Социальные технологии: понятие и сущность

Описание:
Социальные технологии: понятие и сущность
Специфика современного общества и роль социальных технологий
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Содержание

Введение. 3

1. Социальные технологии: понятие и сущность. 4

2. Специфика современного общества и роль социальных технологий. 8

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Введение

В ходе научно-технической и информационной революции значительные изменения связаны с разработкой и внедрением новых технологий: биотехнических, безотходных, энергосберегающих и т.д. Новый шаг в развитии научно-технического прогресса на основе внедрения «безлюдных» технологий требует принципиально иного подхода к решению ряда социальных вопросов, таких как подготовка кадров, развитие профессионального образования, учет изменений в содержании и условиях труда и т.д. В связи с этим важное значение приобретает вопрос об использовании социальных технологий во всех сферах общественной жизни и общественного производства.

Развитие общества в последние 10 лет характеризуется рядом особенностей. Глобальный рост конкуренции между предприятиями любых отраслей и стран заставляют собственников по-новому использовать ресурсы: финансовые, производственные, человеческие и т.д. В данном случае применение социальных технологий крайне необходимо.

В условиях мировой глобализации развитие экономических и политических связей также невозможно без применения социальных технологий.

Рост террористической угрозы, необходимость решения мировых экологических проблем вынуждает общество развивать и использовать социальные технологи. Усиление политического противостояния партий внутри каждой страны также способствует развитие социальных технологий.

Все перечисленные выше обстоятельства объясняют актуальность выбранной темы.

Цель исследования – рассмотреть социальные технологии в обществе знания: глобальные и региональные аспекты Российской экономики.

Задачи работы:

- определить сущность понятия «социальные технологии», выявить их особенности, проанализировать определения и классификацию по данному вопросу;

- выявить специфику современного общества и роль социальных технологий в нем.

Информационной и теоретической основой для подготовки работы стали: учебная и научная литература, интернет-источники, периодическая печать.

1. Социальные технологии: понятие и сущность

Социальные технологии изобретены давным-давно. Так, люди, к примеру, долгие века управляли общественными делами, передавали накапливаемые знания и информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами со­циальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс был возможен на основе соблюдения прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, т.е. традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных, но ими руководствовались в практической деятельности.

Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации. Также социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии, как правило, используются в управленческом консалтинге.

Социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата.

Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.[4, С.48]

В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

Но существует множество определений и трактовок самого термина «социальные технологии». Наиболее основополагающими можно назвать следующие характеристики:

1.                Социальные технологии являются научной дисциплиной из многообразного цикла управленческих и социологических дисциплин. Это специально организованная область знаний о способах, процедурах и методах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях все нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.

2.                С другой стороны, социальные технологии представляют собой способ осуществления деятельности на основе ее рационального и оптимального расчленения на процедуры, операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора основных средств, методов и методик их выполнения.

3.                Социальные технологии – это метод управления социальными процессами и явлениями, который обеспечивает систему их воспроизводства в определенных параметрах – свойства, качества, объемов, целостности деятельности. [1, С.125]

Социальные технологии – элемент человеческой культуры, зависящий от менталитета народа и его языка. Социальные технологии возникают в процессе эволюции человеческого общества или создаются искусственно.

Социальная технология — совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология — это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации.

Социальные технологии различают в тесной зависимости от сфер общественной деятельности, в которых используются. Социальные технологии могут быть:

- собственно социальными (достижение социальной справедливости («кто не работает, тот не ест»; защита незащищённых слоёв населения);

- экономическими (оценка способностей человека; интеллектуальная оптимизация труда работника; «рядовой выходит в управленцы», иными словами, персонал получает власть и ответственность);

- управленческими (развитие управленческих систем и порядка коллективной деятельности организаций; выделение личной стратегии);

- политической (гарантии дальновидности и взвешенности политических решений);

- духовной сфере (культурные запросы и интересы людей; реагирование на тенденции, связанные с общественной и культурной жизнью; наличие экономических предпосылок для решения существующих проблем).

Социальные технологии, которым все более уделяется внимание на государственном уровне, в свою очередь, могут быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские.

Использование социальных технологий определяет эффективность процесса управления малыми группами, крупными коллективами, обществами, позволяет эффективно влиять на развитие социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Социальные технологии определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных и революционных процессов, национальным менталитетом, представленным лингвистическими концептами, типами коллективов, социально-психологическими группами объектов социальных технологий.

