Соотношение личности Я и социальные роли

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краевой политехнический колледж»

Реферат по дисциплине обществознание

Тема: Соотношение личности «Я» и социальные роли

Выполнил: студент группы К-159

                                                                                
  Мохов В.В.

                                                                   Проверил:   преподаватель

                                                                                        Кобякова

Чернушка, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………… 3

Основная часть…………………………………………………………………….  5

Заключение…………………………………………………………………………10

Список литературы………………………………………………………………   12

ВВЕДЕНИЕ

В применении к реальной (в отличие от изображаемой, как например в театре) жизни слово «роль» — лишь метафора. Она обращает внимание на тот факт, что в сходных обстоятельствах, например занимая одинаковые должности, совершенно разные люди ведут себя одинаково, как будто их поведение определяется какими-то заданными текстами («партиями»), которые они и «исполняют». В социальной психологии эта метафора, однако, оказалась весьма полезной и стала использоваться как научное понятие, обозначающее некий относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидами, занимающими одно и то же положение в некоторой социальной системе.
Так, говоря о социальной роли матери, имеют в виду, что во взаимоотношениях со своими детьми все женщины ведут себя в значительной мере одинаково: все они любят своих детей, окружают их вниманием и заботой, стремятся воспитать в них хорошие качества, а в случае опасности пожертвуют собой, но спасут своего ребенка. В роли отражаются, следовательно, социально-типические аспекты поведения.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

социальная роль состоит:
•из ролевого ожидания (экспектации) и
•исполнения этой роли (игры) .

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец) . Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук.. . Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.) .

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основная часть

Ролевое поведение

Социальная роль дана наблюдателю в поведении определенного исполнителя. С другой стороны и личность невозможно наблюдать в отрыве от той или иной социальной роли: на заводе Иванов выступает в роли мастера, в автобусе — пассажира, в поликлинике — пациента. «Никак нельзя вовсе обособить личиость от той реальной роли, которую она играет в жизни»,— писал С. Л. Рубинштейн. Ролевое поведение — это своеобразное единство, взаимопроникновение социальной роли и индивидуальности исполнителя. Чтобы понять, прогнозировать и воздействовать на поведение, надо исследовать особенности роли, личности, и взаимоотношение этих особенностей.
В каждом обществе существуют некоторые схемы, «идеальные модели» поведения функционально связанных людей — жениха и невесты, покупателя и продавца, старшего и младшего. Из поколения в поколение, до тех пор, пока жизнь не заставит их отбросить, традиции переносят правила взаимодействия индивидов в соответствующих ситуациях. В процессе социализации ребенок овладевает такими правилами, в частности, в ходе детской ролевой игры, когда он «принимает на себя ту или иную человеческую социальную функцию».
На «идеальной схеме» того или иного типа взаимодействия каждое действующее лицо занимает свою позицию. Более конкретно она определяется в соотнесении с другими позициями. В элементарном случае на схеме существует только «позиция» и «контрпозиция». Например, если некто хочет сделать небольшую покупку, он находит человека в позиции продавца и занимает соответствующую контрпозицию, т. е. ведет себя так, как подобает в этой ситуации. Каждой позиции соответствуют определенные права и обязанности, соотносимые с правами и обязанностями контрпозиции.
В сложных системах совместной деятельности каждая позиция предполагает целый набор элементарных взаимоотношений. Главный врач больницы, например, состоит в установленных взаимоотношениях с ординаторами, медсестрами, представителями городских организаций и т. д. Попав к нему на прием, пациент принимает все это во внимание, как и то, что прежде, чем достигнуть данного положения, тот получил специальные знания и опыт, что занимаемая должность связана с определенными условиями труда и быта, определенной ответственностью и вознаграждением. Независимо от личных и деловых качеств ведущего прием, все эти признаки отличают его от других работников больницы и обусловливают определенное к нему отношение со стороны пациентов и сослуживцев. Термином «социальный статус» обозначается соотносительная (в смысле «выше» — «ниже») позиция в социальной системе, определяемая по ряду признаков, специфичных для данной системы. Статус отвечает на вопрос: «кто он?», роль — «что он делает?». Поэтому можно сказать, что роль — это динамический аспект статуса.
Вступая во взаимодействие, каждый ориентируется на статус другого и подбирает для себя соответствующую роль. Если человек определил свой и чужой статус точно так же, как и другие участники, он, очевидно, ведет себя, «как подобает», делает именно то, что от него ожидается в данной ситуации. Если такого согласия нет, возникают напряжения и конфликты.
Специфические социальные ожидания, обращенные к индивиду, занимающему определенную позицию в системе взаимодействия, обозначаются термином экспектации. Сюда входят как слабо выраженные, «пассивные» ожидания, так и проявления страстного нетерпения и весьма категоричные требования. Одни экспектации выражены в четких правилах и инструкциях, другие подчас просто не осознаются. Однако, если они не исполняются, у присутствующих возникает состояние неловкости, ощущение, будто «что-то не так». Ролевые экспектации безличны: они обращены не к конкретному лицу, а к любому, кто занимает определенную позицию. Однако чем меньше группа взаимодействующих лиц и чем ближе они знают друг друга, тем более личностный характер принимают взаимные ожидания.
«Согласование» экспектации протекает в процессе совместной предметной деятельности и обеспечивается посредством взаимодействия и коммуникации. Существенная особенность этого процесса в том, что он происходит на основе усвоенных всеми участниками базисных ценностей и норм, выработанных прошлыми поколениями. Даже в случае явного столкновения двух противников в их взаимодействии можно рассмотреть общность некоторых ценностно-нормативных элементов. Если поведение человека расходится с экспектациями коллектива, если он плохо исполняет свою роль, группа применяет к нему социальные санкции. Санкции выступают как внешняя индивиду система принуждения к исполнению социальной роли. Кроме негативных санкций существуют и позитивные: тем, кто удовлетворяет экспектации, окружающие выражают свое одобрение, всячески поддерживают в трудных ситуациях и т. д.
Санкции могут различаться по тому, диффузные они или организованные. Первые — это индивидуальные, непосредственные, эмоциональные выражения одобрения или неодобрения: похвала или насмешка, поощрение или угроза, приглашение к сотрудничеству или бойкот. Напротив, организованные социальные санкции — приговор, награда, штраф, премия, благодарность, выговор — налагаются представителями организации в соответствии с процедурой, оформленной в законах, постановлениях и уставах организации. Поэтому санкции данного типа иногда называют формальными.

