Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Кафедра «ИРиК»
Реферат
по дисциплине
«История»
на тему:
«Село Андреевское»
Выполнил:
ст. гр. АИСс-112
Проверил:
Омельянчук И.В.
Владимир 2012
Содержание
Введение. 3
Владельцы усадьбы.. 3
Село Андреевское в XVIII веке. 3
Дворец. 3
Усадебные постройки. 3
Портретная зала. 3
Библиотека. 3
Оранжерея. 3
Андреевское и княгиня Е. Р. Дашкова. 3
Село Андреевское в XIX веке. 3
Село Андреевское в XX веке. 3
Село Андреевское в XXI веке. 3
Введение
В ста двадцати верстах к востоку от Москвы на берегу владимирской реки Пекши располагалась родовая вотчина графов Воронцовых - усадьба «Андреевское». В отличие от большинства других (продававшихся, делившихся, закладывавшихся, отдававшихся в приданное) вотчин, Андреевское, став однажды воронцовским, оставалось во владении рода до самой национализации, т. е. в течение почти двух столетий. Эта неизменная принадлежность одному роду стала главной и определяющей чертой имения Воронцовых.
Обширные архивные документы, сохранившиеся об этой усадьбе, позволяют представить как её саму, так и жизнь её владельцев. Андреевское - замечательный пример мира русской дворянской усадьбы второй половины XVIII столетия. Мира давно исчезнувшего, но оставившего неизгладимый след в душах многих поколений! [3]
Владельцы усадьбы
Своему появлению на свет название «Андреевское» было обязано древнему вотчиннику окрестных земель, стольнику Андрею Фёдоровичу Нарышкину В 1701 г. от своей сестры Ульяны Нарышкиной он получил земли расположенной вдоль реки Пекши Матрёнинской волости владимирского уезда. В числе принадлежавших ему деревень Матрёнинской волости была небольшая деревушка Бузино, стоящая на правом берегу речки Нергель у самого впадения последнего в Пекшу.
В самом начале XVIII столетия А.Нарышкин решил возвести в Бузине церковь в честь своего небесного покровителя Св. апостола Андрея Первозванного. Разрешение на строительство было подтверждено благословенной грамотой тогдашнего патриаршего местоблюстителя митрополита Стефана Яворского. Деревянный храм построили быстро: его освящение состоялось уже в 1703 г.
Спустя три десятилетия матрёнинские земли значились уже во владении конюшего Патриаршего приказа дворянина Ивана Михайловича Сурмина, а затем в 1735 г. в качестве приданного его дочери Марфы Ивановны (1718 - 1745) перешли в собственность её мужа, будущего первого владимирского наместника графа Романа Ларионовича Воронцова (1717-1783).
Ещё при жизни Роман Ларионович отписал Андреевское своим сыновьям - Александру (1741-1805) и Семёну (1744-1832) Романовичам Воронцовым, которые решили не делить отцовские вотчины. Вскоре Семён Романович был назначен российским послом в Англию, где и прожил до конца жизни. Брат Александр распоряжался его и своими вотчинами и отсылал Семёну его долю доходов. В это время в Андреевском неоднократно бывала сестра братьев Воронцовых княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810).
По смерти бездетного А. Р. Воронцова владельцем Андреевского стали его племянник граф, а впоследствии светлейший князь Михаил Семёнович Воронцов (1782-1856) и сын последнего св. князь Семён Михайлович Воронцов (1823-1882). Они проживали, преимущественно, на юге России и в Андреевском бывали нечасто.
С кончиной бездетного С. М. Воронцова фамилия графов Воронцовых пресеклась. Наследниками Андреевского стали потомки дочери Михаила Семёновича, Софьи Михайловны Шуваловой. Последними владельцами усадьбы были графиня Елизавета Андреевна (урождённая Шувалова) (1845-1924) и её супруг граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков (1837 -1916).
Наибольшего расцвета Андреевское достигло в последние два десятилетия XVIII в., когда в нём проживал граф А. Р. Воронцов. Один из наиболее выдающихся государственных людей своего времени, он в 1793 г. вышел в отставку, покинул Петербург и почти на десять лет поселился в Андреевском. Лишь на самые холодные месяцы года он отъезжал в Москву. 1790-е гг. стали самыми оживлёнными в жизни усадьбы. Именно этого времени касается большинство документов. [3]
Село Андреевское в XVIII веке
Церковь Св. апостола Андрея Первозванного. Получив в качестве приданного супруги земли в Матрёнинской волости, Р. Л. Воронцов возвёл рядом с селом Бузиным небольшой двухэтажный каменный дом и стал устраивать вокруг него свою усадьбу.
Видимо, тогда же решили перенести церковь из Бузина поближе к господскому дому. Со временем появилось желание возвести при усадьбе каменный храм, строить который начали в 1770 г. Новый пятикупольный храм с колокольней и обитыми железом главами оказался одним из первых каменных храмов в губернской провинции. Его освятили в 1779 г., добавив к главному престолу ещё и дополнительный - в честь Св. Мучеников Благоверных князей Бориса и Глеба. Храм был построен симметрично господскому дому, окружён великолепной оградой и стал одной из главных частей усадебного комплекса.
Судьба прежней деревянной церкви в Бузине не ясна, но известно, что о ней упоминалось ещё в конце 1771 г. Скорее всего, храм разобрали за ветхостью. Согласно распоряжению Романа Ларионовича избы крестьян деревни Бузино были перенесены ближе к новой церкви и вместе с ней образовали село, вскоре получившее название «Андреевское». Позднее это слово стало обозначать и всю воронцовскую усадьбу.
