Сравнительный анализ субкультуры футбольных фанатов в Великобритании и в России

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

Кафедра философии

Направление подготовки

040700 «Организация работы с молодежью»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «История и современное молодежной политики за рубежом»

Тема «Сравнительный анализ субкультуры футбольных фанатов в Великобритании и в России»

                          Студент

Пшеничникова Евгения Вячеславовна

2 курс «Организация работы с молодежью»

              Ф.И.О. полностью, курс, направление

Научный руководитель: доктор философских наук, профессорБереснева Н.И.

Уч.степень, уч.зв   подпись                                 Ф.И.О.

Пермь, 2015

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 2

Глава 1. Обзор понятий. 4

Глава 2. История возникновения субкультур. 9

Глава 3. Футбольные фанаты в Великобритании. 12

3.1. Возникновение футбола. 13

3.2. Место футбола в жизни британцев. 15

3.3. Британские фанаты.. 15

Глава 4. Футбольные фанаты в России. 18

4.1. Фан-движение. 18

4.2. История становления фан-движения в России. 20

4.3. Фан-группы. 22

4.4. Характеристики фан-движения. 25

4.4.1.Символика и атрибутика фан- движения. 25

4.4.2. Сленг. 28

4.4.3. Коллективные практики. 29

4.4.4. Выезды.. 31

4.4.5.Фанатские войны.. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 40

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: На сегодняшний день в молодёжной среде всё более попу­лярным становится здоровый образ жизни.  Молодые люди стремятся к занятиям спортом. В нашей стране наиболее популярным видом спорта является футбол. Молодёжь ходит на футбольный стадион и поддер­живает свою любимую команду. Государство активно поддерживает разви­тие фут­бола поскольку он охватывает людей разных возрастов и разного физи­ческого развития и доступен и с точки зрения инвентарного обеспече­ния: для игры необходимы двое ворот и один мяч. Феномен футбольных фанатов будет особо актуален в связи с проведением в России Чемпионата мира по футболу в 2018 г. и является приоритетным направлением Государ­ственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта».

Проблема: футбольные фанаты склонны к агрессивным действиям: нередко во время матчей возникают между двумя группировками фанатов играющих команд. Молодёжь, которая любит проводить свой досуг ак­тивно, подвер­жена этим волнениям.

Цели: провести сравнительный анализ субкультуры футбольных фа­натов в Великобритании и в России: выявить сходства и различия, специ­фику каж­дой субкультуры.

Задачи:

1.     проанализировать понятия «молодежь», «субкультура», «молодежная субкультура»;

2.     изучить историю субкультуры;

3.     изучить особенности субкультуры футбольных фанатов в Великобри­тании;

4.     изучить особенности субкультуры футбольных фанатов в России

Объект: молодежные субкультуры

Предмет: молодежная субкультура футбольных фанатов

Ценность для профессии: специалисту по работе с молодежью необ­ходимо быть в курсе особенностей молодежных движений и субкультур.

Работа состоит из Введения, 4 глав, Заключения, Приложения и Списка литературы, ко­торый включает в себя 21 источник. Во Введении обосновывается акту­альность, ставятся цели и задачи. В 1 главе рассматри­ваются понятия «мо­лодежь», «субкультура», «молодежная субкультура». Во 2 главе описыва­ется история развития и становления субкультуры в це­лом. В 3 главе рас­сматривается история возникновения футбола, иссле­дуется субкультура футбольных фанатов в Великобритании. В 4 главе анали­зируются особенности футбольных фанатов в России.

Глава 1. Обзор понятий

На современном этапе развития общества у людей всё больше появляется тенденция к объединению в различные группы по интересам, мировоззрению и другим жизненным критериям. Эти объединения могут носить как положительный эффект для общества, так и отрицательный. Молодежь как самая мобильная и высоко адаптивная часть общества больше всех подвержена этому феномену. Одним из проявлений служит молодежная субкультура. В данной работе мне бы хотелось более подробно раскрыть такое направление молодежной субкультуры как футбольные фанаты.

 Для подробного изучения молодежной субкультуры футбольных фанатов изначально стоит определиться с понятием молодежь и её характеристиками, выяснить, что же такое субкультура и историю её появления как в России, так и за рубежом, и в чём её отличие от молодежной субкультуры.

1.1. Во многих литературных источниках, под «молодежью» обычно понимается особая социальная демографическая группа общества с характерными социально-психологическими свойствами, социальными и профессиональными ориентирами, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития. От других социальных групп она отличается высокой мобильностью, адаптивностью к изменяющимся условиям среды и интеллектуальной активностью. Возрастные рамки молодежи варьируются, но в среднем нижняя граница возраста 14-16 лет.  Это связано с биопсихологическими особенностями организма, такими как: половое созревание, физический рост, становление устойчивости психики, а также переход личности от внешнего самоопределения окружающей среды к решению ее внутренних проблем. Верхняя граница - 25-30 лет-период «взрослости», самостоятельности в принятии решений и ответственности за них. Часто молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, которые их объединяют и развивают. Одним из первых определений «молодежи» было дано В. Т. Лисовским в 1968 г.: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».  Позднее было дано полное определение И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». Как мы видим, Лисовский в своем определении делает акцент на молодежи как на периоде становления молодого человека как личности, которая хорошо освоила все основные социальные функции, Кон же учитывает не только социальные характеристики, но и биологические и психологические.

Исследованием молодёжи как социальной группы занимались не только российские исследователи, но и зарубежные. Так, английский ученый Саймон Фрис предложил свой подход к выделению молодежи: рассмотрение социального контекста состояния молодости, как процесса перехода от детства к взрослости. В его представлении, основными направлениями изменений от детства к взрослости являются: переход от зависимости – к независимости и от безответственности –к ответственности. При этом он указывает возрастные границы от 11 до 28-30 лет.[13]

         Если сравнить все определения молодёжи, то можно заметить, что все они акцентируют свое внимание на том, что молодежь- это период становления взрослости, а когда он может наступить- это зависит от психологических особенностей индивида.

1.2.Термин «субкультура» (sub - под иcultura - культура; подкульту-  ра) - это культура некой общности людей, которых объединяют общие ценности, мировоззрение, интересы, особенности жизнедеятельности (Орлова Н.А). По А. Коэну, «субкультура включает в себя знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, предрассудки и предубеждения, жаргон и манера поведения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами» [8].

Под субкультурой понимается в широком смысле часть культуры, которая по своим ценностям и внешним формам отличается от культуры общественного большинства. Основными опознавательными признаками субкультуры являются особое мировоззрение, увлечения, внешний вид, отношение к обществу. Так характеризуется субкультура в докладе «Молодежные субкультуры в современной России и их социализирующий потенциал». [12]

В рамках широкого понятия субкультуры выделяют узкое понятие молодёжной субкультуры. Рассмотрим это понятие подробно и попробуем выяснить его отличия.

 «Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, объединенного стилем жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов». [5]. Обычно под молодежными субкультурами понимают сообщества, связанные с досуговой деятельностью (так называемые «неформальные объединения молодежи»). Схожую точку зрения отстаивает Л. Ш. Михайлова: «Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений» [7]. По мнению немецкого ученого Л. Хаузера, молодежная субкультура- это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением».

Под молодёжной субкультурой Т.В. Латышева понимает совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, символику, модели поведения, жизненный стиль и внешнюю атрибутику какой-либо группы молодёжи, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры нации. При этом молодёжная субкультура далеко не всегда противостоит другим формам культуры, она может включать в себя многие общекультурные элементы, создавать их оригинальные комбинации и дополнять духовными составляющими.[3]

От определения «обычной» субкультуры, молодежная отличается лишь тем, что её образует и составляет именно молодежь, в то время как в субкультуре в целом могут присутствовать люди всех возрастов, начиная с молодежи и заканчивая людьми довольно уже в зрелом возрасте.

