СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ СМИ

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Кафедра журналистики и издательского бизнеса

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ СМИ И СТУДЕНТОВ - ЖУРНАЛИСТОВ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Студент гр. С4304 Саченко Лидия Александровна

 

Руководитель к.и.н. доцент

_____________  В.Л. Агапов

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

      подпись                      И.О. Фамилия

« _____» ___________________  20  г.

Оценка  _________________________

____________  ___________________

      подпись                        В.Л. Агапов

«_____» ________________ 20   г.

                                             г. Владивосток

                                                     2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………6

Глава I. Эмоциональное выгорание……………………………………………...6

1.2 Синдром эмоционального выгорания, его характеристика…………….....6

1.2 Профилактика синдрома эмоционального выгорания……………………10

Глава II.  Исследование синдрома эмоционального выгорания у работников СМИ и студентов – журналистов……………………………………………………....16

2.1 Характеристика выборки, методы исследования………………………….16

2.2 Результаты исследования……………………………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..22

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...24

                                               Введение

Проблема стрессоустойчиивости в различных профессия с давних пор привлекала внимание психологов. Существует целый ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.

Специалист, несущий бремя груза общения, вынужден постоянно находиться в атмосфере чужих эмоций, служить утешением или мишенью для раздражения и агрессии. Человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, он как бы заряжается ими. Следствием всего этого может являться, помимо собственного ухудшения здоровья специалиста, еще и резкое снижение результатов работы.

Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности журналистов достаточно актуально в период глобализации жизненных позиций человека и государств: политических, экономических, социальных. Только за неделю с 5. 04. 13 по 21. 04. 13 СМИ представляло информацию о террористическом акте во время марафона в Бостоне, о взрыве на заводе удобрений в Техасе, о нарастающей напряженности между КНДР и КНР, и о многих других положениях государства и страны.

Информсобытия, что называется, «местного значения», несут в себе не менее острое эмоциональное воздействие на состояние журналиста, например, гибель Анастасии Луцишиной в городе Уссурийске или ДТП в городе Владивостоке, где в катастрофе погибла молодая семья.

Особенно важно отметить, что синдромом эмоционального выгорания могут «страдать» и студенты – журналисты – старшекурсники, которые уже со 2 курса, а кто и с 1, активно сотрудничают с редакциями изданий, общественными организациями, например, РОВД.

Мне приходилось заниматься фоторепортажами с места событий во время ДТП не менее 5 раз за период суток.

Стоит отметить, что такая работа очень сильно влияет на эмоциональное состояние человека, и если не предотвращать психические расстройства, за ними последует и физическая утрата сил.

Для студента – журналиста в возрасте 20 – 23 лет эмоциональная нагрузка, в данном случае, настолько велика, что многие принимают решение уйти из профессии.

Кроме того, высокий уровень профессиональных требований со стороны преподавателей вызывают психическую неустойчивость студента – журналиста  и еще не начав самостоятельную трудовую деятельность, многие студенты испытывают состояние разочарования в профессии, или страх перед общением, или постоянное чувство напряженности.

При огромной эмоциональной нагрузке очень важно иметь «отдушину» не только на рабочем месте, но и в личной жизни. У каждого журналиста своя специфика работы, своя аудитория для черпания и подачи информации, тем не менее, с эмоциональным угашением может столкнуться как журналист-профессионал, работающий, например, в горячих точках или журналист криминальной хроники, так и специалист, освещающий социальные и политические темы.

Для работников СМИ и студентов-журналистов данный синдром эмоционального выгорания очень актуален. Профиссионалы должны быть морально подготовлены к «потенциальной» проблеме выгорания, как непосредственному спутнику напряженной эмоциональной и физической работы.

На тему синдрома эмоционального выгорания написано множество книг, выдвинута масса гипотез, даны более сотни симптомов, указывающих на «выгорание», но все точки зрения схожи в том, что синдром выгорания встречается довольно часто, а вовремя обнаружить его и предотвратить – является проблемой как для самого «выгорающего», как и для специалистов.

Тема исследования: эмоциональное выгорание у работников СМИ и студентов – журналистов.

Объект: сотрудники СМИ и студенты факультета журналистики.

Предмет: синдром эмоционального выгорания у работников СМИ и студентов – журналистов.

Цель: выявить наличие синдрома эмоционального выгорания у данной категории людей.

