к итоговой аттестации и сдачи зачётов и экзаменов.

Очень важен тот факт, что студент имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.

Использование в ССУЗе данного вида методического обеспечения позволяет:

·         интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс;

·         развивать познавательную самостоятельность студентов, их положительное отношение к познанию;

·         повысить интеллектуальный потенциал студентов;

·         подготовить специалиста с качествами, адаптированными к потребностям общества.

Использование этого электронного пособия позволит улучшить качество обучения для заочных, дистанционно-заочных форм обучения, а также сократить аудиторную нагрузку для дневной формы обучения, т. к. в последнее время подавляющее большинство студентов имеют дома персональные компьютеры.

Следует заметить, что к данному пособию при необходимости можно добавить и разработать те разделы, которые не вошли в электронное пособие, т.е. расширить его. Целесообразно включить сюда рабочую программу, тесты, перечень экзаменационных вопросов.

1.5 Технология создания электронного мультимедийного учебника

Основные понятия об электронном учебнике:

Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:

это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. УЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.- это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

Основные формы.

Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.

Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

Задачник. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема - подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.

Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла "автора". Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в учебный процесс ОУ.

Основные этапы создания учебника:

1выбор источников;

2разработка оглавления и перечня понятий;

переработка текстов в модули по разделам;

реализация гипертекста в электронной форме;

разработка компьютерной поддержки;

отбор материала для мультимедийного воплощения;

разработка звукового сопровождения;

реализация звукового сопровождения;

подготовка материала для визуализации;

визуализация материала.

) Выбор источников - при разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые

наиболее полно соответствуют стандартной программе,

лаконичны и удобны для создания гипертекстов,

содержат большое количество примеров и задач,

имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

) Разработка оглавления и перечня понятий - производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.

) Переработка текстов в модули по разделам - перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

) Реализация гипертекста в электронной форме -гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.

) Разработка компьютерной поддержки - разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

) Отбор материала для мультимедийного воплощения - изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

) Разработка звукового сопровождения - разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

) Реализация звукового сопровождения -производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийный компонент.

1.6 Среды для создания электронного учебника

В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.

В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.

Электронные учебники в формате Word, PowerPoint Office Word - текстовый процессор. Доступен под Windows и Apple Mac OS X. Позволяет подготавливать документы различной сложности. Поддерживает OLE, подключаемые модули сторонних разработчиков, шаблоны и многое другое. Основным форматом в последней версии является позиционируемый как открытый Microsoft Office Open XML, который представляет собой ZIP-архив, содержащий текст в виде XML, а также всю необходимую графику. Наиболее распространенным остается двоичный формат файлов Microsoft Word 97-2000 с расширением.doc. Продукт занимает ведущее положение на рынке текстовых процессоров, и его форматы используются как стандарт де-факто в документообороте большинства предприятий. Word также доступен в некоторых редакциях Microsoft Works. Главные конкуренты - OpenOffice.org Writer, StarOffice Writer, Corel WordPerfect и Apple Pages (только на платформе Mac OS), а также, с некоторыми оговорками AbiWord (в тех случаях, когда его возможностей достаточно, а малый объём и скорость работы при невысоких требованиях к ресурсам более важны).

Microsoft Office PowerPoint - приложение для подготовки презентаций под Microsoft Windows и Apple Mac OS X.

Нет нужды представлять документы в этих распространенных форматах. С их помощью можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.

Электронные учебники в формате Acrobat

Имеется прекрасно зарекомендовавший себя формат.PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems. Для чтения электронных учебников в этом формате применяется свободно распространяемая программа Acrobat Reader. Для создания же электронных учебников используется программа Acrobat с широкими возможностями, вполне доступная образовательным организациям. Многие миллионы электронных документов в мире выполнены именно в формате.PDF.