В условиях сегодняшней России, осуществляющей сложнейший и неизвестный до сих пор мировой практике переход от жестко планируемой организации общественной жизни к обществу, основанному на экономической и политической свободе, инициативе и ответственности человека, особую значимость имеют социальные технологии.

Требуется продуманная технология создания условий, для того чтобы общество развивалось без ущемления прав и свобод отдельных личностей и социальных групп. Для решения этой общегосударственной проблемы необходима выработка и претворение в жизнь различных региональных и локальных программ, т. е. социальных технологий на мезоуровне и микроуровне. Новые экономические рыночные отношения в России неизбежно порождают естественный отбор тех, кто способен правильно понять, оценить и адаптироваться к новой социальной реальности. Далеко не все граждане нашего общества готовы к этому. Отсюда потребность в технологиях, во-первых, направленных на социальную защиту той части населения, которая в силу объективных причин не может приспособиться к новым условиям; во-вторых, в технологиях самоорганизации и новых технологиях обучения, позволяющих с минимальными затратами времени и сил повысить уровень своей подготовки в новых сферах деятельности.

Социальные технологии как альтернатива технократическому мышлению выражают себя как политика, техника, методика, тактика и стратегия практической реализации социального интеллекта. Указанное гуманистическое или человеческое измерение социальных проектов определяет интеллектуальный, обусловленный уровнем интеллектуального взаимодействия характер социальных отношений. Социальные технологии должны рассматриваться с разных сторон.

С одной стороны, как средство практического достижения поставленных целей, как системное и направленное целеполагание, основанное на социологическом анализе материала, упорядочиваемого императивами технологичности. Здесь выявляется незавершенность феномена многофакторности социологического упорядочивания, оптимизации и организации, процесс и объект не только трансформируется в нужном направлении, но и показывают исследователю новые грани, свойства, качества и отношения. А это означает реальный процесс трансформации социального и социологического знания.

Однако и этим процесс превращения знания не исчерпывается. Он продолжается при приме нении результатов социального моделирования, анализа эффективности, учета разных форм обратной связи, внесения корректив и поправок. Дальнейший процесс, связанный с генерализацией моде лей, выражения их в языке математики, информатики, логики, дает новый уровень превращения знания, характеризуя исходную социальную и социологическую информацию об объекте под новым углом зрения. Достигнутая экспликация характерологических черт объекта «запускает» новый виток. И так виток за витком происходит на слоение новой информации.

С другой стороны, социальные технологии — это деятельность людей, реализация их социальной энергии, интеллекта, выражения способностей, умений и даже желания делать что-либо определенным образом.

Эти социальные действия осуществляются в конкретных социальных условиях, реализация — через специфические социальные институты и социальные организации. Здесь социальные технологии выступают как разновидность социального менеджмента, форма выражения социального управления.

С третьей стороны, социальные технологии — вид операционального социального самосознания. Этакая операционально-прагматическая социальная рефлексия. Она выражается в осмыслении тех технологических законов, которые позволяют обществу найти внутреннее социальное измерение оптимальности метаморфоз. Можно сказать, что социальные технологии — это социальный институт инноваций и социального творчества, организации и самоорганизации, диагностики, тактики и стратегии развития. [3, С.317]

Очень весомым является мировоззренческий, социокультурный эффект социальных технологий. Это, прежде всего искусство и мастерство социальных преобразований. Говоря об искусстве и мастерстве, мы, прежде всего, имеем в виду такой способ базирования социальной теории на основе социальной практики, который помогает избежать пресловутого метода «проб и ошибок» в моделировании социальных процессов. Они должны быть изначально наполнены той степенью рационализации и оптимизации, которые не рассматривают человека лишь как средство, как технологическую функцию, как «винтик» в механизме социального конвейера.

Наконец, социальные технологии — это просто необходимое продолжение производственной, «технической» технологии, определяющей требования к материалу, процессу, операции и человеку с точки зрения социально-профессиональных, социально-демографических, психофизиологических характеристик и социо-культурных потребностей и возможностей их удовлетворения.

С учетом всего вышесказанного социальные технологии становятся подлинно социальными, потому, что они моделируют не отдельные социальные процессы, а социальную жизнь в целом.

Можно сказать, что они становятся реальной альтернативой всякой иной форме общественных измерений: социальной эволюции и социальной революции, социальным реформам и социальным трансформациям, ибо все эти указанные процессы вольно или невольно подчиняются воздействию того или иного идеологического фетиша. В отличие от этого, социальные технологии — форма социального саморазвития.

