Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет
имени С.А. Есенина»
Институт психологии, педагогики и социальной работы
Кафедра социальной психологии и социальной работы
Социально-педагогическая работа с членами семьи, употребляющими наркотики
Реферат
Выполнила студентка
4808 группы
5 курса
Пономарева А.О.
Проверила:
Корчагина Л.М.
Рязань 2012
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………2
1. Понятие и причины возникновения наркомании………………………4
2. Семейные условия возникновения наркомании……………………… 7
3. Методы работы социального педагога по профилактике наркомании в семье…………………………………………………………………….……. 11
4. Групповая работа с родителями наркоманов………………………..…...16
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………24
Введение
Как это ни покажется парадоксальным, но даже сегодня, в эпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного вопроса, которые не подверглись бы тщательному препарированию в средствах массовой информации, далеко не все имеют четкое представление о проблеме наркомании. А она почти повсюду в мире превратилась в грозную опасность для граждан и государственных институтов. Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах и особенно среди молодежи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к наркотикам в более раннем возрасте, чем в недалеком прошлом. По мере изменения социально-экономической и морально-психологической ситуации в нашей стране, расширения зарубежных контактов, открытости границ, все более масштабные и тревожные очертания приобретают проблемы, касающиеся молодежи. Среди них – «бич XX века» или «белая смерть», как называют иногда наркоманию.
Возможно некоторые люди, не имевшие раньше достоверной информации о проблемах, связанных с наркотиками, зададутся вопросом: «А в чем вообще опасность наркомании для общества и так ли актуальна сегодня эта проблема».
Причин для всеобщей тревоги несколько.
Во-первых, наркомания чрезвычайно активно способствует деградации личности и разрушению организма, а это, в конечном счете, дело не только самого наркомана, который живет среди людей и зачастую неизбежно становится источником серьезной опасности для окружающих. Во многих случаях человек, больной наркоманией, к сожалению, становится безнравственным, циничным и жестоким. В первую очередь такой человек - это огромное горе для всех его близких, которые на глазах теряют сына или дочь, мужа или отца.
Во-вторых, наркомания - непосредственная причина огромного количества различных преступлений, в том числе тяжких. По данным научных исследований около 2/3 несовершеннолетних наркоманов становятся преступниками. Это обусловлено тем, что они в силу своей непреодолимой тяги к наркотикам не останавливаются перед совершением преступлений (чаще всего краж), чтобы добыть очередную дозу или средства для ее приобретения.
В-третьих, наркомания в целом угрожает физическому и нравственному здоровью нации. Сюда можно отнести и генетическое вырождение поколений, и тесную связь наркомании с проблемами СПИДа, гепатита, других тяжелых болезней, гомосексуализма, проституции. Здесь целый «букет» различных социальных проблем.
В-четвертых, человек в состоянии наркотического опьянения неадекватно отражает действительность и не может в полной мере, а то и вовсе контролировать свои действия. Исчезает критическая оценка ситуации, притупляется ощущение риска, нарушается координация движений.
В-пятых, наркомания причиняет колоссальный экономический ущерб, причем, как прямой, так и косвенный. Сюда относятся больничные и социальные расходы, производственные простои, травмы, аварии, потеря квалификации и трудоспособности, социальный паразитизм (иждивенчество, бродяжничество, попрошайничество), расходы на правоохранительную систему, на профилактику наркомании, научные исследования и т.д.
В-шестых, это, если можно так выразиться, «социальная заразность» наркомании. По данным целого ряда научных исследований каждый наркоман способен вовлечь в наркоманию 12-17 человек. И, что особенно важно, многие наркоманы объективно заинтересованы вовлечь как можно больше новых людей в наркотические сети.
Таков разноплановый и многоаспектный характер проявлений наркомании и порождаемых ею социальных проблем, ставящих это явление в один ряд с самыми опасными недугами человечества.
1. Понятие и причины возникновения наркомании
Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos - усыпляющий). Однако терминологическая неопределенность возникает сразу же, как только речь заходит о препаратах, не относящихся к группе опия, т.к. среди средств, отнесенных к наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают снотворным воздействием. Другие же препараты по своей фармакологической активности являются психостимуляторами, психотомиметиками и т.д. В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.
