ГЛАВА 1. РИМСКИЙ КЛУБ: СОЗДАТЕЛИ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ
Римский клуб появился в 1968 году, хотя идея его создания пришла Аурелио Печчеи намного раньше. Аурельо Печеи – основатель и первый президент Римского клуба, считал, что 20 век это век какого то рубежа, в последние десятилетия человечество оказалось на перепутье. Печчеи всерьез задумался о том, какие возможности приходят в руки человека и о том, на каком уровне мышления остается его разум. По его мнению, человек с его низкой культурой не способен адекватно применять эти возможности, не причиняя вреда себе и окружающим. Буквально с каждым часом растут наши знания о самых разных вещах; вместе с тем мы остаемся почти невежественными в том, что касается изменений в нас самих. И если что-то и можно поставить в заслугу Римскому клубу, то именно то, что он первым восстал против этого опасного, почти равносильного самоубийству неведения.
Александр Кинг, чье знакомство с Печчеи произошло в 1967 году, оказался человеком редкой культуры, с солидным образованием с ясными суждениями и уравновешенными взглядами. Они поняли друг друга с полуслова, оказалось, что проблемы мира волнуют их в равной степени. Обсудив все возможные подходы в проблематике мировой системы, они пришли к выводу, было решено привлечь еще около тридцати европейских ученых – естественников, социологов, экономистов, специалистов в области планирования, предложено всем приехать 6-7 апреля 1968 года в Рим для обсуждения многих вопросов. Тема предстоящей встречи была сформулирована Эрихом Янчем, приглашенным ученым, астрономом по образованию, и сводилась к следующему: «Попытка создания принципов мирового планирования с позиций общей теории систем».
Так, в 1968 году в Национальной академии Деи Линчеи состоялась первая встреча Римского клуба, получившего свое названия от места, где он появился на свет. Так стремление осознать мировую проблематику стало с самого начала основной целью всей деятельности Римского клуба.
Римский клуб представляет собой маленькое, не обремененное бюрократией сообщество, но эта малая, казалось бы, элитарная группа умов совсем не является таковой, ее целью является добраться до самых истинных проблем, которые стали мировыми.
Римский клуб оперирует несколькими понятиями, такими, как затруднения человечества, проблематика и глобальная проблем.
Затруднения человечества – это кризис, но не циклический и приходящий, а эпохальный, нажитый в течении двух тысячелетий, к которому мы подходили все это время. Проблематика – это запутанный клубок проблем и не осознанность из взаимосвязей между собой: Бесконтрольное расселение человека по планете; неравенство и неоднородность общества; социальная несправедливость, голод и недоедание; широкое распространение бедности; безработица; мания роста; инфляция; энергетический кризис; уже существующий или потенциальный недостаток природных ресурсов; распад международной торговой и финансовой системы; протекционизм; неграмотность и устаревшая система образования; бунты среди молодежи; отчуждение; упадок городов; преступность и наркомания; взрыв насилия и ужесточение полицейской власти; пытки и террор; пренебрежение законом и порядком; ядерное безумие; политическая коррупция; бюрократизм; деградация окружающей среды; упадок моральных ценностей; утрата веры; ощущение нестабильности. Глобальная проблема – вышедшая за рамки отдельного государства проблема, начинающая распространяться повсеместно, не взирая на границы. Их становится все больше и больше, а справляться с ними все труднее и труднее. Но самое страшное, что мы продолжаем упорно фокусировать внимание именно на этих периферических или частичных проблемах, которые кажутся нам ближе и потому больше, и при этом не замечаем или попросту не желаем осознавать, что тем временем вокруг нас все плотнее сжимаются тиски гораздо более грозной, всемирной глобальной проблемы. Правительства же и нынешние международные организации оказываются абсолютно неспособными достаточно гибко реагировать на сложившееся положение. Сама их структура как будто специально создана таким образом, чтобы решать исключительно узкие, секторальные проблемы и оставаться совершенно нечувствительной к общим, глобальным. Они будто окружены непроницаемой стеной, сквозь которую даже не доносятся отзвуки разыгрывающихся бурь; более того, их бюрократический аппарат оказывает упорное сопротивление любым попыткам отреагировать, он буквально парализован массой неотложных задач и при этом, конечно, не видит гораздо более страшных, но несколько отдаленных во времени бед [3].