Электронные учебники в программе Flash MX

Применение технологии Flash позволяет быстро и эффективно создавать мультимедиа-приложения, оформленные анимацией, аудио- и видеофрагментами и способные реагировать на действия пользователя. Одной из главных особенностей этого пакета является возможность создания выразительных мультимедийных объектов, оптимизированных для размещения в Internet. Программа Flash MX 2004 обладает более удобным интерфейсом, средствами быстрого создания анимационных эффектов, а также расширенными возможностями для создания и управления Flash-роликами. Также имеется мощный и гибкий инструментарий, который позволяет осуществлять управление большими проектами, состоящими из множества взаимосвязанных документов.

Электронный учебник в программе 3D Studio MAX

3ds Max (3D Studio MAX) - полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk. Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа. Работает в операционных системах Microsoft Windows и Windows NT (как в 32 - битных, так и в 64 - битных). Весной 2010 года выпущена тринадцатая версия этого продукта под названием «3ds Max 2011».

Широко распространенных программ моделирования довольно много, однако одна из лучших программ трехмерного моделирования и искусства анимации для создания визуальных эффектов программа - 3D Studio MAX. 3DMAX позволяет смоделировать многое путем использования разнообразных базовых объектов. После построения геометрических объектов и должного их размещения к ним можно применять материалы, накладывать на геометрию текстуры. Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно, этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.

Объединение программ 3dmax и Flash MX позволяет создать в обучающие программы, позволяющие обеспечить внедрение новых технологий, соответствующих мировым стандартам в области информатизации. Благодаря использованию трехмерного моделирования 3dmax и удобному интерфейсу Flash новые компьютерные программы стали наглядны, красочны и интересны студентам.

Можно сделать учебник, используя готовые движки для сайтостроения, такие как WordPress, DLE и подобные. Это позволит сократить время на добавление и редактирование записей и страниц учебника.

Так же можно сделать учебник как веб-сайт, состоящий из html страниц и кода. Учебник такого рода будет легко редактировать и менять, к примеру, дизайн оформления. С помощью этого метода можно легко менять тексты, содержащиеся в учебнике.

В настоящее время существует много свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать наглядный, красочный и интересный для студентов электронный учебник.

1.7 Место электронных учебных пособий в современном образовании

Появление электронных учебных пособий можно воспринимать как качественно новую ступень информатизации образования. Началась информатизация отечественного образования в 1985 году (с государственной реформы образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ. На смену начальному адаптационному этапу, когда компьютер рассматривается как объект изучения, пришёл второй этап. характеризующийся использованием компьютера в качестве средства обучения.

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные и методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной, в основном, на коллективное восприятие информации. 

Электронные учебные пособия занимают всё большее место в нашей жизни. На сегодняшний день идёт активный процесс по созданию электронных учебных пособий и внедрение их в учебный процесс. Например, с 1 сентября 2011 года в 25 российских школах начался эксперимент по апробации и использованию в учебном процессе электронных учебников на базе электронных мобильных устройств (букридеров). Этот эксперимент проводился в рамках масштабного проекта по развитию электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения.

Букридеры — один из современных инструментов обучения, который может быть с равным успехом задействован и для изучения нового материала, и для самостоятельной работы учащихся. Такой учебник вмещает в себя весь учебный курс.

Электронные учебные пособия очень мобильны в плане пополнения и обновления контента, ведь их накопительные возможности ограничиваются только объёмом карты памяти. Они позволяют быстро и легко находить нужную информацию, делать закладки и заметки к прочитанному, а также объединять информацию в логические блоки. Кроме того, современные букридеры дают возможность использовать в учебном материале не только текст и иллюстрации, но и мультимедийный контент.

Однако главным, с точки зрения родителей и учителей, преимущество электронных учебников перед традиционными аналогами является небольшой вес и компактный размер. По их мнению, возможность избавить детей от необходимости ежедневно носить с собой тяжёлые ранцы с полным комплектом бумажных книг — это неоспоримое достоинство электронных учебных пособий.

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе ССУЗа позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и касочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всём её многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.

