ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ АВТОМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ № 20
Шифр 030912 Допущена к защите
Специальность _____________________
Право и организация ______________________
социального обеспечения «__» ____________2016
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
Студентка : Исаенкова Анастасия Русланована Группа: 4ПСО7
Работа выполнена «__»______2016 г. Подпись студента: _______
Дата защиты «__»__________2016 г. Оценка: ________________
Руководитель курсовой работы: ___________ Н.В. Прокудина
Подпись ФИО
СОГЛАСОВАНО
Протокол ПЦК № ___ от _______2016 г.
Председатель ПЦК специальности Право и организация социального обеспечения
_____________________ Л.П. Маньковская
Москва 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
1.1 Сущность и особенности социальной профилактики
1.2 Виды социально-профилактических мер и их эффективность
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
2.1 Принципы используемые в технологии социальной профилактики
2.2 Технологии социальной профилактики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВСТУПЛЕНИЕ
Социальная профилактика - это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.
Данная тема актуальна потому что ,профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.
К числу важнейших видов профилактики, используемых в социальной работе, можно отнести:
Ø профилактику девиантного поведения;
Ø профилактику безнадзорности и беспризорности;
Ø профилактику семейного неблагополучия и насилия;
Ø профилактику безработицы и др.
Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, суицида, аморальных поступков, являющихся основными компонентами социальных девиаций, особую актуальность в современном российском обществе приобретает проблема профилактики семейного неблагополучия и насилия.
Объект исследования - социальная профилактика.
Предмет исследования - технологии социальной профилактики.
Цель работы - выявить и рассказать о технологиях социальной профилактики.
Задачи:
1) установить роль и место социальной профилактики;
2) выявить сущность социальной профилактики;
3) обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики;
4) рассмотреть какие принципы используются в технологии социальной профилактики.
Методы исследования - Для достижения цели исследования использовались общенаучные методы: анализ (проанализирована действующая нормативно - правовая база), частные научные правовые методы: историко-правовой (основной и наиболее важный метод в изучении работы, так же использования этих знаний при изучении особенностей социального обеспечения, так как знания социальных норм исторических документов позволяет более глубоко проникнутся проблемами социальной защиты и обеспечения, и найти наиболее оптимальный выход из сложившихся положений), формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию терминов, толковать содержание правовых предписаний).
Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из вступления, в котором обоснован выбор темы, раскрывается актуальность исследования, сформулированы цель и задачи, объект и предмет курсовой работы. Основная часть, состоит из двух глав: 1 глава посвящена изучению сущность и содержание социальной профилактики; во 2ой главе рассматриваются технология социальной профилактики, принципы, используемые в технологии социальной профилактики (понятие, этапы, принципы социальной профилактики).В заключение содержатся выводы, подводятся итоги исследования, рассмотрены плюсы и минусы данного исследования. В курсовой работе содержится список использованных источников, который состоит из перечня нормативно-правовых актов, научно-методической литературы и интернет - ресурсов, приложение, в котором предоставлена статистическая информация .
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
1.1 Сущность и особенности социальной профилактики
В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни, и т.д. Однако подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики, должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп.
В центре новой модели находится индивид, что предполагает поиск причин болезни, тех социальных и психологических травм, которые вызвали негативные последствия.
Сущность происходящих изменений заключается не только в переориентации с лечения (вмешательства) на профилактику; новый подход еще в большей степени проявляется в самой организации профилактики. Сам термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.
Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.
На создание благоприятной обстановки в сфере развития профилактики прямо или косвенно влияют следующие факторы:
1. признание значительности психосоциальных, медицинских и экономических проблем, разрешить которые с помощью имеющегося персонала и технических средств не представляется возможным. Соответственно, становится необходимым новаторское мышление и новый подход к улучшению здравоохранения и решению других общечеловеческих, индивидуальных и социальных проблем;
2. постоянное увеличение цен на лечение и реабилитацию [1]при прежнем уровне и состоянии физического и психического здоровья;
3. противоречивые итоги исследований в области традиционных методов вмешательства наряду с некоторыми весьма успешными результатами исследования в области профилактики;
4. подтверждение данных, говорящих о неравенстве людей из разных социальных слоев и культур в возможностях и качестве лечения, социального обеспечения;
5. повышение внимания к проблеме здоровья в целом: к здоровому образу жизни, к рациональному питанию, физическим упражнениям и т.д.;
6. ограничение ресурсов, вкладываемых правительством в оздоровление природной и социальной среды обитания.
