Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Арзамасский филиал
Историко-филологический факультет
Кафедра педагогики и психологии педагогического образования
Курсовая работа по педагогике
«Семейное чтение как средство развития читателя-школьника»
Выполнил студент
Богданович Алексей Михайлович
академическая группа 8314ОБ-2РЛ, курс 2
очной формы обучения
направления подготовки
Педагогическое образование,
профили Русский язык и Литература
_________________(подпись)
«_____» ____________ 2016г.
Научный руководитель
Миронычева Валентина Федоровна
кандидат педагогических наук, доцент
________________(подпись)
«_____» ____________ 2016г.
Арзамас, 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблема чтения и воспитания через чтение
1.1 История развития традиций семейного чтения в нашей стране…………...5
1.2 Роль традиций семейного чтения в развитии ребёнка в современном мире………………………………………………………………………………...7
1.3 Формы и методы, стимулирующие развитие интереса ребёнка к чтению в семье…………………………………………………………………………….....9
1.4 Формы пробуждения интереса детей к чтению в семье…………………..11
1.5 Роль опроса в развитии чтения……………………………………………..14
1.6 Роль устного народного творчества в развитии читательского интереса..19
1.7 Роль художественной литературы………………………………………….21
Глава 2. Тенденция снижения интереса школьников к чтению……………...24
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...28
Введение
В современном мире семейное чтение становится, как никогда, актуальным. Главная проблема нашей работы состоит в том, чтобы показать эффективность семейного чтения, которая на наш взгляд является одним из важнейших факторов развития читателя-школьника. Однако, несмотря на то, что школа, в условиях реализации ФГОС, ведёт активную работу в урочной и внеурочной деятельности по пропаганде чтения, её эффективность снижается из-за того, что в семьях учащихся утрачивается традиция семейного чтения.
Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух, организации спектаклей, интерактивных игр, литературных квестов и др.). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.
Согласно стандартам ФГОС самостоятельная научно-исследовательская деятельность играет всё более важную роль в обучении. Семейное чтение, таким образом, также является ещё и первым шагом на пути к формированию необходимых навыков в проведении собственных исследований.
Объектом данной работы является чтение как средство развития читателя- школьника, а предметом, следовательно, семейное чтение.
Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения, так как возникающее в процессе него общение создает почву для обмена мнениями. Оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
Исследованию данной проблемы посвящены работы психологов. О.И. Никифоровой, Л.Г. Жабицкой, Н.Б. Берхина, методистов Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана.
Цель данного исследования – изучение влияния семейного чтения на развитие читателя – школьника.
Задачи работы:
1. Изучение истории развития традиций семейного чтения в нашей стране
2. Исследование роли традиций семейного чтения в развитии современных детей
3. Разработка эффективной модели организации семейного чтения
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения
Современные издатели давно поняли, что юному читателю интересны произведения, героями которых являются ровесники, а события описаны в фантастическом ключе. Верно угадав основную идею детской литературы – для детей и о детях, - издатели насытили рынок разнообразными произведениями. Но во многих случаях взрослые, формируя круг детского чтения, опираются на образ юного читателя, сложившийся в их сознании в эпоху, как минимум на поколение, отделяющую их от современности.
Таким образом, отмечая важнейшую роль семейного чтения в приобщении ребенка к духовно-нравственным ценностям, можно говорить о том, что приобщение ребенка в семье к художественной литературе, является незаменимым этапом в формировании его личности. И наша работа будет направлена на раскрытие данной темы.
Глава 1. Проблема чтения и воспитания через чтение
1.1 История развития традиций семейного чтения в нашей стране.
Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России была почти потеряна, всё же её развитие в нашей стране имеет прекрасную историю.
На Руси семья была почитаема и оберегаема, потому что именно в ней происходит рождение, формирование и становление личности человека. Более того, именно семья является колыбелью величайших чувств: любви, взаимопонимания и ответственности.
