Социально-педагогическая работа с членами семьи, употребляющими наркотики

Описание:
Понятие и причины возникновения наркомании
Семейные условия возникновения наркомании
Методы работы социального педагога по профилактике наркомании в семье
Групповая работа с родителями наркоманов
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет

имени С.А. Есенина»

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра социальной  психологии и социальной работы

Социально-педагогическая работа с членами семьи, употребляющими наркотики

Реферат

Выполнила студентка

 4808 группы

5 курса

Пономарева А.О.

Проверила:

Корчагина Л.М.

Рязань 2012

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………2
1.     Понятие и причины возникновения наркомании………………………4

2.     Семейные условия возникновения наркомании……………………… 7

3. Методы работы социального педагога по профилактике наркомании в семье…………………………………………………………………….……. 11

4. Групповая работа с родителями наркоманов………………………..…...16

Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как это ни покажется парадоксальным, но даже сегодня, в эпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного вопроса, которые не подверглись бы тщательному препарированию в средствах массовой информации, далеко не все имеют четкое представление о проблеме наркомании. А она почти повсюду в мире превратилась в грозную опасность для граждан и государственных институтов. Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах и особенно среди молодежи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к наркотикам в более раннем возрасте, чем в недалеком прошлом. По мере изменения социально-экономической и морально-психологической ситуации в нашей стране, расширения зарубежных контактов, открытости границ, все более масштабные и тревожные очертания приобретают проблемы, касающиеся молодежи. Среди них – «бич XX века» или «белая смерть», как называют иногда наркоманию.

Возможно некоторые люди, не имевшие раньше достоверной информации о проблемах, связанных с наркотиками, зададутся вопросом: «А в чем вообще опасность наркомании для общества и так ли актуальна сегодня эта проблема».

Причин для всеобщей тревоги несколько.

Во-первых, наркомания чрезвычайно активно способствует деградации личности и разрушению организма, а это, в конечном счете, дело не только самого наркомана, который живет среди людей и зачастую неизбежно становится источником серьезной опасности для окружающих. Во многих случаях человек, больной наркоманией, к сожалению, становится безнравственным, циничным и жестоким. В первую очередь такой человек - это огромное горе для всех его близких, которые на глазах теряют сына или дочь, мужа или отца.

Во-вторых, наркомания - непосредственная причина огромного количества различных преступлений, в том числе тяжких. По данным научных исследований около 2/3 несовершеннолетних наркоманов становятся преступниками. Это обусловлено тем, что они в силу своей непреодолимой тяги к наркотикам не останавливаются перед совершением преступлений (чаще всего краж), чтобы добыть очередную дозу или средства для ее приобретения.

В-третьих, наркомания в целом угрожает физическому и нравственному здоровью нации. Сюда можно отнести и генетическое вырождение поколений, и тесную связь наркомании с проблемами СПИДа, гепатита, других тяжелых болезней, гомосексуализма, проституции. Здесь целый «букет» различных социальных проблем.

В-четвертых, человек в состоянии наркотического опьянения неадекватно отражает действительность и не может в полной мере, а то и вовсе контролировать свои действия. Исчезает критическая оценка ситуации, притупляется ощущение риска, нарушается координация движений.

В-пятых, наркомания причиняет колоссальный экономический ущерб, причем, как прямой, так и косвенный. Сюда относятся больничные и социальные расходы, производственные простои, травмы, аварии, потеря квалификации и трудоспособности, социальный паразитизм (иждивенчество, бродяжничество, попрошайничество), расходы на правоохранительную систему, на профилактику наркомании, научные исследования и т.д.

В-шестых, это, если можно так выразиться, «социальная заразность» наркомании. По данным целого ряда научных исследований каждый наркоман способен вовлечь в наркоманию 12-17 человек. И, что особенно важно, многие наркоманы объективно заинтересованы вовлечь как можно больше новых людей в наркотические сети.

