Роль двигательной активности в адаптации студентов в процессе обучения

Описание:
В современном мире остро встаёт вопрос здоровья человечества, а оно во многом зависит от привычки заниматься физической культурой или спортом. Особенно сильно это касается подрастающего поколения.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Естественно-географический факультет

Кафедра биологии и методики её преподавания

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

Профиль (направленность) «биология и география»

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Роль двигательной активности в адаптации студентов в процессе обучения»

Выполнила:

Студентка 3 курса, группы 5707

Шнырева Марина Николаевна

Научный руководитель:

Кандидат биол. наук, доцент

Золотов Геннадий Валентинович

«        »

2019 г.

Рязань, 2020

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

§1. Рассмотрение научных подходов к двигательной активности человека………………………………………………………………………………7

§2. Влияние физической активности на функциональное состояние организма……………………………………………………………………………13

§3. Отношение к двигательной активности в студенческой среде…………27

Заключение…………………………………………………………………….33

Список литературы……………………………………………………………34

Введение

Актуальность. В современном мире остро встаёт вопрос здоровья человечества, а оно во многом зависит от привычки заниматься физической культурой или спортом. Особенно сильно это касается подрастающего поколения. Дети в большинстве своём очень активны, в школе эту активность поддерживают учителя физкультуры, а вот в высших учебных заведениях она резко падает, как правило из-за отсутствия необходимости или даже контроля со стороны. Отсутствие нужного количества движения чревато нарушениями в работе многих систем организма, это влияет на эмоциональное и психологическое состояние, сказывается на снижении уровня качества умственной деятельности и общей продуктивности. В связи с этим возникает необходимость более внимательного отношения к физической активности студентов во время обучения в вузе.

На данной момент в нашей стране этому вопросу уделяется достаточно много внимания. Всё больше начинают строиться спортивные комплексы, в которые может записаться абсолютно любой желающий, практически в каждом городском дворе можно увидеть обустроенные спортивные площадки с полем и воротами, с различными перекладинами и спортивными брусьями. Также в каждом городе России есть оборудованные территории со спортивным снаряжением. Хорошо заметна популяризации здорового образа жизни, причём среди разных слоёв населения, это направление продвигается как по телевидению, так и в сети Интернет.

Также стоит отметить, что количество учебных часов по физкультуре было увеличено, в вузах вводят систему, согласно которой каждый студент помимо учебных пар обязан посещать какие-либо спортивные секции вне учебного заведения. Вместе с этим учащимся объясняют необходимость физической активности с точки зрения именно физиологии, рассказывают, как это влияет на функциональное состояние органов и их систем, как это связано с эмоциональным и психологическим состоянием. Поэтому всё выше сказанное даёт основание говорить о безоговорочной актуальности данной темы.

Противоречие данной темы заключается в следующем. В теории, все созданные для здорового образа жизни студента условия должны в конечном итоге помочь повысить уровень здоровья учащихся, привить желание продолжать следить за своим физическим состоянием в дальнейшей жизни. Однако на деле это не работает. Есть разные категории студентов, часть их считает, что физическая активность - это пустая и бесполезная трата времени, у кого-то постоянная усталость на фоне учёбы и, как следствие, нежелание делать что-либо ещё. Но самая большая проблема заключается в том, что у современных людей появились новые интересы, это всевозможные гаджеты, интернет, компьютерные и не только игры. Всё внимание переключено на них, и зачастую нет интереса вообще ни к чему, кроме своего смартфона, что также негативно сказывается на здоровье населения. Именно это и является противоречием темы двигательной активности студентов.

Из данного противоречия можно сформулировать проблему данного исследования: как образ жизни без присутствия двигательной активности сказывается на здоровье человека, на работе его внутренних органов, их систем, на психологическом состоянии.

Цель исследования: выявить факторы, оказывающие негативное или позитивное влияние на здоровье и работе внутренних органов студентов в процессе обучения.

Объект исследования: уровень двигательной активности студентов в процессе обучения в вузах.

Предмет исследования: изучение влияния физической активности на работу внутренних органов и их систем, и действия этих факторов на способность к обучению.

Гипотеза: Двигательная активность студентов положительно влияет на работу всех органов и систем, способствует более качественному усвоению учебного материала и в целом более гармоничному развитию, это важно для эмоционального и психологического состояния студентов. Отсутствие же физической активности напротив влечёт за собой проблемы со здоровьем, нежелание учиться и, как следствие, проблемы с обучением в принципе.

Задачи:

1. Рассмотреть научные подходы к двигательной активности человека

2. Выяснить как влияет физическая активность на работу органов и систем организма

3. Рассмотреть нынешнюю ситуацию в области двигательной активности студентов и сопоставить эти данные с уровнем их физического и психологического здоровья

Теоретическая база исследования. Изучением проблемы двигательной активности занимались многие учёные. Среди них В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский, которые считали человечество главное геологической, преобразующей окружающую среду. Они говорили, что для успешного изменения окружающей среды в нужную сторону нужно, чтобы сам человек был физически и эмоционально здоров, и только в этом случае можно говорить о целесообразности вмешивания человека в окружающую его среду. Также изучала Ю.А.Ямпольская, говорившая о том, что молодёжь в общем становится более физически слабой и связывавшая это с хроническим недосыпом и отсутствию интереса и тяги к спорту. А.И. Быкова, Э.С. Вильчковский, А.В. Кенеман, И.В. Муратов, Н.В. Потехина, Е.А. Тимофеева говорили о том, что физическая активность является важнейшим условием гармоничного развития личности и утверждали, что она является априори естественной физиологической потребностью каждого человека.  Л.Е. Любомирский Г.П Юрко отмечали, что физические упражнения оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую и нервную систему, повышает устойчивость к нервным напряжениям [17].

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.

Практические методы: наблюдение, описание, сравнение.

Структура работы:

Данная работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка литературы. В параграфах дана следующая информация:

§1. Рассмотрение научных подходов к двигательной активности человека. В данном параграфе содержится анализ научных взглядов разных исследователей на проблему физического развития студентов.

§2. Влияние физической активности на функциональное состояние организма. Рассмотрение изменений, происходящих в организме во время занятий физкультурой и спортом.

§3. Отношение к двигательной активности в студенческой среде.

Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации и обобщении имеющихся научных знаний о проблеме физической активности студентов в период обучения в вузе.

Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования проблемы двигательной активности студентов могут быть использованы самими обучающимися во время обучения или же преподавателями при работе со студентами.

§1. Рассмотрение научных подходов к двигательной активности человека

Как уже было сказано ранее, В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский говорили о том, что человечество является мощной геологической силой, которая изменяет и преобразует окружающую его среду. Они связывали образ жизни человека с его разумом и искали пути предотвращения нарушения этой связи. Всё это связано с показателем уровня здоровья каждого человека, которое во многом зависит от его физической, двигательной активности.

