МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
ФАКУЛЬТЕТ Мировой культуры
КАФЕДРА Социологии и политологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Методика и техника социологического исследования
на тему: «Социологический смысл исторической реконструкции для ее участников»
Выполнила студентка ______________________________________________
II курса 24/261 группы ______________________________________________
(подпись, дата)
Направление подготовки 040100.62 «Социология»
(специальность)
Профиль подготовки Методология и методика социологических
(специализация) исследований
Форма обучения Очная
Научный руководитель: канд. соц. наук, доц. М.Н. Яшина
_____________________________________________
(подпись, дата)
Санкт-Петербург 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
I Глава……………………………………………………………………………..7
§1 Феномен игры . Виды игр в жизни взрослых людей в современном обществе…………………………………………………………………………...7
§2 Историческая реконструкция как объект социологического анализа…….17
§3 Социологическое значение исторической реконструкции для современного общества………………………………………………………....22
II Глава. Результаты исследования…………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….34
Источники информации…………………………………………………………35
Введение
Историческая реконструкция относительно молодой и неизученный вид деятельности , который в последние годы начинает бурно развиваться . Становится интересно, чем же обусловлена популяризация данного движения , а главное – кто же и зачем начинает вступать в ряды реконструкторских подразделений ,или как их ещё можно назвать, клубов по интересам .
Можно считать, что корни движения исторической реконструкции находятся в глубокой древности. Ещё в античной Греции и Риме были случаи, когда победы отмечались крупномасштабными представлениями для публики, «воссоздающими» битву. То же самое бывало и в более поздние времена. Например, в 1687 г. английский король Яков разыграл перед своими подданными события осады Будапешта, в которой участвовал его сын. Россия тоже имеет опыт таких реконструкций. Так при императоре Николае I воссоздавались события Бородинской битвы. В них принимало участие до 25 тыс. чел. И таких примеров немало.
Появление историко-реконструкторского и ролевого движения в современной России датируют концом 80-х – началом 90 -х гг. ХХ го века. В это время появился ряд организаций, которые занимаются и сегодня театральным, зрелищным реконструированием исторических событий, например, сражений, профессионально. Современное движение реконструкции отличается от своего прообраза тем, что в клубах воссозданием реалий былых лет занимаются гражданские лица, а не военнослужащие. Ныне в России существуют несколько направлений военно-исторической реконструкции, как правило, тесно переплетающихся между собой. Это и реконструкция Первой и Второй мировых войн. Очень развито движение наполеоновских войн. Активно развивается направление Северной войны. Отдельно стоят «средневековые» клубы. Среди них можно выделить мощный пласт реконструирующих эпоху викингов и развитого средневековья XIII-XIV вв. Существуют и экзотические клубы: римляне, Золотая Орда, ландскнехты, русские стрельцы XVII в. и другие направления.
Военно-историческая или просто историческая реконструкция направлена на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д., на восстановление внешнего вида и конструкций костюмов, доспехов, оружия и бытовых принадлежностей. Это увлечение людей, любящих историю. Оно заключается в воссоздании деталей той или иной эпохи, воспроизведении того или иного исторического события, причем с максимально возможной достоверностью. Это нечто среднее между ролевой игрой и историко-любительским экспериментом.
Актуальность темы исследования состоит в том, что движение исторической реконструкции в последнее время бурно развивается , и всё большее количество людей присоединяются к нему. В России существует несколько крупных военно-исторических ассоциаций, во многих городах есть свой клуб исторической реконструкции.. Данное направление выступает неотъемлемым элементом не только воспроизведения исторической ситуации, но и современной повседневности, оформляясь либо в профессиональную деятельность, либо в определенного вида хобби, которое построено на феномене игры . В свою очередь особенность игры как способа переживания социальной реальности, способа взаимодействия, способа мышления и стиля жизни состоит в том, что она стоит вне процесса непосредственного удовлетворения потребностей и страстей.
Когда я узнала о существовании такого направления как историческая реконструкция, мне захотелось выяснить какова роль этих военно-исторических клубов в обществе, а так же , что с подвигло людей вступить в них.
Объектом исследования является историческая реконструкция.
Предмет исследования участники реконструкции ( реконструкторы).
К задачам данного исследования можно отнести:
1. Рассмотреть научную базу по изучению данной темы и исследования проводимые ранее;
2. Включиться в коллектив с целью его анализа;
3. Охарактеризовать движение исторической реконструкции на основе современных теоретических подходов; дать классификацию практик исторической реконструкции на предмет выявления социализирующей мотивации реконструкторов к участию;
4. Обосновать наличие параллелей между феноменами Военно-исторической реконструкции и игры
Целью исследования является (установление мотивов) характеристика факторов ,влияющих на участие в реконструкции.
Методы исследования
Тип исследования: качественное СИ
1.Метод включенного наблюдения
2.Интервью
Методологические основания изучения проблемы
Хейзинг «Homo Ludens», Ж.Бодрийяр «Симулякры и симуляция».
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и приложение. Первая глава содержит теоретическое и методологическое освещение проблем игр и их видов в жизни взрослых людей в современном обществе, историческая реконструкция как объект социологического анализа , и социологическое значение исторической реконструкции для современного общества. Во второй главе содержится анализ и результат эмпирического исследования. В заключении представлены общие выводы по курсовой работе и итоги исследования, а также выделены проблемы, требующие рассмотрения в последующих работах. Приложение включает в себя интервью с двумя респондентами .
Основные понятия
Историческая реконструкция- это научная работа по воссозданию предметов старины , на основе всех допустимых достоверных источников , и сам результат этой работы. В основе, которой лежит ролевая игра – разыгрывание или выполнение определённое роли .
Важным для исторической реконструкции аспектом ролевых игр является возможность ещё раз продемонстрировать свои работы заинтересованной публике. Многие начинают заниматься исторической реконструкцией, познакомившись с ней именно на ролевых играх.