ГЛАВА 2. РИМСКИЙ КЛУБ СЕГОДНЯ
Римский клуб имеет свой сайт в интернете, где публикуются доклады ученых на конференциях, а так же работы ученых. Согласно правилам, установленным еще в самом начале деятельности клуба, в его состав могут входить лишь 100 человек из разных стран мира, но это не мешает активно сотрудничать с клубом национальным ассоциациям Римского клуба, которые активно ведут пропаганду идей в своих регионах. Пост президента клуба последовательно занимали А.Печчеи, А.Кинг (1984–1991) и Р.Диес-Хохлайтнер (с 1991). Россия в начале 2000-х представлена в Клубе тремя людьми: почетным членом клуба является М.Горбачев, действительными членами – Д.Гвишиани и С.Капица.
Глобальные проблемы, которыми занимается Римский клуб, имеют комплексный характер, плотно взаимопереплетаясь друг с другом. С известной долей условности можно выделить два основных блока:
1) проблемы, связанные с противоречием между обществом и окружающей средой (система «общество – природа»);
2) социальные проблемы, связанные с противоречиями внутри общества (система «человек – общество») [6].
9 мая 2012 года, Римский клуб запустил новый доклад под названием "2052 - Глобальный прогноз на ближайшие сорок лет". В ней автор Йорген Рандерс (один из соавторов оригинальный «Пределы роста», опубликованного в 1972 году – ближайший прогноз на 40 лет) пытается ответить на вопрос, что наш мир будет выглядеть в сорок раз лет, Глобальный прогноз на ближайшие сорок лет" является частью большой кампании Римского клуба.
В запуске этого отчета, Римский клуб продолжает свою традицию повышения внимания к фундаментальным вопросам о проблемах, стоящих перед человечеством в системной, целостной и долгосрочной основе.
Но если Пределы роста 1972 года не предлагали прогнозы, скорее изображали различные сценарии, основанные на тенденции и различные политические решения, то 2052 прагматичен. Осмеливается дать высокие оценки, объединение данных, моделирование с пониманием природы человека и его систем и интуиции. Его выводы достаточно тревожные и поразительные, чтобы начать дискуссию о необходимости фундаментальных изменений.
Реакция в Европе и остальном мире с момента его запуска показала, что настало время принять прагматический взгляд на то, какое могло бы быть наше будущее через четыре десятилетия.
«Пределы роста» ставит важный вопрос: это мир требует перерегулирования и если да, то будет посадка мягкой или сложной? Рандерс ясно полагает, что человечество находится в перерегулирования (в основном связанных с климатом), и что посадка не будет мягкой. Он полагает, что:
- Человечество имеет сорокалетнее окно, чтобы избежать наиболее серьезных негативных последствий его многолетнего чрезмерного эксплуатирования природы и ресурсов
- Процесс адаптации человечества к ограничениям планеты может быть слишком медленным, чтобы остановить планетарный спад. В настоящее время потребность человека на биосферу превышает примерно на 40%
- Глобальное потребление энергии достигнет пика в 2040 году, из-за продолжающегося повышения энергоэффективности
- Выбросы CO2 достигнет своего пика в 2030 году, из-за сдвига в сторону низкоуглеродных источников электрической и тепловой энергии. Тем не менее, концентрация CO2 будет расти, а средняя глобальная температура будет проходить опасный порог +2 C в 2050 году, и пик 2,8 C в 2080 году, что может вызвать самоусиливающееся потепление с возможным крахом во второй половине 21 века
- Соединенные Штаты будут испытывать наибольшее стагнации, в то время как процесс стагнации будет происходить постепенно и в других странах: Китай и Бразилия, Россия, Индия, Южная Африка и десяток ведущих стран с развивающейся экономикой.
Фундаментальные вопросы доклада:
- Куда движется мир?
- В каком мире мы хотим жить, и как мы туда попадем в пределах отведенного времени?
- Наши главные социальные системы: капитализм и демократия, способны, в их нынешнем виде, вести нас в справедливый и устойчивый мир? Действительно ли они соответствуют своему назначению?