Самосознание и самооценка

В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой. В ролевом поведении личности существует две детерминанты, причем первая — социальная роль — «отвечает» за изменчивость поведения, а вторая — особенности личности — обеспечивает преемственность поведения. Этот элемент личности обозначается как Я. При этом ««личность» — понятие более широкое, а Я связано в основном с осознанием противопоставления себя окружающему миру и с понятием преемственности сознания».
Ролевое поведение личности, таким образом, может быть иредставлено как функция двух основных элементов — социальной роли и Я. Очевидно, что целостность личности создается единством объективного положения человека, выполняемых им социальных функций и субъективного его отношения к своей деятельности.
В процессе деятельности личность не только проявляется, но и формируется. Каждая роль накладывает известный «отпечаток» на Я. «...В характер как бы инкрустируются общественно выработанные способы поведения, отвечающие требованиям, предъявляемым обществом к своим членам». Когда при поступлении на работу человек предъявляет список своих прежних мест работы и Должностей, он сообщает тем самым об исполнявшихся им прежде ролях и, таким образом, представляет важную информацию о себе, о своих способностях и характере.
Самооценка человека также в значительной степени определяется выполняемыми им социальными ролями, местом, занимаемым им в коллективе. Индивид смотрит на себя глазами своей группы, оценивает свое поведение с точки зрения общепринятых норм. «В некоторых отношениях,— писал К. Маркс,— человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека». Это значит, что взаимоотношения людей, так или иначе связанных с данным субъектом, социальные роли, которые ему приходится исполнять, определяют значение его Я.
Именно поэтому «представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия...». Человеческое Я — это чрезвычайно сложная структура, на формирование которой оказали влияние многие факторы, в числе которых особенно важно осознанное взаимодействие с другими людьми в разного рода социальных ситуациях.
Важнейшей характеристикой человеческого Я выступает «самоуважение» — общая самооценка индивида, «степень «принятия» или «непринятия» себя как целого». От чего же оно зависит?
Чем выше притязания, тем больше должны быть достижения человека, чтобы он мог себя уважать. Современная социальная психология, однако, вносит в эту формулу существенные добавления: и успехи, и притязания человека определяются им через сравнение себя с другими людьми. Отсюда ряд практически значимых выводов.
Чтобы определить степень своих успехов, индивид отмечает, как исполняют определенную роль другие люди. Чтобы заслужить уважение окружающих и уважать себя самому, он стремится доказать, что может исполнить эту же роль не хуже других. Одна из причин могучего действия социалистического соревнования именно в том и состоит, что здесь создаются возможности объективного сравнения исполнения одних и тех же ролей, причем обеспечивается общественное признание наиболее успешного.
Однако общественная оценка значимости разных ролей различна. Человек судит о своих успехах не только по тому, как он исполнил выпавшую ему роль, но и по тому, какую роль доверили ему исполнять. Чем выше социальный престиж исполняемой роли, чем чаще по телевидению, в кино и в газетах говорится о ее важности, тем больше оснований у исполнителя относиться к себе с уважением. И далее, чем больше у человека возможностей «роста», продвижения ко все более сложным, ответственным и уважаемым видам деятельности, тем более привлекательна для него работа в качестве средства самоутверждения, повышения уважения к самому себе.
Каждый человек обладает личной репутацией и обычно борется за ее упрочение. В антагонистическом обществе отношение к человеку определяется не столько его личными достоинствами, сколько его классовым положением, его социальным статусом. Поэтому сохранение и повышение социального статуса является важным мотивом поведения очень многих людей. Мольеровский «Мещанин во дворянстве» — яркий пример человека, стремящегося закрепиться в более высоком социальном статусе. Многие методы современной рекламы в капиталистических странах основаны на том, что рекламируемый товар объявляется излюбленным предметом потребления у людей с высоким социальным статусом. Желая приобщиться к данной категории лиц, потребитель постарается приобрести внешние признаки более высокого статуса — машину определенной марки, костюм и т. д. Поскольку некоторые взгляды могут также выступать как признак определенной статусной группы, не приходится удивляться, что ориентирующиеся на статус люди заимствуют мнения у лиц, обладающих высоким социальным статусом. Это широко используется в буржуазной пропаганде. Такой прием привлекает внимание и оказывает на аудиторию большое воздействие. 

