Технологии социальной РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Описание:
гарантированного государством минимума предоставляемых пожилым людям социальных услуг с тем, чтобы поддержать соответствующий уровень безопасности, комфортности жизнедеятельности в пожилом и престарелом возрасте; обеспечить пожилым гражданам благоприятные условия для реализации их прав и законных интересов, участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни; обеспечить защиту граждан пожилого возраста от недобросовестных или противоправных действий в сфере социальной защиты
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальных технологий и туризма

кафедра социальной работы и туризма

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «»

На тему:

«Технологии социальной РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ»

Выполнила:

Студентка группы

Мадина

Проверила:

д.п.н., профессор

Бегидова С.Н.

Майкоп,

2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...

3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ…………………………………………………….……………….

6

1.1.         Социально-экономические проблемы пожилых людей в России…...

6

1.2.         Классификация социальных технологий и их специфика в социальной работе………………………………………….………….

11

1.3.         Особенности технологий социальной работы с пожилыми людьми

16

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ Г.МАЙКОПА С ПОЖИЛЫМИ  ЛЮДЬМИ…………….........................................................

27

2.1. Основные направления деятельности комитета по труду и социальной защите населения г.Майкопа с пожилыми гражданами……...

27

2.2.    Пути совершенствования социальной работы с пожилыми людьми…………………………………………………………………………

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................
................

37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

40

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................
...............

45

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы. Необходимо отметить, что в течение последних 50 лет стремительно развивается процесс демографического старения населения в мировом масштабе. Во всех странах увеличивается доля пожилых людей и, соответственно, снижается доля молодых людей. Уже в 2002 г. каждый десятый житель планеты принадлежал к возрастной группе старше 60 лет, а к 2050 г., по некоторым демографическим прогнозам, уже каждый пятый будет принадлежать к этой группе [29, с.11].  Процесс демографического старения населения характерен и для нашей страны. Возрастная структура населения современной России соответствует типу «глубокой демографической старости», так как количество пожилых людей в общей структуре населения уже достигло 20% и продолжает стремительно расти [53, с.56].

Уже сегодня каждый пятый житель нашего государства относится к социально-демографической группе пожилых людей. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи - пожилой человек. Поэтому проблемы людей старшего поколения можно считать всеобщими. Большинство этих проблем сами граждане пожилого возраста собственными силами решать не в состоянии. Это порождает большие требования к государству, возлагая на него дополнительные обязанности по оказанию социальной помощи и социальной защиты, составной частью которой является система социального обслуживания граждан пожилого возраста. Последняя представляет собой один из необходимых механизмов для решения или смягчения многих проблем и более полной реализации возможностей упомянутой группы граждан, вносит элементы улучшения качества их жизни, способствует оптимизации их жизненного уклада. Поэтому в ближайшие годы значимость использования социальных технологий в работе с людьми старшего возраста будет возрастать.

Степень изученности проблемы. Теоретическим аспектам социальной работы с пожилыми гражданами посвящены работы таких известных исследователей, как Фирсова М.В., Холостовой Е.И., Павленка П.Д., Басова Н.Ф., Гусловой Н.М, Курбатова В.И.. и др.

Проблемы качества жизни пожилых лиц рассматриваются в трудах Белоконь О.В., Ведякина А.С., Золоторевой Т.Р.

Подробному изучению социальных технологий посвящены работы Иванова В.Н., Патрушева В.И., Нагорновой А.Ю., Зайнышева И.Н., Яшимова Г.А.

Основные направления развития системы социального обслуживания пожилых граждан  в  Российской Федерации рассматриваются в трудах Елина К.Я., Романычева И.С., Еруслановой Е.И.

Объектом курсовой являются технологии социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации.

Предметом курсовой выступают приемы и методы, применяемые социальными службами и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы с пожилыми гражданами.

Целью  курсовой работы является изучение сущности и содержания технологий социальной  работы с гражданами пожилого возраста.

В соответствии с целью работы была предпринята попытка решить следующие задачи:

- рассмотреть основные социально-экономические проблемы пожилых людей в России;

- изучить понятие, классификацию социальных технологий и их специфику в социальной работе, а также особенности технологий социальной работы с пожилыми людьми;

- изучить направления деятельности с пожилыми людьми в комитете по труду и социальной защите населения г.Майкопа;

- рассмотреть пути совершенствования социальной работы с пожилыми людьми.

Структура и объем дипломной работы. Представленная работа включает введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованных источников и  литературы, а также приложения.

В первой главе раскрываются теоретические подходы к изучению проблемы социальных технологий с пожилыми людьми, а также их специфике в социальной работе.

Вторая глава посвящена изучению деятельности комитета по труду и социальной защите населения г.Майкопа по социальной работе с пожилыми людьми и рассмотрению путей совершенствования социальной работы с данной категорией граждан.

 .

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

1.1.         Социально-экономические проблемы пожилых людей в России

В структуре населения Российской Федерации пожилые люди всех возрастов составляют сегодня около 23-24 % населения. В масштабах всего мира, по оценкам экспертов Организации объединенных наций (ООН) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), число людей старше 60-ти лет к 2025 году достигнет 1,2 миллиарда, причём, ожидается наиболее радикальный рост возрастной группы старше 80-ти лет [31, с.71]. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что для современного общества и его демографического развития характерна тенденция активного старения населения. Её формирование и существование объясняется следующими причинами: во-первых, изменение демографического поведения людей (более позднее вступление в брак, низкий уровень рождаемости и т.п.). Во-вторых, совершенствование медицинских технологий и системы медицинской помощи населению и рост средней продолжительности жизни. В-третьих, постоянное совершенствование системы социальной поддержки пожилых людей в обществе. Всё это создаёт возможность для более длительной и более комфортной жизни человека в обществе. И всё же, и в России, и во многих других странах мира пожилые продолжают оставаться одной из наименее защищённых социальных категорий населения [43].

Таблица 1

Распределение населения по старшим возрастным группам в России

(тыс. чел)

1926

1939

1959

1970

1979

1989

2002

2004

2005

Все население

92681

108377

117534

129941

137410

147022

145167

144134

143801

60-64

2430

2775

3590

5510

5065

8360

7983

6387

5213

65-69

1721

2079

2664

4181

5492

4510

6345

7021

7567

70 и более

2212

2426

4303

5806

8200

9646

12469

12325

12242

Продолжение таблицы 1

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Все население

143236

142863

142748

142737

142857

142865

143056

143347

143667

60-64

4458

4408

5014

5916

7832

7982

8380

8690

8948

65-69

7699

7572

6687

5565

4002

3913

3896

4453

5269

70 и более

12358

12605

13111

13554

14210

14219

14380

14099

13587

Как уже было отмечено, основным признаком принадлежности человека к такой социальной общности как пожилые люди, является возраст. В большинстве стран мира он составляет 60 лет и выше. В нашей стране пожилыми считаются граждане, достигшие возраста: женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет (период выхода на пенсию).

