МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательно
учреждение высшего образования |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по введению в специальность
на тему
Сравнение характеристик вертолетов
Aerospatiale 341/342 (Gazelle) и Ми-34
Выполнил: Шульга Глеб
Студенты группы 1О-105С
Проверил: Ткаченко С.А
г. Москва 2016 г
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………………….3
1.1.Историческая справка…………………………………………………………………..4
2.Концепция создания Ми-34……………………………………………………………….5
3.История проектирования, построения, испытания Ми-34……………………………..6
3.1.Особенности строения………………………………………………………………….7
4.Модификации вертолета Ми-34…………………………………………………………..11
5.Схема вертолета Ми-34……………………………………………………………………12
6.Основные летно-технические характеристики…………………………………………..13
7.Эксплуатация и применение……………………………………………………………...14
8.Ми-34С1……………………………………………………………………………………15
9.Концепция SA-341/342……………………………………………………………………16
10. История создания, испытания…………………………………………………………..17
10.1.Особенности строения…………………………………………………………………19
11.Модификации вертолета SA-341/342……………………………………………………23
12.Cхема вертолета SA-341/342…………………………………………………………….26
13.Основные летно-технические характеристики SA-341………………………………..27
13.1. ЛТХ SA-342……………………………………………………………………………29
14.Эксплуатация и применение…………………………………………………………….30
15.Заключение………………………………………………………………………………..31
16.Список литературы……………………………………………………………………….32
Введение
Исходным пунктом построения целевой программы развития вертолетостроения в РФ стало формирование модельного ряда вертолетов как материальной основы стратегии развития вертолетостроительного объединения, сформированного под управлением ОАО «Вертолеты России». Предусматривается сохранение серийного производства на предприятиях – участниках интегрированной структуры следующих моделей вертолетов: легкого спортивного Ми-34, легких многоцелевых Ка-226 и «Ансат», среднего транспортного и многоцелевого Ми-8/17, тяжелого транспортного вертолета Ми-26, транспортно-боевого вертолета Ми-24/35, ударных боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52, палубных и многоцелевых вертолетов семейства Ка-27/Ка-32.
Модельный ряд определил дальнейшее эффективное функционирование вошедших в вертолетостроительное объединение предприятий – разработчиков вертолетной техники ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», ОАО «Камов» и ОАО «КВЗ». Созданные и разработанные этими предприятиями вертолеты охватывают практически всю существующую в мировом вертолетостроении номенклатуру типов вертолетов.
Какие же основные особенности вертолетов?
Это, прежде всего, возможность вертикально взлетать, зависать неподвижно надо землей и изменять скорость от нуля до максимальной.
Следствием этих вертолетных особенностей является возможность осуществлять полет на предельно малой высоте (5…10 м) над поверхностью земли, следуя за рельефом. Вертолет при этом способен летать ниже уровня естественных и искусственных препятствий, обходя их в горизонтальной плоскости и соответственно регулируя скоростной режим.
История
Марат Николаевич Тищенко-ученик и продолжатель дела Михаила Леонтьевича Миля, выдающийся ученый-аэродинамик, генеральный конструктор Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля, возглавлявший предприятие на протяжении двух десятков лет – с 1970 по 1991 годы.
Марат Николаевич Тищенко родился 18 февраля 1931 года в Харькове, в 1956 году с отличием окончил Московский авиационный институт по специальности «вертолетостроение». В студенческие годы Марат Тищенко серьезно увлекался авиамоделизмом: в 1954 году его модель вертолета установила рекорд продолжительности полета, впервые официально подтвержденный Международной авиационной федерацией
Марат Тищенко принял непосредственное участие в проектировании вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8 и В-12. В 1968 году после защиты диссертации Марат Тищенко стал заместителем главного конструктора, и Михаил Миль доверил ему руководство программой строительства и летных испытаний воздушного гиганта – вертолета В-12.
После смерти Михаила Миля Марат Тищенко был назначен главным конструктором предприятия. Сотрудники конструкторского бюро сплотились вокруг молодого руководителя и в 1970-е годы успешно завершили испытания и доводку самого мощного в мире боевого вертолета Ми-24 и противолодочной амфибии – Ми-14, реализовали программу глубокой модернизации «вертолета века» Ми-8, создали ряд их модификаций и приступили к разработке нового семейства вертолетов.
