Спартанские цари

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ АРХИВНОГО ДЕЛА

Сбитнева Арина Максимовна

Спартанские цари

Доклад по античности студентки 1-го курса 4 группы

Руководитель:

к.и.н., доцент Е.И. Ермолова

Москва 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

3

1.  Форма государственного правления Спарты……………………..

4

2.  Диархия царей Спарты………………………………………………

5

3.  Происхождение двойственной власти в Спарте……………….......

6

4.  Обязанности и права царей Спарты……..…………………………

8

5.  Ослабление власти царей Спарты………………………………….

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

15

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………

   Словарь терминов…………………………………………………….

   Геродот «История» (цитаты)...……………………………………...

16

16

17


ВВЕДЕНИЕ

На юго-востоке Европы, у самой границы с Азией, на полуострове Пелопоннес расположена средиземноморская страна Греция. Её географическое положение на перекрёстке торговых путей всегда было чрезвычайно выгодным, а изрезанная береговая линия с многочисленными заливами и бухтами создала удобные естественные гавани для кораблей.

Спарта возникла в XI в. до н.э. на юго-востоке Греции. Это государство находилось в области Лакония, на западном берегу реки Эврот. Его официальное название, которое чаще всего упоминалось в международных договорах – Лакедемон. В Х в. до н.э. вся местность, где располагался этот город-государство, была захвачена дорийскими племенами. Они ассимилировались с местными ахейцами и стали называться спартиатами, а прежние землевладельцы, лишенные своих земельных участков, были превращены в рабов, называвшимися илотами.

Название Спарта можно перевести как «разбросанная». Она состояла из усадеб и поместий, которые были разбросаны по Лаконии. Центром являлся невысокий холм – акрополь.

Все периоды существования этого одного из самых древних государств (XI в. до н. э. — 146 г. до н. э.) можно разделить на доисторическую, античную, классическую, римскую и эллинистическую эпохи. Каждая из них оставила свой отпечаток в формировании древнего государства Спарта и служила историческим примером для Греции в процессе её становления.

Одной из самых интересных и исторически значимых особенностей древней Спарты было её государственное устройство и форма правления – одновременное и равноправное нахождение у власти двух царей.

Проблему, поднятую в данном докладе, можно сформулировать так: каково происхождение и историческое значение диархии царей Спарты для формирования государственного строя, укрепления власти и развития древнего государства.

В целом, данная проблема содержит в себе несколько ключевых аспектов исследования:

·          форма государственного устройства Спарты,

·          понятие диархии царей,

·          происхождение двоевластия в Спарте,

·          обязанности и права царей Спарты,

·          упадок царской власти в древней Спарте.

1.     Форма государственного правления Спарты

В основе государственного строя Спарты был принцип единства полноправных граждан. Жизнь и быт спартанцев били строго регламентированы. Законы государственного строя и политического устройства были заложены легендарным царем, законодателем и политиком древней Спарты - Ликургом (IX в. до н. э.) в его Ретро (договоре).

Спартиаты были обязаны заниматься только военным искусством и спортом. Земледелие, ремесло и торговля стали делом илотов (рабов) и периеков (ахейцев, лишенные политических прав, но лично свободных и имеющих право на владение собственностью).

«Строй Ликурга» трансформировал военную демократию спартиатов в олигархическую рабовладельческую республику, которая сохранила черты родоплеменного строя. Во главе государства находились одновременно два царя, которые именовались архагетами. Их власть была наследственной. Полномочия архагета сводились к разнообразным функциям, главными из которых были военное руководство, организация жертвоприношений и участие в совете старейшин.

Роль высшего правительственного органа власти в Спарте выполняла герусия – совет старейшин – состоявший из двух архагетов и 28 геронтов, которых избирали пожизненно народным собранием из знатных граждан, достигших 60-летнего возраста. Герусия готовила вопросы для обсуждения на народных собраниях, руководила внешней политикой, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях (включая преступления против архагета).

Народное собрание - апелла - в Спарте отличалось пассивностью. Право на участие в народном собрании имели полноправные граждане-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Сначала народное собрание созывалось архагетом, впоследствии руководство им перешло к эфорам, выборным должностным лицам (эфорат из 5 эфоров), обладавшим широким, но не всегда чётко зафиксированным кругом полномочий. Апелла не обсуждала выдвинутые вопросы, а лишь принимала или отвергала предложенное решение. Голосование проводилось примитивно — либо криком, либо участники расходились по разные стороны и «на глаз» определялось большинство. Народное собрание имело законодательные права, право на избрание должностных лиц, решало вопросы войны и мира.