Социальная работа с этой категорией населения должна строиться исходя из присущих ей особенностей и тех социальных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своего социального и личностного функционирования.

К основным проблемам пожилого возраста относятся следующие:

1.Ограничение жизнедеятельности пожилых людей.

Это одна из наиболее острых и болезненных проблем, с которой сталкиваются многие члены общества, достигшие пожилого возраста и вынужденные, в силу возрастных особенностей, отказаться от многих привычных социальных ролей и статусов. В свою очередь, это приводит к значительному разрушению привычной для человека системы жизнедеятельности, резкому сокращению круга общения и других социальных возможностей.

2. Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми.

 Появление этой проблемы в жизни пожилого человека связано с прекращением им активной трудовой и производственной деятельности, разрывом устоявшихся социальных связей и отношений, а также, с устоявшимся, негативным отношением современного общества к пожилому возрасту и к старости. Пожилой возраст сегодня – это фактор, препятствующий восходящей социальной мобильности человека, это основание для несения тех затрат, которые вряд ли окупятся (затраты на социальную помощь пожилым), это дополнительная финансовая, социальная и нравственная нагрузка на общество и людей молодого и среднего возраста.

3. Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе.

Утрата привычного социального статуса, позволявшего на протяжении длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, приводит к серьёзным эмоциональным, психологическим, а, иногда, и физиологическим срывам

4. Наличия большого количества свободного времени и качество наполнения.

Возникновение этой проблемы обусловлено значительным изменением режима трудовой и производственной деятельности, которое является одним из следствий достижения человеком пожилого возраста. Утратив  необходимость посвящать значительное количество времени работе, человек не всегда в состоянии сам, без посторонней помощи найти адекватное своим новым возможностям занятие. В такой ситуации часто можно наблюдать две «крайние» возможности развития событий. Либо родные и близкие пожилого человека стремятся полностью освободить его от всех домашних проблем и дел, под предлогом того, что он заслужил отдых, его немощи и слабости. Либо, наоборот, домашние начинают воспринимать пожилого человека как «дополнительные рабочие руки» в домашнем хозяйстве, на которые можно переложить все заботы, в результате чего пожилой человек превращается в домашнюю прислугу [17, с.34].

Выстраивая систему социальной поддержки и помощи пожилым гражданам, современному обществу необходимо, во-первых, отказаться от распространённых стереотипов, согласно которым у пожилого человека резко снижается уровень потребностей и традиционными занятиями этой категории населения является ведение домашнего хозяйства и воспитание внуков Сегодня в пожилой возраст вступают люди, получившие хорошее образование, сделавшие успешную служебную карьеру и добившиеся значительных успехов в профессиональной и общественной деятельности. Их вряд ли устроит перспектива превратиться в «бесплатную рабочую силу» для ведения домашнего хозяйства.

Во-вторых, построение системы социальной поддержки и помощи пожилым людям возможно не только на основе существующих традиций, накопленного опыта и здравого смысла, но и на серьёзных теоретических основаниях.

В качестве такого основания могут выступать основные социальные теории старения, важнейшими из которых сегодня являются следующие.

1.Теория социального освобождения. Основное содержание этой теории заключается в признании того факта, что в процессе старения люди отчуждаются от тех, кто моложе и освобождают систему социальных ролей и статусов, связанных с руководящей и трудовой деятельностью, с личной ответственностью и т.п. Этот процесс неизбежен, так как занимаемые пожилыми людьми позиции должны в определённый момент переходить к молодым. Всё это является одним и способов приспособления пожилого человека к своим новым ограниченным возможностям и формой примирения с неизбежностью надвигающейся смерти.

Большая часть теоретиков и практиков социальной работы оценивают данную теорию как бесчеловечную, и сегодня она почти повсеместно вытесняется другими теориями [50, с.47].

2.Теория социальной активности. С точки зрения сторонников этой теории, в процессе старения люди теряют свои привычные социальные роли, в результате чего у них возникает чувство собственной «ненужности» и ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержания и охранения позитивного самочувствия и самосознания пожилому человеку не следует отказываться от активной жизни, наоборот, следует заняться новыми видами деятельности. На адаптацию людей к старости во многом влияет число освоенных им социальных ролей. Чем большим количеством социальных ролей овладевает человек, тем легче ему перенести утрату некоторых из них.

3.Теория социальных меньшинств и субкультуры. Сторонники этой теории придерживаются мнения о том, что старики – это одно из социальных меньшинств, чем и обусловлены их низкий социально-экономический статус, дискриминационные настроения и предубеждения в массовом сознании. Такое положение заставляет пожилых людей более чётко и жёстко очерчивать свои социально- групповые границы и формируют собственную систему социальных норм и ценностей, создавая особую «субкультуру старости».

Эта теория достаточно популярна в современной практике социальной работы с пожилыми людьми. Её реализация связана с созданием специальных мест компактного проживания пожилых людей, где есть всё необходимое для комфортной и безопасной жизни (микрорайонов, посёлков, пансионатов и т.п.).

Однако, в подобном подходе есть серьёзная негативная возможность, состоящая в том, что искусственно формируется замкнутая социальная среда, отчуждающая пожилых людей от других возрастных групп, от жизни остального общества.

4.Теория возрастной стратификации. С точки зрения сторонников этой теории каждое поколение людей уникально, неповторимо и обладает присущим только ему социальным опытом, который может и должен быть востребован и использован в интересах всего общества.

Все перечисленные теории рассматривают различные стороны процесса старения человека.

1.2. Классификация социальных технологий и их специфика в социальной работе

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения [42, с.106].

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т. д. Она базируется как на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, так и на дифференциации объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т. д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия в целях их оптимального функционирования, развития и совершенствования [19, с.70].

Различают социальные технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам и явлениям.

С точки зрения масштабности выделяютсяглобальные социальные технологии. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Внедрение глобальных технологий прямо или косвенно касается жизнедеятельности и социальной защищенности людей.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Региональные социальные технологии направлены на изучение  и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерное ее изменение.

Содержание информационных социальных технологий - это способы и приемы оптимизации информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.

Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие творческих способностей людей.

Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т. е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования.

Демографические технологии нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т. д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимодействия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

Среди управленческих технологий особую важность имеют административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) напрямую связан с осуществлением задач социальной работы.

Психологические технологии - это способы воздействия на психологические процессы, качества, явления и отношения, методы воздействия на установки, характер, реакцию, волю личности, межличностные взаимодействия.