Восьмидесятые годы в истории Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля ознаменовались созданием новых вертолетов: мощного боевого Ми-28 и легкого спортивного Ми-34. На базе Ми-8, Ми-14, Ми-24 и Ми-26 разработаны многочисленные модификации, которые нашли применение в вооруженных силах и гражданской авиации.
За два десятилетия «эпохи Тищенко» были созданы Ми-26 и Ми-28 – винтокрылые шедевры, до сих пор не имеющие равных в мире.
Родина высоко оценила заслуги Марата Николаевича Тищенко. Помимо званий Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, профессора, члена-корреспондента и действительного члена Академии наук СССР Марат Тищенко награжден двумя орденами Ленина, медалями, а также наградами других государств.
Концепция
Во второй половине 70-х годов в учебных подразделениях ВВС и аэроклубах ДОСААФ началось массовое списание вертолётов Ми-1. Замена их более тяжёлыми Ми-2 оказалась экономически невыгодной. Кроме того, Ми-2 не давал отечественным спортсменам преимуществ при выполнении высшего пилотажа. В связи с этим тогдашний руководитель ДОСААФ маршал авиации А.И.Покрышкин в 1979 году лично обратился к главному конструктору ММЗ им. М.Л.Миля Марату Николаевичу Тищенко с просьбой возобновить работы по лёгкому вертолёту. Вертолет Ми-34 был разработан как учебная и спортивная машина, а также для замены старых моделей вертолетов, которые выполняли эти функции.
Руководство отрасли поддержало проект Ми-34(изделие “300”), и в конце декабря 1980 г. появился приказ министра авиационной промышленности о подготовке технического предложения по легкому учебно-спортивному вертолету.
М.Н.Тищенко, лично руководивший разработкой нового вертолета, назначил ведущими конструкторами Ми-34 опытных инженеров Н.А.Назарова и А.В.Федотова.
На
утверждение технического задания, эскизное проектирование и макетирование
агрегатов и вертолета в целом ушло более года. В то время на МВЗ приоритетными
считались строительство и летные испытания боевых Ми-28, а также модификаций
Ми-8 и Ми-24, отвечающих «афганским» требованиям, поэтому работам по Ми-34
придавалось второстепенное значение, что несколько затянуло проектирование и
испытания вертолета. Кроме того, создание маленькой машины потребовало от
конструкторов решения ряда сложнейших технических задач, включающих компоновку
кабины, размещение двигателя, проектирование бесшарнирных втулок несущего и
рулевого винтов, стеклопластиковых лопастей, полозкового шасси и т.д.
История проектирования, построения и испытания
Чтобы воплотить в жизнь проект высокоэффективного легкого вертолета сотрудникам МВЗ им. М.Л. Миля пришлось использовать весь накопленный ими опыт проектирования и доводки винтокрылых аппаратов. Строительству машины предшествовали длительные стендовые испытания. Всего было создано около 45 стендов, включая натурный стенд и стенды повторно-статических и усталостных испытаний.
Первый летный экземпляр Ми-34 поступил на летную станцию МВЗ им. М.Л. Миля в сентябре 1986 г., и после предварительных наземных доводочных работ летчик-испытатель Б.В.Савинов 17 ноября 1986 г. выполнил на нем первое висение. Результаты предварительных испытаний были обнадеживающими, и уже через четыре дня состоялась официальная передача легкой машины на этап «А» совместных государственных испытаний. Одновременно началась и передача рабочей конструкторской документации для серийного производства на Закарпатском машиностроительном заводе.
В декабре 1988 г. МВЗ отправил Ми-34 на этап «Б» совместных испытаний в ГНИКИ ВВС. По замечаниям комиссии по приемке вертолета на заводе были ликвидированы недостатки и выполнены дополнительные полеты. В последнем из них 27 февраля 1989 г. произошла катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель Б.В.Савинов. Полет проходил в ненастную погоду, в условиях сильной болтанки и резкого порывистого ветра. Комиссия из специалистов ЦАГИ, ЛИИ и МВЗ после проведения в 1989-1991 гг. теоретических и экспериментальных исследований динамики винта и системы управления в условиях, подобных возникшим в полете, рекомендовала внести конструктивные изменения. В конструкцию втулки были введены гидравлические и резинометаллические демпферы. Одновременно были доработаны система управления и шасси. Ресурсный экземпляр Ми-34 превратили в летный, на котором были проведены успешные контрольные испытания. Дальнейшие заводские испытания Ми-34, включая посадки на режиме авторотации, проводил летчик-испытатель С.С.Барков.