Таков разноплановый и многоаспектный характер проявлений наркомании и порождаемых ею социальных проблем, ставящих это явление в один ряд с самыми опасными недугами человечества.

1.     Понятие и причины возникновения наркомании

Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos - усыпляющий). Однако терминологическая неопределенность возникает сразу же, как только речь заходит о препаратах, не относящихся к группе опия, т.к. среди средств, отнесенных к наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают снотворным воздействием. Другие же препараты по своей фармакологической активности являются психостимуляторами, психотомиметиками и т.д. В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.

Кроме того, в литературе, посвященной проблеме наркомании, встречается точка зрения, что наркотик - это вещество, удовлетворяющее 3 критериям:

1. Медицинский критерий: это вещество оказывает специфическое (седативное, стимулирующее, галлюциногенное и др.) влияние на ЦНС.

2. Социальный критерий: немедицинское употребление вещества имеет большие масштабы и последствия этого приобретают социальную значимость.

3. Юридический критерий: данное вещество признано законодательством наркотическим.

Анализ литературы позволяет вывести определение наркомании как группы заболеваний, вызываемых систематическим употреблением наркотиков и проявляющихся синдромом измененной реактивности, психической и физической зависимостью, а также некоторыми другими психотическими и социальными феноменами.

Наркомания нередко наблюдается у лиц с хроническими заболеваниями, которым по медицинским показаниям назначают наркотические препараты (чаще это обезболивающие средства). Наркомании чаще развиваются у лиц с конституциональными аномалиями характера или нажитыми психопатоподобными изменениями, а также при латентных формах эндогенных заболеваний.

Что касается причин начального приема наркотиков, то это проблема скорее психологическая, нежели медицинская.

Причин и условий довольно много и знание хотя бы основных из них должно помочь в целенаправленной профилактической работе. Ведь, как известно, чтобы победить врага, его нужно знать.

1. Глобальные причины:

- Всеобщее падение нравов, низкая духовность и культура у значительной части населения.

- Сформировавшаяся наркотическая субкультура и «мода»на наркотики среди молодежи.

- Сложная социально-экономическая ситуация в стране (экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.).

- Относительная доступность наркотиков «на черном рынке» (сравнительно не высокая цена, большое количество наркоторговцев).

- Активная деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная на стимулирование спроса на наркотики.

- Либеральный пограничный режим или его отсутствие (открытость границ).

- Не совершенство антинаркотического законодательства.

- Наличие значительной собственной сырьевой базы, химических препаратов, оборудования, а также специалистов для незаконного производства наркотиков.

- Сверхвысокая доходность наркобизнеса.

2. Частные причины:

- Недостаточная воспитательная работа среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга.

- Сокращение сети государственных специальных лечебных учреждений для наркоманов.

- Отсутствие эффектных методик лечения наркоманов.

- Агрессивная пропаганда наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (например, рок-групп) и слабая бессистемная антинаркотическая контрпропаганда.

- Отмена уголовной и административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков.

- Деятельность различных сект, общественных организаций (типа «радикальной партии»), выступающих за легализацию наркотиков и декриминализацию ответственности за незаконные действия с ними.

- Воспрепятствование со стороны определенных сил принятию нового более совершенного антинаркотического законодательства.

- Недостаточное финансирование программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.

- Недостаточный контроль над перемещением и нахождением на территории Российской Федерации иностранных граждан, многие из которых занимаются торговлей наркотиками.

- Привыкание к наркотикам людей, принимавших участие в различных вооруженных конфликтах в последние годы.

- Коррумпированность части чиновников государственных органов.

- Неудачная попытка введения в 1985 году подобия «сухого закона», вследствие чего определенное количество людей переключилось на употребление наркотиков.

Существует еще один момент, который не следует забывать в повседневной работе. Речь идет о постоянном внимании к детям из неблагополучных семей. Именно они зачастую начинают принимать наркотики, легче вовлекаются в группы наркоманов.