Глава I
1.1 Феномен игры . Виды игр в жизни взрослых людей в современном обществе
Значимое для социологии – соотношение игры и деятельности, игры как процесса социализации. Есть ли такие составляющие игрового процесса, которые являются общими для подавляющего большинства игр в традиционном понимании этого слова (сюда, в первую очередь, относятся спортивные, карточные игры, шарады, театральные представления и пр.)? Более того, в культурном, социальном и философском аспектах изучения данного вопроса требуется, чтобы эти составляющие совпадали для различных социальных групп, народностей, конфессий и пр. И тогда, возможно, и отпадёт необходимость в вопросе «зачем», особенно, если будет видно, что игра – это нечто, изначально присутствующее в любом виде жизнедеятельности, изначально ему свойственное. Не исключено, что тогда появится возможность увидеть игровые элементы в тех событиях, к которым раньше нельзя было применить термины, включающие в себя слово «игра».
В первую очередь, игра – это свободная деятельность. Это определённый выбор, который может сделать только сам играющий. Он может выйти из игры в любой момент, его нельзя принудить играть (не выполнять какие-то действия, оставаясь в собственном отношении к происходящему статичным участником какого-либо действия, а именно играть), он добровольно (свободно) принимает правила игры. Игра – не жизненно необходимая потребность, без неё можно обойтись, она является излишеством, которое человек может себе позволить. Играющий может быть связан определёнными правилами внутри игры (это тоже обязательное свойство), но вне её он сам решает, переходить ли эту границу или нет, вступать ли в игровое пространство. При этом играющий не преследует достижения какой-то конкретной выгоды, реализуемой вне игры. Ценность игры исключительно в ней самой, внутри её.
Не случайно была упомянута граница между игрой как отдельным пространством и обычной жизнью – это вторая отличительная особенность игры, которая является выходом за рамки текущей жизни во временную сферу деятельности. Играющий постоянно помнит о том, что всё происходит «не на самом деле», что за спиной идёт обычная жизнь, в которою он в любой момент может вернуться. Тем не менее, в рамках игры он ведёт себя так, как будто бы этой жизни не существует. Если реальная жизнь вторгается в игру, противореча своими проявлениями правилам игры, наступает конфликт – либо игра прекращается, либо перекрывается доступ к игре реальному жизненному объекту, либо меняются правила игры, причём часто по её ходу. Но целостность и отделённость игры должны постоянно присутствовать. Эта отстранённость часто подчёркивается внешней атрибутикой (форма игроков, театральные одежды; как наиболее яркое представление – маскарадные костюмы); иногда выделение особого игрового пространства сопряжено с отсутствием открытой информации (процедуры вступления в клубы, общества, братства и пр.).
Человеческая игра не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра является выражением определенного отношения личности к событиям и самой окружающей действительности.
Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры. В игре выражается более непосредственное отношение к жизни, она исходит из непосредственных побуждений – непосредственных интересов и потребностей. Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему; значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию.
В игровой деятельности отпадает возможное в практической деятельности людей расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта.
Игра – необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал, в свою очередь определяющий духовную культуру эпохи. Из стихийного качества, ритма жизни игра становится для тех или иных слоев общества, а в какие-то периоды – общества в целом, драматургической тканью реализации какого-либо высшего социального сюжета, нравственно-социальной идеи.
Хейзинга рассматривает игру в нескольких аспектах: как вид деятельности, как форму происхождения культуры, как обязательный элемент всякой культурной активности, как движущую силу развития культуры. Особую ценность и уникальность концепции Хейзинги придает стремление проследить роль игры во всех культурных сферах: в поэзии, философии, науке, юриспруденции, войне, быту — во всей истории.
Игра, согласно Хейзинге, — экзистенциальная и витальная категория. Потребность в игре не связана с какой-либо стадией развития культуры. Хейзинга определяет игру как «свободное действование», обладающее собственным временем и пространством, стоящее вне обычной жизни, но полностью овладевающее участниками. Настоящая игра не связана с материальной пользой, но дает радостное возбуждение, раскрывает человеческие способности, сплачивает группу. Игра воспитывает «человека общественного», способного добровольно и сознательно участвовать в жизни коллектива, подавлять свои эгоистические интересы, руководствоваться понятиями солидарности, чести, самоотречения и т. п. Хейзинга подчеркивает эстетичность игры, присущую ей гармонию и красоту, которые создаются свободным полетом фантазии и творчеством при одновременном соблюдении строгих правил действия и игровой морали. Хейзинга соединяет-шиллеровско-романтическое понимание игры как свободно-творческой активности с трактовкой ее как способа организации деятельности и общения, подчеркивая при этом нравственную сторону «честной игры»[1]
В своей работе Хейзинга анализирует главные признаки игры.
1. Всякая
игра есть, прежде всего, свободная деятельность. Игра по принуждению, по
приказу становится навязанной, лишается главного смысла и назначения. Для игры
необходимо свободное время, она не диктуется обязанностью, а определяется
желанием, личным настроением. Можно вступить в игру, но можно и не делать
этого, отложить ее на неопределенный срок.
В повседневной жизни игра возникает как временный перерыв. Она вклинивается в
жизнь как занятие для отдыха, создавая настроение радости.
2. Цели игры прямо не связаны с пользой, выгодой, материальным интересом. Она обретает смысл и значение благодаря собственной ценности. Человек дорожит этим состоянием, вспоминая наслаждение, которое он пережил во время игры, желает вновь испытать те же чувства.
3. Игра обособляется от обыденной жизни местом действия и продолжительностью. Она разыгрывается в определенных рамках пространства.
4. Игра не может длиться бесконечно, у нее есть свои рамки начала и конца. Она имеет замкнутый цикл, внутри которого происходит подъем и спад, завязка и финиш. Поэтому в игру вступают, но ее и заканчивают.
5. Устойчивость и повторяемость игровых форм определяют их место в культуре. «Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как некое духовное творение или ценность, передается далее как традиция и может быть повторена в любое время»[2] .
6. Любая игра протекает внутри определенного пространства, которое должно быть обозначено. Арена цирка, игральный стол, волшебный круг, сцена, храм, экран, судное место – все это особые территории, «отчужденные» земли, предназначенные для совершения игрового действа. Внутри игрового пространства царит собственный безусловный порядок. Это очень важный признак игры. Он имеет непреложный характер, запрещающий нарушать правила игры.