Психофизические технологии направлены на изменение параметров процессов, происходящих внутри человека при возмущающих факторах. Данные технологии используются при оказании медико-социальных услуг населению.

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать общую трактовку социальных технологий, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, а также особенности объектов; субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как системы.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий в социальной работе может быть очень богатой. Это обусловлено тем, что социальная работа представляет собой относительно самостоятельную систему, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе следует помнить, что социальная работа – это, прежде всего, разновидность социальной системы, имеющей дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.

Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» слоев и групп населения. Именно в практической социальной работе в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

В соответствии с таким общим подходом можно далее конкретизировать технологии, применяемые в социальной работе (имеются в виду все три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (деятельность)).

Классификация технологий в социальной работе как виде практической деятельности может быть осуществлена по различным основаниям, так как социальная работа включает в себя такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. Главное здесь - учесть специфику объектов и видов социальной работы и их взаимосвязь. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и т. д.

Несмотря на общность этих технологий в работе с разными группами населения, они существенно разнятся, если учесть специфику объектов социальной работы.

Поскольку социальную работу можно рассматривать в широком и узком смысле, в зависимости от этого различают и технологии. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со «слабыми» слоями населения, то в первом - о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, помогали бы населению самому решать свои проблемы. Этого можно добиться также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих процесс функционирования и развития общества.

Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

Технологии в социальной работе различаются по своему уровню: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений.

Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. В частности, можно выделить «внешние» по отношению к клиенту социальные технологии - государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание - создать такие условия, чтобы человек (группа, слой) сам решал свои проблемы. Примером этого может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т. е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, организация собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процентов) для социального страхования и др.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с различными группами населения. Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями. Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

1.4.         Особенности технологий социальной работы с пожилыми людьми

Демографические процессы, затрагивающие жизнедеятельность граждан старшего поколения, обладают значительной устойчивостью, и управленческие воздействия в социальной работе с целью повлиять на неблагоприятные тенденции и добиться позитивных изменений требуют масштабных мер экономического, социального, организационного характера.

Основными направлениями социальной работы с пожилыми людьми в условиях современного общества являются социальная поддержка и социальная помощь. Социальная поддержка и социальная помощь являются общими технологиями социальной работы с пожилыми людьми.

 Социальная поддержка, при этом, направлена на создание условий и возможностей, необходимых для самореализации пожилого человека в новом социально-демографическом качестве.

Основными формами социальной поддержки пожилых людей являются:

- совершенствование и развитие системы пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания, в том числе, негосударственных пенсионных фондов;

- совершенствование системы пенсионного законодательства и системы

социальной поддержки и помощи пожилым людям в масштабах всего общества

- обеспечение и развитие трудовой занятости пожилых людей, с учётом их возможностей и способностей и при условии контроля за соблюдением их прав со стороны работодателей;

- создание и развитие системы учреждений для самореализации пожилых людей и их самоутверждения в новом социальном качестве (клубы, кооперативы, общественные организации и союзы);

- адресная социальная поддержка одиноких пожилых людей и пожилых

супружеских пар;

- формирование в обществе должного отношения к пожилым людям на

всех уровнях его организации.

Основной целью социальной поддержки пожилых людей должно стать обеспечение им возможности войти в новую систему социальных связей и отношений, сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и личностный потенциал.

Социальная помощь – это деятельность по полному или частичному решению ряда социальных проблем пожилого человека соответствующими организациями, учреждениями и специалистами. Для её реализации применяются следующие основные формы социальной помощи пожилым людям.

1.Социальное обслуживание, то есть, обеспечение пожилого человека всем необходимым в денежной или натуральной форме виде конкретных услуг.

Оно может осуществляться на дому, в домах и Центрах дневного пребывания или в условиях стационара и быть срочным, единовременным, решающим какую-либо насущную проблему, или систематическим, осуществляющимся на длительной или постоянной основе.

2.Социальные услуги, представляющие собой конкретизацию системы социального обслуживания на индивидуальном, личностном уровне. Чаще всего, пожилые люди нуждаются в таких социальных услугах как социально-медицинские, социально-бытовые, социально-правовые или социально-психологические [19, с.70].

И социальная поддержка, и социальная помощь пожилым людям реализуются в социальной практике на таких основных уровнях, как макроуровень и микроуровень социальной работы [31, с.13].

Макроуровень - это меры, принимаемые на уровне государства и общества по отношению к пожилым людям как к одной из социальных общностей. Основными его элементами являются:

- формирование социальной политики с учётом интересов пожилых людей;

- разработка и реализация соответствующих социальных федеральных программ;

- формирование системы социально-экономической поддержки пожилых

людей;

- подготовка специалистов для работы с ними.

Микроуровень социальной работы с пожилыми людьми – это меры, принимаемые конкретными лицами и структурами в отношении отдельного пожилого человека с учётом его личных особенностей социального окружения, возможностей конкретного специалиста. Оба эти уровня постоянно взаимодействуют между собой в реальной социальной практике, дополняя, конкретизируя, а, иногда, и компенсируя друг друга.

Грамотно и квалифицированно организованная социальная работа с такой сложной категорией населения, как пожилые люди, предполагает соблюдение ряда основополагающих принципов, таких как принцип государственных гарантий, доступности социальных услуг и равных возможностей их получения, личного согласия на получение социальной помощи, индивидуального подхода к её организации, доверительности и конфиденциальности.

В настоящее время для общества и государства актуальной является задача совершенствования и развития как системы организаций и учреждений, работающих с пожилыми людьми, в том числе, и негосударственных, так и совершенствование направлений и способов деятельности уже существующих структур.

В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:

- предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;

- содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни;

- соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;

- дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;

- выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;

- адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

- использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;

- ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;

- обеспечение информированности пожилых граждан, как и всего населения, о возможностях социальной помощи и услуг.

Единство концептуальных подходов и согласованность целей и принципов социальной работы с пожилыми людьми на всех уровнях социального управления должны способствовать получению ощутимых результатов социального обслуживания. Однако это не ограничивает проявления самостоятельности территориальных органов социальной защиты населения, имеющих возможность детально учитывать социально-экономический, социальный и социокультурный контекст конкретного региона или местности.

Территориальным органам социальной защиты населения предоставляются реальные возможности оптимального и оперативного реагирования на изменения положения лиц «третьего возраста» и использования различных социальных технологий работы с данной категорией граждан.

В технологии социального обслуживания населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной работы пожилых людей:

1. пенсионное обеспечение;

2. система льгот и преимуществ пожилым людям;

3.социальное обслуживание пожилых людей в стандартных и нестандартных условиях.

Постоянно прогрессирующий рост цен на продукты питания, товары народного потребления, коммунально-бытовые и другие услуги не позволяет большинству пенсионеров преодолеть «черту бедности».

