Оглавление:
Глава 1. Малый бизнес
Введение………………………………………………………………….
1.1. Роль малого бизнеса в рыночной экономике……………………
1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий…………..
1.3. Государственная регистрация предприятия…………………….
1.4. Функционирование малого бизнеса……………………………...
1.5. Деятельность малого бизнеса…………………………………….
1.5.1. Реорганизация предприятия……………………………………..
1.5.2. Ликвидация предприятия…………………………………………
Глава 2. Крупный бизнес
2.1. Сущность крупного бизнеса……………………………………..
2.2.
Организационные
формы крупного бизнеса…………………..
Введение
Переход к рыночным отношениям в Российской экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие предпринимательства.
По видам, формам и величине деятельности предпринимательство можно классифицировать на крупное, среднее и малое предпринимательство. Остановимся подробнее на развитии мелкого предпринимательства в современный период. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны мгновенно отзываться на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством включает: качество, внедрение новых методов организации производства или новых технологий.
Для изучения предпринимательства также необходимо выделить его существенные признаки и реализуемые им цели, к которым относятся:
Во-первых, предпринимательство – вид рисковой человеческой деятельности, связанный со свободой выбора направлений и методов деятельности, самостоятельности и ответственности в принятии решений. При этом следует отметить в виду то обстоятельство, что, рискуя, предприниматель в рыночной системе хозяйствования не обходится без банкротства и множества негативных последствий.
Во-вторых, предпринимательство – это деятельность, направленная на получение прибыли, успеха, наилучшего конечного результата. Качествами предпринимателя обладают люди не только в материальном производстве, но и занимающиеся творческим трудом, достигая не материального успеха, а признания.
В-третьих, цивилизованная предпринимательская деятельность позволит не только получать прибыль, либо успех, но и решает социальные проблемы общества.
В-четвертых, сущность явления предпринимательства раскрывается в его функциях.
Экономическая функция предпринимательства заключается в том, что она обеспечивает непрерывное институциональное изменение и развитие всей экономической системы общества, постоянно обновляет инновациями среду, открывает дорогу разнообразным преобразованиям. Экономическая функция предпринимательства способствует повышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрению достижений научно-технического прогресса.
Социальная функция
предпринимательства заключается в том, что она смягчает стихийное воздействие
рынка путем решения вопросов социального обеспечения людей. Эта функция
способствует росту культурного и образовательного уровня населения, защищает
его малообеспеченные слои от инфляции.
Глава 1.Малый бизнес.
1.1. Роль малого бизнеса в рыночной экономике.
Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Роль малого предпринимательства в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта.
Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.
Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).
Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики.
Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.[1]
1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий.
При осуществлении деятельности малого предпринимательства приходится сталкиваться со многими областями права, которые изложены во многих федеральных законах и правовых актах, однако юридические основы предпринимательской деятельности заложены Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ).
Правовые основы, которые регулируют малый бизнес, лежат в таких отношениях как, производитель-потребитель, производитель-общество, потребитель-общество. В результате чего, появляется необходимость в формировании действий сторон, на основе законодательства, и требует постоянно развивающегося правового регулирования предпринимательства.
Правовая среда предпринимательства гарантирует осознанное ведение разрешенных законом видов хозяйственной деятельности, а также обеспечивает свободу принятия экономических решений. Правовая среда соприкасается с бизнесом с момента открытия до прекращения хозяйственной деятельности предприятия. Однако ее сложность заключается в том, что часто возникают изменения, уточнения, затрудняющие использование правовых аспектов в действительности. В сложно решаемых ситуациях предприниматель может обратиться за консультацией в налоговые органы, юристам, бухгалтерским организациям, по ведению бизнеса.
Основой осуществления предпринимательства в России положены следующие принципы, которые составляют государственную политику в области правового регулирования:
ü Создание одинаковых равных условий вне зависимости от форм собственности;
ü Заявочный характер, который упрощает вступление в предпринимательство.
ü Законодательно регулируются два аспекта предпринимательства:
ü Учреждение предпринимательства;
ü Правовая сторона осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.[2]
Регулирование отношений в области предпринимательской деятельности осуществляется гражданским законодательством. Согласно, ст.2 ГК РФ следует, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием.[3]
Гражданское право содержит определенные принципы, отражающие его наиболее существенные свойства и обеспечивающих основные права и свободы предпринимателей. Такие как: дозволительная направленность гражданско-правового регулирования; равенство правового режима для всех субъектов гражданского права; недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; неприкосновенность собственности; свобода договора; свободное перемещения товаров, услуг и финансовых средств по территории РФ.