Наряду с этим существует, как минимум, два подхода к оценке электронных учебных пособий в современном образовании, определяющих стратегию и тактику внедрения электронных учебных пособий в повседневную образовательную практику. С одной стороны, электронные пособия являются неотъемлемым компонентом любой образовательной системы, входят в качестве структурных элементов в мультимедийные обучающие комплексы, а другой — могут рассматриваться как самодостаточный конечный продукт, успешно конкурирующий с традиционным учебником, изданным полиграфическим способом или полностью его заменяющий. Если первый подход представляется нам, безусловно, более перспективным, то второй — более актуальным. Аргументы в пользу актуальности второго подхода следующие.

Эффективность любого учебника во многом определяется его доступностью. В период сессии неудержимая страсть к знаниям охватывает всех студентов синхронно, а то время, когда каждый ССУЗ сможет обеспечить оперативный доступ к своему серверу одновременно сотням пользователей, к сожалению, ещё не наступило. Поэтому тиражирование электронных учебных пособий на CD и DVD носителях является очевидной необходимостью.

В процессе изучения учебного материала по электронному учебному пособию, кроме знаний по изучаемому предмету, студент исподволь получает навыки работы в компьютерной среде. В дальнейшем, уже созданное и «обкатанное» учебное пособие может быть успешно интегрировано в электронные обучающие комплексы и образовательные системы более высокого уровня, или размещён для открытого доступа на соответствующих сайтах.

Однако, следует учитывать тот факт, что использование электронного учебного пособия проходит эффективно лишь при реализации следующих педагогических условий:

·         Программное обеспечение, использованное при создании электронного учебного пособия, обладает универсальностью и многофункциональностью;

·         Структурные модули электронного учебного пособия реализуют полный набор условий при подготовке специалистов к профессиональной деятельности;

·         В электронном учебном пособии выполнены методические требования технологичности, системности, управляемости, эффективности;

·         Электронное учебное пособие адаптировано к обучению различных групп студентов, как по уровню подготовки, так и по индивидуальным особенностям.

Довольно распространённым является взгляд на электронное учебное пособие, как на программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел и часто объединяющий в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Здесь нужно чётко понимать, что пока электронное пособие — это не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, и не заменяет работу с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений.

Следует заметить, что в некоторых случаях, для ряда дисциплин электронное учебное пособие не будут иметь существенных преимуществ перед печатными изданиями, но там, где полноцветные, анимированные или видео иллюстрации являются неотъемлемой частью учебного процесса — им нет альтернативы. Обеспечить современное среднее образование качественными, хорошо иллюстрированными, легко обновляемыми, доступными по цене учебными пособиями не возможно без массового внедрения электронных пособий.

Таким образом, электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабжённую иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы.

1.8  Формальные показатель по использованию
электронных учебных пособий в образовательном процессе

Рассмотрим несколько формальных показателей по использованию электронных учебных пособий в образовательной деятельности:

1. Техническое оснащение учебного процесса. К неоспоримым достоинствам электронных учебных пособий относится возможность организации «живого» представления информации — мультимедийные технологии позволяют создать соответствующие модели, включить аудио- и видеофрагменты. Возможность наглядного изложения материала, привлечение внимания и многоканальный механизм подачи информации является ведущим достижением компьютерных образовательных систем. В этом случае преподаватель получает мощное средство, а студент — максимально эффективную возможность качественного усвоения материала.

Одновременно с этим повышаются требования к оборудованию рабочего места обучаемого. С одной стороны, оно должно быть оснащено соответствующими техническими средствами, необходимыми и достаточными для извлечения информации из учебного издания. С другой стороны, рабочее место должно отвечать требованиям безопасности для жизни и здоровья. Для работы с традиционными (бумажными) учебниками требования соблюдения правильной организации рабочего места наиболее строги для учеников начальной и средней школы. В тоже время требования к организации рабочего места при использовании машиночитаемых ресурсов прописаны в СанПиН (2.2.2-2.2.4) и для взрослого населения.