7. Всякое отклонение от установленного порядка в игре воспринимается игроками как вероломство, обман. Правила игры обязательны для всех без исключения, они не подлежат сомнению, пересмотру или оценке. Если их нарушают, игра становится невозможной. Нарушители правил изгоняются из игры с позором и наказанием. Игра – это святое, и играть надо «честно и порядочно» - таковы ее внутренние законы.
8. Игра всегда требует сообщества, партнерства. Группировки, корпорации, ассоциации обладают способностью к самосохранению и консервации, обособляясь от прочего мира, используя игровые формы для укрепления своей сплоченности: «Клуб идет игре, как голове шляпа».[3]
9. Чтобы усилить принадлежность к игре, используются ритуалы и церемонии, тайные знаки, маскировка, эстетическое оформление в виде особого костюма, символики. Участие в игре имеет свой сценарий, драматическое действие; оно разыгрывается как спектакль, с завязкой, кульминацией и развязкой.
Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь».[4]
Поскольку игра обнаруживается во всех культурах, всех времен и народов, это позволяет Хейзинге сделать вывод, что игровая деятельность коренится в глубинных основах душевной жизни человека и жизни человеческого общества.[5]
Религиозный культ сопровождался всегда священной игрой ритуалов, обрядов, церемоний, символов. Поэзия возникла в игре как словесное состязание. Музыка и танец изначально были игровым действием. Философия, наука также имели игровые формы. Военные действия разворачиваются по сценарию, содержат игровые элементы.
Хейзинга отмечает тенденцию постепенного, но неуклонного уменьшения игрового элемента в культуре последующих столетий. Колизей, амфитеатры, ипподромы в Римской империи, турниры и церемониальные шествия в Средневековье, праздничные карнавалы и маскарады Ренессанса, стили барокко и рококо в Европе, парады модного костюма и париков – вот те немногие новые формы, которые вошли в европейскую культуру в минувшие века.
Вопрос о подлинности чувств, желаний, замыслов в игре вызывает естественное сомнение: не являются ли они чувствами, желаниями, замыслами той роли, которую разыгрывает играющий, а не его собственными, и не являются ли они в таком случае для него воображаемыми, а не реальными, подлинными его чувствами? Чувства, желания, замыслы той роли, которую выполняет играющий, – это его чувства, желания и замыслы, поскольку роль, в которую он воплотился, – это он сам в новых, воображаемых условиях. Воображаемы только условия, в которые он себя мысленно ставит, но чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, – это подлинные чувства, которые он действительно испытывает.
В ХХ в. на первое место в игре выдвинулся спорт. Состязания в силе, ловкости, выносливости, искусности становятся массовыми, сопровождаются театрализованными зрелищами.
Но в спорт все больше проникает коммерция, он приобретает черты профессионализма, когда дух игры исчезает. Всюду процветает стремление к рекордам. Конкуренция, соперничество охватывают экономическую жизнь, проникают в сферу искусства, научную полемику. Массовые развлечения, сенсации, скандалы тоже имеют игровые формы. Массовые зрелища, сопровождаемые салютами, приветствиями, лозунгами, внешней символикой, маршами, получили широкое распространение в культуре ХХ века.
Иногда незаметно, иногда явно, но почти каждый день мы становимся свидетелями и/или участниками тех или иных социальных, политических, экономических, культурных и спортивных игр. Поэтому вполне естественным является желание понять и определить роль игры как культурного и философского явления в развитии и текущем состоянии человечества.
Хёйзинга отмечает снижение влияния игры на развитие человеческой культуры, на что, в первую очередь, влияет резкое усиление роли науки.
Тем не менее, в современном мире значение игры меняется не всегда только в сторону снижения. Наблюдается возникновение игрового надпространства, в котором развивается игра над игрой, то есть само игровое пространство является предметом определённых действий (выступая при этом не только как статический объект – уже свершившийся факт), определённого розыгрыша. Примерами такого развития являются многочисленные ситуации вокруг спортивных состязаний (все олимпиады за последние 10-12 лет; чемпионаты мира по шахматам, проводимые по различным версиям) или политических выборов, их разрешение становится объектом уже отдельно стоящих игровых споров. Из древней Греции вернулась форма театральных состязаний, в которых сценические постановки являются соревнующимися субъектами и выполняют двойную роль, неся игру в самих себе и выступая участниками над-игры одновременно.
Можно ли выделить виды игр? К. Гросс подразделяет игровые явления на четыре группы: боевые, любовные, подражательные, социальные. Группировка игр по таким видам построена на разнородных критериях, прежде всего на идее социальной деятельности.
Английская исследовательница игр А. Гомм делит все игры на две группы: игры драматические и игры, построенные на «ловкости и удаче».
У А. Гомм игры драматические имеют пять горизонтальных приемов оформления: линейное, круговое, арочное, спиральное и произвольное. По вертикали Гомм разбивает игры на 25 рубрик: игры свадебные; игры, построенные на ухаживании и любви; игры «в крепость»; погребальные игры; земледельческие; торговые; религиозные; табу; природные; игры с угадыванием; колдовством; жертвоприношением; подражание спорту; подражание животным; игры с ведьмами и похищением детей; рыболовные; сбивание масла; угадывание; борьба и состязание; игры с пением и танцами; игры в прятание и поиски; чехарда; жмурки; фанты; игры с мячом. Эта классификация дана вне какой-либо логики.
Е.И. Добринская и Э.В. Соколов классифицируют игры «по содержательному признаку» (военные, спортивные, художественные, экономические, политические); «по составу и количеству участников» детские, взрослые, одиночные, парные, групповые); «по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.).
Данные авторы различают игры «по их основной направленности». Они же к особому виду технической игры относят игровые автоматы. Наконец, Добринская и Соколов выделяют также игровые методы обучения.
Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, а можно даже и на три большие группы:
1. Игры с готовыми "жесткими" правилами.
2. Игры "вольные", правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
Данное деление частично условно, так как практически в любой игре есть "вольное" творческое начало и присутствуют правила или наметки правил.
Каждый блок или вид игр следует различать (что и делается на практике) по следующим принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям). К внешним признакам игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров. Дадим некоторые уточнения, связанные с делением игр по внешним признакам.