В течение следующих 18 месяцев Римский клуб открывает дискуссию о будущем планеты. Он спрашивает: что будет мир, через 40 лет? Будет ли это своего рода мир, в котором мы хотим жить? Какой мир мы хотим жить и как мы можем сделать это реальностью?
Открывая обсуждение идей. Компания клуба направлена на устранение коренных причин системного кризиса ряда важных аспектов: необходимо изменить экономическую теорию и практику и защитить ресурсы; необходимо создать более справедливое общество, в котором будет полная занятость, а также необходимо перестроить системы управления, которые стоят в центре общества.
Деньги и устойчивость. В докладе Бернарда Литерана фундаментальные недостатки нашей денежной системы, которые делают нашу финансовую систему внутренне неустойчивой, и угрожают благополучию человека и окружающей среды. Доклад был опубликован 30 мая 2012 года, в Брюсселе.
Природа банкротства. Отчет о том, что происходит не так в экономике и как устаревшие экономические теории и практики планеты дестабилизировать. Андерс Вийкман и Йохан Рокстр представят этот доклад в начале осени 2012 года.
Переключение курса. Это открытый форум для разработки идей о том, почему мы должны изменить курс, если мы хотим устойчивого и справедливого будущего.
Междисциплинарный проект. Обсуждение темы начнется с мозгового штурма в июне, объединяющего религиозных мыслителей, экономистов, ученых атеистов, и задача в том, чтобы определить, как интегрировать ценности, необходимые для устойчивого и справедливого общества в нашей повседневной жизни, нашей экономики и нашей системы управления.
Римский клуб проводит специальные проекты, как правило, в партнерстве с другими организациями. Они включают в себя образовательные программы развития в школах и университетах, а также инновационной среды обучения, разработку учебных материалов для школ (с упором на социальные медиа на основе дискуссий), а также семинары и выставки. Обеспечение стимулирующей среды обучения является одной из лучших инвестиций в подготовку общин и отдельных лиц для будущего [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот уже 44 года Римский клуб продолжает свою деятельность, предоставляя обществу доклады ученых о глобальных проблемах, которые имеют комплексный характер, плотно переплетаясь друг с другом, которые условно мы разделили на 2 блока:
1) проблемы, связанные с противоречием между обществом и окружающей средой (система «общество – природа»);
2) социальные проблемы, связанные с противоречиями внутри общества (система «человек – общество»).
Новые модели для прогнозирования становятся все более изощрёнными и сложными. Однако до сих пор существует проблема, которую они не в состоянии учесть: степень влияния, которую оказывают эти прогнозы сами по себе. Если люди примут идею того, что изменение политики и поведения приведёт к улучшению их жизней, они, скорее всего, так и начнут поступать. Генеральный секретарь Римского клуба Ян Джонсон заявил, что «бизнес как обычно», это не вариант, если люди хотят оставить для будущих поколений планету, на которой всё ещё можножить. Если мы хотим сохранить нашу планету комфортной и безопасной для существования человека и других видов, если мы холим избежать глобальной пагубной катострофы, нам необходимо в ближайшее время переосмыслить все фундаментальные вопросы заново:
- Куда движется мир?
- В каком мире мы хотим жить, и как мы туда попадем в пределах отведенного времени?
- Наши главные социальные системы: капитализм и демократия, способны, в их нынешнем виде, вести нас в справедливый и устойчивый мир? Действительно ли они соответствуют своему назначению?
Как прогнозируют ученые, если мы не изменим наше отношение к действительности, то вскоре нас ожидает изменение климата, к которому человек и другие виды просто не смогут адаптироваться, и следовательно, могут погибнуть. Наша финансовая компания является очень не стабильной, что является угрозой массового характера. Ценности, необходимые для устойчивого и справедливого общества в нашей повседневной жизни, нашей экономики и нашей системы управления, утеряны, или еще не найдены, что тоже несет в себе большую опасность. Опасность, которая ждет нас в отношении среды нашего обитаия, равносильна опасности внутри нас самих, внутри человека, ценностей, морали. Поэтому важно уже сейчас начать работу над обоими аспектами, раз они неразрывно взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Это то, к чему призывает человечество Римский клуб, с почти полувековой историей, созданный Печчеи в век НТР, когда человек оказывается смертельным врагом или тираном почти всех форм жизни на планете.