Социально-педагогическая работа с верующей семьей

Описание:
Понятие и особенности верующей семьи
Проблемы верующих семей и мотивы религиозности. Особенности психологии верующих.
Социально-педагогическая работа с верующими семьями.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра социальной  психологии и социальной работы

Социально-педагогическая работа с верующей семьей

Реферат

                                                                                
   Выполнила студентка

                                                                                   5 курса группы  4808

                                                                                   Важник Т.С.

Рязань 2012

Содержание.

Введение.

1.                Понятие и особенности верующей семьи.

2.                Проблемы верующих семей и мотивы религиозности. Особенности психологии верующих.

3.                Социально-педагогическая работа с верующими семьями.

Заключение.

Список использованной литературы.


Введение.

В настоящее время происходит усиление религиозности среди населения страны.

В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через укрепление семьи. Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую деятельность.

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Семья вводит ребенка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, ухаживают за ним, в дошкольном возрасте (3-7 лет) ему открывается мир.

В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают профессию. Семья готовит юношу к самостоятельной семейной жизни, приучает уважать добрые традиции семьи и следовать им.

Любая вера является одним из мотивирующих факторов к тому, чтобы жить полноценной жизнью в физическом, душевном и духовном плане. Вера мобилизует духовные и физические силы человека, придает ощущение целостности и целенаправленности жизни, что способствует преодолению кризисных ситуаций и помогает уменьшить влияние стресса. Важными составляющими религиозной веры являются религиозные представления, образы, идеи, переживания, которые образуют религиозную духовность личности.

1.    Понятие и особенности верующей семьи.

Верующей семьей называется та семья, где есть один или несколько членов являются представителями конкретной религии, носителями религиозной модели мира.

Как правило, такие семьи монархического уклада, с главенствующей ролью отца. У верующих семей есть тенденция к многодетности, опекунству, заботничеству. В тех семьях, где есть большое количество детей, может появиться проблема малообеспеченности.

Существует условное деление степени религиозности военнослужащего на следующие категории:

1. Убежденные верующие — верят в основные религиозные догматы и мифы; сознают себя членом определенной религиозной группы (конфессии); позитивно относятся к основным религиозным нормам и ценностям.

2. Верующие — верят в самые существенные религиозные догматы и мифы (вера в Бога); отождествляют себя с определенной религиозной конфессией; позитивно относятся к некоторым религиозным нормам и ценностям.

3. Колеблющиеся — сомневающиеся в правильности религиозных догматов и мифов в сочетании с верой в некоторых из них; частная религиозная идентификация, колебание в отношении религиозных норм и ценностей.

4. Неверующие — не верующие в религиозные догматы и мифы, не идентифицируют себя по признаку религии.

5. Атеисты — сознательно отрицающие все религиозные догматы; отсутствует идентификация по религиозному принципу; отождествляют религию с интересами определенных социальных групп.

Для верующих характерна специфическая система ценностных ориентаций, отличающаяся тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из религиозной веры. Земное подчиняется неземному, естественное - сверхъестественному. При подобной субординации ценностей все реальные социальные ценности, вытекающие из потребностей и интересов человека, рассматриваются как второстепенные. Главенствующую роль в иерархии ценностей верующих играют религиозные ценности, созданные их воображением. Таким образом, ценностные ориентации религиозных людей направлены прежде всего на главные ценности, проповедуемые вероучением, - Бога, его свойства и действия в отношении к миру и человеку, религиозные заповеди и истины и т. д.

Религия как один из социальных институтов тради­ционно играла большую роль в жизни различных об­ществ. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвен­ных центрах) были важнейшим — после семьи — фактором.

В процессе секуляризации, т. е. освобождения обще­ства от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее, в со­временном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и кон­фессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены все четыре великие мировые религии — христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм — и мно­гие их разновидности (всего более шестидесяти вероисповеданий различного направления).

