Специфика контроля на уроках мировой художественной культуры

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Историко-филологический факультет

Кафедра  литературы и культурологии.

Курсовая работа

Специфика контроля на уроках мировой художественной культуры

Руководитель                ___________________                          М.С. Уколова

                                               подпись, дата                                      инициалы, фамилия

Студент              13482                           ____________             Е.В. Васильева

                  номер зачетной книжки                 подпись, дата               инициалы, фамилия

Чебоксары 2016г.

Содержание

Введение. 3

Глава I. Теоретическая часть.. 5

Систематизация накопленных сведений по вопросу контроля знаний, умений и навыков на уроках мировой художественной культуры... 5

1.1Значение контроля знаний, умений и навыков на уроках мировой художественной культуры... 5

1.2 Принципы контроля.. 6

1.3 Виды контроля.. 7

1.4 Типы контроля.. 9

1.5. Формы контроля.. 10

Вывод.. 12

Глава II. Практическая часть.. 14

Методика проведения контроля знаний, умений и навыков на уроках мировой художественной культуры... 14

2.1 Специфика контроля на уроках мировой художественной культуры    14

2.2 Специальные методы контроля знаний современного урока МХК.. 17

2.3 Игровые приемы контроля знаний по МХК как педагогический механизм    19

Вывод.. 25

Заключение. 27

Список использованных источников.. 28

Приложение 1.. 29

Введение 

Эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития и воспитания на основе знаний, умений и навыков. В условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Растет интуитивное понимание того, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в любых жизненных ситуациях. Поэтому курс мировой художественной культуры включён в число базовых общеобразовательных предметов в практике отечественного образования.

Потребность в методических нововведениях и приобщении обучающихся к современным теоретическим знаниям в области художественной культуры весьма насущна в силу ряда причин. В первую очередь это актуально в свете изменений, которые произошли в последнее десятилетие в нашей стране. Во- вторых, изменились и сами реалии современной культуры. В последнее время жизненная среда в не меньшей мере, чем художественное произведение становится формой существования искусства. В результате понятие художественная культура расширяется, в него включаются не только феномены высокой культуры, но и факты культуры повседневности, с которой тесно переплетены проблемы масс культуры.

В этих условиях задачи школы и преподавателя мировой художественной культуры значительно усложняются. Приоритетной становятся задачи: дать необходимые теоретические знания и практические навыки вхождения в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения историко-культурного наследия, воспитания человека культуры ; научить обучающихся ориентироваться в поистине безбрежном океане мировой художественной культуры для последующей адаптации в реалиях современной жизни и выработки собственного вектора развития.

В результате адекватной реализации программы курса создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:

- формируется общекультурная компетентность ученика;

- формируется коммуникативная компетентность ученика;

- формируется информационная компетентность ученика;

- формируется социальная компетентность ученика.

Решение этих задач требует от учителя МХК многогранной подготовки в разных областях знаний, владения теоретическими и методическими аспектами художественно-эстетического образования. Учитель МХК должен уметь:

- самостоятельно и квалифицированно строить урок на основе принципов-

проблематики содержания мировой художественной культуры, художественно-педагогической драматургии

- выявлять широкие кросс -культурные связи единства высокой культуры и культуры повседневной

- использовать деятельные методы в преподавании предмета с целью изменения жизненных установок современных подростков, их переориентации на самостоятельное и критическое постижение окружающей жизни.

- разрабатывать контрольные мероприятия по курсу Мировая художественная культура, являющиеся важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.

Целью данной работы является: исследование системы контроля знаний, умений, навыков обучающихся на уроке МХК.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1)выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений обучающихся на уроках МХК;

2) систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля знаний обучающихся;

3) разработка методики применения различных форм контроля на уроке МХК.

Объект исследования: процесс обучения в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: Различные формы контроля знаний обучающихся по МХК.

Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения и степени формирования общекультурной, коммуникативной и социальной компетентности учащегося.

В ходе исследования выдвинута гипотеза:

«Систематическое и всестороннее использование различных форм контроля знаний и умений приводит к повышению заинтересованности обучающихся в изучении предмета, вследствие которого будет повышаться степень усвоения необходимых теоретических знаний и практических навыков вхождения в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения историко-культурного наследия, воспитания человека культуры».

Новизна работы заключается в том, что предлагаются конкретные виды деятельности обучающихся, приводятся примеры контроля знаний, умений и навыков обучающихся при изучении раздела. Также приводится анализ методической литературы и опыта практикующих учителей.

Практическое применение. Данная тема может быть рассмотрена в курсе школьной программы на уроках мировой художественной культуры, а также при преподавании дисциплин культурологического цикла в средних профессиональных учреждениях (культурология, история культур и цивилизаций, теория культуры).

Глава I. Теоретическая часть Систематизация накопленных сведений по вопросу контроля знаний, умений и навыков на уроках мировой художественной культуры 1.1Значение контроля знаний, умений и навыков на уроках мировой художественной культуры

Проблема контроля за учебной деятельностью обучающихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен.

Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний обучающихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения, является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на уроках МХК. Так же хорошо поставленный контроль позволяет учителю увидеть свои собственные удачи и промахи.

Согласно выше сказанному, основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов обучающихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Выделяют следующие цели контроля знаний и умений обучающихся:

-диагностирование и корректирование знаний, умений и навыков обучающихся, предусмотренных программой по МХК;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

- воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы. Конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следуя специфике предмета МХК, учащийся в результате контроля определяет:

- уровень приобретённых знаний в области основных видов и жанров искусства , направлений и стилей МХК, особенностей языка различных видов искусств;

- уровень полученных навыков, а именно: знание изученных произведений и соотнесение их с определённым стилем, эпохой, направлением ; установка стилевых и сюжетных связей между произведениями различных видов искусств;

- умения: пользоваться различными источниками информации о МХК, выполнять учебные и творческие задания, использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития, выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства, самостоятельного художественного творчества.

