Министерство образования Российской Федерации ГОУ ВПО
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет «Экономики и Управления»
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»
Реферат по предмету философия
Тема: Российская региональная экономика и политика
Выполнила: студент группы ЭиУ-263
Шевцова Е.А.
Проверил: доктор философских наук
Усов В.Н.
Челябинск 2012
Оглавление
Введение
1 Региональная экономика
2
1.1 Общие положения и принципы региональной политики 2
1.2 Региональная экономика на примере Челябинской области 6
2 Региональная политика государства 8
2.1. Цели и задачи региональной государственной политики 8
2.2 Возможности выравнивания региональных диспропорций 9
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность выбранной проблемы заключается в том, что необходимость управления экономическим развитием в регионе обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости.
Целью работы является анализ российской региональной экономики и политики.
Поставленная цель достигается путем поэтапного решения задач представленных в работе, а именно:
1) закономерности и факторы размещения экономики
2) региональная экономика как часть экономики страны
3) регион как целостное образование, комплексный подход при характеристике региональных взаимосвязей
4) цели и задачи региональной государственной политики
5) возможности выравнивания региональных диспропорций
В работе используются учебные пособия и информация размещенная в сети Интернет, соответствующие рассматриваемой теме.
1. Региональная экономика
1.1 Общие положения и принципы региональной политики
Закономерности и факторы размещения экономики.
Целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона. Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов: во-первых, тщательного учета потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий; во-вторых, создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов.
«В процессе выбора рационального варианта использования наличного производственного потенциала страны решается задача определения наиболее рационального местонахождения предприятий. Обоснование разумного размещения отраслей и производств базируется на анализе потребностей страны в целом и отдельных районов в определенных видах продукции, наличия производственных мощностей, сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов.» [1]
Выбор подходящего размещения зависит от многих факторов, из которых можно выделить два наиболее важных:
а) природные условия и характеристики производственной деятельности фирмы
б) относительные затраты на производство на различных территориях, скорректированные с учетом сбытовых затрат, а также транспортных расходов при доведении продукции до потребителей как основа создания относительных преимуществ перед остальными конкурентами.
Важнейшие закономерности размещения производства в условиях развития рынка состоят в следующем:
1) рациональное, наиболее эффективное размещение производства;
2) комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации;
3) рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий;
4) выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.
Комплексное развитие хозяйства экономических районов предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры. Каждый экономический район России имеет свой особый природно-ресурсный потенциал, своеобразные экономические и социальные условия, которые определяют его экономический профиль. Рационально территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий является необходимым условием эффективного размещения производства в условиях рыночной экономики.
Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов является важнейшей закономерностью размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.
Региональная экономика как часть экономики страны.
Региональная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой – выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию.
«Регион как подсистема национальной экономики имеет экономические связи с федеральными регулирующими системами (федеральным центром), с другими регионами и внешним миром. Отношения между регионами и внешним миром являются преимущественно торговыми, хотя в последнее время регионы становятся непосредственными участниками межрегионального и международного рынков кредитных ресурсов, ценных бумаг. Регулирование таких финансовых взаимоотношений (особенно межбюджетных) — одно из главных направлений государственной региональной экономической политики.» [1]
Регион как целостное образование. Комплексный подход при характеристике региональных взаимосвязей.
«Структура региона как целостного образования может рассматриваться с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной и т.д.
Комплексность развития экономики региона - оптимальное (с народнохозяйственных позиций) сочетание расположенных на его территории предприятий в целях реализации абсолютных и относительных преимуществ данного региона на основе рационального использования природного, научного, производственно-технического и социально-экономического потенциала.
Комплексность развития хозяйства региона характеризуется системой показателей, включающих в свой состав:
• рациональное использование в общественном производстве всех наличных видов ресурсов (труда, земли, природных ресурсов, капитала, достижений научно-технического и организационного прогресса);
• рациональное соотношение между отраслями специализации, вспомогательными и обслуживающими производствами;
• законченность важнейших производственных циклов.
Комплексность развития экономики региона достигается координацией деятельности предприятий и организаций различной формы собственности и ведомственной подчиненности, расположенных на территории района (республики), по рациональному развитию и размещению производства, синхронному вводу в действие взаимосвязанных объектов, своевременному развитию единой производственной и социальной инфраструктуры, природоохранных объектов.» [1]
«Успех экономической реформы в России предполагает сочетание разнообразия конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и в то же время единства общих принципов функционирования рынка на всей территории страны.