Социально-экономическая обстановка в России, в том числе низкий относительный, как и абсолютный, уровень размеров пенсий, ставит перед государством необходимость разработки и внедрения льгот и компенсаций для пожилых людей. Это касается предоставления дополнительных льгот по пенсионному обеспечению, налогообложению и кредитованию, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию, по получению медицинской, протезно-ортопедической помощи и зубопротезированию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами, по обеспечению индивидуальными средствами передвижения и транспортными средствами, оплате проезда.

Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания. Они способствуют улучшению качества жизни пожилых людей, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья.

В настоящее время в РФ действует 1013 стационарных социальных учреждений различных типов, в которых проживает 232,1 тыс. престарелых и нетрудоспособных граждан. Самой распространенной формой социального обслуживания пожилых людей являются территориальные центры социального обслуживания. Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений:

1) социальной помощи на дому;

2) временного дневного пребывания;

3) срочной социальной помощи.

Основными задачами и функциями центров являются:

- выявление престарелых, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

- привлечение государственных и общественных организаций для совместной работы;

- предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи;

- обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пожилых людей;

- предоставление бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского обслуживания, организация питания лиц, находящихся на обслуживании центра;

- оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам, организация обеспечения продуктами и предметами санитарно-бытового назначения, медикаментами, услугами здравоохранения, коммунально-бытового обслуживания, бытового хозяйства и др.;

- организация натуральной, гуманитарной и срочной помощи социального характера;

- оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников центра.

В центрах социального обслуживания отрабатываются и применяются новые технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделения дневного пребывания создаются специально для адаптации пожилых людей к новым условиям через общение в группе; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность не только бесплатного питания и медицинского обслуживания, но и поддерживает веру в себя и свою значимость для социума.

Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации. Виды работ (технологий) весьма разнообразны. Приведем один пример - социальное обслуживание на дому пенсионеров. К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся:

• организация питания и доставка продуктов на дом;

• помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

• содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;

• помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

• организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

• помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, при обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;

• содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

Действуют социальные парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цехи по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услуги по доступным для малообеспеченных граждан ценам.

Так, своей очереди на помещение в стационарные учреждения ожидают более 6 тыс. человек. Материально-техническая база ряда социальных учреждений отстает от современных требований. Преобладание стационарных учреждений большой вместимости не позволяет в должной мере учитывать индивидуальные особенности и личностные запросы проживающих.

Сеть нестационарных учреждений и служб не обеспечивает оказание помощи всем нуждающимся. Остается довольно ограниченным перечень предоставляемых социальных услуг. Не находит полного применения принцип адресности в зависимости от индивидуальных и групповых потребностей и нужд пожилых людей, социальное обслуживание еще не стало комплексным.

Необходимо отметить, что социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей - это не налог на трудоспособное население, а возвращение долга старшим поколениям.

Основными направлениями повышения уровня благосостояния престарелых являются:

- увеличение размера пенсий;

- совершенствование системы пенсионного обеспечения;

- развитие услуг по уходу на дому;

- расширение сети домов престарелых;

- улучшение условий проживания в этих домах.

Среди категории пожилых людей нуждаются в особой социальной помощи инвалиды, ветераны войны, одинокие граждане и малообеспеченные пенсионеры.

Важное значение имеет помощь со стороны социальных работников в бытовом обслуживании пожилых людей. Известно, что в пожилом возрасте многие граждан испытывают затруднения в самообслуживании, особенно это касается одиноких людей «третьего возраста».

Физическая зависимость в пожилом возрасте принимает острые формы по причине одиночества. Разводы и вдовство пожилых людей сопровождаются финансовыми затруднениями с надеждой стабилизации положения в случае повторного брака. Пытаясь избежать одиночества и обусловленных им тягот, немало пожилых людей стремятся к новому прочному семейному союзу, построенному на основе взаимного доверия и близости. Задача социальных служб состоит в том, чтобы наряду с непосредственной социальной помощью пожилым супружеским парам способствовать формированию терпимости и понимания в оценке и принятии разнообразных, порой экстраординарных форм семейной жизни в пожилом возрасте.

Мероприятия по социальной адаптации положительно воздействуют на отдельные категории пожилых людей. Такая работа особо актуальна для граждан без определенного места жительства и занятий.

Система социальной защиты также предусматривает содействие в налаживании жизненного уклада и трудоустройства пожилых граждан, а также (при необходимости) осуществление профессиональной переподготовки.

Трудовые, физические и материальные затраты на уход за пожилыми и, особенно, престарелыми членами семьи ощутимым бременем ложатся на семью, порождая проблемы, которые не всегда могут быть решены силами самой семьи. Социальный патронаж таких семей, а также семей пенсионеров и одиноких пожилых людей позволяет предвидеть момент наступления кризисной ситуации и своевременно принять адекватные меры в целях ее нейтрализации.

Важную роль играет система нестационарных учреждений системы социальной защиты пожилых людей, так как именно эта форма является наиболее экономичной и приближенной к реальным нуждам пожилых людей. Причем нестационарные учреждения социальной защиты позволяют подобрать индивидуально вариант обслуживания, в том числе и на платной основе. В рамках таких учреждений развиваются системы психологической, медико-социальной и правовой помощи пожилым людям.

Опережающее развитие должны получить геронтологические и геронтопсихиатрические центры, где будут применяться достижения медицинской и социальной геронтологии; дома-интернаты малой вместимости, отделения милосердия; социальные учреждения терминального ухода (типа хосписов), а также дома ночного пребывания и другие учреждения для лиц без определенного места жительства, нетрудоспособных беженцев и вынужденных переселенцев.

Социальное обслуживание пожилых людей в сельской местности также необходимо совершенствовать. Уже и здесь появляются учреждения временного (на осенне-зимний период) пребывания, которые позволяют оказывать поддержку одиноким пожилым людям, испытывающим проблемы в самообслуживании. Такие учреждения могут облегчить социально-психологическую адаптацию к постоянному проживанию в стационарных учреждениях.

Развитие сети стационарных учреждений требует значительных финансовых и материальных затрат, что предопределяет появление стационарных учреждений на основе различных форм собственности (государственной, муниципальной, смешанной, государственно-частной). Различия в имущественном положении пожилых граждан - фактор, подлежащий обязательному учету при оптимизации сети стационарных учреждений и предоставляемых на их базе услуг.

Достоинства стационаров и преимущества нестационарных учреждений присущи специальным жилым домам с комплексом служб социально-бытового назначения. Их значимость для одиноко проживающих пожилых людей и пожилых супружеских пар в дальнейшем должна повыситься.

