Роль конфликта в политической теории К. Маркса

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

Кафедра Политологии и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Политической конфликтологии

тема: «Роль конфликта в политической теории К. Маркса»

Выполнил студент:

34 группы  3 курса

Очной формы обучения

Истории, политологии и права факультета

Толкачев Антон Александрович

Научный руководитель:

К.п.н., доцент Козьякова Н.С.

Дата защиты «    »                           2016 г.

Оценка:                                                    

                                                                 

     (подпись научного руководителя)

Регистрационный номер               

Дата регистрации                                  

Москва

2016 год

План:

Введение........................................................................
.................................3

Глава 1. Политическая теория К. Маркса...................................................7

§1.1. Формационный поход к изучению исторического процесса.....7

§1.2. Научный коммунизм (классовая природа вещей).....................13

Глава 2. Конфликт и его роль в политической теории К. Маркса..........18

§2.1. Конфликт в политической теории К. Маркса…………………18

§2.2. Роль конфликта в политической теории К. Маркса…………..21

Заключение......................................................................
............................23

Список используемой литературы............................................................25


Введение

Карл Маркс (5.05.1818 г. – 14.03.1883 г.) – немецкий философ, социолог, экономист, общественный деятель, основоположник научного коммунизма, «великий учитель и вождь международного пролетариата»[1]. Основоположник последовательно научного мировоззрения – диалектического и исторического материализма, и политической экономии[2]. А также один из главных создателей научной системы  философских, экономических и социально-политических взглядов, названной его именем (точнее фамилией) – марксизма.

Марксизм возник в середине XIX в. как философия трудящихся и угнетённых масс, которая была порождена совокупностью экономических и общественно-политических событий западноевропейской истории того периода. Он стал теоретическим орудием пролетариата в борьбе за свои права и свободу. Маркс выработал эту систему взглядов совместно с Фридрихом Энгельсом, опираясь на три компоненты – три предпосылки возникновения философии марксизма: исторические условия, теоретические источники и естественнонаучные открытия[3].

Естественнонаучные открытия повлияли на теорию Карла Маркса по сравнению с двумя другими предпосылками лишь отчасти, но всё равно не стоит их недооценивать, а именно: Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден), Теория происхождения и развития видов растений и животных (Ч. Дарвин) и Закон сохранения и превращения энергии (Р. Майер, Г. Гельмгольц). Исторические условия возникновения марксизма связаны с экономическими (зрелость капитализма и как следствие накопление его противоречий) и социально-политическими (классовая борьба пролетариата) установками. Теоретические источники включают в себя: немецкую классическую философию (Ф. Гегель, Л. Фейербах), английская экономическая теория (А. Смит, Д. Рикардо) и утопический социализм (А. де Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн)[4].

«Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов» – И. Ньютон[5]. Сообразно Ньютону Маркс «стоял на плечах гигантов» и создавал идеологию трудящихся и эксплуатируемых масс. Так возникла философия диалектического исторического материализма (общая методологическая основа), политическая экономия (суть капиталистического способа производства) и теория научного коммунизма (обоснование исторической миссии пролетариата).

Марксизм связан со становлением буржуазии господствующим классом и с её антагонистом исторически связанного с ней – пролетариатом. Маркс и Энгельс, подходя к изучению общества, выделяли и обосновывали миссию пролетариата, его значение в историческом процессе. Они разобрали исторический процесс (факторы, лежащие в его основе; перспективы человеческого развития) и создали мощное теоретическое учение.

Марксизм включает в себя следующие положения:

1.     Философский материализм и диалектика;

2.     Материалистическое понимание истории;

3.     Обоснование экономических законов движения капиталистических обществ;

4.     Теория классов и классовой борьбы;

5.     Теория пролетарской революции и переход к коммунистическому обществу.

Коммунизм – это не та позиция, которая исходила из предпочтений Маркса и Энгельса, это позиция глубокого изучения общества (всех его сфер: экономической, социальной, политической, духовной и т.д.) и его истории (от первобытного состояния до событий современниками которых являлись К. Маркс и Ф. Энгельс).

Прошло 133 года с момента смерти К. Маркса и до сих пор его труды, его идеи не потеряли своей актуальности. Никто, ни один человек не смог после Маркса, вне его теории, так точно и глубоко описать окружающую нас действительность (экономическую, политическую, социальную и т.д.). Изучая его работы, мы можем ответить на многие актуальные, интересующие нас вопросы.