Следует принимать во внимание, что регионы России сильно различаются по темпам проведения реформ, развитию коммерческих структур и инфраструктуры рынка, внешнеэкономической деятельности, проникновению иностранного капитала. Значительны различия в отношении к рыночным реформам населения индустриальных и аграрных регионов, а также регионов с преимущественно русским населением и национальных республик.»[8]
Задачами регионального развития в настоящее время являются:
1. реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций;
2. преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока.
3. стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией;
4. продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;
5. стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;
6. развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
7. преодоление отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.
1.2 Региональная экономика на примере Челябинской области
В Челябинской области в настоящее реализуются следующие областные целевые программы:
1) Программа капитального строительства в Челябинской области на 2012 - 2014 годы
2) Программа противодействия коррупции в Челябинской области на 2011 - 2013 годы
3) Программа повышения энергетической эффективности экономики Челябинской области и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе на 2010 - 2020 годы
4) Программа «Развитие сельского хозяйства» в Челябинской области на 2009 - 2012 годы
5) Программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2011 - 2012 годы
6) Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012 - 2014 годы
7) Программа по повышению эффективности бюджетных расходов в Челябинской области на 2011 - 2012 годы
8) Программа развития конкуренции в Челябинской области на 2010-2012 годы
«Положительные тенденции социально-экономического развития области в январе-сентябре 2012 года (в % к январю-сентябрю 2011 года):
- индекс промышленного производства составил 102,7%;
- ввод жилых домов увеличился на 27,5%;
- объем услуг организаций связи – на 16,1%;
- объем платных услуг населению – на 9,5%;
- оборот розничной торговли – на 6,8%;
- грузооборот транспорта – на 4,5%;
- доходы консолидированного бюджета – на 4,9%;
- численность зарегистрированных безработных на 01.10.2012 г. Уменьшилась на 16,0% к 01.10.2011 г.
Отрицательные тенденции в январе-сентябре 2012 года (в % к январю-сентябрю 2011 года):
- объем продукции сельского хозяйства снизился на 13,0%;
- объем работ в строительстве – на 10,6%;
- производство транспортных средств и оборудования – на 9,5%;
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви – на 7,3%;
- текстильное и швейное производство – на 3,8%;
-производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 3,1%.»[7]
Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года.
«Цель стратегии - рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области.
Задачи стратегии:
· Обеспечение ежегодного прироста валового регионального продукта не менее 6-8%
· Доведение к 2020 году ежегодного объема инвестиций: рублевых - до 521 - 677 млрд. рублей; иностранных - до 2,5 - 2,8 млрд. долларов США
· Увеличение ежегодных объемов строительства жилья до 3,6 - 4,0 млн. квадратных метров (1,04-1,2 кв.м на душу населения)
· Рост экспорта до 10,2 - 11,0 млрд. долларов США в год
· Вхождение в число 15 лучших регионов России по уровню социально экономического развития (2006 г. - 21 место по оценке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации)»[9]
Можно сделать вывод, что региональная экономика направлена на увеличение ВРП, привлечению инвестиций, развитие внешнеторговой деятельности, а так же на подъем общего уровня жизни.
2 Региональная политика государства
2.1. Цели и задачи региональной государственной политики
В условиях рыночных отношений государственная региональная политика должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц, изменения и перераспределения функций между центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.
«Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации на данном этапе развития страны являются:
– обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов;
– стимулирование процесса консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики, в частности для обеспечения сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;
– развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;
– улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития;
– повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне, включающее содействие проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне, стимулирование региональных и местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие регионов, стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов.»[2]
Реализация данных целей предполагает: создание в регионах благоприятной среды для установления новых экономических отношений и общехозяйственных условий, облегчающих функционирование субъектов хозяйствования различных типов собственности; формирование в регионах условий для реализации интересов территорий (как совокупных интересов проживающего населения); активное содействие местному самоуправлению; воссоздание (реконструкцию) полноценной межрегиональной инфраструктуры, способствующей становлению единого экономического пространства страны, эффективному территориальному разделению и интеграции общественного труда, развитию рыночных отношений; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное значение для России; оказание государственной поддержки депрессивным регионам.