Луков В. А. в статье «Молодежные субкультуры современной России» выделяет следующие особенности современных субкультур молодежи:

1.     воспроизводство некоторых черт советского общества;

2.     воздействие криминализации общества;

3.     влияние западной культурной экспансии;

4.     тяга к преодолению рутины повседневности.

Можно выделить несколько характеристик, присущих молодежной субкультуре согласно С.И. Левиковой и Н.А. Орловой:

1.     главная черта- это обособленность от культурных ценностей присущих старшему поколению или национальным традициям;

2.     её открытость, т.е. любой молодой человек может причислить себя к ней;

3.     принятие и разделение норм, ценностей, мировоззрения, поведения данной субкультуры, а также использование внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, стиль одежды, сленг);

4.     чаще всего молодежные субкультуры появляются на основе музыкальных пристрастий, образа жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

5.     влияние процессов глобализации: большая часть субкультур имеет западные корни;

6.     тесная связь большинства субкультур с Интернет- пространством.

Данные типологии молодежных субкультур имеют схожие черты, но разную эмоциональную окраску. Так, Луков видит в субкультуре больше негатива: криминализация, западная экспансия, рутина повседневности. Орлова и Левикова склонны к позитивной составляющей субкультуры: в субкультуре молодой человек получает возможность самореализации в той сфере интересов, которая ему по душе.

Молодежные субкультуры создают свою собственную культуру, которая может помочь молодым людям:

1. удовлетворить потребность в общении;

2. освоить навыки общения, что приведет к повышению авторитета среди сверстников;

3. получить психологическую поддержку со стороны членов субкультуры;

4. лучше адаптироваться к жизни.

Глава 2. История возникновения субкультур

Историю возникновения и развития субкультуры исследовали такие авторы как Е.А. Омельченко, Т.Б. Щепанская, Д.В. Громов. [1] Они отмечают, что их появление было связано с развитием западной цивилизации в 50-60е гг. ХХ века, вскоре после окончания Второй Мировой войны, в особенности из-за увеличения длительности процесса социализации перед вступлением во взрослую жизнь (что стало причиной появления у молодёжи огромного количества свободного времени) и ростом благосостояния (это привело к появлению денег, которые они могли тратить на себя).

Крупные города особенно "наполнены" различными молодежного субкультурами в отличие от сельской местности, поскольку в городе находится большее скопление людей, именно там «кипит жизнь», у людей есть возможность беспрепятственно посещать те места, которые им интересны. В сельской местности ситуация иная: традиционный быт не оставляет достаточного количества свободного времени, а также здесь нет такой среды, в которой сталкиваются люди разных интересов и мировоззрений, социальных положений и установок. Сельская местность чаще всего находится вдали от города и не всегда позволяет людям регулярно выезжать за её пределы. Общество «западного» типа, в цивилизационном отношении, наиболее благоприятно для развития субкультур, т.к. оно поощряет проявление индивидуальности и личной активности. Иная ситуация складывается в тоталитарных обществах: субкультуры встречаются очень редко, но если они и встречаются, то сталкиваются с сопротивлением со стороны государства (запреты, преследования). Именно поэтому субкультуры больше всего представлены в Европе, США, Канаде, в развитых странах Восточной Азии, а из стран бывшего Советского Союза – в крупных городах России, Украины, Белоруссии, в Прибалтике.

Чаще всего формы молодежных субкультур заимствуются из других стран (обычно это Европа и США), но, переносясь на «местную» почву, они значительно изменяются. Таким примером может служить рэп-культура, возникшая в афроамериканских кварталах США, которая в России испытала влияние традиций уличной «пацанской» среды. Конфликты между группировками, конструирование брутальной маскулинности, напряженные отношения с правоохранительными органами, специфическое щегольство – всё это было знакомо большинству российских рэперов не понаслышке, поэтому стилистика и тематика рэпа была легко адаптирована к местным реалиям. Аналогичный процесс происходил во Франции в среде рэперов-арабов.

Молодежные субкультуры в различных регионах мира могут быть похожими независимо друг от друга, под влиянием сходных комбинаций формирующих факторов. Так, были сходны манипуляции с одеждой советских стиляг и английских тэдди- боев. Стиляги конструировали свой костюм с ориентацией на западный стиль одежды, противопоставляя его менее изысканному советскому стилю; манипуляции с одеждой тэдди- боев рассматриваются как попытка малообеспеченной молодежи быть внешне похожими на представителей аристократии. Данные субкультуры появились в двух странах независимо друг от друга, причем в СССР на несколько лет раньше, чем в Великобритании.

Молодежные субкультуры не статичны. В ходе своего исторического развития они могут значительно трансформироваться. Так, например, панк-движение в России на протяжении 1980-2000-х годов претерпело серьезные изменения.

Историю становления субкультур в нашей стране можно разделить на три этапа:

1.     1950-е гг. появление в связи с активизацией международных контактов СССР после войны «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно», за что и получили презрительное определение «cтиляги». Но в скором времени их обвинили в «преклонении перед Западом» из-за музыкальных пристрастий «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл, что привело к их быстрому исчезновению.

2.     60-е-начало 80-х гг.- тенденция к рок-музыке и приобретение черт «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хип-повская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

3.     Третьим этапом молодежных движений можно считать 1986 г.-существование неформальных групп было признано официаль-но. Восьмидесятые годы ознаменовались неоромантикой и развитием электро-попа. Девяностые же годы богаты смесью раз-     личных субкультур. В конце двадцатого века постепенно появляются такие субкультуры, как анимэ, эмо, гламур, антигламур и другие.

4.     Сегодня исследователи выделяют современный этап развития субкультур (начало XXI века). Он характеризуется постепенным продолжением развития старых форм молодежных субкультур и возникновением новых.

Глава 3. Футбольные фанаты в Великобритании.

В своей курсовой работе мне бы хотелось сравнить 2 субкультуры футбольных фанатов в таких странах как Великобритания и Россия. Почему именно Великобритания? Ответ простой: Великобритания - родоначальник футбола (как мы все знаем).

3.1. Возникновение футбола

Если мы сейчас зададим любому человеку вопрос «какая страна счи­тается родиной футбола?», то получим ответ - Англия. Но если заглянуть вглубь истории, то можно увидеть подобие футбола уже в Древнем Египте (1900 лет до н.э.), Древней Греции (IV в до н.э.).  Непосредственным пред­шественником европейского футбола был древне римский «гарпастум» (в переводе «ручной мяч»).  Считается, что римляне принесли «гарпастум» на Британские острова во время своей экспансии. Правда, к их появлению, там уже существовали подобные игры с мячом. Существуют свидетельства о матче по «гарпастуму» между римлянами и жителями Британии - бриттов и кельтов. Бритты оказались достойными учениками — в 217 н. э. в г. Дерби они впервые победили команду римских легионеров. Около V в. данная игра исчезла вместе с Римской империей, но осталась в памяти у жителей Ев­ропы, особенно у итальянцев. Когда в XVII в. сторонники казненного ан­глийского короля Карла I бежали в Италию, именно там они узнали об этой игре, и после восшествия на престол Карла II в 1660 завезли ее в Англию, где она стала игрой придворных. Средневековый футбол в Англии носил азартный и довольно грубый характер. Сама игра представляла собой, в сущности, дикую свалку людей на улицах. Жители Англии и Шотландии играли не на жизнь, а на смерть. Именно по этой причине власти начали вести упорную войну с футболом: были выпущены королевские приказы о запрещении игры. Но к этому моменту популярность футбола в Англии была настолько велика, что ей уже не могли помешать королевские указы. Именно в Англии эта игра и была названа «футболом», хотя это произошло не при официальном признании игры, а во время её запрета. В начале XIXв. в Великобритании произошел переход от «футбола толпы» к организо­ванному футболу, первые правила которого были разработаны в 1846 в Регби-скул и два года спустя уточнены в Кембридже. В 1857 году в Шеф­филде был организован первый в мире футбольный клуб. Спустя шесть лет, в 1863 году, представители уже 7 клубов собрались в Лондоне для выра­ботки единых правил игры и организовать Национальную футбольную ас­социацию. Именно эта дата считается годом рождения современного фут­бола. Были выработаны официальные правила игры, получившие спустя не­сколько десятилетий всеобщее признание, которыми пользуются до сих пор. С 1872 г. берет начало история международных встреч по футболу. Откры­вает ее матч сборных Англии и Шотландии, положивший начало многолет­ней конкуренции английского и шотландского футбола. В начале 1880-х го­дов появляются первые профессиональные футболисты. В нашей стране первые официальные соревнования появились в начале XX века, когда была создана футбольная лига в Петербурге в 1901 году, а затем в Москве в 1909 году. Современные правила игры были сформированы в 1970 году, они действи­тельны и сегодняшний день, однако каждый день вносятся некото­рые поправки.[4]