Почти сто лет Андреевский храм не имел собственного прихода. Окрестных жителей окормляли священники соседнего Воскресенского храма из села Матрёнина. В «Ведомости о церкви Воскресения Христова Покровской округи села Матрёнина» за 1861 г. было записано: «В сём приходе есть ещё в селе Андреевском Домовая Церковь, каменная, вся холодная, во имя Апостола Андрея Первозванного, с приделом в трапезе Св. Мученик Благоверных Князей Бориса и Глеба, построенная предками князя Воронцова. При ней имеется такая же колокольня. Расстоянием она от приходской в 4-х верстах. Служение в ней в Воскресные и Праздничные дни прежде совершалось приходскими священниками по чреде. Ныне же, по желанию владельца Воронцова определён к оной церкви особый Священник, бывший диакон села Матрёнина Иван Фёдоров Спасский, который живёт в каменном весьма поместительном господском флигеле на содержании и полном обеспечении Князя Воронцова.
При домовой Андреевской церкви находится кладбище в самой ограде церковной, где полагались иногда некоторые лица из господского дома и ныне погребаются по распоряжению местного управляющего».
6 декабря 1805 г. в Андреевской церкви, согласно его завещанию, был похоронен главный устроитель усадьбы граф Александр Романович Воронцов. Спустя 60 лет, весной 1865 г., его двоюродный племенник св. князь Семён Михайлович Воронцов установил над могилой мраморную плиту с надписью (автор - скульптор Руфинони), чугунную решётку (выполнена на заводе Ф.Сан-Галли в Петербурге), больших размеров Распятие и приказал расписать стену за Распятием видом Иерусалима и Голгофы. [4]
Дворец.
Представление о первоначальном облике усадьбы даёт письмо графа С.Р.Воронцова к своему сыну. Вспоминая о своём посещении Андреевского в январе 1760 г., Семён Романович писал:
«Я припоминаю, что провёл там 4 или 5 дней. Дом был весьма заурядный, с небольшим количеством очень плохой мебели и с тем, что только называлось садом, поскольку «садом» называли сад с бедным огородом, где росло несколько плохих яблонь и вишен. Не было даже намёка на оранжерею и на всё остальное, что окружает дом; службы, корпуса для прислуги, конюшни, каретные сараи - все это было невзрачным и жалким. И вдобавок ни единой книги в доме... Что же до театра, то не было и мысли о подобном... ».
Следует напомнить, что в то время в усадьбе не было и церкви.
Специальных исследований архитектуры Андреевского господского дома не проводилось. Можно предположить, что первоначально он был очень небольшим, двухэтажным, со сводчатыми потолками нижнего этажа. Именно по этим потолкам и определяются первоначальные размеры здания.
Принципиальная перестройка здания происходила в последней четверти XVIII в. при графе Александре Романовиче Воронцове. За годы жизни в Андреевском граф Александр Романович неузнаваемо преобразил его. Прежде всего, это касалось господского дома и его внутренних помещений. Прежний отцовский дом совершенно не отвечал потребностям бывшего президента Коммерц-коллегии. Удаление от Петербурга не означало для Воронцова совершенного перемена образа жизни. Он по- прежнему хотел не испытывать стеснения в помещениях, иметь роскошную библиотеку, портретную залу, прогуливаться по благоустроенную парку. Кроме того, требовалось где-то разместить и всё имущество, вывезенное из петербургского дома.
Уже в 1773 г. был возведён третий этаж основного объёма дома, на что ушло около 90 тыс. кирпичей. В нижнем этаже отделывалась парадная лестница и, вероятно, были сооружены пандусы. Вместо прежнего маленького дома в Андреевском был возведён настоящий трёхэтажный дворец, боковые флигели и парадный фасад которого образовали собой внутренний дворик-курдонер. В 1785 г. железную крышу на доме покрасили в белый цвет. По отзывам современников, дворец в Андреевском получил представительность дворцовой резиденции и напоминал замки влиятельных немецких принцев на Рейне.
Автор проекта этого нового, дошедшего до нас здания остаётся неизвестным. В письмах Александра Романовича упоминается имя будущего губернского архитектора Николая Петровича фон Берка, который руководил строительными работами в Андреевском, а также имя архитектора Дмитрия Кириллова.
По рапортам управляющих и описям имущества можно составить некоторое представление о внутреннем виде дворца. Парадные помещения были отделаны с подобающей пышностью. Материалом для отделки часто служил дуб, из которого, в частности, были сделаны панели на стенах. Впрочем, в среднем этаже были и «фальшивые» панели, с живописными изображениями ландшафтов. Для отделки стен применялись белые английские плитки, обивка штофом (цветной шёлковой или шерстяной тканью), а потолки штукатурили.
Собственно «графскими» были 2-й и 3-й этажи, называвшиеся соответственно «бельэтаж» и «верхний этаж». Возможно, андреевский дом был сходен с московским домом графа Александра Романовича, который располагался в Немецкой слободе. По крайней мере, названия комнат в обоих домах практически совпадали.
В андреевском доме было около трёх десятков проходных комнат, в том числе в анфиладе бельэтажа - приёмная, канцелярия, зала (она же -портретная), полукруглая гостиная, диванная, наугольная комната, столовая, буфетная, чайная, кабинеты, спальни, бильярдная, казначейская. В верхнем этаже располагались личные покои графа, то есть библиотека, спальня, камердинерская, гардеробная, столовая, каминная. (Для отопления здания служили украшенные изразцами голландские печи и камины). В доме была даже комната-аптека, где находились различные стеклянные и глиняные банки для лекарств, весы, ступа с пестом, термометры и т.п.