BBC провела интернет-опрос, по которому величайшим мыслителем тысячелетия был назван Карл Маркс[6]. На сайте Библиотеки Конгресса США одних только печатных материалов под авторством К. Маркса представлено в количестве 937 штук, а книг, которые связаны с его именем или идеями – 6908 штук.[7] В кризисный 2008 г. повысилась популярность Маркса и его идей: в Германии растёт продаваемость трудов великого немецкого философа[8], даже в радио «Эхо Москвы» провели голосование – «Нужно ли изучать труды К. Маркса сегодня?» – 61% от опрошенных респондентов ответили, что «да, нужно»[9].

Важным аспектом работы К. Маркса является конфликт, а точнее его роль. Целью данного курсового проекта является выявление роли конфликта, его специфики и характерных черт в политической теории Карла Маркса. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

·        Изучить взгляды К. Маркса касательно политики;

·        Вычленить, выявить конфликт в политической теории К. Маркса;

·        Определить роль и место конфликта в политической теории К. Маркса.

Объектом исследования в данном курсовом проекте является политическая теория К. Маркса.

Предмет исследования лежит на поверхности объекта и представляет собой конфликт, точнее его роль в политической теории К. Маркса.

При создании курсовой работы были использованы такие общенаучные методы как анализ, синтез, дедукция, индукция. И частнонаучные:  социологический, системный и исторический.


Глава 1. Политическая теория К. Маркса

§1.1. Формационный подход к изучению исторического процесса

Установив объектом своего изучения общество, Маркс увидел и охарактеризовал определённые закономерности его исторического развития. Эти закономерности присущи каждому обществу, каждой цивилизации. Они носят универсальный, всеобщий характер и объективны по своей сути.

В первую очередь данные закономерности лежат в экономической плоскости, а именно в сфере материального производства. Материальное производство играет решающую роль в развитии общества. Совершенствование материального производства (способа производства) является критерием прогресса общества: движение от низкой ступени развития к более высокой.

Исходя из типа способа производства, Маркс выделил ступени (стадии) развития общества, определив их как общественно-экономические формации.  Лежащий в основе формации способ производства (а точнее производственные отношения) определяет всю специфику структуры общества и содержание всех отношений в нём. А развитие общества определяется сменой различных форм способа производства (не то что производят, а как производят).

Способ производства – это исторически определённый способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений[10]. Это основа общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, исторически определённый тип общества[11].

Существуют пять видов общественно-экономических формаций (способов производства), которые в ходе истории последовательно сменяют друг друга:

1)       Первобытнообщинная;

2)       Рабовладельческая;

3)       Феодальная;

4)       Капиталистическая;

5)       Коммунистическая.

Каждая из них имеет свои специфические черты, законы возникновения и развития, а также обладает фазами или стадиями (например, коммунизм делится на две стадии: социализм – первая и собственно коммунизм – вторая). Эти способы производства являются общими для всех стран, включающими в себя исторически и национальные особенности развития обществ, они действуют на основе общих законов, которые связывают их в единый процесс мировой истории.

  Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, имеет два начала (элемента):

·     Производительные силы;

·     Производственные отношения.

Производительные силы – это система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, ходе которого воспроизводятся условия существования человека, и происходит процесс его развития[12]. Развитие производительных сил определяет развитие общества. Они являются динамичными по своей природе, постоянно развивающимся элементом способа производства.

Второе начало способа производства – это производственные отношения. Производственные отношения – это совокупность материальных экономических отношений возникающих между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Они выражают отношения собственности, которые обусловливают распределение средств производства, а также людей в общественном производстве[13].

 «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»[14].

Марксом открыт и сформулирован закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно закону существует зависимость производственных отношений от материальных производительных сил, которые определяют сторону способа производства: в процессе развития производительных сил формируются соответствующие им производственные отношения. Но на определённой стадии развития производительных сил, производственные отношения начинают противоречить характеру и уровню развития производительных сил. Однако существует обратная зависимость уровня развития производительных сил от характера производственных отношений. Соответствие производственных отношений стимулирует развитие производительных сил и наоборот, вступая в противоречие с ними, производственные отношения не только тормозят развитие последних, но даже могут их временно разрушить (например, феодальная реакция искореняла развитие капиталистических отношений, но она давала лишь временный эффект).