На протяжении всей истории России книги непременно были рядом с нами. Легче всего эту взаимосвязь можно проследить по людям, стоявшим во главе государства. Возможно, самым ярким примером проявления силы книги можно назвать последние дни императора России Николая II. До последних часов семья императора не выпускала из рук книги - родители читали Библию, чтобы подготовить свою душу к уходу в иной мир, дочери императора читали лёгкие романы, дабы как-то отвлечься от происходящего, а маленький сын был увлечён разглядыванием книги о паровозах.
Говоря о традициях, в первую очередь следует сказать о чтении в кругу семьи или друзей, в России девятнадцатого века. Это было, пожалуй, одним из главнейших занятий культурных людей - существовали салоны, где авторы читали свои новые произведения, образовывались литературные кружки. Чтение в кругу домочадцев было прерогативой исключительно взрослых людей, детям читали сказки отдельно, зачастую этим занимались не родители, а нянечки или гувернантки.
В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения. О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, пишут мемуаристы и писатели Н.С.Лесков, А.П.Чехов, И.А.Бунин, А.И.Куприн и многие другие. Художественную литературу использовали и в тех случаях, когда деликатность мешала членам семьи открыто обсудить наиболее значимые проблемы.
Семейное чтение - традиция прекрасная. В среде просвещённого сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой, с детьми, выражением нравственных исканий, столь характерных для сознания и души интеллигенции многих стран. После революции 1917 года многие культурные традиции вместе с лучшей частью интеллигенции были утрачены, в том числе и чтение в семье. Вера в то, что художественная литература имеет прямое отношение к формированию мировоззрения широких масс, не только не была потеряна, но, напротив, усилилась. Одно время взрослые в силу разных причин обсуждали «актуальные» произведения не в семейном кругу, а во время библиотечных мероприятий, в беседах с библиотекарем. В России в те годы существовала одна из лучших в мире систем библиотечного обслуживания населения, начиная с дошкольников и заканчивая людьми преклонного возраста. В библиотеках регулярно проходили читательские конференции, обзоры литературы, обсуждение книг, диспуты, литературные вечера, работали литературные клубы и гостиные и др. С особой тщательностью были разработаны методы обслуживания в библиотеках детей разного возраста. Открывались специализированные семейные библиотеки, при них действовали «курсы молодой семьи» и « родительские университеты», опытные профессионалы читали лекции, знакомили посетителей с литературой, рекомендуемой для чтения в семье.
Во второй половине XX века в России быть человеком читающим вновь становится престижным. «Человек с книгой» появляется на полотнах русских художников в жанровых сценках и портретной живописи. Нередко поэты, писатели для более рельефной характеристики персонажа подробно описывали его литературные пристрастия. В целом культура до такой степени была ориентирована именно на художественную литературу, что по отношению к стране в целом сложилось понятие литературоцентризм.[1, c.19-23].
С начала 1990-х годов отношение к библиотеке и чтению изменилось, и связано это было со своеобразной приватизацией духовной жизни, когда чтение стало важным уже не в качестве средства подключения к социуму, а как возможность удовлетворения практических потребностей. Но собственная библиотека и сегодня остаётся характерной чертой домашнего интерьера и образа жизни российского человека.
1.2 Роль традиций семейного чтения в развитии ребёнка в современном мире
Книга появляется в жизни человека с раннего детства, и мы привыкаем к ней, как к воздуху. Ещё не научившись читать, мы перелистываем книжки - картинки и в рисунках познаём окружающий мир. Чем старше становимся мы, тем шире круг нашего чтения. Учебники, книги о путешествиях, рассказы, справочники, словари, увесистые тома большого формата и, книжки - малышки, умещающиеся в кармане, скромные книги без иллюстраций и красочные альбомы и т.д.
Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении — последствие несформированности ее с раннего детства. Читать - это значит, и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст. Не читающий человек не способен анализировать. А тот, кто не способен анализировать, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то книги для чтения. Интерес к чтению постепенно пропадает или качественно изменяется. Особенно хорошо это видно на примере детского населения России. По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Только делают это они по-другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учёбой.