Н.Д Эшимян утверждал, что уровень умственных возможностей студентов и способность качественно воспринимать и усваивать учебный материал во многом зависит от количества физических упражнений, в частности на свежем воздухе. Наиболее продуктивная организация свободного времени вне учебных занятий способствует улучшению здоровья обучающихся. Во всём необходимо соблюдать баланс, умственную деятельность наиболее целесообразно чередовать с физической [17].

Такие учёные, как А.И. Быкова, Э.С. Вильчкоский, А.В. Кенеман, И.В. Муратов, Н.В. Потехина, Е.А. Тимофеева указывали на то, что двигательная активность априори является естественной физиологической потребностью человека. Удовлетворение этой потребности является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, а также исключительно положительно сказывается на состоянии здоровья студентов, на психологической и моральной устойчивости и на эффективности усвоения учебного материала.

В детстве происходят наиболее сильные изменения в организме ребёнка. Происходит активное развитие и укрепление опорно-двигательной системы, что способствует формированию основных умений и навыков. Всё это создаёт фундамент для формирования здорового и правильного функционирования внутренних органов, мышечного каркаса, что определяет способность к полноценной двигательной активности ребёнка. Элементы такой физической активности являются основой для формирования любого вида деятельности. Однако с возрастом закономерно снижается уровень физической активности, особенно во время учёбы. Для поддержания двигательных навыков необходимо постоянное занятие физическими упражнениями. Об этом говорили А.И. Быкова, Е.Н. Вавилова, В.П. Губа, Л.Н. Коровина, Л.И. Пензулаева, Л.Н. Пустынникова [18].

С физиологической точки зрения к данному вопросу подходили Л.Е. Любомирский и Г.П. Юрко. Они говорили о том, что благодаря физическим упражнениям более активно происходят процессы адаптации дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма к нервным и физическим напряжениям. Особенно хорошего это выражено в возрасте созревания и формирования организма. Это объясняется пластичностью нервной системы, интенсивным созреванием мозжечка и подкорковых образований головного мозга. Происходит совершенствование процесса сопоставления слов с воспринимаемой действительностью и развитием кинетического контроля, у человека появляется возможность освоения и совершенствования движений.

Такие исследователи, как З.Й. Адашкявичене, Л.Б. Спиридонова и Г.П. Юрко, доказывали, что физическая нагрузка оказывает благотворное влияние на физическое состояние человека. Двигательная активность способствует повышению снабжения кислородом всех клеток и тканей, поддержанию на должном уровне всех жизненно важных функций. Такой образ жизни предупреждает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, мышечной слабости.

С точки зрения психологии физическая активность и её количество также достаточно сильно влияет на человека. Начиная со старшего школьного возраста, подростки начинают анализировать движения и внешний вид сверстников, а также свой, появляется способность к самоанализу и самоконтролю. Именно в этот период появляется стремление посредством физических нагрузок не просто удовлетворять свои естественные биологические потребности в движении, а ещё и потребность быть не хуже своего окружения, ни в чём не уступать своим сверстникам, возникает желание быть здоровыми и внешне не хуже окружающих. Об этом говорили Н.Е. Анкудинова, Л.А. Венгер, М.П. Голощёкина, Г.П. Лескова, Н.Н. Поддьяков. Это показывает, что в таком возрасте существуют значительные возможности освоения различного рода движений, управления своим телом, и, как следствие, поддержанию всех физиологических функций организма. В таком случае становится ясно, что проблема управления двигательной активностью является важной физиологической проблемой в процессе обучения.

Огромный пласт научных трудов, посвящённый вопросам физиологии движений, принадлежит российским физиологам, таким, как И.М. Сеченов, Н.В. Введенский, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомской. Их работы получили дальнейшее развитие в творчестве П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.Н. Крестовникова.

Николай Иванович Пирогов, известный русский хирург-анатом, обосновал теорию о том, что строение внутренних органов человека напрямую зависит от выполняемых ими функций. Данное предположение позволило выяснить как повторные физические нагрузки влияет на развитие организма, на изменение формы тела, на интенсивность и качество развития мышечной массы. Этим исследователем был впервые в России разработан и издан анатомический атлас. На основе научных трудов Пирогова далее разрабатывались и продолжают развиваться принципы функциональной анатомии.

Немаловажный вклад в изучение данной проблемы внёс не менее известный физиолог Иван Михайлович Сеченов. Он показал, что существует тесная связь между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями. Открытие Ивана Михайловича помогло заложить основы изучения физиологии физических упражнений, проблем и механизма физического утомления, пользы активного отдыха в процессе мышечной деятельности.

Научные работы Ивана Михайловича дали толчок к развитию части трудов физиолога Ивана Петровича Павлова. Этот исследователь обосновал учение о высшей нервной деятельности. Он говорил о единстве физиологической и психической составляющей в человеке, объяснил механизм образования и функционирования условных рефлексов. Всё это имело огромное значение при изучении значимости физических упражнений при формировании двигательных навыков. Также учение о типах нервной деятельности сыграло большую роль в разработке теории и методики физического воспитания школьников и студентов, и даже медицинского контроля за людьми, занимающимися физическими упражнениями и спортом.

Ещё один учёный, которому удалось внести весомый вклад в физиологию движений, врач-гигиенист Егор Арсеньевич Покровский. Его перу принадлежит огромное количество литературы, посвящённой теории и методике физического воспитания. Данную тему Егор Арсеньевич раскрывал и освещал в более, чем семидесяти работах. Одним из самых значимых трудов является «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России». В данной работе Покровский утверждал, что занятие физическими упражнениями помогают не только развить и укрепить мышечный каркас, но и способствует развитию интеллекта. Основными средствами физического воспитания учёный считал ходьбу, бег, борьбу и активные игры. Также очень полезными Покровский признавал плавание, греблю, верховую езду и коньки, однако при обязательном условии соблюдения медицинской гигиены и надлежащем контроле. Упражнения на снарядах он считал негативно сказывающимися на здоровье и функционировании организма.

Николай Александрович Бернштейн также внёс неоценимый вклад в изучение этого вопроса. Он не просто объяснял по какому принципу происходит управление движениями, но и описал механизм, по которому они формируются. В этом механизме учёный выделил три стадии.

На первой стадии происходит процесс распространения возбуждения в коре больших полушарий. Это начальный этап формирования двигательного навыка. Внешне это выглядит как «излишнее закрепощение» Данный период характеризуется невысокой скоростью, напряжённостью, неточностью действия.