Во времена графа Александра Романовича одна из частей дома называлась «половиной княгини Дашковой», где та размещалась со своими слугами и спутниками во время посещения усадьбы, а другая - «половиной графа Александра Романовича».
Убранство комнат составляли великолепная мебель, многочисленные портреты, гравюры, бюсты императоров и знаменитых людей, часы, зеркала, вазы. [4]
Усадебные постройки.
Андреевское было любимой усадьбой А. Р. Воронцова, а в 1793- 1801 гг. она стала главным местом его проживания. Княгиня Е. Р. Дашкова по этому поводу писала своему младшему брату Семёну: «Брат твой живёт в Матрёнине, свободою своею предоволен и о том часто ко мне пишет»
Не удивительно, что строительство в имении шло с большим размахом и на территории усадьбы появилось много построек, к счастью, сохранившихся и до наших дней.
К востоку от главного дома располагается длинное двухэтажное здание служебного флигеля, построенного тоже в конце XVIII столетия. Продольная ось флигеля совпадает с главной аллеей парка в Андреевском. Во флигеле проживали управляющий, дворовые, а также многочисленные приживальцы при графе.
Далее за флигелем располагается здание конного двора, к которому вела мощёная булыжником дорога. Ещё два длинных одноэтажных здания («каретные сараи») располагались по бокам от фасада дворца и фланкировали собой парадный двор-цветник между главным домом и усадебной церковью. Оба эти строения видны на акварели 1849 г., но до настоящего времени сохранился лишь правый из них, в котором ныне размещено отделение связи.
Сразу за въездными воротами вдоль линии церковной ограды располагались две сторожки, одна из которых (ближняя к воротам) предназначалась для сторожей.
Разумеется, было и много подсобных строений: баня, кузница, хозяйственные сараи, ледники, подвалы. Среди последних выделялся так называемый «ренсковый» погреб для хранения вин. В ежегодно составлявшихся описях содержимого этого погреба в конце XVIII в. значились несколько бутылок старого французского вина 1660 г., а также такие вина как Рейнвейн, Херес (сладкий, жёлтый, белый), Шампанское, Шато-Лафит, Шато-Марго, Малага, Мальва-зир, Токайское, Фронтоньяк, Порту, Лакрим, Люнель и др.
Парк. Въездной аллеи в усадьбу не было. Подъезд к дому был сбоку и тогда он весь раскрывался на фоне расположенного перед дворцом цветника. Парк же располагался позади дворца и был скрыт им от первоначального взора. Однако, подъезжая к дому, путешественник видел справа от себя высокий искусственный холм - Парнас.
Как это стало случаться в конце XVIII в., парки перестали быть симметричны господскому дому. Андреевский парк-пример подобного рода. Его главная аллея, разделяющая регулярную и пейзажную части, совпадает не с осью дома, а со служебным флигелем.
Господский дом в Андреевском изначально был расположен возле самого берега живописной реки Пекши. Для предотвращения подмыва берега было прокопано новое русло. Так в усадьбе появился большой остров - продолжение будущего усадебного парка. Течение в старом русле, однако, поддерживалось и оно, не превращаясь в комариное болото, служило «изюминкой» пейзажного парка.
Главная аллея парка разделяла его на две части. Левая, обращённая к старому извилистому руслу Пекши, представляла собой пейзажный парк. Вниз к реке вели каменные лестницы, а внизу кроме самой реки располагались копанные пруды. Протоки между водоёмами перекрывались красивыми живописными мостиками, остатки которых ещё можно обнаружить.
В своей правой части парк был регулярным. Дальняя от дворца граница парков была обращена к старому еловому лесу, по которому можно было выйти к красивому обрыву на Пекше. По крайней мере, регулярный парк был окружён кирпичной стеной и обсажен по краю деревьями.
Андреевское лежит поблизости от устья левого притока Пекши речки Нергель, которая служила границей усадьбы с востока. Неподалёку от «Парнаса», сразу за дальней церковной сторожкой возле Нергели был выкопан пруд с островом, соединённый с рекой для обмена воды.
Своей планировкой парк в Андреевском был обязан княгине Е.Р.Дашковой. Некоторое представление об этом даёт её «репорт», приведённый ниже.
Театр в Андреевском. Как и в большинстве крупных дворянских усадеб, в Андреевском имелись свои особенности, свои «изюминки». Во время проживания здесь графа Александра Романовича таковыми «изюминками» являлись театр, портретная галерея, библиотека и оранжерея.
Андреевский театр возник почти одновременно с появлением в России первых частных театров. Этому процессу в значительной степени благоприятствовали ставшие обычными в середине XVIII в. поездки богатых русских дворян за границу. Некоторые из них по собственному желанию или по долгу службы жили в Европе годами, а потом, вернувшись домой, пересаживали европейскую культуру на русскую почву.
В 1780-1790-е гг. в Москве существовало около полусотни крепостных театров. Наиболее знаменитыми среди них были театры С. С. Апраксина и князя Белосельского- Белозерского на Знаменке, Г. И. Бибикова на Пречистенке, И. Я. Блудова на Поварской. Граф Роман Ларионович Воронцов сдавал свой дом на Знаменке под театр Локателли.
Первоначально русский крепостной театр был всего лишь средством домашнего развлечения. В этих узких рамках он существовал и в Андреевском.
Своему появлению в Андреевском театр А. Р. Воронцова обязан другому владению графа-селу Большие Алабухи Тамбовской губернии. Проживая в Алабухах, Воронцов ещё в 1781 г. серьёзно занимался устройством там сельского театра. Алабухинский театр был устроен специально для спектаклей, но, к сожалению, никаких сведений о нём почти не сохранилось. Поселившись в 1793 г. в Андреевском, граф Воронцов переводит туда театр из Б. Алабухов. У театра начинается вторая, гораздо лучше известная жизнь. Для него было построено специальное помещение.
