МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра профессионального обучения,
педагогики и социологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«Психология. Социальные коммуникации»
на тему:
«Социально-психологические аспекты социализации»
Выполнил:
ст. гр. 9СМ-31з,
Михайлов А. С.
Принял:
ст. пр., к.с.н.
Бариева А.А.
Казань, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................
........................... 3
1. Понятие «Социализации»........................................................ 4
2. Этапы развития личности в процессе социализации............ 10
Заключение......................................................................
....................... 14
Глоссарий.......................................................................
........................ 15
Список используемой литературы........................................................ 16
Введение
В настоящее время окружающий нас мир меняется с невероятной скоростью, сюда нужно отнести не только технику и технологии, но также и социальную культуру, взаимоотношения между людьми и восприятие мира вокруг нас. В связи с этим актуальность исследования социально-психологических аспектов социализации является, непременно, важной задачей. Особую ценность обретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующих с окружающим миром.
Цель реферата состоит в изучении социально-психологических аспектов социализации.
Задачами работы являются:
1) изучение понятия социализации;
2) рассмотрение социально-психологических аспектов социализации;
Объектом исследования является социализация личности в обществе.
Предметом исследования выступают социально-психологические аспекты социализации.
В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
1. Понятие «Социализации»
В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.
Понятие «социальное» имеет в истории психологии как минимум три трактовки: социальное как общечеловеческое, социальное как общественное, социальное как коллективное.
Понимание социального как общечеловеческого предполагает наличие некой общей сущности, которая объединяет людей. Остается нерешенным вопрос: социальное как всеобщее дано человеку изначально или оно приобретается в процессе взаимодействия с обществом. В истории психологии известны разные точки зрения на этот вопрос. Л.С. Выготский утверждал, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. По его мнению, «… очень наивно понимать социальное только как коллективное, как наличие множества людей. Социальное и там, где есть только один человек и его личные переживания» [1, с.98]
Рассмотрение социального как коллективного, безразлично конкретной форме общества. Здесь социальное рассматривается либо как нечто, что у человека от рождения, но является его свойством как общественного существа, либо как результат субъективирования реальных групповых, либо как обретенное человеком в массе и теряемое по выходе из нее.
По отношению к вышеизложенному существует два подхода. Один отмечает, что совокупностное заведомо ниже индивидуального. Так, например, С. Московичи утверждает: «Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным образом, но они же становятся безнравственными и неразумными, когда собираются вместе». Другой подход утверждает безусловное превосходство (нравственное и ценностное) совокупностного над индивидуальным (отечественная социальная психология). [2, с.28]
Чаще всего социализация опирается на понимание социального как общественного. Социализация, таким образом, предполагает установление личностью субъективных отношений с социумом, имеющих конкретные формы и конкретные модификации.
В истории психологии существует несколько трактовок процесса социализации:
· социализация как экстериоризация (раскрытие изначальной сущности человека в социуме);
· социализация как гоминизация (приобретение сущности в социуме);
· социализация как адаптация (сопряжение сущностного и общественного);
· социализация как интернализация (овладение социальным, перенесение его в глубинные пласты личности).
В понятие «социализация» заложено определенное измерение - личность и социальная среда (коллектив, общество, другие люди). Процесс социализации понимается как процесс адаптации или приспособления.
В системе отечественной психологии употребляются еще термины, такие как процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении ее в систему социальных связей. Не будет ли при этом повторяться одна из старых ошибок в психологии, когда утверждалось, что новорожденное человеческое существо не есть еще человеческое существо и ему предстоит пройти путь "гоминизации"? Л.С. Выгодский решительно протестовал против изображения ребенка как существа, которому еще необходимо гоминизироваться. Он настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей.
Идея развития личности - одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом. По объему понятия "развитие личности" и "социализация" в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности представлен более четко именно в идее развития.
Если понимать развитие личности в ее активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться ее абсолютизацией. Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, наоборот, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.
Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий "социализация" и "воспитание". Термин "воспитание" употребляется в нашей литературе в двух значениях - в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин "воспитание" означает процесс воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и "вся жизнь". Если употреблять термин "воспитание" в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином "воспитание". Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.
Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. воспроизводство социального опыта. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии.
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.
Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношений.
Социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая - в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь.
В настоящее время в отечественной науке укоренилось представление о том, что процесс социализации должен рассматриваться как двусторонний процесс, включающий в себя усвоение и активное воспроизводство индивидом общественных отношений (Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, С.Н. Беличева). В процессе социализации человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений, то есть социализация личности рассматривается в двух аспектах: объектном и субъектном.
Опираясь на работы этих ученых, можно сделать вывод о том, что суть процесса социализации заключается в преобразовании личностью внешнего социального во внутренние структуры и выражается в следующих процессах:
· Индивидуализация;
· «Интимизация» (переход от «Мы» к «Я»);
· Интериоризация (производство внутреннего плана сознания).
В основе процесса социализации лежит механизм идентификации, который является необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности.
Сущность процесса социализации заключается в переводе социальных норм во внутреннее поле личности. На основе и с помощью осознанных социальных норм человек фактически реализуется как личность.