По содержанию. Содержание — определяющая сторона игры как таковой, оно представляет единство всех составных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание — это то, что содержит в себе игра. Оно включает в себя фабулу, тему, интригу, задачи игры. Содержание — это основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные; бытовые игры в профессию; этнографические игры и т.п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные, криминальные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, объединяющие в себе органично игры разного вида.
Й. Хёйзинга, впервые выдвинувший в литературе игры социального характера — "высшие формы игры", предлагает включить в систему классификации модельно-социальные формы игры: игру-эротику, игру-состязание, игру-правосудие, игру-театр, игру-поэзию, игру-дипломатию, игру-войну и т.д. Ему вторит американский психолог и психиатр Э. Берн (1902-1970), который считает, что природа в процессе эволюции установила достаточно игровых трансакций такого типа, в частности, то, что называют сексом, он считает инструментом игрового поведения, ибо сексуальные игры — это упражнения в сексуальном привлечении, эксплуатации, победе, разрядке, наслаждении. В данном подходе в основе классификации социальных форм жизни — игры лежат «сюжеты жизни»: война, любовь, дипломатия и т.д. В этом плане правомерно говорить о парламентских или политических играх и т.п.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Она является основой досуга, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием — темой игр может быть буквально любая деятельность человека.
Классификация игр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется нам задачей важной и перспективной. Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикальные и горизонтальные связи — это досуг (собственно игра), познание, труд, общение, с другой — это психофизическая интеллектуально-творческая и социальная деятельность, взаимопроникающие друг в друга, имеющие свои модальности, структуры, функции, элементы, результаты.
1.2 Историческая реконструкция как объект социологического анализа.
Концепция игровой культуры Й. Хейзинги позволила проанализировать реконструкторов как игровое сообщество. Важнейшие принципы функционального подхода к культуре как скрепляющей силе социального организма разработаны в трудах Э. Дюркгейма. В классических трудах М. Вебера, П. Бурдье и Т. Парсонса намечены подходы к анализу социальных практик и социальных систем. При этом, с точки зрения концепции Т. Парсонса, историческую реконструкцию необходимо рассматривать с позиции социальной системы внутри системы российского общества и культуры – в частности – молодежной культуры и субкультуры. Истоки субкультурных исследований находятся в трудах представителей социологической школы США, среди которых Д. Майерс, У. Уайт в первой половине прошлого столетия посвятили свои научные работы изучению образа жизни и социальной самоидентификации различных группировок из городских трущоб. Концепция трансакционизма Х. Беккера и С. Коэна послужила переходным звеном от исследований девиации и частично экстремизма молодежных социальных группировок к изучению молодежной субкультуры как звена системы с особым внутренним структурно-содержательным наполнением. В 70-х годах XX столетия в центре изучения субкультур молодого поколения были теория гегемонии А. Грамши и неомарксистский подход Франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер), где популярная культура как первооснова дальнейшего вычленения субкультур рассматривалась сквозь призму понятия меняющейся среды обитания. Субкультурные практики осмысливались как не совсем организованные модели поведения молодежи в контексте их сопротивления индустрии культуры. Значительный вклад в развитие субкультурной теории внесла деятельность Бирмингемского центра современных культурных исследований – С. Холла, Дж. Кларка, М. Брейка. Была сформирована научно-методическая база для переосмысления теории субкультур в традициях постмодерна: С. Редхэд, С. Торнтон, детально проанализировали и обосновали понятия «гибридность», «стиль жизни», «клубные культуры», «клубные объединения». Субкультурные объединения стали рассматриваться в тесной связи с производимым социальным эффектом. Значимое место исследователи отводят ценностному аспекту, связывающему деятельность клубов исторической реконструкции с контекстом развития патриотических настроений у их представителей.[6]
1. Развитие исторической реконструкции из субкультуры в движение свидетельствует о возрастании ее популярности и новом феномене молодежной культуры. Сущность исторической реконструкции заключается в ее социальном характере, проявляющемся в воссоздании позитивных чувств и отношений к историческому прошлому. Определение понятия историческая реконструкция даёт возможность толковать его, как в широком, так и в узком смысле, учитывать его статику и динамику. В наибольшей степени указанным критериям отвечает определение, трактующее историческую реконструкцию как социальное действие, направленное на воссоздание материальной и духовной культуры прошлого.
2. Движение исторической реконструкции, согласно типологии Г. Блумера и Д. Эберли, можно охарактеризовать как специфическое игровое экспрессивное движение альтернативного типа, направленное на воссоздание боевых практик и событий прошлого, обрядов и ритуалов, отличающееся достаточно высокой степенью вовлеченности, формирующее у участников специфические навыки и интерес к изучению истории, экспериментальной археологии, этнографии и фольклора. Как показали результаты эмпирического исследования, привлекательность исторической реконструкции обеспечивают многообразие практик и их содержательность, что дает индивиду возможность полного самовыражения, способствует его успешной социализации отображению и возвышению его духовной сущности, формированию патриотических чувств. Характер исторической реконструкции позволяет рассматривать ее как эффективную меру профилактики негативных девиаций, молодежного экстремизма, ксенофобии, эксклюзии.
3. Фольклор как словесное выражение этнографии придает этнографическому представлению, основной практике исторической реконструкции, особую выразительность, красочность и завершенность. Этнографическое представление, фольклор способствуют повышению интереса к исторической реконструкции, поэтому могут рассматриваться как значимая функциональная часть социального процесса молодежной политики. Комбинированная форма фольклорного и этнографического представления, при которой осуществляется одновременное воссоздание материальной и духовной культуры прошлого, является закономерным следствием эволюции практик исторической реконструкции, обеспечивающей наибольший эффект историчности и достоверности воссоздаваемого периода.
4. Феномен движения исторической реконструкции, формирующийся в отдельное направление социокультурного развития молодёжи, в этой связи может рассматриваться как отдельный самостоятельный объект для молодежной политики. Такой подход позволит сохранить феномен движения исторической реконструкции и обеспечить его дальнейшее развитие, усиливая его влияние на молодое поколение. Молодежная политика в таком случае выступит организационной основой, обеспечивающей развитие движения и организационно-функциональную взаимосвязь всех участников исторической реконструкции.