Задачи:

1. Изучить проблему эмоционального выгорания в литературных источниках;

2. Провести диагностику эмоционального выгорания у ряда студентов-журналистов.

Метод:

- анализ литературных источников;

- психологическое тестирование.

Гипотеза: работники СМИ и студенты – журналисты подвержены эмоциональному выгоранию.

В исследовании принимали участие 10. Всего исследовано 10 человек.

                Глава I. Эмоциональное выгорание

1.1 Синдром эмоционального выгорания, его характеристика

Те люди, которые в своей работе постоянно сталкиваются с проблемами других, больше всех подвержены психологическим проблемам, которые, рано или поздно, могут отразиться на их поведении, как в обычной жизни, так и на работе. Такую проблему можно обозначить как «синдром эмоционального выгорания» . Думаю, что каждому человеку следовало бы знать о том, как и почему может появиться этот синдром, и как его преодолеть. Особенно это касается тех, кто очень тесно связан с судьбами других людей: психологов, педагогов, медицинских работников, журналистов и т.д.

Термин «выгорание» был введен в 1974 году американским психологом и психиатром  Гербертом Фрейденбергом. Он опубликовал свою статью в журнале «Социальные проблемы», где впервые и употребил данный термин. После чего, им была написана книга под названием «Выгорание, высокая цена высоких достижений», где «выгорание» применялось к социальным работникам. Он описал его как «синдром истощения энергии и разочарования на работе, возникающей у профессионалов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей»[1].

Как говорилось ранее, синдрому эмоционального выгорания подвержен ряд профессионалов, которые имеют очень близкий контакт с людьми во время работы. Это люди, которые ищут поддержки у работников определенных структур, делятся своими переживания и проблемами. Люди, которые испытывают переломный момент в жизни и находятся на грани выбора. Чаще всего, они страдают нервными расстройствами, психологическими срывами. В таких ситуациях, оказывающий поддержку, чувствует на своих плечах огромную ответственность и чувство обязательного оказания помощи, боязнь не оправдать ожидания тех, кто надеится на помощь, и свои собственные. Именно это напряжение, стресс, может привести к защитной реакции организма от напряжения – эмоциональному выгоранию.

Сам термин в разных странах, людьми разных профессий трактуется по-своему.  Павел Сидоров, ректор Северного государственного медицинского университета, академик РАМН, в своих статьях по различным проблемам медицины и медицинского образования, говорит, что «синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности; процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной (умственной) и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы». А  социальный психолог Кристина Маслач в 1976 году определила это состояние как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам[2].

Синдром эмоционального выгорания проявляется индивидуально. Изначально, его можно спутать с начинающейся мигренью или депрессией, когда на человека «ложится» пока еще легкая апатия, усталость. Но важно понимать, что депрессия – это еще не эмоциональное выгорание.

«Выгорающий», как и любой другой человек, может столкнуться с нежеланием идти на работу, с придумыванием отговорок, чтобы не прийти на встречу. На человека находит пессимизм, как это бывает абсолютно у каждого.

Главной причиной синдрома эмоционального выгорания можно посчитать психологическое расстройство, душевное напряжение, нервное истощение организма. Все это может быть вызвано переутомлением, переизбытком общения с людьми, которые находятся в угнетенном душевном состоянии; стрессом на работе, когда душевное состояние находится на сниженном уровне из-за требований, которые предъявляют на рабочем месте. Чаще всего, стресс на работе возникает из-за долгосрочного контакта с подавленными людьми, с психологическим давлением при общении с «героями» репортажей и всевозможных статей.

В настоящее время можно выделить более 100 симптомов, которые определят синдром эмоционального выгорания. Эти симптомы, как упомяналось ранее, очень легко спутать с другими, менее серьезными, заболеваниями. Как правило, человек работающий, не редко может охарактеризовать свое физическое и психологическое состояние такими симптомами, как усталость, снижение активности во время работы, раздражительностью по отношению к коллегам и «героям», слабость, необоснованные головные боли, болевые ощущения в спине, мышцах рук и ног, возможно, бессонница, но это совсем не будет обозначать, что у профессионала появились зачатки синдрома эмоционального выгорания. Но только до того момента, пока у человека не будет обнаружено и других симптомов заболевания.

В медицине и психологии выделяют 3 основных признака синдрома эмоционального выгорания:

1.           Истощение – чувство исчерпания эмоциональных и физических ресурсов. Когда даже после сна силы «выгорающего» не восстанавливаются. Перед истощением, обычно, бывает период повышенной активности во время работы.