По мнению специалистов, религиозная структура ценностей, детерминированная основами вероучения, оказывает влияние не только на сознание верующих, но и на их поведение в обществе. В частности, ориентация на религиозные ценности снижает социальную активность верующих или препятствует ей, переводит их энергию, мысли, чувства и стремления в особое русло, создавая иллюзорную форму социальной активности (участие в религиозных обрядах и в деятельности религиозных организации и общин).

Своеобразную роль в религиозно-психологическом комплексе играют религиозные установки. Религиозная установка - предрасположенность верующего к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствуюпщм действиям, обусловленным этой оценкой. В частности, исследователи отмечают, что религиозные установки играют роль своеобразного фильтра по отношению ко всей информации, поступающей к верующему, т. е. вся нерелигиозная информация усваивается "избирательно, в соответствии со сложившимися установками. Несоответствующая же этим установкам информация верующим не воспринимается.

Важным компонентом религиозно-психологического комплекса являются религиозные чувства. Религиозные чувства - "это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективным существам, свойствам, связям, к сакрализованным (обрядовым, ритуальным) вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом".

Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связаны обычные человеческие чувства: страх, любовь, гнев, радость, надежда, благоговение, восхищение и т. д. Но у верующих они имеют соответствующее предметно-образное оформление и смысл, т. е. они у верующих переживаются как "страх Господень", "любовь к Богу", "чувство смирения", "чувство греховности", "радость общения с Богом", "умиление иконой Богоматери", "сострадание к ближнему", "любовь к ближнему", "благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы", "ожидание чуда" и т. д.

Важный элемент религиозно-психологического комплекса - религиозное общение ("личная, эмоционально насыщенная взаимосвязь верующих, в форме которой происходит актуализация и персонификация религиозных отношений").

Как и всякое общение, религиозное общение осуществляется с помощью различных социально-психологических механизмов: внушения, заражения, подражания, идентификации и др. Вместе с тем не всякое общение верующих религиозное, поскольку оно может развертываться в нерелигиозных сферах: экономической, политической, военной, художественной, в быту; на отдыхе и т. д.

Для глубоко религиозного человека бог или иные сверхъестественные сущности нередко выступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с ними занимает важное место в жизни таких людей. Заменяя реальное общение с людьми, оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет к эмоциональной разрядке.

Бог для верующего - собеседник, утешитель, к которому можно обратиться в любую минуту жизни, он всегда доступен, всегда выслушает и утешит. К иллюзорному общению с богом человека нередко толкает дефицит общения с людьми, дефицит внимания и сочувствия к его нуждам и потребностям.

Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом, верующих со священнослужителем и верующих с гипостазированными существами -- с Богом, ангелами, душами умерших и т. д. В религиозном общении находят выражение различные аспекты религиозных отношений: господство - подчинение ("Господь и раб Господень"), нравственно-религиозные отношения (покорность, смирение, религиозная любовь), отношения покровительства и охранения (ангел-хранитель), подчинения и авторитарности.

В процессе религиозного общения, имеющего место в той или иной религиозной общине или конфессии, у верующих постепенно формируется чувство "Мы", происходит отделение их последователей от других верующих, верующих от неверующих, которые оцениваются как "Они".

С одной стороны, верующие одной конфессии противопоставляют себя представителям других религиозных конфессий и обособляются, а с другой - они сплачиваются, консолидируются, испытывают все более сильную привязанность друг к другу, их психология и особенности поведения становятся все более схожими, они стандартизируются и конформизируются.


2.    Проблемы верующих семей и мотивы религиозности. Особенности психологии верующих.

Основными проблемами верующих семей могут быть:

1.                Не полной воцерковленности семьи, когда они живут по стереотипам веры. Такие семьи не знают основ православия и зачастую, могут совершать ошибки, которые влияют на их здоровье и здоровье их детей. Позиция таких родителей бывает не адекватной, и у них возникает ярое желание навязать свою позицию окружающим.

2.                Существенная разобщенность верующих, тенденция к обособлению.