Уходит то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники библиотек, на первом месте среди ответов на вопрос « Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло – «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье - четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере.
Конечно, там, где в семье есть традиции чтения, а, к сожалению, эту семейную традицию чтения мы тоже утрачиваем, дети читают по-другому[8, с. 16 - 19].
Очень важно сделать чтение привычкой ребёнка, ведь воспитательное воздействие книги на развивающуюся личность ребёнка неоспоримо. Именно в детском и юношеском возрасте происходят формирование мировоззрения, поиски идеала, своего места в жизни. Опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению. Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Все чаще становится слышно, что пятибалльная — изжила себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит — начитанности. В «портфель» достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба нашей страны, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Никакие ссылки на занятность и нехватку времени неуместны, поскольку речь идёт о развитии задатков мышления и воображения, без чего невозможно формирование личности. Во многих семьях сегодня поощряется многочасовое пользование средствами массовой информации. В результате - у детей всё меньше возникает побудительных поводов для развития собственной речи [4, c. 15-17]
Чтение – как и любая другая деятельность – должно быть ребенку доступно и интересно. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес взрослого к чтению.
1.3 Формы и методы, стимулирующие развитие интереса ребёнка к чтению в семье.
Примерно 20 лет назад исследователи доказали, что именно чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» закрыты, названные способности не могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития в 9-10 лет.
Американцы забили тревогу по поводу чтения и образования еще в 1983 году. Их исследование называлось «Нация в опасности: необходимость реформы образования». Эта опасность связывалась с ростом функциональной неграмотности — неспособностью человека цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, социальные и бытовые обязанности. Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, нехватки духовности, общей культуры. Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями, взрывами. Не читающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои профессиональные функции.
Опыт чтения на Западе стал
приравниваться к накоплению человеческого капитала — капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой
реализации личности. Этот прагматичный термин — «человеческий капитал» — вошел
в последнее время и в нашу лексику. Он отвечает духу деловой жизни современной
России. Как и финансовый, человеческий капитал, базирующийся на чтении,
способен накапливаться и использоваться, им можно щедро делиться с другими и от
этого он не будет иссякать.
Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у
него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле,
свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.
Предпосылкой приобретения такого капитала является доведенная до автоматизма
техника чтения, когда за буквами и словами ребенок видит скрытые в них значения
или образы и реагирует на них. В развитых странах уже поняли, что только общество
читающее может быть обществом мыслящим. Такое понимание долго оставалось без
внимания. Но жизнь всё расставила на свои места. Прошло понимание того что
обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли,
нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Поэтому на программы по
приобщению детей и молодёжи к чтению в богатых странах тратятся огромные средства.
1.4 Формы пробуждения интереса детей к чтению в семье
1. Выбор для чтения литературы, подходящей возрастным потребностям ребенка. Для младшего и среднего подросткового возраста характерна тяга к риску, проверке своих возможностей быть взрослым, стремление к независимости от опеки родителей и учителей, жажда приключений, поиск друзей, с которыми эти приключения возможны. В этой связи наиболее интересными для подростков литературными произведениями могут оказаться произведения авантюрно-приключенческого характера. Из них целесообразно сосредоточиться на тех книгах, где приключения героев обусловлены не действием неких волшебных сил (вроде «Гарри Поттера»), а являются результатом активности самих героев (например, романы Ж.Верна, Ф.Купера). Еще полезнее произведения, где герои, с которыми идентифицирует себя подросток, не просто действуют в предлагаемых обстоятельствах, но сами создают их, творят свой особенный мир (Например, «Таинственный остров» Ж.Верна). Читая такие книги, подросток получает возможность почувствовать себя автором собственной жизни.
