Свободные экономические зоны: зарубежный опыт и совершенствование развития в Республике Беларусь

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГУО «МИНСКИЙ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Предметная комиссия планово – экономических дисциплин и налогообложения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономика организации

на тему : Свободные экономические зоны: зарубежный опыт и совершенствование развития в Республике Беларусь

Выполнила учащаяся

2 курса, гр. 1512 О.К. Леничек

Руководитель

Преподаватель Марьянская Н.Э.

МИНСК 2016
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

3

1 Свободные экономические зоны: сущность, значение в современной экономике ………………………………………………………………………..

5

2 Роль СЭЗ в развитии экономики ……………………………………………..

12

2.1 Что дают СЭЗ для экономики? ……………………………………………..

12

2.2 Методы привлечения инвестиций ………………………………………….

14

3 Свободные экономические зоны в Республике Беларусь ……………..……

17

4 Зарубежный опыт СЭЗ в США

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………


ВВЕДЕНИЕ

Свободные экономическиезоны какособые международные хозяйственные структуры не только прочно вошли в энциклопедический словарь, но и в широкую практику людей всех континентов. В преддверииХХI века СЭЗ приобрели глобальный характер, стали атрибутаминациональных экономик всех широт. Через эти «островки» мировойсистемы хозяйства проходит около 1/3 мирового товарооборота [4. С.3]

СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В середине 90-х годов в мире функционировало более 4-х тысяч разного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон свободной торговли до оффшорных зон). Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные образования, где можно получить сверхприбыль.

Крупные международные корпорации считают организацию собственного производства в свободной экономической зоне важнейшим направлениемсвоей экспансии.

В данной работе попытаюсь дать краткую характеристику свободных экономических зон, описать их значимость и роль в развитии экономик многих стран мира.

Для чего создаются свободные экономическиезоны? Почему они получили такое распространение в мире?

Создание СЭЗ рассматриваются их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельностиЭкономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.

Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного дляактивизации экономических процессов внутри страны, созданиепроизводственных свободных экономических зон увязывают с тремяосновными задачами: стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств, рост занятости, превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Большую роль СЭЗ играют в развитии экономики развивающихсястран, включая и те, которые совсем недавно завоевали независимость и с помощью зон стимулируют приток иностранных инвестиций на национальный рынок.

В настоящее в время в нашей республике идет процесс развития свободных экономических зон. В действующих шести увеличивается количество резидентов, объемы производств, расширяются экспортно-импортные потоки, создаются условия для привлечения инвестиций, совершенствуются нормативно-законодательные база, регулирующая ихдеятельность.


1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры, которые известны как свободные экономические зоны (СЭЗ). Различные типы таких зон называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков. Наконец, в СЭЗ многие экономисты видят прототипновой политики «открытых дверей»в мировую систему хозяйства

Создание и становление СЭЗ направлено на либерализацию и активную внешнеэкономическую деятельность. Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций.

Свободные экономические зоны получили широкое распространение во многих странах. Свободные (специальные) экономические зоны представляют собой определенные территории, где возможно создание особо благоприятного экономического режима для деятельности иностранного капитала. СЭЗ позволяют активно формировать экономику открытого типа, выступают своеобразным «передним краем», на котором применяются современная техника и технологии, мировые научно-технические достижения, современные методы управления экономикой, иностранный капитал и т.д. В зонах свободного предпринимательства создается современная инфраструктура, необходимая для деловой активности.

Открытость мировому рынку делает СЭЗ привлекательными для транснациональных компаний, миллиардные инвестиции которых вкладываются на всех континентах. Международные корпорации в поисках благоприятных условий для своей коммерческой деятельности рассматривают СЭЗ как весьма прибыльные экономические структуры, с которыми связывают важнейшие направления своей экспансии.

С помощью СЭЗ происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.

Свободные экономические зоны – области очень высокой концентрации торговых, финансовых, технологических, производственных связей.

Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологиии управленческого механизма. Эти формирования на исходе ХХ века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные «коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.

Впервые официальное конкретное определение свободнойэкономической зоны было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973г. Под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт идругих видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяется в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. В то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.

Профессор К.А. Семенов дает свое определение СЭЗ, понимая их как «географические территории, которым их политические центры представляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращениегосударственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства»[9.С.181].

Некоторые экономисты определяют СЭЗ как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. СЭЗ определяется не как географическая территория, а как часть национального экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов, не используемых в других его частях.