Высшим руководящим органом в футболе является ФИФА (Между­народная федерация футбольных ассоциаций), которая была создана в мае 1904 на встрече представителей семи европейских стран в Париже. Футбол признан Олимпийским видом спорта с 1908 года. Это не единственные сорев­нования, с 1930 года каждые 4 года проводится Чемпионат мира. Сле­дующий Чемпионат мира будет проводиться в России в 2018 году, в связи с этим идет активная подготовка.

Согласно заявлению ФИФА, в 2001 году в футбол на планете играло около 250 миллионов человек. Из них более 20 миллионов — женщины. Заре­гистрировано около 1,5 миллиона команд и 300 000 профессиональных клубов.[2] Новых данных пока нет, но можно с уверенностью заявить, что эта цифра выросла. В России на 2011 год число людей, занимающихся в футболе составил 2,4 млн.человек.[2]

3.2. Место футбола в жизни британцев

У каждого футбольного клуба Великобритании есть свой стадион, эм­блема, прозвище, клубные цвета, кричалки и песни, зал с наградами, моло­дежная команда, общественные события, фанатские пабы и т.д. Здесь это больше, чем просто игра, – это образ жизни, формирующий часть англий­ской самоидентичности. Особенно это касается людей ра­бочего класса.  Всё началось 30-40 х гг. XXв, когда рабочая молодежь с окраин больших горо­дов Англии, не имея средств на дорогие развлечения, выбрала вполне доступ­ный футбол. И до сих пор они готовы тратить огром­ные деньги на сезонные абонементы на стадионы своей любимой команды, регулярно посе­щают её домашние игры и следуют за ней по всей стране и даже миру.

Футбол дает британцам редкую для них возможность выразить свои эмоции открыто, не обращая внимания на установленные нормы поведения и общения в повседневной жизни. У иностранцев часто складывается мне­ние, будто бы англичане всегда терпимы и вежливы, но на самом деле это не совсем так. Футбольные матчи дают британцам возможность выплеснуть всю негативную энергию, накопившуюся за неделю, когда все слова и по­ступки находятся под тщательным общественным наблюдением. Во время матчей англичане приводят в равновесие своё психологическое состояние и восстанавливают внутреннюю гармонию [3].

3.3. Британские фанаты

В предыдущем параграфе мы рассмотрели футбол как форму прове­дения досуга. Здесь британцы выступают в качестве обычных безобидных футбольных болельщиков, которые пришли на игру посмотреть на краси­вый футбол и избавиться от негатива. Но есть другая сторона - футбольные фанаты, склонные к насилию. Субкультура возникла в Великобритании в 1860-е гг., с момента зарождения футбола и не менялась вплоть до 1930 го­дов, когда он был еще любительским (футболисты работали в трудовых кол­лективах среди своих болельщиков). Но после того как футбол стал попу­лярной игрой по всему миру, численность последователей этого вида спорта возросла в геометрической прогрессии. Начиная с 50-х гг. ХХ в. они стали заявлять о себе. Им было недостаточно простой поддержки своей команды на домашних матчах, а с началом участия своих клубов на гостевых поедин­ках ситуация только ухудшилась. Каждый второй матч заканчивался серьёз­ными потасовками. В конце 1970-х — начале 80-х гг. внутренняя проблема Англии переступила границы и приняла общеевропейский масштаб. Доста­точно успешная игра английских клубов в Еврокубковых турнирах каждый раз привлекала все большее количество британцев, желавших посмотреть игру своих земляков на выезде. Так в 1974 году болельщики «Тоттенхэм Хотспур» (английскихй клуб из Лондона) завоевали себе дурную славу, став первыми английскими хулиганами, учинившими массовые погромы и вы­звавшими общественные беспорядки за пределами Великобритании. Пово­дом для этого стал финал Кубка УЕФА, где «Тоттенхэм» встречался с гол­ландским «Фейеноордом». После ничьей на «Уайт ХартЛэйн» (стадион «Тоттенхэма») со счетом 2:2 несколько тысяч фанатов «Тоттенхэма» отпра­вились в Голландию, намереваясь поддержать свою команду в борьбе за престижный титул. Для многих эта поездка стала первым путешествием за границу, а их пьянство наряду с самоуверенностью, ставшей к тому времени неотъемлемой частью имиджа английских хулиганов, наводило ужас на жи­телей Роттердама. Полиция, оказавшаяся совершенно неготовой к такому развитию событий, просто обозначила свое присутствие. Естественно, этого оказалось недостаточно. С продолжением пьяного разгула во многих барах стали возникать проблемы, и к тому времени, как английские фанаты добра­лись до стадиона, их настрой был явно враждебным. Когда судья не засчи­тал гол, показавшийся англичанам вполне правильным, они, сломав ограж­дение, спровоцировали драку с местными болельщиками. Команда была настолько шокирована таким поведением своих фанатов, что Билл Ни­колсон, занимавший в то время пост менеджера клуба, был вынужден обра­титься к ним в перерыве по громкоговорителю, однако пользы это не при­несло. Только когда прибыли силы специальной полиции, применившей против хулиганов дубинки, гостей на стадионе удалось успокоить. Однако после матча стычки возобновились и продолжались всю ночь. В итоге 200 человек получили ранения, а 70 были задержаны, опозорив в итоге и свой клуб, и страну [1].

Флагманами английского выездного движения стали фанаты «Ливер­пуля», которые постепенно стали прививать европейцам свой «стиль под­держки клуба», включая побоища и погромы во всех городах, где играл их клуб. Несмотря на гнев УЕФА, и другие английские хулиганы во время выезд­ных матчей своих клубов стали громить все, что попадалось на их пути. Здесь не обошлось и без трагических событий. 29 мая 1985 года на бельгийском стадионе «Эйзель», на финальном матче Кубка Европейских Чемпионов между клубами «Ювентус» и «Ливерпуль» в результате фут­больных беспорядков погибло 39 болельщиков. УЕФА отстранила на 3 года все английские клубы от участия в Еврокубках, а «Ливерпуль» был отстра­нён на 5 лет. Поскольку игра транслировалась в прямом эфире, картина случив­шейся трагедии обошла практически весь мир. Немаловажную роль в постепенном остывании фанатского движения сыграла и трагедия, произо­шедшая на шеффилдском стадионе «Хиллсборо» 15 апреля 1989 года, где в результате давки погибло 96 ливерпульских болельщиков. После случив­шихся событий люди некоторое время просто боялись ходить на стадионы [1].  Это не единственные случаи агрессии британских фанатов, были и дру­гие как в самой Великобритании, так и на выездных матчах любимых ко­манд. Все события описываются в книге Дуги Бримсона «Фанаты». Мы лишь рассмотрели первый в истории случай агрессии британских фанатов и особо ожесточенные события.