1.2 Принципы контроля

 Контроль должен быть:

a)                  целенаправленным;

b)                 объективным;

c)                  всесторонним;

d)                 регулярным;

e)                  индивидуальным.

Раскроем эти принципы контроля подробнее:

а) целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения обучающихся, которые реализуются на данном этапе обучения;

b) объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость обучающихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля;

с) под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки;

d) под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом;

е)индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.

1.3 Виды контроля 

На различных этапах обучения используются различные виды контроля:

1. Предварительный.

2. Текущий.

3. Периодический (тематический, рубежный).

3. Итоговый.

Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин. Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

1.                  Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по предмету, который будет изучаться. Чтобы спланировать свою работу, преподаватель должен знать, кто что может и знает. Это поможет ему определить, на чем следует больше задерживать внимание обучающихся, какие вопросы требуют больше времени, поможет определить индивидуальный подход к каждому ученику.

Предварительным контролем фиксируется (делается срез) исходный уровень знаний. Сравнение исходного начального уровня знаний с конечным (достигнутым) позволяет измерить прирост знаний, степень сформированности умений и навыков. Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений обучающихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

2.                  Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Ведущая задача текущего контроля регулярное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Проведение текущего контроля это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала.

Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторением учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.

3.                  Периодический (рубежный) контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых. Позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр.

Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сказано, при этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от обучающихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность.

4.                  Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждого семестра и учебного года, а также в процессе экзамена (зачета). Именно на этом этапе процесса систематизируется и обобщается учебный материал. Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения Мировой художественной культуры.

Итоговый контроль это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях обучающихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений обучающихся проявляется в большей степени развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

1.4 Типы контроля 

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности обучающихся, выделяют следующие три типа контроля:

1.                  Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика).

2.                  Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)

3.                  Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью) 1. Внешний контроль. В процессе контроля учителем знаний и умений обучающихся выделяют следующие компоненты:

-                   уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля;

-                   различные способы выражения результатов контроля: оценка и отметка;

-                   выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям;

-                   содержание контроля.

Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала.

Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение. Процесс контроля знаний и умений обучающихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.

Оценка это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. Оценка также, прежде всего, относится к способу действий, то есть к мере выполнения учебной задачи. Функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли ученик, заданный способ действий и продвинулся ли на ступеньку выше именно в этом отношении. Оценка - последний элемент контроля.

Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами контроля, предложенными учителем.

Погрешности делят на ошибки и недочеты. Ошибка это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по МХК для средней школы.

1.5. Формы контроля 

В соответствии с формами обучения на практике выделяют 5 форм контроля:

1. Индивидуальная

2. Групповая

3. Фронтальная

4. Взаимный контроль

5. Самоконтроль

1. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных обучающихся.Такая форма контроля всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

2. Групповой контроль. При проведении такого контроля класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 обучающихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или разные задания. Групповую форму контроля применяют: при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала; при выделении приемов и методов решения задач; при выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.

3. Фронтальный контроль. При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях обучающихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах обучающихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

4. Взаимный контроль. Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает также учителю осуществлять проверку знаний обучающихся. В массовой школе сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний обучающихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ). В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.

5. Самоконтроль. На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы, в другом - в формировании критического отношения обучающихся к результатам своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания учителя требует и проблема воспитания у обучающихся веры в свои способности. Выход здесь только один прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Хочется отметить два приема работы учителя в формировании потребности в самоконтроле на уроке МХК:

1) давать определение иногда имеет смысл не в окончательном виде. Более содержательные беседы с классом получаются тогда, когда ученики предлагают свой вариант определения, который затем уточняется;

2) если ученик ответил с ошибкой, то в иных случаях не надо торопиться с выставлением оценки. Если есть возможность дать ему время на нахождение собственной ошибки, то ее нужно использовать. Если ошибка будет найдена, то оценку снижать не стоит.

Среди методов контроля выделяют:

-        устная проверка;

-        проверка письменных работ;

-        проверка практических работ.

Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность обучающихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса.

Методика устной проверки включает в себя две основные части: 

а) составление проверочных вопросов и их задавание;

б) ответ обучающихся на поставленные вопросы.

Приемы устной проверки используются на различных этапах урока. Выбор тех или иных приемов во многом предопределяется целью и логикой урока.

Проверка письменных работ.

Вторым широко применяемым методом контроля является проверка письменных работ. Этот метод имеет свои качественные особенности: большая объективность по сравнению с устной проверкой, охват нужного числа проверяемых, экономия времени.

Применение письменных работ используется для:

1) проверки знания теоретического материала;

2) умения применять его к решению тестов;

3) контроля сформированных навыков.

В методике письменных работ выделяют четыре основных этапа, которым надо уделять внимание, это подготовка, организация, проведение, анализ результатов.

Проверка практических работ.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель - проверка умения обучающихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

С помощью этого метода получают данные об умении обучающихся применять полученные знания.Учитель получает отчет ученика, в котором приводится только результат или схематически описаны план практической работы и ее результаты. 

Вывод

Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности их мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.

Контроль это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность ученика, так и на контроль взаимодействия учеников и педагогов.