Со временем контроль почти над всеми областями жизнедеятельности спартанского общества, включая надзор за обоими спартанскими царями, сконцентрировали в своих руках эфоры. В частности, двое эфоров обязаны были находиться при войске во время военных действий и могли заключить под стражу даже царей за бездарное военное руководство. Эфоры отвечали за внутреннюю безопасность, судебную политику, принимали решения по налогообложению, календарю, военному обучению молодого поколения, внешней политике и т.д.

2.     Диархия царей Спарты

Особенностью царской власти в Спарте, кроме факта ее длительного существования, была ее двойственность. Одновременно стоявшие во главе государства оба архагета (т.е. царя) были в конституционном отношении равны. Наследование велось по прямой линии. После смерти царя престол обычно переходил к старшему сыну. Однако, как утверждает Геродот (VII, 3), при наличии нескольких сыновей преимущественным правом наследования обладал тот, кто был рожден уже после вступления отца на престол. Правда традиция не сохранила ни одного конкретного примера подобной передачи власти.

Двоевластие в Спарте называлось диархией (т.е. «власть двоих»). Происхождение двойной царской власти из-за бедности древней традиции является большой проблемой и теряется в глубине Темных Веков. Ни одно из современных объяснений происхождения диархии не может быть полностью удовлетворительным. Определенно мы знаем только одно: по крайней мере, уже в VIII в. до н. э. имелось два царя, которые функционировали друг с другом как равноправные соправители. Хотя этот дуализм противоречит буквальному значению слова "монархия", но он вполне совместим с государственно-правовой идеей, и является не столь уж исключительным явлением.

Существует три основных версии происхождения диархии в Спарте.

Версия первая – этиологическая. У царя Аристодема (XI в. до н.э.) было два сына-близнеца — Еврисфен и Прокл. После смерти Аристодема их обоих провозгласили царями Лаконии. От них и произошли две династии спартанских царей — Агиады, по имени сына Еврисфена, и Еврипонтиды, по имени сына (по другой версии, внука) Прокла.

Версия вторая – историческая. Диархия возникла после прихода дорийцев в результате смешения двух общин – дорийской и ахейской.

Версия третья – социально-антропологическая. Спартанская диархия — рудимент первичного дуализма первобытной общественной организации.

3.     Происхождение двойственной власти в Спарте

Этиологическая версия. Сами спартанцы объясняли появление диархии с помощью мифа о братьях-близнецах Еврисфене и Прокле, божественными покровителями которых считались братья Диоскуры (сыновья Леды и Зевса) (Геродот. VI, 52). Самое подробное изложение этой мифической истории мы находим у автора "Описания Эллады" Павсания (цит. по Л.Г. Печатновой). Он рассказывает, что, когда дорийцы вторглись на полуостров Пелопоннес и, завоевав его, разделили на три части, то Лакония, наименее плодородная и незначительная область, вследствие обмана досталась малолетним братьям-близнецам Еврисфену и Проклу, так как отец их Аристодем погиб во время похода. Дорийцы, не зная, кого из них сделать царем, обратились в Дельфы, и Аполлон приказал им признать царями обоих, но рожденного первым считать выше. Таким образом, по мнению спартанцев, у них и возникла диархия. Важно отметить, что сами спартанцы верили в то, что двойная царская власть получила санкцию Дельфийского Аполлона (Геродот. VI, 52) точно так же, как и многие другие основополагающие для Спарты положения.

Еврисфен и Прокл, эти первые мифические цари, с детства враждовали друг с другом, и эта их вражда перешла ко всем последующим поколениям спартанских царей (Геродот. VI, 52).

Надо заметить, что миф о братьях-близнецах является бродячим сюжетом, который встречается у многих народов для объяснения как двойной царской власти, так и постоянной династической борьбы между различными родами. Очень похожая легенда существовала, например, у римлян с их братьями близнецами Ромулом и Ремом.

Рис. 1. Появление диархии Спарты.

Сыновьями Еврисфена и Прокла по преданию были соответственно Агис и Еврипонт (Геродот. VIII, 131). Последние и стали эпонимами, т.е. дали свои имена обеим царским династиям в Спарте. По имени Агиса все его потомки стали называться Агиадами (Агидами), а потомки Еврипонта – Еврипонтидами (рис. 1).