В процессе социализации осуществляется переход от конкретно-личного и эмоционального отношения, от связи с отдельными лицами и привязанности к ним к принципиальным отношениям и связям, по мере развития обобщаются отношения и объекты этих отношений. По степени обобщенности выделяются несколько уровней отношений, в которых прослеживается динамика развития личности в процессе социализации. Эта динамика выражает суть процесса социализации, когда предполагается трансформация внешних социальных значений в интимные структуры личности и которая ориентирована на изначальную активность личности в процессе социализации.
Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.
2. Этапы развития личности в процессе социализации
Вопрос о этапах социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма. С точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, появились выполненные в теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие школы социальной психологии делают акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.
Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять принцип, то выделяются три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. период раннего детства;
б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к этой стадии. Студенчество - одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны - это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.
Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов - «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности.
А.В. Петровский, осуществляя попытку социально-психологического подхода к возрастной периодизации социального развития личности, выделил три так называемых макрофазы, которые по содержанию и характеру развития личности определяются как:
· детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами и социальной адаптации в обществе;
· отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации;
· юность - процесс, когда складываются черты и свойства личности, отвечающие потребности группового и собственного развития.
Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, "ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается. Это значит, воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка" [4, с.191].
Проблема адаптации человека во многих областях научного знания относится к числу фундаментальных проблем. Адаптация в широком смысле слова, означает приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям и имеет два основных аспекта: биологический и социальный.
Биологический аспект - общий для человека и животных - включает приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды.
Социальный аспект означает приспособление человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами, интересами. Само развитие личности связывается некоторыми учеными с ее способностью к жизненному приспособлению. В современной психологии адаптация понимается как один из способов взаимодействия человека с окружающей средой. Под психологической адаптацией понимается процесс превращения объективных общественных форм и условий жизнедеятельности личности в продуктивные, индивидуальные, качественно своеобразные способы ее организации. Успешное приспособление индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.
Социальная адаптация - «интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, к обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других» [5, с.31].
Психологическая адаптированность человека в социальной среде включает не только социальную, но и личностную адаптацию. Личностный аспект психологической адаптации - это «приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества, и с собственными потребностями, мотивами, интересами». Личностный аспект психологической адаптации заключается в том, что человек адаптируется к жизни в обществе в соответствии не только с требованиями этого общества, но и со своими представлениями, позициями, переживаниями. Психологическое содержание адаптирующейся личности определяется осознанием окружающей среды, рефлексией себя, саморегуляцией адаптационного потенциала, необходимого для установления позитивного взаимодействия с окружающей средой и с самим собой. В современной психологии адаптация рассматривается как поиск личностью нужных ей способов самораскрытия при постоянных изменениях в социальном, предметном, природном окружении.
Адаптационное сознание раскрывает содержание субъективного отражения изменяющихся условий окружающей среды с позиций их смысла для личности.
Старший подростковый возраст особенно важен в развитии личности. В этот период активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система самооценки, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, определяются ценностные ориентации, складывается жизненная позиция, постепенно формируется психологическая готовность к личностному самоопределению.
Таким образом, психологическая адаптация человека к жизни имеет непосредственное отношение к личностному самоопределению. Однако изучение проблемы психологической адаптации как фактора развития личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте еще не получила в психологии достаточной разработки.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что личность - это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человек станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.
Социализация - процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни.
Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.
Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки - всё то, что создаёт уникальность личности.
Глоссарий
· Гоминизация: процесс эволюционного преобразования предка человека из числа ископаемых высших приматов в человека современного вида.
· Индивидуализация: развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
· Интериоризация: формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
· Культура: понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся из поколения к поколению.
· Ли́чность: понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
· О́бщество или социум: форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
· Рефле́ксия: это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
· Социализация: процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
· Социальная адаптация: процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
· Социальная культура: это производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека.
Список используемой литературы
1. Выготский Л.С. Психология искусства. — Москва: Изд-во «АСТ-Пресс», 2019. – 480 с.;
2. Московичи С. Социальная психология. – Спб: Изд-во «Питер», 2016. – 592 с.;
3. Реан А.А. Психология личности. – СПб.: Изд-во «Питер», 2016. — 288 с.;
4. С.Л. Рубинштейн Проблемы общей психологии. – М.: Изд-во «Педагогика-Пресс», 2015. – 424 с.;
5. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко Большой психологический словарь. – АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб, 2016. – 92 с.;
6. Что такое социализация в психологии: определение и суть понятия. Код доступа: https://psiho.guru/terminy/chto-takoe-socializaciya-v-psihologii-opredelenie-i-sut-ponyatiya.html Дата обращения: 15.01.2020;
7. Словарь социально-психологических терминов. Код доступа: http://kotva.ru/2013/04/dlya-studentov-glossarij-po-socialnoj-psixologii/ Дата обращения: 22.01.2020;
8. А.А. Форопонова Социально-психологические аспекты социализации иностранных студентов в условиях российского образования. – 2017. – 6 с.;
9. А.С. Чернышев, Г.Н. Ларина, А.А. Форопонова, Л.С. Маринов Состояние духовно нравственных аспектов социализации современной учащейся молодежи и пути их совершенствования. – 2019. 8 с.;
10. ГОСТ Р 7.0.11-2011 СИБИД. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления, Официальное издание. – М.: Стандартинформ, 2018. – 18 с.