2. Специфика современного общества и роль социальных технологий

В 1990-ые годы начался новый этап в развитии концепций глобального информационного общества. Большинство американских и европейских исследователей в этой области стали акцентировать внимание на роли и значении не столько самой информации в различных сферах жизни, сколько знаний, что, в свою очередь, породило целый ряд новых определений постиндустриального общества, среди которых такие, как «Knowledge Society», «Knowledgeable Society» и т.д. Действительно, есть же разница между знанием, позволяющим производить новые материалы или эффективно управлять производством, и информации, скажем, о жизни так называемых звезд шоу-бизнеса. Главный ресурс производства знаний – образование. Между исследованиями М. Фарадеем электрических явлений и практическим применением электричества в технике прошло не менее полусотни лет. Между открытием структуры ДНК и появлением генной инженерии всего лишь десяток. А теоретическое исследование процессов лазерной накачки и создание самого лазера происходили одновременно. Эти факты убедительно доказывают, что наука стала непосредственной производительной силой, знания играют решающую роль, а их производство является основным источником экономического роста. Кроме того, 90% инженеров и ученых, подготовленных за всю историю цивилизации – наши современники.

Другая особенность концепций информационного общества 1990-х связана с тем, что стремительный рост информационных систем и развитие электронных сетей разрушают традиционные национальные, политические и экономические границы. Это обстоятельство изменило направление теоретической рефлексии. Уже не футурологи, а политики осознали значение контроля за развитием информационных технологий, которые, как выяснилось, могут оказать как позитивное влияние на общество, так и негативное. В 1993 году вице-президент США А.Гор использовал понятие «информационная супермагистраль», а вскоре после этого на конференции Международного союза телекоммуникаций он говорил уже о глобальной информацинной инфраструктуре. Информационное общество Гор описывал так: учебные заведения и преподаватели становятся доступными всем студентам, вне зависимости от географических условий, расстояния и ресурсов; огромный потенциал искусства, литературы и науки становится доступен не только в библиотеках и музеях; медицинские и социальные услуги могут оказываться в интерактивном режиме; каждый получит возможность полноценно работать через электронные магистрали, обращаться в магазин, банк, получать государственную информацию прямо из своего дома; деловые структуры могут обмениваться информацией электронным путем, снижая объем бумажного документооборота и улучшая качество услуг. С этого момента развитие национальной и глобальной информационной инфраструктуры стало в США стратегической целью государства. Вслед за США в разработку данной проблематики активно включились страны Западной Европы, в которых идеи глобального информационного общества также быстро нашли своих сторонников. В декабре 1993 года Комиссия Европейского сообщества опубликовала доклад «Рост, конкурентоспособность, занятость – вызовы XXI века», в котором подчеркивалось, что информационное общество обладает существенным потенциалом, способствующим устойчивому развитию, росту конкурентоспособности, увеличению рабочих мест, улучшению качества жизни каждого европейца. В июле 1994 года КЕС был принят план действий «Европейский путь в информационное общество», который предусматривал четыре основных направления деятельности Европейского Союза: создание нормативно-правового пространства; развитие информационных и телекоммуникационных сетей, классификация основных услуг, стандартизация оборудования; изучение различных социальных и культурных аспектов информационного общества; пропаганда концепции формирования информационного общества среди населения с целью заручиться общественной поддержкой. В ответ на появление плана действий во многих странах мира - Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Чехии, Японии, Индии, странах Юго-Восточной Азии и в др.) началась разработка и реализация национальных концепций развития информационного общества. Так, например, в 1995 году Финляндия подготовила свою программу «Финский путь в информационное общество», в феврале 1996 года в правительство ФРГ была представлена программа действий «Путь Германии в информационное общество». 

Азиатские концепции развития информационного общества, как правило, характеризуются на утверждением традиционных ценностей и стремлением разработать альтернативный западному путь к индустриализации и социальному развитию. В их основе лежат сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь между идеями конфуцианства и современными социальными трансформациями. Принципы «сосуществования» и «сопроцветания», а также содействие государства в реализации этих принципов на уровне отдельных организаций - вот, по мнению, азиатских специалистов, залог удачи.  В результате, успехи Японии в развитии информационного общества сопоставимы сейчас, с успехами США. Важнейшим условием достижения успеха всегда были и до сих пор остаются значительные расходы на научные исследования и разработки, высокий приоритет информационно-коммуникационных технологий в обеспечении социально-экономического развития страны. На сегодняшний день главным приоритетом в Японии становится собственное производство нового знания, новых технологий и продуктов, а в центре внимания - новаторские идеи, точки зрения и оригинальность. 