Под профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
— содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.
Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.
Практика профилактической работы находится в постоянном развитии, и тем не менее можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся ее содержательной части.
1. Любое важное событие в жизни человека, касающееся его семьи, друзей, соседей, места жительства, работы или учебы, природной среды и т.д., представляется существенным для понимания происходящего сегодня и того, что, возможно, произойдет завтра.
Повседневная жизнь изобилует стрессовыми факторами, но, поскольку они, незаметно накапливаясь, обладают так называемым кумулятивным эффектом, ни один из них в отдельности не может считаться причиной той или иной сложной социальной проблемы.
Поэтому методы профилактики имеют системный характер, т.е. они направлены на искоренение источников стресса как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно — на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем.
2. Службы профилактики стремятся не столько реагировать на эти проблемы, сколько предотвратить их появление. Они обращены к здоровым гражданам, еще не вступившим в полосу предсказуемого жизненного кризиса или предсказуемых проблем, возникающих в результате неожиданных событий (например, проблемы, с которыми сталкиваются дети после развода родителей).
Такая установка на работу со здоровым клиентом предполагает оказание дифференцированных услуг, учитывающих мотивы клиента, его отношения с социальным работником и источники вознаграждения последнего.
Взаимоотношения между клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.
3. Методы профилактики[2] обычно включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить здоровье. В то же время работа соответствующих служб нацелена на такие изменения социальной среды, чтобы она поддерживала и стимулировала нормальную жизнедеятельность человека. Системный подход учитывает все эти взаимосвязанные факторы. Традиционные методы оказания помощи в большинстве своем могут быть использованы и для профилактики. Например, тренинг позитивного жизненного настроя был разработан для терапевтических целей, но он широко используется для поддержания полезных социальных навыков.
4. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие — непосредственно перед возникновением проблемы.
5. И, наконец, службы профилактики призваны находить оптимальные решения как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем, — в этом и состоят ценность и значение профилактики.
Субъектами социальной профилактики правонарушений являются государственные и хозяйственные органы, профсоюзные, общественные организации, трудовые коллективы, должностные лица и граждане, участвующие в деятельности по предупреждению правонарушений. В профилактической работе призваны также участвовать средства массовой информации.
Объектами социально-профилактического воздействия являются те негативные факторы жизнедеятельности людей, которые способствуют совершению правонарушений, а также недостатки в воспитательной деятельности и стереотипы поведения, которые влекут за собой антиобщественные поступки.
Объекты социально-профилактического воздействия[3] можно условно подразделить на четыре основные группы:
— негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей (материальная и социально-культурная база, уровень благосостояния и жилищно-бытовые условия, техническая оснащенность производства, технологический процесс, условия труда и т.п.);
— негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органов самоуправления (система общего и специального образования, социально-бытовое обслуживание, средства массовой информации, учреждения культуры, идейно-воспитательная и культурно-массовая работа, и др.);
— негативные стороны в межличностных отношениях и поведении людей (отношения между людьми в процессе трудовой деятельности, в быту и на отдыхе, семейные отношения и т.д.);
— негативные явления в правосознании и социально-правовом мышлении.
1.2 Виды социально-профилактических мер[4] и их эффективность
По содержанию обще-профилактические меры подразделяются на:
Ø экономические, направленные на повышение жизненного уровня населения, улучшение условий труда и быта, обеспеченности жильем;
Ø социально-культурные, содействующие удовлетворению культурных запросов, организации досуга, духовного и физического развития людей;
Ø организационно-правовые, предусматривающие создание новых профилактических служб или совершенствование деятельности имеющихся комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних;
Ø воспитательные, предназначенные для обеспечения нравственного, трудового, правового воспитания различных категорий граждан, развития их общественной активности.
Целями общеорганизационных профилактических мероприятий являются:
1. создание необходимых общественных формирований, определение их задач и функций;
2. координация усилий всех субъектов социальной профилактики правонарушений;
3. обеспечение единства действий субъектов профилактики правонарушений;
4. совершенствование организации профилактической работы по месту жительства (улучшение деятельности общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений районов и микрорайонов, повышение их влияния на организацию досуга населения, особенно молодежи) и по месту работы (усиление работы советов профилактики правонарушений трудовых коллективов, товарищеских судов и т.д.);
5. совершенствование информационного обеспечения потребностей государственных органов, должностных лиц, общественных организаций в процессе деятельности по профилактике правонарушений.