По своей общей цели специальные экономические зоны, как правило, сходны, но их функции достаточно многообразны. В научной литературе выделяется до 30 разновидностей СЭЗ [7.С.67].

Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся к простейшим, являются сводные таможенные зоны (СТЗ). Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.

Преференциальный режим в свободных таможенных зонах основан на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. При поставках товара из зоны на территорию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощряется развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой деятельности и т.д.). В эту сферу привлекаются иностранные инвестиции, в ней могут создаваться валютные и товарные биржи, торгово-выставочные центры и т.п.

Следовательно, СТЗ – это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Они обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции.

В последнее время материалоемкость торговли снижается. СТЗ все больше превращаются в перевалочные базы, которых не всегда нуждаются значительные грузопотоки. В результате многие СТЗ, наряду ссохранением традиционной специализации в областивнешнеторговых и финансовых услуг, переходят к развитию отраслей экспортного производства.

Зона свободной торговли – это бойкие «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю.

ЗСТ представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видовфинансового контроля. Наибольшее распространение зоны свободной торговли получили в США.В этой стране насчитывается около 218 ЗСТ [4.С.23]. Ныне к числу ЗСТ относятся магазины «Dyti Free» или магазины беспошлинной торговли, а также и традиционные свободные гавани и порты с льготным торговым режимом.

Зоны свободной торговли создаются в интересах расширения экспорта и поощрения инвестиций из-за рубежа, а также стимулирование экономического развития регионов и стран. Как показала практика, ЗСТ играют важнейшую роль в международной торговле и в инвестиционной политике.

Наибольшее распространение в развивающихся странах получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Развитие экспортного производства на анклавной территории какой-либо страны обеспечивает рост объема ее экспорта, повышение уровня занятости, проведение промышленной модернизации и ускорения освоения новых технологий.

Эти достижения и обусловили тот интерес, который проявили многие страны к организации на своей территории ЭПЗ.  Особеннораспространены ЭПЗ в государствах Азии, которые используют опытэкспортно-производственной зоны «Шеннон».

Широкое распространение получили так называемые технико-внедренческие, или научно-технологические зоны. Этот процесс в отдельных странах имеет заметные национальные особенности. В разных странах они носят оригинальные названия – технопарки, технополисы, инновационные центры и др. Но как бы они не именовались, они всегда, как правило, создаются вокруг какого-то научного ядра с особой инфраструктурой, обеспечивающей процесс ускорения передачи новой технологии в промышленность.

Научные парки США – это районы с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий, находящихся вблизи крупнейших научных институтов или университетов. Так, рядом с городом Санта-Клара, около Стэнфордского университета, возникла научно-технологическая зона Кремниевая Долина (СиликонВэлли). Это наиболее крупная в США научно-технологическая зона, которая дает 20 % мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В США насчитывается свыше 80 технопарков, где трудятся более 140 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых [9.С.189]. Аналогичные технопарки существуют во Франции, Великобритании и Германии.

В Японии научно-технологические центры получили название технополисов. Под технополисом понимается город и прилегающие к нему территория, где размещены органически взаимодействующие предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научно-исследовательские институты, вузы, готовящие для технополиса научные и инженерные кадры. Программа создания технополисов преследовала следующие цели: перераспределение промышленности из центра на периферию; интенсификация научных разработок за счет активизации деятельности местных университетов; переориентация промышленности на развитие наукоемких и энергосберегающих технологий; ускорение внедренческого процесса.

Богатая мировая практика показала, что приоритет стал постепенно смещаться в сторону создания комплексных СЭЗ, соединяющих в себе несколько функций, перед которыми ставится сразу несколько задач. Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмеченных типов зон. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны характерны для Китая («Шэньчжень»), Бразилии («Макаус»), Великобритании, США (предпринимательские зоны) и т.д.

Наибольшее распространение в развивающихся странах получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Развитие экспортного производства на анклавной территории какой-либо страны обеспечивает рост объема ее экспорта, повышение уровня занятости, проведение промышленной модернизации и ускорения освоения новых технологий. Эти достижения и обусловили тот интерес, который проявили многие страны к организации на своей территории ЭПЗ. Особенно распространены ЭПЗ в государствах Азии, которые используют опыт экспортно-производственной зоны «Шеннон».