2. Эргономические аспекты восприятия информации. Требования безопасности для жизни и здоровья имеют особое значение для организации электронного учебного пособия. Как и в традиционном учебнике, здесь очень важно правильное размещение текстового и иллюстративного материала. В дополнении к общим дидактическим правилам изложения материала в электронном пособии существуют особые требования, связанные с нелинейной (экранной) структурой документа. Качество восприятия, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависит от расположения материала на экране компьютера, от навигационных переходов между страницами.

В большинстве публикаций, посвящённых организации электронных учебных пособий, указываются следующие параметры:

·         чётко структурированная информация, представляющая логически законченный фрагмент и представленная в виде гипертекстовой системы;

·         включение аудио- или видеоинформации с возможностью повтора с любого места;

·         активное использование пояснительной и справочной информации: контекстная справка на объекте, справочная система (F1), переход к словарям и тезаурусам и т.п.

Эргономические требования отражают и максимально удобные объёмы текста (читаемость с экрана), цветопередачу и организацию подсказки, навигации, структуры окна.

3. Доступность учебника (книгообеспеченность). Требования технического обеспечения, ограничения по работе с компьютером могут явиться одним из показателей возможности использования электронных учебных пособий в образовательном процессе. С одной стороны, электронное учебное пособие с его мультимедийными возможностями и соответствующими техническими средствами может стать единственной возможностью получения знаний и официального образования. С другой стороны, в обществе существуют люди, которые не могут использовать электронные учебные пособия в силу физических или социальных ограничений.

Основным показателем качества обучения, согласно положению об аттестации учебного заведения, является доступность основной учебной литературы (книгообеспеченность учебного процесса). При рассмотрении традиционных учебников, вопрос книгообеспеченности решается простым делением экземпляров на число обучаемых. Использование компьютерной базы и электронных учебных пособий не меняет принципов расчёта книгобеспеченности, но определяет в качестве экземпляра электронного учебного пособия возможность одновременного его использования на одном или нескольких компьютерах (в этом случае электронное учебное пособие в локальной версии приравнивается к одному экземпляру традиционного издания, а сетевой — к такому числу, которое определяется точками доступа).

4. Сертификация электронного учебного пособия (гриф). Чтобы учебное издание могло называться учебным пособием, оно должно пройти экспертизу соответствующего центра и быть рекомендовано или допущено в качестве учебного пособия соответствующим Министерством или учебно-методическим объединением (о чём делается запись на титульном листе издания — гриф).

Для электронных учебных пособий установлен гриф «Рекомендовано». Срок действия грифа — 2 года (в то время как для традиционных учебников — 5 лет). [17] При этом возникает вопрос о том, как влияет на содержание электронного учебного пособия «быстро изменяющаяся компьютерная техника». Уточним, что большинство известных на сегодняшний день компьютерных программ с равным успехом работают на компьютерах различных конфигураций и под управлением различных версий операционных сред.

5. Индивидуальность восприятия информации. Согласно определению, приведённому О.В. Зиминой «Электронное учебное пособие должно максимально облегчить понимание и запоминание (причём активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и приёмов, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения».

Электронное учебное пособие затрагивает все каналы восприятия окружающего мира. Наглядность (видеоинформация, статичные иллюстрации, анимационные модели и схемы) позволяют получить достаточное представление о процессах, которые сложно понять по описанию. Видеоматериалы позволяют изменять масштаб объекта (съёмки микро- и макромира), изменять течение времени (ускоренная, замедленная, выборочная съёмка).

Многоуровневая форма подачи информации и заданный пользователем темп облегчают восприятие материала, позволяют вернуться к пройденному, просмотреть текст или видеофрагмент, повторно прослушать дикторский текст.

1.9  Средства реализации электронных учебных пособий

Средства реализации электронных учебных пособий можно разделить на группы, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

·         традиционные алгоритмические языки;

·         инструментальные средства общего назначения;

·         средства мультимедиа;

·         гипертекстовые и гипермедиа средства.