6. создание совета профилактики правонарушений.
Вместе с тем в настоящее время между теорией профилактики и практикой профилактической деятельности ощущается заметный разрыв, что прежде всего отрицательно влияет на эффективность и результативность социальной работы. Поэтому сегодня возникла острая необходимость разрабатывать, систематизировать методы и направления профилактической работы, оценивать и анализировать информацию по этой проблеме в различных отраслях знаний.
Социальному работнику[5] необходимо знать существующие методы профилактической работы, уметь эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.
Социальному работнику, берущемуся за конкретную деятельность по предупреждению негативных тенденций в социальном развитии клиентов, следует иметь в виду ряд принципиально важных моментов.
Во-первых, негативные тенденции, как правило, имеют прежде всего социально-экономический характер. Поэтому их продуктивное решение предполагает учет и реорганизацию всего комплекса факторов силами специалистов разных профессий. Социальному работнику необходимо выделить те аспекты проблемы, которые соответствуют его компетенции.
Грамотная постановка задачи, концентрация усилий по выбору соответствующих средств - необходимое условие успешности деятельности социального работника. Как правило, любая крупная социальная проблема носит комплексный характер, а значит, при поиске методов её решения необходимо выделить ключевые точки для проведения собственно социальной работы.
Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учёта специфики конкретной ситуации. Трудно наладить работу с клиентом при решении, например, его материальных проблем, не зная уровень его доходов, или заниматься профилактикой асоциального поведения, не зная его видов и причин возникновения.
Это означает, что при постановке цели социальной работы по оптимизации социального состояния индивида должен быть чётко определен объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональной деятельности) направленности воздействия. Здесь возможно применение всего арсенала средств диагностического измерения индивида, система планирования работы с определенными этапами ответа на вопрос: «Для кого и что мы собираемся сделать?»
В-третьих, подбор адекватных средств для оптимизации социального состояния (самочувствия) клиента может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы. Напомним, например, что функции социального управления имеют своё практическое выражение в целеполагании, исходной основой которого является взаимодействие желаемого, возможного и действительного. Социальный работник должен учитывать уровень, масштабность, временные рамки, назначение, формы и т.п. характеристики воздействия и осуществления управленческой деятельности. Как и в отношении диагностики, здесь не существует «универсальных» профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом ликвидировать неблагоприятные последствия отрицательных состояний во всем многообразии ситуаций.
В построении общей программы оптимизирующих мероприятий, безусловно, ведущую роль играет ориентация профилактической работы. В зависимости от того, на каком уровне планируется её проведение (микро-, макроуровень и т.д.), в работе будут преобладать установки либо на устранение объективных источников развития негативных состояний (проективный план), либо на использование компенсаторных средств (коррективный план).
Непосредственная нацеленность на оптимизацию разных сторон социального развития - поддержание высокого уровня социального самочувствия, адаптация к новым экономическим условиям или снижение заболеваемости и т.д. -- требует преимущественного привлечения разных профилактических средств и неодинаковой их компоновки (целевых установок) в рамках целостной системы.
В-четвертых, важнейшим моментом в деятельности социального работника является определение эффективности мероприятий. Это важно, в первую очередь, потому, что социальный работник (как и медик, психолог, педагог, согласно врачебной этике Гиппократа) должен оценивать свою деятельность в соответствии с главным принципом «Помогай людям и не навреди». Важно также, чтобы его реальная работа была ощутима, полезна, представлена в явной форме, понятной и неспециалистам, тем, на кого направлено профилактическое воздействие, и тем, кто санкционировал их проведение. В этих случаях не только возможно, но и необходимо опираться на анализ показателей социально-экономической, социально-психологической эффективности: удовлетворенность социальным обслуживанием (патронажем), сокращение заболеваемости, улучшение социально-психологического климата в коллективе, удовлетворённость трудом и др.