В 70-е гг. во многих регионах мира стали возникать сервисныезоны. Они представляют собой территории с льготным режимом для фирм и учреждений, занятых оказанием различных видов финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся так называемые оффшорные образования. В оффшорных зонах фирмы не ведущие хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации. Составными элементами льготного режима в оффшорных зонах являются низкий уровень уставного капитала, отсутствие таможенных сборов и пошлин для иностранных инвесторов, свободный вывоз прибылей, отсутствие валютных ограничений и др. Кроме того, оффшорные предприятия либо вообще не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим налогом.

Оффшорные компании сосредотачивают свою деятельность в банковском, страховом деле, в экспортно-импортных операциях, а также в операциях с недвижимостью и морском судоходстве. По имеющимся данным, в сфере оффшорной деятельности сосредоточен капитал в размере 500 млрд.долл.[9. С.191]. Наибольшее распространение оффшорные зоны получили в странах Британского содружества. Однако создаются и в других странах мира: Лихтенштейне, Панаме, Швейцарии и т.д.

Такой тип зон, как интернациональные зоны, возник сравнительно недавно. Ему предшествовало региональное экономическоесотрудничество сопредельных стран. Тенденция к созданию региональных структур является доминирующей характеристикой нынешней мировой системы хозяйства. В мире действует 85 региональных торговых и экономических соглашений. Однако реальные интеграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе (Европейский союз) и Северной Америке (Нафта). Они являютсяинтернациональными зонами. Региональная интеграция, идущая рядом с процессом глобализации, вносит новое содержание в механизм образования свободных экономических зон: СЭЗ выходит за рамки экономически национального государстваи становится интернациональной.

В Европе появились новые интеграционные процессы, воспроизводящие специфические модели свободных экономических зон. Речь идет о региональном сотрудничестве, которое обеспечивает прозрачность внутри европейских межгосударственных границ и активизирует местные экономические связи. Важнейшей формой развития приграничного сотрудничества являютсяевро регионы, которых в Европе насчитывается 50. Евро регион представляет собой ограниченное географо-экономическое пространство, которое состоит из приграничных административно-территориальных единиц государств, добровольно согласившихся на хозяйственное, научное, культурное и другое сотрудничество. К примеру, евро регион «Маас-Рейн» с населением 3,7 млн.чел. состоит из провинциальных территорий сопредельных государств Бельгии, Нидерландов и Германии.


2.РОЛЬ СЭЗ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

2.1. Что делают СЭЗ для экономики?

Свободные экономические зоны успешно действуют во всех странах мира.Они функционируют как в промышленно развитых странах (США, Япония, Германия, Англия, Канада и др.) так и в развивающихся.

Многолетняя позитивная практика зарубежных стран по созданию и функционированию свободных экономических зон свидетельствует об эффективности такого метода оздоровления экономики.

Уже к середине 90-х годов двадцатого столетия в мире существовало более 4 тыс. СЭЗ с численностью работающих в них более 3 млн. человек.

В странах с развитой рыночной экономикой СЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, имеющих недоразвитую инфраструктуру. Для их создания и развития используется преимущественно национальный частный капитал и работают они в большинстве своем на внутренний рынок. В промышленно развитых странах (США, Великобритания) СЭЗ создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В развивающихся странах в основном ориентированы они на внешний рынок, поскольку, только наращивая экспорт, эти страны могут решать задачи оздоровления национальной экономики. Отсюда вытекает и особенность СЭЗ – более преференциальный инвестиционный климат государство устанавливает для иностранных инвесторов.

Вводя на части своей территории особый режим внешнеэкономической деятельности, страны решают такие задачи, как повышение конкурентоспособности национального производства, увеличение притока валюты как отэкспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций, ускоренное освоение производства новых товаров и услуг. В развитых странах с помощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки, увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними операций.

С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа различные государства «третьего мира» пытаются решать разнообразные посвоей природе задачи. В обобщенном виде они могут быть сведены к следующимцелям:

— росту доходов страны в свободно конвертируемой валюте, расширениюэкспорта готовой продукции, рационализации импорта;

— росту притока иностранного производительного капитала;

— стимулированию технического развития, изменению структуры производства,ускорению инновационных и внедренческих процессов;

— сокращению безработицы;

— подготовке квалифицированных специалистов.