Соотношение роли и Я

Выше ролевое поведение было представлено как функция двух переменных — социальной роли и Я. Последние можно даже изобразить, представив, скажем, двумя кружками. Тогда соотношение между ними — взаимное расположение этих кружков — поможет понять многие состояния личности. В принципе возможны два положения: либо эти кружки налагаются друг на друга, включаются более или менее полно один в другой, либо они отделены друг от друга, противостоят один другому, разрывая их носителя — личность — на части. Рассмотрим оба эти случая.
Современная психологическая аппаратура позволяет с достаточной точностью определить, насколько человек мобилизует ресурсы своего организма для исполнения той или иной роли. В тех случаях, когда индивид отдается ролевому исполнению, не считаясь с затратами сил и ресурсов, забывая о самом себе, говорят о полной организмической включенности. Разумеется, такие случаи чрезвычайного напряжения всех сил бывают крайне редко. Но всегда можно говорить о той или иной степени организмической включенности. Как правило, последняя тем выше, чем согласованнее и интенсивнее экспектации окружающих, направленные на исполнителя.
Поясним это примером. Заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион Юрий Власов рассказывает, как в 1959 г., когда он только еще выполнил норму мастера и «был еще совсем мальчишкой в спорте», он побил мировой рекорд в толчке П. Андерсена: «Скажу честно: рекорд знаменитого американца я бы не одолел, если бы не зрители. Это я точно знаю. Справившись со всесоюзным результатом, я полностью исчерпал себя... Я отказался от попытки и тут же услышал, как зал загудел. Это был словно призыв к действию, ободряющий и настоятельный... Я никогда не чувствовал в себе такой возможности. Побледнел, испугался, но все же подошел к штанге... Взял снаряд на грудь, подержал, опустил — и вдруг понял, что его можно поднять. И люди это тоже поняли. «А-а, а-а!» — неслось по залу. Я крикнул: «У меня еще одна попытка есть!» И побил этот рекорд. Вот тут я всем был обязан зрителям, аудитории».
Включение роли в Я под своего рода психологическим давлением окружающих, в процессе реальной деятельности — важнейший механизм формирования личности. Различного рода ритуалы, которыми о древних времен сопровождался каждый переход человека к новой фазе жизни — зрелости, браку, военной службе, т. е. к принятию на себя новых ролей, выполняли именно эту психологическую функцию.
Бывают, однако, случаи, когда человек вынужден исполнять роль, представление о которой не соответствует его представлению о самом себе. Возникает внутриличностный конфликт.
Конфликт между исполняемой человеком ролью и его Я вызывает сильные эмоциональные напряжения, которые проявляются по-разному в зависимости от особенностей характера. Весьма существенно при этом, осознает индивид противоречие между ролью, в которой он выступает, и своим Я или не осознает, примиряется с этим или нет. Последнее убедительно показал В. И. Ленин, отметив, что раб, не осознающий своего рабства и прозябающий в бессловесной покорности, есть просто раб; раб, осознавший свое рабство и примирившийся с ним, восторгающийся своей жизнью и своим добрым господином, есть холоп, хам; но раб, осознавший свое положение и восставший против него,— это революционер.
Разрешение конфликта между ролью и Я может принять рациональную форму, когда, например, человек, не удовлетворенный своей профессией, начинает учиться и своими практическими делами доказывает, что ему по плечу более трудная и интересная специальность. Или человек, оказавшийся в зависимости от морально нечистоплотных лиц и вынужденный исполнять неблаговидную роль, находит в себе силы выступить против них и изменить ситуацию. Другой распространенный случай разрешения подобных конфликтов заключается в том, что человек, не имеющий возможности изменить ситуацию, изменяет ее только «для себя», устраняясь от исполнения противоречащей его Я роли. «Увольнение по собственному желанию» часто служит этой цели.