Радикальным путём устранения нежелательного явления служит искоренение причин его возникновения[6]. Например, в трудовой деятельности социального работника важны условия (среда), где он сам осуществляет свою профессиональную деятельность, а также его клиенты. Одним из подходов здесь выступает реорганизация объективного содержания и условий деятельности. Этот подход традиционен и наиболее полно раскрыт в разработках по психологии труда, прикладной психологии, эргономике. Его основными направлениями являются:
- рационализация процесса труда с точки зрения составления оптимальных алгоритмов работы, типологизации схем решения трудовых задач, обеспечения оптимального распределения временных лимитов и т.д.;
- усовершенствование орудий и средств труда в соответствии с психофизиологическими особенностями человека и с целью облегчения выполнения наиболее трудоёмких операций;
- рациональная организация рабочих мест (рабочих зон) и формирование оптимальной рабочей позы;
- разработка оптимальных режимов труда и отдыха для компенсации своевременным и полноценным отдыхом истощения внутренних ресурсов человека в течение одного трудового цикла;
- использование рациональных форм чередования различных трудовых заданий и обогащение содержания труда для снижения однообразия работы и устранения перегрузки отдельных психофизиологических систем;
- нормализация условий работы по отношению к естественным для человека условиям среды обитания;
- создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, повышение материальной и моральной заинтересованности в результатах труда, формирование сознательной дисциплинированности и др.
Действенность такого подхода доказана многочисленными научно-прикладными разработками и широко используется в разных сферах практической деятельности. Однако во многих ситуациях применимость таких мер существенно ограничена или просто невозможна. Это возникает вследствие недостаточного развития существующих технологий, в силу определённых организационных причин, непреодолимых внешних трудностей (например, в условиях длительной изоляции и т.п.), а иногда и в результате содержательной специфики труда, например, в профессиональной деятельности социального работника.
Одним из важнейших направлений в решении проблем человека является развитие системы психопрофилактической работы. В прикладном аспекте решение психологических задач индивида подчинено более общему целеопределению путей их предотвращения (профилактики) и коррекции. Отметим, что методы коррекции, направленные на частичное или полное изменение уже сложившегося состояния, могут рассматриваться как часть психологической работы в смысле подготовки необходимой базы для эффективного использования тех или иных мер. Потребность в профилактических и коррекционных методах настолько высока, что их разработка и внедрение в жизнь нередко опережают формирование научно обоснованных представлений о механизмах развития и саморазвития человека.
В самом общем смысле под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний.
Существует множество способов улучшения или нормализации состояния человека. К их числу относятся и такие традиционные для наук о трудовой деятельности приёмы, как оптимизация режимов труда и отдыха, тренировка и профессиональная подготовка, нормализация санитарно-гигиенических условий и так называемые эзотерические способы, например, методики изменения состояний сознания, взятые из различных философско-религиозных учений - йоги, дзен-буддизма, суфизма и т.д.
Существуют различные классификации и направления в психопрофилактике. В целом методы психопрофилактики можно (с некоторой долей условности) классифицировать по двум основными категориям: внешним и внутренним.
К группе внешних способов оптимизации функционального состояния относятся рефлексологический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки), нормализация режима питания, фармакотерапия, функциональная музыка и цветомузыкальные воздействия, а также вербальные воздействия одного человека на другого (убеждение, приказ, внушение, гипноз).
К группе внутренних способов относятся: самовнушение, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция, аутогенная тренировка, гимнастика и самомассаж, педагогическая психотерапия, групповой тренинг и т.д.
Подводя итог данной главе хотелось отметить, что профилактика должна проводиться на основе запланированных действий, опираясь на ряд факторов, на своевременно предпринимаемые действия, также должно быть организованно комплексное планирование социальной профилактики правонарушений. Ещё социальный работник должен помнить, что социальная профилактика базируется на обще-профилактических мерах и на профилактических мероприятиях (например, улучшение деятельности общественных пунктов охраны порядка).
ИТОГИ 1 ГЛАВЫ
В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни, и т.д. Однако подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики, должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп.
По содержанию обще-профилактические меры подразделяются на:
Ø экономические, направленные на повышение жизненного уровня населения, улучшение условий труда и быта, обеспеченности жильем;
Ø социально-культурные, содействующие удовлетворению культурных запросов, организации досуга, духовного и физического развития людей;
Ø организационно-правовые, предусматривающие создание новых профилактических служб или совершенствование деятельности имеющихся комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних;
Ø воспитательные, предназначенные для обеспечения нравственного, трудового, правового воспитания различных категорий граждан, развития их общественной активности.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
2.1 Принципы используемые в технологии социальной профилактики
Социальная профилактика - это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе.
Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоёмкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема профилактики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной, базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:
- предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
- проведение общей профилактики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
- проведение специальной профилактики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
- построение выводов, на основе которых делается заключение.
Социальная профилактика основывается на ряде принципов:
- объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-либо интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
- причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
- комплексный подход в изучении социальных проблем объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных проявлениях, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
- научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.
2.2 Технологии социальной профилактики
1. Психопрофилактическая работа с детьми и подростками.
Данное направление определяется необходимостью своевременно предупредить возможные нарушения в личностном и интеллектуальном развитии детей, создать условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе. Профилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, опекунами и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности воспитанника.
В процессе психопрофилактической работы психолог осуществляет следующие конкретные мероприятия:
А) проводит психологическое обследование детей при поступлении в детское учреждение интернатского типа и при переходе из одного детского учреждения в другое (из дома ребёнка в дошкольный детский дом, из дошкольного детского дома в школьный или в школу-интернат), а также на каждом новом возрастном этапе (при поступлении детей в школу, при переходе из начальной школы в среднюю, при окончании неполной или полной средней школы) с целью создания программы индивидуальной работы с каждым ребенком для его оптимальной адаптации к воспитанию и обучению на новом этапе, ранней диагностики возможных отклонений и их коррекции, развития его личности и индивидуальности;
Б) ведёт работу по предупреждению психологической перегрузки и нервных срывов у детей, связанных с особыми условиями их жизни;
В) организует педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития воспитанника для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности и способностей;
Г) ведёт работу по созданию благоприятного психологического климата в детском учреждении интернатского типа: оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый -- взрослый), способствует улучшению норм общения педагогов с детьми (взрослый -- ребёнок), консультирует педагогов и других работников детского учреждения по широкому кругу проблем как профессиональных, так и личностных;
Д) способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляет мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;
Е) ведёт работу по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами детского дома или школы-интерната, оптимизирует взаимоотношения воспитанников с членами их семей (родственниками, опекунами и т.д.) в случае, если такие взаимоотношения сохраняются.
Важным аспектом работы психолога (социального работника) является консультирование. Методы консультирования прежде всего направлены на работу со здоровым человеком. Основная цель психологического консультирования как метода профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь личности в условиях психологического дискомфорта, научить положительно относиться к миру, «чтобы любить и работать» (3. Фрейд), «самоактуализироваться» (А. Маслоу), быть «окей» (Э. Берн, X. Харрис), «ценить себя» (К. Роджерс).
Консультирование в области профилактической работы с детьми (подростками) имеет следующие задачи:
1. информирование родителей (педагогов, социальных работников и др.) о возрастных и индивидуальных особенностях изучаемого субъекта;
2. своевременное выявление у субъектов первичных психосоматических отклонений и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
3. предупреждение вторичных отклонений в области развития и рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с психопатологами и врачами);
4. составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения субъекта для объектов воздействия (педагоги, родители, социальные работники и др.);
5. составление рекомендаций по воспитанию в семье (совместно со специалистами по семейной терапии, социальными работниками, педагогами);
6. проведение коррекционной работы в специальных группах при консультации с детьми и родителями.
Одной из важнейших и наиболее сложных задач профилактики для социального работника в области правонарушений, семейных отношений, воспитания детей является работа с семьёй.
Необходимо учитывать, что на развитие семьи влияют разнообразные факторы:
· социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия);
· медико-санитарные (вредные с точки зрения экологии условия труда и быта, хронические заболевания родителей, плохая наследственность, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);
· социально-демографические (неполная либо многодетная семья, семья с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
· социально-психологические (деструктивные отношения между родителями, между родителями и детьми, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации);
· криминогенные факторы (алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи и т.д.).
Поэтому социальному работнику необходимо уметь выстроить доверительные отношения, технологию взаимодействия с семьёй с целью профилактических мероприятий по возникновению социальных отклонений детей. Л. Б. Филонов выделяет шесть стадий установления доверительных отношений между людьми в процессе общения. На начальной стадии необходимо завоевать доверие родителей: «снять» с себя всякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем положительные качества, которые были бы приятны для родителей, что в целом должно снять подозрительность и напряжение, которые могут испытывать родственники подростка к социальному работнику.
Расширение тем доверительных бесед, создание своеобразной эмоционально-насыщенной среды, т.е. ситуации, когда родителям необходим социальный работник как слушатель, понимающий, сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.
