ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ АВТОМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ № 20
Шифр 030912 Допущена к защите
Специальность _____________________
Право и организация ______________________
социального обеспечения «__» ____________2016
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА:
СУЩНОСТЬ, ЭТАПЫ, ПРОЦЕДУРЫ
Студентка : Гончаров Дмитрий Леонидович Группа: 4ПСО7
Работа выполнена «__»______2016 г. Подпись студента: _______
Дата защиты «__»__________2016 г. Оценка: ________________
Руководитель курсовой работы: ___________ Н.В. Прокудина
Подпись ФИО
СОГЛАСОВАНО
Протокол ПЦК № ___ от _______2016 г.
Председатель ПЦК специальности Право и организация социального обеспечения
_____________________ Л.П. Маньковская
Москва 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ…………………….
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ КАК МЕТОДА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ………….
1.1. Сущность социальной диагностики……………..
1.2. Методы, принципы и этапы социальной диагностики……….
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ…..
2.1. Критерии социальной диагностики………………………………
2.2. Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….
ВСТУПЛЕНИЕ
Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.
Представление о патологиях состояния общества или индивидов и групп в этом обществе как о социальных болезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы. Это объясняет тот факт, что значительная часть терминологии социальной работы как отрасли знания и практической деятельности сходна с медицинской терминологией, так же как терминология, определяющая содержание и организационное оформление некоторых «сквозных» для всех видов социальной работы технологий: социальная диагностика, социальная терапия, профилактика и т.д. Как представляется, это объясняется не только удобством использования хорошо разработанного понятийного аппарата, но и сходством этих двух областей деятельности.
Социальная диагностика - это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
Целью курсовой работы является изучение применения социальной диагностики.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
Задачи:
Ø - Изучение социальной диагностики как социальная технология.
Ø - Определение задачи социальной диагностики
Ø - Изучение постановки социального диагноза
Ø - Анализ принципов социальной диагностики
Ø - Установка этапов социальной диагностики
Ø - Изучение методы социальной диагностики.
Методы исследования: Для достижения цели исследования использовались общенаучные методы: анализ (проанализирована действующая нормативно - правовая база), частные научные правовые методы: историко-правовой (основной и наиболее важный метод в изучении работы, так же использования этих знаний при изучении особенностей социального обеспечения, так как знания социальных норм исторических документов позволяет более глубоко проникнутся проблемами социальной защиты и обеспечения, и найти наиболее оптимальный выход из сложившихся положений), формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию терминов, толковать содержание правовых предписаний).
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в проведение социальной диагностики.
Предметом исследования выступают правовые аспекты, использование нормативно-правовой базы, регулирующие сущность и характеристику социальной диагностики.
Курсовая работа состоит из вступления, в котором обоснован выбор темы, раскрывается актуальность исследования, сформулированы цель и задачи, объект и предмет курсовой работы. Основная часть, состоит из двух глав: 1 глава посвящена изучению сущности социальной диагностики,а так же изучение методов, принципов и этапов социальной диагностики; во 2ой главе рассматриваются порядок проведения социальной диагностики, а так же критерии социальной диагностики и социальной диагностики индивидуальных технологий клиентов. В заключение содержатся выводы, подводятся итоги исследования, рассмотрены плюсы и минусы данного исследования. В курсовой работе содержится список использованных источников, который состоит из перечня нормативно-правовых актов, научно-методической литературы и интернет - ресурсов, приложение, в котором предоставлена сравнительная таблица .
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ КАК МЕТОДА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1.Сущность социальной диагностики
Термин «диагноз» (греч. diagnostikos –
способный распознавать) пришел в социальную работу из медицины, где необходимо
правильное распознание болезни для выбора оптимальных методов лечения. Социальная
диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью
выявления проблем их функционирования. При осуществлении социальной диагностики
учитываются не только биологические, но и социальные (условия жизни и т.п.)
причины проблем клиентов.
Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена для
социального работника следующими обстоятельствами. Во-первых, субъект, будь то
отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет четкие и адекватные
представления о причинах возникших у него проблем. Во-вторых, часто внешнее
выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с ее
внутренним, сущностным содержанием. Процесс социальной диагностики направлен
как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины проблем, выявить их
сущность. В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность
не только установить проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного
функционирования субъекта, но и выстроить их иерархию по степени значимости для
клиента, прогнозировать их развитие.