2. Пробуждение интереса подростка к чтению через кинематограф. Всем известно, что нынешнее поколение, живущее среди разнообразных средств массовой информации, – это поколение аудиовизуалов - людей, воспринимающих мир преимущественно глазами и ушами, а не другими органами чувств. Подростку легче и приятнее посмотреть кинофильм, чем прочитать книгу, по которой этот фильм снят. Но, взрослым, знаком и другой эффект: фильм, как правило, оказывается менее интересным, чем лежащая в его основе книга. Предлагая подростку сравнить кинофильм и книгу, можно организовать индивидуальное или групповое обсуждение вокруг сравнения, можно спровоцировать интерес ребенка к чтению.
3. Попробовать «зацепить» подростка на «крючке» парадокса. Парадоксальные, неожиданные места встречаются практически в любом хорошем литературном произведении, а подростки на них чрезвычайно падки.
4. Одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги. Нет ничего интереснее, чем обмениваться впечатлениями о прочитанном, спорить, соглашаться и не соглашаться друг с другом.
Специалисты по возрастной психологии утверждают, что
материнская педагогическая деятельность играет решающую роль для всей
последующей жизни человека, в том числе она определяет и отношение к книге и
чтению.
Разработчики программы выходят с призывом — мобилизовать участников движения
«Молодая Россия читает!». Чтение, как ядро культуры, может стать национальной
идеей, способной сплотить общество, обеспечить связь поколений, стать мощным
фактором социального и экономического прогресса. И одним из главных факторов,
стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя
книжная среда [2, с.224].
В таких семьях детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, которые помогают осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, соотнести прочитанное с реальной жизнью. Подспорьем родительскому влиянию является совместное с детьми посещение литературных музеев, мест, связанных с именем определенного писателя. Впечатления, полученные во время экскурсий, нередко побуждают детей ближе познакомиться с творчеством писателя, соединить его произведения с увиденным и услышанным во время экскурсий [9, с. 33-35].
Периоды развития читателя-школьника
Исследованию проблемы литературного развития посвящены работы психологов О.И. Никифоровой, Л.Г. Жабицкой, Н.Б. Берхина, методистов Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана. Общепризнанным в методике 70-90-х годов стало определение содержания литературного развития, данное Н.Д. Молдавской: "Литературное развитие – это возрастной и одновременно учебный процесс проникновения в условные формы литературы, в ту условность, которая лежит в самой природе художественного образного познания жизни и составляет язык искусства».
Основными критериями литературного развития учащихся методист считает понимание читателями процессов образного обобщения и образной конкретизации в художественном произведении.
Школьникам понятны средства художественного обобщения в литературном произведении, что позволяет раскрыть глубокие сущностные связи литературного образа. Постижение художественной условности связано с усвоением основ науки о литературе. Освоение таких понятий, как личность автора и способы выявления авторского сознания в произведениях различных родов и жанров, метод, стиль, выводят школьников на более высокий уровень осмысления творчества художника слова.
Выделяют 3 периода развития школьника-читателя:
1. 5-6 классы (период наивного реализма) – восприятие произведения характеризуется слиянием искусства с действительностью, с эмоциональной активностью и силой сопереживания. В ходе чтения, воссоздающее воображение преобладает над творческим. В центре не автор, а герой произведения. Эмоции читателя ярче наивных чувств.
2. 7-8 классы - период нравственного самоубиения характеризуется резкой субъективизацией восприятия. Стремительное развитие читательского воображения зачастую произвольного по отношению к авторской тенденции. Читатель постепенно поднимается от репродуктивного к аналитическому осмыслению, содержанию, однако субъективность оценки прочитанного, пристрастно ведёт к снижению объективного понимания авторской идеи.
3. 9-11 классы – эпоха связи осознания причин и следствия. В этот период у читателя возникает потребность в рассмотрении исторических и эстетических соотношений искусства жизни, взаимодействия всех элементов художественного произведения. Углубляется внимание к форме.
1.5 Роль опроса в развитии чтения
Опрос позволяет учителю установить обратную связь с классом, проверить эффективность проделанной работы. При опросе, ориентированном на развивающее обучение, контролируются не только конкретные знания и степень их освоенности, но и способность к их применению, определенные умения и навыки, важные для деятельности читателя в целом.