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности обучающихся. Система проверки их знаний и умений органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

Целью контроля является установление обратной связи ученик преподаватель и внутренней: ученик- ученик, а также учет результатов контроля. Обучающий контроль проводится с профилактической -предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

Контроль заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Таким образом, в главе I я рассмотрела сложившееся на сегодняшний день понимание контроля, а также сформулировала некоторые свои замечания по этой проблеме. Тем самым, в этой главе я выполнила первые две задачи, поставленные передо мной при написании этой работы, а именно:

1)определены цели проведения контроля знаний и умений обучающихся на уроках МХК;

2) систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний обучающихся.

Результаты моей работы в главе I можно кратко изложить в следующей таблице.

Таблица – Результаты работы по I главе

Цели контроля знаний и умений обучающихся

-диагностирование и корректирование знаний, умений и навыков обучающихся, предусмотренных программой по МХК, а именно: определение уровня приобретённых знаний в области основных видов и жанров искусства, направлений и стилей МХК, особенностей языка различных видов искусств;

- уровень полученных навыков (знание изученных произведений и соотнесение их с определённым стилем, эпохой, направлением;

- установка стилевых и сюжетных связей между произведениями различных видов искусств).

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне;

-обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля,

- формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

Методы контроля на уроке МХК

- устная проверка;

- проверка письменных работ;

- проверка практических работ.

Виды контроля и их назначения

Предварительный контроль (сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерить «прирост» знаний, определение стеᴨени сформированности умений и навыков;

Текущий контроль (регулярное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировка);

Периодический контроль (позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета);

Итоговый контроль (направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление стеᴨȇни овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения Мировой художественной культуры).

Изучение предмета Мировая художественная культура в школе помогает эстетическому и нравственному воспитанию школьников, развивает их творческих способности. Учащиеся приобщаются не только к отечественным, но и мировым ценностям, учатся ценить и понимать искусство, быть толерантными. В современном мире нельзя забывать историю и культуру прошлого. Это опыт наших предков, то, что мы должны знать и изучать.

Глава II. Практическая часть Методика проведения контроля знаний, умений и навыков на уроках мировой художественной культуры 2.1 Специфика контроля на уроках мировой художественной культуры 

При рассмотрении данного вопроса, я постараюсь дать оценку целесообразности использования определённых форм контрольных мероприятий на уроках Мировой художественной культуры и определить, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Следует отметить, что осуществление текущего и итогового контроля на уроках МХК тесно связано со спецификой предмета, творческим характером его освоения, что предполагает дополнение традиционных форм и способов контроля специфическими.

Предмет мировая художественная культура является частью области искусства. Контроль на уроках МХК связан как с оценкой фактологического материала, так и с творческой деятельностью учащегося. Усвоение предлагаемого материала для ребенка невозможно без эмоционального и чувственного восприятия. Только то, что тронуло душу и сердце, становится важным, повышает мотивацию и интерес к предмету. В связи с этим возникает противоречие: учитель стремится вызвать эмоциональный отклик у обучающихся, но ему необходимо в то же время оценить их знания. Методы опроса обучающихся многообразны, но в методической литературе встречаются в основном материалы по конкретному наполнению тестов или вопросников. Однако, поскольку программы не унифицированы и один и тот же период изучается детьми разного возраста, интерес представляет не наполнение проверочной работы, а ее форма, причем с учетом психологических возможностей обучающихся.

Предмет МХК является комплексным, интеграционным, поэтому система проверки знаний впитала в себя различные методы контроля и самоконтроля, которые встречаются в практике российской школы. Рассмотрим их.

Тестовые задания позволяют диагностировать уровень усвоения знаний и степень их осознанности. Кроме этого тесты способствуют накоплению новой информации, формируют интеллектуальные умения и систематизируют знания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно два, три варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время.

Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство обучающихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта.

Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. Рассмотрев работы учителей и методистов по созданию тестов, я сделала вывод, что идеология составления подобных заданий примерно одинакова у разных авторов: "на каждый вопрос приведено от двух до пяти ответов, среди которых один (реже два) являются правильными, а остальные - неполные, неточные или неверные, большая часть неверных ответов - типичные или вероятные ошибки обучающихся".

Следует, однако, отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне практическую деятельность. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения обучающихся применять полученные знания, например, при анализе художественного произведения, а так же способности построения логически связанного ответа в устной форме.

Многие авторы предлагают после проведения тестового контроля проверять, насколько правильно учащиеся могут устно обосновать ответы, которые они дали в тестовых заданиях, причем на это должен отводиться еще один контрольный урок.

Я не согласна с таким решением проблемы, т.к. при этом теряется основное преимущество такой формы контроля: возможность проверить большой объем знаний за небольшой промежуток времени. По-моему, решение этой проблемы может быть только одно: сочетание тестовых заданий с другими формами контроля, которые смогут проверить области, недоступные тестам, не дублируя их результаты.

Зачет одна из форм обобщающего итогового повторения. Цель систематизировать пройденный материал, создать у обучающихся целостное представление о каком-либо блоке изучаемого материала. Это одна из основных форм контроля в старших классах.

Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся, показывает реальный потенциал обучающихся, способствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает ответственность школьников за процесс обучения..

Это наиболее индивидуализированная форма. Подготовка к зачету прививает опыт самостоятельной исследовательской работы, как с разнообразными источниками информации, так и с реальными объектами культурного наследия. Порядок проведения зачета может быть различен. Зачёт- это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений обучающихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику.

Поэтому, по моему мнению, зачет надо проводить в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика, но для МХК наиболее приемлемы те, которые используют элемент игры

Собеседование (индивидуальное и групповое). Дает возможность индивидуальной работы с учениками, способствует выявлению степени их личностного роста и развития.