Кроме того, в литературе, посвященной проблеме наркомании, встречается точка зрения, что наркотик - это вещество, удовлетворяющее 3 критериям:
1. Медицинский критерий: это вещество оказывает специфическое (седативное, стимулирующее, галлюциногенное и др.) влияние на ЦНС.
2. Социальный критерий: немедицинское употребление вещества имеет большие масштабы и последствия этого приобретают социальную значимость.
3. Юридический критерий: данное вещество признано законодательством наркотическим.
Анализ литературы позволяет вывести определение наркомании как группы заболеваний, вызываемых систематическим употреблением наркотиков и проявляющихся синдромом измененной реактивности, психической и физической зависимостью, а также некоторыми другими психотическими и социальными феноменами.
Наркомания нередко наблюдается у лиц с хроническими заболеваниями, которым по медицинским показаниям назначают наркотические препараты (чаще это обезболивающие средства). Наркомании чаще развиваются у лиц с конституциональными аномалиями характера или нажитыми психопатоподобными изменениями, а также при латентных формах эндогенных заболеваний.
Что касается причин начального приема наркотиков, то это проблема скорее психологическая, нежели медицинская.
Причин и условий довольно много и знание хотя бы основных из них должно помочь в целенаправленной профилактической работе. Ведь, как известно, чтобы победить врага, его нужно знать.
1. Глобальные причины:
- Всеобщее падение нравов, низкая духовность и культура у значительной части населения.
- Сформировавшаяся наркотическая субкультура и «мода»на наркотики среди молодежи.
- Сложная социально-экономическая ситуация в стране (экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.).
- Относительная доступность наркотиков «на черном рынке» (сравнительно не высокая цена, большое количество наркоторговцев).
- Активная деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная на стимулирование спроса на наркотики.
- Либеральный пограничный режим или его отсутствие (открытость границ).
- Не совершенство антинаркотического законодательства.
- Наличие значительной собственной сырьевой базы, химических препаратов, оборудования, а также специалистов для незаконного производства наркотиков.
- Сверхвысокая доходность наркобизнеса.
2. Частные причины:
- Недостаточная воспитательная работа среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга.
- Сокращение сети государственных специальных лечебных учреждений для наркоманов.
- Отсутствие эффектных методик лечения наркоманов.
- Агрессивная пропаганда наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (например, рок-групп) и слабая бессистемная антинаркотическая контрпропаганда.
- Отмена уголовной и административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков.
- Деятельность различных сект, общественных организаций (типа «радикальной партии»), выступающих за легализацию наркотиков и декриминализацию ответственности за незаконные действия с ними.
- Воспрепятствование со стороны определенных сил принятию нового более совершенного антинаркотического законодательства.
- Недостаточное финансирование программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.
- Недостаточный контроль над перемещением и нахождением на территории Российской Федерации иностранных граждан, многие из которых занимаются торговлей наркотиками.
- Привыкание к наркотикам людей, принимавших участие в различных вооруженных конфликтах в последние годы.
- Коррумпированность части чиновников государственных органов.
- Неудачная попытка введения в 1985 году подобия «сухого закона», вследствие чего определенное количество людей переключилось на употребление наркотиков.
Существует еще один момент, который не следует забывать в повседневной работе. Речь идет о постоянном внимании к детям из неблагополучных семей. Именно они зачастую начинают принимать наркотики, легче вовлекаются в группы наркоманов.
Одной из главных причин, толкающих подростков на этот шаг - отчуждение между ними и родителями или учителями. Причем, надо иметь в виду, что неблагополучие и отчужденность в семьях не всегда заметны постороннему. Внешне в семье все благопристойно, а на самом деле она расколота взаимным непониманием. Способствовать такому состоянию семьи могут различные факторы. Главным же является одно - каковы отношения родителей к детям и между собой в глазах ребенка.
2. Семейные условия возникновения наркомании
Некоторые исследователи выявили определенную связь между различными семейными факторами и употреблением наркотиков. В первую очередь это характер взаимоотношений в семье. Часто подросток практически изолирован от семьи, отношения с родителями недостаточно близкие. Он постоянно испытывает дефицит любви, доверия и признания со стороны родителей. Родители не стремятся к общению из опасения услышать что-либо нежелательное для себя. Никто в этих семьях не слышит крика о помощи. Недоброжелательность, враждебность, вмешательство родителей в личную жизнь сопровождают подростка. Отец не принимает достаточного участия в делах семьи.