Опрос, как всякое педагогическое действие, включает содержательный, операционный и мотивационный аспекты. Содержательный аспект – рассмотрение того, что опрашивается, операционный – как методически организуется опрос и мотивационный – с какой целью он проводится. Содержанием опроса являются как знания, так и умения учащихся; это комплексное выявление уровня подготовки учащихся, чаще всего в устной форме (термин говорит о том, что ученик опрашивается), но и в письменном ответе может выявиться то, что усвоил ученик, изучая предмет. Здесь выделяются 2 вида опроса: индивидуальный опрос, когда опрашивается конкретный ученик, докладывающий результаты своей работы (устный пересказ, ответ на вопросы, репродукция учебника, выразительное чтение и т. п.), и фронтальный опрос, когда в освещении вопроса участвуют большое количество учащихся класса. В этом случае ответы учеников менее глубоки и обстоятельны, чем при индивидуальном опросе, однако подобный вид опроса охватывает большое количество учеников и позволяет убедиться в качестве подготовки всего класса. Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности ученика.
Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. Исстари в воспитании подрастающего поколения присутствует литературное слово. Известно, что в каждый исторический момент одна часть литературных трудов предыдущего поколения передаётся полному окончательному забвению, часть переходит в ранг «литературного наследия», интересного лишь специалистам и немногочисленной группе ценителей, а некие уникальные и непредсказуемые единицы частично (иногда лишь одной строчкой) или полностью входят в плоть и кровь последующих поколений на правах «вечных» истин. Это нормальный и вроде бы никем и никогда не осуждаемый и даже не обсуждаемый процесс. Литература советского периода «ушла» почти полностью. И едва ли не самыми быстрыми шагами удалилась литература детская. (Исключение здесь, пожалуй, составляют лишь книжки для самых маленьких, хотя даже «Дядя Стёпа» и «Ищут пожарные, ищет милиция…» Михалкова уже нуждаются для сегодняшних детей в весьма значительных пояснениях.) Но книжки для самых маленьких практически не относятся к данной теме, так как здесь мы имеем дело с выбором родителей, а не самих детей. Именно родители решают, что, как, и сколько они будут читать своим детям – дошкольникам. Как правило, дети – дошкольники родительскому выбору подчиняются и модифицировать его не в силах. Иногда, весьма редко, встречаются дети, которые не любят, чтобы им читали. Поэтому таким детям нужно читать подчёркнуто громко и выразительно. И не следует заставлять ребёнка сидеть смирно во время чтения. Главное – хотя бы на короткое время удержать его внимание. Однако, научившись читать самостоятельно и свободно (как правило, это происходит годам к восьми), ребёнок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать? А что же предлагает ему сегодняшний мир. Что может повлиять на его выбор. Во - первых, это, конечно, рассмотренный выше предыдущий опыт, когда ребёнку читали родители. И дело здесь даже не в абсолютном литературном качестве прочитанных в дошкольном детстве произведений и не их количестве, а в той плотности информационного потока, который представляется ребёнку оптимальным, легко воспринимаемым. Одно дело, если ребёнок привык как норму воспринимать социально перегруженные сказки Родари и Носова, и совсем другое, если он вырос на продукции сегодняшней диснеевской студии, за событиями в которой большинство взрослых попросту не могут уследить. Во - вторых, это тот ассортимент, который предлагает сегодня рынок для детей младшего школьного возраста. На первый, самый поверхностный взгляд, он необыкновенно широк и пёстр и вроде бы способен обслужить любые вкусы и уровни интеллектуального и возрастного развития. Но при более внимательном рассмотрении обнаруживаются некоторые «рыночные» особенности. Одна из них - обилие разнообразнейших, прекрасно изданных, но абсолютно безэмоциональных, претендующих на какую-то неясную объективность энциклопедий. К процессу чтения, общения с книгой всё это, естественно, не имеет ни малейшего отношения. В - третьих, в наличии имеется масса полукниг, полужурналов с играми, наклейками, запоминающимися персонажами и сопровождающимися всё это текстами, литературный уровень которых колеблется от просто плохого до откровенно низкого. Вся эта продукция охотно покупается и читается, потребителями мультиков и телевизионных игр. Всё это представляет собой пространство, обслуживающее детей, склонных к поверхностному восприятию. Произвольное внимание таких людей