Все это в совокупности с нарастающим в стране экономическим кризисом затянуло доводку Ми-34. Развал Советского Союза повлек остановку уже было налаженного в Закарпатье серийного производства винтокрылых машин. Главный заказчик вертолета ДОСААФ прекратил свое существование. В результате Ми-34 вернулся на этап «Б» государственных испытаний только в конце 1992 г.
Особенности
строения
При проектировании вертолета были заложены высокие, расчетные перегрузки - от 2.5g до -0.5g, что обеспечивало выполнение сложных фигур высшего пилотажа и позволяло использовать вертолет для выполнения спортивных упражнений по программам международных соревнований, включая полеты на точность пилотирования и навигации и вертолетный слалом.
· Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, с одним ПД (или двумя РПД) и лыжным шасси.
· Фюзеляж каркасной конструкции из алюминиевых сплавов с широким применением КМ плавно переходит в коническую хвостовую балку с кожухом сверху для вала рулевого винта, с левой стороны на конце хвостовой балки установлено стреловидное вертикальное оперение с Т-образно расположенным горизонтальным оперением прямоугольной формы в плане.
· В кабине с большой площадью остекления спереди размещаются сиденья для летчиков с двойным управлением, за ними общее сиденье для двух пассажиров, при одном летчике в кабине размещаются три пассажира. По бокам кабины имеются по две двери.
· Шасси неубирающееся, лыжное, на нижнем конце вертикального оперения имеется предохранительная опора. Колея лыж шасси 2.06м.
· Несущий винт четырехлопастный, с упругим креплением лопастей. Втулка имеет горизонтальные и осевые шарниры и упругие элементы, обеспечивающие перемещение лопастей в плоскости вращения. Лопасти прямоугольной формы в плане, изготовлены из стеклопластика, усиленного волокнами углерода; хорда лопасти 0.22м, профиль NACA 230.
· Рулевой винт диаметром 1.98м, двухлопастный, толкающий, с общим горизонтальным шарниром. Лопасти прямоугольной формы в плане, с хордой 0.1м, изготовлены из стеклопластика.
· Силовая установка вертолета Ми-34 состоит из одного звездообразного девятицилиндрового поршневого двигателя воздушного охлаждения М-14Б-26, установленного в центральной части фюзеляжа, снабженного вентилятором и редуктором. Двигатель обладает хорошей приемистостью и невосприимчивостью к попаданию выхлопных газов в воздухозаборник, что очень важно при выполнении фигур высшего пилотажа.
· Топливная система включает один легкий бак емкостью 160л в центральной части фюзеляжа под двигателем и рассчитана на работу при полете в перевернутом положении.
· Система управления вертолетом механическая, управление в кабине двойное, органы управления для левого летчика могут быть удалены.
· Оборудование состоит из УКВ-радиостанции, автоматического радиокомпаса, радиовысотомера, авиагоризонта.
Модификации вертолета Ми-34
Наиболее успешной модификацией можно считать модель Ми-34 ВАЗ, которая оснащена двумя поршневыми двигателями, которые имеют мощность в 430 лошадиных сил. Такая силовая установка предоставляет машине большую грузоподъемность и обеспечивает значительную дальность полета.
В планах конструкторов было изготовление этой модели в 93 году. К сожалению, произошла задержка разработки, и впервые эта модификация была представлена в 95 году на выставке. Конструкторы также изготовили и военную машину под названием Ми-34М, которая должна выполнять разведку.
Для нужд милиции был изготовлен вертолет, который способен проводить патрулирование. Для этой задачи он был оснащен прожектором и громкоговорителем. Кроме всех этих моделей, существует вертолет, который оснащен газотурбинной силовой установкой модели Allison 250. Все модификации вертолета Ми-34 не имеют никакого вооружения.
Модификации вертолёта:
• Ми-34 ("изделие 300") - базовый. Первый полёт 26 декабря 1986 года.
• Ми-34А - с газотурбинным двигателем Аллисон 250-C20R мощностью 450 л.с.
• Ми-34ВАЗ - с двумя роторно-поршневыми двигателями ВАЗ-426 мощностью по 270 л.с. Разработан в 1990 году. Первый полёт в 1993 году.
• Ми-34М - с газотурбинным двигателем (проект). Разрабатывался в 1981-1982 годах.