Во время следующей, второй стадии, происходит постепенное исчезновение напряжённости, мышечная координация становится чёткой, повышается точность и скорость двигательного акта. В этот период «уходят» нецелесообразные, лишние движения, происходит это по мере уточнения движений. Наиболее важный фактор этой стадии назвал А.Н. Крестовников. Это, по его мнению, зрительное восприятие изучаемого движения. Оно во многом определяет степень эффективности изучения двигательных действий. Зрительное восприятие является эталоном, на который ориентируется человек при последующем овладении различный движений.  На этой основе сформирован метод показа, он широко используется во всех сферах, практикующих обучение физическим упражнениям, действенен в любом возрасте. В его основе лежит способность каждого человека к подражанию, к имитации того, что происходит во внешней среде, так же, как ребёнок учится выполнять разные движения, наблюдая за взрослым [18].

Такую черту, как способность к подражанию, рассматривала А.Д. Удалая. Она считала, что на начальном этапе формирования двигательного навыка оно приобретает новые качественные особенности. Это выражается в том, что из стихийного копирования отдельных сторон физической деятельности оно переходит в способ сознательного выполнения задания.

Третья стадия – это собственно и есть формирование двигательного навыка и достижение двигательного мастерства. В эту стадию происходит снижение доли участия мышечных усилий в осуществлении движений за счёт использования реактивных сил. Это, в свою очередь, обеспечивает динамическую устойчивость движений и экономичность энергозатрат. В течение этой стадии реализуются фазы стандартизации и стабилизации двигательного навыка.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемой двигательной активности каждого человека, в том числе и студентов, изучали многие педагоги, психологи, философы, врачи. Многие из них говорили о том, что при всей неоспоримой пользе двигательной активности, её не хватает, особенно в жизни учащегося, будь то школьник или студент. Это озвучивали Э.С. Вильчковский, Н.А. Ноткина, Л.Н. Пустынникова, М.А. Рунова. Они отмечали, что такой образ жизни, в котором отсутствуют физические нагрузки, отрицательно сказывается на здоровье: в школьном возрасте это замедление роста, в целом снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, умственная работоспособность [18].

§2. Влияние физической активности на функциональное состояние организма

Опираясь на слова Вернадского, можно смело говорить о том, что по современным представлениям физическая активность является естественно обоснованным, эволюционно сложившимся элементом, непосредственно воздействующим на биологический прогресс. Этот элемент жизни человека определяет развитие его организма и обеспечивает формирование как наиболее совершенных механизмов адаптации к окружающей среде в процессе всего исторического развития (филогенеза), так и улучшению жизнедеятельности в период своего индивидуального развития (онтогенезе). Всё это можно объяснить тем, что в механизме управления двигательной активности в элементарной форме проявляется принцип саморегуляции. Этот элемент является прямым отражением сущности закона оптимизации, а он, в свою очередь, проявляется в стремлении всех живых организмов достичь максимального жизненно важного результата с наименьшими затратами, как энергетическими, так и пластическими. В целом же организме происходит встраивание данной универсальной структуры в функциональную систему высшей регуляции адаптационных механизмов, которую расшифровал и пояснил Пётр Кузьмич Анохин.

Влиянием долгого отсутствия физических нагрузок занималась Г.Л. Соколова. Она говорила о том, что гиподинамия, или длительное ограничение или вообще отсутствие двигательной активности, является достаточно опасным и не физиологическим явлением, которое оказывает разрушающее действие на организм и может приводить к раннему снижению трудоспособности и увяданию живой системы. Имеющиеся нарушения в зрелом организме, вызванные гиподинамией, могут быть ликвидированы. Это возможно, если негативные изменения являются обратимыми. Исправить это можно при помощи введения в жизнь человека своевременных регулярных физических тренировок. И если во взрослом возрасте многие нарушения в работе организма являются поправимыми, то в детском и подростковом возрасте, в возрасте обучения в школе и университете, данные нарушения не могут быть в последствии ничем компенсированы.

Физиологами научно установлено, что гиподинамия представляет наибольшую опасность и угрозу для здоровья на ранних стадиях онтогенеза и в период полового созревания. Явление гиподинамии негативно сказывается на темпах роста ребёнка, происходит угнетение многих биохимических процессов, а также страдает нормальное функционирование генетического аппарата клеток. Так же было выявлено, что весомые отклонения наблюдаются со стороны нервной системы. Дестабилизируется работа головного мозга, что проявляется в нарушении функционирования высшей нервной деятельности и снижении показателей работоспособности мозга [1].

Однако несмотря на неоспоримую важность и пользу хотя бы минимальной двигательной активности, состояние гиподинамии становится превалирующим в жизни большинства современных людей. Они, как правило, предпочитают проводить своё время в максимально комфортных условиях, не напрягая тело и мозг физическими тренировками. Этот образ жизни во многом был «создан» достижениями современной цивилизации. Все новые блага определяют тот комфорт, в условиях которого проживают люди в наше время, этот комфорт лишает человека двигательной активности из-за того, что она просто становится не нужна.

Современные данные показывают, что на данном этапе развития общества образ жизни студента далёк от идеала. Зачастую они не занимаются систематически и целенаправленно физической культурой, они слишком малоподвижны. Такое двигательное бездействие может привести к тому, что негативные последствия гиподинамии, которые в таком случае точно коснутся растущего и развивающегося организма, непременно отразятся на физическом и умственном развитии, эмоциональном и психическом состоянии обучающегося, и, естественно, на здоровье в целом.  Этого можно легко избежать, если всего лишь внедрить в свою жизнь оптимальную двигательную активность, ведь она является одним из основных врождённых факторов физического и психического развития человека, функционирования всех органов и их систем на должном, физиологическом уровне.   

Чтобы понять, как именно двигательная активность в принципе влияет на человеческий организм, необходимо разобраться в её функциях. Научная практика и реальная жизнь показывает, что двигательная активность играет разнообразные и очень важные роли. Она выполняет как минимум десять важнейших функций: моторную, побудительную, творческую, тренирующую, защитную, стимулирующую, терморегуляционную, биоритмологическую, речеобразующую, корректирующую [19]. Рассмотрим каждую из них отдельно.

Моторная функция. Данная функция позволяет осуществлять адекватное взаимодействие человека с окружающей его средой, формировать разнообразные двигательные реакции. Всё это необходимо человеку, так как посредством их осуществления происходит налаживание внешних контактов с природной средой. Всё это также является проявлением трудового процесса. Процесс функционирования и регулирования происходит за счёт вовлечения всех уровней центральной нервной системы и гормонального аппарата: коры больших полушарий головного мозга, мозжечка, ствола мозга, лимбической системы, базальных ганглиев и спинного мозга. Такая интеграция всех составляющих центральной нервной системы в управление двигательной адаптации показывает насколько многогранна значимость двигательной активности для нормальной жизнедеятельности организма. Двигательная активность является пусковым элементом для множества ключевых процессов, протекающих в организме человека, а значит она обеспечивает все функции и прогресс организма в разных аспектах.  