развито слабо и включается лишь на что-то яркое, динамичное, не требующее глубокого и тщательного осмысления. Общение с книгой в этом случае, несомненно, имеется, но это опять же общение не со смысловым, а с визуальным рядом данной продукции. Кроме уже названного, на прилавках в значительно меньшем количестве присутствует классика. Но Маршак, Успенский, Носов присутствуют в весьма впечатляющем количестве и качестве полиграфии. И если ребёнок способен воспринимать среднюю скорость информационного потока и не слишком нуждается в непрерывно двигающихся агрессивных персонажах, то всё это не для него. Поэтому большая часть детей начинает, или, по крайней мере, пробует это употребить. Одним нравится больше, другим – меньше. Но пробует большая часть. А вот потом происходит сбой. Очень многие не приходят к тому, что мы слегка снобистски называем «большой литературой». Потому, что отсутствует литература о самих сегодняшних детях. Надо признать, что у некоторых детей потребность в книге формируется при полном отсутствии героев – современников. В начальной школе проводниками для детей становятся родители и учитель. Доктор психологических наук В. Абраменкова проанализировала некоторые современные издания для детей и подростков[8, с. 33-35].
Вот общее направление воздействия на детское сознание:
· разрушение детско-родительских отношений
· возбуждение половых чувств и влечений
· низвержение духовно – нравственных заповедей
·примитизация интеллектуального развития детей
Это предупреждение об опасностях, с которыми ребёнок сталкивается в потоке средств массовой информации, должно заставить нас задуматься о том, как помочь нашим детям сделать правильный выбор.
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Роль педагога в организации работы в семье может заключаться в следующем: - записи впечатлений детей о сказке, их бесед с куклами; - проведении с учениками занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты сказки; - фиксировании того, что рассказывают родители о своих детях.
Читающий человек – культурный, социально защищённый, культурная личность – залог устойчивости социума, членом которого он является.
Рассматривая проблему чтения в логике общекультурного развития младшего школьника, мы понимаем текст не только в узком, традиционном смысле, как печатное и письменное слово, но и в широком значении, как текст культуры.
В. Сухомлинский сказал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Детям младшего школьного возраста присущи любознательность, высокая эмоциональная возбудимость, внушаемость, подражание. Именно поэтому роль взрослого в развитии интереса к чтению, в том числе и семейному, имеет большое значение для читательской судьбы ребёнка.
Огромное влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, чаще всего, неплодотворно. Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает, то, что ему интересно. Для него интересная книга – значит “хорошая”, неинтересная – значит “плохая”. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на человека. Кризис детского чтения сегодня не в том, что многие дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к чтению.
Явно однозначной помехой для общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Ученик, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов слов и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребёнка. Чтобы этот период не был затяжным, ребёнку надо помочь.
Читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда - один из главных факторов привлечения детей к чтению.
1.6 Роль устного народного творчества в развитии читательского интереса
Слова А.Н. Толстого ярко и точно отражают суть устного народного творчества «… народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины <…>, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» [7, с. 508 ].
Устное народное творчество оказывает большое влияние на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника, так как представляет несомненную общественную ценность, имеющую познавательное, идейно-воспитательное и эстетическое значение. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Сказки несут в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости.
Слушая сказку, дети получают представление о добре и зле, усваивают мудрость народа, его духовное богатство, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережного отношения к природе.
Язык сказок способен обогатить детское творчество, сделать детскую речь ярче и образнее. Таким образом, еще одна важная сторона – это общение, определяемое коллективным характером этой деятельности.