2. Социальная работа с допризывной молодёжью.
В настоящее время проблема предупреждения уклонений от военной службы у солдат и сержантов по призыву выдвинулась в число актуальных и важных задач превентивной педагогической науки. Как показывает практика, предупреждение и преодоление различных видов уклонений от военной службы имеют давнюю и поучительную историю.
Некоторые проблемы, аспекты социальной работы с допризывной молодёжью автор уже разрабатывал и, в частности, раскрыл основные особенности военно-патриотического воспитания, рассмотрел службу в армии как один из видов социальной деятельности индивида.
Анализ различной базы, реальной практики деятельности и поведения людей позволил констатировать, что наряду с некоторыми позитивными изменениями, происходящими в стране и Вооруженных Силах, наблюдается устойчивая тенденция к отрицательной направленности отношения российской молодёжи к военной службе, девальвации её социальной значимости и необходимости.
Актуальность проблемы объясняется изменением главных признаков и особенностей уклонений от военной службы допризывной и армейской молодёжи. Их качественными характеристиками стали ухудшающееся здоровье молодых людей и усугубляющийся дефицит физически годных к службе (сегодня каждый третий юноша призывного возраста освобождается от службы по состоянию здоровья, для сравнения: в 1985 г. - только каждый двадцатый); снижение образовательного уровня (полное среднее образование имеют 70%, около 20% -- неполное среднее, и как итог: юноши, имеющие 3-ю и 4-ю категорию профпригодности и условно непригодные для подготовки по тем или иным специальностям, составили 40%); ежегодно на 10-15%[7]сокращается количество прошедших допризывную подготовку до службы в армии и др.
Для сравнения целесообразно привести следующий выявленный факт: лишь 15% опрошенных сержантов и солдат экспериментальных частей и подразделений выразили готовность защищать свое государство и народ, честно выполнять воинский долг. Как показывает практика, все чаще в армии стали призываться молодые люди с установкой на уклонение от военной службы, для работы с которыми прежняя формула дальнейшего углубления и совершенствования воспитательного процесса не является эффективной. Поэтому концепция современного армейского воспитания должна предусматривать профилактику, перевоспитание и поиск новых превентивных форм и методов работы офицерского состава.
Изучение содержания, организации и методики профилактической работы офицеров показало незнание армейскими воспитателями процесса предупреждения и преодоления различных уклонений от военной службы; низкую педагогическую и психологическую культуру; недостаточную подготовленность к профилактической деятельности; отсутствие уверенности и оптимизма в исправлении уклоняющихся от службы воспитанников; слабый уровень информированности и обученности основам превентивной педагогики и др. Основными причинами данных негативных тенденций явились как недостаточная научная разработанность теории и практики предупреждения и преодоления уклонений от военной службы, так и невостребованность воспитателями научных и практических разработок данной проблемы, низкая специальная подготовка офицеров к профилактической деятельности в частях и др.
Историко-педагогический анализ проблемы предупреждения уклонений от военной службы помог выявить и изучить теорию и практику процесса педагогической профилактики данного вида отклоняющегося поведения военнослужащих в разные исторические периоды, что позволило проследить генезис данной научной и практической проблемы, определить её основные позитивные и негативные тенденции.
Для понимания сущности и специфики процесса педагогической профилактики уклонений от военной службы, как показала практика и опытно-экспериментальная работа, важное значение имеет знание причинно-факторных групп. К ним целесообразно отнести:
Ø социально-демографические причины: возраст допризывной и армейской молодёжи, повышение их криминогенной направленности и активности; место и роль молодёжи в системе общественного труда, производства и социальной структуры общества; образовательный и профессиональный уровень; процесс урбанизации; перемещение молодёжи в крупные города и др.;
Ø социокультурные причины: душевой доход, жилищные условия, культурные ценности, проведение свободного времени, социальная активность и др.;
Ø социально_педагогические причины: недостатки воспита- ния в семье, школе, ПТУ, техникумах и др.;
Ø негативные влияния бесцельного времяпрепровождения, участие в группах криминальной направленности; влияние различных проявлений саморазрушений личности и самонаправленной жёстокости; отсутствие военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи; отрицательное влияние многих средств массовой информации и др.; г) психологические причины: возрастные сложности развития и формирования личности, отрицательные проявления индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, различные отступления от уставной организации службы и деятельности, низкий уровень воспитательных мероприятий, недостатки в организации культурно-досуговой и спортивной работы и др.