3.                Поиск адекватной работы, которая соответствовала бы ценностям верующей семьи, зачастую бывает низкооплачиваемой.

4.                Могут возникать проблемы в семье, когда у мужа и жены разные духовники, т.е. духовные попечители. В связи с этим не исключено возникновение скрытых конфликтов, недоговоренностей, ссор.

5.                Недостаток знаний и умений воцерковления собственных детей. Отсутствие опыта.

6.                Различия в степени веры членов одной семьи. От глубоко верующих и воцерковленых до колеблющихся и атеистов.

7.                Если у одного члена семьи вера занимает главенствующее место, а у другого второстепенное.

8.                Не понимание или непринятие окружающими религиозной направленности семьи.

9.                Материальные проблемы.

Причины обращения к религии отдельного человека носят преимущественно индивидуальный характер, причем по своей природе они не равнозначны и нередко отчетливо не осознаются самим верующим. Сложность выявления конкретных причин религиозности состоит в том, что религиозные пережитки в сознании человека зачастую уживаются и переплетаются с другими пережитками прошлого: частнособственническими, пережитками в семейно-бытовых отношениях и т. п. На религиозность человека оказывают влияние также индивидуальные социально-психологические особенности личности: социально обусловленные мотивы деятельности (потребности, интересы, цели); природные качества (эмоциональность, задатки); черты характера (замкнутость, обидчивость, мнительность); жизненный опыт (знания, умения, навыки); отрицательное психологическое состояние (тревога, беспокойство, стресс); некоторые свойства личности, связанные с взаимодействием людей в процессе общения (внушаемость, подражательность) .

Одной из причин религиозности в современных условиях (хотя и сужающейся) является религиозное воспитание и семье. Религиозная микросреда, создаваемая в семье верующих (соблюдение религиозных праздников и обрядов, чтение Библии и другой религиозной литературы и т. д.), негативно влияет на впечатлительный, эмоционально насыщенный мир детей, особенно в раннем возрасте. Отсутствие у детей и юношества достаточного жизненного опыта, их моральная и материальная зависимость от родителей и других родственников — все это зачастую приводит к тому, что дети в семьях верующих усваивают религиозные идеи, привычки.

Передача религиозных идей и представлений детям в семьях верующих происходит как стихийно, так и сознательно. Стихийное влияние религии на детей и подростков — это их пассивное знакомство с культовыми действиями верующих старшего поколения, например с молитвами. В семьях верующих осуществляется и сознательное воздействие на детей с целью обучения их религии. Это — привлечение детей к отправлению различных обрядовых действий, религиозные песнопения, выполнение поручений религиозного характера (переписывание проповедей, «святых писем» и т. п.).

Объективными предпосылками устранения и преодоления религиозного влияния семьи на подрастающее поколение являются дальнейшее повышение культурного и образовательного уровня всего населения, перестройка быта на коммунистических началах. Наряду с этим все большее значение приобретают атеистическая работа школы, влияние общественности на те семьи, в которых осуществляется религиозное воспитание детей.

Одна из конкретных причин религиозности верующего кроется в характере и содержании его связей и отношений с окружающей социальной средой. Ограниченность общественной практики, неразвитость духовных потребностей и интересов некоторых людей приводят к сужению их связей с социальной средой. Если социальные связи человека в силу определенных причин (по старости, из-за болезни и т. п.) ослаблены и он не ожидает помощи или поддержки со стороны родственников, близких, друзей, то в этих условиях ему кажется, что остается единственная надежда на бога. Недостаток внимания, сочувствия и сопереживания может порождать у человека потребность в религиозной компенсации.