Согласно греческой мифологии, два спартанских царских рода были родственны друг другу и оба происходили от Геракла (рис. 2). Однако, одна из двух царских династий считалась старшей – Агиды, вторая – младшей – Еврипонтиды.

Рис. 2. Династии родственников-Гераклидов согласно греческой мифологии.

Отношения между двумя династиями спартанских царей не всегда были дружественными. По смутным, полулегендарным сведениям, на заре истории Спарты старшая династия Агиадов (Агидов) претендовала главенствовать над младшей (Эврипонтидами) и поставить её в подчинённое положение. Возмущённые Эврипонтиды восстали против Агиадов и получили поддержку от части дорийской аристократии.

Историческая версия. В отличии от предыдущей версии появления диархии в Спарте, многие ученые полагают, что действительного родства между династиями спартанских царей не было, а диархия возникла в результате объединения дорийской общины с местной, ахейской во время появления дорийцев в Пелопоннесе и завоевания ими Лаконии в XII - XI вв. до н. э.

После долгой борьбы дорийцам, возможно, не удалось полностью уничтожить сильное ахейское государство. Им пришлось пойти на компромисс с ахейской элитой, в силу которого более древняя и знатная ахейская династия царей Агиадов удержала за собой престол наравне с дорийской династией Европонтидов, примирившись с ними при условии раздела царской власти.

Эту версию подкрепляют такие факты: царские династии в Спарте никогда не заключали между собой брачных союзов (обычно браки заключались внутри рода); территориальное размежевание двух царских домов: они жили в разных районах-деревнях Спарты, имели разные святилища и места погребений  (Геродот. VI, 51, 52, 53, 54).

Имена родственников-Гераклидов, которых легенда называет предками двух царских родов, видимо, были выдуманы позже с целью объяснить, почему в Спарте не один царь, а два. Борьба двух династий ослабила царскую власть и возвысила правительственное значение аристократии; таково всегда было влияние подобных междоусобиц.

4.     Обязанности и права царей Спарты

Во главе спартанского государства стояли два царя. Однако, существует предположение, что царем Ликургом было осуществлено обязательное включение царей в герусию (совет старейшин) – главное правительственное учреждение в Спарте. Сам факт членства спартанских басилевсов в герусии, по-видимому, указывает на уменьшение их власти. Цари, являясь членами герусии, обязаны были принимать участие в ее заседаниях в качестве имеющих право голоса заседателей. В случае своего отсутствия они могли делегировать свои права кому-либо из геронтов. По словам Геродота, "если цари не являются в совет, то их ближайшие родственники среди геронтов получают их привилегии, именно каждый, кроме своего, получает еще два голоса" (Геродот. VI, 57).

Правовое ограничение царской власти заключалось в том, что цари обязаны были действовать в рамках существующих законов, но не имели права изменять эти законы. Законодательной инициативой обладало только народное собрание совместно с герусией.

Цари Спарты выполняли ряд государственных функций:

Политические

·            Являлись членами герусии.

·            Могли применять ксенеласии (приказы по поводу изгнания с государственной территории определенных лиц иностранного происхождения).

·            Могли вести предварительные переговоры с иностранными послами.

Сакральные

·            Являлись главными представителями общины перед богами и как таковые совершали от имени общины основные ритуалы (жертвоприношения).

·            Отвечали за связь с Дельфийским оракулом и хранили полученные из Дельф прорицания.

Военные

·            Командовали спартанским войском в походе (первоначально оба царя отправлялись на войну, каждый во главе своего отряда; позднее один должен был оставаться дома).

Судебные

·            Вершили суд в делах о дочерях-наследницах (эпиклерах).

·            Вершили суд в делах о государственных дорогах.

·            Участие в судебной процедуре назначения наследника.

Цари в Спарте прежде всего являлись верховными главнокомандующими. В архаический период спартанские цари обладали неорганической военной властью. Как руководители войска, они имели право по собственному усмотрению объявлять набор в армию и отправляться в поход в любую землю и в любом направлении, не советуясь с прочими спартанскими властями. Как свидетельствует Геродот, "ни один спартанец не смеет им противодействовать, в противном же случае подлежит проклятию" (Геродот. VI, 56).