На современном этапе английский «околофутбол» приобрёл отчётли­вые черты так называемого стиля «кэжуал» (от англ. casual — обычный). Теперь основным принципом любого английского фаната является незамет­ность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики и внешности, особо выделяющейся из общей массы. Настоящий болельщик Великобритании должен хотя бы раз в жизни съездить за границу вслед за сборной или своим клубом. Для него игра и успех команды важнее всего. Следуя за сборной Англии, фанат может на время забыть о своем клубе. Только тогда можно увидеть болельщиков «Болтона» и «Манчестер Юнайтед» или даже «Торки» и «Экзетера», пьющих плечом к плечу.

Сейчас британское фанатское движение постепенно утихает из-за посто­янного контроля полиции как на территории стадиона, так и вне, пре­секая малей­шие попытки агрессии со стороны фанатов. Снижению также способствует социальная переориентация британской молодежи.

Глава 4. Футбольные фанаты в России. 4.1. Фан-движение

Для начала следует определить, что именно понимается под футболь­ным фан - движением и футбольными фанатами. Футбольными фанатами в курсовой работе будет называться часть футбольных болельщиков, придер­живающаяся определенной специфической субкультуры (нормы и ценно­сти, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней. Следовательно, фан - движение – это среда, в рамках которой воспро­изводится специфическая субкультура. [2]

Социальное явление в России, связанное с просмотром самого попу­лярного вида спорта в нашей стране как футбол, (такое явление можно даже назвать футбольным фанатизмом) необходимо изучать с нескольких пози­ций, а футбольных фанатов следует рассмотреть, как обществен­ное движе­ние, как социальную группу и как носителей особой специфи­ческой суб­культуры.

Термин "фан - движение" будет употреблено в двух значениях:

1)    как общественное движение, поддерживающее какой-либо конкрет­ный футбольный клуб;

2)    как общероссийское фан - движение, объединяющее в себе всех фана­тов, не зависимо от того, какой клуб они поддер­живают и какие отно­шения складываются с фанатами остальных клубов.

Каждое фан- движение состоит из определенного числа сформировав­шихся групп и достаточно большого числа неорганизованных фанатов. Дан­ные группы чаще всего состоят из 15-30 человек, которые выполняют ряд определенных ро­лей и подчиняются нормам, установленным в этой группе.  Значительная часть групп обладает своим "уставом", в котором отражены обязанности каждого члена фан - группы. При неисполнении этих обязан­ностей данного члена группы исключают. В действительности эти тре­бова­ния не являются слишком жесткими: если фанат нарушает правила, но находит­ся в хороших взаимоотношениях со всеми членами данной фан - группы, то вряд ли к нему будут применены санкции.

 Существу­ет единая для всех российских фан - движений субкультура. Её главная составляющая- специфические практики. Безусловно, каждое конкретное фан- движение, поддерживающее тот или иной российский клуб, обладает своей определенной спецификой, но в конечном счете сво­дится к общей субкультуре футбольного фанатизма.

4.2. История становления фан- движения в России.

2.1. 70-е гг. XX века- зарождение фан- движения в СССР.

«В 1972 году на трибуне, заполненной болельщиками московского «Спар­така», появился некто в простеньком красно-белом шарфе. Хотите верьте, хотите — нет, но это стало первым признаком появления фан- культуры в Советском Союзе». [1]

Любителей футбола тогда называли просто болельщиками. Позднее, молодежь стала воспринимать футбол как средство выражения своей инди­видуальности. Стоит отметить, что болельщики в СССР не владели инфор­мацией о том, что из себя представляет фан- культура в других странах.

2.2. 70-80 е гг.  XXвека- запрет, антисоветская деятельность.

По началу власть старалась всячески пресекать данный вид деятель­ности, поскольку даже само увлечение футболом в те годы рассматривалось как присутствие в человеке некоего анархистского начала, а КГБ расцени­вало саму идею поддержки как антисоветскую деятельность. [1]

2.3. 80-е гг.- «расцвет».

В 80-е годы с приходом к власти М.С. Горбачёва ситуация претерпела кардинальные изменения: фанаты могли посещать домашние матчи люби­мых команд, не говоря уже о возможности выезда. Тогда же фанаты полу­чили возможность перенимать различные футбольные традиции и подра­жать любой хулиганской фан- культуре. Их выбор пал на Англию. Благодаря именно английскому влиянию на трибунах советских стадионов стали появ­ляться футбольные песни, речёвки и сленг, но, что еще более важно, вместе с ними пришла и хулиганская ментальность, отличающая английский фут­бол. Как это ни печально, но одним из последствий английского влияния стал резкий рост насилия среди советских болельщиков. [1]

2.4. конец 80-х гг.- начинается постсоветский этап. Он делится еще на 2 этапа:

2.4.1.  С конца 80-х годов по 1994-1995 годы: накапливание ресур­сов происходит непосредственно в рамках фан - движения. Проводятся попытки издания собственной фан - литера­туры, но т.к. в данный период времени у них практически нет финансовых ресурсов, то эти издания быстро закрыва­ются. В это же самое время происходит адаптация западной субкультуры фанатизма к российским условиям, интериори­зация культурных норм и стереотипов.

2.4.2    С 1995 г. по настоящее время: возникают проблемы с моби­лизацией людских ресурсов. Происходит реструктуризация фан - движения. Помимо рекрутирования в рамках фан - дви­жения начинается процесс создания фан - групп и рекрути­рования в рамках фан - групп. Одно из преимуществ форми­рования малочисленных группи­ровок - значительно тесная коммуникация, поэтому подобные образования более жиз­неспособны. Помимо этого, члены малочисленных фан - групп чувствуют себя бо­лее защищенными от нападок со стороны представителей враждебных фан – движений или полиции. Фан - движения обретают некоторые финансовые ресурсы, поскольку зару­чаются поддержкой со стороны руко­водства своих клубов, а также устанавливают систему членских взносов в рамках фан - групп. Но здесь возникает другая проблема: подавляю­щее большинство фанатов не входят в фан – группы, по­скольку в век высоких информа­ционных технологий и систе­ме коммуникации они могут оставаться в курсе всех происходящих событий и принимать участие во многих кол­лективных практиках. [2]

В настоящий момент фан – движение нашей страны увеличилось чис­ленно и территориально. Во всех городах, клубы которых выступают в РФПЛ[1] (реже у клубов первого дивизиона) появляются свои фан - движения. Численность общероссийского фан- движения составляет примерно 45-50 тысяч человек. По конкретным командам это распределяется так: "Спартак" (Москва) – около 15 тысяч, "ЦСКА" (Москва) – около 10 тысяч, "Динамо" (Москва), "Зенит" (Санкт-Петербург) – 6-8 тысяч, "Торпедо", "Локомотив" (Москва) – 3-5 тысяч, региональные команды (в сумме) – 2-3 тысячи. Более того, численность фан- движения может расти за счет тех людей, которые пока не принадлежат к фанатам, а являются просто активными болельщи­ками: они следят за играми клуба на стадионе или по телевизору, приобре­тают клубную атрибутику. Следовательно, фан- движение этих команд посте­пенно возрастет на несколько сотен человек, так как определенный процент тех людей, кто покупает фанатскую атрибутику, со временем вой­дет в число футбольных фанатов. [2]

4.3. Фан-группы.