Поэтому большое значение имеют создание здоровой морально-психологической атмосферы в трудовых коллективах, по месту жительства, вовлечение верующих в активную социальную деятельность. Верующие, которые ощущают на себе внимание и заботу трудового коллектива, больше проявляют себя в трудовой и общественно-политической деятельности, осознают свой долг и ответственность перед обществом. Решающее значение имеет развитие инициативы, активности каждого работника, в том числе верующего. В преодолении религиозной замкнутости и изолированности большое значение имеют подлинные отношения товарищества, дружбы и сотрудничества, развиваемые в трудовых коллективах. Взаимопомощь и взаимовыручка в труде и в личной жизни, внимание членов коллектива к заботам и нуждам друг друга, участие и соучастие в сложных жизненных ситуациях, сопереживание в беде и горе — все это необходимые слагаемые здорового морального микроклимата, гуманных отношений между советскими людьми.

Характер и особенности религиозного сознания можно лучше понять, если учитывать мотивацию верующими причин религиозности, т. е. тех побуждений к действиям, которые обусловливают веру в сверхъестественное. Принято выделять несколько групп верующих по мотивам религиозности.

Для первой группы основным мотивом религиозности является то, что религия удовлетворяет их умственные запросы. Это, как правило, убежденные и обыкновенные верующие. Окружающей действительности такие люди пытаются дать разумное толкование, но при этом обязательно ссылаются на сверхъестественные силы, на бога, считая, что только религиозный способ мышления может быть единственно истинным. Нередко верующие этой группы задаются сложными мировоззренческими вопросами, но обязательно через призму религии.

У верующих второй группы основным мотивом религиозности выступает вера в то, что религия ведет к спасению души. К ним относятся верующие всех типов, но глазным образом убежденные. Чтобы получить спасение, которое обещает религия, эти верующие выполняют все религиозные предписания, соблюдают обряды. Главное назначение вероучения, считают они, не в том, чтобы объяснять мир, а в том, чтобы спасти свою душу. Больше всего они боятся согрешить перед богом, чтобы не повредить своей душе.

Третья группа верующих мотив своей религиозности выражает так: «Религия дает радость, успокаивает». Среди них встречаются верующие всех типов, но чаще всего обыкновенные. Чувства эмоциональной разрядки, душевного успокоения, которые верующий находит в религии, на самом деле только притупляют боль страданий, психологические потрясения, но не дают, разумеется, реального их разрешения. Под влиянием религии у верующего возникают разнообразные чувства: благоговение перед богом или страх.

К четвертой группе относятся верующие, мотивом религиозности которых выступает эстетическая сторона религии. К ним принадлежат главным образом колеблющиеся и частично — обыкновенные верующие. Их привлекает сам процесс богослужения, церковное пение и музыка, архитектура, живопись или скульптура. Они обращают внимание не столько на религиозные идеи, сколько на атмосферу, в которой эти идеи пропагандируются. Иногда интерес к религии у таких людей начинается из обычной любознательности. Служители культа, зная это, могут направить его в религиозное русло.

У пятой группы верующих — главным образом убежденных и обыкновенных — мотивом религиозности выступают морально-этические проблемы. Такие верующие считают, что вера в бога ведет к нравственному совершенствованию личности. Поскольку в нашей стране господствуют гуманные принципы коммунистической морали, верующие часто пытаются отождествлять их с нравственными принципами религии.

Мотивы религиозности шестой группы верующих можно выразить так: «На всякий случай». К этой группе относятся главным образом колеблющиеся верующие. Выполняя религиозные предписания, они надеются, что обращение к богу может помочь им лучше устроиться в жизни, избежать непредвиденных осложнений и т. д.

Наконец, для седьмой группы основным мотивом религиозности выступает ссылка на традиции, обычаи. Это наиболее многочисленная группа верующих, главным образом колеблющихся и обыкновенных. Свою религиозность эти люди объясняют приблизительно так: «Верили в бога наши деды и отцы, верим и мы». Их поведение часто противоречит собственным убеждениям. Они выполняют религиозные обряды (крещение, венчание и др.) только в силу привычки, традиции. Посещение церкви верующие этой группы объясняют иногда желанием встретиться со знакомыми. Традицией обосновывают наличие у себя дома икон, других предметов религиозного культа.