Проведём краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеем ввиду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространённые в нашей стране и имеющиеся в распоряжении нашего учебного заведения.

1. Традиционные алгоритмические языки. Характерные черты электронных учебных пособий, созданных средствами прямого программирования:

·         разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура электронного пособия, способ подачи материала и т.д.);

·         сложность модификации и сопровождения;

·         большие затраты времени и трудоёмкость;

·         отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания электронного учебного пособия, ориентированного на имеющуюся в наличии техническую базу.

2. Инструментальные средства общего назначения. Инструментальные средства общего назначения предназначены ля создания электронных учебных пособий пользователями, не являющимися квалифицированными программистами. Инструментальные средства общего назначения, применяемые при проектировании электронных пособий, как правило обеспечиваю следующие возможности:

·         формирование структуры электронного учебного пособия;

·         ввод, редактирование и форматирование текста (текстовый редактор);

·         подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);

·         подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);

·         подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др.

К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует отнести:

·         возможность создания электронного учебного пособия лицам, которые не являются квалифицированными программистами;

·         существенное сокращение трудоёмкости и сроков разработки электронного учебного пособия;

·         невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.

Вместе с тем инструментальные средства общего назначения имеют ряд недостатков, таких как:

·         далеко не дружественный интерфейс;

·         меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами, возможности;

·         отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.

3. Средства мультимедиа. Ещё до появления новых информационных технологий эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 его объёма. Если информация была представлена визуально — около 1/3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%. 

Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации — текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) — в интерактивный продукт.

Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов информационных ресурсов является заметно больший информационный объём.

4. Гипертекстовые и гипермедиа средства. Гипертекст — это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определённым текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управлять процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым к электронным учебным пособиям требованиям, как структурированность, удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно «выложить» на любом сервере и его можно легко корректировать.

В настоящее время существует множество различных гипертекстовых форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).

Для создания учебных материалов, представленных в виде Интернет-ресурсов, широко используются различные HTML-редакторы. Использование скриптовых языков позволяет сделать HTML-документ интерактивным и обеспечить передачу информации на сервер. Однако следует помнить, что наиболее распространённые браузеры Interney Explorer и Netscape Communicator используют разные версии языка HTML, поэтому при подготовке материалов не следует использовать команды разметки, не входящие во множество команд, поддерживаемых как тем, так и другим браузером. Следует также учесть, что язык HTML достаточно динамично развивается, так что документы, удовлетворяющие новому стандарту языка, могут некорректно воспроизводиться старыми версиями браузеров.

Принимая решение о предоставлении учебных материалов через Интернет, необходимо учитывать, что долгое ожидание реакции сервера, разрыв соединения и тому подобные ситуации, связанные с использованием on-line технологий при плохом качестве телекоммуникационных каналов, нарушают нормальный ход учебного процесса и негативно влияют на отношение учащегося к сетевому доступу. Кроме того, использование браузеров для просмотра накладывает дополнительные ограничения на характер представленной учебной информации.

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что средства создания электронных учебных пособий позволяют: использовать в учебнике практически неограниченное количество иллюстраций (фото, видео, аудио, графика, анимация и т.п.); оперативно модернизировать и дополнять содержание учебника в соответствии с требованиями учебного процесса; оптимизировать структуру пособия, используя гиперссылки и технологию «книга в книге»; размещать в учебном пособии любой объём справочного и вспомогательного материала без ущерба для основного текста; включать в учебник тесты для самопроверки и модуль контроля знаний (например, контрольные работы для заочников).

Что касается авторов электронных пособий, то процесс создания электронного учебного пособия требует одновременно знаний как в предметной области, для которой создаётся электронное издание, так и в области информационно-коммуникационным технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов — лектора-предметника и специалиста-программиста.

При этом любые знания по информационно-коммуникационным технологиям являются чрезвычайно полезными для лектора-предметника, но отнюдь не обязательными.