«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались.  Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции»[15].

Происходит конфликт между производительными силами и производственными отношениями как механизм социального прогресса. Разрешает этот конфликт социальная революция, которая уничтожает устаревший способ производства и  расчищает дорогу новому. Происходит переход от изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной (качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества), которая представляет взаимозависимые между собой базис и надстройку.

«Античное рабство пережило себя. Ни в крупном сельском хозяйстве, ни в городских мануфактурах оно уже не приносило дохода, оправдывающего затраченный труд, – рынок для его продуктов исчез. А в мелком земледелии и мелком ремесле, до размеров которых сократилось огромное производство времён расцвета империи, не могло найти применение большое число рабов... Рабство перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило своё ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй ещё не мог быть основной формой общественного производства. Вывести из этого состояния могла только коренная революция»[16].

Важной стороной политической теории К. Маркса является учение о базисе и надстройке. Это понятия исторического материализма. Базис является первичной структурой общественной формации, а надстройка вторичной, которые взаимосвязаны и взаимозависимы между собой.

Базис (от греч. basis – основание) формации – это совокупность исторически-определённых общественных производственных отношений. Т.е. отношений, которые не зависят от сознания людей и в которые люди вступают в процессе материального производства[17]. Базис лежит в основе надстройки. Надстройка – это совокупность политико-идеологических отношений, специфика которых определяет содержание базиса и взглядов – политика, право, мораль, религия, философия, искусство, и соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.).

Определяемая базисом надстройка в то же время оказывает на него и общество в целом активное воздействие. Способность определённой сферы надстройки воздействовать на ту сферу базиса, продолжением которой она является[18]. Базис определяет надстройку, надстройка отражает и закрепляет базис – формирует (или препятствует) нормативно-правовые условия его развития. Это частный момент диалектики, когда меняются местами причина со следствием.

Базис и надстройка развиваются в пределах одной общественно экономической формации. При смене формаций устаревшие базис и надстройка заменяются новыми[19]. Но «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества»[20].

Таким образом, происходят смены формаций с одной на другую. Изменения в базисе первобытнообщинной формации повлекли изменения в её надстройке, и произошёл переход к рабовладельческой формации; изменения в базисе рабовладельческой формации повлекли изменения в её надстройке, и произошёл переход к феодальной формации и т.д. Базис первичен, надстройка вторична. Изменения в экономике, в производственных отношениях повлекли изменения во всех остальных сферах жизнедеятельности общества – так «Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых»[21].

§1.2. Научный коммунизм (классовая природа вещей)

Классы – это «...большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»[22]. Дефиниция классов даётся исходя из экономической парадигмы.

Существование классов связано с определённым способом производства (рабовладельческий, феодальный и капиталистический). Классовые различия лежат в сфере производства и возникают на основе общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Они возникают на той стадии производства, когда появление прибавочного продукта и процесс общественного разделения труда сделали выгодной эксплуатацию рабочей силы.

Рабовладельческая, феодальная и капиталистическая формации – это антагонистические формы общественного процесса производства. Именно в период развития этих формаций появляются и обостряются классовые противоречия. Свободный и раб, помещик и крепостной, буржуа и рабочий, «...короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов»[23]. Вся история человечества вплоть до сегодняшнего дня является историей борьбы классов[24].

Классовая борьба есть движущая сила развития общества, разделённого на антагонистические классы. Таким образом «...всякая историческая борьба – совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области – в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена»[25].

Результатом и высшим проявлением классовой борьбы является социальная революция. Посредством социальной революции осуществляется переход от одной общественно-экономической формации к другой. Так при переходе от первобытно общинной формации к рабовладельческой, когда родовой строй отживал свой век, когда он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы, вот тогда он был заменён государством[26].

Государство есть классовый продукт надстроечного характера, получившийся при расколе общества на классы, итогом которого становится классовая борьба. Государство – это основное орудие политической власти в классовом обществе. Это машина для подавления одного класса другим, класса эксплуатируемых классом эксплуататоров; машина в руках господствующего класса.  

«Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, всё более и более отчуждающая себя от него, есть государство»[27].

Энгельс пишет, что государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов. Оно возникло из столкновений этих антагонистических классов и по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который добившись экономического господства, выдвигает претензии на господство политическое и при помощи государства становится ещё и политически господствующим классом, и приобретает, таким образом, в лице государства новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса. «Так античное государство было прежде всего государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство – органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а современное представительное государство есть орудие эксплуатации наёмного труда капиталом»[28].

Следовательно, государство – это «организация имущего класса для защиты его от неимущего»[29]. Защищает себя господствующий класс с помощью государства различным набором инструментов, например, с помощью права. Право, приобретая классовый характер, становится надстроечным институтом. Право – это возведённая в закон воля господствующего класса[30]. С помощью идеологии господствующий класс старается представить свои узкоклассовые интересы в роли всеобщих интересов.

Однако государство не будет существовать вечно. Как только общество дойдёт до определённой ступени экономического развития, где существование классов перестанет быть необходимостью. Как только характер производственных отношений станет прямой помехой производству, как только производительные силы капиталистической формации исчерпают себя и войдут в противоречие с уровнем развития производительных сил. Произойдёт конфликт в способе производства, который разрешит социальная революция и общество перейдёт к коммунистической формации. Коммунизм – бесклассовое общество, при котором неизбежно исчезновение государства. «Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором»[31].

В классовой борьбе Маркс ведущую роль отдал пролетариату, который должен посредством революции и своей диктатуры (так называемой диктатуры пролетариата) на первом этапе коммунизма – социализме ликвидировать классовое деление и эксплуатацию человека человеком, тем самым уничтожив государство.


Глава 2. Конфликт и его роль в политической теории К. Маркса

§2.1. Конфликт в политической теории К. Маркса

Выше мы в сжатом формате изложили политическую теорию Карла Маркса. Основные её положения касательно политики можно выразить в следующих тезисах:

·        Политика  (политические институты, отношения и процессы), как следствие классовой борьбы и борьбы за власть, появляется на основе общественно-экономических производственных отношений и является надстроечной структурой с соответствующими формами общественного сознания;

·        Политика являясь надстроечным институтом, играет активную роль в социально-экономическом базисе. Она выступает как отражение общественно-экономических отношений и как важный инструмент их формирования;

·        Государство как основной политический институт есть продукт классовой борьбы и классовых противоречий, и является инструментом в руках экономически господствующего класса;

·        Экономически господствующий класс есть и политически господствующий класс;

·        Политическое сознание формируется за счёт общественного бытия людей;

·        Положение классов в отношениях производства определяет их политическое поведение;

·        Политика при подчинении экономике имеет определённую самостоятельность и влияет на экономические отношения.

Маркс обратил внимание, что в основе общественно-экономической жизни лежит конфликт – конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Между их противоречием друг другу. Устаревшие производственные отношения как оковы сдерживают и не дают развиваться прогрессивным производительным силам. Производительные силы развиваются так далеко, насколько им позволяют существующие производственные отношения, которые становятся барьером для дальнейшего развития производительных сил. Этот конфликт разрешает социальная революция.

Между тем существует конфликт в самой общественно-экономической формации. Базис порождает социально-экономическую динамику или классовую борьбу, а выражение этой динамики (борьбы) находит своё отражение в надстройке. Экономические преобразования ведут за собой преобразования и во всей гигантской надстроечной структуре.

В.И. Ленин: «Политика есть концентрированное выражение экономики».  

Капитализм как способ производства содержит в себе конфликт исходя из своего противоречия – противоречие между общественным характером процесса производства и частнокапиталистической формой присвоения[32]. Меньшинство в виде господствующего класса контролирует производительные силы, эксплуатируя их, извлекает прибавочную стоимость, присваивая экономические излишки для получения максимальной выгоды. Это противоречие создаёт конфликтую ситуацию, и придаёт толчок для развития антагонизма между буржуазией и пролетариатом, который проявляется в классовой борьбе.

Капиталистическое общество при своём изобилии товаров сохраняет бедность и нищету. Частная собственность на средства производства есть главный источник богатства одних и источник бедности других. Противоречие между ростом богатого меньшинства и увеличением нищего большинства[33] продуцирует конфликт и революционный кризис. Поэтому капиталистическая система иррациональна.