Одной из главных причин, толкающих подростков на этот шаг - отчуждение между ними и родителями или учителями. Причем, надо иметь в виду, что неблагополучие и отчужденность в семьях не всегда заметны постороннему. Внешне в семье все благопристойно, а на самом деле она расколота взаимным непониманием. Способствовать такому состоянию семьи могут различные факторы. Главным же является одно - каковы отношения родителей к детям и между собой в глазах ребенка.

2. Семейные условия возникновения наркомании

Некоторые исследователи выявили определенную связь между различными семейными факторами и упо­треблением наркотиков. В первую очередь это характер взаимоотношений в семье. Часто подросток практически изолирован от семьи, отношения с родителями недоста­точно близкие. Он постоянно испытывает дефицит люб­ви, доверия и признания со стороны родителей. Родители не стремятся к общению из опасения услышать что-либо нежелательное для себя. Никто в этих семьях не слышит крика о помощи. Недоброжелательность, враждебность, вмешательство родителей в личную жизнь сопровождают подростка. Отец не принимает достаточного участия в де­лах семьи.

Следующим фактором являются конфликты. Частые конфликты между родителями делают детей заложниками этих ссор, что приводит к стрессам, физическим и психо­логическим травмам. Дисгармоничная семья делает не­счастными всех членов семьи, но в большей степени стра­дает ребенок, так как взрослые делают из него «козла отпу­щения» во всех проблемах и конфликтах. Родители не спо­собны управлять ситуацией в семье. Дисциплина либо слишком строгая, либо либеральная. Отсутствие последо­вательности в дисциплинарных требованиях еще в боль­шей степени отдаляет детей от родителей. В большей части в таких семьях существуют двойные стандарты поведе­ния — одни для себя, другие для детей, и полное нежела­ние со стороны родителей признать свои ошибки и непра­воту. Проблема взаимоотношений между поколениями усугубляется, если родители разведены или отсутствуют дома большую часть времени. При этом отсутствие отца переносится детьми особенно болезненно. Родители чув­ствуют неуверенность в борьбе с жизненными проблема­ми, поэтому употребляют наркотики или алкоголь в каче­стве психологических «костылей». Дети в таких ситуациях не учатся у родителей противостоять трудностям, а берут пример с тех родителей, кто борется с проблемами с помо­щью наркотиков и алкоголя.

В дополнение к вышесказанному остановимся на резу­льтатах эмпирического исследования Р. Ладевига на тему «Героиновая зависимость у подростков и молодых людей» о семейных условиях возникновения наркомании. В этом исследовании сравнивается группа подростков-наркома­нов, употребляющих героин и находящихся на долгом ста­ционарном лечении, со случайной заурядной группой по­дростков-ровесников. Исследование проводилось по­средством опроса. К семейной интеракции (взаимодействию) в рамках процесса социализации можно отнести сле­дующее:

1.     Родители   героиновых  наркоманов   имели   час­
тое и интенсивное обращение с никотином, алкоголем и
медикаментами. Своим детям они не предлагали модель
соответствующего обращения с наркотиками в широком
смысле.

2.     В своей собственной жизни такие родители ока­зывались несамостоятельными, подверженными чужому
влиянию и зависимыми от мнения других людей. Матери
к тому же чаще были недовольны своей жизненной ситуа­цией.

3.     Родители героиновых наркоманов оказались не­
достаточной моделью, от чего зависят выстраивание и
проживание в качестве примера ценностей и манеры по­
ведения, которые касаются межличностных отношений.

4.     В своем воспитательном поведении они насаж­дали недостаточные ценности и нормы поведения, в на­
правлении которых подрастающий ребенок мог бы выпра­вить свое поведение. К тому же они оказывались малопоследовательными в своем поведении, что выражалось в не­
достаточном наблюдении ребенком за придерживанием
предоставленных норм и ценностей.

5.     Родители зависимых от героина считали своих
детей несамостоятельными и неспособными отвечать за
себя; они не поддерживали своих детей в завязывании и
поддерживании контактов с их сверстниками.