• Ми-34М - разведчик на базе Ми-34ВАЗ. Отличается специальным оборудованием для целеуказания и разведки. Первый полёт в 1993 году.
• Ми-34М1 - с 2 газотурбинными двигателями (проект).
• Ми-34П - патрульный. Оборудован мощной фарой, громкоговорителем, тепловизором, средствами связи, гиростабилизированным биноклем. Изготовлен в 1993 году для московской милиции.
• Ми-34С - сертифицированный. Отличается составом обрудования. Дооборудование производится на опытном производстве МВЗ. Сертификат типа АРМАК получен в мае 1995 года.
• Ми-34УТ - учебно-тренировочный. Отличается двойным управлением
Схема
Основные летно-технические характеристики
Модификация |
Ми-34 |
Диаметр главного винта, м |
10.00 |
Диаметр хвостового винта, м |
1.48 |
Длина,м |
8.71 |
Масса, кг |
|
Пустого |
800 |
максимальная взлетная |
1350 |
Внутренние топливо, кг |
120 |
Тип двигателя |
1 ПД Веденеева М-14В26 |
Мощность, кВт |
1 х 239 |
Максимальная скорость, км/ч |
210 |
Крейсерская скорость, км/ч |
180 |
Практическая дальность, км |
450 |
Боевой радиус действия, км |
150 |
Скороподъемность, м/мин |
550 |
Практический потолок, м |
4500 |
Статический потолок, м |
1500 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
3 пассажира |
Эксплуатация и применение
Ми-34 предназначен для выполнения тренировочных полётов курсантов учебных центров и аэроклубов, выполнения фигур высшего пилотажа с троекратной перегрузкой пилотами-спортсменами, перевозки пассажиров и коммерческого груза. На вертолёте возможно выполнение упражнениий по программе международных соревнований, включая полёты на точность пилотирования и навигации, вертолётный слалом. В августе 1988 года Б.В.Савинов впервые на отечественном вертолёте выполнил "мёртвую" петлю и "бочку".
Ми-34С в качестве учебного применяется в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации. В настоящее время ведётся разработка сельскохозяйственного автомобильно-вертолётного комплекса с использованием Ми-34.
Подобно всем другим винтокрылым машинам фирмы М.Л.Миля Ми-34 послужил хорошей базой для создания новых модификаций и вариантов. По заказу московской милиции МВЗ построил в 1993 г. специальную патрульную модификацию Ми-34П, оснащенную связным, громкоговорящим, осветительным и обзорным оборудованием, включая тепловизор фирмы «Элбит» и гиростабилизированный бинокль.
Модификация вертолета, оборудованного в соответствии с сертификационными требованиями, получила название Ми-34С. В мае 1995 г. вертолет был сертифицирован по отечественным нормам летной годности, эквивалентным FAR(JAR)-27, что сняло все ограничения по эксплуатации в России и странах СНГ, а также заложило основу сертификации вертолета для продажи в другие страны. Всего было выпущено 22 вертолета установочной партии. Они поступили эксплуатантам в Российскую Федерацию и за рубеж - в Казахстан, Нигерию и Хорватию.
Вертолет Ми-34С1
Модель Ми-34C1 это модернизированная версия Ми-34С. Четырехместный Ми-34C1 стоит около 1 млн долл. Он весит 1,45 тонны, имеет максимальную скорость 220, а крейсерскую — 180 км/ч. Продолжительность его полета около двух часов. Ми-34C1 имеет бронированную защиту сенсоров и прожекторов. Вертолет оборудован современной электроникой. К созданию некоторых основных компонентов приложили руку и разработчики из других стран.
Ми-34С1 имеет 4-лопастный несущий винт, что значительно повышает его устойчивость, а это является важным фактором в процессе обучения. Кроме того, Ми-34С1 отличается высокой маневренностью и является единственным в мире вертолетом легкого класса, способным выполнять все фигуры высшего пилотажа.
Первый летный образец Ми-34С1 был представлен на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2011, а его серийное производство начнется в 2012 году.
Оба новых варианта Ми-34, как и уже хорошо известный Ми-34С, будут иметь максимальную взлетную массу 1450 кг и перевозить до трех пассажиров при одном пилоте. Крейсерская скорость поршневой машины возрастет по сравнению с прежними 170 км/ч до 195 км/ч, а газотурбинной (с двигателем «Арриус») — до 220 км/ч, при этом максимальная скорость «Сапсана» достигнет 265 км/ч. Применение газотурбинного двигателя позволит также существенно улучшить высотные характеристики вертолета: статический потолок возрастет с 1375 м у поршневого Ми-34С1 до 4350 м у варианта с двигателем «Турбомека», а практический — с 4450 до 6000 м.