Спектакли в Андреевском проходили весьма регулярно, а репертуар расширялся от года к году. Возможно, что артистами Андреевского театра были и дворовые люди, и крестьяне графа, и что спектакли могли посещать соседние помещики. Регулярность постановок, прекрасная организация внутреннего распорядка (из числа актёров назначался директор театра, были суфлёры и дублёры) приближали театр графа Воронцова к уровню профессионального театра.
Известно, что за всё время существования на сцене Андреевского театра было сыграно 71 комедия и 21 комическая опера и одна трагедия. Во многом благодаря их перечню и можно сейчас судить о репертуаре подобных театров того времени.
С 1794 г. на андреевской сцене игрались оперы «Бочар» (композитор Фомин), «Севильский цирюльник» Д. Панзиелло, комедии - «Бедность и благородство души» А. Ф. Коцебу (3 действия), «Бобыль» П. А. Плавильщикова (5 действий), «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина (5 действий), одноактные «Влюблённый слепец» и «Выдуманный клад» И. Соколова, «Вот каково иметь корзину и белье» императрицы Екатерины, трагедия «Дмитрий Самозванец» А. Сумарокова и др.
Основное место в постановках театра занимали произведения отечественной драматургии. В числе авторов произведений значились А. П. Сумароков, И. А. Крылов, Я. Б. Княжнин, М. И. Веревкин.
Труппа театра состояла из 10 актрис и 30 актёров. Капельмейстером театра был назначен Пётр Яблочкин, служивший ещё отцу Александра Романовича. Исключительно мужской оркестр состоял из 38 музыкантов и 16 учеников- музыкантов. Двенадцать женских голосов составляли хор. Актёры театра проходили специальное обучение и получали жалование и наградные. Граф запретил подвергать актёров телесным наказаниям, как бы они не провинились.
Обилие и регулярность спектаклей указывают на то, театр находился под постоянным наблюдением профессионального руководителя. Очень вероятно, что таковым был живший вместе с графом в Андреевском поэт Ф. Г. Лафермьер. Из его писем следует, что, как правило, спектакли ставили один раз в неделю. Однако, когда в Андреевском гостила княгиня Е. Р. Дашкова, для неё устаивали по две постановки, а иногда и ежедневные спектакли.
Как писал Лафермьер графу Семёну Романовичу, «чтобы доставить ей отдых от дневных забот, все вечера играли спектакли. Она довольно снисходительно соглашалась на это развлечение... Это были комические оперы... Но поскольку мы имели несколько актёров действительно очень хороших, казалось, что княгиня была довольно удовлетворена. Вы, вероятно, были бы удивлены, мой дорогой граф, увидев Вашего брата, которого никогда не считали большим любителем музыки, с оркестром и оперой собственного сочинения. Хорошо, что это его забавляет и что он находит в этом удовольствие».
Следующей осенью (15 ноября) события повторились: «...Мы находимся здесь с княгиней Дашковой в ожидании благоприятного времени для отъезда в Москву, что произойдёт с установлением санного пути, но не ранее дня Св. Екатерины (24 ноября ст. ст.-В.А.), который княгиня хочет провести здесь. Нужно надеяться, что к тому времени установится хорошая дорога. В ожидании играют в пикет (карточная игра-В. А.) и ставят спектакли дважды в неделю. Княгиня выглядит очень довольной и в основном очень хорошо приспособившейся к нашему образу жизни, так что мы совершенно не стесняем друг друга».
Театр графа А. Р. Воронцова занял особое место в истории крепостного театра в России. Вполне вероятно, что свой домашний театр в Троицком княгиня Дашкова устроила по примеру андреевского театра. [4]
Портретная зала.
«Изюминкой» Андреевского была и его портретная зала. Собиранием картин Александр Романович увлёкся ещё при своей первой поездке по Европе в 1759- 1760 гг. Известно, что в то время он приобрёл в Италии восемь картин, в том числе работу «из школы Рафаэля», а также много рисунков «лучших зданий и статуй Италии». Позднее, уже живя в Петербурге, граф продолжал пополнять свою коллекцию живописи.
Большинство портретов, составлявших Андреевскую портретную галерею, было собрано в особом помещении, но часть из полотен размещались в покоях господского дома: в кабинете Александра Романовича, на половине княгини Е.Р.Дашковой, в комнате Ф. Лафермьера, в гостиной и т.д.
Всего в Андреевском находилось около 400 портретов, изображавших преимущественно лиц XVIII столетия: Воронцовых, их родственников и друзей, российских императоров, государственных деятелей, римских кардиналов и др. Как правило, это были копии работы крепостных мастеров, возможно сделанные ещё при службе графа Александра Романовича в Санкт-Петербурге.
Впрочем, часть холстов имела несомненную художественную ценность. К таковым относились фамильные портреты Воронцовых, написанные Д. Г. Левицким-графа А. Р. Воронцова, графа С. Р. Воронцова, графини Елиз. Р. Воронцовой, других Воронцовых. Существовали также портрет Романа Ларионовича, выполненный художником Канатчиковым и портрет кисти А. Антропова или его школы - Елизаветы Воронцовой.
Многие из портретов Андреевского ныне пребывают в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника или выставлены в экспозиции того же музея во Владимире.
Некоторые исследователи называют имена крепостных художников, трудившихся над созданием портретной галереи в Андреевском. Так, Е.И. Осетров упоминает об Иване Бабарине, Фёдоре Страхове и ученике Фёдоре Ефимове. [4]
Библиотека.
Поселившись в Андреевском, граф Александр Романович перевёз в усадьбу не только своё петербургское собрание портретов, но и свои многочисленные книги.
Влюблённый в чтение с юношеских лет граф Воронцов собирал книги в течение всей жизни. Ещё в семнадцать лет, обучаясь во Франции, Александр Романович покупал и отсылал в Россию всё новые и полезные книги. Тогда же, вероятно, у него возникло и преклонение перед собраниями книг. В одном из писем Александр Воронцов писал: «Вчерашнего дня был я в библиотеке королевской... Не столько было мне приятно видеть толикое число книг, как способы, кои здешний город даёт для инструкции партикулярным людям: дважды в неделю все имеют дозволение в ету библиотеку итти, брать тут книги, перья и бумагу, которое все даром дают... одним словом сказать, всякому даётся случай быть просвещённым... Доживём ли мы до того...».
Известен каталог книг библиотеки Александра Романовича, составленный ещё в 1766 г. Преимущественно, это были французские, и в меньшей степени немецкие и английские издания. Ценной часть этого собрания были 25 французских книг, посвящённых описанию России. Кроме того, в библиотеке были и «запрещённые» в России издания, например, «Записки по истории Петра III» А.Гудара, «Русские анекдоты, или письма немецкого офицера к ливонскому дворянину, писанные из Петербурга в 1762 г.» Хр. Фр.Швана. Описывающие события переворота 1762 г., эти книги, естественно, вызывали крайнее раздражение императрицы. Известно, что она приказала канцлеру М.Л.Воронцову конфисковать эти «эдиции» и требовать наказания автора.
Ещё один каталог библиотеки Александра Романовича был составлен в 1790-е годы, возможно в связи с перевозом книг в Андреевское. «Россика» представлена в этом каталоге уже 30-ю сочинениями, том числе «Российской историей» Левека.
Для библиотеки и архива в Андреевском было отведено особое крыло здание. Предположительно, здесь хранилось несколько тысяч книг, рукописей и писем. [4]
Оранжерея.
Великолепная оранжерея («парники») графа А. Р. Воронцова в Андреевском была хорошо известна как его друзьям, так и во Владимире и в Москве, куда отправлялись излишки овощей и фруктов, в том числе и ананасы. О том, насколько превосходными были андреевские оранжереи можно судить по рапорту, направленному Александру Романовичу его управляющим. Последний сообщал, что по объявлению, данному в Москве, в Яблочном ряду, в Андреевское приезжали торгаши и один из них, купец М. Лоншаков закупил 250 ананасов на сумму в 500 рублей. «Теперь, - писал управляющий, -за продажею осталось на лицо... 250 штук, коих и довольно будет на прибытие Вашего Сиятельства в Москву».
Плодовые деревья оранжерей (лимоны, померанцы, груши и пр.) на зиму заносились в дома, а весной в тех же кадках переставлялись в оранжереи.
У Александра Романовича могло быть множество причин иметь собственную оранжерею. И в России и за границей он встречал великолепные сады плодовых деревьев и, конечно, не мог не восхищаться ими. Так, ещё в 1759 г., проезжая по Италии, он писал: «Естли Рай где-нибудь назначен быть, то уповательно, что тут, ибо более, нежели 200 вёрст земли ничего иного не видишь, как аллеи апельсинных и ситронных деревьев, гренады (гранаты) и деревья, из коих листов червей для делания шолку кормят (шелковицы)... Инак нельзя думать, видав ето место, чтоб не оно обещано было праведникам в Святом Писание... Какая земля Италия, - все вояжи ничто, когда оную не видел».
26 февраля 1800 г. друг Воронцова граф П. В. Завадовский писал в Андреевское: «...Имею несколько дерев (лимонов В.А.) и в мой теперешний приезд впервое вкусил от плодов оных. Ты мне обещал из своей оранжереи росадник; но ежели отводки так малы, что лет семь или десять ожидать должно плодородия, то удовольствия в том хватит за мой век, о чём я не пекуся; а ежели в год или два, или же и носят уже первые плоды, таковыми весьма одолжишь меня по лету, а подводы и путевую издержку провожающему я заплачу. Буде довольно изобилуешь французскими грушами хорошего вкусу, ... подари мне деревца два».
В мае того же года Завадовский извещал Александра Романовича, что он чувствительно благодарен за подарок лимонных деревьев. [4]
Андреевское и княгиня Е. Р. Дашкова.
Урождённая Воронцова, будущий президент Российской Академии, княгиня Дашкова хорошо знала своё родовое имение, много раз бывала в нём и приложила немало труда для его благоустройства. Переписка с братом Александром Романовичем и собственные воспоминания по поводу Андреевского не только раскрывают историю этой дворянской усадьбы, но и проливают свет на их личную жизнь.
После своего любимого Троицкого имение брата - Андреевское было для княгини Е. Р. Дашковой самым близким уголком. Особенно дорого оно стало с 1793 г., когда там постоянно поселился граф Александр Романович.
Судя по переписке Е. Р. Дашковой и А. Р. Воронцова, между Андреевским и Троицким шёл постоянный обмен различными домашними вещами, продуктами питания, растениями для парков и садов и т.п. Так, в одном недатированном письме к брату Е. Р. Дашкова благодарила его за какую-то мебель, сделанную в Андреевском, а в письме от 12 мая 1797 г. писала, что весьма обязана брату за апельсины, горькие капли и газеты.
Особенный интерес представляют факты пересылки культурных и декоративных растений для парков и оранжерей. Известно, например, что в феврале 1800 г. из Троицкого в Андреевское с оказией были посланы семена горчицы, предназначенные для посадки, а ранней весной 1801 г. княгиня сообщала из Троицкого, что полученные «ваши кусты будут пересажены в кадку» и что она просит прислать ей «несколько хохолков или растений ананасов, поскольку у неё их почти не осталось».