Побудительная функция. Ранее уже было отмечено, что занятия физическими упражнениями являются естественной физиологической и биологической потребностью человека. Удовлетворение данной потребности, потребности в движении в должном объёме, является жизненно важным пунктом, наряду со всеми остальными требованиями организма. Потребность в двигательной активности является врождённой, она генетически закодирована. Однако это не всё.  Закодирован также объём необходимых движений в единицу времени (сутки). В процессе осуществления побудительной функции потребность в моторной активности выступает внутренней движущей силой, позволяющей производить взаимодействие организма с окружающей его внешней средой и возможности приспособления, совершенствования адаптации к изменяющимся условиям среды.

Творческая (развивающая) функция. Илья Аркадьевич Аршавский огласил теорию, согласно которой двигательная активность – это ведущий фактор онтогенеза, индивидуального развития организма человека, начиная с рождения и до конца жизни. Во время физических нагрузок происходит стимуляция процессов анаболизма, за счёт чего осуществляется не только возмещение, но и накопление белка и энергии, таким образом, возникает избыточный анаболизм.

Рабочий цикл обмена веществ выглядит следующим образом: трата – восстановление. Было показано, что при двигательной активности этот цикл имеет свойство не только возвращаться к начальному уровню, но и превышать его. Данное явление получило название суперкомпенсации энергетических трат. Оно, как и говорилось ранее, является избыточным анаболизмом. Данное явление является основой прогресса в развитии организма. Его уровень и степень определяется характером выполняемой работы. Степень же восстановления, в свою очередь, определяет последующую интенсивность энергетики, в том числе и клеточного дыхания. На каждом же последующем этапе развития сохраняется ведущая роль двигательной активности, за ней сохраняется статус важнейшего фактора онтогенеза.

Данное явление носит название «энергетическое правило скелетных мышц». Его сущность состоит в том, что протекание всех энергетических процессов в разные моменты времени и возрастные периоды, все морфологические и функциональные изменения и преобразования в структуре и работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые обуславливают их обеспечение, в индивидуальном развитии каждого человека находится в прямой зависимости от уровня и степени развития его скелетной мускулатуры. Таким образом, можно сделать вывод, что двигательная активность обуславливает совершенствование и в целом жизнеспособность многоклеточного организма, начиная со стадии эмбриогенеза и продолжается это на протяжении всего онтогенеза.

Исследователями было выявлено, что максимально полноценное проявление уровня жизнеспособности организма зависит от того, насколько высок показатель главного компонента энергетики – янтарной кислоты. Это обуславливается тем, что данная кислота обеспечивает наиболее высокий темп энергетики, в связи с этим в онтогенезе так называемая «янтарная энергетика» является двигателем физиологического прогресса. Двигательную активность можно назвать «тягловой силой» энергетики всего организма. Функциональное сокращение скелетных мышц вызывает расход многих богатых энергией соединений, таких как АТФ и прочих, а также энергетических субстратов, например, липидов и углеводов. Эти траты по мере физиологического напряжения перекрываются избыточным анаболизмом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что творческая функция двигательной активности носит положительный эффект в процессе жизнедеятельности и развития организма. Он проявляется только при условии наличия двигательной активности, но, если она будет умеренной, оптимальной и систематической.

Тренирующая функция. Физическая нагрузка может быть универсальным тренирующим фактором, который может оказать благоприятные изменения со стороны биохимических, структурных и функциональных составляющих, при условии, что данная активность будет умеренной и систематической. Масштабное влияние физических нагрузок на организм, с точки зрения тренирующей функции, обуславливается тем, что реакция организма на неё протекает по принципу системности, в данный процесс вовлекаются различные уровни организации адаптационных механизмов: нейрогуморальная регуляция, исполнительные органы и вегетативное обеспечение.

Феликс Залманович Меерсон сформулировал теорию индивидуальной адаптации, согласно которой в процессе физической тренировки можно выделить два этапа. Первый этап – это «срочная» адаптация, она несовершенная, и второй этап – это совершенная адаптация, «долговременная».

   «Срочная» адаптация является генерализованной мобилизацией той мобильной системы, которая ответственна за конкретную отдельную деятельность (адаптацию) до предельно достижимого уровня. На этом этапе есть несколько глобальных задач:

1. мобилизация энергетических ресурсов организма и их распределение с избирательным направлением в органы и ткани функциональной системы адаптации;

2. потенциация работы самой этой системы;

3. формирование структурной основы "долговременной" адаптации [9].

Второй этап, «долговременная» адаптация, формируется не сразу, а постепенно. Это формирование происходит в процессе длительных или же множественных воздействий на организм физических нагрузок.  Данный этап начинается с переходной стадии, которая характеризуется началом синтеза нуклеиновых кислот и белков, определяется гормональными и прочими факторами, приводящими к избирательному росту отдельных структур в клетках тех органов, которые входят в состав функциональной системы, ответственной за определённую адаптацию. Данный процесс охватывает такие звенья функциональной системы, как нейрогуморальное, двигательное и вегетативное. Это приводит к построению особого разветвлённого структурного «следа», который повышает показатель мощности системы в целом.

Последний этап данного процесса – стадия, стоящая на вершине «устойчивой» адаптации, она характеризуется формированием структурного «следа».

Из всего вышесказанного видно, что увеличение массы, физической выносливости, процесс увеличения митохондрий и электрического потенциала скелетных мышц, является результатом постоянных, систематических физических нагрузок. Положительные морфофункциональные изменения наблюдаются также в механизме работы нервной и гуморальной регуляции, а ещё в структуре и функционировании кровеносной, дыхательной и выделительной систем. Благодаря этому повышается возможность адаптации организма в целом и происходит укрепление здоровья.

Решающая роль генетического аппарата клеток, его функций, которые ответственны за происхождение и управление движениями, определяет такие глобальные, масштабные системные изменения, а также разные преобразования в системе и работе органов и их систем, как результат наличия в жизни человека регулярных физических тренировок. Наблюдается это на всех уровнях организации двигательной активности, таких, как исполнительный, регуляторный и обменный звенья. 

Если давать организму систематическую оптимальную физическую нагрузку, будет происходить увеличение структурных генов. На них происходит транскрипция информационной РНК, что является необходимым условием для синтеза белков, в частности митохондриальных, мембранных, сократительных и прочих индивидуальных их видов. Это объясняет, почему при двигательной активности создаётся возможность увеличения темпов активации транскрибирования РНК, что обеспечивает ускорение роста клеток в условиях менее интенсивного включения в работу каждой генетической матрицы. Это обуславливает возникновение условий для оптимизации функций, которые обеспечивают достижение конечного полезного результата при том, что энергетические затраты минимальны.