Выделяют3 критерия, на основании которых болельщика причисляют к фанатам, и тем самым происходит водораздел между обычными болельщи­ками и фанатами:

1)    активное посещение домашних матчей команды;

2)     ежегодное совершение нескольких выездов в другие города;

3)     знание и принятие субкультуры футбольных фанатов. [2]

Фан-движение любого клуба может возрасти численно в случае ка­кого-либо футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и т.д. Яркими приме­рами данного явления слу­жат "Локомотив" (Москва) и "Зенит" (Санкт-Петер­бург). Московский "Ло­комотив" был наименее популярным среди московских команд, но после се­рии успешных выступлений не только в российском первенстве, но и в евро­пейских кубках, число его фанатов и болельщиков резко возросло. Схожая участь выпала и "Зениту": во время выступлений в первой лиге количество болельщиков составляло лишь несколько сотен человек, но с переходом в высшую лигу, где «Зенит» ежегодно находится в числе лидеров, «армия» его фанатов непрерывно растёт. [2]

В определенный момент времени, когда фан- движение достигнет чис­ленности в несколько сотен, а иногда и тысяч человек, возникает физи­ческая трудность с равноценным общением между всеми участниками дви­жения. Поэтому происходит распад на нестандартные фан- группы с наибо­лее активными участниками. Но поскольку большая часть фанатов не вхо­дит в данные группы, предпочитая отправляться на выезды с друзьями или приятелями, то состав участников группы получается неоднородным. От­сюда можно выделить 3 принципиально разные группы участников:

1)    hooligan"s (или футбольные хулиганы) - это наиболее активные и даже агрессивные члены фан – движения и насчитывает примерно 20-30, реже 50, человек в фан - группе. Данная группировка претендует на особую роль- элиту группы, что отражается даже в их символике: она носит именной характер. Если же хулиган потеряет свою символику, то последуют незамедлительные санкции, вплоть до исключения. Главной особенностью футбольных хулиганов являются выезды в те города, где находятся враждебные фан- движения, при этом они должны участво­вать во всех драках, которые будут там происходить. Во время драк фа­натам нередко удается заполучить атрибутику враждебного фан- дви­жения, что поспособствует повышению его авторитета в собственном фан- движении.

2)    члены фан- групп (численность примерно 20-40 человек) чаще всего объединяются по территориальному принципу (например, один насе­ленный пункт или микрорайон, который считает себя независимым от остального города). Обычно они изготавливают специ­фическую сим­волику и атрибутику, которая отражает не только под­держку опреде­ленного клуба, но и принадлежность к данной фан- группе.

3)    «кузьмичи» или неорганизованные фанаты, которые не относятся к фан- группам, но принимают активное участие в деятельности фан- движения (составляют большую часть). Они пользуются обычной сим­воликой клуба, более автономны в отношении выездов и своих дей­ствиях в различных ситуациях.[2]

Проанализировав виды фан- группировок, входящих в фан- движение, необходимо выяснить особенности их формирования и функционирования. Фан - группа обычно состоит из 20-30 человек, чаще всего объединенных по территориальной близости. Чтобы стать членом фан - группы, требуется одобрение от одного или двух членов группировки или фана­тов, облада­ющих авторитетом в фан- движении, но не являющихся чле­нами данной группировки. Почти все фан – группы обладают своим уставом, регламенти­рующим действия фаната: количество выездов в другие города, роль и функ­ции в группировке (организаторская, информационная, управление финан­сами группировки, взаимоотношение группировки с другими группиров­ками и т.д.). Некоторые группировки создают регулярные членские взносы, которые в дальнейшем тратятся на специальную для группировки атрибу­тику, транспа­ранты и т.д.

Таким образом, фан- группа – это достаточно автономное образо­вание внутри фан- движения, в котором сконцентрировано тесное отношение между участниками и активная деятельность.

4.4. Характеристики фан- движения.

Как ранее было уже упомянуто, что любое фан- движение обладает своей символикой, специфическими практиками и другими особыми ком­понентами, которые более подробно будут описаны в данном параграфе.

4.4.1.Символика и атрибутика фан- движения

В настоящее время спортивные клубы любых видов спорта имеют свою фирменную атрибутику. Фанаты, выражая уважение и любовь к тому или иному спортивному клубу, активно приобретают ее, тем самым демон­стри­руя свою приверженность к фан- движению. Однако, приобрести фир­мен­ную клубную атрибутику было не так просто, как сейчас, поскольку она являлась большим дефицитом. Именно поэтому в 1970-80-х годах болель­щики стали сами изготавливать символику и атрибутику любимого спортив­ного клуба. Спустя 25-30 лет, это уже не является проблемой: в любом го­роде нашей страны можно без особых трудностей найти разнообразную ат­рибутику как своего футболь­ного клуба, так и клубов из других городов и даже стран.

А. Илле выстраивает несколько типизаций, но для нашей работы осо­бенно важной является типизация по клубной принадлежности. Здесь сим­волику и атрибутику, с точки зрения одного фаната, можно разделить на 4 группы:

1)    символика собственной команды,

2)    символика дружественных фан - движений;

3)    символика враждебных фан - движений;

4)    символика фан - движений, с которыми фанаты данной команды ни­каких отношений не поддерживают. [2]

Исходя из данной типизации символики, можно сделать вывод о раз­ной эмоциональной составляющей: как от дружеской, так и до враждебной. Это отражается в «правилах», которые регламентируют поведение фаната в частности к символикам других команд. Ношение атрибутики какой-либо команды накладывает на ее владельца определенные обязательства и ответ­ственность, а также может повлечь за собой как позитивное, а в некоторых случаях негативное отношение к ее владельцу. Например, если в Петербурге появится человек с атрибутикой "ЦСКА" (Москва), то у него не возникнет ни малейших проблем поскольку питерские фанаты дружелюбны по отно­шению к данному московскому клубу. Но в то же время ношение спарта­ковской символики в Петербурге повле­чет негативные последствия, как ми­нимум, конфискацию атрибутики. Обмен атрибутикой не очень приветству­ется, поэтому допускается только между фанатами дружественных фан - движений.

Взаимоотношения между фанатами различных команд- распространен­ная тема для обсуждения в футбольных кругах. На данный момент отноше­ния между фанатами команд окончательно не устоя­лись, поэтому возни­кают акты агрессий, направленные на разные команды. Здесь ярким приме­ром являются фанаты "Зенита":вначале они дружили с фанатами москов­ского "Спар­така", а напряженные отношения складывались с фанатами "ЦСКА" (при этом фанаты "ЦСКА" и "Спартака" - непримиримые враги). Сейчас взаимо­отношения фан- групп кардинально поменялись: питерские фанаты "во­юют" c фанатами "Спартака" и дружат с фанатами "ЦСКА". [2]

Клубная атрибутика в развитых фан- движениях настолько разнооб­разна, что придумать новый «вид» проблематично. Среди атрибутики можно встретить клубные шарфы, футболки с логотипом клуба и фамилией игрока, флаги и многое другое. Однако, новые нестандартные ходы все же возможны: питерский клуб первым в России начал выпус­кать полиэтилено­вые пакеты с изображением коллективной фотогра­фии игроков "Зенита", а фанаты клуба получили обобщающее проз­вище "мешки". [2]

Символика и символы клуба прежде всего подразумевают определен­ный набор цветов и их последовательность. Так, например, клубная форма и вся фанатская атрибутика московского "Спартака" выдерживается в красно-белых тонах, петербургского "Зенита" в сине-бело- голубых, перм­ского «Амкара» - в красно-черных.

Клубы, которые имеют достаточно длинную историю существования, сохраняют устоявшуюся клубную символику, потому что это прежде всего касается фанатов: любые изме­нения в символике клуба вынуждают фанатов менять всю атрибутику, а это очень до­рого, трудоемко, а также может поро­дить конфликты в фанатской среде.

