ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Вятский колледж культуры»
ПЦК образовательных и гуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по МДК 02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин
Роль семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков
Выполнила:
студентка группы 3СБ очной формы обучения специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (вид: хореографическое творчество)
Русских Вероника Вениаминовна
______________/подпись/
Руководитель:
преподаватель
Кононова Лада Витальевна
_______________/подпись/
Работа допущена к защите ___________ |
Работа защищена с оценкой ____________ |
Киров
2016
Содержание
Введение. 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования семейных традиций. 8
1.1. Семья как основной фактор, влияющий на формирование личности. 8
1.2. Основные средства нравственного воспитания в семье. 12
1.3 Роль семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков. 20
Глава 2. Изучение роли семейных традиций в нравственном воспитании подростков 23
2.1. Количественный и качественный анализ анкеты «Семейные традиции и ценности». 23
2.2 Количественный и качественный анализ социального опроса. 31
2.3 Рекомендации для родителей. 32
Заключение. 36
Список литературы.. 37
Кировское областное государственное автономное
образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Вятский колледж культуры»
Рассмотрено на заседании ПЦК гуманитарных и общеобразовательных дисциплин протокол № ________ от _______________ председатель ПЦК: _________А. Г. Платунова |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебно-методической работе ______________Утёмов В.В. «__»_________2014г. |
ЗАДАНИЕ
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
по МДК 02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин
студент
Русских Вероника Вениаминовна
группа 3СБ
Роль семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков
Содержание работы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования семейных традиций.
1.1. Семья как основной фактор, влияющий на формирование личности
1.2. Основные средства нравственного воспитания в семье
1.3. Роль семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков
Глава 2. Исследование роли семейных традиций в нравственном воспитании подростков.
Заключение
Список литературы
Приложения
Сроки выполнения:
чернового варианта 01.04.2016, готового варианта 01.05.2016
Задание выдано: Подпись студента ____________
Руководитель: к.п.н. Кононова Лада Витальевна
Защита курсовой работы: _____________
оценка _________________
Введение
Выдающийся историк Ключевский писал: «…трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у него, современного человека, этот медленно и трудно нажитый скарб обычаев и традиций – он растеряется, утратив все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова». [21]
От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние школьники, станет зависеть, какое мы возродим сообщество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить. Возрождение России невозможно без возрождения культа семьи и семейных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам нравственности и духовности. Так жила и семья – основная человеческая ценность.
В настоящее время многих семьях наблюдается спад связей между детьми и родителями. Это ведет к утрате традиций, которые являются фундаментом культурной жизни общества. Когда люди по-настоящему уважают, оберегают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных пиршеств. У них личные ритуалы приема гостей, обычаи поздравления близких. Их объединяет совокупность духовных ценностей, характеризующих степень развития семьи, отношения между поколениями. Устройство их домашнего уклада постоянно впитывает в себя все наилучшее из внешней среды, но при этом они формируют особенность своего дома[9].
Какие-то традиции перешли от родителей, какие-то сотворили сами. Воплощение традиций - это путь к единению семьи. В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других государст, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и митинг в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза, и множество мелочей, какие есть только в этой семье и которые остаются, воспоминаниями о детстве. Но конкретно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, забывают [3].
Традиции представляются чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Благодаря чему на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в данной семье?» большая часть родителей лишь пожимали плечами и твердо отвечали, что таких просто нет. Тем временем психологи утверждают, что подросткам семейные традиции важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с часто повторяющимися событиями к подросткам приходит осознание стабильности мира. В утрате семейных традиций некоторые психологи находят причину проблемного подросткового возраста. Семья – это особый дух, неповторимый уют и атмосфера, соответствующая только для одной семьи. Традиции присутствуют во всех социальных системах и являются важным условием их жизнедеятельности. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно сохранять не только традиции собственной семьи, но и своего народа [15].
Все это определило актуальность исследования.
