Создание в дореволюционной России системы образовательных учреждений

Описание:
Создание в дореволюционной России системы образовательных учреждений для профессиональной подготовки государственных служащих
Вторая половина XVII – начало XVIII века. Царь Федор Алексеевич и Петр I.
Середина и конец XVIII века. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ

Кафедра государственного и муниципального управления

Реферат

На тему:

«Создание в дореволюционной России системы образовательных учреждений для профессиональной подготовки государственных служащих»

Выполнила:студентка 415 группы,

                                                                                               факультета

                                                                          Управления,

                                                                  1 курса

                                                                                  Шаповалова Ольга.

                                         Научный руководитель: кандидат

технических наук

Попов

                                                                            Владимир

                                                                                     Михайлович

г.Ростов – на- Дону,

2012г.

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Вторая половина XVII – начало XVIII века. Царь Федор Алексеевич и Петр I. 3

Глава 2. Середина и конец XVIII века. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II. 6

Глава 3. XIX – начало XX века. Императоры Александр I и Николай I. 9

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 18


Введение

Государственная служба как специализированный институт призвана реализовывать, претворять в жизнь властные полномочия государства. От профессионального мастерства, знаний, деловой этики, честности государственных служащих зависит эффективность государственного управления.

Проблема создания современной демократической системы государственной службы в Российской Федерации находится в центре внимания современных реформ. Государственный аппарат традиционно оказывает серьезное влияние на функционирование всех ветвей государственной власти, на все сферы общественной жизни. Он создает единую основу, устойчивость и порядок.

Поэтому проблема повышения эффективности его деятельности представляется, особенно на современном этапе, крайне актуальной.

Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни, а ее традиции уходят в глубины времени более чем на тысячу лет.

Объект – государственная служба в дореволюционной России.

Предмет – государственные служащие в дореволюционной России.

Цель работы – изучить и проанализировать государственных служащих в дореволюционной России.

Задачи:

-       рассмотреть зарождение государственной службы в России в XVII-начале XVIII веках;

-       проанализировать развитие государственной службы в XVIII веке;

-       изучить становление государственной службы в XIX – начале XX века.


Глава 1. Вторая половина XVII – начало XVIII века. Царь Федор Алексеевич и Петр I.

На разных исторических этапах развития России ее руководство – и в царское, и в советское, и в постсоветское время – уделяло внимание, хотя далеко не всегда в должной мере, подготовки чиновничьих кадров для государственной службы, для государственного управления, местного управления и местного самоуправления.

Как отмечает известный ученый профессор Н. И. Глазунова, понимание того, что государственное управление – это профессиональный труд, требующий особых знаний и квалификации, к правителям России пришло еще в XVII веке.

Конечно, идея рационального государства и связанные с нею представления о профессионализме, знаниях в управлении, были известны в России и в предыдущие века.

Но первый проект создания в России высшего учебного заведения для подготовки государственных управленцев был составлен в последний дни царствования российского царя Федора Алексеевича (1661-1682 гг.). При этом проект предусматривал создание «храмов чином академии», в которых «семена мудрости, т. е. науки гражданские и духовные постановить». Лица, окончившие в них курс свободных наук, могут быть затем «милостиво пожалованы в приличные чины их разуму» и получить за мудрость свою особенное царское милосердие. Людей же, не учившихся «свободным наукам», велено было не допускать к государственным чинам. Характерно, что в академию принимались бы люди всех сословий и чинов. Однако проект не был реализован, и потребовались многие десятилетия, чтобы светское образование отделилось от религиозно-нравственного просвещения и определилось как самостоятельная ветвь, изучающая в качестве объекта государственное управление.

В начале XVIII в. были разработаны и другие нереализованные проекты создания образовательных учреждений для профессиональной подготовки государственных служащих. Лишь при Петре I (1672 – 1725 гг.) и по его инициативе была не только осознана необходимость обучения руководящих деятелей и специалистов посредством чтения ими имеющихся трудов или выучки их у знающих и опытных управленцев, но и поставлена соответствующая государственная задача, а ее решению был придан массовый характер.