О судебных полномочиях спартанских царей известно очень мало. Мы только можем предполагать, что до сер. VI в., когда, скорее всего, большинство судебных функций от царей отошли к эфорам и герусии, спартанские цари подобно гомеровским царям были верховными судьями. Но уже во времена Геродота судебная власть спартанских царей оказывается существенно ограниченной, поскольку вся ее полнота в этот период уже была в руках герусии и эфората.

О характере юрисдикции спартанских царей периода классики сообщает только один источник - Геродот, но, к сожалению, в очень сжатом виде. Судя по его словам, в руках царей остались только некоторые гражданские дела, в частности в области семейного и наследственного права: "только одним царям принадлежит право выносить решения по следующим делам: о выборе мужа для дочери-наследницы (если отец ее ни с нем не обручил). А также если кто пожелает усыновить ребенка, то должен сделать это в присутствии царей" (Геродот. VI, 57). То есть в компетенции царей остались лишь те гражданские дела, которые так или иначе были связаны с обязательным религиозным оформлением.

Под юрисдикцию царей попадали и дороги, однако, в данном случае, не совсем ясно - рассматривались дороги как военный объект, попечителем которого выступали цари, или же в обязанность царей входило наблюдение за безопасностью дорог как объекта общественного пользования, и они могли судить тех, кто наносил дорогам вред.

Цари перестали быть верховными судьями своего народа и утратили часть функций военачальников в империи, но это не привело к уничтожению самой царской власти, потому что за царями оставалась в нетронутом виде их функция верховных жрецов общины. Эту мысль довольно четко высказывает Ксенофонт в "Лакедемонской политии" (цит. по М. Э. Курилову, 2013). По его словам, царская власть – «единственная из всех остальных власть», которая «сохраняется и поныне такой, какой возникла вначале», главным образом потому, что Ликург предписал «царю, как происходящему от божества, приносить общенародные жертвования от имени государства». 

Спартанские цари считались потомками великого национального героя Геракла; потому народ смотрел на них с религиозным уважением. Они были верховными жрецами; все жертвы, приносимые от имени государства, совершались ими или под их руководством. Цари получали за это части жертвенных животных, получали от государства ячмень и вино. Они были главными жрецами двух важных культов: Зевса Урания (Небесного) и Зевса Лакедемонского. Цари заведовали сношениями спартанского государства с Дельфийским оракулом. По ведению дел с этим оракулом у каждого царя были два помощника, называвшиеся пифийцами; они вместе с царями составляли коллегию хранителей изречений Дельфийского оракула.

Таким образом, институт царской власти сочетал в себе три взаимопроникающих функции: верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца. Известно, что царская власть в Спарте с течением времени демонстрировала тенденцию к упадку и ослаблению, что проявлялось в постепенном распылении и отделении от царей ранее присущих им функций. Так они почти полностью лишились своих административных и судебных полномочий, были существенно ущемлены их права как главнокомандующих, но они продолжали оставаться верховными жрецами.

Хотя цари как должностные лица находились под постоянным контролем общины, однако они были "не совсем чиновники". Они имели ряд почестей и привилегий, которые воздавались в Спарте только лицам царского достоинства. Этот круг привилегий в целом совпадает с привилегиями гомеровских царей. В отличие от всех прочих рядовых граждан они единственные в Спарте питались полностью за государственный счет. Им единственным из спартиатов разрешалось обедать дома. Во время обедов, которые доставлялись царям прямо домой, им полагалась двойная порция, дабы они могли угощать своих друзей и сотрапезников (Геродот. VI, 56; 57).

Как и все спартиаты, цари имели земельные участки, которые назывались клерами. Однако помимо гражданской земли, которая не подлежала разделу и продаже, они владели так называемыми теменами, обширными участками на территории периеков. Не исключено, что обычной практикой была сдача этих царских теменов в аренду периекам. Регулярные доходы с этих земельных наделов, возможно, являлись основой экономического процветания спартанских царей. Цари также вполне могли увеличивать свою недвижимость, скупая земельные участки в областях периеков.

Спартанские цари кроме денежного налога с периеков получали и натуральные продукты. Так, после жертвоприношения им доставались шкуры и часть мяса жертвенных животных (Геродот. VI, 56, 57). Они также получали немалую часть военной добычи, скорее всего, десятую ее часть (Геродот. IX, 81). Вследствие этого, царские дома в Спарте приобрели со временем значительные богатства.