Ярким примером является «...класс, который не принимая никакого участия в производстве, захватывает в общем и целом руководство производством и экономически подчиняет себе производителей, становится неустранимым посредником между каждыми двумя производителями и эксплуатирует их обоих. Под предлогом избавления производителей от труда и риска, связанных с обменом, расширения сбыта их продуктов вплоть д самых отдалённых рынков и создания тем самым якобы наиболее полезного класса населения образуется класс паразитов, класс настоящих общественных тунеядцев, который в вознаграждение за свои в действительности весьма незначительные услуги снимает сливки как с отечественного, так и с иностранного производства, быстро приобретает громадные богатства... и всё более подчиняет себе производство, пока наконец сам не создаёт свой собственный продукт – периодические торговые кризисы»[34].

Существует и внутриклассовая борьба, внутриклассовый конфликт. Как Ч. Дарвин увидел в природе существование внутривидовой борьбы, так и К. Маркс обнаружил внутривидовую борьбу в обществе у классов. Буржуазия ведёт межклассовую борьбу с пролетариатом, параллельно раздражима внутриклассовой борьбой: крупная буржуазия, средняя буржуазия и мелкая буржуазия имеют свои противоречия. Это «внутривидовая», межклассовая борьба есть не что иное, как конкуренция.

Жёсткая, неравная конкуренция заставляет капиталиста изыскивать не всегда легальные средства для увеличения своей прибыли и подавления конкурентов. Цитата Маркса хорошо иллюстрирует вышеизложенное высказывание: «Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

§2.2. Роль конфликта в политической теории К. Маркса

Не сразу, не на первых этапах развития капиталистической формации образовались эти противоречия и конфликты. Постепенно достигая своего господства, она сметала все те производственные отношения, которые остались от феодальной формации и доживали своё время. Конфликт и противоречие между отсталым характером общественно-экономических материальных производственных отношений феодальной общественно-экономической формации и прогрессивным уровнем развития производительных сил, очищающих путь буржуазному способу производства породили капиталистическую общественно-экономическую формацию, они же её ниспровергнут, оставив в прошлом.

Это прогрессивная роль конфликта, как движущей силы истории. Именно конфликт в недрах способа производства между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений толкает развитие человеческого общества по восходящей линии – прогресс с откатами. Циклическое развитие по восходящей спирали. Когда характер производственных отношений перестаёт соответствовать развившимся производительным силам и тормозит производство вместо того чтобы его развивать, тогда эти отношения превращаются в оковы, которые разбивает социальная революция[35]. Затем происходит формирование новых производственных отношений, которые отвечают уровню развития производительных сил и способны развивать как производство так и производительны силы до тех пор, пока эти экономические отношения не превращаются в «оковы» для производительных сил, которые они и породили.

Такой процесс завершается на стадии формирования коммунизма, когда пролетариат уничтожает посредством своего государства – диктатуры пролетариата классовое общество, эксплуатацию человека человеком, бедность и другие пороки современного нам капиталистического общества.


Заключение

Цель курсового проекта заключалась в выявлении роли конфликта, его специфики и характерных черт в политической теории Карла Маркса.  Для этого были решены следующие практические задачи:

·                   Были изучены взгляды К. Маркса касательно политики;

·                   Был вычленен и выявлен конфликт в политической теории К. Маркса;

·                   Была определена роль и место конфликта в политической теории К. Маркса.

Поставленные задачи были решены в полном объёме и по каждой из них был дан достаточно исчерпывающий ответ.

Далее следует перейти к расшифровки цели курсового проекта. Роль конфликта заключается в его прогрессивном характере – это механизм социального прогресса, двигатель истории человечества. Специфика его в том, что он является неотъемлемой частью всех антагонистических формаций, которая их же порождает и их же уничтожает. Генезис конфликта в способе производства является причиной благодаря которой происходит смена огромных общественно-экономических формаций. Характерной чертой конфликта является его классовая природа. Конфликт начинает появляться с классами, с появлением классового общества, т.е. с первым разделением труда ещё во время первобытнообщинного способа производства, с появлением первых эксплуататоров и эксплуатируемых: рабовладельцев и рабов.