1) экологическая защита России, на основе которой можно добиться целостного подхода к решению территориальных проблем отдельных субъектов РФ и их ассоциативных образований. Проблема сохранения экологического «каркаса» России связана с особенностями традиционного природопользования;
2) отраслевая специализация регионов, структурная перестройка которых осуществляется в соответствии с научно-технической и инвестиционной политикой страны;
3) использование прогрессивных форм пространственной организации общественного производства и размещения квалифицированных кадров;
4) формирование равных институциональных условий, преодоление региональных различий в уровне экономического развития территориальной структуры хозяйства с учетом социальной, этнополитической и экологической обстановки.
«Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них реконструкция экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.»[11]
2.2 Возможности выравнивания региональных диспропорций. Пути поддержки депрессивных регионов.
Различают три типа регионального развития: асимметричный, гармоничный и нейтральный.
Асимметричным, или дисгармоничным, называется такой тип регионального развития, при котором регионы, имеющие относительное преимущество по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а регионы, имеющие относительное отставание, - его усугубляют.
Гармоничным (симметричным) считается тип регионального развития, при котором разрыв в уровне региональных показателей сокращается.
Нейтральным является такой тип развития, при котором соотношение в уровне региональных показателей в течение периода остается неизменным.
Одним из главных направлений решения проблемы дифференциации регионов является создание институциональной инфраструктуры, поскольку эффективность региональной политики во многом зависит от того, как организованы и как функционируют институты, созданные для ее проведения.[1]
Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. Депрессивными территориями в регионе следует считать компактные образования (например, населенные пункты), которые являются точками напряжений. Число таких точек зависит лишь от того, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях (районы Крайнего Севера, районы национально-этнических конфликтов и т.п.) признаются недопустимыми и требующими немедленных регулятивных мер противодействия.
«1. Целями федеральной поддержки депрессивных территорий являются преодоление на таких территориях спада производства и перевод их экономики к устойчивому развитию.
2. Задачами федеральной поддержки депрессивных территорий являются:
1) разработка форм и методов преодоления территориями депрессивного состояния;
2) разработка и принятие федеральных программ поддержки депрессивных территорий в целях преодоления депрессивного состояния территориями, неспособными самостоятельно, без федеральной поддержки преодолеть данное состояние;
3) обеспечение реализации федеральных программ поддержки депрессивных территорий в части, касающейся федеральных органов исполнительной власти.» [12]
Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всестороннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наиболее острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии представляют собой краткую системную характеристику варианта состояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощью этого же инструментария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивных ситуаций в масштабах локальных территорий.
Санацией (оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования. Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточности ресурсов для общего и относительно равномерного подъема территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском специально разработанных системных механизмов санации. При этом требуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремальных точек и таких системных механизмов.
Таким образом, преодоление депрессивности там, где это возможно, является одним из наиболее реальных и эффективных способов снижения дифференциации в социально - экономическом развитии регионов и уменьшения количества дотационных территорий.
В настоящее время не существует закона, определяющего понятие депрессивной территории, формы и методы поддержки таких территорий. Это приводит к определенному субъективизму в распределении финансовых средств, мешает комплексному решению проблем преодоления депрессивности.
Заключение
На основании анализа приведенной в реферате исследований были получены следующие выводы и результаты.
Региональная экономика направлена на увеличение ВРП, привлечению инвестиций, развитие внешнеторговой деятельности, а так же на подъем общего уровня жизни.
Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.
В настоящее время не существует закона, определяющего понятие депрессивной территории, формы и методы поддержки таких территорий. Это приводит к определенному субъективизму в распределении финансовых средств, мешает комплексному решению проблем преодоления депрессивности.
Список используемой литературы
1. Г.Г. Фетисов, В.П. ОрешинРегиональная экономика и управление: учебник.– М.: ИНФРА-М, 2012. – 416 с.
2.http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_jcontentplus&view=article&id=2739:2012-02-07-11-29-32&catid=148:2010-08-12-05-13-05&Itemid=196
3. http://bibliotekar.ru/economicheskaya-teoriya/71.htm Николаева Л.А., Черная И.П.
4. http://websurveys.ru/regio/rure03.htm
5. Андреев А. В. Региональная экономика: учебник для вузов/А. В. Андреев.- СПб: Питер, 2012. – 464 с.
6. http://www.econom-chelreg.ru/economicsprogram
7. http://www.econom-chelreg.ru/socreview
8. http://www.bibliotekar.ru/regionalnaya-economika/5.htm
9. http://pravmin74.ru/sites/default/files/n/page/47/upload/strategy.pdf
10. http://www.rae.ru/forum2012/21/1001
11. http://websurveys.ru/regio/rure03.htm
12. Федеральный закон «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации»