Роль избирательных комиссий в обеспечении законности выборов в Российской Федерации

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра конституционного права России и зарубежных стран

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ : «Роль избирательных комиссий в обеспечении законности выборов в Российской Федерации»

Выполнил: Студент 2 курса

 заочного отделения

(полный курс обучения)

Юридического факультета ВГУ

Будков В.В.

Научный руководитель:

проф. БУТУСОВА Н.В.

ВОРОНЕЖ 2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1. Выборы в РФ.

 1.1. Определение, понятие, виды, правовые аспекты.

1.2. Организация и избирательный процесс.

Глава 2. Избирательные комиссии

2.1.  Система избирательных комиссий.

2.2.  Формирование избирательных комиссий.

2.3.  Полномочия.

2.4.  Статус члена избирательной комиссии.

2.5.  Роль избирательной комиссии в обеспечение законности выборов в РФ.

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Введение.

В данной курсовой работе я поставил перед собой цель – более углубленно изучить понятие выборов, изучить их виды, понять механизм организации выборов и избирательного процесса. Более приоритетной целью я считаю изучить, вникнуть и понять роль избирательной комиссии в обеспечении законности выборов в РФ. Эту тему я считаю наиболее актуальной, в связи с тем, что качество работы и состав системы избирательной комиссии может затронуть любую область жизнедеятельности, всю страну в целом, отдельно взятый субъект и каждого гражданина РФ. От системы избирательной комиссии зависит политическая система в РФ, т.к. от политика зависит от политиков, депутатов, которых избрали, а от того, кого избрали зависит в определенной мере работа избирательной комиссии.

1.     Глава 1. Выборы в РФ

1.1. Определение, понятие, виды, правовые аспекты.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соотвествии с конституции РФ, федеральными законами, конституциями (уставами),законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органами местного самоуправления и наделениями полномочиями должностного лица.

Говоря о содержании и предназначении избирательного права, нельзя обойти вопрос о понятии и видах выборов в Российской Федерации, так как именно регулирование отношений, связанных с их подготовкой и проведением, составляет главный смысл образующих данную подотрасль конституционного права норм. Отправным моментом в уяснении сущности и политико-правовой природы выборов служат положения Конституции РФ. В соответствии с ними выборы представляют собой:

  • во-первых, высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);
  • во-вторых, способ участия граждан в управлении делами государства, реализуемый посредством права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32);
  • в-третьих, императивный порядок замещения должности Президента РФ (ст. 81) и формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 96);
  • в-четвертых, необходимое средство осуществления местного самоуправления, предполагающее обязательное наличие выборных органов местного самоуправления (ст. 130).

Легальное определение выборов содержится в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ей выборы являются формой прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Федерации, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Для уяснения понятия выборов важна правовая позиция Конституционного Суда РФ. сформулированная в постановлении от 10 июня 1998 г. по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, подп. «а» п. 3 и п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Содержащаяся в данном постановлении трактовка выборов характеризует их как способ выявления воли народа и формирования соответствующих легитимных органов государственной власти и местного самоуправления, от его имени осуществляющих публичную власть. Для достижения указанных целей выборы должны быть основаны на приоритете воли большинства избирателей, принявших участие в голосовании.

Действующее избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов, проводимых в Российской Федерации.

В зависимости от уровня выборов, определяемого территорией их проведения, следует выделять:

  • выборы в органы Союзного государства, проведение которых предусмотрено Договором Российской Федерации и Республики Беларусь от 8 декабря 1999 г. (согласно ст. 39 этого Договора на территории Российской Федерации избираются 75 депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства);
  • выборы в федеральные органы государственной власти (выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ);
  • выборы законодательных органов субъектов Федерации;
  • выборы в органы местного самоуправления (выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, выборы контрольных органов, выборы глав муниципальных образований).

В зависимости от избираемого органа (должностного лица) выделяются:

  • выборы представительных органов (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, парламенты субъектов Федерации, представительные органы муниципальных образований);
  • выборы высших должностных лиц соответствующего уровня власти (Президент РФ, главы муниципальных образований);
  • выборы иных органов (контрольные органы муниципальных образований) и должностных лиц (мировые судьи).

В зависимости от оснований (причин) назначения выборов необходимо различать очередные, досрочные, дополнительные и повторные выборы.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленных законом сроков полномочий выборных органов и должностных лиц.

Досрочные выборы связаны с досрочным прекращением полномочий выборных должностных лиц, а также с досрочным прекращением полномочий депутатов, влекущим за собой неправомочность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа муниципального образования. Досрочное прекращение полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа местного самоуправления, если оно не влечет за собой прекращение полномочий соответствующего органа, служит основанием для назначения дополнительных выборов.