3.    Особенности организации социально-педагогической работы с верующими семьями.

Социально-педагогическую работу с верующими семьями  необходимо организовывать по следующим направлениям:

1.  Изучение религиозной ситуации.

2.  Планирование системы взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями.

3.  Непосредственная воспитательная работа с верующими.

4.  Результативно-оценочное направление, в ходе которого, при необходимости, вносятся изменения в организацию и содержание плана  работы с верующими семьями.

Рассмотрим каждое из направлений более подробно.

1. Изучение религиозной ситуации в включает:

— во-первых, определение уровня религиозности. Под ним принято понимать характеристику отношения к религии определенной группы людей. В простейшем случае он определяется как процентное отношение респондентов, обладающих признаком религиозности, ко всей совокупности опрошенных (фиксируется сам факт наличия определенного признака);

— во-вторых, определение степени религиозности. Фиксируется, прежде всего, уровень влияния религии на отдельную личность. Степень религиозности определяется на основе эмпирических признаков религиозности. Она отмечает интенсивность проявления этих признаков (например, наличие или отсутствие корреляции между религиозным сознанием и религиозным поведением, сильной или слабой веры в сверхъестественное, сила и глубина влияния религии на различные сферы человеческой деятельности и на мотивацию индивида в повседневной жизни и т. д.). В исследовательской практике возможны случаи, когда проведенные измерения покажут одинаковый уровень религиозности на разных объектах, но разную степень ее проявлении;

— в-третьих, определение характера религиозности: качественная характеристика религиозности представителей разных религий и конфессий (например, православных и мусульман). Здесь интегрируется информация об уровне и степени религиозности, но к ней добавляются такие качественные характеристики, как конфессиональная определенность, особенности, обусловленные своеобразием исторического периода, национальной спецификой, социальным контекстом;

— в-четвертых, оформление результатов анализа религиозной ситуации.

Изучение религиозной ситуации должно проводиться систематически. При изучении религиозной ситуации применяется ряд методов социально-психологического исследования:

— наблюдение;

— анализ документов;

— тестирование;

— метод независимых характеристик;

— беседа;

— анализ результатов деятельности;

— опрос (интервью, анкетирование).

2. Планирование системы взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями. Взаимодействие и сотрудничество с религиозными объединениями и организациями необходимо планировать исходя из религиозной ситуации. На основе анализа ее характера подготавливается план взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями.

Развивая сотрудничество с религиозными объединениями на основе взаимного интереса в соответствии с потребностями верующих семей, следует учитывать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая другие христианские конфессии, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии.

Для эффективной организации сотрудничества с религиозными объединениями и организациями рекомендуется создавать комитеты взаимодействия с религиозными объединениями и организациями. Организацию комитетов осуществлять необходимо исходя из характера религиозности с учетом представителей всех религий и конфессий. В состав комитетов взаимодействия с религиозными объединениями и организациями рекомендуется привлекать активных представителей верующих семей и представителей конфессий, с которыми организовано взаимодействие.

3. Непосредственная работа с верующими семьями. Сущностью работы с верующими семьями является не только непосредственное воздействие всех субъектов воспитания (общество, религиозные объединения и конфессии; религиозные объединения и конфессии, с которыми организовано взаимодействие; средства массовой информации (по религиозной проблематике), но и создание необходимых условий для достижения эффективности данного воздействия всеми субъектами воспитания.

Воспитательную работу с верующими семьями рекомендуется осуществлять по следующим основным направлениям:

·       реализация прав семей на свободу совести;

·       духовное просвещение, нравственное воспитание верующих посредством взаимодействия с представителями религий и конфессий;

·       формирование морально-психологической устойчивости на основе религиозного мировоззрения верующих военнослужащих.