Итоговым результатом данные преобразований является повышение показателей жизнеспособности всего организма, происходит укрепление физического, психического, эмоционального здоровья.

Защитная функция. Физические тренировки, несомненно, несут за собой положительный эффект для организма. Он включает в себя два звена. Первый аспект – специфический, он проявляется в выносливости всего организма по отношению к физическим тренировкам. Второй же аспект – неспецифический, он характеризуется повышением устойчивости организма к негативным действиям разнообразных факторов внешней среды, а также заболеваниям. Именно этими звеньями определяется профилактическая, или защитная функция систематической, адекватной, умеренной двигательной активности.

Рядом исследователей было установлено, что неспецифический аспект имеет профилактическое значение и выражается в нескольких аспектах. Так, он имеет место в процессе повышения устойчивости к болевым ощущениям, ко всем негативным, отрицательным эмоциям, у студентов и школьников – к повышению работоспособности во время обучения, но это не самое главное. Гораздо важнее, особенно для человека, живущего в современном обществе, то, что осуществляется повышение устойчивости психики к негативным факторам, которые способны вызывать повреждение сердечной мышцы и нарушению работы кровеносной системы, в возникновении которых ключевую и решающую роль играют стрессовые ситуация и неблагоприятная для психики обстановка.

В основе такого неспецифической, защитной функции двигательной активности при неблагоприятных изменениях в работе сократительной деятельности сердца и процесса коронарного кровообращения, которые вызываются воздействием стрессовых ситуаций, лежат составляющие структурного «следа» определённой адаптации. Прежде всего данное адаптационное изменение в центральных и периферических механизмах, которые приводят к их экономному функционированию, а также к увеличению мощности антиоксидантной системы сердечной мышцы, что защищает сердце от разрушения.  

При сердечно-сосудистых заболеваниях физическая натренированность организма также приносит свои положительные плоды. Такой благодатный эффект характеризуется двумя особенностями:

1. У людей, имеющих какие-либо отклонения в здоровье сердечно-сосудистой системы, значение систематических двигательных нагрузок возрастает в несколько раз. Это объясняется тем, что при наличии хотя бы минимально тренированного тела, протекание уже возникших болезней происходит гораздо легче и выздоровление наступает быстрее. К таким болезням можно отнести, например, острая транзиторная ишемия или инфаркт миокарда.

2. Однако такая натренированность позволяет не только облегчить протекание болезни и ускорить наступление выздоровления, но и способна предупредить само возникновение болезни.

Такие адаптационные особенности во многом связаны с тем, что проявляется уменьшение вероятности развития разнообразных факторов риска у натренированных людей. Это объясняется тем, что у данной категории людей имеются соответствующие компоненты структурного «следа» адаптации.

На этом роль физических нагрузок не заканчивается. Двигательная активности в умеренных количествах и с адекватной нагрузкой способствует процессу восстановления механизмов саморегуляции многих жизненно важных процессов организма во время выздоровления. Так происходит исправление дефектов, вызванных различными болезнями. Физическая нагрузка способствует переводу энергообмена на более мобильный янтарный уровень. Это определяет более высокую психологическую стрессоустойчивость всего организма к разнообразным негативным факторам внешней или внутренней сред.  

Стимулирующая функция. Скелетные мышцы человеческого тела являются мощным генератором биотоков, а они, в свою очередь, представляют собой главный раздражитель головного мозга. Поступают данные раздражающие сигналы не из внешней среды, как, к примеру, звук или свет, а из внутренней среды в виде биотоков изнутри самого организма. Такие биотоки синтезируются в мышцах, находящихся в состоянии напряжения, они направляются в головной мозг по механизму обратной связи. Такое явление называется мышечной чувствительностью. На практике во время сокращения и расслабления мышц происходит возбуждение специализированных проприорецепторов, мышечных рецепторов. Они посылают нервные импульсы в головной мозг.

Чем интенсивнее прохождение нервных импульсов, тех самых биотопов, тем интенсивнее происходит стимуляция мозга, особенно это касается коры больших полушарий. В данных случаях говорят о том, что происходит повышение коркового тонуса. Установлено, что чем выше этот тонус, тем продолжительность и уровень бодрствования. Отсюда видно, что двигательная активность как бы «заряжает» мозг. Существует несколько видов физических нагрузок, и одна из них называется «утренней зарядкой», понятно, что такая активность осуществляется по утрам. Как раз она предназначена не для тренировок, а для стимуляции деятельности органов и их систем.

Двигательная активность влияет и на гормональный фон, как уже отмечалось ранее. Физические нагрузки в нужном объёме вызывают активацию синтеза эндорфинов, это так называемые «гормоны счастья». Они вызывают возникновение положительных эмоций, этим они способствуют налаживанию гармонии в жизнедеятельности всего организма.

Терморегуляционная функция. Для поддержания гомеостаза, постоянства внутренней среды организма, в частности температуры тела, нужен постоянный и непрерываемый приток энергии в виде тепла. Значительное влияние мышечный компонент оказывает на механизм внутренней продукции тепла в организме. На ранней стадии мышечного сокращения происходит достаточно быстрое выделение тепла, это характерно для периода, когда отсутствуют явные признаки напряжения и сокращения мышечного волокна. На последующих этапах, когда мышца начинает сокращаться интенсивнее и производить работу, интенсивное выделение тепла продолжается, так как прохождение превращений химической энергии в механическую не проходит по идеальному плану и данная теплота является показателем сокращения. Однако помимо теплоты сокращения существует теплота расслабления. Она выделяется тогда, когда наступает процесс расслабления мышечной ткани, чаще всего это следствие отсутствия работы.  

Из всего вышесказанного становится понятно, что поддержание температурного постоянства тела человека обусловлены наличием мышечной теплопродукции, это так называемый сократительный термогенез.

Биоритмологическая функция. Известно, что каждая функция организма является заритмованной. Это значит, что они действуют в определённо заданных ритмах, они называются биологическими ритмами, или, если короче, биоритмами. Все биоритмы живого образования объединяются в некую системы, и объединение это происходит по принципу соподчинённости, или иерархичности. В такой иерархии главными выступают биоритмы центральной нервной системы (ритмов биотоков головного мозга). Остальные же биоритмы являются ведомыми.

