МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика на тему:
«Система налогообложения предприятий в России»
Выполнил:
Экрамов Х.У.
ЭП 13-3, очная форма обучения
Проверил:
ассистент, аспирант
Городинская Н. В.
Оглавление
Введение. 2
Возникновение и развитие налогообложения. 4
История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов. 10
Принципы налогообложения. 18
Развитие налогообложения в России. 23
СССР. 23
Новая Россия. 24
Основные налоги, собираемые на территории РФ с предприятий. 26
1. Налог на добавленную стоимость. 26
2. Акцизы.. 27
3.Налог на прибыль организаций. 28
4.Налог на имущество предприятий. 28
5.Транспортный налог. 30
Объект налогообложения. 30
Налоговые ставки. 30
6. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). 31
7.Водный налог. 31
Налоговая база. 32
Налоговые ставки. 33
Современное состояние системы налогообложения предприятия на ООО «Макс». 35
Заключение. 44
Список литературы.. 47
Глоссарий. 48
Введение
Налог-необходимое звено экономических отношений с момента возникновения государства. Благодаря взимаемым налогам государство выполняет свои функции, таким образом, налог является необходимым средством, влияющим на функционирование государства в целом. Система налогообложения включает в себя совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предприятий.
Формирование эффективной налоговой системы России является центральной проблемой социально-экономического развития общества. Центральные, региональные органы власти и управления для успешного выполнения поставленных перед ними государственных задач должны иметь необходимую для этого финансовую базу. На сегодняшний день налоговая составляющая доходной части консолидированного бюджета России превышает 90% общей суммы доходов.[1]
Все предприятия обязаны уплачивать налоги, предусмотренные законодательством. Данная обязанность оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поскольку налоги и отчисления увеличивают затраты предприятия, влияют на формирование цены, определяют сумму прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия.
Налогообложение - это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.
Налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Проблемы налогообложения предприятий находятся в центре внимания специалистов в сфере финансов, именно налоговая система оказалась на сегодняшний день главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.
Целью курсовой работы является изучение особенностей налогообложения предприятий в России, выявление недостатков данной системы. Для того чтобы глубже изучить систему налогообложения, рассмотрим данную систему на конкретном предприятии, выявим недостатки и рассмотрим способы их устранения.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
· рассмотрены теоретические основы налогообложения предприятий;
· проведен анализ практики налогообложения ООО «Макс»
· определены основные направления налоговой политики.
Возникновение и развитие налогообложения
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.
История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников".
В. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.
1. Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.
Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.
Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. По свидетельствам историков, персидский царь Дарий (IV в. до н.э.) брал налоги даже евнухами. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.
По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.
Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.
Одной
из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят
отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.
На ранних этапах развития Римского государства налоговые
механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий.
Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком
на основании заявления о своем имущественном состоянии
и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение
суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.
В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.
Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 годадо н.э. — 14 годан.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1%, налог с оборота при торговле рабами — 4% и др.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.
Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 200.
Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.
В Европе XVI—XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение посредством помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.
2.Второй период. Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.
В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 года в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». Данный принцип был повторен и в 1648 году, а в 1689 году Билль о правах окончательно закрепил за представительными органами власти утверждать все государственные расходы и доходы.
Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.
Интересно
отметить, что многие исторические события начинались в результате
налоговых конфликтов. По словам Н.Тургенева: «Налоги, или, определительней
сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно
из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании,
швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец,
козаки от Польши…».
Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии
за независимость (1775—1783 гг.) была во многом обусловлена принятием
английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 год), который
затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т.к. налогами облагались вся
коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д.
Начало непосредственных военных действий восставших, историки относят
к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773 год), когда
английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного
ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически
поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар
по позициям местных торговцев. В декабре 1773 года группа колонистов
проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли
и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между
метрополией и колониями.
Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.
3. Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.
Однако, как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после 1-й мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.
История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов.
Представление о сущности налогов и их месте в экономической системе общества менялось по мере развития общественных отношений. Можно выделить шесть этапов формирования представлений о природе налогообложения. Причем на первых этапах налог выступал в основном как экономическая категория и только на последней стадии налог стал получать правовое содержание.