2.           Личностная отстраненность – утрачивается интерес к «герою», который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

3.           Падение самооценки в рамках выгорания - человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности, угасают перспективы будущего[3].

Стресс имеет характерные внешние проявления – телесные и поведенческие. Однако, напряжение у некоторых людей даже в очень ответственные моменты бывает невыраженным. «Выгорающий» может отрицать наличие у него страха, тревоги и беспокойства. Эмоциональное истощение может проявляться в чувстве опустошенности, в утомлении при нагрузках, которые раньше не вызывали дискомфорта. «Выгорающий» часто утрачивает чувство юмора и все больше испытывает досаду, нервозность. Появляется предвзятое ощущение ко всем окружающим, в том числе, к членам семьи. Может проявиться агрессия или наоборот, притупленность чувств. На фоне эмоционально расстроенности могут развится болезни, многие из которых, в последствии, могут стать хроническими.

У «выгорающих» размываются четкие грани будущего, которое перестает быть безоблачным. Все чаще в голове возникает мысль оставить место работы.

Развитию этого симптома может послужить, помимо переизбытка контактов с «потерянными» людьми, долгосрочная деятельность в целом, когда человек работает в монотонном и напряженном ритме, ничем не поощряемом и неизменном. Но опять, не стоит это путать с обычной утомляемостью на работе, которую может испытать и продавец, и библиотекарь, и дворник.

Как уже упоминалось, то каждый ученый-психолог по-разному трактует не только определение данного синдрома, но и его симптомы, что в целом дает нам понимание того, что синдром эмоционального выгорания распознать не очень легко, так как его симптомы и причины могут быть связаны и с обычной утомляемостью, и с личностными проблемами, и с характером человека. В общем, причины различны. Но если вы вдруг начинаете сомневаться, а не «выгорающий» ли перед вами, то сомнения эти стоит отбросить и немедленно изучить все состояния человека до мелочей. Если этого вовремя не сделать, это может привести к большим проблемам.

               2.2 Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Как же помочь специалисту справиться с эмоциональным выгоранием, если этот синдром не так прост? Ведь, как говорилось выше, распознать его очень сложно.

В любом случае, если эмоциональное выгорание было обнаружено, нужно немедленно принимать меры. В первую очередь не стоит отчитывать «выгорающего». Критика, конфликты и наказания только усугубят положение, ведь специалист нуждается в поддержке. Сделать это будет сложно еще и потому, что человек, у которого уже началось «выгорание», будет тщательно отрицать это, раздражаться при попытке разговора на эту тему.

Когда синдром обнаружен, коллегам или, непосредственно, работодателю, стоит предпринять ряд мероприятий и действий, которые смягчат и притупят эмоциональное выгорание:

- помимо того, что не стоит создавать конфликтых ситуаций из-за стрессового состояния работника, нужно вывести его на позитивный контакт, чтобы «выгорающий» ощутил себя не в эпицентре очерных трагедий, а в обстановке крайне «теплой»;

-  стоит смягчить рамки требований, которые специалист ставит перед собой для достижения целей;

- стоит смягчить рамки требований, которые работодатель устанавливает для подчиненных ( сократить график работы, сбавить темп для получения информации и т.д.);

- предоставить внеплановый отпуск «выгорающему»;

- предложить изменить уклон работы ( если это военный журналист, стоит предоставить ему право написать о чем-то совершенно противоположном и т.д.);

- сделать работу мотивационной (поощрять сотрудника премиями, благодарностями, путевками за любую проделанную работу);

- не стоит забывать о поддержании физической формы (правильно питаться во время обеда и т.д);

- разбавить рабочую обстановку неформальными встречами ( не превращать рабочее место в цирковое шоу, но хотя бы 2 раза в месяц устраивать тематические корпаративы и т.д.).

Что касается непосредственно профилактики синдрома эмоционального выгорания и методов его предотвращения, стоит выделить такие мероприятия:

- стоит обозначить периодические проверки «на выгорание», чтобы в дальнешем можно было предотвратить их или вовсе избежать;

- предоставить на рабочем месте присутствие психолога, который, в случае каких-то возникающих проблем или вопросов у специалистов, сможет многое объяснить и помочь;

- внести в работу такой постоянный пункт, как поощрение коллектива;

-создать в коллективе дружескую атмосферу взаимовыручки, что непременно поможет в при возникновении стрессовой ситуации у профессионалов;

- стоит систематизированно проводить разнообразные тренинги в коллективе.

Что касается тренингов, то их могут организовывать как сами сотрудники, так и профессиональные психологи или социологи. Тренинги могут быть посвещены обучению стратегиям борьбы со страхом, гневом, опустошенностью; могут ознакомлять с трудностями, с которыми, возможно, придется столкнутся во время работы; будут полезны тренинги, посвященные управлению временем, коллективному решению проблем, конфликтов и вопросов; по борьбе со стрессовыми ситуациями, с управлением гневом при общении с людьми. Были бы эффективны тренинги по самопознанию, самореализации, самокритике. Так же важны тренинги по обсуждению и нахождению общих интересов сотрудников. Выявление каких – либо увлечений помимо работы.

Приведу 2 примера журналистской деятельности:

1.           Журналистка М. «В начале моей журналистской карьеры я попала в такую ситуацию в одной небольшой ростовской газете. Мне не хватало знаний, к примеру, о том, как писать о конфликтной ситуации. Какие данные для статьи обязательны, а какие – вторичны или вовсе не важны. Без каких сведений статья вообще не имеет права быть опубликованной. Пополнять их было негде, от редактора я слышала «пиши, что угодно, лишь бы забить полосы», - это была некомфортная обстановка, в конце концов, я была счастлива, когда ушла из этого издания. Не думаю, что то, что со мной тогда случилось, было настоящим полным эмоциональным выгоранием, иначе бы я бросила профессию. Скорее речь шла о начальной стадии. Но я ощущала апатию, я считала, что  выбрала не ту работу, я не хотела общаться с новыми людьми. Избавилась я от этой ситуации следующим образом:

А) Бросила старую работу.

Б) Нашла работу в газете с четко сформулированной концепцией, высокопрофессиональным штатом, хорошей школой.

В) Поняла, что я – не всемогущее создание, я ничего не меняю, я только отражаю действительность.

Разница большая: всемогущий – это ты сам решаешь – кто прав, кто виноват, судишь и выносишь приговор. И тогда на тебе лежит ответственность не только за твой текст, но и за твое решение. А отражающий – ты собираешь информацию во всех доступных источниках, чтобы показать общую картину. Решение или приговор выносит читатель».

2.           Журналист Сергей Зенин. Сергей – специальный корреспондент канала «Москва 24». С 1997 по 2003 год он побывал во всех горячих точках планеты и был номинировал на премию «ТЭФИ» за серию военных репортажей. Во время своей журналистской деятельности Сергей Зенин видел множество смертей, находясь в эпицентре военных баталий, общался с пострадавшими людьми, сам рисковал своей жизнью. Тем не менее, Сергей не выглядит подавленным или удрученным человеком. Вполне весел и жизнерадостен. В ответ на вопрос, как ему удается не упасть духом, сохранить жизнелюбие и не устал ли он от постоянных стрессов, Сергей Зенин ответил, что синдром выгорания ему не грозит, и несмотря на риск, он всегда готов снова отправиться в любую горячую точку. Журналист делится, что во время работы не ставит перед собой сверхзадач, а старается честно и объективно передать картину происходящего. С пострадавшими Сергей общается не только как журналист, а, в первую очередь, как человек, пытается наладить с ними психологический контакт и почти всегда они сами охотно идут на контакт. Журналист поведал, что благодаря выполнению своей профессиональной «миссии», он счастлив, что может хоть в какой-то мере оказать пострадавшим людям помощь. А когда его посещают «мрачные мысли», он старается отвлечься, вспомнить о хорошем, позвонить домой родным.

Подобные случаи – яркие примеры того, как можно избежать эмоционального «выгорания».

Известный американский психолог Дэйл Корнеги очень много пишет на тему беспокойства и эмоциональной опустошенности. Его книги насыщены реальными историями о том, как люди, страдающие эмоциональным выгоранием, своими силами или при помощи специалистов находили смысл жить.

Практически каждая история у Корнеги начинается словами: «Меня постоянно преследовал страх, что я могу наделать серьезных ошибок. Я был на грани безумия»…и заканчиваются словами о том, что «делая свою работу, я больше не испытывал растерянности и избавился от страха будущего»[4].

И это не случайно. В своих книгах Дэйл Корнеги приводит очень много правил, формул и «ключей», которые помогут человеку избавиться от беспокойства и «выгорания».

Описывая одну из историй, Корнеги дает элементарную формулу избавления от страха, стресса и опустошенности:

1.           Спросите себя, «что является самым худшим из того, что может произойти»?

2.           Приготовьтесь примириться с этим в случае необходимости.

3.           Спокойно придумайте, как изменить ситуацию5.

Так же, Корнеги предлагает пользоваться методом «изложения» проблем. Когда все то негативное, что накапливается в «выгорающем», можно написать на бумаге в виде ответов на вопросы, помогающие восстановить свое эмоциональное состояние:

1.           Какая проблема стоит передо мной?

2.           Что я могу предпринять?

3.           Что я собираюсь сделать, чтобы решить проблему?

4.           Когда я собираюсь начать выполнение намеченных действий?6[5]

Возвращаясь к эмоциональному выгоранию, стоит сказать, что этот синдром давно описан учеными-медиками, как беспокойство в самой крайней степени его проявления.

В книге американского доктора Эдварда Подольского, под названием «Прекратите беспокоиться и живите нормально», можно обнаружить такие главы, как: «Как беспокойство воздействует на сердце», «Беспокойство и щитовидная железа», «Диабет, вызванный беспокойством», «Связь беспокойства и высокого кровяного давления7» и т.д.

Все это говорит о том, что синдром эмоционального выгорания может очень пагубно отразиться на специалисте еще и физически.

Легко ли, в последствии, будет решить проблему избавления от полного эмоционального выгорания профессионала, становится риторическим. Именно поэтому очень важно предотвратить синдром именно на ранней стадии его развития.

  Глава II. Исследование синдрома эмоционального выгорания

2.1           Основной методикой диагностики уровня эмоционального выгорания взята методика В.В. Бойко. Согласно автору теста, синдром психического выгорания представляет собой 5-мерный конструкт, включающий в себя: «неудовлетворенность собой», «загнанность в клетку», «редукцию профессиональных обязанностей», «эмоциональную отстраненность», «личностную отстраненность».

Испытуемым необходимо ответить, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке ответов отмечаются по каждому пункту позиции, которые соответствуют частоте мыслей и переживаниям испытуемых: «никогда» и «всегда». При затруднении в ответе, могли учитываться такие варианты ответа, как: «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто».

Диагностика уровня эмоционального выгорания (опросник), см. Приложение 1.

2.2      Результаты исследования:

Обработка результатов показывает:

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках (см. таблицу 1). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. 
В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты:

1)               определяется сумма баллов раздельно для каждого из 5 симптомов "выгорания";

2)               подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания".

Таблица – 1.

вопроса

Неудовлетворенность            собой

Загнанность в клетку

Редукция проф.обязанностей

Эмоциональная отстраненность

Личностна отстраненность

никогда

всегда

никогда

 всегда

никогда

всегда

никогда

всегда

никогда

всегда

1.

3

2.

10

3.

5

4.

2

5.

5

6.

2

7.

5

8.

5

9.

9

10.

3

11.

2

12.

2

13.

2

14.

2

15.

3

16.

10

17.

2

18.

2

19.

3

20.

5

21.

5

22.

5

23.

3

24.

5

25.

5

26.

5

27.

1

28.

3

29.

5

30.

2

31.

3

32.

5

33.

10

34.

10

35.

10

"НАПРЯЖЕНИЕ"

1. Неудовлетворенность собой:
-1 (3), 6 (2), 11 (2), -16 (10), -21 (5), 26 (5), 31 (3).

2." Загнанность в клетку":
2 (10), 7 (5), 12 (2), 17 (2), 22 (5), 27 (1), -32 (5).

"РЕЗИСТЕНЦИЯ"

1.Редукция профессиональных обязанностей:
3 (5), 8 (5), 13 (2), -18 (2), 23 (3), 28 (3), 33 (10).

"ИСТОЩЕНИЕ"

1. Эмоциональная отстраненность:
4 (2), 9 (3), -14 (2), 19 (3), 24 (5), 29(5), 34 (10).

2. Личностная отстраненность (деперсонализация):
5 (5), 10 (3), 15 (3), 20 (5), 25 (5), 30 (2), 35 (10).

Интерпретация данных:

Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

Менее 10 баллов – симптом не сложился;

10 – 15 баллов – симптом в стадии формирования;

16 и более баллов – сложившийся симптом.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".

Каждому синдрому характерна своя интерпритация.

Синдром неудовлетворенности собой – человек, обычно, испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями.

Синдром загнанности в клетку - возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности.

Синдром редукции профессиональных обязанностей - проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Синдром эмоциональной отстраненности - человек постепенно учится работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности.

Синдром личностно отстраненности - проявляется не только на работе, но и вне сферы профессиональной деятельности8[6].

                                                 Заключение

 «Эмоциональное выгорание» является духовной проблемой, нравственно – эстетическим конфликтом, в основе которого – негативная экзестенциальная позиция.

Формирование синдрома «эмоционального выгорания» у работников СМИ и студентов – журналистов ведет к дегуманизации, которая означает не только изменение отношения к коллегам и «героям» и снижение мотивации оказания им помощи, но и свидетельствует о негативных изменениях на уровне ценностей и смыслов.

Отдельные симптомы имеют свои особенности, связанные со спецификой влияющих на них факторов и условий. Требуется системный подход, направленный на развитие личностной зрелости и материального аспекта самооценки, позитивной экзестенциальной позиции, творческой направленности личности, внутренней профессиональной мотивации для обеспечения эмоциональной и личностной вовлеченности журналиста в работу.

Очень важно вовремя обнаружить и предотвратить эмоциональное выгорание на ранней стадии его развития, иначе придется не только прибегать к помощи квалифицированных психологов, но в определенных случаях это может привести к проблемам, гораздо серьезнее.

Многие ученые утверждают, что синдром эмоционального выгорания вытекает из профессиональных стрессов, из-за обостренно обстановки и насыщенности общения с людьми, которые, чаще всего, уже сами находятся в состоянии нервного истощения, что, непосредственно, сказывается и на специалистах.

О том, что именно вызывает столь сильную реакцию организма на стресс, в точности вряд ли кто-то когда-то скажет. Встревоженный и подавленный человек разрывает всяческий контакт с окружающей средой иуходит в себя, в свой внутренний мир, что становится большой проблемой для оказания ему помощи. Эмоциональное выгорание может сделать больным даже самого флегматичного человека, ведь от данного синдрома не застрахован никто.

Этот характерный для нашего времени недуг, когда изначальное «горение» на работе переходит в тихое тление, кажется, невозможно описать точнее. В данном случае хочется согласиться с В. П. Зинченко, что «путь к живому понятию, понимаемому как своего рода интеллектуальная материя, лежит через живую метафору».

Возможно, чтобы не стать жертвой синдрома эмоционального выгорания, не стоит запускать ситуацию, а при возникновении какой-ли проблемы или стрессе, не стоит позволять себе расстраиваться из-за пустяков; не стоит задавать себе одновременно тысячи вопросов. Возможно, нужно просто перестать беспокоиться, и решать проблемы, не запуская, по мере их поступления.

                            Список используемой литературы:

1.     Борневассер, М. «Стресс в условиях труда» [Текст] / М. Борневассер//Психические состояния: Хрестоматия  / Сост. Л.В.Куликова. – Спб., 2000. – 512. – С. 454-468.

2.     Водопьянова, Н., [7]Старченкова, Е. «Синдром выгорания: диагностика и профилактика» [Текст] / Водопьянова Н., Старченкова. – Спб.:Питер, 2008. – 336 с.

3.     Гроф, К., Гроф, С. «Помощь при духовном кризисе» [Текст] / К. Гроф, С. Гроф // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. –М., 2000. – 560. – С. 552-560.

4.     Дикая, Л.Г., Крылова, Г.Ю. «Социально – психологические аспекты профессиональной адаптации в стрессогенных условиях деятельности» [Текст] / Л.Г. Дикая, Г.Ю. Крылова // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Л. Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2007. – 624, - С. 483-505.

5.     Платонов, К.К. «Профессиональное утомление» [Текст] / К.К. Платонов // Психологические состояния: Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликова. – Спб., 2000. – 512. – С. 316 -324.

6.     Сыманюк, Э.Э. «Психология профессионально обусловленных кризисов» [Текст] / Э.Э. Сыманюк. – М.: Изд. Московского психолого  - социального института; Воронеж: Изд. НПО «МДЭК», 2004. – 320 с.

7.     Иванченко Т. А., Иванченко М. А., Иванченко Т. П. «Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого». СПб., 1994. Стр. 405; С. 206 – 319.