Цари, по-видимому, пользовались и невозможной для прочих спартиатов финансовой свободой. На них не распространялась государственная монополия на использование иностранной валюты, и они в отличие от рядовых граждан могли безнаказанно приобретать и хранить деньги у себя дома. По всей видимости, на них также не распространялся закон, запрещающий спартиатам свободно выезжать за пределы страны.

Таким образом, цари в Спарте в отличие от рядовых граждан обладали более высокой степенью свободы, если о таковой вообще можно говорить в отношении спартанских граждан.

5.     Ослабление власти царей Спарты

Прижизненное отстранение царя от власти - явление в спартанской истории нередкое. Цари как любые полисные магистраты были людьми ответственными. За все свои действия они отвечали перед спартанской общиной и в случае совершения ими каких-либо должностных или уголовных преступлений они, как и любые рядовые граждане, преследовались по суду. Судебная палата, которая выносила приговор царю, состояла из эфоров, геронтов и второго царя. Нередко царя присуждали не только к денежному штрафу, но также к потере царского сана, объявлению вне закона и даже смертной казни. Инициаторами подобных обвинений, направленных против царей, как правило, были эфоры.

С усилением эфората прямо пропорционально уменьшалась власть спартанских царей. Само учреждение эфората в 754 г. до н. э. знаменовало собой установление нового государственного порядка и вместе с тем означало победу полиса над суверенной царской властью. Но началом радикального передела власти между царями и эфорами можно считать середину VI в. до н. э. - время правления эфора Хилона. При нем начинается постепенный процесс перехода многих царских полномочий в руки эфоров, таких важных, например как председательство в народном собрании. Эфор Хилон первым начал активно вмешиваться в спартанскую внешнюю политику, бывшую тогда еще прерогативой царей. По-видимому, под его воздействием усиливается влияние эфоров и на частную жизнь царей. Эфоры начинают осуществлять постоянный надзор за царями, будь то в военное или в мирное время, в самой Спарте или за границей. Начинается тотальная слежка за царями.

Именно к этому времени относится первое известное нам серьезное столкновение в длинной цепи конфликтов между коллегией эфоров и царями. Как рассказывает Геродот, царь Анаксандрид (время правления ок. 560 – 520 гг.) не имел детей от законной жены, и поэтому эфоры заставили его взять вторую жену, дабы не пресекался род Агиадов (Геродот. V, 39). Царь подчинился ультимативному требованию эфоров. Возникшая вскоре после этих событий конфронтация между царями Клеоменом I и Демаратом и раскол внутри обоих царствующих домов (Клеомен – Дорией и Леотихид – Демарат) способствовали дальнейшему ослаблению царской власти.

ЗАКЮЧЕНИЕ

Царскую власть в Спарте некоторые ученые рассматривают как государственно-правовую аномалию. В целом это верно, если считать подобной аномалией все государственное устройство Спарты. Диархия была составной частью спартанского государственного правления наряду с эфоратом и герусией. Трудно себе представить функционирование спартанского политического механизма без этих трех основных компонентов. Спартанская диархия по сути своей была саморегулирующейся системой. Естественное соперничество двух царских домов автоматически ограничивало царскую власть как таковую и существенно сокращало усилия полиса в борьбе с царским самовластием.

Однако, сам институт царской власти в Спарте проявил поразительную жизнеспособность. Цари исчезли вместе с исчезновением самой Спарты как независимого государства.

Несмотря на тенденцию к уменьшению властных функций царей, царская власть в Спарте так никогда и не стала призрачным институтом, сохраняющим только имя и форму и потерявшим свое главное содержание. Однако эфорат, уже в конце архаического периода превратившийся в главный исполнительный орган Спарты, сильно «пододвинул» царей даже в их основной функции - военном руководстве. Так уже в период Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н.э.) эфоры координировали и контролировали все военные действия. Вместе с герусией они осуществляли жесткий контроль над царями, находящимися в действующей армии.

Война в древних обществах – очень важная сфера деятельности, особенно в таких государствах, как Спарта, чья социальная организация была полностью на нее ориентирована. В таких условиях уменьшение или расширение властных функций спартанских царей во многом зависело от их военных успехов. Так успешный полководец вполне мог рассчитывать на то, что и дома он будет пользоваться большим влиянием. Этому способствовал и его вполне "мирные" функции: статус верховного жреца, судьи в делах семейного права, главы спартанских проксенов (защитников прав представителей иностранных государств (Геродот. VI, 57).