Заполнение Дневника читателя, зрителя, слушателя. Эта форма контроля разработана специально для курса МХК, но на практике используется сравнительно редко, поскольку предполагает достаточно кропотливую индивидуальную работу. В Дневник ученики заносят свои впечатления, размышления, комментарии по поводу книг, выставок, фильмов, музыкальных и кинопроизведений и др.

Семинар дает возможность, опираясь на имеющиеся у обучающихся знания, расширить и углубить их, формирует умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение. В ходе семинарского занятия происходит обобщение имеющихся знаний и их закрепление. Семинарские занятия предполагают вступительное слово и заключение учителя и коллективное обсуждение.

Реферат наиболее сложная форма письменной работы, сочетающая в себе план и конспект. Выбор такой формы свидетельствует о знании литературы по конкретной теме, о собственном мнении ученика, о навыках анализа и обобщения изученного материала, умении правильно оформить работу. Реферат может быть посвящен узкой теме или оформляться как зачетная работа по всему курсу МХК на усмотрение учителя.

Портфолио творческих работ ученика. Деятельность по созданию портфолио можно условно разделить на три этапа. На первом главной целью становится освоение разнообразных способов действия, позволяющих проанализировать и оценить произведения искусства с разных сторон, с различных точек зрения. На втором учащиеся пытаются самостоятельно найти способ решения проблемы, показать своё видение проблемы или явления, раскрыть свой внутренний мир. К третьему этапу они уже готовы самостоятельно формулировать проблемы и искать их решение.

Олимпиада позволяет учителю не только проверить качество знаний школьников, но и повысить интерес к предмету, выявить способных обучающихся, обладающих стремлением к творчеству. В последнее время активно разрабатывается форма компьютерной олимпиады для школьников.

Итоговый экзамен. Учитывая различные программы, по которым ведется преподавание, организация экзамена и разработка его содержания требуют согласования общих подходов.

В рамках современного урока МХК часто применяются диагностические материалы с использованием возможностей медиа-средств (тесты, контрольные вопросы и задания, включающие в себя репродукции произведений искусства, фрагменты музыкальных произведений).

С целью контроля знаний обучающихся, уровня усвоения ими тем программы появилась возможность использовать на итоговых уроках по теме программные системы контроля знаний. Тесты выполняются учениками и проверяются учителем достаточно быстро, что очень существенно при ограниченном количестве часов на МХК в учебном плане (1 час в неделю в 8-11 классах, 2 часа в профильных 10-11 классах).

Презентации диагностики служат для повторения, закрепления тем и контроля знаний обучающихся , позволяя регулярно и оперативно контролировать знания по каждой из изучаемых тем; использовать возможности компьютерной техники при проверке тестов.

Реальным результатом использования данных электронных пособий является достаточно высокий уровень знаний обучающихся по МХК. Многие учащиеся выпускных классов выбирают для сдачи экзамена МХК и успешно сдают его в форме защиты реферата. При этом они самостоятельно создают и свою презентацию для защиты, используя опыт, полученный на уроках.

2.2 Специальные методы контроля знаний современного урока МХК

Далее хочется остановиться на специальных методах контроля знаний, приведённых в пособиях по проведению современного урока МХК. Среди наиболее часто встречающихся форм опроса (или заданий) цифровой диктант, расшифровка фамилий, логические пары, задачи, ребусы, загадки, логические задания на соответствие и выбор лишнего, теоретические и логические вопросы, а также творческие самостоятельные задания.

Самой простой и быстрой формой опроса является цифровой диктант. Опираясь на двоичный код (ответы 1 или 0, соответственно согласен или не согласен), учитель готовит ряд утверждений, часть которых заведомо неправильна. По внешнему оформлению задания очевидна связь с информатикой.

При включении цифрового диктанта в большую проверочную работу можно выставить за него отдельную отметку. Здесь же хотелось бы заметить, что иногда неправильные утверждения, предлагаемые учителем, могут вызывать улыбку или смех детей, что тоже полезно и для установления контакта с учащимися, и для создания благоприятного климата на уроках, и для усвоения пройденного материала. При такой реакции на утверждение можно точно сказать, что тема (или хотя бы этот вопрос) усвоена.

Такие задания достаточно универсальны и могут быть использованы учителями самых разных предметов.

Задачи.Учащиеся должны составить алгебраическое выражение, решить его и понять, как полученное число связано с ответом на заданный вопрос. Этот блок вопросов непосредственно использует математический аппарат.

Числа в алгебраическом выражении имеют непосредственное отношение к произведениям искусства или их авторам. При решении задачи получается новое число, которое должно натолкнуть ученика на главный вопрос задачи. Приведём примеры таких задач.

Определить, какое знаменательное событие произошло на Руси в век, который можно рассчитать так: от века, когда творил автор знаменитой Троицы, вычесть количество куполов в храме, символизирующих Иисуса Христа и евангелистов.

От века, когда был придуман иконостас, вычесть число букв в слове, обозначающем кусочки стекла для мозаики, затем вычесть число нефов Софийского собора в Киеве (число куполов, символизирующее Иисуса Христа и евангелистов). Назовите, в какую геометрическую фигуру вписана композиция иконы А. Рублева, число персонажей которой соответствует полученному числу.

При составлении ребусов и загадок у учителя большие возможности для творчества, при этом можно опираться также на знания, полученные на других уроках.

Следующая форма задания логические пары. Ребятам предлагается алгоритм решения. Это позволяет проверить фактические знания обучающихся, активизирует их мыслительные способности, выстраивает внутренние связи и таким образом активизирует процессы памяти.