Что же касается повторных выборов, то они проводятся тогда, когда очередные, досрочные или дополнительные выборы не привели к избранию органа, должностного лица или депутата по причине признания их несостоявшимися или недействительными. При этом законодательство специально оговаривает, что повторные и дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если по их результатам депутат не может быть избран на срок более одного года. Необходимо также выделять совмещенные выборы — назначенные на один и тот же день и одновременно проводимые выборы нескольких органов (должностных лиц) государственной власти или местного самоуправления. Совмещению выборов объективно способствует установление в законе двух возможных дат их проведения (второе воскресенье марта или второе воскресенье октября), благодаря которому достигается экономия бюджетных средств и материальных ресурсов, используемых на нужды избирательного процесса, повышается заинтересованность граждан в участии в выборах. Законодательство содержит определенные ограничения, касающиеся проведения совмещенных выборов. Во-первых, не допускается совмещение дня голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации, с днем голосования на референдуме Российской Федерации. Во-вторых, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» специально оговаривает случаи, при которых не допускается совмещение дней голосования на нескольких выборах, в результате которых избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах (ст. 81").

В зависимости от юридического значения выборов как способа формирования органов государственной власти и местного самоуправления целесообразно различать императивные выборы, являющиеся единственным способом наделения публичными властными полномочиями, и выборы, используемые на альтернативной основе с другими способами замещения депутатских мандатов и выборных должностей.

К первой группе необходимо отнести выборы:

  • Президента РФ;
  • депутатов Государственной Думы;
  • депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации;
  • депутатов представительного органа городского округа, городского или сельского поселения.

Вторую группу образуют выборы:

  • мировых судей;
  • глав муниципальных образований;
  • депутатов представительных органов муниципальных районов;
  • контрольных органов муниципальных образований.

Эти выборы являются не единственно возможными способами формирования указанных органов. При этом именно иные, не связанные с выборами, способы нередко получают предпочтительное закрепление в законах субъектов Федерации и уставах муниципальных образований. Особенно наглядно это проявляется при выборах мировых судей. Хотя Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 8) предусматривает возможность замещения должности мирового судьи либо посредством назначения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, либо путем избрания населением соответствующего судебного участка, законодательство всех субъектов Федерации игнорирует выборы как способ замещения указанных должностей.

1.2. Организация и избирательный процесс.

Избирательный процесс включает несколько этапов: а) установление избирательных округов, создание избирательных участков в этих округах, создание избирательных органов, регистрация избирателей; б) назначение выборов, выдвижение кандидатов, регистрация кандидатов; в) предвыборная борьба, голосование; г) подсчет голосов, установление итогов голосования.

В зависимости от специфики выборов называют и другие этапы. Например, если выборы проводятся в два тура, то появляются дополнительные этапы второго тура и окончательного подведения итогов выборов. В качестве этапа выборов иногда называют опубликование или объявление их результатов. Если выборы непрямые (косвенные или многоступенчатые), то этого этапа может и не быть.

Чаще всего избирательный процесс начинается с создания избирательных округов. Избирательный округ – это территория, от которой избирается депутат (один или несколько). Избирательные округа могут образовываться специально, но в некоторых случаях ими служат административные единицы или территории субъектов федерации. Избирательные округа должны быть примерно равными по численности населения, так как депутаты должны представлять одинаковое количество избирателей.

Избирательные округа обычно делятся на избирательные участкиконкретные места для голосования, куда граждане идут для совершения процедуры выборов. Избирательный участок – территориальная единица, которая обслуживается одним пунктом для голосования. Обычно такие пункты устраиваются в школах, спортивных залах и других общественных местах. Это общемировая традиция.

Перечни округов, их границы, названия избирательных участков и пунктов для голосования обычно публикуются в печати и вывешиваются в виде наглядной агитации в общественных местах: мэриях, муниципалитетах и т.д. Законодательство разных стран предусматривает возможность пересмотра избирательных округов спустя какой-то определенный промежуток времени после их образования.

Избирательные органы – это органы, которые организуют выборы, следят за их проведением и подводят итоги. Они бывают центральными, окружными и участковыми.

Чтобы гражданин мог участвовать в голосовании, нужно быть включенным в списки избирателей. Различают необязательную и обязательную регистрацию избирателей. При необязательной регистрации закон не устанавливает обязанности для государственных органов регистрировать всех избирателей. В списки включаются те граждане, которые сами проявили инициативу и явились на избирательные участки с просьбой о регистрации и включении их в списки. Главная задача избирательных округов – проверить соответствие граждан избирательным цензам и зарегистрировать их. Такая система существует в США и в большинстве стран Северной и Южной Америки. Обязательная регистрация означает, что избиратель не должен проявлять инициативу и являться на избирательный участок для регистрации; выявление избирателя и внесение его в списки – задача государственных органов. Понятие обязательности относится только к государственным органам: они обязаны зарегистрировать всех лиц, которые должны участвовать в выборах. Обязательная регистрация может быть постоянной либо проводиться по системе сменяемых списков.