Накапливается опыт заключения договорных отношений с одинокими пожилыми на пожизненное содержание и предоставление услуг в обмен на добровольную передачу ими жилой площади государству, городу, негосударственной структуре, частному лицу. В условиях мини-стационаров или «стационаров на дому» достигается адресность и высокое качество предоставляемых услуг. При совершении сделок с жильем постепенно формируется широкое партнерство нового типа в интересах пожилых.

Как мера переходного периода обоснованным является наличие в ведении органов социальной защиты населения социальных аптек, социальных больниц (коек), лечебно-оздоровительных учреждений (отделений).

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ Г.МАЙКОПА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

2.1. Основные направления деятельности комитета по труду и социальной защите населения г.Майкопа с пожилыми гражданами

Действующая система социальной работы населения направлена, прежде всего, на предоставление государственных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, трудовых успехов и состояния здоровья. В Республике Адыгея к указанным категориям получателей мер социальной поддержки относятся более 77 тыс. человек, из них около 40 тыс. человек - получатели различных видов выплат и натуральной помощи за счет средств республиканского бюджета [43].

Комитет труда и социальной защиты населения г.Майкопа, является государственным учреждением, основными задачами которого являются:

- реализация государственной политики в области социальной защиты инвалидов, граждан пожилого возраста, ветеранов, проживающих на территории муниципального образования, а также в области трудовых отношений и охраны труда;

- формирование и ведение базы данных лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным и республиканским законодательством;

- предоставление гражданам мер социальной поддержки, осуществление социальных выплат, установленными федеральным и республиканским законодательством [43].

Комитет труда и социальной защиты населения г.Майкопа осуществляет следующую деятельность по работе с пожилыми гражданами:

1.                Реализует федеральные и республиканские целевые и комплексные программы по социальной поддержке инвалидов, ветеранов, граждан пожилого возраста, оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам;

2.                Формирует банк данных о лицах, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные федеральным и республиканским законодательством;

3.                Осуществляет работу по установлению статуса льготных категорий граждан и выдачу удостоверений о праве на льготы; ведет систематизированный учет и хранение документов, подтверждающих статус льготных категорий граждан;

4.                Реализует меры социальной поддержки, установленные федеральным и республиканским законодательством в целях социальной защиты инвалидов, ветеранов, граждан пожилого возраста, пострадавших от радиационного воздействия, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях, жертв политических репрессий, тружеников тыла, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы;

5.                Заключает договоры с организациями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, в том числе, по
оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством;

6.                В соответствии с действующим федеральным и республиканским законодательством назначает, пересчитывает, выплачивает государственные пособия, ежемесячные и единовременные компенсации, доплаты, надбавки к государственным пенсиям и другие социальные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, государственным служащим, членам семей погибших (умерших) военнослужащих.

7.                Заключает договоры с учреждениями почтовой связи, кредитными и другими организациями по вопросам осуществления социальных выплат;

8.                На основании представленных гражданами документов устанавливает статус малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина для назначения государственной социальной помощи, и предоставления других мер социальной поддержки;

9.                Осуществляет назначение и выплату гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

10.           Обеспечивает целевое использование средств федерального республиканского бюджетов, внебюджетных средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки и социальное обслуживание населения в муниципальном образовании;

11.           Обеспечивает своевременное составление и предоставление достоверной бухгалтерской, налоговой, статистической и другой отчетности, предусмотренной действующим законодательством;

12.           Вносит предложения по распределению бюджетных и внебюджетных ассигнований, выделяемых в целях социальной поддержки и социального обслуживания населения.

Численность пенсионеров в Республике Адыгея на 01.01.2015 года составила 27,7% от численности населения. Самый высокий удельный вес пенсионеров в Гиагинском районе (29,2%), наименьший - в Теучежском районе (25,3%). Наибольшая часть пенсионеров проживает в г. Майкопе - 38,6%, Тахтамукайском районе - 15,0% и Майкопском - 13,8% [43].

 Численность лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года № 278 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея» составляет 39 579 человек. Им предоставлены такие меры социальной поддержки, как: ежемесячная денежная выплата, денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, бесплатное зубопротезирование на общую сумму 112107,7 тыс. рублей. Так же, в соответствии с данным законом малоимущие граждане и дети до восемнадцати лет, не являющиеся инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающиеся в протезно-ортопедических изделиях, обеспечены бесплатно протезно-ортопедическими изделиями на сумму 572,5 тыс. руб. Финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с законом, осуществлено за счет средств республиканского бюджета в полном объеме.

В целях дополнительной поддержки отдельным категориям граждан установлен ряд социальных выплат за счет средств республиканского бюджета. Так, с начала 2014 года:

- 558 гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк» Челябинской области произведена ежегодная денежная выплата в размере 1500 руб.; 

- 40 ветеранам подразделений особого риска производились выплаты  по 400 руб. в месяц на сумму 51,934 тыс. руб.;

- 75 гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью и получающим постоянное диализное лечение, произведены ежемесячные денежные выплаты на проезд к месту лечения на сумму 486,5 тыс. руб.

Территориальные органы труда и социальной защиты населения обеспечивали своевременно и в полном объеме выплаты, финансирование которых осуществляется из средств федерального бюджета:

- ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью осуществлены 382 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на общую сумму 12 888,9 тыс. руб.; 

- денежные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлены 37 184 гражданам, относящимся к отдельным категориям, из числа ветеранов и инвалидов, на общую сумму 71 462,7 тыс. руб. 

В рамках исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в установленном порядке предоставляются субсидии на приобретение жилья за счет федерального республиканского бюджета.

Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение в собственность жилых помещений.

По состоянию на 1 апреля 2014 года количество ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 марта 2005 года, составило 564 человек.

В целях реализации вышеназванного Указа за счет средств федерального бюджета 458 ветеранам были предоставлены единовременные денежные выплаты на приобретение жилья на сумму 337 951,8  тыс. руб.

Из числа вставших на учет после 1 марта 2005 года 448 ветеранов ВОВ уже улучшили свои жилищные условия, 10 ветеранов ВОВ занимаются поиском жилья и оформлением документов, еще 106 ветеранов ВОВ состоят на учете для улучшения жилищных условий.

Кроме того, за счет средств республиканского бюджета 9 реабилитированным  лицам и лицам, признанным  пострадавшими от  политических репрессий предоставлены денежные выплаты  на приобретение жилья, нуждающимся в улучшении жилищных условий на общую сумму 3 млн. 766,5 тыс. рублей.

Решениями комиссий территориальных органов труда и социальной защиты населения по оказанию государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты за счет средств  республиканского бюджета Республики Адыгея с начала 2012 года  помощь назначена 475 семьям  на сумму 1 млн. 191 тыс. руб.