Практика функционирования свободных экономических соперничества между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий, на которых в зону приглашаются инвесторы. Каждому типу зон соответствует свой стандартный набор базовых льгот и стимулов, которые дополняются специальными формами поощрений. Последние направлены либо на решение конкретных задач (например, ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на стимулирование отдельных видов деятельности (переработка местного сырья на экспорт, банковские услуги и т.п.), либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелкий или крупный бизнес).


2.2.Метод привлечения инвестиций

Рассмотрим методы привлечения инвестиций на примере СЭЗ Китая.

В настоящее время совершает переход не только к рыночной экономике, но и к положению мировой сверхдержавы. Китай – самый большой получатель прямых иностранных капиталовложений среди развивающихся стран и второй в мире - после Соединенных штатов.

В ходе реформ, создателем которых является Дэн Сяопин, Китаю постепенно удалось осуществить плавный переход от стратегии несбалансированного к стратегии сбалансированного роста.

Реформа началась в деревне. Индустриализация ее предполагала создание поселково-волостных промышленных предприятий (ПВП). Каждое вновь созданное ПВП на 2-3 года освобождалось от налогов, а за высококачественную либо экспортную продукцию удостаивается налоговых льгот. В начале 80-х годов экономические преобразования начали проводиться и в городе, в сфере промышленного производства. Промышленные предприятия наделялись широкими правами самостоятельнойхозяйственной деятельности.

Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» (кайфан). Эта политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций,организации совместных предприятий с зарубежными партнерами и привлечение капиталов через специальные экономические зоны.Последние стали создаваться в конце 70-х годов в приморских регионах Китая.

Первая такая зона была организована в 1979г. в деревушке Шэньчжень. Не прошло и десяти лет, как Шэньчжень превратилась в современный город с населением в два миллиона человек, вобравшего в себя многочисленные новейшие предприятия с участием иностранного капитала. Около двух тысяч из них были совместными китайско-иностранными, а 354 – полностью владел зарубежный капитал. Это заводы и фабрики, туристические агентства.

Для улучшение инвестиционных условий создан центр услуг зарубежным инвесторам и центр содействия инвестициям, которые представляют комплексные услуги отечественным и зарубежным инвесторам, включая рассмотрение проектов, консультации по законодательству.

Первыми инвесторами СЭЗ «Шэньчжень» были предприниматели Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и Японии. В начале 1999 года в зоне насчитывалось 13 тысяч предприятий различных инвесторов из 60 стран мира. Их капиталовложения превышают 10 млрд. долларов. Вслед за «Шэньчженем» были созданы и другие специальные экономические зоны.

Важным стимулом для притока капитала в СЭЗ является намногоболее низкая, чем в целом по Китаю, ставка налогообложения,равная 15 % прибыли. Сняты налоги на экспорт и его лицензирование. Способствует притоку иностранных капиталов в зону и свободный валютный режим.

Первыми СЭЗ Китая были сделаны первые шаги к открытости экономики этой страны. Однако реформатор Дэн Сяонин разработал концепцию многоступенчатой открытости, суть которой в максимальном использовании конкретных условий и ресурсов различных регионов страны. В результате на втором плане был создан еще один тип специальных экономических зон – приморские открытые зоны. Территория этих зон относится к сельскохозяйственным районам, и создание там льготного инвестиционного режима говорит о том, что власти Китая переносят политику «открытых дверей» из городских районов в сельские. Следует заметить, что капитал направляется не только на развитие сельского хозяйства, но и на развитие туризма и сферы услуг.

Чтобы привлечь инвестиционный капитал в зону комплексного назначения на острове Хайнань, была разработана и представлена в пользу инвесторов целая система скидок:

- при аренде горных и неосвоенных участков (5-10 %);

- при осуществлении высокотехнологических проектов (5-10 %);

- при строительстве транспортной инфраструктуры, угольных шахт, электростанций, водохранилищ, учреждений образования и культуры (10-15 %);

- при осуществлении сельскохозяйственных проектов и аренде горных и неосвоенных участков (10-15 %);

- инвесторам китайской диаспоры предоставляются дополнительные льготы.

В поощрении и привлечении отечественных и зарубежных инвесторов местные организации на уровне провинций, городов, уездов и Комитета по управлению зоны вырабатывают, помимо правительственных, дополнительные льготы. Рассмотрим эти льготы на примере китайского города Харбина, где предприятия в зоне освоения новых высоких технологий уже с даты аккредитации полностью освобождаются от подоходного налога на 3 года, а затем в последующие 3 года платят половину налога (по тарифу 7,5 %). После истечения указанного шестилетнего срока, т.е. с седьмого года, платят подоходный налог полностью (по тарифу 15%). А предприятия, более половины валовой продукции которых идет на экспорт, оплачивают налог по тарифу 10% (после получения утверждения местного налогового бюро).