Еще один большой блок вопросов (универсальных с точки зрения предмета) имеет общее названиевыбрать лишнего. Учитель может сам задать критерий, по которому следует выбирать, а может предложить учащимся самостоятельно выбрать этот критерий, объяснить логику своих рассуждений. Это позволяет стимулировать не очень успешных школьников высказывать собственные суждения.

Творческие работы. Такой вид деятельности обучающихся сложнее оценить, но он позволяет показать те знания и умения, которые были приобретены в курсе МХК, а также других смежных дисциплин. Творческие задания более всего отвечают задачам предмета МХК и придумываются (составляются) учителем в рамках именно этой учебной дисциплины.

Работа может быть основана на поиске каких-то признаков или деталей на одной картине. Так, например, по теме, связанной с творчеством П.П. Рубенса, ребятам можно предложить объяснить, почему выданная им работа относится к стилю барокко. В теме «Модерн» можно также каждому ученику дать фотографию здания и получить ответ на аналогичный вопрос (почему модерн) и т.п.

Здесь задача учителя сводится к подбору репродукций или фотографий. Значительно интереснее с точки зрения методической разработки опроса подобрать пары, которые можно сравнивать.

Однако можно предложить каждому ученику в классе ответить на один и тот же вопрос самостоятельно письменно. Примерные задания. Показать реформу живописи раннего Возрождения на примере сравнительного анализа двух картин «Поклонение волхвов» Джотто и Боттичелли.

Понятно, что важным процессом является моделирование тематических заданий, состоящих из различных блоков, что позволяет стимулировать мыслительные процессы. Скажем, в одном из блоков большой проверочной работы может встретиться ответ или подсказка к вопросам другого блока. Это позволяет ассоциативно вспомнить ответ и дает хорошие результаты в усвоении материала.

2.3 Игровые приемы контроля знаний по МХК как педагогический механизм

Исходя из опыта педагогов-практиков, следует заметить, что прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения обучающихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения обучающихся, которые изучались ими в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний.

К такому выводу приходят все учителя и методисты, а, следовательно, есть необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и умения обучающихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения. Указанные в целях знания и умения обучающихся должны, в свою очередь, соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому предмету.

Изучая методическую литературу, учителя- практики приходят к выводу, что проверка знаний обучающихся на уроках мировой художественной культуры требует нестандартных форм. И я с ними в этом соглашусь, во-первых, потому, что изучение мировой художественной культуры предполагает обращение ко всему миру художественной культуры: к ее морфологии, т.е. видам искусства (ИЗО, архитектура, художественная фотография, музыка, литература, танец, театр, киноискусство, эстрадно-цирковое искусство).

И такое многообразие изучаемых вопросов требует нестандартных форм проверки знаний обучающихся. 

Во-первых, предмет мировая художественная культура, в отличие от других, носит игровой характер, а это значит, что через игру в предмете учащиеся получают знания по нему. Посредством интерпретации соответствующих знаков и символов, элементов условности и метафоричности создается игровой характер МХК, который позволяет разнообразить формы контроля знаний обучающихся.

Во вторых, т.к. МХК оперирует условностями и символами изучаемого материала, интерпретацией, то без ассоциативного восприятия здесь не обойтись. Игра поможет учителю создать у обучающихся представление о том, что они никогда не видели, вызвать ассоциации и понять учебный материал. 

В-третьих, игра содействует пробуждению интереса обучающихся к миру художественной культуры. Учащиеся при изучении МХК становятся не только объектом, но и субъектом учебного познавательного процесса. К.Д.Ушинский отмечал: "Успешно можно учиться, только если учиться весело".

Игра как метод преподавания МХК позволяет решать следующие дидактические задачи:

-                   мотивационные - к учебе в целом и предмету в частности,

-                   познавательные - на основе игровой интриги,

-                   мыслительные - развитие интеллекта и воображения,

-                   развивающие - на основе склонности детей к игре вообще,

-                   воспитательные - содержанием предмета и правила

Все это позволяет интегрировать эмоциональные и когнитивные аспекты, как самого учебного материала, так и учебного процесса вокруг предмета. Игровые формы проверки знаний ценны еще и тем, что стимулируют познавательный интерес. Игровые формы проверки знаний позволяют учащимся раскрыть свои способности, возможности и таланты.

В данной части нашей работы мы остановимся на рассмотрении реальных практических разработок для контроля знаний обучающихся, которые интересны им по форме, представляют собой повторение пройденного материала и дают возможность его творчески переосмыслить.

Прежде хотелось бы отметить, что мировая художественная культура является предметом области «Искусство», поэтому необходимо оперировать в первую очередь образами, а не понятиями или словами. В связи с этим учащиеся должны иметь перед глазами образ (картинку) даже во время проведения контроля знаний.

Каждый раздел программы «Мировая художественная культура» завершается повторительно-обобщающим уроком. Игровая форма их проведения позволяет обеспечить максимальную активность учеников. Солодовников Ю.А. и Предтеченская Л.М. предлагают викторины и турниры знатоков МХК. По мнению педагогов-практиков в значительной степени представляет интерес аукцион знаний. Это одна из форм обобщающего повторения. Его можно использовать как повторение одной темы, но лучше, если повторяется насколько тем. Перед началом аукциона участники должны ознакомиться с правилами его проведения.

Правила проведения аукциона не новы. «Банкир» - учитель дает каждому ребенку кредит, который необходимо вернуть и преувеличить в ходе игры.

Это обычно 500 школьных единиц. Предметом торга являются вопросы. Возможно проведение аукциона, посвященного итальянскому Возрождению, состоящее из 4-х туров:

I тур. “Один из трех”.

В этом туре предлагаются несложные вопросы с тремя вариантами ответов по темам«Возрождение», «Гуманизм», «Композиция», «Палаццо», « Сфумато».

За правильный ответ учитель дает названную цену, за неправильный - ученик выплачивает ее в банк.

II тур. «Титаны Возрождения»

III тур. «Кто быстрей».

100 школьных единиц получает ученик первым поднявший руку и правильно назвавший произведение представленное учителем на репродукциях или слайдах.

IV тур. «Последняя попытка».

В последнем туре ребята могут заработать по 100 школьных единиц, узнав произведение или художника по цитате.

В конце аукциона подводятся итоги. Ученики, набравшие большее количество школьных единиц получают высокие оценки.

Совет: не следует жалеть времени на изготовление атрибутов: трибуны, молотка, купюр школьных единиц, таблички “Банк”. Они непременно создадут атмосферу, способствующую активности, воспитанию, конкурентоспособности и возникновению желания к следующему аукциону подготовиться лучше.

«Турнир знатоков».

Цели урока:

-                   диагностика уровня усвоения предыдущих тем и корректировка его

-                   диагностика сформированности практических навыков: сравнение, выявление специальных черт объекта; установление причинно-следственных связей.

-                   формирование умения обучающихся самостоятельно применять знания на различных по форме этапах урока.

-                   умение анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку.

-                   развитие умения вести диалог с произведениями искусства.

Задачи урока:

Образовательные:

-        обеспечить повторение следующих тем: Античная культура, теоретические основы культуры;

-        продолжить формирование навыков читать, говорить, писать в быстром темпе.

Развивающие:

-        развивать мышление школьников, умение выделить главное, логически излагать свои мысли, развивать самостоятельность, эмоции обучающихся.

Воспитательные:

-        содействовать эстетическому воспитанию школьников

-        содействовать формированию основных мировоззренческих идей.

-      содействовать воспитанию нравственных качеств: честность, милосердие, порядочность, патриотизм, гуманизм, доброта.

Оборудование:

-        песочные часы на две минуты,

-        компьютер,

-        проектор,

-        презентация Power Point “Счастливый случай

Ход урока

Сегодня мы собрались, для того чтобы каждый из Вас мог проявить свои познания, и помочь своей команде стать лидером в состязании.

1 этап - “Представление команд”. Время 3 минуты.

Конкурс включает в себя объявление названия команды, девиза, представление эмблемы.

(Оценивается наличие названия, девиза, эмблемы; соответствие внешнего вида команды теме конкурса, артистизм 5 баллов)

2этап “Большая игра”. Разминка. 10 минут. (Приложение 1), (Приложение 2)

За ограниченное время (песочные часы 2 минуты) каждая команда должна ответить на большее количество вопросов ведущего. Вопросы требуют коротких и точных ответов.(Оценивается количество правильных ответов, 1 балл за правильный ответ)

3 этап «Игра наоборот». Вопросы каждому члену команды 10 минут, предоставить выбор по разделам. (Приложение 1), (Приложение 2)

Команда получает вопросы команды соперников из 2-го этапа. Но если во втором этапе быстро отвечала вся команда (кто знает), то в этапе “Игра наоборот” член команды сам отвечает на вопрос( команда не помогает), но может выбрать вопрос: музыкальный или из истории искусств(Оценивается правильность, 1 балл за каждый правильный ответ)

4 этап «Ты мне, я тебе» (вопросы задают команды друг другу) 2 минуты. Готовят вопросы на уроке.(Оценивается красивый, правильно заданный вопрос - 1 балл и 1 балл за правильный ответ)

5этап «Заморочки из компьютера» -10минут.

На узнавание произведений искусств. (Оценивается количество правильных ответов, 1 балл за правильный ответ)

6 этап «Мозаика».Собрать разрезанные на кусочки репродукции и назвать автора и название (3 минуты). (Оценивается количество правильных ответов, 1 балл за правильный ответ)

7 этап «Театральное представление произведения искусства».

Необходимо «оживить» одно из живописных полотенв импровизированной «костюмерной» форме, (домашняя заготовка, произведение, которое должны «оживить» команды получают заранее). Команда соперников должна назвать автора и произведения. (5 минут). В конце на экране показывается живописное полотно. Оценивается правильность выполнения задания, артистизм (5 баллов)

«Живая газета».

Эта форма используется как игровой момент на уроке, но с заранее подготовленными заданиями - сообщениями по типу «одной строкой». Учащиеся находят интересные факты по изучаемой теме, используя дополнительную литературу, но с условием, чтобы факты не повторялись. Самый любопытный и малоизвестный факт всеми оценивается, а автор получает награду.

«Кроссворд».

Игры помогают легче усваивать учебный материал, углублять знания по различным вопросам, проверять пройденный материал. Для повторения и проверки знаний, обучающихся кроссворд одна из самых удобных игровых форм. Его можно использовать на разных этапах урока. С него можно начать урок, чтобы логично перейти к новому материалу. Его можно использовать как средство для закрепления нового материала, как домашнее задание и для повторения.

Среди кроссвордов можно выделить такие разновидности как:

1) кроссворд - загадка,

2) чайнворд или лабиринт,

3) кроссворд - "лесенка",

4) кроссворд - пирамида,

5) кроссворд - "спрятанное название" или головоломка,

6) кроссворд - "уголок".

«Ребус».