Следующим фактором являются конфликты. Частые конфликты между родителями делают детей заложниками этих ссор, что приводит к стрессам, физическим и психологическим травмам. Дисгармоничная семья делает несчастными всех членов семьи, но в большей степени страдает ребенок, так как взрослые делают из него «козла отпущения» во всех проблемах и конфликтах. Родители не способны управлять ситуацией в семье. Дисциплина либо слишком строгая, либо либеральная. Отсутствие последовательности в дисциплинарных требованиях еще в большей степени отдаляет детей от родителей. В большей части в таких семьях существуют двойные стандарты поведения — одни для себя, другие для детей, и полное нежелание со стороны родителей признать свои ошибки и неправоту. Проблема взаимоотношений между поколениями усугубляется, если родители разведены или отсутствуют дома большую часть времени. При этом отсутствие отца переносится детьми особенно болезненно. Родители чувствуют неуверенность в борьбе с жизненными проблемами, поэтому употребляют наркотики или алкоголь в качестве психологических «костылей». Дети в таких ситуациях не учатся у родителей противостоять трудностям, а берут пример с тех родителей, кто борется с проблемами с помощью наркотиков и алкоголя.
В дополнение к вышесказанному остановимся на результатах эмпирического исследования Р. Ладевига на тему «Героиновая зависимость у подростков и молодых людей» о семейных условиях возникновения наркомании. В этом исследовании сравнивается группа подростков-наркоманов, употребляющих героин и находящихся на долгом стационарном лечении, со случайной заурядной группой подростков-ровесников. Исследование проводилось посредством опроса. К семейной интеракции (взаимодействию) в рамках процесса социализации можно отнести следующее:
1. Родители героиновых наркоманов имели час
тое и интенсивное обращение с никотином, алкоголем и
медикаментами. Своим детям они не предлагали модель
соответствующего обращения с наркотиками в широком
смысле.
2. В своей собственной жизни такие родители оказывались несамостоятельными, подверженными чужому
влиянию и зависимыми от мнения других людей. Матери
к тому же чаще были недовольны своей жизненной ситуацией.
3. Родители героиновых наркоманов оказались не
достаточной моделью, от чего зависят выстраивание и
проживание в качестве примера ценностей и манеры по
ведения, которые касаются межличностных отношений.
4. В своем воспитательном поведении они насаждали недостаточные ценности и нормы поведения, в на
правлении которых подрастающий ребенок мог бы выправить свое поведение. К тому же они оказывались малопоследовательными в своем поведении, что выражалось в не
достаточном наблюдении ребенком за придерживанием
предоставленных норм и ценностей.
5. Родители зависимых от героина считали своих
детей несамостоятельными и неспособными отвечать за
себя; они не поддерживали своих детей в завязывании и
поддерживании контактов с их сверстниками.
6. Родители не учили своих детей выражать и настаивать на своих правах и обязанностях.
7. Родители не предоставляли своему ребенку эмоциональной близости, т. к. они не обращали внимания на
потребности своего ребенка и едва ли вообще имели время
для него.
8. Подростки-наркоманы сообщают, что они в
кругу своей семьи не чувствовали себя защищенными.
Подростки показали неспособность представлять собственное мнение и интересы; одновременно они выделялись недостаточной способностью к воодушевлению, их было легко смутить критикой и заставить отказаться от намеченного.
При чрезмерном употреблении наркотиков в семье могут возникнуть следующие проблемы:
1. финансовые (связанные с работой и низкой
з/платой);
2. эмоциональные;
3. медицинские;
4. нарушение семейных отношений;
5. физическое и сексуальное насилие;
6. разлад в семье;
7. изоляция от общества;
8. отрицание;
9. оправдание поведения;
Среди «хэдов» и молодых наркоманов вообще наблюдается определенное сходство, касающееся их семей:
1. отец отсутствует или отличается слабым характером;
2. излишне заботливая, уступчивая или, наоборот, властная мать;
3. непоследовательное поведение и отсутствие
сдерживающих факторов;
4. враждебность или конфликты между родителя
ми.