6.     Родители не учили своих детей выражать и на­стаивать на своих правах и обязанностях.

7.     Родители не предоставляли своему ребенку эмо­циональной близости, т. к. они не обращали внимания на
потребности своего ребенка и едва ли вообще имели время
для него.

8.     Подростки-наркоманы   сообщают,   что   они   в
кругу своей семьи не чувствовали себя защищенными.

Подростки показали неспособность представлять собствен­ное мнение и интересы; одновременно они выделялись недостаточной способностью к воодушевлению, их было легко смутить критикой и заставить отказаться от наме­ченного.
При чрезмерном употреблении наркотиков в семье мо­гут возникнуть следующие проблемы:

1.     финансовые   (связанные   с   работой   и   низкой
з/платой);

2.     эмоциональные;

3.     медицинские;

4.     нарушение семейных отношений;

5.     физическое и сексуальное насилие;

6.     разлад в семье;

7.     изоляция от общества;

8.     отрицание;

9.     оправдание поведения;

Среди «хэдов» и молодых наркоманов вообще наблю­дается определенное сходство, касающееся их семей:

1.     отец отсутствует или отличается слабым харак­тером;

2.     излишне   заботливая,   уступчивая   или,   наобо­рот, властная мать;

3.     непоследовательное    поведение    и    отсутствие
сдерживающих факторов;

4.     враждебность или конфликты между родителя­
ми.

Некоторые исследователи, говоря о «донаркотической» личности наркомана, выделяют следующие черты личности молодых людей, которые могут, хотя и не обяза­тельно, стать причиной наркомании: эмоциональная не­зрелость, неполноценная психосоциальная организация, садистские и мазохистские проявления, агрессивность и нетерпимость, слабые адаптационные способности, склонность к регрессивному поведению, неспособность к межличностному общению с партнером и т. д.



3. Методы работы социального педагога по профилактике наркомании в семье

Профилактическая работа в школах велась всегда, но использованные методы в настоящее время оказываются малоэффективными. Их недейственность можно объяснить. Изменилась социальная ситуация. В настоящее время зачастую эпизодические мероприятия уже нельзя назвать системной профилактикой.

Зачастую профилактика - это стихийные, периодические мероприятия, вместо целенаправленного процесса.

Основы профилактической работы с подростками должны знать социальные работники, социальные педагоги, также нельзя забывать о медицинском персонале образовательных учреждений. Каждая из этих категорий специалистов имеет свой собственный объект профилактики наркотической и других видов негативной зависимости, свои методы, каждая требует своего специфического подхода в обучении профилактической работе.

Следует остановиться на методах работы школьного социального педагога по профилактике наркомании.

Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в раз­личные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.

Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обра­щает на положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатыва­ет для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним

обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребен­ка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добить­ся, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложив­шейся ситуации.

В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указыва­ются даты рождения знаменательных событий в семье. Определя­ется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.

«Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сы­ном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посе­щают ли клубы.

Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дру­жит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учи­тель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.

Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, пробле­мы, здоровье.

Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отноше­ния сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, род­ственников и других людей, которые живут в семье.

Работа социального педагога с родителями может осуществ­ляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями.

Для социального педагога важно выяснить отношения ребен­ка и родителей и реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка.

Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы наихразвитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ре­бенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.

Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок; это поможет им легче переносить свои тя­готы, побороть чувство беспомощности и одиночества.

Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Выделяют беседу с родителями, клиническую, психокоррекционную.

 Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.

Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».

А так же при профилактике наркомании применяют тестирование (Кеттелл, Шмишек, УСК, семантический дифференциал) и тренинги (личностно ориентированный, поведенческий, телесно ориентированный).

Реализация программы профилактики осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой.

Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.

Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления.

Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

- распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами;

- формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения;

- предоставление альтернатив наркотизации.

Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности.

Целевая работа с группой риска - определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.

Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:

1. возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;

2. влияние на уровень притязаний и самооценку;

3. свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации;

4. возможность привлечения специалистов по профилактике.

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе:

- Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

- Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

- Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).

- Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.

- Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:

- Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.

- Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.

- Разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.

- Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.

- Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков.

- Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.

Подготовка квалифицированных кадров - одно из важнейших условий профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет всего лишь 20%, от медикаментозного лечения - 1%. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.

4. Групповая работа с родителями наркоманов

В структуре системного терапевтического воздействия на семью наркотизирующегося важную роль играют групповые формы работы с родителями. Существенным явля­ется, на наш взгляд, то, что работа с ними может вестись как па­раллельно с реабилитационной программой наркомана, так и не­зависимо от нее. Даже если наркоман избегает лечения, родите­ли, посещающие родительские группы, могут изменить свое от­ношение к наркомании, свое поведение в семье, свои реакции на ребенка. Клиническая практика подтвердила и необходи­мость, и полезность таких групп. 
Анализ литературы, посвященной групповым формам ра­боты с родителями, показывает, что при ее организации возмож­но использование различных моделей.

Так, это могут быть: 

·        психодинамически-ориентированные группы В.Шутц,А.Адлер);

·        дискуссионные группы (по модели, например, Р. Дрейкуса);

·        группы, основанные на модели группового психологичес­кого консультирования (X. Джайнотт); 

·         группы, основанные на идеях гуманистической психоло­гии (К. Роджерс, Т. Гордон, М. Снайдер); 

·        группы, основанные на идеях о диалогической природе че­ловеческой личности (М. М. Бахтин);

·        бихевиористски - ориентированные группы (А. Бандура, Дж. Роттер);  

·        системы, связанные с религиозными взглядами на воспитание детей и родителей (Р. Кэмпбелл). 

Наш опыт работы с родителями и другими членами семьи наркомана показывает высокую эффективность групп, основан­ных на идеях и принципах трансактного анализа (Э. Берн). 

Однако очевидно, что при выборе той или иной модели групповой работы необходимо учитывать специфические осо­бенности психического состояния родителей наркоманов. 

В настоящее время для описания психического состояния, развивающегося у членов семьи химически зависимого пациен­та (наркомания, алкоголизм, токсикомания и др.), широко ис­пользуется термин «созависимость». Понятие «созависимость» используется как для описания психического состояния отдель­ных членов семьи (созависимый), так и для характеристики внут­рисемейных отношений в целом. Однако, несмотря на то, что этот термин начинает широко использоваться в психотерапев­тической практике с конца 70-х годов, он тем не менее продол­жает оставаться «нечетким и размытым», а сам феномен созависимости недостаточно исследованным. Мелоди Битти, ана­лизируя термин «созависимость», приводит несколько опреде­лений, данных весьма авторитетными в области обсуждаемых проблем специалистами. 
Созависимость — это «эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил — правил, которые препятствовали открытому выраже­нию чувств, а также открытому обсуждению личностных и меж­личностных проблем». 
Неопределенным продолжает оставаться не только понима­ние сути созависимости, но и ее статуса: является созависимость болезнью или нет? По этому поводу существует несколько то­чек зрения, иногда противоречащих друг другу: 

• созависимость — это нормальная реакция на людей с на­рушениями в поведении; 
• созависимость — это хроническое прогрессирующее забо­левание. 
Мы полагаем, что ответить на вопрос: является ли созави­симость болезнью или нет, однозначно нельзя, поскольку она является многоуровневым феноменом со сложной детермина­цией. И то, что на одном уровне может быть определено как бо­лезнь, на другом уровне не является таковым. 
Наша точка зрения заключается в том, что созависимость — это защитная компенсаторная реакция на внутриличностный конфликт. Сторонами конфликта при этом выступают крайне противоречивые отношения со значимым человеком (значимы­ми людьми) и индивидуализированная система культурных норм, ценностей, предписаний и т.п.