С 1 января 2011 года, в связи с принятием Закона Республики Адыгея от 24 декабря 2010 года № 403 «О прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Республики Адыгея по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг», функции по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложены на территориальные органы труда и социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Республики Адыгея. С начала 2012 года субсидии выплачены 10 851 семье на сумму 5 239,5 тыс. руб.

В соответствии с Законом Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года № 276 «О предоставлении компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Адыгея» работникам государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, ветеринарии  выплачены компенсации на общую сумму 16 178,9 тыс. руб.

2.2. Пути совершенствования социальной работы с пожилыми людьми

Существенно улучшить положение пожилых людей позволит гуманизация подхода к социальному обслуживанию пожилых, что подразумевает:

- введение гарантированного государством минимума предоставляемых пожилым людям социальных услуг с тем, чтобы поддержать соответствующий уровень безопасности, комфортности жизнедеятельности в пожилом и престарелом возрасте; обеспечить пожилым гражданам благоприятные условия для реализации их прав и законных интересов, участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни; обеспечить защиту граждан пожилого возраста от недобросовестных или противоправных действий в сфере социальной защиты и обслуживания;

- недопущение отказа со стороны государственных социальных служб в предоставлении гарантированных социальных услуг по каким бы то ни было мотивам, в том числе по причине хронических инфекционных заболеваний, а также туберкулеза, венерических, психических заболеваний, алкоголизма, токсикомании;

- уважение выбора граждан и предоставление возможностей для реализации клиентом права на альтернативное решение (выбор государственного или частного учреждения, получение услуг на постоянной или временной основе, бесплатного или за плату, выбор закрепленного социального работника) путем реформирования сети учреждений социального обслуживания и коренного улучшения качества предоставляемых услуг;

- учет национально-культурных особенностей, мировоззренческих и религиозных взглядов клиентов социальных служб путем индивидуализации социального обслуживания.

Организация социального обслуживания пожилых должна быть нацелена на обеспечение безопасной старости через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением широкого спектра услуг в области профилактики и развития, чтобы пожилые могли как можно дольше сохранять социальный тонус и привычный образ жизни, оставаясь активными и полезными членами общества.

Состояние социально-демографических характеристик граждан старшего поколения и тенденций, определяющих процессы их изменения, позволяет сделать следующие выводы.

Демографическое постарение общества будет продолжаться в обозримом будущем, что предъявляет серьезные требования к системам пенсионного обеспечения и социального обслуживания, всего жизнеустройства социума, который во все большей мере будет состоять из стареющих людей.

Увеличение продолжительности жизни граждан старшего поколения приводит к тому, что численность лиц старческого возраста, долгожителей становится массовой. Таким образом, единая социально-демографическая группа пожилых становится все более сложной, содержа в себе не только людей разного возраста, но иногда и разных поколений. Поэтому государственная социальная политика, вся деятельность государства в интересах пожилых людей должна предусматривать изучение и учет этой специфики, дифференциацию мер социальной поддержки в зависимости от потребностей и возможностей самих лиц старшего возраста.

Ввиду сокращения ресурсной базы пенсионного обеспечения и социального обслуживания из-за возрастания демографической нагрузки на население трудоспособного возраста необходимо опережающими темпами развивать страховые механизмы пенсионного обеспечения и стимулировать социальную активность пожилых с целью максимального использования потенциала их самопомощи и взаимопомощи [42, с. 56].

Необходимо отметить, что в настоящее время в социуме в лучшем случае замечаются лишь экономические проблемы старости, в то время как комплекс проблем самоидентичности, организации досуга, межпоколенческих взаимоотношений остаётся вне сферы внимания как общества, так и государства. Парадокс сегодняшнего стереотипа пожилого человека заключается в том, что его считают достаточно старым, чтобы прекратить активную трудовую и социальную деятельность, но, в то же время достаточно молодым, чтобы все свои проблемы решать самостоятельно, без помощи общества.

Одной из наиболее сложных сегодня представляется проблема одиночества и неприспособленности к новым условиям жизни в позднем возрасте. Такого рода проблемы могут быть решены с помощью самоорганизации в клубы по интересам. Несмотря на то, что сегодня в России один из самых низких порогов окончания трудовой жизни (60 лет для мужчин, 55 для женщин), в нашей стране статус пенсионера и в советское время, и в современной России был и остаётся низким и зависимым. В этих условиях особенно значимой становится поддержка пожилых людей методами социальной политики как способ ухода от риска межпоколенческих конфликтов, фактор их интеграции в общество.

Развитие социального обслуживания, системы социальной защиты населения в г.Майкопе, возможно лишь путем осуществления комплексных мер, обеспечивающих повышение доступности и качества социальных услуг для данной категории граждан.

В связи с чем, с нашей точки зрения, целесообразно:

Во-первых, организовать разработку системы индивидуальной оценки нуждаемости в социальных услугах в зависимости от степени нуждаемости, определяемой с учетом физического состояния гражданина и социальных показаний, которой будет соответствовать определенный перечень социальных услуг (паспорт социальных услуг).

Во-вторых, внедрять эффективные социальные технологии:

- мобильная социальная помощь  пожилым гражданам;

- создание отделений социального обслуживания на дому для граждан с пониженным уровнем слуха, хосписных отделений;

- создание специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому (патронажные службы), которые предоставляли бы услуги по уходу за тяжелобольными пожилыми людьми и инвалидами.

Развитие и распространение данных мер позволило бы значительно повысить эффективность социальных услуг при:

- удовлетворении потребности в оказании услуг по паллиативному уходу;

- сохранении приемлемого качества жизни в течение терминального периода жизни пожилого больного;

- содействии семье в обеспечении ухода за неизлечимо больными умирающими родственниками и социально-психологическая помощь в переживании утраты. Данные меры будут способствовать развитию рынка социальных услуг, направленного на более эффективную адаптацию, социальную реабилитацию лиц старшего поколения.

В-третьих, организовать на территории муниципального образования «Город Майкоп» геронтоволонтёрское движение и реализовать социальный проект «Пожилые помогают пожилым». Основным понятием проекта может быть понятие «геронтоволонтёр» - это человек преклонного возраста, который добровольно и бескорыстно помогает пожилым людям. Такая деятельность способствовала бы оказанию социальной поддержки старикам и расширила бы  круг социально активных пенсионеров. Геронтоволонтеры -  это так называемые молодые пожилые, возраст которых 55-65 лет. Эти граждане обладают большим жизненным опытом и потенциалом, активной общественной позицией. Они готовы оказывать поддержку тем, кто старше и слабее их.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России социальная работа в целом и система социального обслуживания в частности развиваются весьма интенсивно, с использованием различных технологий.