Некоторые исследователи, говоря о «донаркотической» личности наркомана, выделяют следующие черты личности молодых людей, которые могут, хотя и не обязательно, стать причиной наркомании: эмоциональная незрелость, неполноценная психосоциальная организация, садистские и мазохистские проявления, агрессивность и нетерпимость, слабые адаптационные способности, склонность к регрессивному поведению, неспособность к межличностному общению с партнером и т. д.
3. Методы работы социального педагога по профилактике наркомании в семье
Профилактическая работа в школах велась всегда, но использованные методы в настоящее время оказываются малоэффективными. Их недейственность можно объяснить. Изменилась социальная ситуация. В настоящее время зачастую эпизодические мероприятия уже нельзя назвать системной профилактикой.
Зачастую профилактика - это стихийные, периодические мероприятия, вместо целенаправленного процесса.
Основы профилактической работы с подростками должны знать социальные работники, социальные педагоги, также нельзя забывать о медицинском персонале образовательных учреждений. Каждая из этих категорий специалистов имеет свой собственный объект профилактики наркотической и других видов негативной зависимости, свои методы, каждая требует своего специфического подхода в обучении профилактической работе.
Следует остановиться на методах работы школьного социального педагога по профилактике наркомании.
Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.
Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним
обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.
«Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы.
Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.
Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.
Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье.
Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями.
Для социального педагога важно выяснить отношения ребенка и родителей и реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка.
Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы наихразвитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.
Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок; это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества.
Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.
Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Выделяют беседу с родителями, клиническую, психокоррекционную.
Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.
Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.
Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».
А так же при профилактике наркомании применяют тестирование (Кеттелл, Шмишек, УСК, семантический дифференциал) и тренинги (личностно ориентированный, поведенческий, телесно ориентированный).
Реализация программы профилактики осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой.
Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.
Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления.
Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:
- распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами;
- формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения;
- предоставление альтернатив наркотизации.
Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности.
Целевая работа с группой риска - определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.
Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:
1. возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;
2. влияние на уровень притязаний и самооценку;
3. свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации;
4. возможность привлечения специалистов по профилактике.
Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе:
- Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.
- Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
- Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).
- Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.
- Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.
Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:
- Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.
- Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.
- Разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.
- Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.
- Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков.
- Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.
Подготовка квалифицированных кадров - одно из важнейших условий профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет всего лишь 20%, от медикаментозного лечения - 1%. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.
4. Групповая работа с родителями наркоманов
В структуре системного терапевтического воздействия на семью наркотизирующегося важную роль играют групповые формы работы с родителями. Существенным является, на наш взгляд, то, что работа с ними может вестись как параллельно с реабилитационной программой наркомана, так и независимо от нее. Даже если наркоман избегает лечения, родители, посещающие родительские группы, могут изменить свое отношение к наркомании, свое поведение в семье, свои реакции на ребенка. Клиническая практика подтвердила и необходимость, и полезность таких групп.
Анализ литературы, посвященной групповым формам работы с родителями, показывает, что при ее организации возможно использование различных моделей.
Так, это могут быть:
· психодинамически-ориентированные группы В.Шутц,А.Адлер);
· дискуссионные группы (по модели, например, Р. Дрейкуса);
· группы, основанные на модели группового психологического консультирования (X. Джайнотт);
· группы, основанные на идеях гуманистической психологии (К. Роджерс, Т. Гордон, М. Снайдер);
· группы, основанные на идеях о диалогической природе человеческой личности (М. М. Бахтин);
· бихевиористски - ориентированные группы (А. Бандура, Дж. Роттер);
· системы, связанные с религиозными взглядами на воспитание детей и родителей (Р. Кэмпбелл).
Наш опыт работы с родителями и другими членами семьи наркомана показывает высокую эффективность групп, основанных на идеях и принципах трансактного анализа (Э. Берн).
Однако очевидно, что при выборе той или иной модели групповой работы необходимо учитывать специфические особенности психического состояния родителей наркоманов.
В настоящее время для описания психического состояния, развивающегося у членов семьи химически зависимого пациента (наркомания, алкоголизм, токсикомания и др.), широко используется термин «созависимость». Понятие «созависимость» используется как для описания психического состояния отдельных членов семьи (созависимый), так и для характеристики внутрисемейных отношений в целом. Однако, несмотря на то, что этот термин начинает широко использоваться в психотерапевтической практике с конца 70-х годов, он тем не менее продолжает оставаться «нечетким и размытым», а сам феномен созависимости недостаточно исследованным. Мелоди Битти, анализируя термин «созависимость», приводит несколько определений, данных весьма авторитетными в области обсуждаемых проблем специалистами.