Выдвижение кандидатов в депутаты. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты закрепляется в законодательных или подзаконных актах. Согласно этому порядку гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты или на какую-либо избираемую должность и его имя будет внесено в избирательный бюллетень.

Выдвижение кандидата в депутаты – важный этап избирательной кампании, поскольку после этой процедуры устанавливается круг лиц, из которых граждане выберут наиболее достойных. (В некоторых случаях в бюллетенях оставляют пустую графу, и избиратель вправе вписать туда любую фамилию.)

Существует ряд способов выдвижения кандидатов в депутаты. В разных странах они различны, но их можно свести к следующим.

1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача заявления о регистрации, подписанного самим кандидатом. Это можно назвать самовыдвижением. Иногда требуется, чтобы, кроме подписи будущего кандидата, эта бумага имела подписи одного или двух избирателей, удостоверяющих личность этого кандидата. В ряде стран предусмотрено внесение кандидатом избирательного залога.

2. Выдвижение кандидата путем сбора подписей избирателей. Избиратели не заверяют подпись кандидата, а как бы выдвигают его от себя. Заявление по выдвижению кандидата в некоторых странах, например во Франции, подписывается всего одним кандидатом, в Канаде – не менее чем двумя, в Великобритании, Ирландии, Австралии, т.е. странах англосаксонской правовой системы, – десятью, в Швейцарии требуется 12 подписей, в Голландии – 25, в Бельгии до недавнего времени требовались подписи от 200 до 500 избирателей.

3. Процесс выдвижения кандидатов почти аналогичен выборам, поэтому и называется первичными выборами. Система первичных выборов – процедура, очень распространенная в США. Она применяется при отборе кандидатов для избрания на самые разные государственные должности. В некоторых странах обсуждается возможность заимствования этой системы.

4. В последние годы становится все более распространенным выдвижение кандидатов политическими партиями. Такой порядок применяется для выдвижения кандидатов в нижние палаты парламентов Германии, Австрии, Финляндии, Японии и ряда других стран.

Избирательный залог – это определенная сумма денег, которую будущий кандидат должен внести на счет в банке. Справка из банка о внесении залога представляется в избирательный орган. Избирательный залог первоначально, в XIX в., был разновидностью имущественного ценза. В настоящее время он скорее является способом дисциплинирования кандидатов, потому что в тех странах, где существуют простые способы регистрации, возможно и несерьезное отношение к выборам. Залог может внести либо сам кандидат, либо выдвигающая и поддерживающая его политическая партия.

Обладание пассивным избирательным правом предполагает определенный возрастной ценз (21–40 лет). При выдвижении кандидатов в депутаты существуют и дополнительные требования, например, так называемый ценз проживания: кандидат должен проживать в стране не менее определенного количества лет, а в некоторых случаях – обладать гражданством определенное количество лет. Например, для выборов в Палату представителей США избираемое лицо должно обладать американским гражданством не менее 7 лет, а для выборов в верхнюю палату – Сенат – не менее 9 лет.

Для пассивного избирательного права различают абсолютную невозможность быть избранным и относительную невозможность избираться. Абсолютная невозможность баллотироваться означает, что данному лицу нельзя быть кандидатом ни в одном из избирательных округов. При относительном ограничении данное лицо может быть кандидатом на выборную должность лишь в определенных округах.

Есть особые требования к кандидатам, которые выдвигаются на высшую государственную должность, на пост президента. Так, чтобы стать кандидатом на должность президента Французской Республики, заявление о выдвижении (просьба о регистрации в качестве кандидата) того или иного гражданина на этот пост должно быть подписано не менее чем 500 должностными лицами: в их числе должны быть члены парламента, Экономического совета, члены муниципальных советов. Эти лица должны представлять как минимум 30 департаментов или заморских территорий. Кроме того, депутат должен внести избирательный залог в 10 тыс. франков.

В США официальным кандидатом на должность президента может быть лицо, выдвинутое национальным съездом одной из партий: республиканской или демократической. Второй вариант – собрать определенный минимум подписей избирателей во всех 50 штатах. Требования по выборам на государственную должность более жесткие, чем требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты.

Правовое регулирование избирательной кампании. Избирательная кампания регламентируется правом минимально либо вообще не регламентируется. В нормативных актах закрепляются чисто формальные моменты. Например, определяются места для расклейки предвыборных плакатов, перечисляются места, где это запрещается. Могут определяться размеры предвыборных плакатов. Печатание избирательных материалов во время избирательной кампании может ограничиваться каким-то процентом от общей печатной площади газет. Может регламентироваться время выступлений по радио и телевидению. В некоторых странах это время распределяется пропорционально числу мест в парламенте, полученных на предыдущих выборах. Такой порядок существует в Австрии и Германии.