На сегодняшний день, система социальной работы ещё не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются профилактические методы воздействия на клиентов. Причины здесь во многом кроются в том, что объективные (экономика, политика, социальная сфера и т.д.) и субъективные (уровень знаний, кадры) факторы не всегда способствуют развитию системы профилактических мероприятий. Однако знание социальной технологии во многом повышает эффективность социальной работы.
Технологии, применяемые в практике социальной работы, представляют собой фиксацию в устной или письменной форме проверенных жизнью способов применения широкого спектра социально-гуманитарных знаний для регулирования социальных отношений и процессов различного уровня. Благодаря этому знания и опыт регулирования человеческих отношений в форме конкретной технологии можно транслировать, передавать от поколения к поколению, в сжатые сроки вооружать кадры искусством работы с людьми.
ИТОГИ 2 ГЛАВЫ
Подводя итог данной главе, можно отметить, что профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Социальная профилактика опирается на ряд принципов и включает в себя несколько базовых этапов. Также ознакомились с психопрофилактической работой с детьми и подростками и с социальной работой с допризывной молодёжью.
Социальная профилактика основывается на ряде принципов:
- объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-либо интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
- причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
- комплексный подход в изучении социальных проблем объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных проявлениях, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
- научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было поставлено несколько задач, которые были рассмотрены и обоснованы:
1) профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Узнали о профилактике, в которой нуждается практически все население, в особенности те люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни и т.д.
2) сущность социальной профилактики - это форма запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений. Выявили что, службы профилактики призваны находить оптимальные решения, как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем, -- в этом и состоят ценность и значение профилактики.
3) рассмотрели, что методы социальной профилактики включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить здоровье. Узнали, что работа соответствующих служб нацелена на такие изменения социальной среды, чтобы она поддерживала и стимулировала нормальную жизнедеятельность человека. Системный подход учитывает все эти взаимосвязанные факторы. Традиционные методы оказания помощи в большинстве своем могут быть использованы для профилактики. Необходимо понимать, что реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др. Наиболее распространенным является метод профилактической беседы.
4) социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов. Были выявлены основные исходные положения принципов социальной профилактики и существует ряд принципов социальной профилактики, а именно объективность, причинность, комплексный подход, научная обоснованность и подтверждаемость.
Правильный подбор профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьёзных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Международные акты. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. [Текст]: офиц. текст. – сайт ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru, свободный.
2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2016. – 39 с.; 20 см. - 10000 экз. - ISBN 5-94462-025-0. С измен. на 21 июля 2014 года.
Научная методическая литература
3. Афанасьев, В.Г. Человек в управлении обществом. – Москва.-2015. - 336 с.
4. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы.- М.: Наука, 2014. - 185с.
5. Козлов, А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы.- М.: Флинта, 2015. - 224 с.
6. Михеева, Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере.- СПб.-2015. - 170 с.
7. Стефанов, Н.А. Общественные науки и социальные технологии. - М., 2016. - 212 с.
8. Топчий, Л.В.Проблемы становления системы социального обслуживания населения в Российской Федерации и отдельных её регионах. - М., 2015, № 2. - с. 41-53.
9. Холостова, Е.И.Социальная работа: время парадоксов и компромиссов. – М.- 2015, № 2. - с. 7-12.
10. Шеляг, Т.В. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 399 с.
11. Эванс, Д. А.Обучение социальной работе. - Ростов-на-Дону.- 2015. - 112 с.
Интернет-ресурсы
12. Правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный.
13. Справочно-правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
14. Издание Правительства Российской Федерации Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru, свободный.
15. Издание Федерального Собрания Российской Федерации Парламентская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pnp.ru/,свободный.
16. Фонд общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru/, свободный.
17. Социальная работа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soc-work.ru/, свободный.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИТАКТИКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ
[1] Шеляг, Т.В. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 399 с.
[2] Шеляг, Т.В. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 399 с.
[3] Социальная работа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soc-work.ru/, свободный.
[4] Социальная работа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soc-work.ru/, свободный.
[5]Социальная работа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soc-work.ru/, свободный.
[6] Шеляг, Т.В. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 399 с.
[7] Фонд общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru/, свободный.