Созависимость — это «эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил — правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а также открытому обсуждению личностных и межличностных проблем».
Неопределенным продолжает оставаться не только понимание сути созависимости, но и ее статуса: является созависимость болезнью или нет? По этому поводу существует несколько точек зрения, иногда противоречащих друг другу:
• созависимость — это нормальная реакция на людей с нарушениями в поведении;
• созависимость — это хроническое прогрессирующее заболевание.
Мы полагаем, что ответить на вопрос: является ли созависимость болезнью или нет, однозначно нельзя, поскольку она является многоуровневым феноменом со сложной детерминацией. И то, что на одном уровне может быть определено как болезнь, на другом уровне не является таковым.
Наша точка зрения заключается в том, что созависимость — это защитная компенсаторная реакция на внутриличностный конфликт. Сторонами конфликта при этом выступают крайне противоречивые отношения со значимым человеком (значимыми людьми) и индивидуализированная система культурных норм, ценностей, предписаний и т.п.
Созависимость при этом выражается в поведении, направленном на разрушение одной из сторон конфликта. Очевидно, что такое поведение является саморазрушающим. Таким образом, в отношении семьи наркомана, на наш взгляд, уместно определение саморазрушающейся семьи.
Анализ существующих дефиниций созависимости позволяет выделить некоторые существенные параметры этого феномена.
1. Созависимость связана с нарушением возможности открытого выражения чувств и обсуждения личностных и межличностных проблем.
2. На поведенческом уровне созависимость проявляется в виде стереотипных форм.
3. Созависимость связана с выхолащиванием и обеднением эмоциональной сферы личности.
4. Созависимость выражается в перемещении фокуса ответственности и контроля со своей жизни на жизнь другого человека.
5. Созависимость — это реактивный процесс, смысл и цель которого заключаются в снятии внутриличностного конфликта способом саморазрушающего поведения.
Исследование структуры и динамики реакций родителей подростка, употребляющего наркотики, показало, что обнаружение употребления ребенком наркотиков приводит к развитию особого синдрома, который мы называем синдромом родительской реакции на наркоманию (СРРН).
В структуре СРРН наиболее отчетливо выражены:
- у матерей, фобия утраты ребенка, чувство вины, стыд, воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных отвергаемых черт ;
- у отцов: эмоциональная и поведенческая неустойчивость, воспитательная неуверенность, отвержение ребенка, отвержение материнского стиля воспитания.
Таким образом, созависимость в семьях наркоманов — это саморазрушающее поведение, возникающее на основе СРРН.
По мере развития СРРН, как и при любой болезни, родители наркомана приспосабливаются и начинают «выжимать» максимум выгод из своих невротических симптомов и защит. Симптомы и защиты приобретают социальную функцию, формируются особые внутрисемейные роли, заменяющие отношения близости, приносящие психологические преимущества, например, ощущения типа «Я за своего ребенка...», «Я все для него сделала», «У меня уже другой заботы нет...», в которых ярко выражено чувство вины за отсутствие искренности и близости с ребенком раньше. Возможно, таким «психологическим купоном» является сочувствие. Однажды добившись чего-либо, люди пытаются добиться того же теми же средствами.
Таким образом, приобретаются «вторичные выгоды», которые выступают как мощные детерминанты внутрисемейных отношений, в которых скрыты факторы, провоцирующие срывы в период реабилитации и прерывающие ремиссию.
В родительско-детских отношениях СРРН проявляется в том, что у матерей формируется опекающая (60%) и потворствующая (30%) гиперпротекция, что выступает как положительное подкрепление наркоманского поведения у детей. У отцов формируется неустойчивый стиль родительско-детских отношений, что в поведении часто проявляется как противоречивые воздействия, близкие к ситуации «двойного зажима».
Различия в стиле родительско-детских отношений, наличие в структуре СРРН несовместимых элементов, отвержение отцами воспитательного стиля матерей — все это приводит к тому, что отношения в супружеской паре ухудшаются, развивается острый кризис внутри брачной пары.