Социальную технологию можно определить как процесс социального взаимодействия, в котором каждый его реализует свою стратегию и формирует социальную реальность. Поэтому «сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах». Таким образом, являясь специфической социальной теорией и практикой, социальные технологии выражают собой своеобразную форму социальной самоорганизации, а также форму познания обществом самого себя, т. е. выступают методом социальной рефлексии и способом порождения социального знания. Социальные технологии, рассматриваемые как системное и целенаправленное преобразование, основанное на упорядочивании, оптимизации и организации, демонстрируют новые социальные свойства и отношения, в чем проявляется процесс трансформации социального знания.

Однако этим процесс превращения знания не исчерпывается, он продолжается при применении результатов социального моделирования, анализа эффективности, учета разных форм обратной связи, внесения корректив и поправок. Дальнейший процесс, связанный с генерализацией моделей, выражения их на языке математики, информатики, логики, дает новый уровень превращения знания, характеризуя исходную социальную и социологическую информацию об объекте под новым углом зрения. Достигнутая экспликация характерологических черт объекта «запускает» новый виток нового знания. Таким образом, социальные технологии не только проявляются в деятельности людей, реализуя их социальную энергию и интеллект, выражая их способности, умения и желания делать что-либо определенным образом. Одновременно социальные технологии выступают как вид операционального социального самосознания, прагматически ориентированной социальной рефлексии, которая выражается в осмыслении тех технологических законов, которые позволяют обществу найти внутреннее социальное измерение оптимальности метаморфоз. Можно сказать, что социальные технологии — это социальный институт инноваций и социального творчества, диагностики, тактики и стратегии общественного развития. Проблематика социальных технологий настраивает на поиск подходов, увязывающих в органическое единство весь «жизненный путь» технологии  – от постановки целей и формирования концепции до сложнейших проблем реализации  социальных технологий на каждом этапе  в специфических социальных контекстах. При этом в современном «обществе знания» все время приходится иметь в виду определяющую роль «знаниевых» ресурсов, что, помимо прочего, ставит задачу взаимодействия когнитивных и социальных технологий.

Когнитивные технологии  – это система методов, алгоритмов и программ, моделирующих и усиливающих познавательные способности людей для решения практических задач  – распознавания образов и речи, выявления и идентификации закономерностей в массивах данных, проектирования сложных систем, принятия решений в условиях недостаточности информации и т.д.

Предикат «когнитивный» указывает прежде всего на отношение к знаниям(«cognoscere» на латыни  – «знать, узнавать»), точнее, к способам получения, хранения и трансляции знаний. Таким образом, когнитивные технологии - это система методов воздействия на способы обработки знаний.

Предмет когнитивных технологий составляет то, что с широко распространенной точки зрения, малодоступно измерению в самом человеке –объем и содержание сознания, скорость восприятия и мысли, основания для субъективных предпочтений и принимаемых решений. Перспективность когнитивных технологий обусловлена их ориентацией на развитие интеллектуальных способностей человека, его воображения и ассоциативного мышления. Когнитивные технологии основаны на изучении сознания, познания, различных особенностей мыслительного процесса и когнитивного поведения живых и мыслящих существ как с нейрофизиологической и молекулярно-биологической позиции, так и с помощью гуманитарных подходов. Развитие когнитивных технологий может дать возможность на основе изучения функций мозга и механизмах сознания и поведения, разрабатывать алгоритмы, которые фактически будут «одушевлять» искусственные технологические системы.

Социальные технологии в теснейшем взаимодействии с конвергирующими нано-, био-, инфо- и особенно когнитивными технологиями во многом уже определяют жизнь и развитие современного общества. На включении социальных технологии в группу определяющих общественный прогресс конвергирующих НБИК-технологий настаивают известнейшие российские философы  – Д.И. Дубровский и В.А.Лекторский. Последний, правда, считает, что «неотъемлемые качества человека, без которых он невозможен, такие, как стремление к свободе, творчеству, любви, диалогические отношения с другими, заботливость и др., в принципе не технологизируемы. Если мы попытаемся технологически на них воздействовать, управлять ими, мы уничтожим самого человека». Подобная «демонизация» современных технологий представляется не всегда оправданной, ведь сами технологии являются антропогенными формами развития культуры и неотъемлемы от человеческой активности. Опасаться следует, скорее всего, технократического подхода в понимании технологизации  общественной жизни, необходимой антитезой которому должна стать гуманитарная рефлексия и практика.