Одной из первичных форм налогообложения выступает дань с побежденного народа. Все имущество побежденной стороны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «война питает войну». На будущее время население поверженной страны обязывается выплачивать содержание победителям. Иными словами первый прообраз налогов — налог на побежденных.
В мирное время на самых ранних ступенях государственной организации общества система налогообложения воспринималась как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества. Уже в этих прообразах налогов угадывался их важнейший признак — его обязательность. Кроме того, несмотря на неразвитость налогообложения того времени, уже выделяется один из элементов налога — ставка налога. В Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». То есть первая ставка налога на доход составила 10 процентов.
В Древнем Египте и других восточных деспотиях налоги взимались в качестве арендной платы за пользованием землей, принадлежащей главе государства.
В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров, подарков главе государства. Не случайно в Англии в средние века понятия «налог» и «дар» выступали почти синонимом и обозначались одним словом gift. В Германии же название налогов было связано с просьбой со стороны государства уплатить налог.
В дальнейшем налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству. До сих пор в немецком языке по-прежнему название налога — steuer означает поддержку, лепту.
Однако в XVIII веке сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством. Так в английском языке до сих пор некоторые налоги называют duty, т.е. долг, обязанность, во французском — impot, что означает принудительный платеж. Именно в таком значении понимание сути налогов сохранилось и до наших дней.
Полноценное теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII в. все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим работам в данной области. Замена временных и чрезвычайных налогов на регулярные и всеобщие платежи вызвало их неприятие населением. Данное обстоятельство потребовало от финансовой науки теоретического обоснования такого явления как налоги.
Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII в. и как свод важнейших принципов и положений получили в буржуазной науке наименование «Общая теория налогов». Основные её направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.
Вообще, под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.
В более широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным налоговым теориям относятся учение о соотношении различных видов налогов, количестве налогов, их качественном составе, ставке налогообложения и т.д. Ярким примером частной теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и т.д.
Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723—1790 гг.), Давида Рикардо (1772—1823 гг.) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической свободы, свободы деятельности субъектам. А.Смит выступал против централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Не уделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализация позволяет обеспечить максимальное удовлетворение потребностей. Несмотря на то, что рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей, она подчиняется строгим правилам поведения. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит подробно анализирует эти правила, к примеру, стремление свободной конкуренции приравнять цену к издержкам производства, что оптимизирует распределение ресурсов внутри отраслей.
А. Смит также считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается, то основным источником покрытия указанных выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и т.д.), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными в этом лицами. При этом считалось, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, то пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.
По словам французского ученого-правоведа Поля Мари Годме, представители классической теорию (П. Годме называет её либеральной), единственная цель налога — финансирование государственных расходов. Эта концепция, ограничивающая роль налога «снабжением касс казначейства и признающая лишь чисто финансовые функции налога», связана с концепцией «государство-жандарм». Однако развитие экономических отношений привело к трансформации и смягчением этой теории. Так, не отрицая влияния налогов на экономику, сторонники неоклассических налоговых воззрений, тем не менее, исходили из того, что следует избегать такого искажения экономического процесса, при котором происходит благоприятствование одним отраслям производства во вред другим или иначе призывали к благоразумию при использовании налогообложения в экономических процессах.
Противоположностью классицизма выступила кейнсианская теория, которая была основана на разработках английских экономистов Джона Кейнса (1883—1946 гг.) и его последователей. Центральная мысль этой теории состояла в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономикой и выступают одной из слагаемых её успешного развития. По мнению Дж. Кейнса, изложенному им в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 год), экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Для того чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения должны изыматься с помощью налогов.
Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом и основана на количественной теории денег. По мнению её автора, регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам не отводится такая важная роль, как в кенсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымаются излишнее количество денег. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором — излишние сбережения.
Теория экономики предложения сформулированная в начале 80-х годах американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером10 в большей степени чем кейнсианская теория рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.
Частные налоговые теории. Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности ещё сохранялись демократические устои, налоговые системы строились, в основном, на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на состояние народа, поскольку они увеличивают стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, и, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции косвенные налоги является вредными, поскольку они ухудшают положение народа.
Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного обложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.