В подавляющем большинстве семей это приводит к тому, что структура семьи стремительно меняется: мать и наркотизирующийся ребенок создают коалицию с жесткими, ригидными внешними границами и обостренными, максимально напряженными эмоциональными отношениями внутри. Брак в этом случае практически разрушается.
Важным, на наш взгляд, является поведение братьев и сестер по отношению к родителям и наркоману. Несмотря на то, что реакции братьев и сестер, отличающихся от наркомана по возрасту и полу (старше — младше; однополые — разнополые), существенно разнятся, у них есть общее основание — позиция контролирующего родителя по отношению к наркоману. Очевидно, что такое поведение детей-наркоманов в семье становится дополнительным источником напряженности и конфликтов и приводит к еще большей спутанности отношений и внутрисемейных ролей.
Таким образом, основные элементы семейных отношений приобретают патологический и психотравмирующий характер.
Реализация в групповой работе с родителями наркоманов принципов гуманистической психологии, безусловно, способствует оказанию им эмоциональной и социальной поддержки. Однако наиболее важным, на наш взгляд, является принятие родителями ответственности за свое поведение и свою жизнь, чему способствует реализация модели группового психологического консультирования, методологической основой которого выступает трансактный анализ Э. Берна.
Участники группы в этом случае воспринимаются как дееспособные субъекты, способные нести ответственность за свое поведение и решение своих проблем. Руководитель поддерживает коммуникации в группе из эго-состояния Взрослый. Освоение участниками группы терминологии структурного и трансактного анализа дает возможность для эффективного исследования ими особенностей внутрисемейных отношений, внешней и внутренней коммуникации. Использование модели психологического консультирования и методологии трансактного анализа позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач, непосредственно вытекающих из отмеченных выше особенностей семей наркоманов и их родителей:
· повышение ответственности за свое поведение и свою жизнь;
· развитие готовности к творческому реагированию на наркоманию ребенка;
· повышение психологической компетентности и расширение сознания;
· изменение реакции на проблему (от поиска причин к поиску решений);
· развитие реалистичности мышления и осознания отношений;
· повышение способности к наблюдению.
Очевидно, что перечисленные задачи совершенно различны и по содержанию, и по структуре, и по методам их решения. Поэтому важнейшей характеристикой родительских групп является, на наш взгляд, плюрализм методов, который дает возможность применить большое количество методов и средств в процессе терапии.
Заключение
Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.
Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.
Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.
Для более успешной работы с несовершеннолетним потребителем наркотиков, как правило, целесообразно связаться с его родителями, указав им на желательность консультации с наркологом (можно в таких случаях воспользоваться и анонимной помощью на дому или в стационаре). Следует учитывать, что необоснованные или нетактичные утверждения педагога о немедицинском употреблении наркотиков подростком могут стать поводом к конфликту между учебным заведением и семьей этого подростка, вплоть до судебного разбирательства. Кроме того, такие утверждения могут оказаться и серьезным психо-травмирующим фактором, привести к нервному срыву у учащегося.
Таким образом, антинаркотическая профилактическая работа требует ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познанийи ихпостоянного расширения.
Список использованной литературы:
1. Алан И. Лешнер, доктор наук,директор Национального института по злоупотреблению наркотиками. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков,
2. Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий.- М.: Изд- во УДН, 1991.
3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998.
4. Волчкова А.А., Литягина Е.В. Организация профилактики наркомании в образовательных учреждениях города Самары.
5.Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд., стер. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
6. Надеждин А.В. Профилактика наркомании основной путь решения проблемы молодежного наркотизма, http://www.narconon.ru/
7. Павленок П.Д. Основа социальной работы: Учебник М:1998 – с. 265-270.
8. Проблемы профилактики негативных зависимостей среди молодежи. Сборник материалов конференции 1 февраля 2001года/ Под ред. К.С.Лисецкого, С.В. Березина, Н.Ю. Самыкиной. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001.
9. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании/Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999.
10. Сергеев А.Н., Целинский Б.П. Рекомендации педагогам, родителям и сотрудникам правоохранительных органов о проведении профилактической работы по предупреждению распространения наркотиков и злоупотребления ими в молодежной и подростковой среде.