Следует заметить, что слабые знания преподавателя о программном обеспечении не является препятствием, однако необходимо ознакомиться с существующими учебниками и обучающими программами не только в своей предметной области, но и в смежных направлениях.

При этом основная цель — изучить возможности современных информационно-коммуникативных педагогических технологий в процессе обучения конкурентоспособных специалистов в условиях российского информационного и телекоммуникационного общества, обратив особое внимание на аудио- и видеофрагменты, способы визуализации формул, графиков, рисунков и таблиц. Главное здесь — сами средства передачи знаний обучающемуся, а не то, как их программно реализовать.

В условиях недостаточного количества учебников по различным дисциплинам значимость пособий, ещё более возрастает значимость пособий, изготовленных студентами самостоятельно. Для студента процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и пониманием тематики учебного материала, охватываемого данным учебным пособием. Таким образом, включаясь в процесс конструирования, студент сможет более тщательно изучить предметный материал, по которому создаётся электронное учебное пособие.

Глава 2. Электронное учебное пособие по курсу «Основы алгоритмизации» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»

2.1Структура и содержание электронного учебного пособия

Целью исследовательской работы являлась разработка электронного учебного пособия «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети».

Разработку электронного учебного пособия по курсу «Элементы высшей математики» было решено осуществлять на языке гипертекстовой разметки HTML.  Несомненным достоинством HTML является то, что учебные пособия, созданные на его основе, не обязательно требуют подключения к сети Интернет и могут быть переданы обучающемуся в виде файлов на любом носителе, что может использоваться для организации обучения в локальной сети или на локальном компьютере. В качестве «плюсов» использования электронных учебных пособий, созданных с использованием HTML, можно отметить следующее. Прежде всего, это использование гиперссылок, позволяющих практически мгновенно перемещаться внутри учебника, а при наличии удаленного доступа – использовать ресурсы сети Интернет.

В качестве редактора языка HTML мы использовали Noteped++, который является свободным текстовый редактор с открытым исходным кодом для Windows с подсветкой синтаксиса большого количества языков программирования и разметки.

При разработке электронного учебного пособия была сделана попытка удовлетворить следующим требованиям:

·         лаконичность изложения, свойственную конспекту лекций;

·         наличие типовых задач с решениями, а также задач для самостоятельного решения, что отличает задачники;

·         систематизированный и автономно замкнутый материал, присущий справочникам;

·         гипертекстовый формат материала с большим количеством многоуровневых ссылок, увязывающих весь материал в единое целое.

Состав электронного учебного пособия определен приказом  Минобрнауки России от «6» мая 2005 г.№ 137  и включает учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники – позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы. Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевых ресурсов.

Руководствуясь данным нормативным документом и реализовав учебное пособие в виде HTML-документов, мы получили хорошо структурированный электронный учебник

В результате пособие разбито на семь основных тем, которые реализованы в виде вертикального меню (рис. 1): основы алгоритмизации, основные конструкции языка Паскаль , управляющие конструкции Турбо Паскаль, структурированные типы данных, процедуры и функции, файлы, объектно-ориентированное программирование.

1.Содержание

Рис1. Содержание учебника

2.Основы алгоритмизации

Рис2. Страница раздела «Основы алгоритмизации»

На данной странице располагаются ссылки на темы, которые выделены на теоретическое изучение. Переходя уже непосредственно по ссылке темы пользователь попадает на страницу с лекционным материалом по выбранной теме. Краткое изложение лекционного материала обусловлено тем, что электронное учебное пособие является приложением к традиционному учебнику на бумажном носителе, поэтому в нём содержится только краткое изложение лекции — формулировки основных определений и понятий.

Для того, чтобы акцентировать внимание студента на самых важных моментах — определения, формулы и примеры специальным образом выделены из общего массива лекционного текста (рис. 3).