Сторонниками косвенного обложения являлись также А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать не покупая налогооблагаемый товар.
Однако в конце XIX в. все споры по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное — для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» даже рассматривают в качестве одного из принципа налоговой системы.
Однако в конце XIX в. все споры по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное — для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» даже рассматривают в качестве одного из принципа налоговой системы.
Ещё в 1861 году лорд Глэдстон, выступая в Палате общин английского парламента утверждал: «Я никогда не думаю о прямом и косвенном налогообложении, кроме как представляя их двумя привлекательными сестрами, … различающимися только так, как могут отличаться сестры. Я не вижу никакой причины для злого соперничества между их поклонниками. Я всегда думал, что засвидетельствовать им обеим свое почтение не только возможно, но и необходимо».
Теорию единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Идея установления единого налога была популярна в разные времена. В XVIII в. в Англии даже существовала партия, девизом которой был единый налог на строения. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.
Единый налог — это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.
Одним из наиболее ранних видов единого налога является налог на земельную ренту. Так, физиократы — сторонники сельскохозяйственной системы развития общества — считали, что промышленность не производит чистой прибавки к доходу. Все богатство сосредоточено в земле и проистекает из земли. Поэтому надо установить единый налог на земельную ренту, как на единственный источник доходов. Следовательно, платить этот налог должны будут только землевладельцы. В качестве основы для установления этого единого налога предлагалась идея «всеобщности земли». Земля есть дар божий, она должна принадлежать всем. Более того, все богатства происходят от земли. А поскольку в действительности земля принадлежит конкретным людям, то они как обладатели единственного источника богатства, должны платить единый налог. В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839—1897 гг.), выдвигая идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира».
Рассматривая теорию единого налога, необходимо отметить, что каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может являться прогрессивной. Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, тем не менее, необходимо признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с иными системами налогообложения она может сыграть положительную роль.
Принципы
налогообложения
Адам
Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения,
желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства
соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой
государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так
называемому равенству или неравенству налогообложения.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть
точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал
из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне
государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше,
чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников,
жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит
налог.)
На
основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему времени
сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.
Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги,
пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что
те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг
должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров
и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на
основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для
финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто
пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями.
Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком
размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на
национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на
первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что
оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают
пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не
имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно
выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того,
следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только
малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера
получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие
доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно,
разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов
роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из
расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 500000 руб. у лица
получающего 5 млн. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к
существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект
с тем, когда берут 5 000 руб. у человека с доходом в 50 000 руб. Жертва
последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в
том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы
тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь
необходимые товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема
заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо
возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в
соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от
взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности
правительства в доходах.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в
зависимости от экономической и социальной целесообразности.
В НК РФ (ст.3) отмечаются следующие принципы налогообложения:
• принцип всеобщности и равенства налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
• принцип отсутствия дискриминационного характера налогов налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин);
• принцип экономической определенности налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
• соблюдение единого экономического пространства не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
• принцип индивидуальной ответственности налогоплательщиков означает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы;
• принцип определенности элементов налогообложения при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
• принцип точности и удобности уплаты налогов акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
• принцип приоритетности налогоплательщика все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Развитие налогообложения в России
СССР
От
полного краха государство спасло введение в 1921 году новой экономической
политики (НЭП), которая пришла на смену политике «военного коммунизма». Были
сняты запреты на частную торговлю, местный кустарный промысел. Продразверстку
заменил продналог, появились иностранные концессии. Была разработана система
налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной
единицы. Финансовая система НЭПа отталкивалась от налоговой системы
дореволюционной России.
В 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и
торговых предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные
изделия, гильзы и др. товары. В 1922 г. вводится подоходно-поимущественный
налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых ж/д и водным
транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д. В 1923 г.
введен подоходный налог со ставкой 10 %, а затем 20 % от прибыли предприятий. В
1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК "О налоговой реформе".
