Сущность процесса воспитания пограничника. Идеалы воспитания

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Факультет № 1 «Управления подразделениями органов пограничной службы Республики Беларусь»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Общая психология и педагогика»

Тема «Сущность процесса воспитания пограничника. Идеалы воспитания»

Выполнил: курсант 122 учебной группы рядовой Юреня П. А.

Руководитель: кандидат психологических наук, майор Терехов А. А.

                                                                  К защите ________________________           

                                                                      Работа защищена с  оценкой _______

Минск 2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ------------------------------------------------------------------------------------3-4

Глава 1. Сущность процесса воспитания  пограничника --------------5-18

1.1 Исторический опыт развития процесса воспитания ---------------------------5-7

1.2 Основополагающие требования  к процессу воспитания --------------------7-14

1.3 Содержание процесса  воспитания  пограничника ---------------------------14-18

Глава 2. Идеалы воспитания -----------------------------------------------------19-24

2.1 Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания ------------19-21

2.2 Методы определения  нравственных приоритетов личности --------------21-25

Заключение -----------------------------------------------------------------------------26-27

Список литературы ---------------------------------------------------------------------28

ВВЕДЕНИЕ

         Воспитание – сложный, многогранный, диалектически противоречивый, целенаправленный процесс формирования и развития личности человека. На данный момент существует большое количество определений понятия «воспитание». Приведу  некоторые из них.

         По Н.С. Дашиной «воспитание представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности»

 [3, с.63].

         Согласно М. П. Поповой, воспитание – «социально обусловленный, специально организуемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на приобщение воспитанников к системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение и преобразование мира человеческой культуры» [9, с. 43].

         Интересно  определение  понятия, данное  еще Л. Н. Толстым. «Воспитание, по его мнению, есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже приобретенное им» [13, с.48].

         Анализ приведенных выше и других определений понятия «воспитание» позволяет сделать следующий вывод: воспитание -  есть целенаправленный и  длительный  по времени процесс.

         Содержание процесса  воспитания  задается актуальными требованиями заказчиков, в роли которых выступают государство, общество. Основным содержанием процесса  воспитания выступают нормы и ценности. Специфика заключается в том, что  эти нормы определены   набором поступков человека (поведением).

         Особую роль воспитание призвано играть в психолого-педагогической подготовке военных кадров. Многоплановость изменений в экономической, политической, социальной и духовной жизни современной Республики Беларусь  оказывает неоднозначное влияние на личность. В связи с этим повышается внимание к духовно-нравственной безопасности общества как системе условий, позволяющих ему сохранять свои жизненно важные параметры культурного и этического характера в процессе развития. Усиливается потребность общества в специалисте как человеке не только интеллектуально, но и нравственно развитом, духовно богатом, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способен к сотрудничеству, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны. Особенности пограничной службы, специфика решаемых военнослужащими задач диктуют необходимость такой нравственной  культуры,  которая бы способствовала  решению проблем, связанных с защитой и охраной нашей страны и ее рубежей. Требуемые качества могут сформироваться у молодого человека в процессе нравственного развития.  При этом именно юность является тем  периодом, когда этот процесс может протекать наиболее активно и эффективно. Нравственная культура является фундаментом становления личностно-профессиональных качеств пограничника, определяя его смысложизненные ориентиры, пути саморазвития, позволяя занимать осознанную, ответственную позицию по отношению к окружающей действительности.

         Целью данной работы является определение сущности  процесса воспитания пограничника, идеалов воспитания. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

 1) изучение исторического опыта развития процесса воспитания;

 2) анализ  основополагающих требований к процессу воспитания;

 3) определение содержания и идеалов  воспитания   пограничника;

4) подбор диагностических методик для определения нравственных качеств личности.

ГЛАВА 1

Сущность процесса воспитания пограничника

1.1   Исторический опыт развития  процесса воспитания

         Понимая под воспитанием не только некоторую деятельность, но и ее результат, мы акцентируем тем самым внимание на важности формирования образа этого результата, выражаемого в виде некоего идеала, конкретизируемого в виде цели.

          Процесс целеполагания в  воспитании обусловлен целым рядом факторов. Чтобы выделить эти факторы, обратимся к анализу исторического опыта целеполагания в  воспитании.