Один из игровых способов текущей проверки знаний. По сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у обучающихся не исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал. Ребус имеет несколько степеней сложности. При разгадывании и составлении ребусов необходимо знать несколько правил:

-                   названия предметов читаются только в именительном падеже,

-                   запятая в ребусе - это знак исключения буквы в зависимости от того, где он стоит,

-                   зачеркнутая буква означает, что ее надо исключить, иногда ее приравнивают к другой букве,

-                   если рисунок ребуса перевернуть "вверх ногами", то его надо прочитать на оборот,

-                   если возле рисунка ряд цифр, то буквы надо расставить в том порядке, как расставлены цифры,

-                   если буквы, слоги, рисунки расположены один в другом, над другим, то нужно прибавить соответствующий предлог.

Ребус активизирует мыслительную деятельность обучающихся, развивает внимание, логическое мышление, сообразительность. Используется на разных этапах урока.

«Проверочные карточки».

Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным и облегчить работу учителя, можно использовать проверочные раздаточные карточки. В основе карточек - принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный уровень подготовленности. С проверочными карточками можно работать на любой стадии урока. Карточки позволяют экономить время на уроке и охватить опросом большое количество обучающихся. Репродуктивные (воспроизводящие), т.е. от обучающихся требуется узнать и воспроизвести учебный материал.

Вывод 

Второй раздел данной работы содержит характеристику различных форм контроля знаний на уроках МХК, так же были рассмотрены игровые виды контроля знаний обучающихся.

В основу работы положен принцип систематизации форм и видов контроля знаний по содержанию. Это позволяет облегчить выбор форм контроля знаний, чтобы качественно оценить знания обучающихся, от этого будет зависеть четкость и содержательность опроса, а значит, хорошо будет виден и реальный результата работы учителя.

Успех обучения МХК, качество зависят от множества условий: от индивидуального подхода к каждому ученику, от формы подачи материалы, ТСО и контроля знаний. Важность контроля знаний обучающихся определяется и тем, что на эту работу затрачивается до 30-50% учебного времени.

Мы выяснили, что задачами проверки знаний являются:

-                   углубление и закрепление знаний,

-                   расширение знаний и развитие речи обучающихся,

-                   обучение самостоятельности,

-                   активизация творческого мышления.

Полнейшей реализации этих задач способствуют игровые формы контроля знаний обучающихся.

Таким образом: все виды и формы проверки знаний направлены:

1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);

2) на развитие внимания (ребус), памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);

3) на развитие воображения (аукцион);

4) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

5) на развитие речи обучающихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);

6) на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

7) на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).

Следовательно, мы пришли к выводу, что игровые формы контроля знаний обучающихся на уроках МХК тесно связаны с дидактическим значением игры - когда она способствует приобретению и формированию определенных умений и навыком, способствует познанию ребенком окружающего мира, самого себя, развивает его умственные способности.

«Игра создает зону ближайшего развития ребенка. В игре ребенок … как бы на голову выше самого себя», - отмечал Выготский Л.С. Таким образом, игра способствует развитию ребенка: умственному, физическому, психическому. Игровые формы проверки знаний обучающихся так же направлены на развитие ребенка, на формирование у учащегося определенных знаний, умений и навыков.

Игровые формы проверки знаний ценны еще и тем, что стимулируют познавательный интерес. Они поддерживают интерес к предмету и способствуют активности обучающихся в его изучении. Игровые формы проверки знаний позволяют учащимся раскрыть вои способности, возможности и таланты.

Заключение 

Подводя итоги, следует сказать, что систематический контроль знаний и умений обучающихся одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.

Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности обучающихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для обучающихся должен быть обучающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях обучающихся.

В своей работе я выполнила поставленные цели, а именно: исследуя методическую литературу, установила цели проведения контрольных мероприятий по курсу «Мировая художественная культура»; рассмотрела проблему контроля знаний, умений и навыков; выяснила виды, типы, формы, методы и место проведения контрольных мероприятий; а также внесла некоторые свои замечания в сложившееся в методической литературе понимание этих вопросов. Также я представила систему контрольных мероприятий по предмету МХК, делая акцент на игровые формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся.

Выдвинутая в ходе исследования гипотеза, подтверждается:

систематическое и всестороннее использование различных форм контроля знаний и умений приводит к повышению заинтересованности обучающихся в изучении предмета, вследствие которого будет повышаться степень усвоения необходимых теоретических знаний и практических навыков вхождения в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения историко-культурного наследия, воспитания человека культуры.


Список использованных источников

 1.Абрамович Р.А., Рубинштейн Р.И. Инсценировки на исторические темы.- М.: Просвещение. - 1974.

2.Алексеева Н. Игры на уроках.// Преподавание истории в школах.- 1991.- №3.

3.Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984

4.Берлянд И. Игра как феномен создания.- Кемерово. - 1992.

6.Василевская Л., Дивненко О., Зарецкая Д., Смирнова В. Мировая художественная культура.-М., А3, 1996.

7.Ванюшкина, Л. Методы и приемы контроля / Л. Ванюшкина, Н. Шейко / Современный урок МХК. М.: Чистые пруды, 2007.

8.Выготский Л. Психология искусства.-М., 1968.

9.Годер Г. Задания и задачи по истории древнего мира.-М., 1996.

10.Гончарова Т. Исторические вечера в школе.-М., 1992.

11.Дживелегов А.К. Творцы Итальянского Возрождения. -М.- 1998.

12.Дмитриева Н. Краткая история искусства.-М.- 1986.

13.Иванова А. Нетрадиционные формы работы на уроках//Пиш.- 1994.- №8.

14.Игры - обучение, тренинг, досуг…/п/р Петрусинского В.-М.- 1994.