В 1931 г. принимается еще ряд постановлений , корректирующих ход налоговой
реформы. В 1936 г. была преобразована система платежей госпредприятий и
колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с
населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов
была отменена. Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный
налог, отмененный в 1946 г. В 1946 г. введен налог на холостяков для поддержки
одиноких матерей - это эхо прошедшей войны. В 60-е годы были призывы вообще
отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и
нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой
системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов. В
1970-е годы налоговая система сформировалась такой, какой она подошла к 1991
году - к моменту развала СССР.
Новая Россия
Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: "Об основах налоговой системы в РФ"; "О налоге на прибыль"; "О налоге на добавленную стоимость"; "О подоходном налоге на физических лиц". Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.
Результатом первого этапа налоговой реформы явилось принятие Налогового Кодекса Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с 1 января 1999 года. Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения.
Первая часть Кодекса устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:
· виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
· основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
· принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
· права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
· формы и методы налогового контроля;
· ответственность за совершение налоговых правонарушений;
· порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года, вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.
С 2002 г. действует раздел о специальных налоговых режимах. Первоначально он содержал только положения о ЕСХН(единый сельскохозяйственный налог). Позже раздел дополнили главами об УСН (упрощенная система налогообложения) и ЕНВД (единый налог на вменённый доход), применяются с 1 января 2003 г., а также главой "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".
Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.
Основные налоги, собираемые на территории РФ с предприятий
1. Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом, т. е. надбавкой к цене, которую оплачивает конечный потребитель. Добавленная стоимость в экономической теории определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг) за вычетом стоимости материальных затрат, отнесенных на издержки производства.
Налогоплательщиками НДС являются продавцы (юридические лица или индивидуальные предприниматели), применяющие общий режим налогообложения.
Исчисление НДС производится продавцом при реализации облагаемых этим налогом товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Продавец дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) предъявляет к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по установленной налоговой ставке. Сумма НДС, которую продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается им как разница между суммой налога, исчисленной при реализации покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав), и суммой налога, предъявленной этому продавцу при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых операций.
Также НДС уплачивают в бюджет и налоговые агенты, определенные законодательством о налогах и сборах.
2. Акцизы
Акцизы— косвенные налоги на дорогостоящую или высокорентабельную продукцию, устанавливаемые государством в процентах от отпускной цены.
Сумма акциза определяется по формуле
где А — сумма акциза; Цотп — отпускная цена; Цопт — оптовая цена; а — ставка акциза.
Плательщики:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками в вязи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ.
Группы подакцизных товаров:
- спиртосодержащая продукция
- табачные изделия
- автомобили
- горюче-смазочные материалы
3.Налог на прибыль организаций.
Налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
К вычетам относятся:
- производственные, коммерческие, транспортные издержки;
- проценты по задолженности;
- расходы на рекламу и представительство;
- расходы на научно-исследовательские работы;
Плательщики:
- российские организации;
· иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ
Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
4.Налог на имущество предприятий.
Плательщики |
· Предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в т.ч. с иностранными инвестициями, считающиеся юридически" ми лицами по законодательству РФ; · Их филиалы и другие аналогичные подразделения имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет; · Иностранные компании, фирмы, любые другие организации, международные организации и объединения, имеющие имущество на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. · Их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. |
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это значит, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать 2,2 % (границы, установленной Налоговым Кодексом). Объектом налогообложения является имущество организации, которое числится на балансе предприятия как объекты основных средств, то есть на 01 счёте бухгалтерского учёта.
Среднегодовая стоимость имущества определяется по формуле
где СИ — стоимость имущества в начале каждого квартала.
5.Транспортный налог
Транспортный налог- налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.
Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.
Объект налогообложения.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые ставки.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяга реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм-силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
Cтавки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. Кроме того, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учётом срока полезного использования транспортных средств.
6. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на добычу полезных ископаемых— прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.
Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физ. лица. Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти и природного газа). Для нефти и природного газа налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.
7.Водный налог.
Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.
Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Налоговая база.
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
- При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
- При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
- При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
- При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Налоговые ставки.
Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам:
- при заборе воды
- при использовании акватории
- при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики
- при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях
- при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.