         В первобытном обществе, согласно И.П. Подласому, «воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель - вооружать человека опытом  выживания, умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни» [8, с. 184]. Специальных образовательных учреждений в то время не было, школы лишь зарождались. Главными методами воспитательной работы в то время было подражание и упражнение. Дети находились рядом с взрослыми и учились на их примере той деятельности, которая была остро необходима для выживания. Поэтому и цель воспитания  была одной - научить ребенка выживать через привитие умений охотиться, изготавливать одежду, ловить рыбу и пр. Как только ребенок перенимал эти умения, проходил ряд испытаний на проверку их качества, он сразу становился взрослым - одним из членов общества.

          Сложнее обстояли дела в последующие эпохи. В античности происходит классовое размежевание и как следствие - появляются разные цели воспитания для детей из разных социальных классов. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств.  Воспитание детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний  господ. Разный подход к целеполаганию в  воспитании приводил к дифференциации мировоззрения людей.

         Во времена средневековья уровень дифференцированности в мировоззрении людей только рос. Новое время требовало новых знаний и новых умений. Стала оформляться система образования: возникали новые школы для различных сословий, специализированные учебные заведения, университеты, академии.  Государству нужны были умелые управленцы, мелкие чиновники и боеспособная армия. Идеальный образ того времени - рыцарь. Вследствие чего в детях феодалов и воспитывались добродетели, присущие  рыцарям. С развитием эпох становилось виднее  неравное положение людей различных сословий.     

         Как ни странно, но дальнейшее развитие общества лишь подтвердило наметившиеся в средневековье тенденции для  воспитания. Определенный пласт человеческого опыта становится универсальным и общеобязательным для совместного полноценного существования человечества. Но возникает и другой пласт  ценностей, которые становятся инструментами управления людьми. Так возникают идеология, процессы формирования массового сознания через скрытие знаний одними людьми от других (например, создание системы вооружения), через сознательную дискредитацию ценностей одних людей другими, через пропаганду образа идеального человека с набором определенных качеств и другие.

         Истории известны и другие примеры постановки целей в воспитании.

         Платон отдавал предпочтение воспитанию в человеке трех начал: ума, воли, чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и выносливости, о необходимости интеллектуальной и моральной чистоты. Я. А. Коменский считал, что  воспитание направлено на достижение трех целей: познания себя и окружающего мира, управления собой и стремление к Богу. Идеалом образованного и воспитанного человека у Дж. Локка был «джентльмен, умеющий вести свои дела мудро и предусмотрительно». По мнению Канта «дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого».  И. Гербарт  целью воспитания считал «всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека» [6, с. 36].  Важность воспитания подчеркивал и          К. Д. Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [2, с.60].

         Подводя итоги исторического опыта целеполагания в воспитании,

А. А. Радугин [11, с. 41] приводит основные факторы, влияющие на постановку целей в  воспитании:

1) потребности общества;

2) уровень развития общества;

3) уровень развития педагогической науки и практики;

4) идеальный образ человека.

         Последний фактор наиболее полно отображает постановку конкретных целей  в процессе воспитания   именно через видение идеального образа. Очень удачно по этому поводу выразился А. А. Радугин: «Цель воспитания  нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности» [11, с.47]. Но идеалы, как это было сказано, со временем изменяются.

1.2   Основополагающие требования  к процессу воспитания

         Под воспитанием следует понимать целе­направленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования  разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

         Различают воспитание в широком (общем) и узком (конкретном) смысле. 

        В широкомсмысле воспитание сравнивается с социа­лизацией личности человека. Поэтому оно может рассматриваться как общественное явление, состоящее в воздействии общества на личность, как процесс и результат усвоения социального опыта и активного его воспроизводства человеком в своей производственной и общественной деятельности, в межличностном общении, в поведении и нравственной оценке своих поступков и поступков других людей. Кстати, даже сам выбор человеком критериев такой оценки также определяется характером его воспитания в широком смысле.

         В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам.

         Рассмотрим основные особенности  воспитательного процесса. К ним можно отнести следующие его характерные черты:

         во-первых, воспитательный процесс отличатся длительностью. По сути, он длится всю жизнь. При этом наиболее глубокий след в сознании человека оставляет школьное воспитание, потому что его нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью.

         во-вторых, характерной особенностью воспитательного процесса является его непрерывность. Если процесс воспитания прерывается, осуществляется от случая к случаю, то преподавателю постоянно приходится заново прокладывать “след” в сознании обучаемого, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки и навыки поведения.