СЭЗ и открытость экономики обеспечивают в Китай постоянный приток иностранных инвестиций. К концу первого полугодия 1998 года в стране зарегистрировано 91166 новых совместных предприятий с общим объемом инвестиций 28,9 млрд. долл., на начало 2014 года общий объем иностранных инвестиций составил 770,8 млрд. долларов[4. С.150].


3.СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В Республике Беларусь практика СЭЗ началась со второй половины 90-х годов. Создание свободных экономических зон рассматривается в нашей республике как важное звено в реализации принципов открытой экономики государства. Их функционирование связывается с либерализацией и активизациейвнешнеэкономической деятельности.

Законодательными основами для создания СЭЗ явились:

• Указ Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114 «Освободных экономических зонах на территории Республики Беларусь».Этим же Указом была создана первая СЭЗ «Брест»;

• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 1997 № 1415 «О концепции организации свободных (специальных)экономических зон на территории Республики Беларусь», в котором быликонкретизированы принципы, цели и задачи, вопросы обоснованности созданияСЭЗ на белорусской земле;

• Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 7декабря 1998 г.

Создание свободных экономических зон в Республике Беларусьопределяется:

• необходимостью перестройки структуры производства в целях интеграции экономики государства в систему мирового хозяйства Беларуси в центре Европы, что вызывает интерес зарубежных инвесторов приосвоении рынка СНГ;

• особенностями экономики страны (высокий потенциал обрабатывающей промышленности и квалификации трудовых ресурсов, что делает возможной ориентацию производства на экспорт; недостаточность природныхресурсов).

Цели и задачи создания СЭЗ в Республике Беларусь:

• увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение стратегических инвесторов;

• обеспечение дополнительных благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий, передового зарубежного опыта;

• содействие международной интеграции и сотрудничеству;

• стимулирование экспорта и импортозамещающих производств;

• создание новых рабочих мест, повышение загрузки имеющихся производственных мощностей;

• развитие и расширение сферы работ и услуг;

• развитие инфраструктуры территорий, эффективное использование имеющихся;

• получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях дальнейшего их использования для проведения реформ в республике.

С апреля 2002 г. в Беларуси действуют уже 6 свободных экономическихзон в Бресте, Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве, Гродно

Все шесть свободные экономические зоны Республики Беларусьявляются комплексными, что проявляется в выполнении производственной, экспортной и таможенной функций. Вместе с тем для СЭЗ «Брест» определены специфические функции: туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности.

Каждая из белорусских СЭЗ имеет отличительные черты.Брестская свободная экономическая зона была образована на чистой территории, при отсутствии привлекательных стартовых условий для резидентов. Повышенный интерес к СЭЗ «Брест» проявляют преимущественно представители малого и среднего бизнеса (зарубежного и отечественного). При этом превалируют проекты в таких отраслях, как торговля, строительные материалы,лекарственные средства и деревообрабатывающая промышленность [5. С.21].

Минская свободная экономическая зона более обеспечена с позиций развития инфраструктуры, коммуникаций, большого количества пока не задействованных производственных площадей. Важнейшая задача еефункционирования - создание и развитие экспортно-ориентированныхпроизводств, основанных на новых и высоких технологиях.

Гомельская свободная экономическая зона, образованная на базе научно-производственного объединения «Ратон», основывается на высокотехнологическом производстве. Отличительной чертой ее функционирования является привлечение инвестиций в инновационную сферу. Реализация этого проекта позволит привлечь инвестиции в наукоемкие и высокотехнологические отрасли.

СЭЗ «Брест» – была создана Указом Президента № 114 в марте 1996 г. Указом предусматривалось обеспечение благоприятных условий для экономического развития регионов Республики Беларусь, привлечение зарубежных инвестиций, создание новых рабочих мест, ускорение научно-технического прогресса, развитие торгово-экономического сотрудничество с другими государствами.

Основные направления деятельности предприятий зоны в разрезе областей промышленности – это лесная и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая отрасли, прочие промышленные производства. Производственная деятельность зоны связана также с оказанием транспортных и строительных услуг, производством продукции сельского хозяйства,торгово-закупочной деятельностью. Расширение видов деятельности СЭЗ обусловлено комплексным характером ее функций - промышленной, свободной таможенной, банковской, страховой, туристско-рекреационной.