В нынешних, современных условиях, открытое рабство, сменилось замаскированным – наёмным капиталистическим рабством. Существует вольный найм поштучно на работу капиталисту на средства производства, принадлежащие капиталисту. Рабочий за свой рабочий день (восемь часов) производит прибавочного продукта на стоимость в восемьдесят долларов, а капиталист оплачивает ему за день как за час его труда: восемь долларов. Это ровно столько, чтобы на месячную зарплату рабочий был способен восстановить свои производительные силы и удовлетворить свои минимальные потребности. «Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит, чем больше растут мощь и размеры его продукции»[36].

Но живучий капитализм смог найти выход, сперва буржуазия упростила классовые противоречия, расколов общество на два противоположных лагеря: буржуазия и пролетариат[37], но затем вспомнив старый как мир принцип divide at imperia[38] буржуазия размежевала рабочий класс по кастам: «белые воротнички», «синие воротнички» и др. Рабочий класс разобщён и не представляет для капиталистического способа производства большой опасности.

Однако постоянные, идущие рука об руку с капитализмом, происходящие с определённой цикличностью мировые экономические кризисы, сотрясающие весь мир. Войны обслуживающие интересы капитала, которые ведутся за рынки сбыта и рынки сырья. Две сокрушительные мировые войны и множество региональных военных конфликтов на совести капитализма. На совести формации, у которой нет совести.

Сейчас мы проживаем последний этап самой античеловеческой из всех формаций на пути к справедливому и рациональному способу производства – коммунизму.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Список используемой литературы

1.     Ленин В.И. «Полное собрание сочинений: Том 23. Издание пятое». – М.: «Издательство политической литературы», 1973 г. – 594с.;

2.     Ленин В.И. «Полное собрание сочинений: Том 39. Издание пятое». – М.: «Издательство политической литературы», 1970 г. – 623с.;

3.     Маркс К. «Капитал: критика политической экономии. Т. I: [пер. с нем., фр., англ.] / Карл Маркс; [введ. О.И. Ананьина; предисл. Л.Л. Васиной, В.С. Афанасьева]. – 3-е изд.». – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015 г. – 1200с.;

4.     Маркс К., Энгельс Ф. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». – М.: «Политиздат», 1957 г. – 125с.;

5.     Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест Коммунистической партии». – М.: «Государственное издательство политической литературы», 1955 г. – 60с.;

6.     Михаелян Е.Е. «Философия. Учебное пособие: практикум по подготовке к семинарам и экзаменам бакалавров всех форм обучения». – Краснодар: «КСЭИ», 2011 г. – 289с.;

7.     Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.) «Советский энциклопедический словарь». – М.: «Советская энциклопедия», 1981 г. – 1600с.;

8.     Нерсесянц В.С. «История политических и правовых учений: Учебник для вузов». – М.: «Норма», 2004 г. – 944с.;

9.     Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства / Пер. с нем.». – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014 г. – 256с.;

10.   Официальный сайт Библиотеки Конгресса США: https://www.loc.gov/;

11.   Официальный сайт ОАО «Газета Известия»: http://izvestia.ru/;

12.   Официальный сайт радиостанции «ЭхоМосквы»: http://echo.msk.ru/;

13.   Официальный сайт BBC: http://news.bbc.co.uk;

14.   Электронный ресурс «Энциклопедия марксизма»: http://www.esperanto.mv.ru/wiki/;

15.   Электронный ресурс «Эсперанто»: http://www.esperanto.mv.ru/RUS/index.html.



[1] Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.) «Советский энциклопедический словарь». – М.: «Советская энциклопедия», 1981 г. – с. 772;

[2] Там же, с. 772;

[3] Михаелян Е.Е. «Философия. Учебное пособие: практикум по подготовке к семинарам и экзаменам бакалавров всех форм обучения». – Краснодар: «КСЭИ», 2011 г. – с. 117.

[4] Ленин В.И. «Полное собрание сочинений: Том 23. Издание пятое». – М.: «Издательство политической литературы», 1973 г. – с. 40 – 48;

[5] И. Ньютон «Письмо Роберту Гуку» – 15.02.1676 г.

[6] http://news.bbc.co.uk/2/hi/461545.stm;

[7] https://www.loc.gov/search/?q=Marx+Karl&all=true;

[8] http://izvestia.ru/news/437145;

[9] http://echo.msk.ru/programs/klinch/512256-echo/.