При осуществлении социальной диагностики социальному работнику следует
опираться на следующие принципы: принцип конфиденциальности – неразглашение
результатов социального диагноза; принцип научной обоснованности – результаты
диагностики должны быть достоверными и надежными; принцип ненанесения ущерба –
данные исследования не должны использоваться во вред человеку, который
подвергся диагностике; принцип объективности – исключение влияния субъективных
установок специалиста на результаты диагностики; принцип системного подхода –
всестороннее исследование проблем, стоящих перед клиентом, а также сочетание
различных методических приемов при диагностике каждой из проблем; принцип
причинной обусловленности – все явления и процессы действительности находятся
во взаимосвязи и взаимодействии, поэтому в процессе исследования необходимо не
только установить проблемы клиента, но и выявить причины, обусловившие их
возникновение; принцип позиционности – анализ конкретной социальной проблемы
или комплекса проблем с позиции различных субъектов, имеющих к ней отношение; принцип
эффективности – рекомендации, предлагаемые клиенту по итогам диагностики, не
должны быть для него бесполезными и не должны приводить к нежелательным и
непредсказуемым последствиям
Являясь технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя
определенные этапы. Содержание этих этапов может быть различным, в зависимости
от уровня осуществления социальной работы: непосредственная работа с клиентом,
работа с группой или управленческий уровень.
В технологиях социальной диагностики при работе с клиентом выделяются следующие этапы: появление социальной проблемы; сбор и анализ данных о социальной ситуации и постановка социального диагноза. Модель осуществления диагностики может включать и такие этапы: предварительное ознакомление с объектом; проведение общей диагностики; проведение специальной диагностики; построение выводов. Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз.
Задачи социальной диагностики
Социальная диагностика решает следующие задачи:
Ø — выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;
Ø — определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
Ø — описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;
Ø — ранжирование специфических свойств клиента.
1.2.Методы, принципы и этапы социальной диагностики
Принципы социальной диагностики
Социальная диагностика— весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства,поскольку затрагивает судьбы людей,различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований— принципов диагностики.
1.Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.
2.Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными)и надежными.
3.Принцип не нанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.
4.Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.
5.Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него будут бесполезны.
6.Принцип причинности. Обусловлен универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
7.Принцип комплексного подхода. В изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
8.Принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий,единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.
9.Принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья.
10.Принцип клиентоцентризма, то есть рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента(разумеется,если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность.
Этапы социальной диагностики
Любой технологический процесс в социальной диагностике имеет сходную структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом его всегда является жалоба клиента или его близких,соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога,т.е. появление социальной проблемы.
Если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то, как правило, совсем не просто определить ее сущность, причину и пути выхода из нее. Далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинство из них приучены к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей.Поэтому следующий этап диагностического процесса — сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов:историко-генетические и структурно-функциональные.
Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни клиента.
Структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях,соединяющих различные его элементы, его функциональности или дисфункциональности,т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет. Даже проводя социальную диагностику личности, необходимо изучить ее социальную сеть, функционирование в социальном окружении,наконец, внутреннее состояние,структуру самой личности,гармоничность или дисгармоничность ее внутренних элементов,согласование или рассогласование социальных ролей и т.д.
Методы социальной диагностики.
Кроме описанных методов диагностирования личности следует выделить следующие.
Наблюдение— метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разновидности наблюдения.
Слово не единственный показатель,по которому можно оценить мысли и намерения,проблемы собеседника.Важно улавливать и мимику, жесты,позу, усиление голоса, выражение лица, глаз, улыбку.Подобные реакции обычно непроизвольны,и опытный человек может по ним судить о чувствах и даже мыслях и намерениях собеседника.Отсутствие реакции собеседника обычно говорит о том, что он или не понял или не согласен со сказанным.Пауза в речи может означать обдумывание ее продолжения,и в такой ситуации не следует тут же перебивать собеседника.
Беседа в социальной диагностике— метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.
Пожалуй,основное требование,которому должен соответствовать социальный работник-диагност,— это умение располагать к себе людей,вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.
Ведение беседы требует определенных знаний и навыков.Причем, имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике.Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии,логике, риторике,этике и т.д.
Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы:
Ø — умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы;
Ø — создание атмосферы взаимного уважения и доверия;
Ø — искусное использование методов убеждения и внушения.
Анкетирование— метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.
Вопросник(опросник-личностный)— совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений,с содержанием которых испытуемый может либо согласиться,либо не согласиться(да, нет, не знаю).
Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования.Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов,имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Социометрия— это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.