Профессиональная подготовка государственных служащих первоначально имела узкотехнический характер. Устроенная в 1721 г. школа подъячих обучала арифметике, формам книг, табели, стилю письма, делопроизводству и проч. Несколько шире, как отмечает Н. И. Глазунова, определяла подготовку молодых дворян к службе Герольдмейстерская инструкция 1722 г. об учреждении «Краткой школы для изучения гражданских и экономических дел» при Герольдмейстерской конторе. Инструкция представляла эту школу как временную меру, «пока академии исправятся». В будущем предполагалось развитие высшего профессионального образования для подготовки к гражданской службе.

Согласно утвержденному Петром I Генеральному регламенту от 28 февраля 1720г. доступ к самым высшим должностям открывался только тем, кто обучался в Коллегии юнкеров: «Кроме сего пути никто в высший градус и до министерского чина произведен быть не может». Институт коллежских юнкеров оказался единственной привившейся на практике «кузницей» гражданских чиновников. Чтобы не было недостатка в подготовленных к занятию должности лицах, в каждой коллегии предписывалось иметь по 6-7 молодых людей из Коллегии юнкеров, получивших специальное научное и профессиональное образование в учрежденной при Сенате школе. Для непосредственных потребностей новых административных учреждений (коллегий) была приспособлена сама служебная практика, учреждения государственной службы превратились в подобие профессиональной школы. Именно в петровскую эпоху в России появился первый опыт целенаправленной подготовки государственных служащих, хотя она и носила узкопрофессионалный характер.

В 1730-е годы в России по образцу западноевропейских «рыцарских академий» появился опыт подготовки из дворян гражданских чиновников в военных училищах. Так, в созданном в 1731 г. в Петербурге Сухопутном шляхетском корпусе кадеты в течение 4 лет обучались воинским наукам и проходили политическое и гражданское обучение. Специализация предусматривалась на последнем году обучения, а выпускники кадетского корпуса, «кои более к статским делам по науке склонны явятся», обучались юриспруденции и наукам, нужным в гражданской службе, и освобождались от воинских упражнений и караулов. По окончании обучения они могли быть зачислены на «аудиторские, секретарские, подсекретарские, нотариусские и прочие тому равные чины».


Глава 2. Середина и конец XVIII века. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II.

В середине XVIII в. во время правления императрицы Елизаветы Петровны (1709 – 1761/62 гг.) немало было сделано для повышения престижа гражданской службы и дворянских семей и совершенствования профессиональной подготовки государственных служащих. В 1737 г. срок профессиональной подготовки был увеличен до 5 лет и устанавливалось жалованье: «год копиистское, два года подканцелярское, два года канцеляристское». По завершении профессиональной подготовки предполагалось «достойных производить в секретари» - должность, соответствующую 14-му рангу и дающую право на чин.

В 1755 г. круг общего образования, установленный для коллежских юнкеров, был признан недостаточным, предлагалось обучат их коммерции, французскому и немецкому языкам, истории, географии и прочим наукам, для чего они должны были в обязательном порядке посещать 4 раза в неделю классы Академии наук. В качестве базового предусматривалось широкое юридическое образование.

Подводя итоги рассмотрению этого периода российской истории развития профессиональной подготовки к государственной службе, проф. Н. И. Глазунова делает заслуживающий внимания вывод: «К середине XVIII столетия в подготовке гражданских чиновников сложилось два направления. Обучение юнкеров в коллегиях, начавшись с чисто ремесленной практики в порядках канцелярского делопроизводства, постепенно дополнялось теоретическим образованием и в 50-х годах приблизилось к тому, что можно назвать юридическим образованием. Иное наблюдается в кадетском корпусе. Здесь с самого начала подготовка к гражданской службе получает преимущественно теоретический характер и лишь на последнем году обучения принимает более практическое направление… Оба эти направления подготовки гражданских чиновников просуществовали параллельно до начала екатерининских преобразований».

При императрице Екатерине II (1729 – 1796 гг.) реформированию подверглись оба направления подготовки молодежи к государственной службе и была создана новая форма обучения. В 1763 г. юнкерская школа при сенате как не достигающая своего назначения была закрыта. При этом были учреждены классы юриспруденции в университете и кадетских корпусах, а для подготовки к низшим гражданским должностям (копиистов, писцов и других служителей) было решено иметь при Академии наук, Московском университете и при Казанской гимназии соответственно до 40, 80 и 60 малолетних разночинцев и детей приказного чина, чтобы обучать их правописанию и хорошему слогу, отчасти арифметике, геометрии и географии, а особенно – положению Российского государства.