Финансирование выборов. Избирательные кампании со временем становятся все дороже. К объективным причинам можно отнести то, что в большинстве стран в той или иной мере существует инфляция, так что удорожание носит естественный характер. Средства массовой информации, без которых выборы невозможны, требуют все больше денег. Чтобы получить минуту времени на телевидении или на радио, нужно выкладывать гигантские суммы. Это объясняется сложной техникой, лимитами эфирного времени, удорожанием накладных расходов и другими причинами.

Источники средств для избирательных кампаний: 1) собственные средства кандидата; 2) финансирование избирательной кампании из бюджета государства; 3) пожертвования – деньги, получаемые от частных лиц, фирм, банков и т.д.; 4) деньги, получаемые от политических партий. Что касается предвыборных расходов кандидатов из личных средств, то в ряде стран предпринимались попытки ввести ограничения, но их были вынуждены отменить как неконституционные. В ряде государств (ФРГ, Скандинавские страны) имеет место государственное субсидирование выборов. Частичное возмещение предвыборных расходов есть и в США.

В некоторых странах существуют юридические нормы, ограничивающие предвыборные расходы. Например, в Великобритании взносы в фонды кандидатов ограничиваются суммой в 1 тыс. фунтов стерлингов, и формально эти правила не нарушаются. Однако за долгие годы избирательной борьбы все научились обходить законы.

По окончании избирательной кампании лица, ответственные за использование денег, обязаны публиковать отчеты об их тратах. В законодательствах некоторых стран указываются субъекты, которые никогда не могут оказывать помощь кандидатам в депутаты. Например, кандидат не может принимать никакой помощи от иностранных государств, от иностранных граждан или иностранных предприятий и организаций. В ряде стран запрещается принимать деньги от муниципалитетов, городских советов, т.е. юридических лиц публичного права, а также от казино, клубов, игорных домов, поскольку эти деньги имеют не совсем честное происхождение.

Процедуры голосования. Голосование – самая заметная, эффектная и главная стадия избирательного процесса, потому что именно в результате голосования реализуется воля граждан. После этой стадии формируются представительные органы либо тот или иной кандидат становится должностным лицом.

Во всех зарубежных странах существует тайное голосование. Чаще всего в Европе избиратели голосуют при помощи избирательных бюллетеней – специальных листов бумаги с соответствующими текстами, фамилиями кандидатов. Гражданин, получая такой бюллетень, ставит на нем установленные законодательством значки, из которых ясно, за кого или против кого он голосует.

В большинстве стран применяются официальные бюллетени, которые печатаются государственными органами. В одних избирательных бюллетенях указывается только фамилия кандидата, в других есть более подробные сведения: профессия, название партии, которая поддерживает или выдвигает кандидата.

В некоторых странах существует система так называемых неофициальных бюллетеней: государство бюллетеней не печатает, предоставляя это самим кандидатам. Избиратели просто выбирают из кучки бюллетеней бюллетень того кандидата, которому отдают предпочтение, и опускают его в урну для голосования. В Норвегии применяются обычные официальные бюллетени, но избиратель может прийти с чистым листом бумаги и написать, за кого он голосует.

В США более половины избирательных участков оборудованы специальными избирательными машинами. Механизм голосования в любом случае предельно прост: нажатие кнопок или рычажков. Придумано это было для того, чтобы исключить подделку бюллетеней, так как нажать на кнопку можно только один раз. Избирательные машины находятся в кабинах, что обеспечивает тайное голосование.

К голосованию допускаются граждане, включенные в списки избирателей. При явке на избирательный участок избиратель предъявляет какой-либо документ, после чего напротив его фамилии в списке делается отметка, что данный избиратель получил бюллетень для голосования. В тех странах, где практикуется специальная избирательная карточка, отметка о том, что избиратель проголосовал, ставится в этой карточке. В некоторых развивающихся странах после голосования на руке избирателя делается отметка специальной краской (она не смывается два-три дня). Это делается для того, чтобы избиратель не мог проголосовать несколько раз.

Во многих странах закрепляется законом голосование по почте. Таким способом голосуют граждане, находящиеся по служебным или по личным делам не по месту своего постоянного проживания. Голосование по почте предусмотрено законодательством ФРГ

В ряде стран предусмотрено голосование по доверенности. Эта доверенность должна быть заверена нотариусом, а в ряде случаев другими государственными служащими (консульскими работниками, государственными служащими местных органов самоуправления и т.д.). Обычно по доверенности голосуют родственники, близкие люди. Один человек не может получить больше двух доверенностей, чтобы это не превратилось в некую насмешку над голосованием.