[10] Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.) «Советский энциклопедический словарь». – М.: «Советская энциклопедия», 1981 г. – с. 1270.

[11] Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.) «Советский энциклопедический словарь». – М.: «Советская энциклопедия», 1981 г. – с. 1436.

[12] Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.) «Советский энциклопедический словарь». – М.: «Советская энциклопедия», 1981 г. – с. 1077;

[13] Там же, с. 1078;

[14] Маркс К. «Капитал: критика политической экономии. Т. I: [пер. с нем., фр., англ.] / Карл Маркс; [введ. О.И. Ананьина; предисл. Л.Л. Васиной, В.С. Афанасьева]. – 3-е изд.». – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015 г. – с. 1083.

[15] Маркс К. «Капитал: критика политической экономии. Т. I: [пер. с нем., фр., англ.] / Карл Маркс; [введ. О.И. Ананьина; предисл. Л.Л. Васиной, В.С. Афанасьева]. – 3-е изд.». – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015 г. – с. 1083.

[16] Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства / Пер. с нем.». – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014 г. – с. 207-208.

[17] Маркс К. «Капитал: критика политической экономии. Т. I: [пер. с нем., фр., англ.] / Карл Маркс; [введ. О.И. Ананьина; предисл. Л.Л. Васиной, В.С. Афанасьева]. – 3-е изд.». – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015 г. – с. 1083;

[18] Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.) «Советский энциклопедический словарь». – М.: «Советская энциклопедия», 1981 г. – с. 101;

[19] Там же, с. 101;

[20] Маркс К. «Капитал: критика политической экономии. Т. I: [пер. с нем., фр., англ.] / Карл Маркс; [введ. О.И. Ананьина; предисл. Л.Л. Васиной, В.С. Афанасьева]. – 3-е изд.». – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015 г. – с. 1083.

[21] Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства / Пер. с нем.». – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014 г. – с. 224;

[22] Ленин В.И. «Полное собрание сочинений: Том 39. Издание пятое». – М.: «Издательство политической литературы», 1970 г. – с. 15.

[23] Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест Коммунистической партии». – М.: «Государственное издательство политической литературы», 1955 г. – с. 22;

[24] Там же, с. 22;

[25] Маркс К., Энгельс Ф. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». – М.: «Политиздат», 1957 г. – c. 7;

[26] Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства / Пер. с нем.». – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014 г. – с. 237.

[27] Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства / Пер. с нем.». – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014 г. – с. 238.

[28] Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства / Пер. с нем.». – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014 г. – с. 241;

[29] Там же, с. 242;

[30] Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест Коммунистической партии». – М.: «Государственное издательство политической литературы», 1955 г. – с. 24.

[31] Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства / Пер. с нем.». – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014 г. – с. 244.

[32] Маркс К. «Капитал: критика политической экономии. Т. I: [пер. с нем., фр., англ.] / Карл Маркс; [введ. О.И. Ананьина; предисл. Л.Л. Васиной, В.С. Афанасьева]. – 3-е изд.». – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015 г. – с. 830-847.

[33] Закон превращения и сохранения энергии: деньги как энергия – у богатых больше денег, лишь потому, что у бедных их стало меньше, также и энергия – она никуда не девается, а лишь переходит из одного состояния в другое, её не может взяться где-то больше, если не стало где-то меньше. Также происходит и с денежной массой (даже при затратах определённых средств на её увеличение);

[34] Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства / Пер. с нем.». – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014 г. – с. 231-232.

[35] Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест Коммунистической партии». – М.: «Государственное издательство политической литературы», 1955 г. – с. 27.

[36] Маркс К. «Капитал: критика политической экономии. Т. I: [пер. с нем., фр., англ.] / Карл Маркс; [введ. О.И. Ананьина; предисл. Л.Л. Васиной, В.С. Афанасьева]. – 3-е изд.». – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015 г. – с. 832;

[37] Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест Коммунистической партии». – М.: «Государственное издательство политической литературы», 1955 г. – с. 23;

[38] Разделяй и властвуй (с лат.).

Информация о файле
Название файла Роль конфликта в политической теории К. Маркса от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 19:22
Дата обновления 10.5.2020, 19:22
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 55.51 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 412
Скачиваний 111
Оценить файл