Рис3. Акцентирование внимания на отдельные элементы массива текста

Рис4. Страница раздела «Основные конструкции языка Паскаль»

Рис5. Страница раздела «Управляющие конструкции языка Турбо Паскаль»

Рис6. Страница раздела «Структурированные типы данных»

Рис7. Страница раздела «Процедуры и функции»

Рис8. Страница раздела «Файлы»

Рис9. Страница раздела «Объектно-ориентированное программирование»

В данных разделах представлены перечни тем, которые запланированы на выполнение практических работ. Переходя уже непосредственно по ссылке темы пользователь попадает на страницы, где представлены пошаговые решения типичных задач, упражнений и прохождение теста для закрепления знаний по данному учебному курсу с выдачей минимальных пояснений и ссылками на разделы теоретического курса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученного материала можно сделать вывод о практической ценности электронных учебных пособий. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабжённую иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, электронное пособие даёт больше возможностей обучаемому для самостоятельной работы, позволяет выбрать глубину изучения темы. Также важное значение электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично меняющейся парадигмы образования.

Такие возможности, как использование гипертекста и мультимедиа, многослойность учебного материала, были реализованы и подготовлены в пособии. Текст был снабжён наглядными и справочными материалами благодаря технологии гиперссылок.

Таким образом, подготовленное электронное учебное пособие обладает следующими преимуществами: облегчает понимание изучаемого материала за счёт иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, его уровнем подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.

Студентам, пропустившим занятия, электронные учебные пособия помогают самостоятельно освоить пропущенный материал, выполнить практические и лабораторные работы. Также, электронные пособия позволяют студентам быстро и эффективно подготовится к уроку, докладу, контрольной работе и экзамену.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что правильно составленное электронное учебное пособие является ключевым дидактическим звеном информационно-коммуникационной технологии обучения в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов XXI века. А также, что электронные учебные пособия являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.

На основе изученной методики по созданию электронных образовательных ресурсов была разработана концепция электронного учебного пособия по курсу «Элементы высшей математики». По разработанной концепции создано и наполнено электронное учебное пособие в формате HTML.

Цель исследовательской работы достигнута — электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети» спроектировано и разработано с учётом всех требований к данному виду электронного образовательного ресурса. Оно структурировано, удобно в обращении, содержит наглядность изложенного материала. Для удовлетворения всем требованиям при создании пособия были использованы гипертекстовые технологии. Электронное учебное пособие разработано с помощью HTML — языка разметки, удобного в изменении содержания файлов с расширением .html и создания гиперссылок. В проекте содержится курс лекций по «Элементам высшей математики», упражнения для практических работ и задачи для самостоятельной работы студентов, а так же глоссарий и методические рекомендации по использованию пособия.

В результате создано электронное учебное пособие, которое обладает свойствами делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей, так как пособие по курс «основы алгоритмизации» отражает основное научное содержание данной учебной дисциплины, помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе и контекстный текст), поиск которого в обычном учебнике затруднён, существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 389-391.

2.      Богомолов Н.В. Математика: учеб. для ссузов / Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 395, [5] с.: ил.

3.      Богомолов Н.В. Сборник задач по математике: учебное пособие для ссузов / Н.В. Богомолов. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2009. — 204, [4] с.: ил.

4.      Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки (http://ido.tsu.ru/ss/?unit=223)

5.      Григорьев В.П. Элементы высшей математики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Григорьев, Ю.А. Дубинский. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 320 с.

6.      Григорьев С.Г. и [др.] Концепция образовательных электронных изданий и ресурсов — шаг на пути к качественному образованию / Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В. // Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»- (http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php)

7.      Журбенко Л.Н., Никонова Г.А., Никонова Н.В., Нуриева С.Н., Дегтярева О.М. Математика в примерах и задачах: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 373 с. — (Высшее образование).

8.      Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина. — М.: Из-во МЭИ, 2013.

9.      Клюшин В. Л. Высшая математика для экономистов: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 448 с. — (Учебники РУДН).

Информация о файле
Название файла Технология разработки программного продукта от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 20:37
Дата обновления 10.5.2020, 20:37
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 296.6 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 383
Скачиваний 101
Оценить файл