Мониторинг— это организация постоянного отслеживания информации,включенное наблюдение,оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.
Методы тестирования. Особенно широко распространены.Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков:индивидуальные и групповые(коллективные),вербальные и невербальные; количественные и качественные,общие и специальные и др.
Тесты являются специализированными методами диагностического обследования,с помощью которых,можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов,они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.Существуют варианты теста:тест-опросник и тест-задание.
Тест-опросник— тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.
Тест-задание— оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития,или отсутствии у него изучаемого качества.
Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения,различающимся по возрасту,культуре, профессии,жизненному опыту и т.д. Их недостатком является то,что испытуемый может сознательно влиять на результаты,зная механизм теста.
В этих случаях применяется тест-проектирование.Создается определенный тип проекции,согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки,человек склонен приписывать другим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уровня как от испытуемого,так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста.
Биографический метод — способ исследования,диагностики,коррекции и проектирования жизненного пути личности.Этот метод,основанный на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми,направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности,на переструктурирование пространственно-временной организации и деловой, семейной,духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.
ИТОГИ 1 ГЛАВЫ
Социальная диагностика- это методологический инструмент,который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе.Она играет важную роль в формировании и развитии технологий,как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
Термин «диагноз» (греч. diagnostikos –
способный распознавать) пришел в социальную работу из медицины, где необходимо
правильное распознание болезни для выбора оптимальных методов лечения. Социальная
диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью
выявления проблем их функционирования . При осуществлении социальной
диагностики учитываются не только биологические, но и социальные (условия жизни
и т.п.) причины проблем клиентов.
Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена для
социального работника следующими обстоятельствами. Во-первых, субъект, будь то
отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет четкие и адекватные
представления о причинах возникших у него проблем. Во-вторых, часто внешнее
выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с ее
внутренним, сущностным содержанием. Процесс социальной диагностики направлен
как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины проблем, выявить их
сущность. В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность
не только установить проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного
функционирования субъекта, но и выстроить их иерархию по степени значимости для
клиента, прогнозировать их развитие.
ГЛАВА
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ
2.1.Критерии социальной диагностики
Объектом социальной диагностики является не только клиент, но и потенциал его ближайшего социального окружения. Диагностика резервных возможностей, например семьи, может осуществляться на основании следующих критериев.
Критерий социального признания или отчужденности определяет способность каждого родственника устанавливать эмоциональные связи в условиях семьи. Социальное признание достигается в том случае, если каждый чувствует себя защищенным. При достижении определенных успехов одним из родственников его действия обязательно одобряют, выражают радость и уважение. Социальное признание возникает, если человек начинает осознавать, что он находится рядом с людьми, которые принимают его как личность. Доброжелательные отношения формируются и являются более устойчивыми в результате совместной деятельности всех членов семьи. Отчужденность возникает в том случае, если в семье отсутствуют забота, доброжелательное отношение, а успехи и неудачи игнорируются, не вызывают ответной реакции.
Исследуя потенциал семьи в преодолении трудной жизненной ситуации, были разработаны следующие критерии.
Критерий уверенности или неуверенности в себе. Уверенность характеризуется представлением о себе как сильном человеке, который способен изменить свою жизненную ситуацию, умеет отвечать за себя и своих близких. Неуверенность характеризуется представлениями о себе как слабом человеке, неспособном решать самостоятельно свои проблемы. Такой человек не уверен и в резервных возможностях своей семьи.
Критерий позитивного и негативного отношения к людям. Успешность преодоления трудной жизненной ситуации определяется позитивным восприятием других людей как равных себе, умением обратиться к ним с просьбой о помощи. Негативное отношение к людям выражается в представлении о них как о враждебных субъектах, к которым лучше не обращаться.
Критерий активности и пассивности семьи[1] в преодолении трудной жизненной ситуации. Высокая степень активности характеризуется стремлением максимально использовать свои ресурсы для улучшения условий жизни, межличностных отношений. При низкой степени активности происходит отчуждение семьи от людей, формируется агрессивное поведение, направленное на преодоление препятствий любой ценой, минуя социальные нормы. Она проявляется или в стремлении найти того, кто разрешит ситуацию, или в пассивном оборонительном поведении (уходе от ответственности, нежелании использовать свои ресурсы).
2.2.Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента
Индивидуальные особенности клиента[2] - основа, на которой строится социальная реабилитация. Незнание специалистом личности человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, стремление решить его проблемы, опираясь лишь на свой профессионализм, приводят к повторному обращению к нему клиента, порождают иждивенчество.