Царь, находясь вне армии и не имея никакого вооруженного отряда телохранителей, тем не менее, мог обладать большим политическим весом благодаря целому ряду факторов, включая силу его собственной личности. Большое значение имели такие личные качества царя, как умение завоевывать авторитет, политическое чутье, талант военачальника и дипломата. Как известно, число спартанцев не царского происхождения, которые бы вершили спартанскую политику, очень мало – это легендарный эфор Хилон, полководцы и талантливые дипломаты Брасид, Лисандр и Анталкид. Самые же важные события спартанской истории чаще всего связаны с именами спартанских царей. Причем среди царей были не только выдающиеся полководцы, но и крупные реформаторы.

Деятельность спартанских царей – самое убедительное доказательство того, что царская власть в Спарте была очень важной политической силой, а сами цари пользовались огромным авторитетом в спартанском обществе. Таким образом, диархии царей Спарты имела неоспоримое историческое значение для формирования государственного строя, укрепления власти и развития древнего государства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Геродот. История. [Электронный ресурс] / Геродот. В девяти книгах. Перевод Г.А. Стратановского. – Электрон. дан. – Библиотека «Вехи». Всеобщая история. 2008. – Режим доступа: http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/index.shtml

2.       Зайков А.В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. / А.В. Зайков. Учебное пособие. М-во образования и науки Рос. Федерации. Урал. федерал. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. – 196 с.

3.       Ксенофонт. «Полития лакедемонян». [Электронный ресурс] / Ксенофонт. // Цитировано по: Курилов М.Э. Социально-политическое устройство, внешняя политика и дипломатия классической Спарты. Пер. М.Э. Курилова , А.Д. Куриловой. – Саратов: «Научая книга», 2005. – с. 71-83.– Электрон. дан. – Симпосий Συμπόσιον: сайт об античной литературе, античной истории и людях античности. – Режим доступа: http://simposium.ru/ru/node/668

4.       Печатнова Л.Г. Политические структуры древней Спарты. [Электронный ресурс] / Л.Г. Печатнова. Учебно-методическое пособие по спецкурсу. Ред. Э.Д. Фролова. СПб., 2006. – Электрон. дан. – Публикации Центра антиковедения. – Режим доступа:

http://centant.spbu.ru/centrum/publik/pechat/pech03.htm#3

5.       Печатнова Л.Г. Реформы спартанского царя Клеомена III. / Л.Г. Печатнова. // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. – СПб., 2012. – №11. – С. 65-100.

6.       Спарта. Цари Спарты. [Электронный ресурс] // Викепедия. Свободная энциклопедия. 2016. – Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B#.D0.A2.D0.B8.D1.82.D1.83.D0.BB.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D0

7.       Энциклопедия для детей. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред. М. Аксёнова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2006. – Т. 13. – 704 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь терминов

Апелла – народное собрание (все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста).

Архагет – «основатель», царь Спарты.

Басилевс – название царей в Спарте, Греции.

Геронты – члены герусии.

Герусия – совет старейшин - высший правительственный орган в Спарте. Состояла из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царя).

Диархия – одновременное правление двух царей.

Илоты - в древней Спарте земледельцы, лишенные своих земельных участков и находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.

Клеры – земельные участки, не подлежащие разделу и продаже.

Ксенеласии – приказы спартанских властей по поводу изгнания с государственной территории определенных лиц иностранного происхождения, в более широком смысле – ксенофобия.

Лакедемон – древнее официальное название Спарты.

Периеки – ахейцы - свободные не-граждане, лишенные политических прав, но лично свободные и имеющие право на владение собственностью.

Пифийцы – помощники царя при ведении дел с Дельфийским оракулом.

Проксены – гражданин Спарты, который по поручению властей должен был оказывать гостеприимство всем прибывающим в страну гражданам иностранного государства и защищать их интересы.

Темены – земельные участки, принадлежащие царям Спарты.

Ретро – договор.

Спартиаты – жители Спарты.

Эфорат – орган власти, состоящий из пяти эфоров.

Эфоры – выборные должностные лица, обладавшие широкими полномочиями (всего было 5 эфоров).

Геродот «История»

Книга Первая. КЛИО

Книга Вторая. ЕВТЕРПА

Книга Третья. ТАЛИЯ

Книга Четвертая. МЕЛЬПОМЕНА

Книга Пятая. ТЕРПСИХОРА

Книга Шестая. ЭРАТО

Книга Седьмая. ПОЛИГИМНИЯ

Книга Восьмая. УРАНИЯ

Книга Девятая. КАЛЛИОПА

V, 39

А в Спарте Анаксандрид, сын Леонта, тогда уже более не царствовал. Он скончался, и царем стал сын его Клеомен, который получил престол не по доблести, а в силу происхождения. Супругой Анаксандрида была дочь его брата. Хотя царь любил ее, но детей у них не было. При таких обстоятельствах эфоры призвали Анаксандрида к себе и сказали: “Если ты сам не заботишься о своем потомстве, то мы не допустим, чтобы угас род Еврисфена. Так как твоя супруга не рожает, то отпусти ее и возьми себе другую. Если ты это сделаешь, то спартанцы будут тебе за это признательны”. Анаксандрид же ответил, что не сделает ни того, ни другого: не подобает им советовать и уговаривать его отвергнуть неповинную супругу и ввести в дом другую. Он не намерен подчиняться им.

VI, 51

Между тем оставшийся в Спарте Демарат, сын Аристона (он был также спартанским царем), стал клеветать на Клеомена. Демарат происходил из менее знатного дома, который, впрочем, считался таковым (родоначальник у них был общий) потому лишь, что дом Еврисфена ради первородства пользовался, вероятно, большим почетом.

VI, 52

Лакедемоняне вопреки утверждениям всех поэтов рассказывают, что сам царь Аристодем, сын Аристомаха, внук Клеодея, правнук Гилла, привел их в эту землю, которой они теперь владеют, а вовсе не сыновья Аристодема. Спустя немного времени супруга Аристодема по имени Аргея родила. Она, по преданию, была дочерью Автесиона, сына Тисамена, внука Ферсандра, правнука Полиника. Родила же она близнецов; и после того как Аристодем увидел детей своими глазами, он занемог и скончался. Тогда народ лакедемонский решил, по обычаю, поставить царем старшего мальчика. Однако лакедемоняне не знали, которого из них выбрать, так как оба мальчика были совершенно одинаковы видом и ростом. При таком затруднительном положении (или уже раньше) пришлось обратиться с вопросом о старшинстве к родильнице. Родильница же сказала, что также не может решить, кто старший. Она‑то, конечно, прекрасно знала разницу между детьми, но ответила так намеренно, предвидя возможность, что они оба будут царствовать. Итак, лакедемоняне, не зная, что предпринять, отправили посольство в Дельфы вопросить бога, как им поступить. Пифия же повелела поставить царями обоих младенцев, но старшему оказывать больше почета. Так повелела Пифия, а лакедемоняне все еще были в затруднении, как определить, кто из младенцев старший. Тогда один мессенец, по имени Панит, дал им совет. Посоветовал же этот Панит лакедемонянам вот что: они должны подсмотреть, которого младенца мать будет сначала мыть и кормить; и если они увидят, что мать всегда поступает одинаково, то узнают, что хотят узнать. Если же и сама мать будет колебаться и поступать то так, то эдак, то ясно, что она сама знает не больше их, и тогда следует попробовать другой способ. По совету мессенца лакедемоняне стали наблюдать за матерью детей Аристодема и увидели, что она всегда отдает предпочтение старшему, когда кормит и обмывает детей. При этом мать не знала, ради чего за ней наблюдают. Тогда спартанцы взяли от матери младенца, которому она отдавала предпочтение как старшему, чтобы воспитывать его на общественный счет. Назвали же его Еврисфеном, а младшего Проклом. Когда мальчики подросли, то, по преданию, хотя и были братьями, всю жизнь враждовали между собой. И эта вражда продолжалась в их потомстве.

VI, 53

Это сказание передают лакедемоняне – и только они одни из всех эллинов. А вот что я утверждаю, согласно общеэллинскому преданию. Этих дорийских царей, вплоть до Персея, эллины правильно считают и изображают эллинами. Ведь уже тогда [со времен Персея] их род причисляли к эллинам. Я сказал “вплоть до Персея” и не восхожу дальше, потому что имя смертного отца Персея неизвестно (как, например, у Геракла [имя смертного отца] было Амфитрион). Поэтому я совершенно правильно сказал выше [о царях] “вплоть до Персея”. Если же перечислить по порядку каждого предка Данаи, дочери Акрисия, то, конечно, вожди дорийцев окажутся настоящими египтянами.