С такой же просьбою Екатерина Романовна обращалась к брату и в апреле 1805 г.: «...Кстати о Матрёнине, не прикажешь ли послать мне несколько ананасов; мои все погибли».
В летнее время общение между Александром Романовичем и его сестрой становилось исключительно эпистолярным, а поездки в гости друг к другу, к обоюдному сожалению, очень редки. В ноябре 1801 г., незадолго до своего тезоименитства княгиня писала в Андреевское: «За дружеское твоё письмо всем сердцем тебя, любезный брат, благодарю и конечно сама с твоим мнением согласна, что мне приятнее б было 24 число (день памяти Св. Великомученицы Екатерины В.А.) проводить с тобою в Андреевском. Хотя уважение, которое к тебе имеют и польза, которую ты можешь принять Отечеству, неоценены, но я боюсь, что здоровье и силы телесныя твои несоразмерны трудам...».
Особенное расположение Екатерина Романовна оказывала Андреевскому парку. В 1795 г. граф Воронцов и княгиня Дашкова обменялись визитами и побывали в имениях друг у друга: «Спустя год брат приехал ко мне в Троицкое; он был восхищён моим садом, всевозможными посадками и постройками, которые я там произвела. Когда осенью я приехала в его деревню («а sa campagne»), он дал мне полную власть изменять планировку его сада, продолжать посадки и разбивку дорожек, которые я наметила во время своего шестидневного пребывания там в прошлом году».
Занимаясь благоустройством своего Троицкого, Екатерина Романовна опередила брата в отношении создания надлежащего усадебного парка или, как тогда говорили, «сада». Судя по имеющимся сведениям, её сад в Троицком являлся весьма замечательным, с романтическим оттенком провинциальным парком. Он был создан стараниями княгини, требовал большого ухода, но и содержался в прекрасном состоянии.
В 1799 г. княгиня пробыла в Андреевском уже шесть недель: «Следующим летом я поехала в своё белорусское поместье Круглое, где провела несколько недель... По возвращении оттуда я прожила шесть недель у брата; сажала деревья и кусты, а некоторые выкапывала, так как они были расположены безвкусно, неровными рядами, и мне удалось сделать его сад более приятным. Мы с братом несколько часов в день проводили наедине, и разговор всегда вращался вокруг того, что нас глубоко волновало. Мы говорили о несчастиях, постигших наше отечество и почти каждого из его подданных, так как если сам человек не был жертвой тиранического деспотизма Павла I, то ею оказался кто-нибудь из близких, друг или родственник, которого он оплакивал».
Последнее, документально подтверждённое пребывание княгини Дашковой в Андреевском произошло зимой 1800-1801 гг. Видимо, по каким-то своим соображениям, Александр Романович в этот год не уехал на зиму в Москву и встречал начало нового века в тишине своей вотчины. Накануне Нового года к нему в Андреевское приехала Е. Р. Дашкова. Возможно, оба они чувствовали себя людьми ушедшего, прошлого столетия и не желали, оставаясь в столице, предаваться веселью вместе с молодыми поколениями. Этот, очевидно, тихий праздник запомнился княгине одним эпизодом: «Не знаю, каким образом вселилась в мою голову мысль, что конец всему этому положит 1801 год, что Павла не станет. Я рассказала о своём предчувствии брату. Он спросил, откуда оно взялось, на чём основана подобная надежда? Ничего удовлетворительного ответить ему я не могла, но мысль эта, как гвоздь, засела в моём мозгу.
Наконец, настал январь 1801 года, и брат, вспоминая моё пророчество, сказал:
-Ну, вот год и начался!
- Это верно, но ещё только январь, - возразила я, и моё предсказание исполнится меньше чем через три месяца.
В самом деле, провидению было угодно, чтобы 12 марта жизнь Павла оборвалась... По возвращении в Москву брат рассказал кое-кому о моём пророчестве, и мне стали докучать вопросами по этому поводу. Я же и сама не могла объяснить, каким образом возникло это предчувствие».
Как правило, вследствие плохих летних дорог выезд в Андреевское из Москвы совершался самой ранней весной по последнему санному пути, то есть ещё в марте. Обратный путь происходил тоже по снегу: в зависимости от года граф покидал Андреевское то в начале ноября, то почти в конце декабря. [1]
Село Андреевское в XIX веке
В1801 г. после заговора и убийства императора Павла I на российский престол взошёл Александр I. Граф Александр Романович Воронцов был вновь приглашён на государственную службу. По воспоминаниям Адама Чарторижского, граф «снова появился в Петербурге, окружённый той же славой, какой пользовался при Екатерине и которая ещё увеличилась, благодаря его разумному поведению и продолжительному отстранению от дел».
Действительно, молодой император в день своей коронации утвердил Александра Романовича в чине действительного тайного советника 1-го класса. 2 мая 1801 г. граф был пожалован в кавалеры высшего российского ордена Св. апостола Андрея Первозванного, а 8 сентября 1802 г. - в канцлеры. Тогда же ему было доверено возглавить только что образованное министерство иностранных дел. Таким образом, граф А. Р. Воронцов стал первым в истории России министром Министерства иностранных дел.
Между тем старая болезнь канцлера (он страдал геморроем) стала всё чаще напоминать о себе. Дело дошло до того, что французского генерал Гедувиля министр А. Р. Воронцов принимал, лёжа в постели. В конце концов Александр Романович был вынужден написать прошение об отпуске, заявив, что здоровье его требует временного отдыха. Он намеревался удалиться от дел лишь временно, но Александр приготовлял все к окончательному уходу графа Воронцова.