Налоги, собираемые на территории РФ с предприятий, можно классифицировать по признакам:
1. По способу изъятия:
- прямые – налоги, непосредственно падающие на плательщика, которые не могут быть переложены в сфере обращения и связаны с результатом финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог на прибыль предприятий, налог на имущество, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог)
- косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемы в виде надбавки к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота и уплачиваемы конечным потребителем (НДС, акцизы)
2. По уровню власти:
- федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог)
- региональные (налог на имущество организаций, транспортный налог)
- местные (земельный налог)
3. По назначению:
- общие – обезличивание налогов в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.)
- целевые – происходит привязка налогов к конкретным видам расходов бюджета (земельный налог, взносы во внебюджетные фонды, пр.)
4. По источнику уплаты налоговых сумм:
- себестоимость – налоги, включаемые в себестоимость продукции (ресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера и пр.)
- цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные налоги)
- финансовый результат (налог на имущество предприятий, земельный налог)
- доход (прибыль) – налоги на прибыль или доход юридических и физических лиц (налог на прибыль предприятий)
- чистая прибыль – налоги и сборы, вносимые в бюджет за счет прибыли, после уплаты налога на прибыль (штрафы, пени за нарушение налогового законодательства).
5. По объекту налогообложения:
- имущественные
- ресурсные (рентные)
- с доходов
- налоги на потребление
- с отдельных видов деятельности, операций
6. По способу обложения:
- кадастровые / безналичные
- декларационные / налично-денежные
7. По порядку зачисления в бюджет:
- закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом
- регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета.
Современное состояние системы налогообложения предприятия на ООО «Макс»
Характеристика предприятия.
ООО «Макс» создано 23.02.1995г. в г. Тюмень. Уставный капитал на день образования предприятия составил 12750 руб. Основная деятельность предприятия - оптовая торговля продовольственных товаров.
Рассмотрим налогообложение данного предприятия. Для сравнения рассмотрим уплачиваемые налоги в 2005 и 2010 году.
Таблица 1. Основные показатели деятельности предприятия ООО «Макс»
Статьи бухгалтерского учета |
Показатели в руб. 2005г. |
Показатели в руб. 2010г. |
Выручка от реализации продукции |
739 349 902 |
853 114 246 |
Себестоимость реализованной продукции |
601 508 586 |
618 876 168 |
Чистая прибыль |
316 790 |
1 400 263 |
Затраты на оплату труда |
4 033 559 |
37 468 325 |
Среднегодовая стоимость основных средств |
861 589 |
3 543 411 |
Дебиторская задолженность |
36 012 747 |
66 054 515 |
Кредиторская задолженность |
26 384 516 |
63794 946 |
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что выручка от реализации продукции в период с 2005г по 2010г. имела положительную тенденцию, так в сравнении с 2005г. общий объем выручки увеличился на 113 794 344 руб. или на 86,65%, что в результате привело к увеличению прибыли. Таким образом, относительно 2005г. Все показатели деятельности возросли, что говорит как о росте самого предприятия, так и о росте его прибыли. При этом себестоимость реализованной продукции увеличилась с разницей 17 367 582 руб.
Положительный прирост также наблюдался и в затратах на оплату труда: по отношению к 2005г. они увеличились на 33 434 766 руб.
При этом среднегодовая стоимость основных средств в анализируемом периоде увеличилась более чем в 4 раза: разница между 2005г. и 2010г. составила 2 681 822 руб. Положительная тенденция в отношении к 2010г. также имела место в изменении дебиторской и кредиторской задолженности – 30 041 768 руб. и 37 410 430 руб. соответственно.
Таблица 2. Налог на добавленную стоимость.
Налог |
2005г.(руб) |
2010г.(руб) |
НДС : 18% |
Налогооблагаемая база: 153 359 929. Сумма налога: 27 604 787 |
Налогооблагаемая база: 212 643 650 Сумма налога: 38 275 857 |
10% |
Налогооблагаемая база: 11 607 460 Сумма налога: 1 160 746 |
Налогооблагаемая база: 9 698 800 Сумма налога: 969 880 |
Ставка НДС бывает 18% и 10%, в зависимости от реализуемого товара. Существует перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%.[2]
Налогооблагаемая база(руб.) |
Ставка процента(%) |
Сумма налога (руб.) |
|
2005г. |
15 695 727 |
24% |
3 766 974 |
2010г. |
44 009 322 |
20% |
8 801 864 |
Таблица 3.Налог на прибыль
Налог на прибыль распределяется в федеральный и региональный бюджет. В 2005г. в федеральный бюджет уходило 6,5% от всей суммы налога, следовательно, 1 020 222руб. В 2010г. ставка процента снизилась до 2%, следовательно, в федеральный бюджет ушло 880 186 руб. Ставка процента в региональный бюджет в 2005г. составляла 17,5%, следовательно, 2 746 752, в 2010г.-18%, в региональный бюджет ушло 7 921 678руб.