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Теоретические работы и практический опыт, накопленный в России и за рубежом, выявили целый ряд направлений социальной работы с различными группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, но, в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Социальные технологии в социальной работе в зависимости от уровня делятся на: простые (доступные неспециалистам); сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области; комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях. Учитывая сложность субъектов социальной работы (в частности, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю. Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. Например, можно выделить социальные технологии - «внешние» по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример- создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).

От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.). К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов.

Возможно выделение технологий в социальной работе с людьми, проживающими на территории страны, и людьми, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (например, русскоязычным населением, русскими гражданами, проживающими в государствах ближнего зарубежья).

В процессе исследования нами было осуществлено выявление проблем пожилых людей  и роли технологий социальной работы в их разрешении. Были подробно проанализированы социальные технологии, а также технологии социальной работы, выявлена их специфика.

Развитие социального обслуживания, системы социальной защиты населения в г.Майкопе, возможно лишь путем осуществления комплексных мер, обеспечивающих повышение доступности и качества социальных услуг для данной категории граждан.

Представляется необходимым осуществить ряд мероприятий.

Во-первых,  организовать разработку системы индивидуальной оценки нуждаемости в социальных услугах в зависимости от степени нуждаемости, определяемой с учетом физического состояния гражданина и социальных показаний, которой будет соответствовать определенный перечень социальных услуг (паспорт социальных услуг).

Во-вторых,  внедрять эффективные социальные технологии:  мобильная социальная помощь гражданам;  создание отделений социального обслуживания на дому для граждан с пониженным уровнем слуха, хосписных отделений; создание специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому (патронажные службы), которые предоставляли бы услуги по уходу за тяжелобольными пожилыми людьми и инвалидами.

В-третьих, организовать на территории муниципального образования «Город Майкоп» геронтоволонтёрское движение и реализовать социальный проект «Пожилые помогают пожилым».Предполагаемый результат проекта:

- расширение круга активных пенсионеров – геронтоволонтеров;
- популяризация идей геронтоволонтерства среди населения города Майкопа и Республики Адыгея;

- социальная и психологическая реабилитация, повышение качества жизни граждан пенсионного и старческого возраста, увеличение числа пожилых в регионе, получающих помощь от геронтоволонтеров.

Таким образом, при соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, социальных учреждений, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.                     Конвенция ООН «Принципы Организации Объединенных наций в отношении пожилых людей» принята резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 г.

2.             Конституция Российской Федерации // СЗ РФ.  2009. №4.  Ст.445.

3.                     Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 1995.  19 дек.  С. 3-15.

4.                     Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.  1995. № 48.  Ст. 4563.  С. 9541-9549.

5.                     Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ // Российская газета.  1995.  21 янв.  С. 5-16.

6.                     Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // Российская газета.  1995.  3 дек.  С. 4-12.

7.                     Закон Республики Адыгея «О социальном обслуживании населения» от 12 декабря 2005 г. № 387 // Ведомости Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея.  2005.  21 дек.  С. 2-11.

8.                     Баталова Н.В., Котлячков О.В. Экономическая и социальная эффективность использования государственной помощи// Вестник Удмуртского университета. 2010. № 2-3. С. 3-8.

9.                     Белоконь О.В. Современные проблемы качества жизни пожилых в России// Успехи геронтологии. 2005. Вып. 17. С.87-101.

10.                Беляева Н. А. Обслуживание пожилых людей в социальном жилом доме Н. А. Беляева // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 1. С.169-171.

11.                Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.: Издательство Санкт-Петерб. ун-та, 2008. 387 с. 

12.                Ведякин А. Н. Бездомность людей пожилого возраста: актуальные проблемы изучения и особенности социально-психологической реабилитации // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 3. С. 72-78.

13.                Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2011. 385с.

14.                Давыдова О.В. Опыт социальной работы с пожилыми людьми за рубежом// Среднерусский вестник общественных наук. 2012. Т.1.№4. С.29-33.

15.                Елин К.М. Основные пути развития сферы социального обеспечения людей пенсионного возраста в России// Мир современной науки. 2012. №5. С.61-66.

16.                Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 130 с.

17.                Землянухина Н. С. Система социально-экономических льгот населения: теория и практика  // Отечественный журнал социальной работы.  2011. № 1. С. 34-42.

18.                Золотарева Т. Ф. Нестационарное обслуживание и качество жизни пожилых людей // Отечественный журнал социальной работы. 2010.  № 4. С. 66-69.

19.                Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. М.: Изд-во МГСУ, 2009. 432с.

20.                Капунина Е.К., Чистобаева Ю.А. Разделение институтов социального страхования и социальной помощи как условие эффективности социальной политики// Социально-экономические явления и процессы. 2010. №6. С.79-82.

21.                Кожевников Д.Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: Монография. Екатеринбург: Ажур, 2012. 188с.

22.                Кокин А.Б., Львова А.Ю. Специфика социально-педагогической деятельности с людьми пожилого возраста// Мир науки, культуры, образования. 2011. №5. С.183-184.

23.                Курбатов В.И. 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы: Учебное пособие.  М.: Кнорус, 2010. 190с.

24.                Малофеев И.В. Оценка удовлетворения потребностей пожилых людей в предоставлении социальных услуг// Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы. 2011. №4. С.98 – 104.

25.                Манаева Н.В. Социальная программа помощи пожилым // Вопросы социального обеспечения. 2008. № 13. С. 42-47.

26.                Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2007. 158с.

27.                Нагорнова А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: Учебное пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2012. 123с.

28.                Основы социальной работы: Учебник/ [Павленок П.Д. и др.]. М.: ИНФРА-М, 2012. 532с.

29.                Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными категориями населения: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.  271с.

30.                Петрова Е. С. Социально-экономическая роль государства по преодолению бедности  // Отечественный журнал социальной работы.  2010.  № 4. С. 22-28.

31.                Писарев А.В.Демографическое старение // Отечественный журнал социальной работы.  2012. № 3. С. 20.

32.                Платонова А. М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы: Учебник.  М.: Академия, 2012. 397с.

33.                Попов П.В. Информационные технологии как элемент модернизации социального обслуживания населения // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 1. С. 137-141.

34.                Романычев И.С. Социальное обслуживание лиц пожилого возраста через призму утилитарной классификации потребностей Отечественный журнал социальной работы. 2010. № 4. С. 52-60.

35.                Савинов Л. И. Специфика социальной работы как общественного феномена и профессиональной деятельности // Отечественный журнал социальной работы. 2011.№ 1. С. 4-8.

36.                Самигуллина В.Г. Содержание социально-педагогической деятельности социального работника с клиентами, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию// Казанский педагогический журнал. 2009.№9-10. С.116-123.

37.                Сафронова Л.В. Психология социальной работы: Учебник. М.: Академия, 2012. 302 с.