Оказывая помощь, специалист учитывает тот потенциал, который уже имеется у клиента на момент обращения в социальную службу, но может быть недостаточно осознан им, не раскрыт в конкретной деятельности либо его убеждения, стереотипы ограничивают реализацию собственных возможностей. В совместной деятельности с клиентом специалист способствует проявлению и развитию его индивидуальности. Индивидуальность составляют: темперамент, характер, интересы, интеллект, восприятие, понимание, принятие, оценка самого себя, других людей, потребности, способности.
Для практики социальной работы важно выявить то, насколько клиент готов к решению собственной проблемы и какому виду мотивации (внутренней или внешней) он отдает предпочтение при осуществлении конкретной деятельности: учебной, трудовой, досуговой и т.д. Внешняя мотивация (мотивация одобрения) формирует зависимость человека от социальной среды, внутренняя мотивация - способствует развитию самостоятельности в принятии решений. Диагностируется внутренняя мотивация с помощью шкалы оценки потребности в достижении цели.
Многочисленные исследования показали взаимосвязь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. Люди, обладающие высоким уровнем мотивации достижения, уверены в успешном исходе начатого дела, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость, получают удовольствие от решения сложных задач, проявляют упорство при столкновении с препятствиями. Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы - теста-опросника, состоящего из 22 суждений. Внешняя мотивация меньше определяет успех в делах, так как в данном случае человек стремится в большей степени заслужить одобрение своих действий со стороны значимых людей. Определить уровень мотивации одобрения можно с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 20 суждений
Изучение потребностей клиента [3]осуществляется с помощью метода интервью. Здесь порядок обсуждения тем задает сам клиент. Специалист по социальной работе выступает в роли заинтересованного слушателя, его активность направлена на то, чтобы понять содержание, логику изложения, вникнуть в существо проблемы. Клиент сам определяет свои потребности и обосновывает их значимость. В процессе интервью выявляется отношение клиента к собственной деятельности, большое значение при этом имеет формулировка вопросов. Приведем пример. Занимаясь конкретной деятельностью, вы больше следуете правилам и обычаям или собственным интересам? Появляется ли у вас желание довести дело до конца? Какие ощущения у вас возникают после выполнения работы?
В процессе диалога клиент становится более активным и самостоятельным. Специалист по социальной работе остается ведущим, определяя ход беседы с помощью вопросов. У клиента возникает осознание значимости собственной деятельности, появляется новый взгляд на то дело, которым он занимается ежедневно.
Реализуя свои способности в процессе деятельности, клиент достигает определенного успеха и может преодолеть сложную жизненную ситуацию. Наиболее доступной, является методика определения профессиональных интересов в зависимости от способностей. Она проводится с помощью анкетного опроса,
куда могут быть включены следующие вопросы. В какой сфере вы считаете возможным применение своих способностей? Ваше любимое занятие в свободное время? Кого из окружающих людей вы считаете специалистом своего дела? Какая профессия вас привлекает и почему? Какое дело у вас получается лучше всего? Какая работа доставляет вам большее удовлетворение?
Результат социальной диагностики[4] - основа для разработки методов реабилитации клиента, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений. Критериями готовности активизировать собственные ресурсы являются:
Ø - модальность самооценки (положительная - отрицательная), степень самопринятия (характер самоотношения);
Ø - степень самостоятельности в принятии решения, уровень сформулированности умения совершать осознанный выбор в проблемных ситуациях;
Ø - уровень значимости успеха собственной деятельности;
Ø - степень личной активности в совместной деятельности;
Ø - степень осознания саморегуляции (произвольности собственного поведения);
Ø - степень включения в коммуникацию с окружающими, соблюдение норм и правил общения, уровень развития умений общаться, владение способами вступления в контакт, поддержание общения;
Ø - уровень понимания собственной ответственности за свои поступки;
Ø - уровень соблюдения норм и правил личной гигиены, степень овладения умениями самообслуживания, уровень развития бытовых умений.
На основании данных критериев проводится исследование индивидуальных особенностей личности, осуществляется социальная диагностика клиентов в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе (консультирование, индивидуальная беседа, социальный тренинг, коллективное творчество).
Таким образом, социальная диагностика способствует выявлению и созданию условий для развития необходимых качеств и умений.
ИТОГИ 2 ГЛАВЫ
Социальная диагностика - это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.