Избирательное право всех стран предусматривает возможность помощи во время голосования лицам, которые страдают физическими недостатками и не могут заполнить бюллетень. Эти правила касаются прежде всего инвалидов, т.е. лиц, которые не могут сами заполнить и опустить бюллетень в избирательный ящик. Законодательство большинства стран мира не знает системы, когда государственные служащие обходят дома с «выносными урнами» для голосования. Обычно избиратели сами являются на избирательные участки и производят процедуру голосования лично или, в случае физической невозможности, при помощи других лиц.

Глава 2. Избирательные комиссии.

2.1.  Система избирательных комиссий.

Российское избирательное законодательство предусматривает шесть типов избирательных комиссий:

  • Центральная избирательная комиссия РФ;
  • избирательные комиссии субъектов РФ;
  • избирательные комиссии муниципальных образований;
  • территориальные избирательные комиссии;
  • окружные избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.

Комиссии первых четырех типов действуют на постоянной основе и формируются раз в четыре года. Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ в соответствии с федеральным законом являются государственными органами, территориальные избирательные комиссии - государственными органами или подразделениями государственных органов, избирательные комиссии муниципальных образований - муниципальными органами.

Окружные избирательные комиссии формируются для проведения конкретных выборов (это всегда выборы депутатов представительного органа), после чего их полномочия прекращаются. Статус окружных комиссий остается неопределенным. Участковые избирательные комиссии формируются для проведения голосования на конкретных выборах, их полномочия формально прекращаются через 10 дней после опубликования результатов выборов, а фактически они прекращают работу сразу после подведения итогов голосования на своем участке.

По своим функциям на конкретных выборах избирательные комиссии делятся:

  • на комиссии, организующие выборы (отвечающие за финансовое обеспечение выборов, установление единого порядка работы нижестоящих комиссий, подведение общих итогов выборов и др.);
  • комиссии, регистрирующие кандидатов и определяющие результаты выборов;
  • комиссии, организующие голосование и непосредственно подсчитывающие голоса избирателей;
  • промежуточные комиссии (подводящие на основании данных нижестоящих комиссий итоги голосования на своей территории и передающие эти итоги вышестоящей комиссии).

Между типом избирательной комиссии и ее функцией существует определенная связь. Так, именно участковые комиссии организуют голосование и непосредственно подсчитывают голоса избирателей. Территориальные комиссии являются промежуточными (кроме тех случаев, когда на них возлагают полномочия иных комиссий). Окружные комиссии регистрируют кандидатов на выборах депутатов представительных органов и определяют результаты выборов по своему избирательному округу.

В то же время комиссии, организующие выборы, обычно выполняют и другие функции. Так, Центральная избирательная комиссия РФ не только организует выборы федерального уровня, но и регистрирует кандидатов на должность Президента РФ и списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, а также определяет результаты этих выборов по единому федеральному округу. Аналогично, избирательная комиссия субъекта РФ не только организует выборы депутатов законодательного органа субъекта РФ, но и регистрирует на этих выборах списки кандидатов и определяет результаты выборов по единому округу.

Кроме того, на федеральных выборах эта же комиссия является промежуточной. Избирательная комиссия муниципального образования организует муниципальные выборы, но в тех случаях, когда проводятся прямые выборы главы муниципального образования и (или) выборы депутатов по единому округу, она регистрирует кандидатов (списки кандидатов) и определяет результаты выборов по этому округу.

Кроме того, на некоторые избирательные комиссии могут возлагаться полномочия других комиссий. Так, закон предусматривает возможность возлагать на территориальные комиссии полномочия комиссий муниципальных образований и наоборот (первый вариант на практике встречается чаще второго).

На муниципальных выборах часто окружные комиссии не образуются, а их полномочия возлагаются на комиссию муниципального образования (или на территориальную комиссию, осуществляющую также полномочия комиссии муниципального образования). В сельских поселениях комиссия муниципального образования (поселения) может осуществлять и полномочия участковой комиссии

2.2.  Формирование избирательных комиссий.

Формирование территориальных, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений избирательных объединений и блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы представительным органом местного самоуправления. Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее 1/3 состава территориальной, участковой избирательной комиссии, а также окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ и (или) в представительном органе местного самоуправления. В указанных комиссиях государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/3 всего состава комиссии.

2.3.  Полномочия.

Комиссии обязаны в пределах своей компетенции:

    • рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона,
    • проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума настоящего Федерального закона соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.

Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

омпетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов РФ, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.

Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.

Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.

Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

Центральная избирательная комиссия РФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования и территориальная комиссия представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) РФ, субъектов РФ и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.

Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 настоящего Федерального закона.

2.4.  Статус члена избирательной комиссии.

Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права выдачи открепительных удостоверений для голосования, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, в погашении бюллетеней и открепительных удостоверений, в составлении протокола об итогах голосования, результатах выборов, референдума, права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, и права подписывать решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Его деятельность не подлежит оплате за счет средств, выделенных комиссии (ст. 24 п. 17 ОГ, ст. 23 п. 12 ГД, ст. 16 п. 12 П).

Таким образом, всю работу с документами комиссий проводят исключительно члены комиссии с правом решающего голоса, они же и принимают решения комиссии. Члены комиссии с правом совещательного голоса по сути дела имеют статус наблюдателя с расширенными правами.

Член избирательной комиссии, комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

- заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума;
- вправе выступать на заседании избирательной комиссии, комиссии референдума, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
- вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии, комиссии референдума вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
- вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме), требовать заверения этих копий;
- вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд (ст. 24 п. 18 ОГ, ст. 23 п. 13д ГД, ст. 16 п. 13д П).

Полномочия члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время срока его полномочий по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу (ст. 24 п. 21 ОГ, ст. 23 п. 15 ГД, ст. 16 п. 15 П).

Исходя из различий в статусе разных категорий членов комиссии, можно сформулировать некоторые принципы включения общественных наблюдателей в состав избирательных комиссий, комиссий референдума:

- в каждой из комиссий, рангом выше участковой, желательно иметь представителя, - эти комиссии осуществляют руководство деятельностью нижестоящих комиссий, к ним стекается наиболее значимая информация о работе нижестоящих комиссий;
- если есть значительная вероятность назначения представителя председателем комиссии или ее должностным лицом, следует ее использовать, так как влияние должностных лиц на деятельность комиссий, на их членов при принятии решений традиционно велико;
- если ощущается недостаток в числе кандидатур, то лучше общественного наблюдателя назначить членом комиссии с совещательным голосом, чем добиваться придания ему статуса члена комиссии с решающим голосом по простой причине - член комиссии с решающим голосом настолько занят своей работой, что времени на общее наблюдение ему не остается. Другая причина - его могут послать инспектировать нижестоящие избирательные комиссии, а в участковой комиссии - проводить голосование вне участка, и тогда наблюдение за деятельностью комиссии станет практически невозможным. Член комиссии с совещательным голосом сам распоряжается своим временем, сам может решать, где ему целесообразней находиться в данный момент.

2.5.  Роль избирательной комиссии в обеспечение законности выборов в РФ.

Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав, осуществляют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации. Эти полномочия органично вытекают из конституционной нормы о том, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 72), к которым относятся и права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32). Для защиты избирательных прав граждан комиссиями используются, в частности, такие механизмы, как рассмотрение обращений, поступивших к ним в ходе избирательной кампании, о нарушении закона, проведение проверок по этим обращениям, мониторинг агитационной деятельности, контроль за финансированием избирательных кампаний, отмена неправомерных решений нижестоящих комиссий, привлечение правоохранительных органов к пресечению противоправной деятельности участников избирательного процесса, участие в приведении региональных законов в соответствие с федеральным законодательством.

Работа по обращениям о нарушении закона представляет собой одну из важнейших сторон деятельности комиссий по обеспечению и защите избирательных прав граждан РФ. Комиссии правомочны рассматривать обращения о нарушении не любых законов, а только тех из них, которые регулируют указанные права граждан. Каждая комиссия правомочна рассматривать обращения о нарушении законов на тех территориях, на которые распространяется ее юрисдикция. Кроме того, если комиссия не участвует в организации и проведении выборов в соответствии с законом, она не вправе самостоятельно рассматривать указанные обращения. Как правило, они должны быть рассмотрены той комиссией, которая непосредственно наделена законом правом по контролю за соблюдением соответствующего закона, в том числе вправе принять меры реагирования: составить протокол об административном правонарушении, вынести кандидату предупреждение. Вышестоящая комиссия вправе направить обращение для рассмотрения в нижестоящую комиссию, в случае если в компетенции последней находится рассмотрение соответствующего обращения. Если комиссия неправомочна его рассматривать, она обязана направить его в комиссию, иные органы, компетентные рассмотреть обращение, сообщив об этом его автору.