Правовое регулирование субъектов предпринимательской деятельности, в том числе малого бизнеса решает такие вопросы, как установление правоспособности субъектов на занятие предпринимательством, государственную регистрацию, лицензирование (когда это предусмотрено законодательством для определенных видов деятельности), установление степени и меры ответственности учредителей по обязательствам субъекта, порядок прекращения предпринимательской деятельности. Вместе с тем вопрос о регистрации связан с приобретением прав и имеет для субъектов малого бизнеса двойственную постановку - право на занятие предпринимательством и право на государственную поддержку.
В ст.18 ГК РФ, на основании права собственности граждан, устанавливает их право заниматься предпринимательской деятельностью в двух формах – в качестве индивидуального предпринимателя и юридического лица. Но для занятия некоторыми видами предпринимательства предусмотрены специальные условия - наличие опыта, полученного в течение определенного срока; наличие квалификационного аттестата и т.п.[4]
Однако не все категории граждан имеют право заниматься предпринимательской деятельностью. Поскольку существуют ограничения, которые предусмотрены для должностных лиц органов государственной власти и государственного управления, военнослужащих, работников силовых министерств и служб. Получая статус юридического лица, предприниматель совершает действия уже не от своего имени, а от имени данного юридического лица.
Тогда как индивидуальный предприниматель, выступает сам за себя, может также нанять сотрудников, обязан исправно платить налог на прибыль, и проводить регулярно отчисления на социальные нужды. Также он имеет право добровольно выбрать одну из систем налогообложений, согласно своему рода деятельности.[5]
Индивидуальный предприниматель, будучи гражданином, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В ст.24 ГК РФ закреплено положение, что из обязательства исключается лишь то имущество, на которое по закону не может быть обращено взыскание. Тогда как, юридическое лицо несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст.56 ГК РФ). Имущество его создается за счет вкладов учредителей (участников) и может быть произведено или приобретено в процессе хозяйственной деятельности. При этом существуют различия в мере ответственности участников по обязательствам организации в зависимости от организационно-правовой формы хозяйствования. То есть личное имущество директора или учредителей компании, не будет учитываться в случае взыскания.[6]
1.3. Государственная регистрация предприятия
Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. (С последующими дополнениями и изменениями). С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса РФ приобретает статус юридического лица. Для государственной регистрации любой субъект предпринимательской деятельности представляет соответствующему органу исполнительной власти следующие документы:
ü Заявление, составленное по форме, утвержденной Правительством РФ, содержащее просьбу о регистрации предприятия. Заявление подписывает учредитель (или учредители) предприятия;
ü Учредительный договор (если у предприятия несколько учредителей) или решение о создании предприятия (когда предприятие создается одним учредителем);
ü Устав предприятия, утвержденный учредителями (для предприятий всех форм собственности, кроме хозяйственных товариществ). При этом в уставе предприятия обязательно должен быть указан вид деятельности;
ü Документ, подтверждающий оплату не менее 50% размера уставного (складочного) капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия;
ü Свидетельство об уплате государственной пошлины;
ü Документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, в случае если размер уставного капитала превышает величину, установленную законодательством РФ.
Если малое предприятие не владеет собственным помещением, то к заявлению на регистрацию прилагается письмо-обязательство арендодателя передать предприятию помещение на условиях аренды с указанием размера предоставляемой площади и его полного почтового адреса. В качестве арендодателя может выступать один из учредителей предприятия. Следует иметь в виду, что требования предоставить помимо перечисленных другие документы являются незаконными. Любые дополнительные документы (например, справки о состоянии здоровья работников общественного питания малого предприятия и т. п.) могут быть представлены после регистрации, что рекомендуется отразить в уставе предприятия. Учредители предприятия должны обратить внимание на достоверность сведений, содержащихся в предоставленных документах, с тем, чтобы не допустить отказа в регистрации или серьезных проблем в дальнейшем при обнаружении недостоверностей.
Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом предприятию присваивается очередной номер в журнале регистрации поступающих документов, а на первой странице устава (титульном листе) проставляется специальная надпись с указанием наименования регистрационного органа, номера и даты регистрации. Надпись скрепляется штампом (или печатью) и подписью лица, ответственного за регистрацию. Далее регистрационный орган в течение 10 дней сообщает налоговому органу по месту нахождения предприятия о его регистрации для включения зарегистрированного предприятия в Единый государственный реестр. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано предприятием в обычном или арбитражном суде.
Важное место в процедуре регистрации предприятия малого бизнеса занимает постановка его на учет в налоговом органе. В течение 10 дней со дня государственной регистрации предприятие должно встать на учет по месту нахождения, для чего оно подает в налоговый орган заявление установленного образца и копию заверенных учредительных документов. В течение последующих пяти дней налоговый орган обязан поставить предприятие на учет, выдать ему соответствующее свидетельство и присвоить идентификационный налоговый номер, который будет указываться с этого момента во всех документах предприятия. Одновременно предприятие включается в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Следующий этап — открытие счета в банке. Предприятие может открыть в коммерческих банках расчетный, текущий, специальный, валютный, бюджетный, депозитный и другие счета. Важнейшим банковским счетом для предприятия служит расчетный счет. Он предназначен для осуществления текущих платежей по распоряжению предприятия и зачисления поступлений денежных средств в его адрес.
На этот счет могут быть зачислены: выручка от реализации продукции (работ), предоставления услуг, полученные кредиты и другие поступления. С этого счета осуществляются расчеты с поставщиками, бюджетом по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками предприятия — по заработной плате, с банками — по полученным кредитам и процентам по ним и др.
Текущие счета открываются предприятиям малого бизнеса, не являющимся юридическими лицами. Для хранения средств строго целевого назначения используются специальные счета. Расчеты в иностранной валюте совершаются с использованием валютных счетов при наличии лицензии Центрального банка РФ на ведение валютных операций. В соответствии с установленным порядком вначале открывается транзитный счет, на который предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета предприятие обязано продать до 75% валютной выручки по курсу Центрального банка РФ. Остаток ее зачисляется на валютный счет предприятия.
Предприятия, получающие из бюджета средства, имеющие целевое назначение, могут открывать бюджетный счет. Наконец, депозитный счет в банке предприятия малого бизнеса открывают для хранения временно свободных денежных средств, если таковые у них имеются. По депозитным счетам предприятия получают определенный процент.
Важным условием функционирования предприятия малого бизнеса является лицензирование его деятельности. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. (с последующими дополнениями и изменениями). К лицензируемым относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов России.
Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности, на определенный срок, как правило, не менее чем на пять лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата — юридического лица или индивидуального предпринимателя. Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответствующий орган следующие документы.
Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Руководителю предприятия малого бизнеса следует иметь в виду, что выданная лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Кроме того, в случае каких-либо преобразований юридического лица (изменения его наименования, местонахождения и др.) лицензиат обязан немедленно подать заявление с просьбой о переоформлении документа[7]
1.4. Функционирование малого бизнеса.
Положение малого и среднего предпринимательства особенно остро зависит от политических решений.
В середине 2014 года в отношении России были введены экономические санкции, которые, с одной стороны создают проблемы для экономики, но в то же время, открывают новые горизонты развития бизнеса.
От санкций в отношении России, предпринятых ЕС и США, пострадали в большей мере не государственные банки и компании, как ожидалось, а средний и малый бизнес, который не имел прямого выхода на рынок капитала.
Россия в ответ на санкции ввела эмбарго на ввоз продукции с запада, что автоматически привело к необходимости развития внутренней экономики страны.
Считается, что в связи с ограничениями импорта товаров из Европы, возможность в развитии получат производители сельскохозяйственной и мясной продукции. Но стоит учитывать, что данные российские отрасли не способны удовлетворить потребности населения в полном объеме.
В условиях кризиса и ужесточения налогового законодательства малый бизнес уже начал страдать до такой степени, что попросту многие направления становятся не выгодными и в связи с этим владельцы вынуждены продавать свои бизнес-активы.
В Российской Федерации функционирование данного сегмента национальной экономики сопряжено с рядом трудностей.