При этом новые версии Ми-34 будут превосходить по ряду параметров аналогичные им западные модели — весьма популярный в России поршневой R-44 американской компании «Робинсон» и газотурбинный EC120B европейского концерна «Еврокоптер». Так, Ми-34С1 будет иметь большую, чем R-44, дальность полета, а «Сапсан» — более высокие, чем EC120B с тем же двигателем «Арриус», крейсерскую скорость и дальность полета.
Концепция
SA.341/342 Gazelle – это многоцелевой легкий ударный вертолет, который был создан французской компанией Aerospatiale (в настоящее время называется Eurocopter France). Вертолет был создан на базе многоцелевого вертолета SA.341 Gazelle и отличался от своего предшественника новым ГТД Astazou XIV и 2-мя узлами подвески для установки различного вооружения. Первый полет прототипа вертолета прошел в 1973 году, машина была принята на вооружение в 1977 году. Вертолет поставлялся на экспорт в большое количество стран. В Югославии было налажено его серийное производство на заводе SOKO, всего было собрано более 200 вертолетов различных модификаций, которые по сей день находятся на вооружении ВВС теперь уже Сербии. На вооружении находится порядка 60 данных вертолетов различных модификаций.
Вертолет был предназначен для ведения наблюдения и разведки, осуществления связи, эвакуации раненых, перевозки личного состава, транспортировки небольших грузов, а также оказания огневой поддержки сухопутным войскам. Вертолет разрабатывался совместно французской компанией Aerospatiale и английской Westland на основании совместного соглашения, которое было заключено еще в 1967 году правительствами двух этих государств.
История создания, испытания
Отличался он полностью закрытой обшивкой фюзеляжа, включая хвостовую балку, имел два кресла пилотов, полное двойное управление и две новинки: фенестрон, или встроенный хвостовой винт, и жесткий несущий винт фирмы Bolkow.
Опытный экземпляр вертолета SA.341 Gazelle, который был оснащен в соответствии с требованиями, предъявленными к нему армией Великобритании, был собран во Франции и после этого переправлен в Англию компании Westland. Данная машина впервые поднялась в воздух 28 апреля 1970 года. 14 мая 1970 года был изготовлен первый опытный экземпляр SA 341. Данный вертолет сумел установить 3 рекорда скорости для вертолетов своего класса. Этот факт вызвал к новому вертолету достаточно большой коммерческий интерес, который воплотился в многочисленные иностранные заказы. Французский вариант данного вертолета обозначался SA 341.1001 (совершил первый полет 6.08.1971), вертолет обладал увеличенной хвостовой частью, удлиненной кабиной, более мощным двигателем. На вооружение французской армии машина была принята под индексом SA.341F Gazelle.
SA.342 Gazelle - многоцелевой легкий ударный вертолет, разработанный французской фирмой Aerospatiale (теперь Eurocopter France) на базе многоцелевого вертолета SA.341 Gazelle. Вертолет отличается от предшественника ГТД Astazou XIV и двумя узлами подвески для размещения оружия. Вертолет принят на вооружение в 1977 году.
В 1972—73 году Югославия приобрела во Франции первую партию из 21 вертолета Аэроспатьяль SA.341Н «Газель», в дальнейшем данные вертолеты SA.341H Partizan производились по лицензии компанией SOKO на заводе в Мостаре (всего было построено 132 вертолета). С 1982 года данный завод перешел на производство вертолетов SA.342L (произведено еще 100 вертолетов). Легкие ударные вертолеты SA.342L производились в 2-х основных модификациях. Так вертолет огневой поддержки, который назывался SA.342L GAMA, предназначался для борьбы с бронетехникой противника и вооружался четырьмя ПТУР «Малютка-2» советского производства.
Aerospatiale SA-341 Gazelle
Aerospatiale SA-342 Gazelle
Особенности строения
Конструктивной особенностью машины был жесткий трехлопастный несущий винт, который был спроектирован совместно с немецкой компанией Boelkow, а также многолопастный рулевой винт, который был смонтирован в туннельном канале в специальном вертикальном оперении, называемом (фенестрон). Вертолет отличался обтекаемым фюзеляжем корпуса типа полумонокок и обладал большой площадью остекления кабины пилотов, находившейся в его передней части. В кабине помимо экипажа, который состоял из 1-2 пилотов, могли свободно разместится еще 3-4 пассажира или же небольшой груз массой до 270 килограммов.