Одновременно пересматривались учебные планы «рыцарских академий», ориентированных на соединение задач профессиональной подготовки дворян к государственной службе (военной и гражданской) с задачами широкого общего образования в духе эпохи просвещения XVIII века. Среди изучаемых наук  предпочтение отдавалось нравоучению, праву естественному, всенародному и государственному, «экономии государства». В особую группу выделялись разнообразные «художества»: рисование, живопись, гравирование, скульптура, архитектура, музыка, танцы, фехтование. Энциклопедизм первых трех классов обучения затем сменялся набором «полезных», т. е. специальных наук.

В 1764 г.  на одинаковом с гимназиями общеобразовательном фундаменте был создан совершенно новый тип профессиональной школы, готовящий дворян к государственной службе – Гражданское училище. Учебный план предусматривал овладение в совершенстве латинским, немецким и французским языками и обширный круг общеобразовательных предметов: математику, логику, философию, космологию, архитектуру, экспериментальную физику, географию и историю, особенно России и др. Курс собственно профессионального образования в гражданских училищах включал натуральное и гражданское право, систематическое познание российских законов, камералистики (совокупности административных и хозяйственных знаний по ведению государственного хозяйства), знание политики, коммерции и других наук.

Обращает на себя внимание то, что обучение в различных учебных заведениях, профессионально готовящих к государственной службе, - сословная привилегия дворянства. Лишь в 1779 г. разрешено было допускать на канцелярские должности также людей некоторых других «состояний» (из купечества, помещичьих людей, учеников духовных семинарий, воспитанников академии художеств, Московского университета, свободных и неположенных в подушный оклад людей).


Глава 3. XIX – начало XX века. Императоры Александр I и Николай I.

В начале XIX в. правящая династия предприняла новую попытку модернизации политического строя России, реформы государственной администрации и народного просвещения. При этом декларировались «нравственные образования граждан» и профессиональная подготовка просвещенных государственных служащих. Образование признавалось необходимым условием приобретения прав государственной службы, никого впредь нельзя было определять к гражданской должности, требующей юридических и других профессиональных познаний, без окончания обучения в соответствующем общественном или частном училище. Наряду со старым принципом сословно-профессионального образования стал существовать и конкурировать новый принцип образования, подготовки к государственной службе – всеобщего внесословного обучения. Активным проводником и защитником новой традиции в образовательной политике был в то время видный российский государственный деятель М. М. Сперанский (1772-1839 гг.) – ближайший советник с 1808 г. император Александра I (1777-1825 гг.).

Подготовленный под влиянием идей М. М. Сперанского Указ Александра I от 6 августа 1809 г. «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники» был направлен на то, чтобы служебное продвижение чиновников было тесно связано с наличием у них высокого образовательного ценза. Чтобы стать коллежским асессором (чин 8-го класса), стало необходимым иметь свидетельство одного из университетов, что данное лицо в нем «обучалось с успехом наукам, государственной службе необходимым», при производстве в статские советники (5-й класс) наряду с рядом других заслуг необходимо было иметь аттестат университета. Все чиновники, желавшие выдержать «экзамен на чин», получали возможность без отрыва от службы посещать летние курсы (май-октябрь) при университете по специальной программе, состоявшей из 4 разделов:

·        Грамматические знания русского языка (экзамен – сочинение) и иностранный язык (способность переводить с него на русский язык);

·        Правоведение (право естественное, римское, частное, гражданское с приложением сего к российскому законодательству);

·        Науки исторические (основательное познание отечественной истории, истории древней и новой с географией и хронологией, первоначальные основы статистики, особенно Российского государства);

·        Науки математические, начальные и общие сведения в главных частях физики, в основном объеме знаний уездных училищ.

Чиновники должны были «свидетельствовать» свои знания экзаменационному комитету, который состоял из ректора университета и трех профессоров. Дворяне, окончившие гимназию, сдавали экзамен по тем предметам, которые там не преподавались, т. е. по правоведению.