Организационнозаконодательное |
Рамочность существующего законодательства и частое отсутствие её практической ориентации. |
Инфраструктурное |
Отсутствие единого органа поддержки сектора малого предпринимательства. |
Налоговое |
Постоянное ужесточение налогового бремени для малого предпринимательства. |
Финансовокредитное |
Высокие ставки по кредитам, доступным субъектам малого предпринимательства. |
Информационноконсультационное |
Дефицит необходимой информации о новых рынках сбыта, новых технологиях, возможностях кооперирования со средним и крупным бизнесом |
Таблица 1
Так или иначе, государство стремится помочь малому бизнесу. При соответствии с установленными законодательством критериями, субъекты малого предпринимательства получают множество льгот:
ü Отсутствие кассового лимита и возможность хранения в кассе любой суммы: для этого достаточно издания приказа руководителя компании.
ü Увеличение вероятности получения субсидий от местных властей.
ü До 1 июля 2018 года есть возможность приобрести муниципальную или государственную недвижимость в преимущественном порядке.
ü Сокращение сроков неналоговых проверок.
ü Налоговые каникулы для организаций, работающих в социальной, производственной или научной сфере.
ü Также в Госдуму был внесен законопроект, освобождающий всех предпринимателей с 1 января 2016 года от надзорных проверок, если ранее они не были лишены лицензий и не допускали грубых нарушений в процессе ведения своей деятельности.
1.5. Деятельность малого бизнеса.
1.5.1. Реорганизация предприятия.
Реорганизация – это процесс прекращения деятельности юридического лица, в ходе которого все его права и обязанности переходят к другому юридическому лицу. Реорганизация может быть как добровольной, так и принудительной. В случае добровольной решение о реорганизации принимают сами участники организации или уполномоченное на это учредительными документами лицо. При принудительной реорганизации она производится по решению уполномоченных государственных органов либо по решению суда.
Добровольная реорганизация может осуществляться всеми пятью формами. В первых двух случаях организация расширяется. Во втором и третьем случае реорганизация является принудительной, и происходит уменьшение организации. В последнем же случае организация видоизменяется. Рассмотрим каждый из этих случаев отдельно.
При слиянии две или несколько организации прекращают свою деятельность, образуя при этом новое юридическое лицо. При этом оформляется передаточный акт, при котором все права и обязанности переходят к новообразовавшейся организации. Организации, решившие прекратить деятельность, должны заключить договор о слиянии, в котором указывают порядок и условия реорганизации. Новое юридическое лицо, образованное в ходе реорганизации, должно, как и при создании, пройти государственную регистрацию и встать на учет в налоговом органе по месту нахождения.
В случае присоединения деятельность одной или нескольких предприятий прекращается, и его (их) права и обязанности переходят к другой в соответствии с передаточным актом. Организации заключают договор о присоединении, в котором, опять же, указывают его порядок и условия.
При разделении деятельность одного юридического лица прекращается, и все его права и обязанности передаются к новым юридическим лицам, образовавшимся в процессе реорганизации в соответствии с разделительным балансом. Новообразованные организации должны пройти государственную регистрацию и встать на учет в налоговом органе по месту нахождения.
При выделении создается одна или несколько организаций без прекращения деятельности реорганизуемой. При этом ее права и обязанности переходят вновь созданной (созданным). Если из состава организации выделяется одна или несколько организаций, то к ней переходит только часть прав и обязанностей реорганизованной в соответствии с разделительным балансом.
В случае с преобразованием организация может изменить организационно-правовую форму.
В зависимости от формы существует несколько этапов реорганизации предприятия. Но есть и основные этапы, через которые проходят при любой форме реорганизации.
В первую очередь принимается решение о реорганизации организации посредством голосования ее участников. Но стоит учитывать, что для каждого вида предприятия предусмотрено разное количество голосов. Например, в АО нужно набрать ¾ голосов акционеров. После того как решение о реорганизации принято, необходимо известить ИФНС о реорганизации, чтобы она внесла соответствующую отметку в реестр юридических лиц, но уведомить нужно в определенные сроки, а именно в течение трех дней. Затем направляются извещения кредиторам предприятия в течение пяти дней после извещения ИФНС. После этого необходимо опубликовать информацию о реорганизации в СМИ – Вестнике государственной регистрации. Публикация должна происходить 1 раз в месяц. Далее в обязательном порядке необходимо провести инвентаризацию предприятия. После этого осуществляется составление передаточного акта/разделительного баланса (в зависимости от формы реорганизации). Передаточный акт или разделительный баланс должны включать в себя:
ü Акт об инвентаризации имущества;
ü Бухгалтерская отчетность;
ü Сведения о задолженности предприятия.