Обращения о нарушении закона следует отличать от жалоб на решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц. Первые касаются нарушений, совершенных всеми субъектами избирательного процесса, физическими и юридическими лицами (кроме комиссий и их должностных лиц); вторые могут быть поданы в вышестоящие комиссии, в ЦИК России, в ИКС РФ, и только на решения и действия (бездействие) комиссий, их должностных лиц. Если автор обращения не удовлетворен ходом или результатами рассмотрения его обращения о нарушении закона комиссией, компетентной рассматривать такое обращение, он вправе обжаловать решение, действия (бездействие) этой комиссии в вышестоящую комиссию или в суд. Федеральным законом установлена обязанность правоохранительных и иных органов оперативно принимать меры по пресечению нарушений законов о выборах в случае обращения к ним соответствующих комиссий. Такая обязанность этих органов призвана обеспечить активную и целенаправленную защиту нарушенных в ходе проведения выборов избирательных прав граждан РФ.

Предусмотрена обязательность решений вышестоящей избирательной комиссии для нижестоящих комиссий. Федеральный законодатель наделил вышестоящую избирательную комиссию правом отменять решение нижестоящей комиссии, если оно противоречит соответствующему закону либо принято с превышением полномочий. При этом вышестоящая комиссия вправе принять собственное решение по существу вопроса, а также вправе направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено.

На избирательные комиссии возложена обязанность по информированию избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Особое место в системе избирательных комиссий занимает Центральная избирательная комиссия РФ. Она является комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, т.е. комиссией, на которую федеральным законом возложено руководство деятельностью всех комиссий по подготовке и проведению федеральных выборов. Реализуя положения федерального законодательства о выборах, ЦИК России осуществляет правоприменительную и нормотворческую деятельность. Федеральное избирательное законодательство наделяет ЦИК России широкими полномочиями по контролю за соблюдением законодательства при подготовке и проведении федеральных выборов, обеспечению единообразного применения федеральных законов всеми участниками избирательного процесса. В соответствии с предписаниями федеральных законов о выборах ЦИК России:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

г) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет";

д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

з) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;

и) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

л) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях и иными федеральными законами.

Так же немаловажную роль играет финансовый контроль.

Только анализируя, каков на самом деле механизм финансового контроля и, главное, какова его практическая реализация, можно сделать вывод о наличии в стране законности избирательного процесса. Гарантией законности и действенным механизмом обеспечения основных принципов избирательного права в России является финансовый контроль в избирательном процессе. Так, Конституционный Суд РФ отмечает, что «свободные выборы предполагают наличие такой избирательной системы, которая предполагает адекватное определение статуса кандидатов и такое регулирование финансирования выборов, которое, основываясь на конституционном принципе равенства, учитывало бы ее социально-политические и юридические последствия».

Кандидаты обязаны создавать избирательные фонды для финансирования избирательной кампании, определены предельные размеры перечисляемых и расходуемых средств. Запрещено выполнение бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам работ, реализация товаров, оказание услуг, прямо или косвенно связанных с избирательной кампанией и направленных на достижение определенного результата на выборах. Примером подобного нарушения на уровне муниципального образования при наличии соблюдения всех необходимых условий, установленных законом, могли стать действия мэра г. Кургана, когда Постановлением № 40 от 29.09.2000 «О льготах при оплате электрической энергии» мэра г. Кургана была установлена скидка в размере 100 % для малообеспеченных категорий потребителей1. В комментарии мэра заявлено, что никакого отношения к выборам данная акция не имеет2.

Ярким примером реализации контроля является контроль за соблюдением следующего запрета. Кандидаты, политические партии, их представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки, иные материальные ценности, воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им материальных благ. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела в 2004 г. дело по заявлению кандидата на должность Губернатора Курганской области Владимира Спивака. Заявитель просил суд отменить регистрацию кандидата на эту же должность Капчука С. А. В обосновании своих требований он ссылался на то, что на территории области распространялись удостоверения С. А. Капчука тиражом 5000 экземпляров, изготовленных по его заказу и содержащих обещания оказания услуг, что, по мнению заявителя, являлось подкупом избирателей. Но эти доводы не были подтверждены и основанием для отмены регистрации кандидата не стали.

Что является критерием эффективности реализации института финансового контроля в избирательном процессе? Наличие ответственности за совершение конституционного деликта. Закон устанавливает основания отмены судом регистрации кандидата по заявлению регистрирующей избирательной комиссии или кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях использования денежных средств помимо избирательного фонда на сумму свыше 5 % от предельного размера расходования средств, или превышения этого размера более чем на 5 %, а также установления факта подкупа избирателей. Аналогичны основания отмены регистрации списка кандидатов по заявлению избирательной комиссии. Здесь нужно обратить внимание на определяемый законом круг управомоченных субъектов. Так, областная избирательная комиссия не регистрировала Виктора Гребенщикова в качестве кандидата в депутаты Курганской областной Думы, соответственно, она не вправе «вмешиваться в деятельность окружной избирательной комиссии, и с заявлением в суд об отмене регистрации этого кандидата не обращалась. Она не наделена такими полномочиями, поскольку ими обладает только зарегистрировавшая кандидата окружная избирательная комиссия».