Таблица 4.Налог на имущество
Налогооблагаемая база |
Ставка процента |
Сумма налога |
|
2005г. |
929 049 |
2,2% |
20 439 |
2010г. |
7 129 418 |
2,2% |
156 847 |
Ставка процента в период с 2005г по 2010г оставалась неизменной, но сумма налога увеличилась более чем в 7 раз, что свидетельствует о значительном увеличении имущества фирмы.
Транспортный налог
В 2005г. торговая фирма ООО «Макс» не имела транспортные средства, следовательно, транспортный налог не уплачивался. Рассчитаем суммы налога по каждому транспортному средству в 2010г.
№ |
Код вида транспортного средства |
Идентификационный номер транспортного средства |
Марка транспортного средства |
Регистрационный знак транспортного средства |
Налоговая база |
Единица измерения налоговой базы по ОКЕИ |
Коэффициент[3] |
Ставка налога |
Исчисленная сумма налога (руб.) |
Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (руб.) |
1 |
52004 |
WDD2193561A149912 |
Mercedes |
К350ХР72 |
272 |
л.с. |
0,41 |
66 |
7360 |
7360 |
2 |
52004 |
WAUZZZ8R89A023082 |
AUDI Q5 |
М505РТ72 |
239 |
л.с. |
1 |
40 |
9560 |
9560 |
3 |
52001 |
XU4HD78NO90000017 |
HD78NO |
М851РТ72 |
140 |
л.с. |
1 |
40 |
5600 |
5600 |
4 |
52001 |
XU4HD78NO90000016 |
HD78NO |
М850РТ72 |
140 |
л.с. |
1 |
40 |
5600 |
5600 |
5 |
52001 |
Z7G2440009S008071 |
FIAT DUCAT |
М852РТ72 |
110 |
л.с. |
1 |
40 |
4400 |
4400 |
6 |
52001 |
Z7G2440009S008816 |
FIAT DUCAT |
М849РТ72 |
110 |
л.с. |
1 |
40 |
4400 |
4400 |
Таблица 5. Транспортный налог.
Сбор за загрязнение окружающей среды.
Таблица 6.Плата за загрязнение природной среды от размещения отходов. 2005г.
Виды отходов |
Кол-во размещ. отходов (т) |
Норматив платы за размещение отходов( руб/т) |
Коэффициент экологической ситуации |
Коэффициент, учитывающий место размещения отходов |
Сумма налога |
ТБО |
12,115 |
248,4 |
1,2 |
0,3 |
1300 |
Таблица 7.Размещение отходов производства и потребления. 2010г.
Размещено в отчетном периоде |
Норматив платы за размещение отходов( руб/т) |
Коэф. к нормативу платы за размещение отходов |
Коэф. экол. знач. |
Доп. коэф. |
Коэф. учит. инфл. |
Коэф. места расп. объекта разм. отходов |
Сумма налога |
9,2865 |
248,4 |
5 |
1,2 |
1 |
1,79 |
1 |
4954,93 |
По данным таблицы, предприятие ООО «Макс» снизило количество отходов, но, так как в 2010г. появился коэффициент учитывающий инфляцию, коэффициент к нормативу платы за размещение отходов и увеличился коэффициент, учитывающий место размещения отходов, сумма налога возросла почти в 4 раза.
Таблица 8.Фонд социального страхования (ФСС)
Налогооблагаемая база |
Ставка процента |
Сумма налога |
|
2005г. |
3 194 310 |
3,2% |
102 218 |
2010г. |
32 706 047 |
2,9% |
948 475,363 |
Ставка процента снизилась, но налогооблагаемая база увеличилась, следовательно, в 2010г. сумма налога увеличилась более чем в 9 раз.