Далее осуществляется регистрации в ИФНС, при которой необходимо предъявить следующие документы:
ü Заявление о реорганизации;
ü Устав;
ü Решение общего собрания о реорганизации;
ü Соглашение о слиянии (при слиянии);
ü Передаточный акт/разделительный баланс;
ü Квитанция об оплате государственной пошлины;
ü Доказательства направления извещений о реорганизации кредиторам;
ü Доказательства публикации информации в СМИ;
ü Доказательства направления информации в ПФ РФ.
После произведенных манипуляций предприятие может считаться реорганизованным.[8]
1.5.2. Ликвидация предприятия.
Ликвидация юридического лица – это процесс, предусматривающий прекращение деятельности предприятия без передачи прав и обязанностей другому лицу. Цель ликвидации – вывести предприятие из государственного процесса. Ликвидация может быть добровольной, принудительной и в случае, если юридическое лицо признано банкротом.
Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей либо по решению органа, уполномоченного для этой цели учредительными документами. Такая ликвидация проводится в связи с тем, что истек срок, на который создано предприятие или если его регистрация признана недействительной.
Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда при осуществлении деятельности предприятия без разрешения (при отсутствии лицензии) либо если данная деятельность является незаконной, или в случае если организация осуществляла свою деятельность, неоднократно нарушая закон.
При признании организации банкротом ликвидация проводится по решению арбитражного суда.
Предприятие зачастую имеет долги, и при ликвидации оно должно их погасить. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очереди, установленном Гражданским кодексом РФ:
ü В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
ü Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
ü В третью очередь осуществляется погашение задолженностей перед бюджетом и внебюджетными фондами;
ü В четвертую очередь удовлетворяются требования остальных кредиторов в соответствии с законом.[9]
Данная очередь не должна нарушаться, и требования каждой последующей очереди погашаются только после полного погашения предыдущей.
При неимении должного количества средств для погашения задолженностей кредиторов у ликвидируемого юридического лица ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества предприятия с публичных торгов. В случае если имущества организации не хватает для погашения задолженностей, оно распродается между кредиторами в порядке очереди пропорционально суммам требований. Этот процесс занимает достаточное количество времени.
Далее предприятие в течение 3-х дней должно оповестить налоговую инспекцию о том, что принято решение о ликвидации, а ликвидационная комиссия должна передать промежуточный ликвидационный баланс. Налоговая инспекция проверяет документацию организации, после чего снимает юридическое лицо с учета, исключает из ЕГРЮЛ, снимает с учета во внебюджетных фондах, закрывает все банковские счета организации и уничтожает печать. Данный этап является завершающим, после произведенных процедур предприятие считается ликвидированным. Время, затраченное на выполнение вышеуказанных мероприятий, может составлять от 6 до 12 месяцев, в зависимости от сложности.[10]
Глава 2.Крупный бизнес.
2.1.Сущность крупного бизнеса.
Фирмы, отличающиеся по размеру, играют различную роль в обеспечении устойчивости и конкурентоспособности рыночной экономики, имеют различные риски и преимущества. Крупный бизнес не поддается простому определению. Обычно понятие «крупный бизнес» применяется к таким гигантам как:
1.ExxonMobil(капитализация $336,525 млрд.).
2. PetroChina (капитализация $287,185 млрд.).
3. Wal-Mart Stores(капитализация $204,365 млрд.).
4. Indl & Coml Bank of China (капитализация $187,885 млрд.).
5. China Mobile (капитализация $174,673 млрд.).
6. Microsoft(капитализация $163,320 млрд.).
7. AT&T(капитализация $148,511 млрд).
8. Johnson & Johnson (капитализация $145,481 млрд.).
9. Royal Dutch Shell(капитализация $138,999 млрд.).
10. Procter & Gamble (капитализация $138,013 млрд.).
Позиции не изменились.
Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями научно-технического прогресса (НТП), они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.
Большинство современных крупных фирм - это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций (ТНК). Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны, ТНК сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутреннее и международное законодательство.
Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны (см. табл. 1). Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.