В январе 1804 г. граф получил отпуск «на сколько ему угодно» и уехал в свою владимирскую усадьбу Андреевское. Оставаясь номинально министром, он оставил своим заместителем князя А. Чарторижского, и это мнение Воронцова совпало с желанием императора. По словам князя «канцлер обещал часто писать мне и наставлять своими советами. Действительно, он завёл со мной обширную переписку, которая меня очень тронула, как доказательство его дружбы ко мне». По распоряжению императора к Воронцову, дабы окончательно не отлучать министра от дел, были приставлены помощники: архивариус, переводчик, ездовой.
А. Р. Воронцов уезжал из Петербурга с уверенностью, что возвратится, но не прошло и года, как состояние его здоровья заставило его изменить своё намерение. Силы так быстро покидали уже немолодого человека, что он почти перестал выезжать куда-либо и лишь дважды в году проделывал путь из Москвы в своё любимое Андреевское, где по-прежнему проводил большую часть года.
Развитию заболевания графа Александра Романовича, несомненно, способствовал малоподвижный образ жизни, большая занятость умственным трудом и многие часы, проводимые за бумагами.
Александр Романович заканчивал жизнь в одиночестве. Брат С. Р. Воронцов после 1802 г. не был в России и продолжал пребывать её послом в Англии. Две старшие сестры графа Александра - Мария и Елизавета к тому времени скончались, а любимая Екатерина (княгиня Е. Р. Дашкова) пребывала в своём Троицком под Серпуховым. Последний раз они виделись зимой 1805 г. в Москве. В конце октября Александр Романович намеревался возвращаться на зиму в Москву, однако, неожиданно началась сильная слабость. Опасаясь расстроить близких, граф писал всем в своих письмах, что вот-вот прибудет в Москву и просил не приезжать к нему в усадьбу. Граф Александр Романович Воронцов скончался в своём доме в Андреевском 3 декабря 1805 г. поутру в 11 часов. Его похороны состоялись в среду 6 декабря и совершались согласно духовному завещанию графа, в котором говорилось: «1) Похороны сделать без всякой церемонии, не звать ни архиерея и никого из духовных. Сей обряд могут выполнить здешние три священника с причетом... 2) Тело моё положить в Андреевской церкви...»
Рядом с храмом тогда уже стояло великолепное надгробие над могилой Ф. Ляфермьера, друга графа А. Р. Воронцова, скончавшегося в Андреевском в 1796 г. Как доказано Н. Я. Серебряковой (неопубликованные сведения по материалам РГАДА), автором проекта надгробия был известный архитектор Н. А. Львов.
Новая страница в истории усадьбы началась в 1812 г. и была связана с племянником Александра Романовича графом Михаилом Семёновичем Воронцовым, к тому времени генерал-майором.
В Отечественной войне 1812 года 2-я сводная гренадерская дивизия М. С. Воронцова отважно сражалась под Дашковым и Смоленском, а накануне Бородинского сражения на Шевардинском редуте.
В день Бородинского сражения, 26 августа 1812 г., гренадеры М. С. Воронцова стояли в глубине Багратионовых флешей и вступили в бой только при третьей атаке французов. Дивизия Воронцова сражалась мужественно и почти вся полегла на поле боя. Михаил Семёнович очень скромно вспоминал об этих событиях: «Что касается личных воспоминаний о Бородинском сражении, у меня нет никакого письменного документа, а длинный промежуток времени, отделяющий нас от этой эпохи, заставляет меня опасаться войти в подробности, которые могли перемешаться в моей памяти. Я был ранен в этом сражении, дивизия, которою я командовал, совершенно уничтожена, и я даже не представил вовсе донесения о принятом нами в нём участии.
В день главного сражения на меня была возложена оборона редутов первой линии на левом фланге, и мы должны были выдержать первую и жестокую атаку 5-6 французских дивизий, которые одновременно были брошены против этого пункта; более 200 орудий действовали против нас. Сопротивление не могло быть продолжительным, но оно кончилось, так сказать, с окончанием существования моей дивизии. Находясь лично в центре и видя, что один из редутов на моём левом фланге потерян, я взял батальон 2-й гренадерской дивизии и повёл его в штыки, чтобы вернуть редут обратно. Там я был ранен, а этот батальон почти уничтожен. Было почти 8 часов утра, и мне выпала судьба быть первым в длинном списке генералов, выбывших из строя в этот ужасный день.. Два редута были потеряны и снова отняты обратно. Час спустя дивизия не существовала...
Мне перевязали рану прямо на поле, извлекли пулю и первые три или четыре версты меня везли в небольшой крестьянской телеге, одно из колёс которой было сбито пушенным ядром; и мы умудрились ехать на оставшихся трёх..»
Подвиг графа Воронцова не окончился самой битвой. Привезённый в Москву Михаил Семёнович застал возле своего дома (бывшего дома графа Александра Романовича в Немецкой слободе) около сотни подвод, присланных из Андреевского, чтобы увезти туда семейные реликвии и прочие ценности. Движимый любовью к своим соратникам граф приказал разгрузить большинство телег и отправить на них в Андреевское как раненых своей дивизии, так и всех раненых, находящихся в соседних домах.
Он приказал, чтобы все вещи, в доме его находившиеся, были там оставлены на жертву неприятелю; подводы же сии приказал употребить на перевозку раненых воинов в село Андреевское. Адъютантам было приказано также, чтобы предлагали всем раненым, коих найдут на Владимирской дороге, отправиться также в село Андреевское, превратившееся в госпиталь, в коем впоследствии находилось до 50 раненых генералов, штаб и обер-офицеров и более 300 человек рядовых.