 На начало 1999 г. статус резидента свободной экономической зоны «Брест» получили 45 субъектов хозяйствования, в том числе 12 иностранных фирм и 9 совместных предприятий.

Объем заявленных инвестиций составил: 1063 тыс. немецких марок, 900 тыс. долларов США, 2,4млрд. белорусских рублей. Из зарубежных инвесторов лидируют инвесторы Германии (60% от заявленных инвестиций), Италия – 18%, Польша – 3%, Чехия – 2%.

Основной удельный вес занимают инвестиции в развитие транспортных услуг (36% от общего объема), производство мебели и изделий из древесины (18 %), в изготовление лекарственных средств (16 %), остальные – это выпуск товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции, а также строительства, маркетинговые и другие виды услуг.

Число занятых на данных предприятиях превышает 700 человек.

Резиденты СЭЗ «Брест» производят:

1. ПКФ «Никор» ООО – пиломатериалы, столярные изделия;

2. ИП «АГ – МАР –БЕЛ2» – корпусную мебель;

3. ИП «Леспром» – пиломатериалы;

4. ИП «Кондор» – водно-дисперсионные краски;

5. СП «Дельфа-Буг» все для окон: карнизы, шторы, жалюзи;

6. СП «Белорусская кофейная компания» – шоколад горький, молочный, десертный.

Находясь на белорусско-польской границе, Брест всегда испытывал воздействие «польского фактора» (имеется в виду экономические итехнические условия транзита через территорию Польши, пропускная способность пограничных станций и переходов и т.п.). В связи с созданием СЭЗ «Брест» польский фактор приобретает новое значение. Речь идет о возможной заинтересованности польского бизнеса в свободной зоне. Потенциальной ее конкуренции (или взаимодействии) с беспошлинной зоной в Тереспле. Несомненно, существуют предпосылки для сотрудничества и взаимодействия Брестского и Тереспольского узлов и, соответственно, зон.

Свободная экономическая зона “Минск” определена как производственная, экспортная и свободная таможенная зона. Она занимает площадь размером 13,9 кв. км, или 6% территории Минска.

Пред инвестиционный этап развития СЭЗ “Минск” можно охарактеризовать следующим образом. По состоянию на 1.01.2000 г. В качестве резидентов свободной экономической зоны «Минск» зарегистрировано 17 предприятий, в том числе 12 – с иностраннымикапиталом. Девять предприятий-резидентов СЭЗ получило данный статус в 1998 г., 4 объекта – в первом полугодии 1999 г., 4 – в третьем квартале 1999 г. По итогам 1999 г. объем произведенной продукции (работ, услуг) составил 2559,7 млрд. руб. против 173,9 млрд. руб. по итогам 1998 г. Лидерами по выпуску продукции выступили СП «Унибокс» (производство кроне пробки) и ООО «Унимод» (производство ведущих мостов).

Основные отрасли специализации промышленного производства СЭЗ «Минск» – лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажнаяпромышленность, пищевая, машиностроение и металлообработка,промышленность строительных материалов, полиграфическая.

На пяти из 17 предприятий-резидентов СЭЗ «Минск» выпуск продукции основан на исключительном использовании местного сырья.

Среднесписочная численность работников СЭЗ увеличилась с момента ее создания на 675 человек – со 127 в 1998 г. до 802 по итогам 1999 г. На 1.01.2000 г. на территории свободной экономической зоны

«Минск» создано 237 новых рабочих мест.

В числе зарубежных инвесторов СЭЗ – фирмы из Англии, Италии, Чехии, России, Литвы.

Площадь СЭЗ «Гомель-Ратон» составляет 4300 га. Несмотря на то, что Указ Президента Республики Беларусь и Положение о свободной экономической зоне «Гомель-Ратон» были приняты в 1998 г., активная регистрация резидентов СЭЗ на основании конкурсной основы началась по существу в 1999 г. По состоянию на 1.01.2000 г. в СЭЗ «Гомель-Ратон» в качестве резидентов зарегистрировано 23 предприятия, в том числе 13 – с иностранными инвестициями. Это составляет 8% от общего числафункционирующих предприятий с иностранными инвестициями,зарегистрированными в Гомельской области. Из 23 предприятий-резидентов в 1998 г. зарегистрированы 17, в 1999 г. – 6 субъектовхозяйствования.