Вертолет был спроектирован и выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом типа «фенестрон», машина оснащалась одним газотурбинным двигателем (ГТД) и лыжным шасси. На лыжное шасси могли быть в случае необходимости установлены колеса или надувные баллоны. Фюзеляж вертолета был цельнометаллическим. На хвостовой балке машины, выполненной из алюминиевого сплава, было смонтировано вертикальное оперение с рулевым винтом, а также стабилизатор. В кабине вертолета находились сидения: спереди – для членов экипажа, сзади – общее сидение для 3-х пассажиров. Для удобного доступа в кабину с каждой из сторон были расположены двери, которые открывались наружу. Сразу за ними находилась дополнительная грузовая дверь, которая открывалась вовнутрь. В полу кабины имелись специальные узлы крепления для фиксации перевозимых грузов.
Доступ в багажное отделение вертолета осуществлялся через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа или через заднюю перегородку. Кабина вертолета была оснащена системой вентиляции, также была предусмотрена возможность (в случае необходимости) установки систем обогрева кабины. При этом конструкция планера вертолета рассчитана на использование в достаточно широком диапазоне температур окружающего воздуха от -35 до +50°С. В военном варианте вертолета, кабина экипажа бронируется.
· Вертикальное оперение стреловидное с несимметричным профилем, установленным под углом к продольной оси хвостовой балки, создает боковую силу в полете для уравновешивания реактивного крутящего момента.
· Стабилизатор прямоугольной формы в плане с перевернутым профилем, размахом 1.93м и площадью 1.8м2. На концах стабилизатора установлены шайбы, имеющие стреловидность по передней кромке.
· Шасси лыжное крепится к фюзеляжу с помощью изогнутых стальных труб. Стойки лыж снабжены обтекателями. В задней части каждой лыжи может быть установлено колесо. Предусмотрена возможность установки поплавкового шасси. Колея шасси 2м.
· Несущий винт трехлопастный с полужестким креплением лопастей. Втулка выполнена за одно целое с валом несущего винта, имеет горизонтальные и осевые шарниры (вертикальные шарниры отсутствуют). Колебания лопастей в плоскости вращения ограничены упругими элементами, имеющими слоистую конструкцию из металла и силиконового эластомера. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из КМ и включают лонжерон, обшивку и сотовый заполнитель; могут вручную складываться для хранения.
· Рулевой винт типа "фенестрон", с жестким креплением лопастей, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении. Фенестрон имеет 13 цельнометаллических лопастей, штампованных из легкого сплава. Нагрузки от центробежных сил воспринимаются торсионами.
· Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа позади кабины и закрыт обтекателем. На сопле двигателя установлен дефлектор, уменьшающий тепловое излучение вертолета. Сухая масса двигателя ≈ 160кг.
· Топливная система включает два топливных бака общей емкостью 545л (один расположен под багажным отсеком). Предусмотрена установка дополнительного бака емкостью 200л в задней части кабины в перегоночном варианте.
· Система управления гидравлическая, с давлением 3.9Мпа, включает три гидроусилителя несущего винта, и гидроусилитель рулевого механического винта. В случае отказа гидроусилителей используется обычная механическая система управления.
· Электронное оборудование. Дополнительное связное оборудование включает приемопередатчики дециметрового, метрового и коротковолнового диапазонов, переговорные устройства и приемники сигналов. Дополнительное навигационное оборудование включает радиокомпас, радиовысотомер и всенаправленный УКВ-маяк. Могут быть установлены оборудование для полетов по приборам и автопилот. На противотанковом варианте AS.342M автономная система навигации "НАДИР", доплеровский радиомаяк и оборудование для ночных полетов.
Модификации вертолета AS-341/342
Легкие ударные вертолеты SA.342L производились в 2-х основных модификациях. Так вертолет огневой поддержки, который назывался SA.342L GAMA, предназначался для борьбы с бронетехникой противника и вооружался четырьмя ПТУР «Малютка-2» советского производства.
Вторым наиболее распространенным вариантом был вертолет SA.341L HERA «Gazelle-HERA» (Helicopter-Radio), который предназначался для осуществления разведки и корректировки огня артиллерии.