Сейчас многим уже очевидна необходимость более глубокого понимания взаимозависимости науки и технологии, которая образует качественно новый феномен «технонауки». Необходимо также постепенно преодолевать тенденции технологического редукционизма в понимании НБИК-технологиий и декларируемой бессубъектности данного новообразования. Д.И. Дубровский подчеркивает необходимость включения в уже существующие четыре конвергирующих НБИК-технологий «пятого компонента  – социальных технологий (и социогуманитарного знания, на основе которого они формируются и развиваются). Социогуманитарное знание и социальные технологии должны стать органической составляющей этой динамической системы и выступать в качестве существенного, неотъемлемого фактора ее развития». Действительно, с 2001 года, когда возникла и стала активно обсуждаться идея конвергенции НБИК-технологий, прошло более десятилетия, за это время не только произошли существенные изменения в самой структуре НБИК, но и были поставлены вопросы социальной значимости процессов конвергентной эволюции, ее субъектов и форм их институциализации. Все это позволяет, по мнению многих философов, рассматривать не о систему НБИК, а систему НБИКС, включающую и социогуманитарное знание и социальные технологии. Первый в России Центр конвергентных нано-био-инфо-когнитивных наук и технологий, созданный  в «Курчатовском Институте», развивает особый социогуманитарный блок, который должен сыграть важную роль в формировании «новой междисциплинарной ментальности». По мере становления «общества знания» и возрастающего влияния глобальных тенденций развития с неизбежностью будет усиливаться значимость проблем, связанных с когнитивными аспектами в процессах создания и использования различных социальных технологий.

Таким образом, когнитивные технологии приобретают фундаментальный характер и решающим образом предопределяют действие и результативность социальных технологий. Без когнитивной проработки любая социальная технология при всех своих позитивных целях парадоксальным образом способна ухудшать, а не улучшать ситуацию при внешнем и формальном соблюдении всех инновационных требований.

Заключение

Анализ литературы по теме «социальные технологии» позволяет сделать ряд выводов. Термин социальные технологии — один из новейших в социологической науке. Социологическая мысль, начиная с 60-х годов, проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку.

Социальная технология представляют собой совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации. Также социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. В настоящее время разработано множество определений данного термина. Согласно определениям можем классифицировать социальные технологии следующим образом: собственно социальные; экономические; управленческие; политические; в духовной сфере. Все социальные технологии связаны с развитием общества.

         Одна из ключевых проблем использования социальных технологий в современных условиях  – это преодоление технократического подхода к управлению и усиление внимания к философско-методологическому обеспечению действий социальных технологий на всех этапах их «жизненного пути».

Развитие общества в настоящее время характеризуется активным развитием информационного пространства, возможность управления которым определяется уровнем развития социальных технологий.

            Также в настоящее время социальные технологии выступают как вид операционального социального самосознания, прагматически ориентированной социальной рефлексии, которая выражается в осмыслении тех технологических законов, которые позволяют обществу найти внутреннее социальное измерение оптимальности метаморфоз. Можно сказать, что социальные технологии — это социальный институт инноваций и социального творчества, диагностики, тактики и стратегии общественного развития. Социальные технологии в теснейшем взаимодействии с конвергирующими нано-, био-, инфо- и особенно когнитивными технологиями во многом уже определяют жизнь и развитие современного общества. Когнитивные технологии, основанные на социальных технологиях и получившие широкое распространение в последнее время приобретают фундаментальный характер и решающим образом предопределяют действие и результативность социальных технологий. Без когнитивной проработки любая социальная технология при всех своих позитивных целях парадоксальным образом способна ухудшать, а не улучшать ситуацию при внешнем и формальном соблюдении всех инновационных требований

Список литературы

1.     Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления - М.: Экономика, 2010. – 372с.

2.     Лукаш С. В. Социальные технологии российских корпораций // Эксперт. 2009. С.31-38

3.     Матвеева В.В. Социальные технологии. - М.: РГОСТУПС, 2009. – 410с.

4.     Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / под ред. Я. А. Маргуляна. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. — 436 с.

5.     Фащенко А.Н. Ценностные основания мира личности в обществе знания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. № 1. 2010. С. 82-87.

6.     Фащенко А.Н. Знание в системе ценностей современного общества и опасность риска // Новое в психолого-педагогических исследованиях: Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики: Науч.-практич. журнал; Изд-во РАО. № 1 (17). 2010. С. 120-128.


Информация о файле
Название файла Социальные технологии: понятие и сущность от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 17:42
Дата обновления 9.2.2013, 17:42
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 27.19 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 11540
Скачиваний 164
Оценить файл