Основные виды деятельности СЭЗ достаточно разнообразны:продукция общепризнанного назначения, потребительские товары,производство швейных машин, мебели, торгового оборудования,радиотелефонных средств, эмалированных проводов, программнойпродукции, основанной на новых и высоких технологиях.


4.Зарубежный опыт СЭЗ в США

Американский континент, на территории которого находятся США, богата различными типами свободных экономических зон. Они формируются на национальной и интернациональной основе. Последние охватывают целые регионы континента, в которые входят несколько стран. Обширное пространство занимает, например, «Меркосур», включившая в себя Бразилию, Аргентину, Парагвай и Уругвай. Территория этой зоны составляет 12 млн. кв. км. На которой проживает свыше 200 млн. человек – почти 70% территории и 64% населения Латинской Америки. Валовой внутренний продукт «Меркосур» превышает 805 млрд. долларов. В этой гигантской зоне введены невысокие единые таможенные пошлины на сотни наименований товарной продукции.

Функционирует и огромная таможенная зона в рамках Андской группы государств (Боливия, Гватемала, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор, Панама), который создает единый торговый союз с целью расширить ограниченные возможности экономики каждой из этих стран и повысить качество выпускаемой ими экспортной продукции.

Сформирован единый таможенный союз и странами Карибского бассейна, куда вошли 13 англоязычных стран с общим объемом внешней торговли в 11 млрд. долларов.

Самая молодая международная экономическая структура этого континента – Североамериканская зона свободной торговли, в которую входят США, Канада, и Мексика. Она была создана 1994 года и представляет собой неравносторонний треугольник. Мексика в нем – самая слабая сторона. Одной из причин приоритетного подключения Мексики к американо-канадскому сообществу является наличие в этой стране дешевой рабочей силы, широкого рынка сбыта готовой продукции и богатых запасов нефти. Она составляет в общем импорте черного золота Соединенных Штатов Америки 12%. Слабая сторона треугольника вывозит из США нефтепродукты. В 90-х годах Соединенные Штаты провозгласили грандиозную и весьма перспективную для Севера континента цель – создание всемирной зон свободной торговли (ВАЗСТ). Однако реализация такого замысла несомненно содержит ведущими странами Латинской Америки. «Пока рано подключаться к САЗСТ»,- пояснила Бразилия.

Американский континент в определенной мере отождествляется Соединенными Штатами Америки – первый в мире президентской республикой, являющейся ныне головным индустриальным, технологическим, информационным и интеллектуальным центрам. А потому представляет величайший интерес ее опыт создания и функционирования свободных экономических зон.

Из большого количества СЭЗ, которыми располагает современный мир, Соединенные Штаты весьма интенсивно используют три: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки. Последние богатой россыпью разместились по всей территории США и выступают под общим названием «Силиконовые Долины».

Как уже отмечалось, первый в мире научный парк как результат НТР был создан в 1950 году в США. В 1998 году их число увеличилось до 170 с территории от 60 до 260 гектаров. Крупнейшим технопарком США является «Силикон-Вэлли», в котором сосредоточено 20% мирового производства вычислительной техники и компонентов к ней.

В рамках экономики США существуют два типа технопарков: частные и государственные. Научно-технические парки создаются не с разрешения государственных органов, а в соответствии с сложившейся ситуацией социально-экономического плана.

При финансировании технопарков используются различные источники, включая фонды университетов и благотворительных обществ, а также муниципалитетов, федеральных ведомств и министерств, промышленных фирм и собственных средств.

Деятельность технопарков в США ориентируется на представление льготной помощи национальным внедренческим компаниям, главным образом венчурным, изобретателям и ученым, разрабатывающим новые технологии изготовления продукции. Эта помощь выражается в предоставлении в аренду производственных и офисных помещений, лабораторного оборудования, консультаций, разработке бизнес-планов, а также содействие в получении займов как одного из источников финансирования создаваемых венчурных компаний.

Более 40 крупных районов развития наукоемкой технологии, разбросанных по всех территории США, с такими названиями, как Силиконовые предгорья (Сакраменто), Силиконовый берег (Джексонвилл-Дейтона), Силиконовое ранчо (Сан-Антонио), Силиконовый рукав (Луизиана) и др. Несмотря на различия в названиях этих районов, они работают по четырем типам программ:

1.Техническое содействие, включая доступ к сооружениям и

Оборудованию;

2. помощь кадрами, включая доступ к научному и техническому персоналу;

3. коммерческая помощь в виде предоставления лицензий и субсидий на подготовку строительных площадок и сооружений;

4. финансовая помощь, особенно в форме доступа к рисковому капиталу, налоговых скидок на НИР, ссуд, на техническую подготовку персонала, субсидий и займов.