Кандидаты, списки кандидатов, их доверенные лица не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Им запрещено обращаться с предложением об оказании финансовой помощи или услуг избирателям. Данные правовые нормы находят применение на практике. Так, в 2003 г Окружная избирательная комиссия Курганского одномандатного избирательного округа № 96 обратилась в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Павла Федулева. Установлены факты подкупа избирателей, в частности, подарки Кетовской средней школе и больнице этого же района; использование помимо средств избирательного фонда иных денежных средств, превышающих 5 % от установленной предельной суммы расходов.

Механизм финансового контроля в избирательном процессе является достаточно действенным, т. к. закон предусматривает не только санкции за нарушения норм, касающихся финансового аспекта выборов, но и порядок рассмотрения этой категории дел, регулируемый гражданским процессуальным законом. Эффективность реализации института подтверждается наличием соответствующей практики, в частности, в 2000 г. суд первой инстанции рассмотрел 4 дела об отмене регистрации кандидатов в губернаторы Курганской области2, а в период с 6 февраля 2001 г. по 7 декабря 2007 г. из 17 дел, рассмотренных в Верховном Суде РФ и касающихся выборов в Курганской области, 4 связаны с привлечением к конституционной ответственности за нарушение кандидатом норм о финансировании избирательной кампании.

Признавая в целом эффективность механизма, нельзя не отметить возможные пути его усовершенствования. На мой взгляд, конституционный штраф как никакой другой вид наказания применим в сфере финансирования избирательной кампании и целесообразен здесь даже в большей степени, чем при применении в качестве санкции за совершение иных конституционных деликтов. В отличие от штрафа, предупреждение как мера конституционной ответственности установлено законом, но не определены условия его применения. В целях предотвращения совершения деликта, влекущего отмену регистрации, законодатель должен ввести безусловное применение предупреждения при использовании кандидатом денежных средств помимо средств избирательного фонда на сумму менее 5 %, или превышении предельного размера расходования средств менее чем на 5 %.

Качественная реализация финансового контроля в избирательном процессе напрямую зависит от активности избирательных комиссий. Как отмечают исследователи, российский закон постепенно расширяет контрольные полномочия избирательных органов. Это позволило отечественному юристу и члену ЦИК РФ Е. И. Колюшину утверждать, что «новейшее законодательство продвигает статус избирательных комиссий по пути усиления государственно-властных начал в сочетании с общественными». В 2002 г. КС РФ признал, что «избирательные комиссии обладают, по сути, публично-властными функциями». Поэтому функциональная обособленность избирательных органов, подотчетность нижестоящих комиссий вышестоящим дают основания утверждать, что вряд ли избирательные органы можно отнести с достаточной долей уверенности к одной из трех ветвей власти.

Таким образом, можно сделать вывод о главной, ведущей роли избирательных комиссий в реализации контроля за финансированием выборов в России. Являясь центральной фигурой, единая централизованная система избирательных комиссий призвана осуществлять контроль за порядком формирования средств избирательных фондов и их расходованием кандидатами, попутно претворяя в жизнь конституционные основы законности высшего непосредственного выражения власти народа. При этом анализ избирательного законодательства позволяет утверждать, что избирательные комиссии обладают достаточными полномочиями для достижения целей, поставленных перед ними законодателем.

Заключение :

При выполнении курсовой работы я уяснил для себя одну вещь, по моему мнению одной из главных предназначений избирательных комиссий является финансовый контроль. Кандидаты, списки кандидатов, их доверенные лица не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Им запрещено обращаться с предложением об оказании финансовой помощи или услуг избирателям. На мой взгляд это является подкупом избирателей, единичным подкупом, за голос в пользу кандидата, который осуществил этот подкуп, я считаю, что кандидат ,у которого благие намерения и который хочет изменить жизнь своей страны, города, района и каждого гражданина РФ в лучшую сторону – не станет заниматься такими делами , он гласно обозначит свои цели по улучшению ситуации в определенной сфере. Кандидат ,который преследует другие цели ( использование служебного положения, улучшение финансового благосостояния и др.) будет поступать именно так, он будет проводить встречи с избирателями, дарить им подарки, чтобы они подумали что придя к власти он будет также вести Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавлива­ются федеральными законами. В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжа­лованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, мо­гут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соот­ветственно уровню проводимых выборов) или в суд. В заключении хотелось бы добавить: избирательное право Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования и доработки для обеспечения истинно демократичных выборов в стране.



Список  литературы:

Информация о файле
Название файла Роль избирательных комиссий в обеспечении законности выборов в Российской Федерации от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 17:51
Дата обновления 5.5.2020, 17:51
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 56.65 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 335
Скачиваний 128
Оценить файл