При проведении работы рекомендуется:

·       организовать посещение представителей религиозных объединений и организаций, с которыми организовано взаимодействие, для проведения духовно-просветительских бесед, для совершения богослужений;

·       создать условия для посещения верующими богослужений;

·       организовывать экскурсии с посещением храмов, культовых зданий, сооружений, музеев и выставок предметов историко-церковного и художественного значения;

·       проводить совместно с религиозными объединениями мероприятия патриотической направленности;

·       организовывать взаимодействие с представителями различных конфессий при проведении торжественных мероприятий;

·       формировать морально-психологическую устойчивость верующих;

·       подготовить в библиотеке учреждения для верующих подборку духовной литературы (церковная периодическая печать и другие материалы духовно-просветительного характера различных религиозных объединений);

·       осуществлять социальную защиту семей, посредством сотрудничества в благотворительной области с представителями различных конфессий;

·       оказывать помощь религиозным объединениям в восстановлении или ремонте храмов, мечетей, молельных домов и других культовых зданий;

·       выявлять уровень и характер религиозности;

·       формировать толерантное отношение к верующим различных религиозных объединений;

·       проводить профилактику вхождения в религиозные объединения, носящие деструктивный характер.

При проведении работы с верующими семьями наиболее уместным будет индивидуальный и дифференцированный подход, в ходе которого необходимо учитывать особенности мировоззрения и нравственного сознания этих семей. Для этого необходимо знать основное содержание религиозного вероучения подчиненных и не допускать негативных оценок религиозных догм. В основе  работы с верующими семьями должно быть толерантное отношение к ним.

В ходе проведения работы недопустимы элементы религиозного давления на, так как каждый человек согласно Конституции Российской Федерации имеет полное право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой: быть верующим или атеистом.

4. Результативно-оценочный этап. Сложность этого этапа заключается в том, что повседневная жизнь не всегда соответствует планам и вносит изменения в работу с верующими. И чем раньше мы заметим отклонения и изъяны в системе, тем легче их будет устранить и добиться более высокого результата.

Результатом воспитательной работы с верующими семьями является следующее:

·       реализация прав семей на свободу совести;

·       повышение уровня духовного развития и нравственного воспитания верующих семей;

·       повышение уровня морально-психологической устойчивости;

·       разрешение противоречий между верующими семьями, представителями различных религиозных объединений, а также между верующими и неверующими семьями.

Таким образом, социальным педагогам в интересах верующих семей следует учитывать религиозный фактор. Для этого необходимо знать о сущности религии верующих, о ее роли в их жизни и о возможностях использования духовно-нравственного потенциала религий в формировании и развитии у верующих  качеств и отношений гражданина-патриота, профессионала и высоконравственной личности.

Досуг православного христианина включает в себя всё то же, что и досуг любого другого человека – активные виды спорта, прогулки, чтение, совместное время провождение с друзьями.

Виды православного досуга.

Паломничество - это путешествие к Святой Земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы;

Проще говоря, это хождение верующих к святым местам на поклонение.

Обычай паломничество основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Богом, Пресвятой Богородицей; помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники.

В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество верующих в «святые места». Большую роль в этом играют действующие монастыри и церкви, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации паломнических поездок по всему миру. Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс. В учебных заведениях паломнические поездки осуществляются классами во главе с социальным педагогом.

Воскресная школа - занятия для детей верующих родителей (христиан), где детям в доступной, чаще всего игровой форме, рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты. Название образовано от дня проведения занятий - так как обычно они проводятся по воскресеньям. Черта, отличающая их от школ обыкновенных, состоит в том, что занятия происходят в свободное от обязательных (чаще всего фермерских) работ время.

Главное место в системной работе воскресной школы отведено непосредственно работе с детьми. К главным целям организации воскресной школы относится воспитание детей в христианских традициях.

По целям, которые преследуются в воскресной школе, их можно разделить на 2 разряда:

·       Воскресные школы, носящие преимущественно религиозный характер, предназначенный к укреплению детей и юношей в исповедании веры.