Бывают, наконец, случаи псевдоадаптации, когда конфликт между ролью и Я не разрешается, а лишь устраняется из сферы сознания: «...восприятие окружающего, его оценка реорганизуются таким образом, что факторы, вызывающие эмоциональное напряжение, теряют в той или иной степени свою прежнюю значимость...
Примерами подобной перестройки могут служить хотя бы ситуации оскорбления или вынужденного ухода из производственного коллектива, работа в котором стала привычной. В обоих этих случаях боль унижения или боль, вызываемая разрушением сложившихся межиндивидуальных отношений, стимулирует обычно... возникновение новых истолкований, новых оценок, новых (практически осуществимых или только фантастических, но тем не менее приносящих душевное успокоение) планов деятельности».
Случаи псевдоадаптации позволяют предположить, что личность человека содержит специфические «механизмы защиты», которые включаются в случае конфликта между ролью и Я и смягчают этот конфликт.
Вот некоторые из этих механизмов. Подавление — это внутриличностный механизм, благодаря которому ни в поступках, ни в сознании, ни в чувствах человека явно не проявляется существование конфликта между Я и ролью. Такое состояние ведет к нарастанию внутренних напряжений и подготавливает взрыв. Однако другие механизмы позволяют перенаправить реакцию. Может подвернуться «козел отпущения» — непричастный к напряжению объект примет на себя реакцию (человек «сорвет злость» на своих подчиненных или близких). У Бидструпа есть такой рисунок: солидный босс в несолидной роли убегающего от уличной шавки; потом он «восстанавливает эмоциональный баланс», унижая ни в чем не повинного служащего; последний приходит домой и срывает злость на жене, та — на сыне, сын — на собаке, а та бросается на проходящего по улице босса...
«Рационализацией» называется случай, когда человек, вынужденный исполнять не соответствующую его Я роль, уверен сам и уверяет других в том, что он это делает исключительно по собственному желанию. В данном случае он поступает так же, как лиса в известной истории с виноградом.
Инверсией называется механизм, когда человек, оказавшийся в не соответствующей его Я роли, обращает свой гнев против самого себя — «рвет на себе волосы». Еще один механизм — «реактивное образование» обеспечивает замену влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную: так ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально. Последний пример особенно наглядно показывает, что защитные механизмы не приводят и не могут привести к достижению желаемой цели.
Задачи коммунистического воспитания трудящихся предполагают формирование гармонически развитой личности, способной рационально разрешать возникающие противоречия между социальной ролью и Я, между отдельными социальными ролями в интересах развития как общества в целом, так и каждого конкретного индивида. Важнейшей сферой общественной жизни, обеспечивающей это развитие, являются социалистические коллективы трудящихся. 

3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. "Социальная психология. Краткий очерк"

Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина.

М., Политиздат, 1975 г.

22

Информация о файле
Название файла Соотношение личности Я и социальные роли от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 18:10
Дата обновления 5.5.2020, 18:10
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 20.05 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 397
Скачиваний 117
Оценить файл