Особое внимание специалист уделяет направленности личности, так как это - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность клиента. Мотив является побуждением к деятельности и способствует реализации потребности личности. Благодаря внутренним и внешним условиям (мотивам) вызывается и активизируется деятельность клиента.
Объектом социальной диагностики является не только клиент, но и потенциал его ближайшего социального окружения. Диагностика резервных возможностей, например семьи, может осуществляться на основании критериев. Результат социальной диагностики - основа для разработки методов реабилитации клиента, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений.
Специалист по социальной работе в каждом клиенте должен увидеть индивидуальные особенности, помочь развить способности в совместной деятельности, поощрить активность в самостоятельном разрешении практических ситуаций, возникающих в жизнедеятельности коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были рассмотрены вопросы связанные с применением социальной диагностики.
1. Социальная диагностика - это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.
2. Социальная диагностика[5] решает типичные для нее задачи, к которым относятся:
Ø — выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;
Ø — определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
Ø — описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;
Ø — ранжирование специфических свойств клиента
Особое внимание специалист уделяет направленности личности, так как это - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность клиента. Мотив является побуждением к деятельности и способствует реализации потребности личности. Благодаря внутренним и внешним условиям (мотивам) вызывается и активизируется деятельность клиента.
Объектом социальной диагностики является не только клиент, но и потенциал его ближайшего социального окружения. Диагностика резервных возможностей, например семьи, может осуществляться на основании критериев. Результат социальной диагностики - основа для разработки методов реабилитации клиента, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений.
Специалист по социальной работе в каждом клиенте должен увидеть индивидуальные особенности, помочь развить способности в совместной деятельности, поощрить активность в самостоятельном разрешении практических ситуаций, возникающих в жизнедеятельности коллектива.
Индивидуальные особенности клиента[6] - основа, на которой строится социальная реабилитация. Незнание специалистом личности человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, стремление решить его проблемы, опираясь лишь на свой профессионализм, приводят к повторному обращению к нему клиента, порождают иждивенчество.
Оказывая помощь, специалист учитывает тот потенциал, который уже имеется у клиента на момент обращения в социальную службу, но может быть недостаточно осознан им, не раскрыт в конкретной деятельности либо его убеждения, стереотипы ограничивают реализацию собственных возможностей. В совместной деятельности с клиентом специалист способствует проявлению и развитию его индивидуальности. Индивидуальность составляют: темперамент, характер, интересы, интеллект, восприятие, понимание, принятие, оценка самого себя, других людей, потребности, способности.
Для практики социальной работы важно выявить то, насколько клиент готов к решению собственной проблемы и какому виду мотивации (внутренней или внешней) он отдает предпочтение при осуществлении конкретной деятельности: учебной, трудовой, досуговой и т.д. Внешняя мотивация (мотивация одобрения) формирует зависимость человека от социальной среды, внутренняя мотивация - способствует развитию самостоятельности в принятии решений. Диагностируется внутренняя мотивация с помощью шкалы оценки потребности в достижении цели.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Международные акты. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. [Текст]: офиц. текст. – сайт ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru, свободный.
2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2016. – 39 с.; 20 см. - 10000 экз. - ISBN 5-94462-025-0. С измен. на 21 июля 2014 года.
3. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации № 181: [Текст] федер. закон: (Принят Государственной Думой 20 июля 1995 год: одобр. Советом Федерации 15 ноября 1995 г.) с измен. на 29 декабря 2015 года.
4. Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации. Правила признания лица инвалидом № 95. [Текст]: - с измен. на 6 августа 2015 года.
Научная методическая литература
5.Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: Переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. - 2014. – с.1-10.
6. Матулене Г.О. Социальная диагностика.-Мосталат. - 2015. С.25-45.
7. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегия. - Ереван, 2016.
8. Растигеев А.П. Социальная адаптация и ответственность личности. – Томск.- 2015.
Интернет-ресурсы
9. Правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный.
10. Справочно-правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
11. Издание Правительства Российской Федерации Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru, свободный.
ПРИЛОЖЕНИЕ
[1] Правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный.
[2] Издание Правительства Российской Федерации Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru, свободный
[3] Матулене Г.О. Социальная диагностика.-Мосталат. - 2015. С.25-45.
[4] Матулене Г.О. Социальная диагностика.-Мосталат. - 2015. С.25-45.
[5] Правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный.
[6] Издание Правительства Российской Федерации Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru, свободный.