Волшебные сказки привлекают слушателя фантастикой, волшебством, в них человек достигает того, что он не может осуществить в жизни. Герой волшебных сказок - образец совершенствования, но, однако в своих поступках, речах положительные герои остаются простыми людьми. Волшебная сказка - это не пустая выдумка, она крепко связана с жизнью простого народа, с его чаяниями, в ней выражен народный оптимизм. Конфликты в волшебных сказках разрешается в пользу справедливости, добро всегда побеждает зло.
В сказочном фольклоре особое место занимают бытовые сказки, в которых герой действует в знакомой крестьянину и горожанину обстановке, мало в ней чудес, волшебных предметов и помощников. Сказочный герой должен надеяться в основном на самого себя, свой ум, изворотливость, ловкость, а также на счастливый случай и недогадливость своего врага. Часто бытовые сказки носят сатирический характер, в них есть юмор. В бытовой сказке часто рассказывается о хитроумных загадках и умных ответах.
Во многих сказках рассказывается о ссорах и состязаниях между большими, сильными, маленькими, слабыми животными. Хотя в сказках говорится о животных, слушатель понимает, что под ними подразумеваются люди. Стремление народа к социальной справедливости вечно, поэтому в сказках слабые животные с помощью ума и ловкости побеждают более сильного зверя. В сказках о животных под видом зверей чаще всего высмеиваются людские пороки.
1.7 Роль художественной литературы
В 2015 году в России проходил Год литературы. Литература занимает важное место в жизни детей дошкольного возраста и в образовательном процессе детского сада. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, современное общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, затронут только её поверхностный пласт; поэтому возникает общественная потребность в сохранении и передаче семейного чтения. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. С.Я Маршак призывал: «Будьте строги и требовательны к детской литературе, отвергайте холодную, вялую, поверхностную книгу, не проникнутые ни подлинными мыслями, ни настоящими чувствами. Чтобы заставить полюбить книжку, вы должны прежде сами полюбить ее». Задача педагогов привлечь родителей к семейному чтению, понять его необходимость. В связи с этим педагог должен помочь родителям отобрать произведения для семейного чтения. Культура обращения с книгой закладывается в семье. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие.
В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, следовательно, духовно-нравственного воспитания личности. Чтение – это фундамент для решения таких актуальных задач воспитания и обучения, как обеспечения исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры.
Доказано, что хорошие читатели, в отличие от нечитателей, имеют большой объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют свои мысли.
Таким образом, можно судить о том, что семейное чтение является важнейшим фактором как для сохранения национальных традиций русского народа, так и для успешной социализации каждого из членов современного общества и его сохранение жизненно необходимо для дальнейшего продуктивного развития нашей системы образования и духовной сферы жизни людей в целом.
Глава 2. Тенденция снижения интереса школьников к чтению
Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире».Современные же статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не к лучшему.
Рядовым россиянам разных возрастов было предложено ответить на несколько таких вопросов как, например:
1. Любите ли вы читать?
2. Что вы предпочитаете читать?
3. Читаете ли вы книги?
4. Как часто вы читаете?
5. Читаете ли вы самостоятельно или в рамках школьной программы?
и т.д.
По данным проведённых социологических исследований, 37%
россиян не читают книг вообще, а 52% даже не покупают газет и журналов.
Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а
тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.
40% опрошенных читают книги от случая к случаю. Любят читать: младшие школьники 43%,
старшие — 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%. Не читают
ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только
развлекательную литературу 40% учащихся, читают познавательную литературу 21%, читают
для самообразования 10% школьников. Эти данные говорят о тенденции снижения
интереса к чтению от младшего школьного возраста — к старшему. Чем старше
школьник, тем больше характер его чтения приближается к взрослому.
Международные исследования показали, что Россия по
грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира. И
это та страна, которую когда-то называли самой читающей
в мире.
Читать - это значит, и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст. Исследования российских и западных учёных говорят о том, что не читающий человек не способен анализировать. А тот, кто не способен анализировать, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то книги для чтения.