Созависимость при этом выражается в поведении, направ­ленном на разрушение одной из сторон конфликта. Очевидно, что такое поведение является саморазрушающим. Таким образом, в отношении семьи наркомана, на наш взгляд, уместно опреде­ление саморазрушающейся семьи. 
Анализ существующих дефиниций созависимости позволяет выделить некоторые существенные параметры этого феномена. 
1.  Созависимость связана с нарушением возможности от­крытого выражения чувств и обсуждения личностных и межлич­ностных проблем. 
2.  На поведенческом уровне созависимость проявляется в виде стереотипных форм. 

3. Созависимость связана с выхолащиванием и обеднением эмоциональной сферы личности. 

4.  Созависимость выражается в перемещении фокуса от­ветственности и контроля со своей жизни на жизнь другого человека. 
5.  Созависимость — это реактивный процесс, смысл и цель которого заключаются в снятии внутриличностного конфликта способом саморазрушающего поведения. 

Исследование структуры и динамики реакций родителей подростка, употребляющего наркотики, показало, что обнару­жение употребления ребенком наркотиков приводит к разви­тию особого синдрома, который мы называем синдромом ро­дительской реакции на наркоманию (СРРН). 
В структуре СРРН наиболее отчетливо выражены: 
- у матерей, фобия утраты ребенка, чувство вины, стыд, вос­питательная неуверенность, проекция на ребенка собственных отвергаемых черт ; 
- у отцов: эмоциональная и поведенческая неустойчивость, воспитательная неуверенность, отвержение ребенка, отверже­ние материнского стиля воспитания. 
Таким образом, созависимость в семьях наркоманов — это саморазрушающее поведение, возникающее на основе СРРН. 
По мере развития СРРН, как и при любой болезни, родите­ли наркомана приспосабливаются и начинают «выжимать» мак­симум выгод из своих невротических симптомов и защит. Сим­птомы и защиты приобретают социальную функцию, форми­руются особые внутрисемейные роли, заменяющие отношения близости, приносящие психологические преимущества, например, ощущения типа «Я за своего ребенка...», «Я все для него сдела­ла», «У меня уже другой заботы нет...», в которых ярко выражено чувство вины за отсутствие искренности и близости с ребенком раньше. Возможно, таким «психологическим купоном» являет­ся сочувствие. Однажды добившись чего-либо, люди пытаются добиться того же теми же средствами. 
Таким образом, приобретаются «вторичные выгоды», кото­рые выступают как мощные детерминанты внутрисемейных от­ношений, в которых скрыты факторы, провоцирующие срывы в период реабилитации и прерывающие ремиссию. 
В родительско-детских отношениях СРРН проявляется в том, что у матерей формируется опекающая (60%) и потворствующая (30%) гиперпротекция, что выступает как положительное подкрепление наркоманского поведения у детей. У отцов фор­мируется неустойчивый стиль родительско-детских отношений, что в поведении часто проявляется как противоречивые воздей­ствия, близкие к ситуации «двойного зажима». 
Различия в стиле родительско-детских отношений, наличие в структуре СРРН несовместимых элементов, отвержение отца­ми воспитательного стиля матерей — все это приводит к тому, что отношения в супружеской паре ухудшаются, развивается острый кризис внутри брачной пары. 
В подавляющем большинстве семей это приводит к тому, что структура семьи стремительно меняется: мать и наркотизирую­щийся ребенок создают коалицию с жесткими, ригидными вне­шними границами и обостренными, максимально напряженны­ми эмоциональными отношениями внутри. Брак в этом случае практически разрушается. 