Молодые провинциальные клубы, например, играющие в первой лиге, чаще всего не имеют устоявшихся клуб­ных традиций, и поэтому иногда они радикально меняют клубные цвета. Конечно, это доставляет дополни­тельные трудности фана­там этих команд.

Кроме того, символами клуба могут стать имена знамени­тых игроков и тренеров, защищавших цвета команды, особые места, нераз­рывно связан­ные с историей клуба (как правило, это бывает стадион) и т.д. Любопыт­ным примером, показывающим, что же такое устоявшиеся клубные традиции и что может случиться, если их нарушить, продемонстрировало московское "Торпедо". После того как большую часть акций этого старинного москов­ского клуба с богатейшими традициями купило АО "Лужники" в 1996 году, домашние матчи клуба стали проходить на стадионе "Лужники", вместо ста­рого торпе­довского стадиона. Также изменилось название клуба с "Тор­педо" на "Торпедо-Луж­ники". Кроме того, в клуб пришел тренер из "ЦСКА", прихватив с собой из этого клуба целую группу игроков, которые впоследствии заняли места "коренных" торпедов­цев. Данное решение поро­дило сложные конфликты как в самой команде, так и раскол в среде фана­тов. Большая часть фанатов решила, что старый стадион подчеркивал связь "Торпедо" и "ЗИ­Ла", а все изменения – попытка разорвать эти традиции. В результате этого произошел раскол фанатского движения: большая часть фанатов стала поддерживать недавно созданную команду "Торпедо-ЗИЛ", даже несмотря на то, что эта команда первое время выступала во втором дивизионе. Они решили, что именно эта команда является правопреемником знаменитой коман­ды Стрельцова[2] и других великих торпедовских игроков. Кризис в "Торпедо" не разрешен до сих пор. Руководители двух клубов ни­как не мо­гут договориться, поэтому в Москве существуют 2 команды, кото­рые претендуют на то, чтобы считаться правопреемниками легендарного клуба. Естественно, это создает дополнительные сложности для развития данного фан - движения.

4.4.2. Сленг

Любая субкультура не обходится без собственной системы общения. Этой системой является сленг. Субкультура футбольных фанатов- не исклю­чение.  Сленг футбольных фанатов имеет свои особенности: с одной стороны, он до сих пор окончательно не сформировался, находясь в про­цессе создания, с другой стороны- он уже сформирован настолько, что не­посвященный человек не сможет адек­ватно участвовать в разговоре 2 фана­тов по некоторым причинам. Во-пер­вых, словарный запас достаточно велик, во-вторых, многие слова и слово­сочетания несут дополнительную смысло­вую нагрузку, а в-третьих, необхо­димо знать не только сленг, но и быть в курсе происходящих в фан – движе­нии событий. [2]

Основная цель появления фанатского сленга- выделить и обосо­бить фан - движение от остального мира, установить критерий деления на "своих" и "чужих". Однако слишком развитый сленг не выгоден стратеги­чески, поскольку это вызовет трудности с мобилизацией новых членов фан- группы.  Подавляющее большинство фанатов – молодежь, чаще всего те, кто "фанатеют" 1-2 года и не имеют за плечами большого количества "выез­дов". Поэтому они хотят выделиться, обладать не­ким превосходством над еще совсем молодыми членами движения, что и демон­стрируют, используя сленг. Однако развивать дальше сам сленг они не имеют права, т.к. не обла­дают для этого достаточным авторитетом в фан- группе. Те, кто всё же имеют право развития сленга, этим не занимаются поскольку есть другие, более актуальные проблемы. Поэтому в разговоре активно используется то, что можно назвать "языком улиц".Серьезные изменения в фанатском сленге либо произойдут позже, либо не произойдут вовсе.

Таким образом, в настоящий момент специальными сленговыми сло­вами обозначены, в основном, коллективные практики и то, что с ними свя­зано. В большинстве случаев не происходит образования новых слов, а про­сто вкладывается новый смысл в уже имеющиеся слова, который, кроме того, иногда варьируется в зависимости от контекста.

4.4.3. Коллективные практики

Ключевым компонентом фанатской субкультуры являются коллек­тивные практики, которые разнообразны по своему наполнению. Здесь сленг и атрибутика уже выступают вспомогательным средством для осу­ществления этих практик.

Главным условием того, чтобы считаться членом фан-  движения, яв­ляется выполнение определенного набора практик, в первую очередь- выез­ды на матчи в другие города. (Более подробно рассмотрим систему выездов в следующем параграфе).

Каким образом фанат-новичок может научиться выполнять эти прак­тики? Конечно, он не проходит никакую специальную «школу» или систему тренировок. Этот навык приходит постепенно в процессе пребывания в фан- движении. Обычно репертуар практик ограничен, поэтому фанаты, регу­лярно посещающие стадион, быстро его разучивают. В то же время, когда появ­ляется какая-то новая практика, её можно легко заметить по не очень удачному выполнению.

Иногда во время просмотра футбольного матча по телевидению неко­торые комментаторы отмечают, что фанаты прибыли на стадион за не­сколько часов до начала матча, чтобы потренировать свое взаимодействие, которое будет происходить непосредственно во время матча или просто «распеться». В реальности дело обстоит следующим образом: осуществле­ние первых практик происходит для поддержки своей команды во время разминки.

Также существует несколько причин, в связи с чем фанаты появляются на стадионе за час или два до начала матча:

1)    возможность встретить команду, приезжающую на стадион;

2)    продемонстрировать свое отличие от остальных болельщиков;

3)    можно просто не попасть на стадион на ажиотажный матч.[2]

Коллективные практики обычно состоят из определенного набора движений под ритм фанатских песен или так называемых «кричалок». Их главный отличительный знак- длительность. Фанатская песня состоит из не­скольких куплетов на мотив какой-нибудь всем известной песни. Репертуар фан- группы насчитывает 1 или 2 настоящие песни. «Кричалка» наоборот состоит из одного куплета (реже 2), рифмованного ритмом или словами. Они делятся на хвалебные (в адрес своей команды, какому-либо ее игроку в отдельности или тренеру) и ругательные (в адрес судьи, команды-против­ника и т.д.). Рассмотрим варианты фанатских песен и «кричалок» на при­мере пермского «Амкара».

Деятельность фанатов на матчах «Амкара» осуществляет Пермская краевая общественная организация болельщиков «Пермь Великая», ставя­щая перед собой цель поддержки ФК «Амкар», а также сборной России по футболу и иных видов спорта на спортивных матчах. [5]В рамках реализа­ции этой цели «Пермь великая» регулярно осуществляет коллективные практики на матчах «Амкара» и насчитывая в своем арсенале 11фанатских песен и «кричалок» (Приложение 1).

4.4.4. Выезды

Футбольный фанатизм- это определенный стиль жизни. Для многих это является стимулом для вступления в фан- движение. Наиболее ярко этот стиль жизни проявляется во время поездок в другие города.

Выезды на матчи в России и в Европе абсолютно не похожи друг на друга. Если для европейских фанатов выезд-это цивильная поездка на соб­ственном авто­мобиле или в комфортабельном поезде, которая занимает не­сколько часов и не доставляет особых хлопот, то для российских фанатов- это настоящее приключение! Например, поездка из Петербурга, допустим, в Сочи без денег на билеты продлится несколько дней, и это еще не самый дальний маршрут. Человек не может считаться фанатом, если не со­вершит определенное количество выездов, то есть поездок вместе с коман­дой в дру­гие города. Если он прекращает поездки вместе с командой, то перестает быть фанатом, вне зависимости от интенсивности посещений домашних матчей. В фанатской среде выстроена своеобразная иерархия выездов. Рей­тинг выезда зависит от географической удаленности (соседний город, субъ­ект, страна), а также тип отношений к данному фан движению (враждебны или дружелюбны). При враждебном отношении между фанатами рейтинг выезда возрастает.