5. Молодежная политика сегодня слабо учитывает масштабность движения исторической реконструкции, ее усиливающееся культурное и социальное влияние на мировоззрение молодежи. Системное взаимодей-ствие всех элементов системы социокультурной среды, частью которой является историческая реконструкция, представляет собой определенную программу организационно-функциональных мероприятий, но эффект их воздействий определяется тем, насколько они целенаправлены. Молодежная политика сможет строиться на целостном концептуальном подходе, учитывающем, в первую очередь, поддержку и усиление социального влияния исторической реконструкции.
6. Развитие движения исторической реконструкции, в том числе, как части социальной работы с молодежью, пока полностью еще не поддерживается на уровне государственной молодежной политики, хотя и предполагает разработку на основе системного подхода целостной концепции организации исторической реконструкции. Это напрямую следует из результатов исследования, которое выявило интенцию участников движения к сотрудничеству с государством в сфере патриотического воспитания и работы с молодежью в целом. Такая концепция определяет организацию исторической реконструкции важнейшим ресурсом социальной работы с молодежью, взаимосвязи организационно-функциональных элементов и структурной иерархии, контроля и управления. В этой перспективе программно-стратегические установки молодежной политики получат согласованность с потребностями повседневных реалий современного молодежного соо-щества. Связующим организационным звеном может стать постоянно действующий специализированный Форум «Историческая реконструкция. Прошлое в настоящем» с международным статусом.[7]
Можно предположить, что клубы исторической реконструкции способны развивать программы расширения сознания и духовного мира молодого человека. Основополагающую роль в этом играет эффект погружения (историчности), который достигается путем восприятия себя в глазах других изначально через материальную реконструкцию. Одна из самых сложных задач духовной реконструкции заключается в воссоздании образа мысли (и поведения) исторического объекта (персонажа). Если исключить один из компонентов, то историческая реконструкция не перестает быть таковой, но сводится к одному из двух компонентов, и в результате теряется эффект погружения, что не может не сказаться на качестве действия индивида. Реконструктор должен соответствовать требованиям организаторов, он совершает определенное действие и вкладывает в это действие субъективный смысл, достигая целерациональности, ценностной рацио-нальности, определенной аффективности и традиционности (М.Вебер). Он может рассматриваться как исполнитель социального действия и старается проверить теоретические данные практическим путем через методы прямого копирования, переноса, предположения (В.В. Хабаров), чтобы сосредоточиться на существенной стороне воссоздаваемого предмета посредством приобретенных знаний и накопленного опыта.
Движение военно-исторической реконструкции сочетает в себе несколько направлений деятельности:
1. Воспроизведение материальной культуры прошлого в виде оружия, доспеха и других, связанных с воcпроизводимым образом воина вещей.
2. Воссоздание бытовых и социальных отношений эпохи, реконструируемых в группе ВИР.
3. Реконструкция условий, приемов и других спортивных особенностей исторического поединка.
4. Реконструирование и инсценирование определенных исторических событий, связанных с военной историй.
5. Создание и воплощение сценарного действа для показательных выступлений, не связанных с какими-либо конкретными историческими военными событиями (инсценировка).
6.Участие в коммерческих шоу.
Движение ВИР, возникнув как неформальное молодежное движение, приобрело характерные черты игровой культурной инсценировки: поведенческий код, символическую экипировку, определенные пространства для презентации, собственный жаргон. (111) [8]
1.3 Социологическое значение исторической реконструкции для современного общества
Движение исторической реконструкции занимает особое место в системе молодежного досуга и основных этапах социализации индивида. Историческая реконструкция в современном обществе представляет собой социальное действие, направленное на воссоздание материальной и духовной культуры прошлого. Главной особенностью исторической реконструкции как социального явления и действия является глубина содержания и многообразие форм и практик его выражения. Факторы привлекательности исторической реконструкции формируют феномен движения исторической реконструкции в молодежной среде как социализирующий и морально-нравственный ориентир. Широкий диапазон привлекательности исторической реконструкции дает возможность молодежи реализовать свои духовные потребности в самоидентификации и культурной социализации, что позволяет рассматривать историческую реконструкцию как эффективный элемент в процессе воспитания патриотизма. Являясь функциональным элементом социальной системы, историческая реконструкция в силу определенных закономерностей оказывает причинно-следственное воздействие на мышление, действия и образ жизни молодого поколения. Гипотетически организация исторической реконструкции на уровне государственной молодежной политики предполагает в первую очередь её взаимосвязь с потребностями молодежной культуры современного общества.[9]
Современная культура фрагментарна и мозаична, поэтому поиск самоидентификации осуществляется в разнообразных пластах и аспектах, в том числе в тех областях деятельности, которые традиционно ассоциировались с досугом, увлечениями, хобби. Он возможен одновременно в самых различных сообществах, и среди них – сообщество участников военно-исторической реконструкции . [10]
Такая область деятельности человека , как военное дело на сегодняшний день остаётся малоисследованным явлением несмотря на то , что она оставалась одной из доминирующих , наряду с религиозной ,торговой, ремесленной и другими составляющими древней и средневековой культуры .
Именно военная деятельность стала объектом применения военно-исторической реконструкции , давшей новые методы в исторических науках , музейном деле , археологии и этнографии , а порой даже в социологии и антропологии.
Благодаря военно-исторической реконструкции стало возможным по-новому, с большей степенью достоверности оценить многие исторические данные о культуре российского народа, развития ремёсел и технологий , традициях и связях с другими культурами.
Археология получила возможность по найденным фрагментам восстанавливать целые предметы и даже комплексы ( например , комплексы вооружений русских воинов). Музеи получили возможность экспонировать не только подлинные вещи ,сохранившиеся во времени , но и вновь созданные реконструированные модели (например, в музее «Куликово поле» выставлены доспехи русских воинов , реконструкции М.Горелика), дающие представление зрителю о реальной жизни наших предков . Нередко результаты реконструкций во многом опровергают общепринятые взгляды на тот или иной объект . назначение многих археологических находок становится ясным лишь в реконструированном виде или комплексе.