Таблица 9.Социальное страхование от несчастных случаев
Налогооблагаемая база |
Ставка процента |
Сумма налога |
|
2005г. |
3 194 310 |
0,2% |
102 218 |
2010г. |
32 706 047 |
0,2% |
65 412,094 |
Таблица 10.Пенсионный фонд(2005г.)
Налогооблагаемая база |
Страховая часть |
Накопительная часть |
Сумма |
|
Для лиц 1966 года рождения и старше |
824 519 |
14% |
- |
115 432,66 |
Для лиц 1967 года рождения и моложе |
2 369 791 |
10% |
4% |
Страховая часть: 236 979,1 Накопительная часть: 94 791,64 |
Таблица 11.Пенсионный фонд ( 2010г.)
Налогооблагаемая база |
Страховая часть |
Накопительная часть |
Сумма |
|
Для лиц 1966 года рождения и старше |
5 070 546 |
14% |
- |
709 876,44 |
Для лиц 1967 года рождения и моложе |
27 635 501 |
8% |
6% |
Страховая часть: 2 210 840,08 Накопительная часть: 1 658 130,06 |
Для лиц 1967 года рождения и моложе существует накопительная часть и страховая часть, страховая часть определяется размером официальной заработной платы и общим стажем работы. Накопительная часть трудовой пенсии формируется только у граждан 1967 года рождения и моложе.
Таблица 12.Медицинское страхование (2005г.)
Налогооблагаемая база |
Ставка процента |
Сумма налога |
|
Федеральный фонд |
3 194 310 |
0,8% |
25 554 |
Территориальный фонд |
3 194 310 |
2% |
63 886 |
Таблица 13.Медицинское страхование (2010г.)
Налогооблагаемая база |
Ставка процента |
Сумма налога |
|
Федеральный фонд |
32 706 047 |
1,1% |
359 766,517 |
Территориальный фонд |
32 706 047 |
2% |
654 120,94 |
По данным таблицы мы видим, что налогооблагаемая база увеличилась более чем в 10 раз, отсюда следует, что сумма налога также претерпела значительные изменения, также из таблицы видно, что ставка процента в федеральный фонд увеличилась на 0,3%.
Проанализировав все таблицы, можно сделать такие выводы:
· Ставка налога на НДС, на имущество, страхование от несчастных случаев, а также медицинское страхование в территориальный фонд не потерпела изменений за период 2006-2010гг.
· Ставка налога на прибыль, ФСС, ПФ ( страховая часть; лица 1967 года рождения и моложе) уменьшилась соответственно на 4%, 0,3% и 1,4%
· Ставка налога в ПФ (накопительная часть; лица 1967 года рождения и моложе), медицинское страхование (федеральный фонд), а также ставка налога на загрязнение окружающей среды увеличилась, соответственно на 2%, 0,3% , ставка налога на загрязнение окружающей среды увеличилась за счет появления новых коэффициентов.
Рассчитаем налоговую нагрузку предприятия.
На микроэкономическом уровне показатель налоговой нагрузки отражает долю совокупного дохода налогоплательщика, который изымается в бюджет. Показатель рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей организации к объему реализации продукции (работ, услуг). Совокупная налоговая нагрузка Предприятия – это отношение всех начисленных налоговых платежей к выручке от продажи товаров (работ, услуг) за отчетный период, включая доходы от прочих поступлений.
ННорн = НП / (В + ВД)* 100%, где -
ННорн - налоговая нагрузка на Предприятие при применении общего режима налогообложения;
НП – общая сумма всех начисленных налогов;
В – доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
ВД – внереализационные доходы.
Таким образом, ННорн= 53883064.424/853114246 * 100% = 6.316043%
Налоговая нагрузка предприятия ООО «Макс» приблизительно 6%. Финансовое состояние предприятия в течение анализируемого периода улучшилось, а платежеспособность предприятия можно оценить как достаточно стабильную. ООО «Макс» в течение анализируемого периода увеличило объем продаж, что повлекло за собой и увеличение суммы уплачиваемых налогов. Предприятие, нацеленное в первую очередь на получение прибыли, достигает поставленных целей.