·       Воскресные школы, носящие преимущественно образовательный характер, предназначен для открытого доступа к знаниям.

Обычно занятия воскресной школы проходят непосредственно в церкви или в специальном здании, построенном для проведения различных занятий.

Благотворительность - оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.

Сейчас, к счастью, благотворительность в России снова набирает вес. Детей с учебной скамьи учат помогать тем, кто оказался в трудном положении. Среди возможных фор детской помощи, такие как:

·                   Помощь по дому одиноким старикам

·                   Концерты в детских домах и домах престарелых

·                   Сбор игрушек (одежды) для малообеспеченных и т.д.

Конечно, педагогам в этом процессе отведена доминирующая роль. Именно от активности последнего зависит энтузиазм ребят в столь благом деле. Детей очень легко приобщить к доброму, они легко вовлекаются, если педагог умеет донести важность благотворительной миссии до каждого ребенка.


Заключение.

Вера очень важный, а в отдельных случаях и определяющий фактор в жизнедеятельности людей. Вера является одним из основных мотивирующих факторов к тому, чтобы жить полноценной жизнью в физическом, душевном и духовном плане. Религиозная вера - это система взглядов, которых придерживается тот или иной человек. Объектом религиозной веры выступают Бог, ангелы, потусторонний мир, бессмертие души, догматы. Как психологический феномен религиозная вера существует в виде религиозных верований, которые не обязательно связаны с «религиозными знаниями», но обязательно - с внутренней уверенностью в приобщении к «тайне». Такая вера является переживанием, которому в отличие от интеллектуального акта логика и доказательства не нужны. Религиозная вера по самой своей сути проясняет связь с конечными, предельными вопросами жизни и смерти. Ее важными составляющими являются религиозные представления, образы, идеи, переживания, религиозно-психологические процессы, которые образуют религиозную духовность личности.

В нашей стране влияние религии значительно возросло. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквях, освещение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие ранее разрушенные церкви и монастыри. Представители духовенства заседают в верховных органах власти. Увеличилось количество тех, кто, например, в христианстве прошел через обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей. В некоторых негосударственных школах появился новый предмет - «Закон Божий».

Религия воздействует на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. Проповедь абсолютных (вечных и неизменных) нравственных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла и насилия век. Поражает мудрость заповедей в Нагорной проповеди Христа: «Всякий, гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду», «Когда творите милостыню, не трубите об этом», «Не судите, да не судимы будете» и т.п.

Приведенные и другие нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели новый глубокий смысл, так как обращены к внутреннему, духовному миру человеку. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Да и служители культа способствуют тому, чтобы человек пришел поразмыслить именно в храм: они находят время для неспешной беседы, умеют слушать, помочь светом и делом.


Список использованной литературы.

                1.                        Гаврилов Ю. Вера и верность // Российская газета. 2005. № 33.

                2.                        Веремчук В. И. Военная служба и религия: социологический анализ взаимодействия на институциональном уровне управления: Монография. М., 2005.

                3.                        Зенько Ю.М. Психология и религия. - СПб.: Алетейя, 2002.

                4.                        История религии. В 2 т. Т.1. Учебник / В.В.Винокуров, А.П.Забияко, З.Г.Лапина и др. / Под общ. ред. И.Н.Яблокова. - М.: Высш.шк., 2009.

                5.                         Кунов Г. Возникновение религии и веры в Бога. - М., 1919.

                6.                         Лавров П.Л. О религии. - М.: Мысль, 1989.

                7.                        Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 2007.

                8.                        Лукашов В.А., Омурова Т.О., Трофимова З.П. Религиоведение. - М.- Воронеж, 2008.

                9.                        Мчедиов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего // Социс. - 2009, №7.

           10.                        Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. - М.: Школа-Пресс, 1994.


Информация о файле
Название файла Социально-педагогическая работа с верующей семьей от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 17:46
Дата обновления 9.2.2013, 17:46
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 27.1 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 4122
Скачиваний 163
Оценить файл