Елена Борисовна Сологуб, учёная из института физической культуры имени Лесгафта, определила, что ритмические физические упражнения, как, например, бег или ходьба, способны к перестройке ритмики биотоков головного мозга. Такие изменения записывается в виде кривой, которая называется электроэнцефалограммой. Установлено, что электроэнцефалограмма коры больших полушарий головного мозга, которая отвечают за регуляцию движений, при ритмической двигательной активности возникают ритмы. Они получили название «меченые ритмы». Такие ритмы представляют собой медленные потенциалы биотоков головного мозга, они проявляются в активности движений, их так же называют синхронизаторами ритмов головного мозга. В условиях постоянного многократного повторения ритмической двигательной активности, «меченые ритмы» выступают в качестве «рефлекса на время». Это означает, что «меченые ритмы» отмечаются в электроэнцефалограмме тренированного человека даже тогда, когда в данный момент физическая активность отсутствует.

Данные ритмы начинают проявляться только в соответствующей нужной обстановке и при мысленном воспоминании и «проигрывании» определённых физических упражнений. Более того, это характерно для спортсменов, ведь перед любым выступлением на соревнованиях они мысленно воспроизводят каждое своё дальнейшее действие. Такой приём позволяет запустить те самые «меченые ритмы», то есть определённую программу нервных действий. Благодаря этому происходит создание необходимых условий подготовки головного мозга для активации его работы в нужном направлении.

Корректирующая функция. В начале рассмотрения сущности этой функции стоит отметить, что физически упражнения разного уровня сложности являются абсолютно доступным средством совершенствования своего тела и поддержания своего здоровья. С помощью периодической двигательной активности происходит достижение не только физического совершенства, но также ещё и достаточно устойчивая согласованность работы внутренних органов человека, а ещё совершенствуются некоторые функции нервной системы и многих психических процессов. 

Многие психологи сообщают о том, что у той категории людей, для которых характерно снижение подвижности некоторых нервных процессов, проявляется некоторая скованность в движениях, угловатость тело и замедленность восприятия любой поступающей информации. Отмечается также достаточно вялая и отрешённая реакция на всё вокруг происходящее. Такие люди это за собой постоянно замечают, всё правильно осознают, из-за чего идёт нагрузка на нервную систему, как следствие они нередко от этого страдают. Следствием этого является постоянное недооценивание себя, принижают свои возможности. Их неотъемлемой частью и главное чертой становится нерешительность. Таким людям присущи достаточно серьёзные проблемы с общением, заметная и неуместная стеснительность, постоянная угрюмость и чрезмерная скованность.

Один известный психолог, Алексей Леонтьев, предоставил примеры физических упражнений, которые могут устранить данные дефекты. В данной ситуации помогает именно мышечная работа, а именно тренировка мышц в состоянии напряжения и расслабления (релаксации). Было выявлено, что постоянное чередование сокращения и расслабления мышечных волокон позволяет натренировать подвижность всех нервных процессов. Данные занятия носят как профилактическое, так и леченое значение. Особенно хороши они для достаточно инертных людей, не проявляющих инициативу ни в одной ситуации, в которую они попадают, абсолютно нерешительных, слишком мнительных и склонных к постоянным переживаниям и даже депрессиям. Данной категории людей хорошо помогают такие виды активности, как бег, катание на коньках, прыжковые упражнения, в том числе и со скакалкой, разнообразные спортивные игры. 

Следовательно, занятия физической культурой и спортом способны оказывать разнообразное и разносторонне влияние на состояние всего организма в целом. Они способствуют не только физическому совершенствованию, но и влияют на правильное развитие и поддержание на должном уровне нервных и психических процессов. Если обобщить всю перечисленную пользу, можно сказать, что двигательная активность помогает развиваться личности достаточно гармонично, при этом поддерживая и улучшая физическое и психологическое здоровье.

 И последняя функция – это речеобразующая. Постоянные физические нагрузки и поддержание мышц в деятельностном активном состоянии способствует не только совершенствованию умственной работоспособности, но и развитию речи. Многие учёные указывают на наличие тесной связи функции речи с физическими нагрузками, начиная с периода раннего детства. Наиболее значительно это для выполнения деятельности, требующей точной координации в движении пальцев рук. Если развивать такую координацию у детей раннего возраста, можно ускорить проявление их речевых навыков, а в последствии их усовершенствовать.

Такое положительное воздействие физической нагрузки на речеобразующую функцию в период раннего онтогенеза объясняется тесной морфологической взаимосвязью, непосредственным близким расположением друг с другом в коре больших полушарий головного мозга центров регуляции движений кисти и речи.  

Таким образом, можно говорить о том, что всякая двигательная активность выполняет большое количество разнообразных важных функций. И помимо своей основной, моторной, которая способна обеспечить взаимодействие организма человека с окружающей его средой и последующую адаптация, она помогает запустить и во многом определяет в итоге разнообразные ключевые процессы, которые оптимизируют нормальную жизнедеятельность организма человека. Целенаправленная, систематическая и адекватная двигательная активность в виде хотя бы элементарной физической культуры должна быть положена в основу правильной организации здорового и гармоничного образа жизни каждого студента.

§3. Отношение к двигательной активности в студенческой среде

Современное общество характеризуется подвижностью и постоянной, достаточно быстрой сменой событий. За несколько последних десятилетий таких изменений произошло огромное множество. Коснулись они всех без исключения сфер общества, что, естественно, сказалось на качестве, уровне и образе жизни каждого человека. А изменения по отношению к образу жизни повлияли на уровень физической подготовки населения.

Уровень информирования в нашем веке имеет довольно высокие показатели. Общедоступны такие ресурсы, как телевидение, радио, интернет, помимо этого каждый человек получает образование, причём как основное, так и дополнительное, существуют разнообразные книги, тренинги и многие другие ресурсы, откуда человек получает массу информации. В том числе это касается популяризации здорового образа жизни, благодаря чему все слои населения знают о пользе двигательной активности и огромном вреде от её отсутствия.

Однако сейчас наблюдается далёкая от идеала картина. По мере взросления физических нагрузок в жизни каждого человека становится всё меньше и меньше. Отсутствие движения становится образом жизни, а своё начало данное явление берёт с периода обучения в старшей школе и университете. Так почему же, зная о всей пользе двигательной активности, студенты уделяют ей так мало внимания? Стоит попытаться разобраться в этом.

Первое, о чём сразу же говорят сами студенты, это нехватка времени. Они жалуются на то, что весь их день уходит только на учёбу, на то, что постоянно бывает много сложных домашних заданий. Но если разобраться в этом вопросе, можно понять, что это не совсем так. Да, зачастую в университете даётся большая умственная нагрузка, на самом деле это далеко не просто и правда занимает достаточно много времени. Однако в любом случае вся такая работа не может занять всё свободное время. Пять минут разминки по утрам никак отрицательно не скажутся на работоспособности, а пешая дорога, хотя бы несколько остановок до университета станет очень полезной для здоровья. Тем более не зря существует фраза «дорогу осилит идущий», в данном контексте она означает, что если есть желание и необходимость, то человек может сделать что угодно и когда угодно. По всему этому видно, что данный пункт является лишь отговоркой, и найти полчаса во время целого дня может найти даже самый занятой человек во всём мире человек [23].