Но помимо вышеперечисленных военно-историческая реконструкция проникла в области современной культуры , казалось бы изначально далёкие от подобных видов деятельности . Театр , кинематограф , педагогика , шоу-бизнес нашли точки соприкосновения с военно-исторической реконструкцией . Наиболее ярко необычно и масштабно военно-историческая реконструкция проявила себя как культурная и общественная деятельность , как форма развивающегося досуга.( Гухмрев)
Участие в ВИР создает для личности определенный способ структурирования свободного времени, эмоционально насыщает жизнь, создает возможность преодоления социально-культурной ограниченности, косности, создает дополнительные возможности человеческого общения в группе единомышленников и духовное взаимообогащение членов группы ВИР.
Освоение исторических ценностей личностью в группе ВИР или в индивидуальных занятиях влияет в конечном счете на внутренний план самой личности, с уровнем информированности возрастает и культурный потенциал личности. Следовательно, работа в группе ВИР имеет для личности не только компенсаторное значение, но и личностноформирующее, особенно, если учесть тот факт, что в группах ВИР в основном сравнительно молодые участники.
Занятие в группе ВИР создает разнонаправленность в жизнедеятельности человека, оно направлено на удовлетворение желаний личности, которые не могут быть удовлетворены вне этой игры, что способствует сохранению чувства собственного достоинства индивида, осознанию собственной личностной ценности, придает его жизненной позиции устойчивое равновесие, ощущение стабильности в то неустойчивое время, в котором ему приходится жить.
Движение ВИР не представляет собой нечто застывшее, абсолютно устойчивое. Оно развивается, причем это развитие может быть обусловлено многими факторами.
В столичных городах, например, в Москве, где есть киностудии, многие группы ВИР объединились при киностудии Мосфильм для участия в специальных шоу-программах, утратив тем самым свой неформальный характер.
Другая форма дальнейшего развития движения ВИР-спортивная, также формализованная в Ассоциацию исторического спортивного фехтования.
Однако, многие клубы ВИР в провинциальных городах продолжают свою традиционную деятельность.
Во всех своих проявлениях культурные акции участников ВИР максимально ясным и доступным языком своих эффектных выступлений приобщают широкие массы публики к отечественной истории, делает общедоступными определенные музейные раритеты, зрители исторических 120 акций получают возможность совершить своеобразную экскурсию в военно-историческое прошлое. И хотя подобные зрелища — это не настоящее большое искусство, а скорее красивое развлечение, тем не менее на зрителей они имеют несомненное этическое, эмоциональное и эстетическое воздействие, в особенности, на подрастающее поколение.
Став частью культурного целого, движение ВИР в пределах собственной сферы (художественного творчества и игры-инсценировки) синтезирует определенные явления науки, искусства, морали.[11]
Глава II. Результаты исследования
За 25-тилетнюю историю движения военно-исторической реконструкции сложилось как несколько устойчивых фестивалей, проводимых ежегодно - таких как «Бородино» или «Куликовская битва» - так и множество более мелких мероприятий с разным количеством участников. Кроме собственно боевой составляющей, всё большую роль играет воссоздание бытовой и культурной части жизни реконструируемых эпох.
Реконструкторов можно разделить на несколько категорий или направлений развития. Они зачастую переплетаются между собой. Одни и те же люди и клубы могут принимать участия в мероприятиях разной направленности. Историк Хабаров выделяет и охарактеризовывает четыре основных направления реконст-движения. Причём, выделяет эти направления не по хронологическому принципу, т.е. по реконструируемой эпохе, а по наиболее характерным, на его взгляд, внутренним чертам.
1. (Living history» («Живая история»)
Представители этого направления наиболее скрупулезно подходят к воспроизведению реконструируемой эпохи и ее материальной культуры. Это, если можно так выразиться, - наиболее «научная» часть движения. Реконструкция внутри этого направления сближаются с «экспериментальной археологией» - давно ставшей вспомогательной исторической дисциплиной. Именно реконструкции, созданные для «Living history» охотно приобретают музеи. Большая точность в деталях и стремление к отказу от современных предметов на мероприятиях делают представителей направления «Living history» прекрасным живым наполнением экспозиций музеев под открытым небом. Мероприятия в стиле «Living history» чаще всего бывают небольшими, «элитарными» и сильно «погружёнными» в эпоху. В то же время эти элитарные мероприятия - наименее зрелищная часть движения и меньше известная широкой публике.
2. Шоу-направление
Развитие туризма и повышение интереса людей к истории привели к появлению в нашей стране различных исторических шоу. Как правило - это фестивали, проводимые на местах знаменитых сражений.
Мероприятия шоу-направления наиболее массовые. Они собирают по нескольку сотен участников и несколько тысяч зрителей. Такие мероприятия довольно активно поддерживаются как госструктурами, так и частными лицами. Однако большая массовость и ориентированность на шоу требует меньшего «погружения» в эпоху. Поэтому требования к реконструкциям в этом направлении относительно ниже, чем в «Living history» и касаются больше внешней стороны. Меньше внимания уделяется, например, воссозданию бытовой части жизни. Реконструкция быта на шоу мероприятиях зачастую вообще отсутствует, т.к. не нужна организаторам мероприятий.
Относительно мягкие требования, чувство приобщённости и яркая зрелищность «шоу-направления» делают его наиболее популярным среди большого числа реконструкторов. Особенно начинающих.
3.Турнирное направление
Наверное, напрямую связанно с шоу-направлением и хронологически охватывает только эпоху средневековья, но ярко выделяется в массе реконст-движения и имеет свои специфические особенности. Поэтому выделено особо. Так называемые турниры вбирают в себя как признаки исторической реконструкции, так и спорта.
От реконструкции в этом движении костюмы, доспехи и вооружение, которые бойцы стремятся приблизить к историческим аналогам, а так же общая стилизация мероприятий «под средневековье».
От спорта в этом движении - стремление обезопасить себя во время поединков, и унификация требований к снаряжению, а так же некоторая «спортивность» правил боёв.
Воссоздаваемые в этом направлении реконструкции гораздо менее точны и более утилитарны. Хотя ввиду приспособленности исходных образцов к боям и стремление бойцов подчеркнуть историчность своего снаряжения в турнирном направлении зачастую появляются весьма неплохие образцы реконструкций.