Штаты активно проводят региональные стратегии, направляя деятельность технопарков на укрепление местных отраслей хозяйства. Острое соперничество вызвало к жизни множество полезных программ и идей реиндустриализации Америки на базе наукоемкой технологии.

Таким образом, технологические парки США – это структуры, обеспечивающие взаимодействие промышленности и науки, что ускоряет процесс практического использования технических разработок в производстве. Это повышает наукоёмкость современного производства и совершенствует базу высоких технологий национальной экономики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы.

Свободные экономические зоны призваны выполнять свою специфическую роль, концентрируя экспортоориентированное и импортозамещающее производство, стимулируя внешнеэкономические связи, представляя собой «ловушки» для иностранных инвестиций. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.

Создание свободных экономических зон – эффективнейший метод привлечения капитала в производство. Различные налоговые льготы очень привлекательны для зарубежных инвесторов, стремящихся к наиболее выгодному вложению своих капиталов, тем самым способствуя введению новых технологий и развитию производства, оживлению бизнеса, повышению уровня экономического роста и развитию экономики в целом.

Что касается Беларуси, то пока очень трудно сказать об эффективной деятельности СЭЗ на ее территории. Препятствием динамичному развитию СЭЗ   является переменность различных проблем, касающихся в первую очередь правового режима СЭЗ и ее правоприменительной практики, валютного регулирования и ценообразования на территории свободных экономических зон. Однако время существования СЭЗ на территории нашей республики невелико.

Свободные экономические зоны Беларуси находятся еще пока на стадии своего становления. Результаты функционирования еще незначительны, однако существуют и положительные моменты: число рабочих мест понемногу увеличивается, привлекаются зарубежные инвестиции, внедряются новые технологии.

Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков[и др.]. – М.: Дашков и К, 2013. – 400 с.

2. Кривецкий Н. “СЭЗ – это плацдарм для апробирования и внедрения новых экономических отношений” // Человек и экономика. – 1997. - № 9.

3. Баскакова, О.В., Сейко, Л.Ф. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Дашков и К., 2012. – 370 с.

4. Выварец, А.Д. Экономика предприятия / А.Д. Выварец. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 543 с.

5. Дубина, А.П. Эффективность предприятия: методы оценки и факторы повышения: учеб.– метод. Пособие по дисциплине «Экономика предприятия (организации)» / А.П. Дубина. – Минск: МИУ, 2011. – 140 с.

6 Елисеева, Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. – Минск: Феникс, 2011. –480 с.

7. Роганова, А.А. Усовершенствование классификации оборотных средств / А.А. Роганова // Бизнес Информ, 2014. – №2. – С. 308-314.

8 Жудко М.К. Экономика предприятия: учеб. пособие / М.К. Жудко. – Минск: БГЭУ, 2009. – 367 с.

9. Смагина, М.Н., Алафузов И.Г. Особенности эффективного управления процессом использования ресурсов / М.Н. Смагина, И.Г. Алафозов // Вестник экономики, права и социологии, 2015. – №3 – С. 90-93.

10. Шамов, А.В. Некоторые вопросы управления использованием ресурсов на предприятиях / А.В. Шамов // Социально-экономические явления и процессы, 2011. – №1-2. – С. 248-251.

11. Шишкевич, А.В. Анализ эффективности использования оборотных средств на предприятии / А.В. Шишкевич // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления», 2013. – №8. – С. 184-188.

12. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: учебник / Л.А. Чалдаева. – М.: Юрайт, 2011. – 347 с.

13. Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Синергия. 2014. – 344 с.

14. Экономика организации: учебный комплекс / Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. – Минск: Современная школа, 2010. – 429 с.

15. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства.- Мн.: ФУА-информ,-2000.

Информация о файле
Название файла Свободные экономические зоны: зарубежный опыт и совершенствование развития в Республике Беларусь от пользователя Nadya
Дата добавления 5.5.2020, 16:16
Дата обновления 5.5.2020, 16:16
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 62.38 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 404
Скачиваний 130
Оценить файл