         в-третьих, воспитание представляет собой сложный комплексный процесс. Комплексность в данном контексте означает необходимость обеспечения единства целей и задач воспитания, единства его содержания, форм и методов осуществления воспитательного процесса.

          в-четвертых, воспитательному процессу присущи как вариативность, то есть неоднозначность результатов, так и в значительной мере неопределенность результатов воспитанияЭто обстоятельство обусловлено существенными индивидуальными различиями обучаемых, их различным социальным опытом, различным отношением к самому процессу и целям воспитания.

         в-пятых, процесс воспитания имеет двусторонний характер. Это означает, что от воспитателя к воспитаннику устанавливается прямая связь, а от воспитанника к воспитателю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, то есть на такой информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее оказывается в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее он может выбрать средства и методы воспитания, организовать воспитательное воздействие.

         Основная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных и организационных условий для формирования у человека целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное личностное развитие.

         Исходя из выбранных целей, определяются и основные задачи воспитания. Эти задачи представляют собой конкретизацию целей воспитания и могут рассматриваться, с одной стороны, как отдельные подсистемы в общей структуре системы целей воспитания, а с другой стороны, как некоторые промежуточные цели на пути достижения стратегической цели. В качестве основных определяют  следующие задачи воспитания:

1) формирование мировоззренческой позиции и философской ориентации личности в вопросах понимания смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

2) привитие человеку творческого отношения к выполнению своих обязанностей, добросовестности и активности в процессе обучения и в дальнейшей практической деятельности;

3) обеспечение усвоения  системы общечеловеческих ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры и выработки своего отношения к этим ценностям;

4) раскрытие  сущности и значения общечеловеческих норм гуманистической морали (в том числе доброты, милосердия, сочувствия, взаимопонимания, толерантности и др.);

5) привитие осознания интеллектуально-нравственной свободы личности, развитие способности к саморегуляции  поведения и деятельности;

6) обеспечение высокой культуры общения и стремления к формированию и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы доброжелательных взаимоотношений.

         Продуктивность воспитания во многом зависит от знания и понимания  основных закономерностей воспитания.

         Под закономерностями воспитания принято понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в структуре воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в процессе формирования и развития личности. К таким связям относятся следующие основные закономерности:

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы объективными потребностями общества, действующими в нем мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами, идеалами и позициями. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося  важнейшей  функцией государства.

2. Ориентация на развитие личности. При этом характерно, что чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим становится человек в реализации своей культурно-гуманистической функции.

3. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур.

4. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность, а не в ходе воспитательных разговоров, назидательных бесед и наставлений. В то же время нельзя и полностью исключать такие беседы и наставления из арсенала воспитательных воздействий.

5. Чем более разнообразной и продуктивной является значимая для данной личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение этой личностью достижениями общечеловеческой и профессиональной культуры.

6. Эффективное воспитание, развитие и формирование личности происходит при условии, если она проявляет высокую активность в осуществлении организуемой деятельности. Первопричиной же активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым или желаемым уровнем развития, которые он переживает в своих жизненных различных обстоятельствах, и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой.

7. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, когда обучаемый выступает субъектом воспитания. В данном случае речь идет о личностном подходе к воспитательному процессу, который предполагает отношение к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству достижения своих целей.

8. Успешность саморазвития личности в значительной мере зависит от степени индивидуализации воспитательного процесса и характера его творческой направленности. Индивидуально-творческий подход предполагает создание стимулов и условий для самореализации личности, выявления и максимального развития ее творческих возможностей.

         Рассмотренные основные закономерности воспитания выступают в качестве основополагающих требований, на основе которых и должен осуществляться процесс воспитания [2, с.126].

         В структуре воспитательного процесса можно выделить определенную  последовательность  этапов, через которые обязательно должен пройти процесс воспитания с тем, чтобы можно было обеспечить желаемую его эффективность.

               Первый этап  процесса воспитания состоит в осознании воспитанникамитребуемых норм и правил поведения. Без такого осознания формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным.

         На втором этапе процесса воспитания происходит фор­мирование убеждений. Под убеждениями понимаются твердые, основанные на определенных нравственных принципах и мировоззренческих позициях, взгляды, которые служат руководством в жизни. Без наличия у воспитанников  сформировавшихся убеждений процесс их воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда может достигнуть поставленных целей.