Модификации AS-341/342:
Английские:
· Gazelle AH. Mk. I - ударный вертолет на базе SA.341B.
· Gazelle HT. Mk.II - тренировочный вертолет для ВМС.
· Gazelle HT. Mk.III - тренировочный вертолет для ВВС на базе SA.341D.
· Gazelle HCC. Mk.IV - связной вертолет на базе SA.341E.
Французские:
· SA.341F - первый серийный вариант в роли связного и наблюдательного вертолета.
· SA.341М - противотанковый вертолет с ПТУР НОТ.
· SA.341F/Canon - ударный вертолет огневой поддержки с 20-мм пушкой М621.
· SA.341G - вспомогательный вертолет.
· SA.341H - экспортная версия SA.341F.
· SOKO SA-341H Partizan - многоцелевой ударно-разведывательный вертолет производимый югославской фирмой SOKO. Вооружение вертолета – 4 ПТУР ПУР-62 Фаланга (АТ-2) или ПУР-64 Малютка (АТ-3) и 2 УР «воздух-воздух» Стрела-2.
· SA.342К Gazelle- первый серийный вариант на базе SA.341J.
· SA.342М Gazelle- противотанковая модификация на базе SA.342L-1 c 4-6 ПТУР HOT и 20-мм пушкой М621 или 2 7.62-мм пулеметами.
· SA.342М ATAM Gazelle- эскортный вертолет с системой наведения T2000 и 4 УР Mistral.
SA.341F
SA.341CGazelleHT2
SA.342M
Cхема
1.SA.341 Gazelle
2.SA.342 Gazelle
Летно-технические характеристики
ЛТХ:AS-341 |
|
Модификация |
SA.341F |
Диаметр главного винта, м |
10.50 |
Диаметр хвостового винта, м |
0.695 |
Длина,м |
9.53 |
Высота ,м |
3.18 |
Масса, кг |
1800 |
пустого |
920 |
максимальная взлетная |
1800 |
Внутренние топливо, л |
445 + опционально 290 |
Тип двигателя |
1 ГТД Turbomeca Astazou IIIA |
Мощность, кВт |
1 х 440 |
Максимальная скорость, км/ч |
310 |
Крейсерская скорость, км/ч |
264 |
Практическая дальность, км |
670 |
Дальность действия, км |
360 |
Скороподъемность, м/мин |
540 |
Практический потолок, м |
5000 |
Статический потолок, м |
2850 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
3 пассажира или 700 кг груза на подвеске |
Вооружение (опционально): |
одна 20-мм пушка GIAT М621 |
ЛТХ:AS-342 |
|
Модификация |
SA.342 |
Диаметр главного винта, м |
10.50 |
Диаметр хвостового винта, м |
0.695 |
Длина,м |
9.53 |
Высота ,м |
3.19 |
Масса, кг |
1800 |
пустого |
990 |
максимальная взлетная |
2000 |
Внутренние топливо, л |
545 + опционально 200 |
Тип двигателя |
1 ГТД Turbomeca Astazou XIVM |
Мощность, кВт |
1 х 640 |
Максимальная скорость, км/ч |
280 |
Крейсерская скорость, км/ч |
260 |
Практическая дальность, км |
710 |
Скороподъемность, м/мин |
468 |
Практический потолок, м |
4100 |
Статический потолок, м |
3040 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
3 пассажира или 700 кг на подвеске |
Вооружение: |
одна 20-мм
пушка М621 |
Эксплуатация и применение
В настоящее время в составе ВВС Сербии имеется вертолетная эскадрилья «Сенке» (Тени), которая летает на одном из самых красивых вертолетов мира – «Газели». С момента своего формирования в 1984 году, 714-я противотанковая эскадрилья, получившая название «Тени», отвечает на поле боя за уничтожение бронетехники противника и оказание непосредственной огневой поддержки сухопутным соединениям. В настоящее время на вооружении эскадрильи находятся вертолеты SA-341H и SA-342L большая часть в ударной версии, которая по сербской терминологии известна как «Гама».
Первые серийные вертолеты Газель сборки компании Westland появились в начале 1972г. Вертолеты принятые на вооружение французской армией обозначались SA.341F Gazelle.
Вертолет предназначен для разведки и наблюдения, связи, перевозки личного состава, эвакуации раненых и транспортировки малых грузов, а также для огневой поддержки войск. Вертолет разрабатывался совместно французской фирмой Aerospatiale и английской фирмой Westland на основании соглашения, заключенного в 1967 году правительствами Франции и Великобритании.