Но не только большим количеством учебного материала студенты оправдывают отсутствие в своей жизни хотя бы минимальной физической активности. Многие считают, что дополнительные занятия в разнообразных кружках уже являются достаточным проявлением активности. Какая-либо волонтёрская или общественная деятельность сейчас очень распространена и те студенты, которые этим занимаются, не считают нужным дополнительно нагружать свой организм. Однако очень большое количество студентов считает свой образ жизни достаточно правильным. Они говорят о том, что проводят своё время более, чем активно, здорово и подвижно. Возникает некое несоответствие между имеющейся ситуацией и словами самих обучающихся. В чём же дело? Оказывается, современные студенты считают физической активностью совершенно не то, что это представляет собой на самом деле. Сюда входят посещение кинотеатра, кафе, встречи с друзьями, поход в гости и всё в этом же духе. Но это, естественно, далеко не нужный уровень двигательной активности, отсюда и возникает данное противоречие

 При всём этом многие студенты говорят о том, что они уделяют своему здоровью достаточно много внимания. Они сообщают, что систематически посещают всех необходимых врачей, сдают анализы и в принципе наблюдают за состоянием своего организма. Следовательно, ориентация на здоровый образ жизни среди обучающихся всё-таки присутствует.

При всём этом наблюдается интересная картина. Даже учитывая то, что многие студенты заявляют о большом количестве учебного материала и катастрофической нехватке времени на хотя бы элементарную двигательную активность и физическую нагрузку, все эти претензии по большей части не имеют под собой никакой почвы. По личным наблюдениям ни одному студенту учёба не мешает заниматься любыми сторонними делами, такими, как отдых с друзьями, развлекательные мероприятия и многое другое. Следовательно, полчаса в таком «плотном графике» на занятия физическими нагрузками найти более, чем реально. Более того, зачастую те студенты, которые ищут себе любые оправдания, на деле не так сильны в области учёбы и успеваемости. Те же, кто на самом деле в полной мере заняты учёбой и отличаются довольно хорошей успеваемостью, напротив, чаще других уделяют внимание своему физическому состоянию, именно они отличаются тем, что могут поддерживать на должном для себя уровне двигательную активность.     

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что большинству современных студентов на самом деле просто лень заниматься физической активностью. Это является одной из основных проблем, негативно влияющих в конечном итоге на состоянии здоровья студентов, и, как следствие, успеваемости в учёбе.

Следующий, не менее важный сдерживающий и очень неблагоприятный фактор, наличие у многих студентов вредных привычек. Действительно, эта проблема является достаточно серьёзной. Интерес к таким привычкам проявляется ещё в школе, и именно тогда всё их внимание переключается именно на данную составляющую. Нужда в двигательной активности абсолютно пропадает, и в студенческое время она никак не проявляется. А учитывая то, что полное отсутствие физических нагрузок дополняется наличием вредных привычек, уровень физического здоровья и успеваемости в учёбе очень сильно страдает.

Существует ещё один неоднозначный фактор, мешающий студентам заниматься двигательной активностью. Многие люди считают, что здоровый образ жизни – это большая материальная нагрузка, что это достаточно дорого. Скорее всего такие мысли появляются из-за того, что они видят идеальную картинку где-нибудь в интернете, на которой изображён тот самый здоровый образ жизни, где правильная пища – это исключительно фермерские продукты, самая дорогая рыба на завтрак и много экзотических фруктов, которых зачастую у нас найти просто невозможно, а занятия спортом исключительно в элитных спортзалах, куда абонемент стоит половину зарплаты среднестатистического россиянина.  Такие студенты считают, что именно так нужно выстраивать свою двигательную активность, и если возможности на это нет, то и никакого спорта в их жизни не будет. Получается, здесь целых два негативных фактора, это убеждённость в неэффективности самостоятельных занятий физической нагрузкой, и неблагоприятное влияние СМИ, благодаря которым и создаётся данная «идеальная» картинка, что убеждает современную молодёжь в том, что здоровый образ жизни – привилегия исключительно обеспеченных слоёв населения.

И последнее из самого популярного, это то, что нет мотивации в двигательной активности или есть более интересные занятия. Студенческие годы являются всё же достаточно беззаботным временем. Именно тогда появляются новые интересы, есть стремление многое узнать и попробовать. Какие-либо важные вопросы не очень заботят в этом возрасте. Тем более здоровье студентов находится на том уровне, когда даже имеющиеся проблемы и отклонения никак не дают о себе знать, и, соответственно, не возникает необходимость в улучшении работы своего организма, в том числе и посредством внедрения в свою жизнь хотя бы минимальной физической активности.

На данный момент в нашей системе образования вопросам здоровья обучающихся уделяется достаточно много внимания. В частности, в вузах на обязательной основе есть занятия по физкультуре. Они являются обязательными, как и все другие предметы. Однако зачастую студенты игнорируют физкультуру в принципе. Для них это пустая трата времени и абсолютно ненужное занятие. Это, конечно же, в корне не верно. Ведь основная активность у студентов происходит именно в процессе занятий на парах физкультуры, и в учебном процессе это очень важно.

Как же данная ситуация в итоге сказывается на состоянии здоровья и работы органов и их систем? Как уже отмечалось ранее, в молодые годы многие нарушения в работе организма не дают о себе знать и никак не беспокоят. Однако многие болезни при отсутствии двигательной активности могут развиться с большей долей вероятности, чем при условии её наличия. В данном случае возникает целый ряд патологий.

Первое, что возникает в организме в условиях недостаточных физический нагрузок, это замедление процессов метаболизма. В результате этого происходит сокращение расхода калорий, накапливаются ненужные жировые отложения. Следствием этого нередко бывает развитие сахарного диабета. Среди детей и подростков он встречается всё чаще, на разных стадиях. Помимо этого, возникает такая болезнь, как ожирение. Оно встречается гораздо реже, однако его последствия очень ярко выражены и сильно ударяет по работе многих органов и систем. Излишние жировые отложения развиваются разнообразные патологии сердца, сосудов, страдает весь опорно-двигательный аппарат.

Что касается сердца, его данная проблема стороной не обходит. При отсутствии хотя бы минимальных физических нагрузок происходит нарушение кровообращения. Происходит постепенное ухудшение состава крови, в следствие этого на стенках сосудах образовывается налёт. Это всё очень тревожные звонки, так как впоследствии может привести к сердечному приступу и атеросклерозу [22].