Среди лечившихся в Андреевском были начальник штаба армии князя П. И. Багратиона генерал-майор Э. К. Сен-При, полковники Гудович и Делагард, генерал Кретов, подполковник Богдановский и многие другие. Офицеры были размещены в андреевском господском доме и пользовались услугами графской прислуги. Раненых солдат распределили по окрестным деревням, но продовольствие и лечение они получали за счёт М. С. Воронцова. В Андреевском пребывали два доктора и известный хирург Гильдебрант. Это человеколюбивое и столь внезапно устроившееся в Андреевском заведение стоило графу ежедневно до 800 рублей. Издержки начались с 10 сентября и продолжались около четырёх месяцев.
Военный и гражданский подвиги графа Воронцова были хорошо известны по всей стране. Поступок графа в отношении раненых был описан Л. Н. Толстым в его романе «Война и мир» в сцене отъезда семейства Ростовых из Москвы.
Начав ходить с помощью трости, Михаил Семёнович вновь уехал в действующую армию, которую нагнал лишь на границе России. Он прошёл с ней до Парижа, командуя различными воинскими соединениями, в том числе 12-й дивизией в составе авангардного корпуса генерала-лейтенанта Ермолова. Путь по Европе был отмечен новыми подвигами графа М.С. Воронцова. [2]
Село Андреевское в XX веке
К сожалению, послеревалюционное время уничтожило внутреннее убранство Андреевского и весь его усадебный быт. Вскоре после революции 1917 г. были разорены могилы А. Р. Воронцова и Ф.-Г. Лафермьера. Мраморный саркофаг над могилой Ф. Лафермьера, надгробная плита и Распятие над могилой графа А. Р. Воронцова бесследно исчезли.
Пострадал и сам Андреевский храм. В нём расположили клуб, показывали кинофильмы, а когда здание обветшало и лишилось колокольни, пробили стены и устроили гараж для машин санатория, разместившегося в усадьбе. В таком виде храм и дошёл до начала 1990-х гг. Восстановление здания было проведено по сохранившимся в архиве Воронцовых чертежам и полностью воссоздало древний облик храма (автор проекта реставрации владимирский архитектор А. Н. Трофимов).
Во время Великой Отечественной войны в Андреевском располагался госпиталь № 4063 для офицеров Советской Армии. Многие из скончавшихся здесь от ран воинов были похоронены на соседнем кладбище в селе Матрёнино. В последующие годы Андреевское использовалось в качестве туберкулёзного санатория. Последним арендатором господского дома и соседнего флигеля является детский санаторий «Болдино».
Здание пережило несколько ремонтов и его внутренняя планировка сильно искажена. Отсутствуют парадный вход во внутреннем дворике и крыльцо, выходившее со второго этажа дома в парк. На втором этаже левого крыла здания устроена веранда. Наиболее сохранившимися представляются помещения первого этажа с их сводчатыми потолками.
Уже десятилетия архитектурные памятники усадьбы пребывают без надлежащего надзора со стороны ответственных за её сохранность структур и подвергаются разрушению. В крайне запущенном состоянии находится и усадебный парк. Из всех его аллей осталась лишь главная, но и она уже лишена старых деревьев. Между тем, главный дом, храм и парк признаны памятниками архитектуры федерального значения.
И всё же Андреевское продолжает оставаться одним из редких памятников усадебной культуры, сохранившим общую планировку и большинство построек с XVIII в. и связанным с многими поколениями Воронцовых-рода, давшего России плеяду крупнейших государственных деятелей, знаковых фигур своего времени. [2]
Село Андреевское в XXI веке
28 января 2001 г. состоялось архиерейское освящение Свято-Андреевского храма в селе Андреевском Петушинского района. Освящение престола совершал архиепископ Владимирский и Суздальский Высокопреосвященный Евлогий в сослужении настоятеля храма иерея Валерия Шершакова и священников Владимирской епархии.
Стараниями настоятеля и прихожан в храме наведён надлежащий порядок, однако предстоит ещё восстановить колокольню и провести наружный ремонт здания.
В 2002 г. в связи с празднованием 200-летия образования Министерства иностранных дел в Андреевском храме была установлена копия надгробной плиты графа А. Р. Воронцова, воссозданной по архивным документам Петушинским отделением ВООПИК. Кроме того, по старой фотографии на средства МИД РФ были изготовлены и установлены Распятие, металлическая оградка и панно с изображением Иерусалима, которые дополняли прежнее захоронение графа.
8 сентября 2002 г. в память о графе А. Р. Воронцове состоялось архиерейское богослужение в Андреевском храме, на котором присутствовала делегация МИД России во главе с его министром И. В. Ивановым.
С 1990 г. в Андреевском не раз бывали потомки рода- А.И. Воронцов-Дашков-старший, А. И. Воронцов-Дашков- младший, М. Н. Апраксина, Е. В. Апраксина. [2]
Список литературы
1. Алексеев В.Н. Княгиня Е.Р.Дашкова и родовая усадьба Воронцовых Андреевское // Россия и мир - вчера, сегодня, завтра. Вып. II. М„ 1997. С. 20-28.
2. Алексеев В.Н. Франсуа Лафермьер и семейство Воронцовых // Воронцовы-два века в истории России. Труды Воронцовского общества. Вып. 3. Петушки, 1998. С. 4-20.
3. Алексеев В. Н. Графы Воронцовы и Воронцовы-Дашковы в истории России. М. Центрполиграф. 2002. 477 с.
4. Пряшникова М. П. Музыкальный театр А. Р. Воронцова в Андреевском // Труды Воронцовского общества. Вып. 9. Петушки. 2004. С. 88-104.