Анализ теоретических подходов позволяет выделить противоречие между знанием родителями важности влияния традиций на нравственное воспитание подростков и реальной ситуацией в семьях.
Приступая к написанию курсовой работы, возникла проблема построить общую работу с родителями, чтобы дети выросли продолжателями семейных обычаев своих родителей и действительными патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности воспитать культурное общество. В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна. Не созданы датчики, определяющие уровень нравственной воспитанности, ее не учитывает статистика, о ней не могут рассказать демографы. Но все знают по опыту личных отношений, из материалов средств массовой информации, что проблема, о которой идет речь, существует.
Объект исследования: нравственная культура подростков.
Предмет исследования: семейные традиции как фактор формирования нравственной культуры подростков.
Цель исследования: изучить роль семейных традиций в воспитании подростков.
Задачи исследования:
1) определить, что такое семья как основной фактор, влияющий на формирование личности;
2) выделить основные средства нравственного воспитания в семье;
3) выявить роль семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков;
4) изучить роль семейных традиций посредством анкетирования;
5) разработать рекомендации для родителей
Гипотеза исследования: можно предположить, что формирование нравственной культуры подростков в семье будет эффективным, если:
1) используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций;
2) деятельность родителей по формированию нравственной культуры подростков будет проходить через традиции
Степень разработанности проблемы
Задачами и принципами семейного воспитания занимались Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин.
Методы и правила семейного воспитания рассматривались
в трудах Г. М. Коджаспировой.
Основными средствами семейного воспитания изучались такими
ведущими специалистами в области педагогической деятельности как Б. З. Вульфов, Н. В. Федюкина.
Методы исследования:
1. анкета полуоткрытого типа для родителей и детей «Семейные традиции и ценности»
2. вопросы для социологического опроса
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
Практическая значимость исследования состоит в том, что материал курсовой работы может быть применён в практике работы классных руководителей, родителей, руководителей творческих коллективов, студентов педагогических кафедр.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения,
одной главы, заключения, списка использованных источников, приложений.
Новизна исследования заключается в том, что впервые были выделены рекомендации для родителей
Глава 1. Теоретические аспекты формирования семейных традиций
1.1. Семья как основной фактор, влияющий на формирование личности
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, считается семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Союз двух людей ещё не составляет семью: она возникает с рождением детей. В продолжении рода, в рождении детей и воспитании заключаются основные функции семьи.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, подготовленная с целью рационального удовлетворение нужд в самосохранении (продолжении семейства) и самоутверждении (самоуважения) каждого её члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как ощущения, чувства, где ожидают, оберегают, любят, понимают. Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Значительная важность семьи в формировании личности возрастающего лица хорошо известна [5].
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, создающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания. Все это переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- передать опыт сотворения и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- стать социально-экономической и психологической охраной ребенка;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я» [7].
Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
- гуманность и милосердие к ребенку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- оптимистичность взаимоотношений в семье;
- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы[3].
Кроме этих принципов имеется ряд частных, но не менее важных для семейного воспитания: запрещено наказывать физически, запрещено читать чужие письма и дневники, нельзя говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, сводятся к одной идее: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними просто, а дети хорошие и с ними легко потому, что им рады.
Содержание домашнего воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и моральное воспитание детей, которое изменяется от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье предоставляют подросткам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; в конце концов, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни [2].
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь воспитание таких свойств, как доброжелательность, доброта, интерес и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Сюда же относят послушание, но не все считают его добродетелью.
Целью семейного воспитания является формирование таких свойств личности, которые помогут достойно справиться с трудностями и преградами, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют наиболее сильное влияние на подростков. Каждая семья, любой родитель, стремится выкормить в своем ребенке лучшие качества. Для этого они используют свои критерии и методы, такие как:
1. Личный пример родителей. В основе всякого обучения лежит способность детей к подражанию. Так же и в нравственной сфере. Все наблюдения и впечатления ребенка от внутрисемейной жизни ложатся в базу его собственного поведения и становятся критерием отношения к окружающему миру. Взрослея, дети уже выходят за рамки домашнего опыта, их знания жизни расширяются и у них начинают формироваться свои определенные взгляды и суждения. Так, в подростковом возрасте дети уже более критично расценивают поступки своих родителей и не все принимают, как эталон для подражания. Здесь почти все зависит от родительского авторитета в глазах ребенка. [17]
2. Связь воспитания с жизнью детей и их потребностями. Следование этому принципу обязует, выдвигать такие цели обучения и его содержание, которые обеспечивают продолжение опыта воспитуемого, удачную адаптацию его к жизни.