В июне 1982 сирийские SA.342 участвовали в боях с израильской армией, вторгнувшейся на территорию Ливана, и нанесли противнку тяжёлые потери. За пять дней боёв вертолёты уничтожили (по сирийским данным) 95 единиц техники, включая 71 танк, хотя эти цифры принято считать преувеличенными. Израильтянам удалось сбить лишь две сирийских «Газели»(одну огнём танка, вторую вертолётом «Кобра»), ещё две легко повреждённые машины совершили вынуждённую посадку и были захвачены
Для войны в Персидском заливе 30 вертолетов было переделано в модификацию SA 342M/Celtic с парой управляемых ракет MATRA Mistral класса "воздух - воздух" на левом борту и прицелом SFOM 80. Заключительная модель ряда - вертолет SA 342М/АТАМ. Это обозначение получили 30 модифицированных экземпляров с четырьмя ракетами Mistral и прицелом Т2000. Вертолеты SA-342М оснащались двигателями Astazou XIVM с автоматическим пуском и имели максимальную взлетную массу 1900 кг, увеличивающуюся в боевых условиях до 2000 кг. Авиационное электронное оборудование включает в себя автопилот, а также автоматическую навигационную систему Nadir.
Вертолеты Gazelle эксплуатировали более 25 военных организаций в мире. До прекращения производства в 1995-1996 годах было выпущено более 1260 экземпляров, без вертолетов югославского производства.
Заключение
Подводя итоги анализа и сравнения, следует отметить, что вертолеты МИ-34 и AS-341/342 не могут конкурировать между собой. Причиной служит то, что их сферы использования, масштабы производства, цена и сложность технического обслуживания кардинально различаются и не могут быть сопоставимы. Тем не менее, каждый из вертолетов имеет свои достоинства и недостатки. МИ-34 предполагался как спортивный вертолет для выполнения фигур высшего пилотажа и имел небольшой потенциал для выполнения других видов деятельности. На это повлияли скромные ЛТХ: низкая максимальная скорость, грузоподъемность, дальность полета, недостаточная мощность единственного двигателя. К плюсам МИ-34 можно отнести сравнительно малый вес, а значит и меньший расход топлива, более простое обслуживание, доступную цену и надежность компонентов трансмиссии. Время создания этого вертолета пришлось на нестабильный период в стране, из-за чего работы по нему велись с перебоями. Возможно поэтому в нем нет каких- либо особенностей и преимуществ перед конкурентами в своем классе, кроме его цены. К сожалению, серийный выпуск данной модели не начался до сих пор.
Если говорить о втором участнике сравнения - AS-341/342, то данный вертолет имеет широкий спектр возможностей и является эксплуатируемой моделью во многих странах. Он разрабатывался как многоцелевой и ударный вертолет, то есть создавался для военных и различных спецслужб. Поэтому в его проектирование и испытания были вложены большие финансовые ресурсы государства (Франции). Показав высокие результаты в испытаниях, он был взят на вооружение во многих европейских странах. Во многом его успех заключался в сочетании последних достижений инженерной мысли и накопленного опыта разработки летательных аппаратов. К преимуществам AS-341/342 можно отнести высокую максимальную скорость, высоту и дальность полета, мощность и возможность использования в различных погодных условиях. Но это существенно увеличивает стоимость вертолета и его технического обслуживания. На мой взгляд, главными плюсами данной модели являются его высокие аэродинамические характеристики, качество выполнения всех его агрегатов, внутренняя эргономика кабины, пассажировместимость и внешний вид. Возможно, эти параметры сделали вертолет популярным среди частных лиц, которые также используют его для комфортных полетов на дальние расстояния. AS-341/342 ничем не уступает своим ближайшим конкурентам(ЕС645 Т2 и т.д), а во многих показателях и качестве даже превосходит их.
Список использованной литературы
http://www.airwar.ru/enc/uh/mi34.html
http://avia.pro/blog/mi-34
http://kollektsiya.ru/vertoleti/620-mi-34-legkij-mnogotselevoj-vertolet.html
http://topwar.ru/21711-legkiy-udarnyy-vertolet-vvs-yugoslavii-sa342-gazelle.html
http://www.airwar.ru/enc/uh/sa341.html
http://www.airwar.ru/enc/ah/sa342.html