Заключение
Система налогообложения предприятий в РФ – сложная, многоуровневая система, которая требует постоянных изменений, чтобы соответствовать определенным жизненным условиям, общественному строю.
Направления налоговой политики государства:
- политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;
- политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;
- политики, предусматривающей достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.
Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.
К основным недостаткам современной налоговой системы можно отнести следующие:
· нестабильность налоговой политики;
· чрезмерное налоговое бремя, возложено на налогоплательщика;
· уклонение от уплаты налогов юридическими лицами;
· отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики;
· эффект инфляционного налогообложения;
· чрезмерный объем начислений на заработную плату;
Необходимость реформирования налоговой системы в нашей стране бесспорна, но важно определить стратегию её проведения. Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование интересов государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.
В ходе налоговой реформы важно поддерживать стабильность налогового законодательства. Недопустимо каждый месяц вносить изменения в налоговое законодательство, целесообразно накапливать необходимые изменения и дополнения, рассматривать их вместе с проектами бюджетов, вводить с первого января следующего года, чем и занимается наше правительство.
Большой проблемой остаются всевозможные схемы ухода от уплаты налогов. Перед Правительством и законодателями стоит серьезная задача - четко определить границу между добросовестными и недобросовестными методами снижения налоговой нагрузки, возможностями налогового планирования.
Сегодня российская экономика по-прежнему испытывает трудности, связанные со значительной долей убыточных предприятий (около 30%), неравномерным распределением налогового бремени, уклонением многих субъектов рынка и сфер бизнеса от налогообложения. Все эти факты свидетельствуют о неэффективности налоговой системы в России.
Дальнейшее развитие налоговой реформы связано, прежде всего, с тем, что экономике страны необходим дополнительный импульс развития. Материальный источник государственных доходов, мобилизуемых преимущественно налоговым методом, формируется, в основном, в сфере производства. Создать условия для устойчивого промышленного подъема можно за счет повышения действенности экономической, в том числе и налоговой политики.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России.
Список литературы
1. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 1996. — С.17.
2. Конституция РФ. – М.: ТК Велби, 2008– 164 с.
3. Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 688 с.
4. О налоге на имущество физических лиц: Федеральный закон РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ // «Российская газета». – 2007. - №9. –С.19.
5. Акчурина Е.В., Солодко Л.П. Бухгалтерский и финансовый учет: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Экзамен», 2008. – 416 с.
6. Диков А.О., Разгулин С.В. О главе 25 Налог на прибыль организаций Налогового кодекса РФ. // Налоговый вестник. 2001. - 9. С. 4-11.
7. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.
8. Скрипниченко В.И. Налоги и налогообложение, Спб.:»Бинфа» 2007 – 218с.
9.
Интернет-сайт www.minfin.ru
Глоссарий
1. Налог -обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований Налоги бывают официальными и скрытыми.
2. Налогообложение - это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.
3. Налоговая теория - система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства различной степени обобщения. Существуют как обобщенные разработки (общие теории налогов), так и исследования по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).
4. Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
5. Акциз - косвенный налог, являющийся обязательным для взимания на всей территории государства и устанавливаемый на товары массового потребления.
6. Налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок.
7. Налог на имуществоорганизаций- это налог на движимое (приобретенное до 1 января 2013 года) и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность).
8. Транспортный налог - налог, взимаемый за регистрацию транспортных средств в государстве.
9. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщикаобязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога. При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учётом положений главы 7 «Объекты налогообложения» Налогового кодекса РФ (НК РФ). По мнению некоторых - расход не может являться объектом налогообложения.
10. Налоговаяставка (норма налогового обложения) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.
11. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Регулируется главой 26 Налогового кодекса РФ, которая вступила в силу 1 января 2002 года (введена Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ). Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.
12. Водный налог - налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.
13. Налоговая база(налогооблагаемая база) - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательныхэлементов налога.
[1] Информация с сайта: http://www.minfin.ru
[2] В соответствии со статьей 164 Налогового кодекса РФ при реализации продовольственные товары облагаются НДС по ставке 10 процентов.
[3] определяется в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