Каждый фанат сам решает, каким способом ему удобнее доехать до нужного города: это может быть самолёт, поезд или автомобиль. Но подав­ляющее большинство фанатов предпочитают добираться на пригородных электричках или поездах. В среднем поездка занимает по времени около су­ток. Так, например, до Москвы фанаты выезжают утром одно­го дня, а при­езжают утром следующего дня.

К бурным передвижениям фанатов привыкли многие: контролеры в электричках уже не обращают внимания на сотни безбилетников, местная полиция заранее гото­вится к приезду и пытается локализовать фанатов, не позволяя им разбредаться по населен­ным пунктам в местах пересадок. Пе­редвигаясь на поезде, фанаты периодически организуют в вагонах какую-нибудь коллективную акцию, чтобы оставить о себе память. Интересно, что не все пассажиры относятся к этому негативно, многие проявляют интерес, задавая различные вопросы, а иногда даже пытаются угадать счёт будущего матча.

Фанатские выезды имеют свои правила гостеприимства: если фан- группировки двух городов находятся в хороших отношениях, то принима­ющая сторона организует приезд и отъезд гостей- фанатов. Они вместе про­водят время, причем "хозяева" должны организовать все на достойном уровне и понести основные расходы. Но в случае напряженных отношений между фанатами, где возможен конфликт, приехавшие фанаты держаться сообща, чтобы не оказаться в одино­честве в случае возникновения возмож­ных драк. Иногда случается, что наиболее агрессивные фанаты назначают место и время возможных конфликтов. В этом случае полиция, зная и не вдаваясь в нюансы взаимоотношений между фанатами, часто пытается лока­лизовать фанатов в каком-то определенном месте. Например, в 1998 году во время выезда в Ярославль питерские фанаты были встречены поли­цией на вокзале, согнаны на берег местной речки, где их продержали в оцеп­лении до начала матча. После матча фанаты также были оцеплены, достав­лены на вокзал, посажены в специально прицеплен­ный вагон поезда и отправ­лены из города.[2]

          По приезде в город у фанатов есть достаточное количество свободного времени, которое они тратят на изучение местных достопримечательностей, приобретение горячих напитков или на создание следов своего пребывания в данном городе: различные росписи и рисунки.

Практика поведения фанатов-гостей на матче не претерпевает каких-либо серьезных изменений, по-прежнему приезжим фанатам отводится спе­циальный сектор на стадионе, расположенный вдали от фанатского сектора местной команды, куда их пускают, как правило, бесплатно, а после финаль­ного свистка держат на этом секторе до тех пор, пока не разойдутся все остальные болельщики.

4.4.5.Фанатские войны

Обращаясь к опыту зарубежного футбольного фанатизма, можно за­метить, что фанатские войны- одна из серьезнейших проблем европейского общества. Массовые побоища, устраиваемые фанатами различных клубов, а иногда даже сборных (особенно в этом замечены английские, немецкие футбольные фанаты), чаще всего заканчиваются тяжелыми последствиями: десятки раненых, а возможно даже и убитые, разгромленные магазины и т.д. В России фанатизм до сегодняшнего дня не сталкивался с человеческими жертвами, однако стоит учитывать масштабы и возросший уровень напря­женности в среде фанатов, которые вскоре могут повлечь за собой трагиче­ские события.

А. Илле в своей статье говорит о трёх случаях возникновения фанатских войн:

1)       войны между командами, расположенными в одном городе (например, московские «Спартак» и «ЦСКА»).

Это объясняется тем, что происходит постоянная борьба за ресурсы, в том числе за человеческие, а также слишком частое столкновение в городе. Ко­гда команды базируются в разных городах, их фанаты сталки­ваются всего 2-3 раза в год, а если в одном – то каждый день. Поэтому мел­кие стычки постепенно перерастают в стойкую взаимную неприязнь.

2)       Между традиционными городами-соперниками (в какой-либо об­ласти общественных отношений). В России это Москва и Санкт-Петер­бург.

Такие отношения рано или поздно окажут влияние на отношения футболь­ных команд и их фанатов, тем самым превращая команды в принципиаль­ных соперников, а фанатов – во врагов.

3)       Отношения футбольных команд носят принципиаль­ный характер.

Это возникает в случаях, когда одни и те же команды часто встречаются между собой в различных турнирах, а их встречи проходят в напряженной борьбе. Бывают случаи, когда игрок одной из команд позволяет себе непри­личный жест в адрес другой команды или ее болельщиков. Такие причины редко становятся поводом для серьезной войны, но могут привести к вре­менному ухудшению отношений между фанатами.[2]

В фанатской среде теоретически существует неписанный кодекс про­ведения фан- войн, взятый с западных стран и адаптированный под россий­скую среду. Во-первых, участие в драках принимают только hooligan"s или члены фан- групп, не втягивая в этот процесс простых болельщиков, а также, не дискриминируя их путем изъятия клубной атрибутики. Во-вторых, фана­там запрещено пользоваться колющими или режущими предметами во время драки; они должны выяснять свои отношения на кулаках, без исполь­зования ка­ких-либо подручных средств: палок, кастетов и т.д. В-третьих, запре­щено даже малейшее сотрудничество с органами полиции, никаких до­носов. Если такая ситуация всё-таки случается, то фанат немедленно будет исключён из фан- группировки, поскольку это считается позором как для са­мого «доносчика», так и для всей группировки. [2] В действительности дан­ные правила не соблюдаются, не происходит деления на обычного болель­щика и фаната. Считается, что, если ты носишь атрибутику, то будь готов за это ответить. В драках происходит аналогичная ситуация: кулачных драк не происходит, как минимум фанаты вооружаются ремнями с металлическими бляхами или бутыл­ками, а периодически в драках "всплывает" металличе­ская арматура, камни, дубины и т.д. В связи с этим драки заканчиваются довольно тяжелыми повре­ждениями, но, к счастью, еще не было ни одного летального исхода. Более или менее четко действует только правило, запре­щающее контакты с милицией. Данные о контактах фанатов с полицией крайне редки и явля­ются исключением, связанным с тем, что в драках перио­дически участвуют не только члены фан- группировок, но и просто болель­щики.

Можно заметить, что в последнее время в нашей стране участились акты агрессий от фан- группировок, направленных не на другие фан- дви­жения, а непосредственно на игроков этих команд. Так, в 2012 году матч 16-то тура чемпионата России по футболу между московским "Динамо" и питер­ским "Зенитом" был прерван досрочно со скандалом: болельщики из Санкт-Петербурга начали бросать на поле петарды, а на 36-й минуте один из снарядов упал и взорвался рядом с голкипером «Динамо» Антоном Шуниным. Вратарь получил ожог роговицы. Матч был прерван судьей, а «Зе­ниту» засчитали техническое поражение. [6]

Через 2 года, 11 мая 2014 года, на матче этих же команд случился но­вый прецедент. После гола Кержакова на 87-й минуте матча сотни фанатов «Зенита» выбежали к лицевой линии, а некоторые даже вышли на поле прямо во время матча. К счастью, пострадавших почти не было зафиксиро­вано, однако тот матч запомнился дерзким поступком фаната «Зенита»: он подбежал к защитнику москвичей Владимиру Гранату и ударил того по лицу. Игрок получил черепно-мозговую травму и ушибы мягких тканей лица.[7,8]

Оба этих случая получили широкую огласку в СМИ и вызвали волну возмущения среди всех любителей футбола.

Подводя итог характеристикам, определяющим сущность фан- движе­ния, и всему фан- движению в России в целом становится очевидным, что оно превратилось в настоящее массовое явление, которое не ограничилось несколькими крупными горо­дами, а продолжает постепенно распростра­няться по всей стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Тема исследования молодежных субкультур в последнее время стано­вится популярной не только среди социологов и психологов, а также явля­ется сферой деятельности любого специалиста по работе с молодежью.