Мероприятия турнирного направления тоже направлены на зре-лищность, собирают много зрителей, хотя не могут похвастаться сотнями участников. За счет своей зрелищ-ности они тоже наиболее охотно поддерживаются «извне», как госструктурами, так и частными лицами. Причём, ввиду относительно небольшого количества участников и большого количества зрителей, турнирное направление может похвастаться наибольшим в реконструкторском движении опытом работы с частными спонсорами.
4. Исторические ролевые игры
Собственно к движению реконструкции ролевые игры прямого отношения не имеют, но в глазах стороннего зрителя «человек в дурацком», будь он ролевик или реконструктор, суть одно и то же. В тоже время, в ролевых исторических играх часто принимают участие и представители реконструкторского движения, ведь, как уже отмечалось, все эти направления так или иначе переплетаются между собой.
В исторических ролевых играх во главу угла ставится именно «поргру-жение» игрока в историческую реальность. Требования к реконструкции материальной культуры в этом направлении наименьшие. Тут процветают условность и функциональность. Реконструкции сближаются с театрально-бутафорскими костюмами. Тем не менее, в ролевых играх происходит наибольшее «вживание» игрока в образ отыгрываемой роли. Оно достигает порой очень больших высот. А необходимость всесторонней подготовки к игре обуславливает неплохое ориентирование в историческом материале, как организаторами игры, так и большинством игроков.
Ролевые игры - мероприятия не зрелищные. Они обращены «вовнутрь». Присутствие зрителей не поощряется. Поэтому финансовые вопросы на играх решаются, как правило, за счёт собирания оргвно-сов с участников игры.
Существующее и активно развивающееся движение реконструкции во всех направлениях активно воссоздаёт предметы материальной культуры. Порой на очень высоком уровне. Изучаются новые источники, предъявляются всё новые и всё более высокие требования к новоделам. Накоплен уже довольно большой опыт, который требует некоторого обобщения и ставит новые проблемы.
Одной из таких проблем является отсутствие единой, общепринятой терминологии. До сих пор разные люди под словами реконструкция, новодел, реплика подразумевают самые разные понятия. И эти несоответствия вызывает определённые споры. Понятийный же аппарат -это то, что в первую очередь отличает научный подход в любой области деятельности. Не исключением является и реконструкция. Думается, что для выработки единой терминологии необходимо собирать не одну конференцию. И проводить обсуждения в СМИ. [12]
Для написания данного исследования было осуществлено включённое наблюдение на фестивалях исторической реконструкции по Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Это военно-исторические реконструкции : « За Ленинград!» , проходившая 19 января 2014 года , посвящённая 70-летию освобождению Красного села , где непосредственно сам автор выступал в качестве реконструктора ; мероприятие «В ПОЛОСЕ ПРОРЫВА»
26 января 2014 г. в Ломоносовском районе под Гостилицами в деревне Порожки - на историческом месте, где был нанесен "Первый Сталинский Удар" - Операция «Январский гром» ; так же реконструкции фестиваля «За Лениград!» , проходившие 1-2 февраля 2014 г. в г.Сланцы и Кингисепп ; военно-исторический фестиваль « Забытый подвиг-Вторая Ударная» , посвящённый 72-летию Любанской наступательной операции , проходивший 6 апреля 2014 г . в пос. Тесово-Нетыльский Новгородского района Новгородской области ; 11 мая 2014 года д. Кукшегора военно-исторический фестиваль «Освобождение Карелии. 1944 год», где велось включённое наблюдение два дня подряд с полным погружением в обстановку ( проживание в полевых условиях).
Опираясь на теорию Ж.Бодрийяра можно предположить что, в какой-то степени для реконструкторов их увлечение - это бегство от действительности. Реконструкторы - люди, неудовлетворенные тем положением, которое они занимают в повседневном мире. Жизнь в крупном городе, работа ради денег, которая не всегда приносит удовольствие, желание реализоваться еще в чем-то - это проблемы, знакомые почти каждому. И чем талантливее человек, чем многограннее его личность, тем теснее ему в рамках офиса и делового костюма. Занятие реконструкцией позволяет человеку компенсировать эту неудовлетворенность социально безопасным способом. Это очень важно.
В работе был использован метод полуформализованного интервью Первый респондент – девушка –студентка 19 лет , второй респондент- молодой человек в возрасте 26 лет, по профессии журналист. Текст интервью дан в приложениях .
Стоить отметить ,что респонденты охотно согласились на интервью .
Общее о реконтсрукторах. Вообще группа является довольно открытой и общительной, однако как отмечают люди посторонние, не входящие в группу, далеко не каждый захочет увлекаться чем-либо подобным, а тем более связывать себя со специфической системой, подчиняющейся довольно простым, но строгим правилам. Во всяком случае, желающие войти в движение не испытывали никакого давления со стороны «старичков». Более того клубы охотно принимают новичков и, по возможности, помогают им освоиться в новом социальном пространстве. При всем этом, понимая необычность своего увлечения, новому члену группы отводится время для того чтобы понять действительно ли он хочет этим заниматься.
«И: да (-) а любой любой ли человек может прийти: в ваш реконструкторский клуб
Р2: (-) аа любой главное чтобы человек отличался адыкватностью: имел хотя бы минимальное здоровье и: ээм (1) как же это правильно имел хотя бы минимальную возможность эээ (-) собрать комплект формы»
Почему люди выбирают именно реконструкцию? Что ими движет , каковы их мотивы ?
Мотивация занятий любым хобби зависит от многих факторов: социального, финансового, культурного и др. Желание посвятить часть своего времени или даже все свое эффективное рабочее время занятиям реконструкцией в равной степени подвержено как влиянию индивидуальных стремлений человека, так и условиям его окружающей среды, которая в результате накладывает очень серьезный отпечаток на движение.
На основе полученных мною данных я бы выделила два типа реконструкторов:
1. Это так называемые лидеры или «заинтересованные» .Обычно такие люди стремятся занять должность командиров , являются идейными вдохновителями , либо же организаторами. Занимаются углублённым изучением вопросами истории, стараются организовывать свои мероприятия, либо находят другие способы сделать реконструкции чем-то большим, чем просто хобби.