15.Кулагина Г. 100 игр по истории.- М.: Просвещение.-1967.

16.Кучерук И. Учебные игры на уроках истории//Пишю- 1989. - №4

17.Лебедева И. Организация и проведение олимпиад в 6-9 классах. М.:Просвещение.- 1990.

18.Немировский А. Книга для чтения по истории древнего мира.- М.: Просвещение.-1987.

19.Оноприенко О.В. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся по физике в средней школе: книга для учителя. - М.: Просвещение.- 1988.

20.Пеннер Д.И., Худайбердиев А. Физика. Программированные задания для 6-7 классов. Пособие для учителей. - М.: Просвещение.- 1973.

21.Пилюгина С.А. Вопросы, задания, задачи по ХК.- Саратов, 1999.

22.Постников А.В. Проверка знаний обучающихся по физике: 6-7 класс. Дидактический материал. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986.


Приложение 1

Команда № 1

Разминка

Что первично Природа или Общество? (природа)

Свод правил, который определяет нормы поведения людей, правила учтивости и обхождения, принятые в каком либо обществе (этикет)

Живопись из цветного стекла и естественных камней (мозаика)

Фреска - это (роспись, написанная темперными красками по сырой штукатурке)

Темпера - это (минеральные и растительные краски на яичном желтке)

Набор красок художника и доска, на которой смешивают краски (палитра)

Скульптура, в которой фигуры и предметы выступают над плоскостью больше чем на половину своего объема (горельеф)

Гравюра на дереве (ксилография)

Эстамп печатание с плоской поверхности камня (литография)

Внешняя сторона сооружения (экстерьер)

Города полисы в Древней Греции (города государства)

Статуи девушек в Греции (коры)

Колонны в форме фигур девушек (кариатиды)

Форум в Риме (рыночная площадь)

Амфитеатр в Риме (Колизей)

Ренессанс (возрождение)

Греческий ордер (соотношение несущих и несомых частей здания)

Храм-ротонда в плане имеет форму (круга)

Законсервированный город в Древнем Риме (Помпеи)

Музыка

Музыкальный спектакль, в котором артисты не говорят, а поют. (Опера)

Знак, открывающий нотную строку. (Ключ)

Известный русский бас, носящий имя Федор. (Шаляпин)

Как называется песня древних сказителей - баянов. (Былины)

Музыка американских негров. (Джаз)

Опера Михаила Глинки, посвященная подвигу простого русского крестьянина. (<<Иван Сусанин>>)

Песня о любви испанского происхождения. (Романс)

Грустный, темный лад в музыке. (Минор)

Известный новогодний балет Чайковского. (<<Щелкунчик>>)

Танец, получивший название от немецкого слова <<вальцен>>. (вальс)

Сколько частей в симфонии? (Четыре)

Известный польский композитор, похороненный во Франции, а сердце свое завещавший Польше. (Фредерик Шопен)

Историческое лицо, которое, согласно маленькой трагедии А. Пушкина и опере М. Мусоргского, обвиняли в кровавом восхождении на престол. (Борис Годунов)

Музей, какого известного певца находится в селе Князево Тверской губернии? (Сергей Лемешев)

Немецкий композитор, которого не сломила даже глухота. (Бетховен).

Приложение №2

Команда №2 Разминка

Опыт общества, передаваемый из поколения в поколение (культура)

Одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (этика)

Кусочки непрозрачного цветного стекла (смальта)

Деревянный станок, на котором художник создает свои шедевры (мольберт)

Зодчество - (архитектура)

Скульптура, в котором все фигуры выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема (барельеф)

Гравюра на металле (офорт)

Гравюра на линолеуме (линогравюра)

Внутренняя сторона сооружения (интерьер)

Статуя юноши в древней Греции (курос)

Римский Аквидук (водопровод)

Римские бани (термы Каракалы)

Пантеон (храм всех богов)

Гуманизм (человечный)

Сфумато Леонардо (светотень, Игра света, выражает объем)

Кто основал по легенде город Рим (братья Ромул и Рем)

Какая скульптура является символом города Рима (капитолийская волчица)

Что общего между Москвой и Римом (на семи холмах)

Какие религиозные учения Вы знаете? (православие, ислам, буддизм, католицизм)

Музыка

Музыкальный спектакль, в котором артисты разговаривают языком танца. (Балет)

Музыкальный инструмент, названный именем его создателя Адольфа Сакса. (Саксофон)

Знак, отображающий музыкальный звук на бумаге. (Нота)

Старинный клавишно-духовой инструмент, звучащий на католических богослужениях. (Орган)

Жанр французской эстрадной песни. (Шансон)

Балет Сергея Прокофьева на сюжет знаменитой трагедии Шекспира о юных влюбленных. («Ромео и Джульетта»)

Как называется песня без слов? (вокализ)

Радостный, светлый лад в музыке. (Мажор)

«Петя и волк» Сергея Прокофьева - это опера, балет или симфоническая сказка? (симфоническая сказка)

Назовите родину танца сиртаки. (Греция)

Сколько балетов у Петра Ильича Чайковского? (Три)

Известный русский композитор, пианист - виртуоз, похороненный в Америке. (Сергей Рахманинов)

В каком городе была открыта первая в России консерватория? (Петербург)

Наш земляк, создатель первого оркестра русских народных инструментов. (Василий Андреев)

С именем, какого композитора связан город Клин? (Чайковский Петр Ильич).

Информация о файле
Название файла Специфика контроля на уроках мировой художественной культуры от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 19:51
Дата обновления 10.5.2020, 19:51
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 83.62 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 493
Скачиваний 134
Оценить файл