По данным Международного исследования 2003 года, касающегося
качества чтения детей, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 27 место, в
2007 году показали результаты еще ниже. Они оказались не способны вычерпывать
информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию
материал. Не умеют они находить в тексте скрытую или противоречивую информацию.
Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также
установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили
наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы.
В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в
нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников,
вывод России из аутсайдеров цивилизованного мира по качеству чтения —
безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде
всего, семьи, школы, библиотеки.
Приведение школьного образования в соответствие с Международным стандартом —
дело главным образом тех, кто составляет учебные программы, определяет критерии
оценки качества образования, в том числе чтения. Однако большую помощь в этом
могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве
образования и качестве жизни своих детей. Интерес к чтению постепенно пропадает
или качественно видоизменяется.
Социология даёт нам такие цифры: 65% родителей считают, что чтение – это процесс рациональный, и только 35% - эмоциональный. Перед библиотеками и педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей. Воспитание родителей задача более трудная, чем воспитание детей - читателей.
В развитых странах создаются национальные программы чтения. И проходят они под девизом « Нация в опасности - дети перестают читать!». Нужно изучать мировой опыт популяризации чтения. В некоторых западных странах давно осознали опасность нечтения для общества и приняли меры, иной раз очень эффективные. Например, сегодня во многих странах есть так называемые «книжные кафе», где можно не только купить книгу, но и просто почитать её, пока ждешь заказ. И такие формы ознакомления с книжными новинками получают все большую популярность, особенно у молодежи. Необходимо сформировать социальный заказ на издание детских книг, увеличить часы, отведенные на преподавание литературы в школе – сегодня в 7-8 классах только 2 часа в неделю».
В семьях, где есть традиции чтения, дети читают по-другому. Но современное поколение родителей – это чаще всего люди, которые сами не читают или читают прагматически, или вообще на уровне комиксов и клиповой культуры. Поэтому перед педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей, потому что семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств.
Заключение
Анализ теоретических и исследовательских работ, посвященных проблеме снижения интереса учащихся к чтению, показывает, что данная проблема относится к числу наиболее актуальных в образовании.
Сегодня, когда экономические трудности коснулись каждой семьи, хорошая, умная книга, семейное чтение должны снова объединить людей, вдохнуть любовь в сложные человеческие взаимоотношения. Одной из безусловных ценностей семьи является традиция семейных чтений. Но очевидно, что на сегодняшний день это та ценность, которая относится к исчезающим, т. к. происходит трансформация семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными. Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50% родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7%.
Современное российское общество безусловно признало: какими бы прекрасными ни были дошкольные и школьные учреждения, самыми, главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец – семья. Чтобы вернуть культурные ценности семьи, возродить традиции семейного чтения, требуется время, объединение усилий образовательных и культурных учреждений, и самое главное самих родителей.
Семейное чтение – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Список литературы
1. Антипова И.А. Образ читающего ребенка в русской литературе ХХ века // Школьная библиотека. - 2004. - № 1. - С.19-23.
2. Движение "Молодая Россия читает". / Гл. ред. Р.А. Айгистов. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 224с.
3. Кабачек О.Л., Об одной из современных технологий приобщения детей к чтению // Вестник БАЕ. - 2003. - № 4. - С. 56-59.
4. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности // Начальная школа . –2007.– № 11. – С. 15-17.
5. Рождественская Р.Л. Роль семейного чтения в формировании творческого читателя // Начальная школа. – 2008. – № 6. – С. 25-28.
6. Руденко Т., Мелик-Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
7. Толстой А.Н. Родина / А.Н. Толстой. Собр. соч. в 10-ти т. – Т.10. – М.: Художественная литература, 1961, с. 508.
8. Холодницкая Т., Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры.// Новая библиотека. - 2003. - № 9. - С. 16 - 19.
9. Худякова, С.Н. Семейные тайны. Как вырастить читающего ребенка. // Библиотечное дело. - 2007. - № 7. - С. 33-35.
10. Чудинова В., Голубева Е. Что читают современные подростки.// Воспитание школьников, №4, 2004. - С. 38.