2. Второй тип - все остальные, которые относятся к реконструкции больше как к способу отдохнуть , вырваться на «свободу» , развлечению .Такие люди заинтересованы больше общением ,чем какими-либо высокими и благородными целями . Для них реконструкция лишь повод выехать куда-либо для общения и «расслабления».
Зачем вообще приходят в историческую реконструкцию? Жгучий интерес к истории? Желание обладать редкими старинными вещами? Кто-то в детстве не наигрался? Возможность прочувствовать на себе ? Примерить роль героя? Всё это имеет место быть .
«Р2: и:и(.)когда ты видишь останки человека (.)которого(.) не осталось ни имени ни фамилии ни отчества аа никаких документов званий а все его личные вещи ограничиваются парой БОТИНОК (-) ну (.)совершенно по-другому после этого смотришь на историю (1.0) в какой –то момент (-) м(-) на ряду с поиском (-) стало интересно попробовать (2) хотя бы отдалённо на совей шкуре почувствовать примерно что это и как это(.) понятно что реконструкция К СЧАСТЬЮ(.) в данном случае не даёт возможности полностью погрузиться в весь ад и ужас войны
И: ну то есть примерить на себя:я/
Р2: да=да примерить на себ:я (-) роль личность(-) понять ээ (2) как ну (-) это всё пошлые слова (.) но тем не менее (-) ПОНЯТЬ что такое выйти с полной выкладкой(.) понять что такое(.) перемещаться по полю понять что такое э(.) на сколько удобна была форма отечественная и немецкая (-)понять аа (-) ааа и прочувствовать (-)попробовать хотя бы отдалённо ту войну»
Вообще, пожалуй, не зря историческую реконструкцию называют еще «живой историей». Ведь одно дело читать в школьном учебнике про «в таком-то году, там-то и там-то, такие-то и такие-то войска численностью такой-то…». И совсем другое дело выйти на поле сражения, познать всё опытным путём .И, как считают многие, воспитывать в людях собственным примером интерес к истории, своему прошлому — вещь полезная и необходимая.
Так же привлекательная сторона военно-исторической реконструкции для её участников это возможность быть в центре внимания, чувствовать себя значимым.
«Р1: мы остаёмся на по:ле люди подходят фотографируются они могут потрогать технику кто-то может там м(-) в лучшем случае если уж очень повезёт (-) а дать там стрельнуть или ещё что-то то есть ЕСТЬ вероятность то что люди просто пощупают посмотрят пофотографируются чтобы они это не только из далека аа и непосредственно (-) как бы в близи рассмотрели (.) и: так же ты начинаешь общаться со зрителями и когда они с большой БЛАГОДАРНОСТЬЮ говорят о том что (-) мы делаем очень важное дело и спасибо вам за то что вы делаете и когда подходят ДЕТИ которые так УЛЫБАЮТСЯ которые там фотографируются которые с таким вот (-) трепетом относятся вот к этому делу то ну для меня это очень большая такая награда и для этого ну ради этого только ради этого наверное я и готова этим заниматься»
Заключение
Историческая реконструкция в современном обществе представляет собой социальное действие, направленное на воссоздание материальной и духовной культуры прошлого. Главной особенностью исторической реконструкции как социального явления и действия является глубина содержания и многообразие форм и практик его выражения. Факторы привлекательности исторической реконструкции формируют феномен движения исторической реконструкции в молодежной среде как социализирующий и морально-нравственный ориентир. Широкий диапазон привлекательности исторической реконструкции дает возможность молодежи реализовать свои духовные потребности в самоидентификации и культурной социализации, что позволяет рассматривать историческую реконструкцию как эффективный элемент в процессе воспитания патриотизма. Являясь функциональным элементом социальной системы, историческая реконструкция в силу определенных закономерностей оказывает причинно-следственное воздействие на мышление, действия и образ жизни молодого поколения. Гипотетически организация исторической реконструкции на уровне государственной молодежной политики предполагает в первую очередь её взаимосвязь с потребностями молодежной культуры современного общества. Такое хобби полезно: оно прививает интерес к истории своего Отечества, способствует росту патриотизма, да и просто повышению уровня развития человека.
Источники информации:
1. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры, М., 1997
2. Устименко В.Ф., "Место и роль игрового феномена в культуре // Филосовские науки", 1980 г., №2
3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.. 1978.
4. Терский В.Н., Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966
5. Лагунова В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993.
6. Богомолова Н.Н., "Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии". М.,1977
7. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.
8. Божок Н.С. Социологическое содержание понятия «историческая реконструкция» / Н.С. Божок // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. №3
9. Божок Н.С. Метод «Living History» («живая история») как инновационный фольклорно-этнографический компонент исторической реконструкции в контексте молодежной политики / Н.С. Божок // Инновационная деятельность. 2013. №2
10. Эпштейн Н.П., "Игра в жизни и искусстве // Советская драматургия", М., 1982, №2.
11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. JI. - 1992
12. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998.
13. Кучмаева И.К. На пути к модели культурного центра. // Культура и перестройка. Нормы, ценности, идеалы. М. - 1990
14. Франк Б. Основные феномены человеческого бытия. М. - 1988.
15. [1] Коган М.С. «Философия культуры» СПб; издательство «Лань» ,1998 .с 447
16. [2], [3], [4] Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры, М., 1997
17. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/dvizhenie-voenno-istoricheskoi-rekonstruktsii-kak-sotsiokulturnyi-fenomen#ixzz32oL5QHhc
18. [6], [7], [8], [9] Божок Н.С. Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры // Автореферат Корректор Скворцова Л.А. – Саратов: СГТУ, 2013
19. [10] Писаревская Д. Б. Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе // Диссертация кандидата исторических наук : 07.00.07 / Писаревская Дина Борисовна; [Место защиты: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН].- М.:, 2009.- 263 с.
[11] Глухарев И. В. Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен // Диссертация кандидата культурол. наук – М.: 2000 – 132 с.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/dvizhenie-voenno-istoricheskoi-rekonstruktsii-kak-sotsiokulturnyi-fenomen#ixzz32tCUOiJD
20. [12] Хабаров В.Ю. Развитие исторической реконструкции // Реконструктор. Выпуск 7 (электронная версия)