8.     Ермакова Е.В. «Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности» (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. 2010. №1. – C. 27-39.

9.     Елена Старченкова «Психология: Синдром выгорания» // Ред. А. А. Крылов. СПб., 1995. Ч. 1. С. 123–132.

10.            Дэйл Корнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» // Ред. С.Г. Масленникова. Изд. «Дальневосточный университет»., Пер. с англ./Общ.ред. и предисл. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова., Владивосток. 1991г. Стр. 672; С. 463 – 672.

                               Периодические издания:

11.            Медицинская газета №43 – 8 июня 2005 г. Синдром эмоционального выгорания

12.            Журнал  "Практическая психодиагностика", Самара 1999, Райгородский Д.Я.; Стр. 25; с. 3 -25

                                Электронные ресурсы:

13.              1–URL: http://www.trainingcity.ru/interest/news/28_noyabrya_rodilsya_gerbert_freuderberg.html

14.              2, 3 – URL:

               http://medgazeta.rusmedserv.com/2005/43/article_1322.html

                                               Приложение-1

Диагностика уровня эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко (сокращенный вариант)

1.                Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры / учебы.

2.                Я ошибся в выборе профессии или профиля своей деятельности (занимаю не свое место).

3.                Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть дело».

4.                Моя работа / учеба притупляет эмоции.

5.                Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе / учебе.

6.                Работа / учеба приносит мне все меньше удовлетворения.

7.                Я бы сменил место работы / учебы, если бы представилась возможность.

8.                Из-за усталости или напряжения я уделяю своим обязанностям меньше внимания, чем положено.

9.                Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе / учебе.

10.            Общение по работе / учебе побуждает меня сторониться людей.

11.            Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты.

12.            Обстановка на работе / учебе мне кажется очень трудной, сложной.

13.            Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы / учебы.

14.            Я очень переживаю за свою работу / учебу.

15.            Коллегам по работе / учебе я уделяю внимания больше, чем получаю от них.

16.            Я часто радуясь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

17.            Последнее время меня преследуют неудачи на работе / учебе.

18.            Я обычно проявляю интерес к людям и помимо того, что касается работы / учебы.

19.            Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.

20.            По работе / учебе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-то плохого.

21.            Успехи в работе / учебе вдохновляют меня.

22.            Ситуация на работе / учебе кажется почти безвыходной.

23.            Я часто работаю через силу.

24.            В работе с людьми я часто руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

25.            Иногда я иду на работу / учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

26.            Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

27.            Если бы мне повезло с работой / учебой, я был бы более счастлив.

28.            Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий / учебный день закончился.

29.            Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и эмоций.

30.            Моя работа / учеба меня очень разочаровала.

31.            Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

32.            Моя карьера сложилась удачно.

33.            Если предоставляется возможность, я уделяю работе / учебе меньше внимания, но незаметно для других.

34.            Ко всему, что происходит на работе / учебе, я утратил интерес.

35.            Моя работа / учеба плохо на меня повлияла – обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.



[1] URL:http://www.trainingcity.ru/interest/news/28_noyabrya_rodilsya_gerbert_freuderberg.html

[2] URL: http://medgazeta.rusmedserv.com/2005/43/article_1322.html

[3] URL:http://medgazeta.rusmedserv.com/2005/43/article_1322.html

[4],5 Дэйл Корнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» // Ред. С.Г. Масленникова. Изд. «Дальневосточный университет»., Пер. с англ./Общ.ред. и предисл. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова., Владивосток. 1991г. Стр. 672; С. 487-488.

6 Дэйл Корнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» // Ред. С.Г. Масленникова. Изд. «Дальневосточный университет»., Пер. с англ./Общ.ред. и предисл. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова., Владивосток. 1991г. Стр. 672; С. 508.

7 Дэйл Корнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» // Ред. С.Г. Масленникова. Изд. «Дальневосточный университет»., Пер. с англ./Общ.ред. и предисл. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова., Владивосток. 1991г. Стр. 672; С. 493.

8 Иванченко Т. А., Иванченко М. А., Иванченко Т. П. «Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого». СПб., 1994. Стр. 405; С. 113.

Информация о файле
Название файла СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ СМИ от пользователя xotodola
Дата добавления 5.5.2020, 17:30
Дата обновления 5.5.2020, 17:30
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 58.33 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 411
Скачиваний 90
Оценить файл