Важным, на наш взгляд, является поведение братьев и сес­тер по отношению к родителям и наркоману. Несмотря на то, что реакции братьев и сестер, отличающихся от наркомана по возрасту и полу (старше — младше; однополые — разнополые), существенно разнятся, у них есть общее основание — позиция контролирующего родителя по отношению к нарко­ману. Очевидно, что такое поведение детей-наркоманов в се­мье становится дополнительным источником напряженности и конфликтов и приводит к еще большей спутанности отно­шений и внутрисемейных ролей. 
Таким образом, основные элементы семейных отношений приобретают патологический и психотравмирующий характер. 
Реализация в групповой работе с родителями наркоманов принципов гуманистической психологии, безусловно, способ­ствует оказанию им эмоциональной и социальной поддержки. Однако наиболее важным, на наш взгляд, является принятие ро­дителями ответственности за свое поведение и свою жизнь, чему способствует реализация модели группового психологического консультирования, методологической основой которого высту­пает трансактный анализ Э. Берна. 

Участники группы в этом случае воспринимаются как дееспособные субъекты, способные нести ответственность за свое поведение и решение своих про­блем. Руководитель поддерживает коммуникации в группе из эго-состояния Взрослый. Освоение участниками группы терми­нологии структурного и трансактного анализа дает возможность для эффективного исследования ими особенностей внутрисе­мейных отношений, внешней и внутренней коммуникации. Использование модели психологического консультирования и методологии трансактного анализа позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач, непосредственно вытекающих из отме­ченных выше особенностей семей наркоманов и их родителей: 

·        повышение ответственности за свое поведение и свою жизнь;

·        развитие готовности к творческому реагированию на нар­команию ребенка; 

·        повышение психологической компетентности и расшире­ние сознания; 

·        изменение реакции на проблему (от поиска причин к по­иску решений); 

·        развитие реалистичности мышления и осознания отно­шений;

·        повышение способности к наблюдению. 

Очевидно, что перечисленные задачи совершенно различ­ны и по содержанию, и по структуре, и по методам их решения. Поэтому важнейшей характеристикой родительских групп яв­ляется, на наш взгляд, плюрализм методов, который дает воз­можность применить большое количество методов и средств в процессе терапии.


Заключение

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.

Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.

Для более успешной работы с несовершеннолетним потребителем наркотиков, как правило, целесообразно связаться с его родителями, указав им на желательность консультации с наркологом (можно в таких случаях воспользоваться и анонимной помощью на дому или в стационаре). Следует учитывать, что необоснованные или нетактичные утверждения педагога о немедицинском употреблении наркотиков подростком могут стать поводом к конфликту между учебным заведением и семьей этого подростка, вплоть до судебного разбирательства. Кроме того, такие утверждения могут оказаться и серьезным психо-травмирующим фактором, привести к нервному срыву у учащегося.

Таким образом, антинаркотическая профилактическая работа требует ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познанийи ихпостоянного расширения.


Список использованной литературы:

1. Алан И. Лешнер, доктор наук,директор Национального института по злоупотреблению наркотиками. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков,

2. Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий.- М.: Изд- во УДН, 1991.

3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998.

4. Волчкова А.А., Литягина Е.В. Организация профилактики наркомании в образовательных учреждениях города Самары.

5.Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд., стер. — М.: Московский психолого-социаль­ный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.

6. Надеждин А.В. Профилактика наркомании основной путь решения проблемы молодежного наркотизма, http://www.narconon.ru/

7. Павленок П.Д. Основа социальной работы: Учебник М:1998 – с. 265-270.

8. Проблемы профилактики негативных зависимостей среди молодежи. Сборник материалов конференции 1 февраля 2001года/ Под ред. К.С.Лисецкого, С.В. Березина, Н.Ю. Самыкиной. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001.

9. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании/Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999.

10. Сергеев А.Н., Целинский Б.П. Рекомендации педагогам, родителям и сотрудникам правоохранительных органов о проведении профилактической работы по предупреждению распространения наркотиков и злоупотребления ими в молодежной и подростковой среде.


Информация о файле
Название файла Социально-педагогическая работа с членами семьи, употребляющими наркотики от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 17:55
Дата обновления 9.2.2013, 17:55
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 29.61 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 3475
Скачиваний 67
Оценить файл