Опорно-двигательный аппарат также испытывает негативную нагрузку. Проявляется хрупкость костей, в запущенных случаях случается даже атрофия скелетных мышц. Развивается ревматизм, артрит, остеопороз и многие другие заболевания. Внешние проявления тоже имеются, возникают нарушения осанки из-за недостаточного развития мышечного корсета. Однако осанка влияет также и на расположение внутренних органов, может вызывать их смещение или опущение.

Ранее уже говорилось о том, что отсутствие двигательной активности может вызывать развитие сахарного диабета. Происходит это потому, что в процессе жизнедеятельности организма происходит накопление сахара в крови. И именно физическая нагрузка способствует снижению его содержания в организме [24].

Это не полный перечень возможных патологий. Раньше данные заболевания считались исключительно недугом пожилых людей, сейчас же, к сожалению, этим страдают и молодые люди, в особенности студенты.

Но не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд. Да, несколько лет назад ситуация была совсем плачевной, однако сейчас картина сильно изменилась. Взгляды молодёжи кардинально меняются, студенты начинают всё больше двигаться. Происходит это, по-видимому, из-за массовой популяризации здорового образа жизни. И по телевидению, и в интернете транслируется масса самой разнообразной информации на эту тему. «Мода» на вредные привычки, зависимость от гаджетов и бесконечная лень на данном этапе развития всё больше уходят на задний план. Ситуация, конечно, далека от идеала, но положительные сдвиги безусловно имеются, что касается и физического здоровья, интересу к учёбе и успеваемости студентов.     

Заключение

В ходе работы по изучению проблемы двигательной активности студентов при обучении в вузе были рассмотрены научные подходы к данной теме, влияние физической активности на функциональное состояние организма и отношение к двигательной активности в студенческой среде. Из данных глав можно сделать несколько выводов.

Проблемой двигательной активности студентов в процессе их адаптации к обучению занимались многие исследователи, педагоги, психологи, ими издано большое количество трудов. Этой теме уделялось во все времена достаточно много внимания.

Здоровье студентов и способность их к адаптации к изменяющимся условиям среды, а конкретно к сложному и многогранному процессу обучения напрямую зависит от количества и качества физической активности. Работа многих органов поддерживается именно такими нагрузками. Сбои в функционировании организма во многом зависят от того, что многие студенты просто игнорируют подвижный образ жизни.

Большинство студентов не считают нужным заниматься физкультурой или же спортом. Отсюда появляется множество неприятных моментов, происходит развитие разнообразных болезней, которые с возрастом увеличиваются и прогрессируют. Однако в наше время ценностные ориентиры сильно меняются, студенты больше начинают уделять внимания себе и своему здоровью. Эра так называемой «моды» на вредные привычки и абсолютное отсутствие двигательной активности сменяется «модой» на здоровый образ жизни благодаря её всеобщей популяризации.

Двигательная активность очень важна в жизни студентов. Этому необходимо уделять достаточно много внимания. Только в таком случае показатели здоровья населения станут в разы выше.

Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология / Н.А. Агаджанян, В.М. Смиронов – М.: Медицинское информационное агентство, 2009. – 520с.

2. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни / В.А. Бароненко, В.Н. Люберцев, Л.А. Рапопорт – Екатеринбург: УГТУ, 2001. – 407с.

3. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А Бароненко, Л.А. Рапопорт – М.: Альфа М, 2003. – 417с.

4. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовой спортивной индивидуализации / П.А. Виноградов – М.: Советский спорт, 1996. – 587с.

5. Горелов А.А. О роли двигательной активности студентов гуманитарных вузов и способах её повышения [Текст] // Учёные записки – 2009. - №47, С. 28-32.

6. Ермак Н. Р., Пилоян Р. А. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития [Текст] // Теория и практика физ. Культуры - 1997. - № 7, с. 13-16.

7. Кафтанова Н.В., Потапченко И.П. Двигательная активность и её роль для здоровья человека [Текст] // Царскосельские чтения – 2013, - с. 387-390.

8. Лубышева Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка - 1996. - № 1, с. 5-11.

9. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева – М.: ГЦИФК, 1992 – 119с.

10. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина – М.: Владос, 2008. – 239 с.

11. Никулин А.В., Катканова И.Н., Коновалов В.Л. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом [Текст] // Мир науки, культуры, образования №80 – с. 229-231.

12. Синайский М.М., Серопегин И.М., Волков В.М. Физиология человека. Учебник для техникумов физ. Культуры / М.М. Синайский, И.М. Серопегин, В.М. Волков – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 297с.

13. Смирнов В.М., Правдивцев В.А., Свешников Д.С. Физиология / В.М. Смирнов, В.А. Правдивев, Д.С. Свешников – М.: Медицина, 2002. — 608 с.

14. Солодков А. С, Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.

15. Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 480с.

16. Чайковский А.М., Шенкман С.В. Искусство быть здоровым / А.М. Чайковский, С.В. Шенкман – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 375с.

17. Взгляды ученых на проблему двигательной активности старшего дошкольника [Электронный ресурс] - https://vuzlit.ru/343226/vzglyady_uchenyh_problemu_dvigatelnoy_aktivnosti_starsh (Дата обращения: 15. 03. 2020)

18. Значение двигательной активности в жизни студента [Электронный ресурс] - https://www.bestreferat.ru/referat-247385.html (Дата обращения: 22. 03. 2020)

19. Значение физической активности в жизни человека [Электронный ресурс] - https://moluch.ru/archive/128/35589/ (Дата обращения: 15. 03. 2020)

20. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза [Электронный ресурс] -  https://science-education.ru/ru/article/view?id=18861 (Дата обращения: 10. 04. 2020)

21. Отношение студентов к физкультуре и спорту в современном российском вузе [Электронный ресурс] - http://www.werschinin.ru/?ml=27 (Дата обращения: 07. 04. 2020)

22. Последствия отсутствия физических нагрузок [Электронный ресурс] - http://www.pravilnoe-pokhudenie.ru/zdorovye/posledstviya-otsutstviya-fizicheskikh-nagruzok.shtml (Дата обращения: 11.04.2020)

23. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту [Электронный ресурс] -    https://otherreferats.allbest.ru/sport/00191244_0.html (Дата обращения: 10. 04. 2020)

24. Чем опасно отсутствие физических нагрузок [Электронный ресурс] - https://mix.tn.kz/mixnews/chem-opasno-otsutstvie-fizicheskih-nagruzok-356541/ (Дата обращения: 11. 04. 2020)




Информация о файле
Название файла Роль двигательной активности в адаптации студентов в процессе обучения от пользователя kekek
Дата добавления 17.5.2020, 17:15
Дата обновления 17.5.2020, 17:15
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 63.96 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 717
Скачиваний 72
Оценить файл