3. Учет способностей и особенностей развития. Весь процесс обучения и воспитания детей необходимо основывать с учетом их возрастных и личных особенностей и выявлять эти индивидуальности путем систематических наблюдений. Индивидуальный подход требует большого терпения, умения ориентироваться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти фактор формирования тех или иных личных особенностей ребенка. Одним из критериев правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является целостность требований к нему как работников школы, так и родителей. Осуществляя индивидуальный подход к детям, необходимо помнить, что требуется не только развивать те положительные свойства, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.
4. Единство требований и воспитательных позиций. Действия должны быть направлены на обеспечение согласованных действий, взаимопонимания, единства требований, взглядов, позиций семьи, улицы и школы. Для этого общество, родители должны работать с социальным окружением подростков: осуществлять педагогическое просвещение, организовывать социальную и педагогическую работу, педагогическую пропаганду в более широких масштабах. Взрослый вне школы тоже должен быть в известной мере педагогом и быть ответственным за свое поведение[18].
5. Гендерность в воспитании. Гендерное воспитание ребёнка наступает уже с момента его рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Гендерное воспитание – это целеустремленный, организованный и направленный процесс формирования социокультурных устройств конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических черт личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от биологического пола.
6. Включенность ребенка с деятельностью семьи. Важно так осуществить жизнь детей в семье, чтоб они были целесообразно занятыми. Ценным средством воспитания являются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение, нормы поведения. Это могут быть: увлекательное проведение дней рождений членов семьи, возложение цветов к памятникам воинов. Согласно главному закону воспитания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: чтобы правильно воспитывать, надо привлекать воспитуемых в разные виды деятельности, таких как: учебно-познавательная, игровая, художественно-эстетическая, общественно-трудовая, спортивно-оздоровительная [4]. «Традиция — это прогресс в минувшем; в будущем прогресс станет традицией». Элуарл Эррио [21].
Таким образом, семья и семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка. Мир семьи имеет свои особенности по сравнению с другими социальными группами. Каждая семья имеет свою историю, опыт общения между собой, ошибок и промахов, успешного опыта решения возникающих проблем, а так же свои принципы, задачи, методы и средства нравственного воспитания, о которых подробнее будет описано в параграфе 2.1.
1.2. Основные средства нравственного воспитания в семье
К средствам нравственного воспитания, относится широкий круг целенаправленных действий и прежде всего этическое образование через различные каналы и на разных уровнях, сюда же относятся общественное мнение и идейно-воспитательная работа. Так как это является неотъемлемым причиной становления нравственности подростков. Средство обучения можно определить как объект среды или жизненную ситуацию, целенаправленно включенную в воспитательный процесс[20]. Традиционно в качестве средств обучения рассматривают объекты материальной и духовной культуры, применяемые для решения воспитательных задач, такие как:
1.2.1.Труд как средство воспитания
Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в нём, и, чем ранее ребенок будет приобщен к труду, тем удачнее будет проходить его трудовое воспитание. Труд выступает воспитательным средством, в котором эффективное воздействие на формирующуюся личность оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. В данной деятельности совершенствуется и сам подросток – в физическом, умственном, нравственном, эстетическом и остальных отношениях. Воспитательная сила труда заключается в большей степени в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой возникновение новых потребностей. Они могут быть заложены в самом труде, его результатах или в том, что может этот итог дать ребенку. [14]
Чтобы физический труд стал эффективным средством воспитательного воздействия, при его организации необходимо соблюдать следующие требования:
1) привлекательность, общественная и личная значимость цели, четкость организации, моральная удовлетворенность результатами;
2) положительная мотивация трудовой деятельности, возможность выбора детьми видов труда и форм его организации;
3) посильность, разнообразие, высокая нравственная основа, связь с учением, творческий характер, результативность, коллективность, поощрение успехов в труде. [10]