Хотя исполнение Указа 1809 г., как и в целом реформирование государственной службы, в начале XIX века встретилось с огромными трудностями объективного и субъективного характера, однако его реализация все более приоткрывала возможности поступления на государственную службу лицам из непривилегированных сословий, недворянского происхождения. Образовательный ценз все прочнее приобретает статус гаранта гражданских прав поступления на службу, а университетский диплом стал конкурировать с сословной привилегией, хотя в 1834 г. данный указ и был отменен.

Факультеты нравственных и политических наук университетов в начале XIX в. занимают ведущее место в системе подготовки чиновников для государственной службы. Все более видную роль в этом отношении стали играть утвержденное в 1805 г. Ярославское училище высших наук (так называемое «Демидовское»), Царскосельский лицей, в 1844 г. перемещенный в Петербург и получивший название Императорского Александровского (в честь основателя лицея императора Александра I), пансионы при Петербургском и Московском университетах, лицей в г. Нежине, Высшее училище для подготовки чиновников гражданской службы, которые выделилось как самостоятельное учебное заведение в структуре Петербургского университета, и ряд других учебных заведений – университетов, училищ, гимназий высших наук.

Важно при этом, что уставы Александровского лицея, Высшего училища правоведения, других специализированных вузов, а также университетские уставы ориентировали учащихся и студентов на посвящение себя тому или иному делу государственной службы.

Важнейшее значение для повышения роли профессионального образования при отборе лиц на чиновничьи должности и прохождении ими государственной службы имели создание свода Устава о службе по определению Правительства (1832 г.), обычно называемого Уставом о службе гражданской, подписанное Николаем I (1796-1855 гг.) Положение от 25 июня 1834 г. о порядке производства в чины по гражданской службе и утвержденные 28 декабря 1844 г. дополнительные правила к уставу о гражданской службе. Согласно этим документам на государственную службу принимались законнорожденные лица неподатных состояний, прежде всего дворяне, а также лица, имеющие ученую степень (кандидата, магистра и доктора), получившие их в русских учебных заведениях. Поступающие впервые на государственную службу, за исключением лиц, окончивших высшие учебные заведения, принимались на службу канцеляристами.

Лица, окончившие вузы, определялись на службу, получая одновременно классный чин (XIV-XII кл.), окончившие гимназии зачислялись канцелярскими служителями высшего по жалованию разряда, а окончившие их со знанием греческого языка получали чин XIV класса т. е. коллежского регистратора. Присвоение чина VIII класса (коллежского асессора), обеспечивающего служащему потомственное дворянство, утверждалось царем и наряду с обязательным сроком выслуги предполагало наличие высшего образования (при этом указывалось, что аттестаты иностранных учебных заведений «ни в какое уважение не принимаются»). Важно также, что устанавливались существенные льготы в присвоении чинов и продвижении по службе в зависимости от уровня имеющегося у служащего образования (образовательного разряда), что заинтересовывало лиц, претендующих на работу в государственных должностях, к повышению своего образовательного уровня.

Так, в «Положении о порядке производства в чины по гражданской службе» (1834 г.) все чиновники подразделялись на лиц с высшим, средним и домашним начальным образованием, т.е. на три разряда. Для каждого разряда устанавливались различные сроки производства в чины. Причисленные к третьему разряду после сдачи необходимых экзаменов получали право прохождения службы второго, а затем и первого разрядов.

Окончившие средние учебные заведения причислялись ко второму разряду. При поступлении на гражданскую службу им предоставлялось право получения классного чина. Они начинали свою карьеру в качестве канцелярских служащих и производились в чин 14-го класса. При этом потомственные дворяне достигали этой ступени через один год, а представители других сословий, имевшие право работы в административных учреждениях, через два года. Детям приказных служителей, ученых и художников, не имевших чина, для производства в чин 14-го класса требовалось четыре года. Как пишет профессор В. П. Мельников, по сравнению с чиновниками первого разряда, т. е. с высшим образованием, служащим второго разряда сроки выслуги лет для приобретения очередного чина значительно удлинялись. Особенно это относилось к высшим чинам. Потомственные дворяне производились из девятого в восьмой класс через четыре года, а не имевшие дворянства – лишь через десять лет. Для производства из восьмого в седьмой класс служащим со средним образованием устанавливался срок четыре года, из седьмого в шестой класс – четыре года, из шестого в пятый класс – шесть лет. В положении о порядке чинопроизводства особо оговаривалось, что чиновники второго разряда могут быть произведены в чин восьмого класса только при условии назначения на должность, соответствующую этому классу.

Порядок производства в чины еще более усложнялся для лиц, имевших низшее образование и отнесенных к третьему разряду. Прежде всего, представители этой категории при поступлении на гражданскую службу проходили испытания, в ходе которых они должны были показать способности к выполнению служебных обязанностей. При успешном прохождении претенденты принимались на должность канцелярских служителей. Для получения первого чина 14-го класса потомственным дворянам следовало прослужить два года, служащим других сословий – четыре и даже шесть.

Чиновники третьего разряда представлялись к производству в чины с 14-го по 9-й класс включительно после четырехлетней службы. Допускалось получение ими и более высоких чинов. Однако для перевода из 9-го в 8-й класс дворянам устанавливался пятилетний срок выслуги, а недворянам – десятилетний. Переход из 8-го в 7-й класс требовал шести лет, из 7-го в 6-й класс – также шести лет, из 6-го в 5-й класс – восьми лет. Что касается детей купцов второй гильдии, придворных низших служителей, низших воинских чинов, церковнослужителей, мещан и в целом лиц, вышедших из податных сословий, то, будучи принятыми на службу до утверждения положения 1834 г., они могли получить первый классный чин только через двенадцать лет работы в административных учреждениях.

В практике формирования административного персонала заслуживает внимания то, что правительство поощряло поступление на государственную службу лиц с высшим образованием. Выпускники университетов, высшего училища правоведения, пажеского корпуса и ряда других специализированных высших учебных заведений начинали гражданскую службу в чинах с 14-го по 9-й класс. Выпускников высших учебных заведений привлекали льготные возможности начать государственную службу сразу с чинов 10-9-го по классов, перспектива последовательного служебного продвижения по выслуге лет, законодательное обеспечение повышения в чинах, престижность статуса государственного служащего, достаточно высокое материальное содержание для классных чиновников, гарантированное пенсионное обеспечение. Как показывает анализ занятости вузовских выпускников за 1898-1916 гг., 74% их находились на службе в государственном аппарате. По свидетельству руководителей народнохозяйственных вузов, распространенным явлением 90-х являлось поступление молодых специалистов – отраслевиков на государственную службу, которая открывала им перспективу карьеры, предоставляла лучшие условия для самореализации, обеспечивала статусные, материальные и другие преимущества по сравнению с негосударственными секторами.

Однако, как справедливо отмечает Н. И. Глазунова, несмотря на известные подвижки, государственная служба в России во второй половине XIX века по-прежнему оставалась привилегией правящих классов и сословий. Демократизация университета, возможность для лиц податных сословий получения образования и вместе с ним право поступления на гражданскую службу – это новая тенденция в образовательной политике не получила законодательного оформления. В жизни уделом молодежи из низших слоев российского общества по-прежнему было низшее образование. Это предопределяло низкий образовательный потенциал гражданской службы. К 1860 году (начало «великих реформ»), когда число чиновников империи достигло 80 тыс., из всех университетов, лицеев и училищ правоведения выпускалось ежегодно только 400 человек. А если принять во внимание, что не все выпускники поступали на государственную службу, то можно догадаться, как ничтожен был процент чиновников государственного аппарата с высшим образованием. Ситуация не претерпела больших изменений и к началу XX века.

Конечно, государственным и муниципальным служащим становились и становятся не только те, кто обучался в специализирующихся на их подготовке учебных заведениях. Корпус хороших управленцев во многом пополнялся (и ныне пополняется) из выпускников гуманитарных (в том числе педагогических, юридических, экономических и др.), технических, сельскохозяйственных, медицинских и других учебных заведений высшего и среднего профессионального образования. Наличие соответствующего специального образования и сейчас необходимо для многих должностей государственной и муниципальной службы.

Трудно себе представить, чтобы успешно руководил тем или иным отраслевым министерством, ведомством, отделом непрофессионал. Вряд ли районным (городским, областным, республиканским) органом, ведающим, скажем, вопросами медицины сможет эффективно, со знанием дела руководить работник, не имеющий практического медицинского опыта работы, или народным образованием – лицо, не имеющее педагогического образования и стажа. Наличия только управленческой подготовки для этого весьма недостаточно. Но в то же время далеко не каждый хороший врач, учитель, или агроном сможет, не имея управленческих знаний, навыков, способностей, стать успешным управленцем.


Заключение

Итак, подводя итог исследованию состояния и особенностей государственной службы в дореволюционной России, можно отметить такой недостаток, как традиционно низкая эффективность государственного аппарата, неразвитое и ничем не стимулируемое чувство ответственности чиновников за выполняемую ими работу, крайняя медлительность «вращения бюрократических колес».

Зарождение и формирование государственной службы традиционно связывается с правлением Петра I, и это не случайно. Благодаря его реформаторской деятельности в начале XVIII в. начинает складываться модель государственной службы, формируется система ее принципов. По сути, именно во время царствования Петра I произошло достаточно глубокое и продуманное реформирование государственной службы.

Большую роль в системе мер по совершенствованию и собственно рационализации российской государственной службы сыграл М.М. Сперанский. Он предложил полную реформу всей структуры государственной власти на базе передовых идей XVIII в.

В годы правления Николая I (1825-1855гг.) произошло фактическое разделение государственной службы; государственная служба распалась на военную и гражданскую, каждая из которых стала постепенно приобретать свои специфические свойства.

Важным шагом в организации государственной службы стали кодификация соответствующего законодательства и подготовка Свода законов о службе гражданской. Предусматривалось разделение лиц, имевших по закону право на работу в государственном аппарате, на три разряда:

-       окончившие курс наук в высших учебных заведениях;

-       окончившие курс наук в средних учебных заведениях;

-       не окончившие высших и средних учебных заведений.

В течение XIX в. основными условиями поступления на государственную службу были происхождение, возраст, знания, подданство, «гражданская честь».

В 1834 году принято «Положение о порядке производства в чины по гражданской службе». В соответствии с этими документами гражданская служба и чиновничество получили свой правовой статус, порядок прохождения, профессиональные характеристики и многое другое, что стало их отличать от государственной службы.

В 1835 г. Николай I подписал указ «О расписании должностей гражданской службы по классам от XIV до V включительно».

К началу ХХ в. в европейской России было 575 тыс. чиновников, и их содержание составляло 13,36% расходной части бюджета. Эти показатели мало отличались от соответствующих показателей наиболее развитых государств, а в Германии, Франции и США чиновников было еще больше. По числу чиновников на 1000 жителей Российская империя уступала всем развитым странам мира.


Список использованной литературы

1.     Архипова Т.Г. История государственной службы в России XVIII-XX века. М.: ЮНИТИ, 2001. 255 с.

2.     Байкеева, С.Е. Образовательное законодательство и чинопроизводство в системе государственной службы России в первой четверти XIX века / С.Е. Байкеева // История государства и права. 2007. №4. С. 53-55.

3.     История государственного управления / Под ред. Пихои Р.Г. М.: Инфра-М, 2003. 375 с.

4.     История государственного управления России / Под ред. В.Г. Игнатова. Ростов н/ Д: Феникс 1999. 544 с.

5.     Игнатов В. Г. Государственная гражданская служба: учеб. для вузов. Москва – Ростов-на-Дону, «МарТ», 2005. 511 с.

6.     Кодан С.В. «Образование юношества, предназначенного к частям службы государственной». Государственно-правовая подготовка чиновников в России в 1800–1850-е гг // Чиновник. 2005. № 1.

7.     Кодан. С.В. «Каждый род службы требует исполнителей, опытностью и постепенным прохождением ее приуготовленных...» Государственная служба в предреформенной России (1800-1850 гг.). // Чиновник. 2005. №3. С. 70.

8.     Чевтаева Н.Г. Чиновничество как особая социально-профессиональная группа: по материалам российской дореволюционной социологии // Чиновник. 2005. № 4.

9.     Щепетев В.И. История государственного управления в России. М.: ВЛАДОС, 2003. 512с.


Информация о файле
Название файла Создание в дореволюционной России системы образовательных учреждений от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 21:03
Дата обновления 9.2.2013, 21:03
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 1 мегабайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 2911
Скачиваний 118
Оценить файл