         Третий этап процесса воспитания заключается в формировании, развитии и воспитании чувств. Без человеческих эмоций, как утверждали еще древние, нет, и не может быть, человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия и усвоения воспитанниками  требуемых норм и правил [1, с. 24].

         Четвертый этап воспитательного процесса состоит в организации  деятельности. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем вы­ше эффективность воспитания.

         Эффективная организация процесса воспитания осуществляется на основе принципов воспитания, при помощи которых возможен учет закономерностей воспитательного про­цесса и обеспечение возможности достижения его целей.

         Принципы воспитания  представляют собой исходные педагогические положения, выступающие руководящими нормами при организации и осуществлении  воспитательной деятельности. В этом отношении принципы – это некоторые общие положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Эти требования заключаются в следующем:

1. Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация, они требуют обязательного и полного воплощения в педагогическую практику.

2. Комплексность – предполагает системное, то есть одновременное, а не поочередное, изолированное применение принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса. Принципы воспитания используются не в какой-то цепочке, а фронтально и все сразу. Нельзя сегодня воспитывать честность, завтра – трудолюбие, послезавтра – чуткое и внимательное отношение к людям.

3. Равнозначность. Принципы как общие фундаменталь­ные положения равнозначны, среди них нет главных и второ­степенных, таких, которые требуют реализации в первую оче­редь и таких, осуществление которых можно отложить на зав­тра. Именно эта равнозначность и обеспечивает системность всей совокупности принципов воспитания.

         Организация  процесса воспитания  осуществляется в соответствии с требованиями таких принципов воспитания:

1) принцип связи воспитания с жизнью. Реализация этого принципа требует постоянной информированности о происходящих событиях в различных сферах общественной жизни и в социально-экономической ситуации, а также применения полученных знаний, умений и навыков на практике;

2) воспитание в коллективе и через коллектив. Этот прин­цип предполагает оптимальное сочетание коллективных, груп­повых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Коллектив дает богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личностного потенциала. Только в коллективе и с его помощью могут воспитываться и развиваться чувства ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, нормы поведения, вырабатываются организаторские навыки. Личность может быть правильно воспитана лишь в коллективе, хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях;

3) субъект-субъектный характер воспитательных взаимоотношений. Этот принцип отражает личностный подход к воспитанию, который предполагает партнерские, равноправные отношения обучающих и обучаемых. Первостепенное значение здесь имеет направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, установки, мотивы деятельности. При­нцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспи­татель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные осо­бенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности  таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни;

4) активность, системность и конкретность воспитательных мер;

5) сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;

6) единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий. Этот принцип требует, чтобы все лица, организации, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования;

7) оптимизация воспитательного процесса.

         Рассмотренные принципы воспитания являются методологической  основой процесса воспитания, одним из источников формирования педагогической позиции, педагогического мышления и мировоззрения, творческого подхода  к процессу воспитанию [10, с. 48].

          Принципы воспитания постоянно развиваются и совершенствуются как в сторону все более глубокого их раскрытия, так и в направлении поиска новых положений, отвечающих целям и задачам современной педагогической практики и условиям ее осуществления.

1.3  Содержание процесса воспитания  пограничника

Содержание процесса воспитания  пограничника обусловлено целями, задачами и интересами процесса и основывается на общечеловеческих ценностях, на сущностной природе человека.

          С точки зрения своего содержания  воспитание, в зависимости от того или иного аспекта, включает в себя следующие основные  направления: интеллектуальное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, патриотическое, экологическое, экономическое и другие.                                            Интеллектуальное воспитание ориентировано на развитие умственных способностей  человека, развитие его интереса к познанию окружающего мира и самого себя. Оно предполагает: развитие интеллекта посредством всех психических процессов; формирование культуры учебного и интеллектуального труда; формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

Нравственное воспитание – это целенаправленное и си­стематическое воздействие на сознание, чувства и поведение пограничников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Его основу составляет этика. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии, Коране и других священных книгах мировых религий.

         Иными словами, цель этого направления воспитания пограничника  состоит в формировании нравственного человека. Основными критериями нравственного человека являются его четкие нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям и общая линия поведения.

         В процессе нравственного воспитания широко применя­ются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, по­желания и одобрительный отзыв, положительная оценка нравственных действий и поступков, достоинств человека и другие, а также корректные пожелания по искоренению привычек и недопущению действий, которые не вписываются в нравственные нормы и ценностные требования общечеловеческой морали.

Трудовое и профессиональное воспитание предполагают: формирование у пограничника  потребности в труде, развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности; воспитание трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности, специальная профессиональная подготовка  к трудовой деятельности  будущего пограничника.

Эстетическое воспитание представляет собой процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, стремления к прекрасному в процессе производственной и иной деятельности, в отношениях с людьми.

Физическое воспитание  связано с совершенствованием организма пограничника, укреплением его здоровья, развития необходимых физических качеств, привитие навыков здорового образа жизни. 

          Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно  гигиеническое обеспечение  физкультурных занятий, в том числе рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна.

 Гражданское воспитание  предполагает формирование у пограничника ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу, стране. Им необходимо прививать чувство личной ответственности за возможные последствия их профессиональных решений и действий. Истинный гражданин Республики Беларусь  должен добросовестно выполнять  Конституцию Республики Беларусь и её законы, а также свои непосредственные профессиональные обязанности, чувствовать ответственность  за судьбу всей планеты и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание  будущих  пограничников  состоит в выработке у них ясного представления об экономических закономерностях развития общества и в воспитании на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственной  деятельности. Экономическое воспитание предполагает как формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, так и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйственности, и таможенного законодательства.

Экологическое воспитание  связано с глубоким пониманием ценностей природы и всего живого на Земле, пониманием человека как неотъемлемой составной части природы. Оно ори­ентирует человека на активное познание процессов и результа­тов взаимодействия человека, природы и общества, на его го­товность к природоохранной деятельности, бережное отношение к природе. Для будущих пограничников  особенно важно показать характер и возможные результаты взаимодействия природы и техносферы, обеспечить стремление к созданию и использованию природосберегающих технологий.

Правовое  воспитание  представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у пограничника уважения к закону и культуре, приверженности демократическим нормам общественной жизни, активного и сознательного соблюдения ими норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности. Оно предполагает формирование  у пограничника  знания своих прав и обязанностей и понимание неотвратимости ответственности за несоблюдение последних. Правовое воспитание ориентировано на формирование  уважительного отношения к Конституции РБ, к правам человека, а также на формирование  критического отношения к тем, кто преступает последние.

         Перечисленные направления воспитания необходимо рассматривать и использовать в процессе воспитания  в комплексе. Комплексность воспитания дает возможность формировать пограничника как целостный феномен, в котором гармонично развиваются и совершенствуются все его макрохарактеристики – индивид, индивидуальность, личность.

Выводы

         Таким образом, воспитание должно рассматриваться как один из видов педагогической деятельности, имеющей целью целенаправленное преобразование человека или группы людей. Это преобразование касается личностных качеств, нравственно-этических принципов и убеждений, системы жизненных ценностей и идеалов, а также общей культуры и линии поведения.

Иными словами, воспитание представляет собой специально организованную деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей, занимающую важное место в целостном педагогическом процессе. 

         Структура воспитательного процесса представляет собой закономерно обусловленную взаимосвязь основных его элементов: целей, задач и содержания, принципов, методов и средств, направлений, а также достигнутых результатов.

         Принципы воспитания объективны по своему содержанию, но субъективны по форме.  Поэтому знание требований, заключенных в принципах воспитания, знание закономерностей воспитательного процесса, которые отражают эти требования и принципы, и позволяет  сознательно и творчески решать задачи воспитания.

          Принципы воспитания постоянно развиваются и совершенствуются как в сторону все более глубокого их раскрытия, так и в направлении поиска новых положений, отвечающих целям и задачам современной педагогической практики и условиям ее осуществления.

         В целом закономерности и принципы воспитания определяют методологию, организацию и содержание процесса воспитания. Сущность воспитательного процесса раскрывается через единство всех элементов целостной системы «цели воспитания – его содержание – способы достижения результата».

Глава 2

Идеалы воспитания

2.1 Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания

         Воспитание должно иметь цели, к которым оно будет стремиться.  Сначала устанавливаются общие ориентиры — идеалы воспитания, те своего рода наивысшие вершины, которые должно стремиться покорить воспитание. Идеал — это выработанное веками представление о совершенном человеке. Идеал — недостижимый образец совершенного воспитания, то, к чему стремится воспитание и никогда не достигает.

         Определение воспитательного идеала начинается с ответов на острейшие жизненные вопросы: к чему идет общество, какой человек должен соответствовать модели  общественного развития, что он должен  знать и уметь, носителем какой морали  должен быть? Исходя из этого, устанавливается образец воспитанного человека, т. е. объем необходимых и достаточных для человека и общества привитых воспитанием норм.

         Поэтому при определении идеалов воспитания опираются на модель идеального современного общества, т. е. общества, обеспечивающего своим членам достойное существование в реалиях XXI в.

         В основе разрабатываемых современной педагогикой идеалов воспитания лежат общечеловеческие ценности. В них зафиксировано то, что сложилось как норма в определенный период процесса исторического развития общества и человека.

         Общечеловеческие ценности — это ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Основой их в большинстве философских сочинений древности признается добродетель. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, — в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как общечеловеческой ценности.  Кроме этой ценности называются ещё такие: верность поставленной цели, способность к состраданию, чувство надежности, безопасности, убежденность, стремление сотрудничать с другими, мужество, упорство в достижении цели, энтузиазм, активное отношение к жизни, справедливость, вера, верность, чувство товарищества, способность прощать, дружелюбие, вежливость, великодушие, готовность прийти на помощь, святость, честность, стремление, инициативность и находчивость, оптимизм, доброта, любовь, преданность в дружбе, послушание, терпение, миролюбие, настойчивость,  целеустремленность,  способность к раскаянию, умение не падать духом, уважительное отношение к окружающим, чувство ответственности, почтительность, способность к самодисциплине, чувство благодарности, готовность доверять, надежность, бескорыстие, мудрость [12, с.95].

         Универсальной ценностью является свобода. В принятой Генеральной ассамблеей  ООН в 1948 году «Всеобщей декларации прав человека» первая статья провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Свобода, равенство, братство провозглашались фундаментальными ценностями и раньше, например, во времена Великой французской революции. Они, а также многие другие основные права и обязанности  записаны и в Конституции Республики Беларусь. Овладение этими ценностями должно составлять сердцевину воспитания современных пограничников.

          Система воспитания должна соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей. Можно утверждать, что воспитание человека в духе этих ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания.  

         Отдельно следует сказать о национальных ценностях. Существуют ли чисто национальные ценности, на которые следует ориентировать воспитание? Выводы, к которым склоняется мировая педагогика, отрицательные. Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей во всех странах мира. В современных условиях национальное воспитание, прежде всего, связано с возрождением патриотизма, что неоднократно подчеркивает в своих выступлениях Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Возрождать воспитание нужно с национальных ценностей.  Академик  Н. Д. Никандров по этому поводу пишет: «Сразу же возникает проблема соотношения национальных ценностей и ценностей общечеловеческих.  Если взять реальную жизнь, я с трудом представляю себе, чтобы воспитание сразу же опиралось на общечеловеческие ценности. Жизнь, родина, добро для ребенка начинаются всегда с его ближайшего окружения. Лишь потом начинается постепенное расширение его горизонта. Между прочим, именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличным от него собственной» (статья 29). Поэтому, может быть, не стоит так часто и так бездумно повторять слова об отвлеченных общечеловеческих ценностях, а чаще думать о ценностях национальных?» [7, с. 58].

          Меняются времена, иными становятся представления о человеке и о том, что с ним должно сделать воспитание. Меняются ценности, нормы, а с ними и идеалы воспитания.

2.2 Методы определения  нравственных приоритетов личности

         При создании психодиагностических методик определения ценностных ориентации личности типичным является подход, когда  предлагается перечень понятий, из которых необходимо выбрать приоритетные. Например:

1. Что Вы понимаете под общечеловеческими ценностями:

1) абсолютные ценности;

2) принятые всеми индивидами, образующими сообщество;

3) свойственные всем человеческим общностям;

4) ценности, без которых невозможно устойчивое существование любой общности;

5) «вечные» ценности, существующие на протяжении веков;

6) гуманные, утверждающие человечность в отношениях между индивидами.

2. Проранжируйте ценности, которые Вы считаете общечеловеческими:

1) [ ] способность к диалогу, компромиссу;

2) [ ] запрет на убийство;

3) [ ] любовь к ближнему;

4) [ ] свобода выбора;

5) [ ] непротивление злу насилием;

6) [ ] почитание родителей;

7) [ ] запрет на кражу;

8) [ ] запрет на лжесвидетельство.

3. Проранжируйте приемлемые для Вас ценности:

1) [ ] патриотизм;

2) [ ] запрет на ненависть в общении;

3) [ ] запрет на насилие как способ разрешения споров;

4) [ ] запрет на людоедство;

5) [ ] бережное отношение к природе;

6) [ ] постоянный рост производства и потребления;

7) [ ] терпимость.

4. Проранжируйте, по каким личностным качествам Вы склонный оценивать окружающих Вас людей:

1) [ ] интеллектуальные способности;

2) [ ] честность и порядочность;

3) [ ] бескорыстие, альтруизм;

4) [ ] коллективизм, солидарность;

5) [ ] свобода выбора и чувство ответственности;

6) [ ] доброжелательность, терпимость к другим;

7) [ ] справедливость;

8) [ ] стремление быть впереди;

9) [ ] свободолюбие;

10) [ ] патриотизм;

11) [ ] инициативность.

5. Считаете ли Вы себя общительным человеком:

1) да; 2) нет; 3) не знаю.

6. Считаете ли Вы, что дружеские, неформальные отношения препятствуют выполнению профессиональных обязанностей:

1) да; 2) нет; 3) не знаю.

7. Какой вид общения является преобладающим в Вашей жизни?

1) деловое общение, нацеленное на выполнение функциональных обязанностей;

2) межличностное общение, не обусловленное стремлением к достижению прагматичной цели.

8. Что, по Вашему мнению, является наиболее важным в деловом общении?

1) руководство другими;

2) диалог, нахождение общих точек зрения и вариантов понимания ситуации.

9. Чем, по Вашему мнению, чаще всего является конфликт:

1) средством к достижению цели;

2) средством донести до других свое мнение;

3) одним из способов самоутвердиться.

10. Есть ли у Вас близкий друг (подруга)? Попытайтесь проанализировать, на чем основана Ваша дружба?

1) на общности взглядов, позиций;

2) на признании высоких моральных качеств  друг друга;

3) на стремлении самоутвердиться посредством общения друг с другом.


II. Проранжируйте понятия по степени личной значимости: Друзья, Родина, Профессия, Деньги, Слава, Квартира, Семья, Любовь, Богатство, Талант, Здоровье, Способности, Общение.

Результаты анкетирования

Задание  1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1 в.

-

2

5

4

5

8

2 в.

18

24

24

-

-

24

24

-

3 в.

24

20

20

-

22

-

24

4 в.

17

24

20

22

20

24

24

21

10

24

24

5 в.

24

-

-

6 в.

10

14

-

7 в.

10

14

8 в.

8

16

9 в.

5

9

10

10 в.

18

6

-

Задание  2

Название  понятия

Кол-во человек

1.

Семья

24

2.

Здоровье

24

3.

Родина

24

4.

Любовь

24

5.

Талант

14

6.

Друзья

20

7.

Профессия

18

8.

Деньги

19

9.

Квартира

20

10.

Способности

15

11.

Общение

14

12.

Богатство

13

13.

Слава

12

Выводы

         Идеал воспитания – цель педагогической деятельности. Содержит в себе нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности.

         С точки зрения нравственности, идеальный человек является носителем общечеловеческих  норм  морали, высоких духовных ценностей. Он руководствуется только моральными принципами, ответственен перед совестью и людьми.

          В общественной жизни он стремится к творческому самоутверждению и 

самовыражению, созиданию материального и духовного блага, заботится об 

экологической целостности природы, культурной, нравственной чистоте. 

Идеальный человек непримирим к злу в любых его проявлениях.

         Эстетически идеальный человек характеризуется стремлением к достижению внутренней духовной целостности, гармонии сознания, воли и поведения.

          Культурно образовательная  характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования.

          Подводя итоги анкетирования, можно сделать вывод: будущие  пограничники понимают и знают общечеловеческие ценности, считают приемлемыми для себя: патриотизм, терпимость, запрет на ненависть в общении. Оценивают окружающих людей по таким качествам: честность, порядочность, коллективизм, доброжелательность, справедливость,

инициативность. Важным в деловом общении  считают диалог, нахождение общих точек зрения и вариантов понимания ситуации. При определении понятий по степени личной значимости на первое место выделяют семью, на второе – здоровье, на третье – родину.

         Всем этим  и достигается  гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В данной работе удалось раскрыть сущность понятия "воспитание". Под ним понимается процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, проявляющихся в поведении человека.

Также было определено, что основная ценность данного понятия  заключается в том, каким образом оно может быть применено в процессе формулирования конкретных целей. Был проведен анализ исторического опыта развития процесса воспитания, с помощью которого удалось выделить основные факторы, влияющие на процесс формирования целей:

потребности общества;

уровень развития общества;

уровень развития педагогической науки и практики;

идеальный образ человека.

Последний фактор в совокупности помогает определить сущность процесса целеполагания в воспитании.

         В целом воспитание представляет собой воспитательный процесс, основными составляющими которого являются: субъект воспитания, объект воспитания, цель воспитания, система отношений, система воздействий, система взаимосвязей  между элементами, входящими в структуру  процесса воспитания

         В дальнейшем внимание было посвящено изучению современных основополагающих требований к процессу воспитания.

         Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенного периода времени, но и для конкретных социальных систем. Поэтому они определяются с учетом общественно-политического строя и социально-экономическо­го уклада, основных приоритетов  и общей стратегии развития государства. Основная цель воспитания состоит в создании условий для формирования у человека целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное личностное развитие. Исходя из выбранных целей, определяются  задачи воспитания.  Они  представляют собой конкретизацию целей воспитания.  Характер достигаемых  результатов  зависит от закономерностей и принципов воспитания. Рассмотренные основные закономерности и принципы  воспитания выступают в качестве основополагающих требований, на основе которых и должен осуществляться процесс воспитания.

   Сущность процесса воспитания  пограничника обусловлено целями, задачами и интересами процесса. Содержание  воспитания включает в себя следующие  основные  направления: интеллектуальное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, патриотическое, экологическое, экономическое и другие.  Перечисленные направления воспитания необходимо рассматривать и использовать в комплексе. Комплексность воспитания дает возможность формировать пограничника как всесторонне развитую личность.    Система воспитания должна соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей. Можно утверждать, что воспитание пограничника в духе этих ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания, составляет  сердцевину воспитания современного  пограничника, который  является носителем общечеловеческих  норм  морали, высоких духовных ценностей. Он руководствуется только моральными принципами, ответственен перед совестью и людьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анохина Т.  Новые ценности образования: сб. ст. / Т. Анохина.  - М., 1996 - №6 - С. 16-45.

2. Бордовская, Н. В. , Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов /   

Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Издательство «Питер», 2000. – 304 с.

3.  Дашина, Н.С. Педагогика и психология. / Н.С. Дашина. -  М.: СГУ, 1999. -

 150 с.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя. -  СПб: "Питер", 2000. - 320 с.

5. Крысько, В.Г. Педагогика и психология в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие. / В.Г. Крысько.  - М.: Аст, 2000. - 370 с.

6. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века / Ж. Ле Гофф. - Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997. - 150 с.

7. Никандров Н. Д. Общечеловеческие ценности и воспитание.  Педагогика. /

Н. Д. Никандров. — 1997. — № 6.

8.  Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Владос, 1999. - 576 с.

9. Попова, М.П. Теория и методика воспитания: Учебно-методическое пособие. / М.П. Попова. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 60 с.

10. Проскуровская, И.Д. Введение в педагогику самоопределения: сб. науч. тр. / И.Д. Проскуровская. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2001. - 83 с.

11. Радугин, А.А. «Хрестоматия по философии: Учебное пособие»: /

А.А Радугин. - Центр; Москва; 2001

12. Султанова, А.В. От 15-ти и старше: Новое поколение образовательных технологий / А.В. Султанова. - М., 2006. - 266 с. (Издательская серия «Философия и педагогика самоопределения» вып. 7).

13.  Толстой, Л.Н. Воспитание и образование / Л.Н. Толстой  Эпоха, 1995 - №4. - С.13-54.

Информация о файле
Название файла Сущность процесса воспитания пограничника. Идеалы воспитания от пользователя igor1955
Дата добавления 10.5.2020, 20:39
Дата обновления 10.5.2020, 20:39
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 67 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 531
Скачиваний 117
Оценить файл