С возрастом не только расширяется круг трудовых обязанностей, но и усложняется, возрастает ответственность перед взрослыми за своевременность и качество исполняемых трудовых уроков. Во время выполнения обязанностей по бытовому труду не нужно бояться труда, требующего умственного или физиологического волевого напряжения. Надо так осуществить жизнь ребенка в семье, чтоб он смотрел на свои трудовые задания как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая точка зрения родителей, при которой они не могут обойтись без труда детей, укрепляет веру подростка и свои силы, учит его работать добросовестно. Труд обязан сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает усталость. Ученые физиологи и гигиенисты обосновали положение о том, что смена видов деятельности, чередование различных видов труда — нужное условие снятия утомления. И семье также имеются условия для корпоративного труда ребенка: общее приготовление праздничного стола, уборка квартиры, работа на огороде, в саду. Коллективный труд формирует благоприятные условия для того, чтобы ребенок ощутил себя членом семьи, понял свою неразрывную связь с ней. Коллективный труд дает вероятность ребенку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе. [14]
1.2.2 Совместный отдых
Совместный отдых семьи – это великолепная возможность всей семьи быть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять своего ребенка, увидеть и услышать, чем он живет и дышит. Совместный отдых содействует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время нестандартно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Совместных отдых играет главную роль в воспитании подростков. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируются семейные ценности. [14] Виды совокупного отдыха родителей и детей:
- совместная интеллектуальная активность: интеллектуальные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, собирание пазлов.
- Совместная творческая деятельность: рисование, лепка, оформление квартиры к празднику, оформление открытки для поздравления родственников, изготовление разных поделок.
- Совместная трудовая деятельность: посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство местности вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.
- Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, занятия на стадионе, лыжные семейные прогулки.
-Совместные подвижные и сюжетно-ролевые игры. [12]
Игры – прекрасный источник информации о личности ребенка. В игре можно увидеть, как ребенок идет к цели, опасается или не боится трудностей, может ли совладать с постигшей его неудачей. Совместная деятельность родителей и детей может реализоваться с помощью игры-труда, подвижных игр-состязаний, игр-театрализаций (разыгрывание литературных сюжетов). Главная задача взрослых в этой игре – поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное. Прекрасным средством для укрепления семьи и воспитания подрастающего поколения, является семейный туризм.
Семейный туризм дает неповторимую возможность в реальности познакомить детей с природой, научить их любить и беречь ее, поучаствовать самостоятельно в решении многих задач (развести костер, собрать дрова, поставить палатку). Достичь общей цели с родителями, принципиально для ребенка любого возраста, он становится уверенней, организованней, ответственней. Отдыхая всей семьей, члены семьи становятся лучшими друзьями для своих детей. Подобный функциональный отдых помогает вызвать в родителях и детях дух коллективизма, развить выносливость, выдержку, настойчивость. В походе юные туристы учатся различать съедобные грибы от несъедобных, получают возможность создать красивые поделки из дерева, изучать лечебные растения. [14]
1.1.3.Поощрение и наказание
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского воздействия. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам подростка. У всякого родителя имеется своё устоявшееся мировоззрение по поводу наказаний и поощрений. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой подростку, родители должны повнимательнее приглядеться к нему, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания. Поощрения и наказания — важнейшие рычаги воспитания. Формируясь как личность, подросток совершает выбор, а с этим — судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Подросток, сам того не ведая, своими поступками, собственным отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, сформировывают характер подростка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей. Родители должны повнимательнее присмотреться к подростку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания. [14] Поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из последующих областей:
- Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д. (Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; дольше говорить по телефону.)
- Материальные поощрения.(Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для подростка: дополнительные карманные средства, одежда, и т. д., то, что вы обычно приобретаете или разрешаете детям.)
- Социальные поощрения. (Это наиболее мощный тип одобрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении согласия, смехе, похвале за отлично сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в остальных формах доброжелательности. Например: поощрить, вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно чрезвычайно важно для подростков, а значит, укрепляет ваше позитивное взаимодействие с ним). [11]
Поощрение является чрезвычайно мощным последствием и действенным средством изменения поведения подростков. Однако, чтобы поощрение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
- Поощрение должно быть строго индивидуальным.
- Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
- Заслуженное поощрение необходимо выдать. Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении. Возможно, награды придётся менять. Поощрение должно быть достижимым.
Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию. Наказания можно определить так: это лишение подростка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая утрата. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.
- Потеря привилегии: Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что подросток штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, представляющая для подростка ценность, может быть использована для наложения штрафа. (Например: дочери полагается в десять быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.) Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей подросток может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
- Запрет на приятные для ребёнка занятия: Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием. (Например, наказание тайм-аутом. Дочь затевает спор в магазине из-за стиля одежды. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь дерзить; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”). Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для ребёнка.
- Лишение поощрения: Если в семье применяется система поощрений и подросток не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой.
- Вербальные наказания: Если родители кричат на подростка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. подростки умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей.
- Физическое наказание: Физическое наказание подразумевает управление подростком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических.
Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.
- Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
- Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
- Индивидуализируйте наказания.
- Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
- Сохраняйте холоднокровие.
- Не злоупотребляйте наказаниями.
- Старайтесь наказывать сразу.[ 13]
1.1.4. Личный пример
Стараясь привить своим детям самые лучшие качества, родители используют множество средств: игры, чтение книг, просмотр мультфильмов, посещение специальных развивающих центров. Однако самым лучшим воспитателем есть и всегда останется личный пример родителей. Можно долгое время говорить ребёнку о доброте, чистоте, уважении, но он никогда этого не поймёт, если будет видеть, как папа кидает на улице мусор, мама кричит и никак не похожа на женственную, доброжелательную женщину, а дома всегда пыльно и грязно. Важно запомнить каждому родителю – дети повторяют именно поступки своих родителей. Когда ваш ребенок рядом, говорите культурно, демонстрируйте хорошие манеры, уважение к окружающим людям, бережное отношение к природе и животным. Как можно чаще демонстрировать ребёнку собственные положительные поступки и достижения, поясняя при этом, как и что нужно делать. В памяти человека откладываются множество воспоминаний, которые влияют потом на всю его дальнейшую жизнь. Запоминаются два типа событий: либо эмоционально очень яркие, либо те, что повторяются часто. Поэтому родителям, стоит регулярно демонстрировать правильное поведение, изо дня в день приучать к моральным ценностям. [14]
2.2.5. Традиции в семье
Семейные традиции — большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и подростков. Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания. [2]
Таким образом, в данном параграфе были выделены наиболее распространенные средства нравственного воспитания, используя которые можно воспитать нравственного человека, готового достойно прожить жизнь и передать последующему поколению свои навыки умения и семейные традиции.
1.3 Роль семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков.
Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей, другие, новые традиции отражают завоевания советского общества и являются общим достоянием. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция. В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Очень полезна традиция ежевечерних чтений, обсуждений прочитанного, свободных высказываний и обмена мнениями. Все большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха. Наилучшая школа жизни — разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков. Каждому хочется, чтобы его дом был уютным, гостеприимным, неповторимым, чтобы всегда, где бы кто не находился вдали от дома из членов семьи, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту [19]. А еще в семье должны бытовать традиции, которые дети должны перенять и перенести в свои будущие семьи. Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга [16]. В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции — это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно. Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни [5]. Папа и мама формируют картину мира ребенка, передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер подростка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем [19]. Представьте, радость вашего, уже взрослого, сына, когда на 18-илетие вы подарите ему сборник сказок, написанных вами и прослушанных им в детстве - это настоящий "золотой" подарок. А еще семейные традиции и ритуалы:
- позволяют подростку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено;
- дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
- настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда "каждый день – праздник";
- создают неповторимые воспоминания, о которых подросток будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
- позволяют ощутить гордость за себя и свою семью[6].
Не забудьте только три главных правила: - повторяющееся событие должно быть ярким, позитивным, запоминающимся;
- традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
- в этом традиционном действии должно быть что-то, влияющее на чувства и восприятие подростка [1].
У некоторых семей нет своих семейных традиций и семейных праздников. Не следует ссылаться только на острый дефицит времени. Эта причина поверхностная, истина намного проще и печальней: вероятно, этим людям не о чем говорить между собой, им в тягость видеть часто родные лица. И это симптом тяжелого функционального нарушения в жизни дома. Такой дом совсем не прочен. Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную подростковую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии [8].
Таким образом, семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. По большому счету, традиции — это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.
Глава 2. Изучение роли семейных традиций в нравственном воспитании подростков.
Для изучения роли семейных традиций были выбраны два вида методов психологической диагностики.
Во–первых, была разработана анкета полуоткрытого типа для родителей и детей «Семейные традиции и ценности» (см. Приложение 1), базой исследования для которой, был выбран Ансамбль эстрадного танца «Триумф», участниками исследования являлись подростки (50 человек) и их родители (50 человек);
Во – вторых, были разработаны вопросы для социологического опроса (см. Приложение 2), участниками которого явились студенты 1х и 2х курсов Вятского колледжа культуры (44 человека)
2.1. Количественный и качественный анализ анкеты «Семейные традиции и ценности».
В процессе обработки анкет был проведен количественный и качественный анализ, в ходе которого были построены диаграммы. (Приложение №3)
Диаграмма №1. Знаете ли вы о происхождении вашей фамилии?
Родители
Подростки
Вывод: большинство респондентов (родители и подростки) ответили, что не знают о происхождении своей фамилии. Тем не менее, количество родителей о происхождении своей фамилии знают больше, чем подростки.
Диаграмма №2. Знаете ли Вы как познакомились (поженились) ваши родители?
Родители Подростки
Вывод: большая часть респондентов знают, как познакомились и поженились их родственники. Родители данной информацией на 12% владеют больше чем подростки.
Диаграмма №3 Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?
Родители Подростки
Вывод: большая часть участников исследования ответили, что в семьях ведется летопись по средствам фотографий и фотоальбомов.
Диаграмма №4 Хранятся ли в Вашей семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
Родители Подростки
Вывод: участники исследования в лице родителей больше владеют информацией о наличии писем, открыток, других рукописных свидетельств прошлого, А подростки (28%) затруднились ответить на этот вопрос.
Диаграмма №5 Есть ли у Вас семейные реликвии?
Родители Подростки
Вывод: ¼ часть респондентов (родителей и подростков) имеют у себя дома реликвии такие как: часы, шкатулка, икона, портрет, ювелирное украшение. 65% участников в исследования среди подростков затруднились дать ответ на данный вопрос, но большая часть родителей ответили, что в их семьях нет реликвий, что на наш взгляд является упущением в семейном воспитании.
Диаграмма №7 Что для Вас «родной дом»?
Вывод: на вопрос «Что для вас «родной дом»» 1/3 часть респондентов ответила – семья и родители. Чуть менее (29%) ответили – уют, тепло. Третье место – безопасность, надежность. 6% опрошенных не смогли ответить на этот вопрос.
Диаграмма №8 Какое помещение (место) в доме (квартире) у Вас самое любимое?
Вывод: самым любимым и популярным местом в доме (квартире) является личная комната (48%). Ей уступает кухня, набравшая 24%. Замыкает список гостиная, которую любят посещать 20% респондентов.
Диаграмма №9 Где и когда Ваша семья собирается вместе?