Молодежная субкультура представляет собой образ жизни, поведения, а также средство самовыражения молодых людей. В работе были рассмот­рены особенности и характеристики, принадлежащие молодёжной субкуль­туре.

         Футбольные фанаты как молодежная субкультура занимает особое место в сфере форм проведения молодежного досуга. Молодёжь как наибо­лее мобильная часть общества и легко поддающаяся различным социаль­ным явлениям не привыкла сидеть на месте, в свою очередь, занятия спор­том, как и просмотр различных соревнований подразумевают активную дея­тельность. Каждый решает сам как ему смотреть футбол: в спокойной об­становке или на стадионе открыто выражать свои эмоции. Можно быть про­стым болельщиком, посещающим домашние игры, или фанатом, готовым быть всегда рядом с командой. Здесь и могут возникнуть проблемы. В пер­вом случае, человек ни от кого не зависит, во втором случае он уже обязан подчиняться определенным правилам.

Нами отмечено, что появление такой субкультуры как футбольные фанаты прежде всего связано с бурным развитием футбола во многих стра­нах мира, который произошел в XXвеке.

В работе были представлены характеристики молодежной субкуль­туры футбольных фанатов двух стран: Великобритании и России. Одна из них, Великобритания, является родоначальником этого явления, вторая страна, Россия,- преемник, но изменивший чужие традиции под свои усло­вия. Стоит отметить, что на данный момент развития фан- движения обеих стран имеют существенные различия: для британцев просмотр футбола- это способ спокойно посидеть и расслабиться после тяжёлой рабочей недели, для россиян- это то место, где можно показать себя и посмотреть на других. Британские фанаты, уже пережив волну насилия, придерживаются бескон­фликтности и незаметности в просмотре футбола, в то время, когда их «кол­леги» из России наоборот находятся в самом расцвете: каждое фан- движе­ние старается выделиться, показать всем, что их любимая команда лучше всех. Для этого они развивают формы поддержки (коллективные практики и система выездов), внешние отличия (клубная атрибутика), а иногда даже готовы дойти до крайностей, устраивая фанатские войны.

Спорт и его составляющие не должны оказывать разрушающее дей­ствие на человека, а наоборот должны быть направлены на его гармоничное развитие. Здесь, субкультура футбольных фанатов как часть спортивной жизни должна отказаться от насилия и найти другие способы именно под­держки команды, а не стремиться к выяснению отношений между фанатами.

Перспективой дальнейшей работы может послужить составление со­циально- психологического портрета футбольных фанатов в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Бримсон Д. Фанаты (Eurotreshed. the Rise and Rise of Europs Football Hooligans). – Санкт-Петербург: Амфора, 2005.

2.     Илле А. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкуль­тура футбольных фанатов.

3.     Латышева Т.В.  Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы. Социологические исследования, № 6, Июнь  2010, C. 93-101.

4.     Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.

5.     Лисовский В. Т. Социология молодежи. – СПб, 1996. - с.

6.     Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России. – Социоло­гические исследования. № 10, 2002.

7.     Михайлова Л. Ш. Социология культуры. – М., 2006. – с.

8.     Орлова Н.А. Молодежные субкультуры. -Томск, 2007.

9.     Тощенко Ж. Т. Социология. – М.: Прометей, 2001. – с

10.                       Щепанская Т.Б. Символика молодежных субкультур. СПб, 1993.

11.                       Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры — М.: ОГИ, 2004. — 286

12.                       Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Молодежные субкультуры в современной России и их социализирующий потенциал. Часть первая. Вып. 11.М.: Научный эксперт, 2014. 72 с.

13.                       Frith S. The Sociology of Youth. London: Open University Press, 1984.

Интернет- источники:

1.     ПостНаука: Основные параметры и закономерности формирования молодежных субкультур [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://postnauka.ru/longreads/2491.  Дата доступа: 13.05.2015.

2.      «Советский спорт». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/586904 Дата доступа: 13.05.2015.

3.     AlexJude«Жизнь в Британии: футбол». (29.06.2012). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.englishinrussia.ru/ru/blog/culture/жизнь-в-британии-футбол Дата доступа: 21.04.2015.

4.     История футбола [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.football2010.ru/fifa_pages/fifa06_history.htm .Дата досту­па: 21.04.2015.

5.     ПКООБ «Пермь Великая» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.greatperm.ru . Дата доступа: 11.05.2015.

6.     Новостной портал Newsru.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsru.com/sport/17nov2012/dinzen.html Дата доступа: 12.05.2015

7.     FURFUR.ME (Ежедневный молодежный Интернет-сайт). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/175975-10-samyh-zverskih-vyhodok-futbolnyh-fanatov.Дата доступа:12.05.2015

8.     «Российская газета» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/05/12/dikari.html . Дата доступа: 12.05.2015

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фанатские песни и «кричалки» ФК «Амкар» (г.Пермь)


1.     1 куплет:

Вперед наш клуб,(4 хлопка)

Вперед родной!(4 хлопка)

Мы за тебя(4 хлопка)

Стоим горой! (4 хлопка)

Припев: лалалалаааа

2 куплет:

Дави врага(4 хлопка)

И гол забей(4 хлопка)

За край родной(4 хлопка)

За нашу Пермь! (4 хлопка)

Припев:лалалалаааа


2.     Крас-но-чер-ные (3 хлопка), крас-но-чер-ные (3 хлопка)

3.     Озарилась ярким светом Кама древняя моя,

Просыпается с рассветом вся уральская братва.

Кипучая, могучая, никем непобедимая,

Страна моя, ты, Пермь, моя,

Ты самая любимая! Хей, хей!

4.     Ам-кар (3 хлопка), Ам-кар (3 хлопка)

5.     Толь-ко Пермь и толь-ко победа (хлопки),

Толь-ко Пермь и толь-ко победа (хлопки).

6.     Слава России, слава Уралу,

Слава Перми и слава Амкару!

7.     Пермь Великая будет впереди, будет впереди, будет впереди - хэй! Пермь Великая будет впереди, будет впереди, будет впереди - хэй!

8.     А мы пришли и верим в наших ребят!

Амкаровцы Перми сегодня победят!

Амкар Пермь (3 хлопка), Амкар Пермь (3 хлопка).

9.     Первым будет Амкар,

Непобедимый Амкар.

Это стало истиной для всех

На всей Руси великой Амкара лучше нет!

И всегда мы будем рядом с ней!

10.                       Вперед Амкар! Мы с тобой!

11.                       Красно-чёрные цвета

развеваются над Пермью.

Прославляем мы тебя

самый лучший Клуб вселенной.

Иди вперёд (2 хлопка), дави врага (2 хлопка)

И будь всегда на первом месте!

Могучий клуб, родной Амкар (2 хлопка)

С тобой всегда мы вместе!

Оле-ола (2 хлопка), оле-ола (2 хлопка), оле- ола, оле- ола

Могучий клуб, родной Амкар (2 хлопка)

С тобой всегда мы вместе!



[1] РФПЛ (Российская Футбольная Премьер Лига) - организация, объединяющая профессиональные футбольные клубы России высшего дивизиона и координирующая проведение чемпионата России по футболу.

[2]Стрельцов Э.А.-советский футболист, нападающий, заслуженный мастер спорта СССР, помог «Торпедо» выиграть чемпионат СССР. В 1968 г. выиграл с «Торпедо» Кубок СССР.

Информация о файле
Название файла Сравнительный анализ субкультуры футбольных фанатов в Великобритании и в России от пользователя FrankieDUG
Дата добавления 10.5.2020, 20:18
Дата обновления 10.5.2020, 20:18
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 92.7 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 519
Скачиваний 135
Оценить файл