Крупный бизнес, как и любой другой, предполагает следующие основные функции:
ü Учет и ведение финансов;
ü Маркетинг;
ü Материально-техническое обеспечение;
ü Производственная и кадровая функции;
ü Маркетинг.
Но наряду с основными функциями крупный бизнес предполагает и побочные в виде научно-исследовательских работ, поддержки предпринимательству и связи с общественностью.[11]
Таблица 2
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Крупный бизнес |
Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства; |
Снижение стимулов к росту эффективности производства; |
Возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры, и правила рационального бизнеса; |
Возможность для ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса; |
|
Экономия на издержках производства; |
Падение эффективности управления с ростом фирмы; |
|
Устойчивость. |
Негибкость, возможность потери контакта с потребителями. |
2.2. Организационные формы крупного бизнеса.
В современной экономике существует немало организационных форм крупного бизнеса, такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консорциумы. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга:
ü Конкретными стратегическими целями и текущими задачами, которые ставятся объединением;
ü Структурой участников;
ü Установленными имущественными и правовыми отношениями.
Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.
Многонациональная компания (МНК) - поиск заграничных рынков и размещение производства.
Деятельность ФПГ (финансово-промышленной группы)- частники ФПГ, производящие товары и услуги, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков и вести консолидированные учет, отчетность и баланс ФПГ, а также они вправе перекрестно владеть акциями.
ТНК (транснациональная компания) – форма международного объединения капиталов.
Франчайзинг – это система взаимовыгодных партнерских отношений предприятий крупного и малого бизнеса. Он объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Франчайзинг реализуется на основе договора, заключаемого между крупным предприятием – франчайзером и мелким – франчайзинг (оператором).
Почти всегда франчайзинг выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме этого взноса франчайзинг и капиталовложений в основные фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1–5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж, составляющих в среднем 2–3%, но бывает и значительно выше.
Концерн – «это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества».
В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают вертикальный и горизонтальный концерн. Вертикальный концерн – концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальный концерн – концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.
С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов: концерн подчинения и концерн координации. Концерн подчинения – это концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний. Концерн координации – концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями.
Конгломерат – это сеть разнородных предприятий.
Основными способами образования конгломератов являются слияния и поглощения фирм различной производственной и коммерческой ориентации.
Картель – это объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании – соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции.
Синдикат – это объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору.
Холдингом называется держательская компания, в уставный капитал которой входят контрольные пакеты акций дочерних предприятий. Ее формирование идет рыночным путем: компания скупает пакеты акций и на этой основе создает свой уставный капитал.
Существуют два вида холдинговых компаний:
1) Чистый холдинг, создаваемый с целью финансового контроля и управления;
2) Смешанный холдинг, занимающийся также определенной предательской деятельностью промышленной, торговой, кредитно-финансовой и т.д.[12]
Заключение
Список использованных источников
[1] Горбань О.П. (кафедра экономики и управления, МГТУ) «РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ»
[2] Конституция Российской Федерации от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. №11-ФКЗ/ Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
[3] Гражданский кодекс РФ «Отношения, регулируемые гражданским законодательством» от 18.12.2006 г. №231-ФЗ, от 30.12.2012 г. №302-ФЗ. [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
[4] Гражданский кодекс РФ «Содержание правоспособности граждан» от 30.12.2012 г. №302-ФЗ. [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
[5] Федеральная налоговая служба РФ. «Налоговое законодательство и разъяснения ФНС России. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной налоговой службы.
[6] Гражданский кодекс РФ «Предпринимательская деятельность гражданина» от 30.12.2012 г. №302-ФЗ. [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «КонсультантПлюс»;
Гражданский кодекс РФ «Ответственность юридического лица» от 05.05.2014 г. №99-ФЗ. [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
[7] Максимцова М.М., Горфинкеля В.Я. «МЕНЕДЖМЕНТ МАЛОГО БИЗНЕСА.
[8] Н.Клинов, Д.Назаров «Реорганизация и ликвидация юридического лица».
[9] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)
ГК РФ Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица.
[10] А.В. Анищенко «Учредитель и его фирма: все вопросы. От создания до ликвидации».
[11] Круглова Н. Ю. «Основы бизнеса».
[12] Агафонов В.И. «Крупные промышленные объединения и финансово-промышленные группы»