Вывод: 43% респондентов предпочитают собираться семьей на праздниках в домашней обстановке, на 20% меньше собираются на природе или на даче (23%). 14% собираются за обеденным столом. 6% респондентов совсем не находят возможности собраться с семьей.
Диаграмма №10 Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?
Вывод: среди респондентов самым семейным и любимым считается день рождения (29%), всего на 1% отстает Новый год. 20% набрала свадебная церемония.
Диаграмма №11 Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?
Родители Подростки
Вывод: 46 % всех респондентов имеют у себя дома распорядок дня либо совместные приёмы пищи.
Диаграмма №12 Есть ли семейные привычки? Традиции?
Родители Подростки
Вывод: больше половины всех респондентов ответили, что имеют свои семейные ценности и следуют традициям, 6% подростков следуют традициям, но не знают об этом.
Диаграмма №13 Принято ли у Вас семейное обсуждение чего-либо? Если да, то какое?
Вывод: чаще всего в семьях респондентов обсуждаются успехи в школе и на работе (42%). 38% обсуждают новости и произошедшие события. Замыкает тройку – обсуждение подарков на праздники (12%).
Кроме того, перед респондентами была поставлена задача: дополнить предложения на тему «семья – это…. и семейные ценности – это …».
На вопрос «семья – это…» у участников исследования были следующие ответы:
Родители |
Подростки |
Взаимопомощь |
Родители и дети |
Любовь |
Любовь |
Счастье |
Родственники |
Уважение |
|
Близкие люди |
По мнению респондентов, Семейные ценности – это…
Родители |
Подростки |
Взаимовыручка |
Любовь |
То, чем дорожат в семье |
Дети |
Любовь, счастье |
Взаимопомощь |
Семейные достижения |
Уважение |
Исходя из результатов, проведенной анкеты, можно сделать вывод, что формирование нравственной культуры подростков в семье будет эффективным, если используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций и деятельность родителей по формированию нравственной культуры подростков будет проходить через традиции.
2.2 Количественный и качественный анализ социального опроса.
При проведении социологического опроса (см. Приложение 2), участниками которого явились студенты 1х и 2х курсов Вятского колледжа культуры (44 человека) выявились следующие результаты:
1) На вопрос, «Какие семейные традиции есть в вашей семье» 56,8% участников исследования ответили, что основная традиция – это совместные праздники;
2) На вопрос, «Какие семейные традиции есть в вашей семье» 20,5% - участников исследования ответили, что основная традиция – это совместный труд;
3) На вопрос, «Какие семейные традиции есть в вашей семье» 15% респондентов исследования ответили, что имеют свои семейные внутрисемейные традиции;
4) На вопрос, «Какие семейные традиции есть в вашей семье» 4,5% опрошенных посещают культурные заведения совместно со своей семьей;
5) На вопрос, «Какие семейные традиции есть в вашей семье» 2,3% студентов выбрали совместный семейный выезд на природу.
Подсчитав голоса социального опроса можно выделить, что наиболее распространенной традицией считаются празднование событий внутри семьи. На втором месте стоит совместный труд. Менее 5% респондентов предпочитают совместно посещать культурные заведения и выезд на природу.
2.3 Рекомендации для родителей
Для эффективного развития нравственной культуры подростков были разработаны методические рекомендации для родителей:
«Роль семейных традиций в воспитании подростков».
Для детей и подростков семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семейные ценности - составляющие крепкого фундамента для семьи. То есть - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. В жизнь можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.
Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Домашняя энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Традиции - это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить им хорошую службу. Часто следование традициям помогает жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.
Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
То, как подростки впоследствии воспитания отнесутся к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.
Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.
Семейные традиции и ритуалы:
· позволяют подростку ощущать стабильность жизненного уклада;
· в семье состоится то, что заведено;
· дают подростку чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
· настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник;
· создают неповторимые воспоминания, о которых подросток будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
· позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:
· повторяющееся событие должно быть ярким, позитивным, запоминающимся;
· традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет - пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если дать возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни – одной или самых разных! Так подросток сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник впервые выходные лета.