38.                Седова Н.Н., Щелков С.А. Права пожилых людей на медико-социальную помощь: трудности реализации// Социальное и пенсионное право.2012. №4. С.2-5.

39.                Снисаренко С.О. Перспективы развития российской социальной работы по месту жительства // Ученые записки РГСУ. 2009. №4. С. 73- 77.

40.                Снисаренко С. О. Теоретико-методологическое обоснование и реализация технологий социальной работы с населением на муниципальном уровне  // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 1. С. 11-20.

41.                Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. д. п. н., проф. Н.Ф. Басова. М.: «Дашков и К°», 2009. 364 с.

42.                Теория социальной работы: Учебник/ [Жуков В.И. и др.]. М.: Изд-во РГСУ. 385с.

43.                Территориальные органы соцзащиты. URL: http://www.mintrud-ra.org/min.php?razdel=3(дата обращения: 07.04.2015).

44.                Технологии социальной работы: Учебник / Под общ.ред. проф. Е.И. Холостовой.М.: «Дашков и К°», 2013.477 с.

45.                Технологии социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 240 с.

46.                Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб.для бакалавров. М.: ЮРАЙТ, 2012. 557 с.

47.                Фокин В.А., Фокин И.В. Возможности электронно-сетевой социальной работы в обслуживании граждан пожилого возраста// Успехи геронтологии. 2011. Т.24. №1. С.162-167.

48.                Хисматуллина З.Н. Организационно-методологическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми// Вестник Казанского технического университета. 2010. №3. С.31-41.

49.                Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учеб.пособие. М.: «Дашков и К°», 2010. 240 с.

50.                Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. М.: «Дашков и К°», 2011.  396 с.

51.                Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2010. 237 с.

52.                Яшимов Г.А. Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста / Г.А. Яшимов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.govcap.ru. – Загл. с экрана.

53.                Ящерицина О. Проблемы управления системой социального обслуживания в условиях создания нового законодательства// Экономика и управление в современных российских условиях: теоретические и практические аспекты.  2009. № 3. С.56-67.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОЭФФИЦИЕНТ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ 1)
(на 1000 лиц трудоспособного возраста приходится нетрудоспособных, на начало года)

Годы

Низкий вариант прогноза

Средний вариант прогноза

Высокий вариант прогноза

Всего

в том числе лиц в возрасте:

Всего

в том числе лиц в возрасте:

Всего

в том числе лиц в возрасте:

Моложе трудоспо- собного

Старше трудоспо-собного

Моложе трудоспо- собного

Старше трудоспо-собного

Моложе трудоспо- собного

Старше трудоспо-собного

2016

740

312

428

741

312

429

742

313

429

2017

764

321

443

765

322

443

766

323

443

2018

787

330

457

789

332

457

791

333

457

2019

806

337

469

809

339

470

812

341

470

2020

822

342

480

826

346

480

829

348

481

2021

838

346

492

843

351

492

847

354

492

2022

850

350

501

856

356

500

860

359

501

2023

859

352

508

866

359

507

871

363

508

2024

864

351

513

873

360

513

878

365

514

2025

864

347

517

874

358

516

881

363

517

2026

865

343

522

877

356

521

884

362

522

2027

863

339

525

878

354

524

885

360

525

2028

859

332

527

875

349

526

883

356

527

2029

851

323

529

870

342

528

878

349

529

2030

845

314

531

865

335

530

874

343

531

2031

841

305

536

863

329

534

871

337

534

1)      Прогноз населения осуществлен с учетом численности населения Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                  СТАЦИОНАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

                                ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН

            ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ (взрослых и детей)

                  ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1)

                                                    В 2013 году

Число учреждений

В них мест

Численность проживающих

 

всего

на 10 000 человек населения

всего,

на 10 000 человек населения

 

Российская Федерация

1545

274836

19,2

268991

18,7

 

Южный федеральный округ

127

23280

16,7

23239

16,7

 

Республика Адыгея

6

879

19,7

835

18,7

 

Республика Калмыкия

8

776

27,4

715

25,3

 

Краснодарский край

41

8522

15,9

8818

16,4

 

Астраханская область

6

1608

15,8

1378

13,6

 

Волгоградская область

30

5184

20,1

5203

20,2

 

Ростовская область

36

6311

14,8

6290

14,8

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПОСЕЩЕНИЕ ЛИЦАМИ СТАРШИХ ВОЗРАСТОВ

 КАКИХ-ЛИБО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2014 ГОДУ( в процентах)

Все респонденты

из них

старше трудоспособного возраста

в том числе в возрасте, лет

55 - 59

60 – 69

70  и более

Лица в возрасте 15 лет и более, посещавшие какие-либо мероприятия – всего

 в том числе за последние 12 месяцев
 регулярно посещали

100

100

100

100

100

       кинотеатр

        10,9

        1,5

        2,5

        1,6

        0,6

       театр

        2,9

        2,9

        3,7

        2,7

        2,1

       концерт

        3,5

        3,8

        3,8

        3,8

        3,7

       художественную выставку, музей

        2,5

        2,4

        2,5

        2,4

        2,1

       ресторан, кафе, бар

        11,5

        1,9

        4,1

        2,0

        1,0

       религиозное учреждение  (или встречу верующих)

        8,1

        18,0

        11,3

        15,7

        25,4

       какое-либо спортивное мероприятие (в качестве зрителя)

        4,8

        1,8

        3,0

        2,2

        1,3

Лица в возрасте 15 лет и более,  способные вести активную жизнь  – всего
          в том числе

100

100

100

100

100

   занимались какими-либо видами  активного отдыха
            из них

        49,6

        33,8

        36,9

        33,2

        30,3

       посещали спортивную секцию

        11,4

        3,3

        3,8

        3,6

        3,4

       посещали занятия фитнесом

        13,2

        5,9

        5,7

        5,1

        3,9

       посещали занятия плаванием, водными видами спорта

        20,1

        18,0

        18,4

        17,5

        14,3

       занимались играми на открытом воздухе (хоккей, футбол, волейбол, бадминтон и т.п.)

        23,7

        8,7

        12,6

        9,3

        6,3

       занимались спортивным туризмом, участвовали в походах

        14,2

        11,1

        12,7

        10,9

        12,9

Лица в возрасте 15 лет и более – всего
       в том числе 

100

  100

100

100

100

     совершали туристическую или экскурсионную поездку за последние 12 месяцев

        23,9

        11,1

        18,7

        13,3

        4,4

Информация о файле
Название файла Технологии социальной РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ от пользователя Alina2128506
Дата добавления 5.5.2020, 18:42
Дата обновления 5.5.2020, 18:42
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 100.76 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 587
Скачиваний 150
Оценить файл