VI, 54

Такова родословная спартанских царей по сказаниям эллинов. Напротив, согласно персидскому преданию, не только предки Персея, но и сам Персей еще был ассирийцем и стал эллином. Предки же Акрисия поэтому вовсе не состояли ни в каком родстве с Персеем, но были, как это подтверждает и эллинское предание, египтянами. Но об этом довольно.

VI, 56

Особые же почести и права спартанцы предоставили своим царям вот какие: обе жреческие должности – Зевса Лакедемонского и Зевса Урания и даже право вести войну с любой страной. Ни один спартанец не смеет им противодействовать, в противном же случае подлежит проклятию. В битве цари выступают впереди и последними покидают поле сражения. Сотня отборных воинов служит им в походе телохранителями. Жертвенных животных цари могут брать с собой в поход сколько угодно: от каждой жертвы они получают шкуру и спинную часть мяса. Таковы особые преимущества царей во время войны.

VI, 57

В мирное же время царям полагаются следующие [особые] преимущества. Во время жертвоприношений от имени общины цари восседают на первом месте на жертвенном пиршестве; по сравнению с остальными участниками им первым подносят угощение и в двойном количестве. При возлиянии царям полагается первый кубок и шкура жертвенного животного. В первый и седьмой дни начала месяца обоим царям община доставляет отборное животное (для жертвоприношения в святилище Аполлона), а затем лаконский медимн ячменной муки и лаконскую четверть вина. На всех состязаниях царям принадлежат особые почетные места. Им поручено назначать проксенами любого из граждан и выбирать по два пифия (пифиями называются послы в Дельфы, которые обедают вместе с царями на общественный счет). Если цари не являются на пиршество, то им посылают на дом 2 хеника ячменной муки и по котиле вина каждому. А когда они приходят [на пир], то им подают все кушанья в двойном количестве. Такой же почет оказывает им и частный гражданин, приглашая к обеду. Изречения оракулов цари обязаны хранить в тайне; знать эти изречения должны также пифии. Только одним царям принадлежит право выносить решения по следующим делам: о выборе мужа для дочери‑наследницы (если отец никому ее не обручил) и об общественных дорогах. Также если кто пожелает усыновить ребенка, то должен сделать это в присутствии царей. Цари заседают также в совете 28 геронтов. Если цари не являются в совет, то их ближайшие родственники среди геронтов получают их привилегии, именно каждый, кроме своего, получает еще два голоса.

VIII, 131

Наступление весны и пребывание Мардония в Фессалии побудило эллинов к действию. Сухопутное войско их еще не успело собраться, а флот в числе 110 кораблей прибыл на Эгину. Военачальником и навархом был Левтихид, сын Менара, внук Гегесилая, правнук Гиппократида, потомок Левтихида, Анаксилая, Архидама, Анаксандрида, Феопомпа, Никандра, Харилая, Евнома, Полидекта, Притания, Еврифонта, Прокла, Аристодема, Аристомаха, Клеодея, Гилла и Геракла. Он принадлежал, таким образом, к другой ветви царского дома. Все названные предки Левтихида, кроме последних семи, были царями Спарты. Во главе афинян же стоял Ксантипп, сын Арифрона.

IX, 81

 Когда добыча была собрана, эллины отделили десятую часть дельфийскому богу. Из этой десятины был [сделан и] посвящен золотой треножник, который стоит в Дельфах на трехглавой медной змее непосредственно у алтаря. И олимпийскому богу они отделили десятую часть добычи, из которой [сделали и] посвятили медную статую Зевса в 10 локтей высоты, а также и истмийскому богу, [отделив десятую часть], посвятили медную статую Посейдона в 7 локтей высоты. После этого распределили [между собой] всю остальную добычу: персидских наложниц, золото, серебро, прочие ценности и вьючных животных. Каждый получил то, что ему подобало. А сколько дали сверх этого воинам, особо отличившимся при Платеях,– об этом мне никто не мог ничего сказать. Впрочем, как я думаю, им были даны [почетные дары]. Павсаний же получил всего вдесятеро больше: женщин, коней, талантов, верблюдов, а также и других ценностей.

Информация о файле
Название файла Спартанские цари от пользователя maria_goncharenko
Дата добавления 10.5.2020, 19:56
Дата обновления 10.5.2020, 19:56
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 88.58 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 324
Скачиваний 92
Оценить файл