Самая лучшая традиция, связанная с днем рождения, это - действительно отмечать этот день, как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения".
День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть подросток чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с подростком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное – почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи.
Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты.
Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие подросткам никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику.
Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих своей непременной обязательностью, - передают подростку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
Заключение
Цель исследовательской работы - изучить роль семейных традиций в воспитании подростков, была выполнена с помощью
1. определение, что такое семья как основной фактор, влияющий на формирование личности. Семья и семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка. Мир семьи имеет свои особенности по сравнению с другими социальными группами. Каждая семья имеет свою историю, опыт общения между собой, ошибок и промахов, успешного опыта решения возникающих проблем, а так же свои принципы, задачи, методы и средства нравственного воспитания.
2. была решена посредством выделения основных средств нравственного воспитания в семье. В данном параграфе были выделены наиболее распространенные средства нравственного воспитания, такие как: совместный труд, совместный отдых, личный пример, поощрение и наказание, семейные традиции. Использование, которых поможет воспитать нравственного человека, готового достойно прожить жизнь и передать последующему поколению свои навыки умения и семейные традиции.
3. реализована через выявление роли семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков. Исходя, из результатов проведенной анкеты можно сделать вывод, что формирование нравственной культуры подростков в семье будет эффективным, если используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций и деятельность родителей по формированию нравственной культуры подростков будет проходить через традиции.
Данная работа может быть использована студентами Вятского колледжа культуры при изучении МДК «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» по теме «Профессионально-педагогическая деятельность», студентами педагогических ВУЗов, родителями, а также педагогами и руководителями в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного типа.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. — М.: Аргументы и факты, 2002. 608 с.
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник. / Г. М. Коджаспирова – Москва: Гардарики, 2014. – 528с.
3. Болдырева Н. Г., Зверева Л. А., Рябинина С. И. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 753-755.
4. Байбородова JI. В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в средней школе. Ярославль, 1998. - 380 с.
5. Волжина О.И. Институт семьи: Проблемы и решения М., 2005. -477 с.
6. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. -М.: Педагогика, 1989 158 с.
7. Гросс-Ло К. (Секрет воспитания - у каждого он свой) / К. Гросс-Ло // Счастливые родители. - 2015. - № 2. - С. 88-89
8. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей / С.М. Зайцев. - Мн.: Книжный Дом, 2011. - 576 c.
9. Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников.- № 8. — 2000.1. С.7-8.
10. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник. / Г. М. Коджаспирова – Москва: Гардарики, 2014. – 528с.
11. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.r-komitet.ru (свободный доступ).
12. Лебедева Н. Ребенок строгого режима : что нужно детям: жесткий контроль или свобода выбора? / Н. Лебедева // Российская газета. Неделя . - 2015. - 15-21 января. - С. 26
13. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев ; под ред. М.К. Кабардова. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва ; Нальчик, 1996. – С. 164.
14. Мама и малыш. Статьи. Семья и семейные традиции. [электронный ресурс] Режим доступа. – URL: http://mama.sarbc.ru/articles/semya-i-semeinye-traditsii.html (свободный доступ).
15. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009
16. Мустаевой Ф. А.. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития: монография / – Магнитогорск: МаГУ, 2013.
17. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич - Москва: Современное слово, 2009. - 928с.
18. Реан, А.А., Психология и педагогика. / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум - СПб., 2000. – С. 125 – 143.
19. Самойлова Ирина Ивановна - учитель начальных классов[электронный ресурс] Режим доступа. – URL: http://site-sii2015.umi.ru/ (свободный доступ).
20. Сухомлинский, В.А. О воспитании. - 3-е изд. - Москва, 1979. – С. 32 – 42.
21. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики. - Москва, 2002. – С. 243.
22. Цитаты и афоризмы о традициях. CITATY.SU - минимум слов, максимум смысла [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://citaty.su/tradiciya-citaty-i-aforizmy/ (Свободный доступ).
Приложения.
Приложение 1.