Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт
им. С.В.Рахманинова
Факультет педагогического образования и народной художественной культуры
(заочная форма обучения)
Реферат
ПО |
ансамблю народного танца |
||||||
ТЕМА |
Региональные особенности танца |
||||||
СТУДЕНТА |
Андреевой Е.О. |
||||||
КУРС |
2 |
||||||
НАПРАВЛЕНИЕ |
Народная художественная культура |
||||||
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ |
Руководитель хореографическим коллективом |
||||||
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ |
Калмыков Н.В. |
||||||
Содержание
1. Истоки русского народного танца………………………………….……2 стр.
2. Областные особенности русского народного костюма…………..……..6 стр.
3. Региональные особенности русского народного танца…………..…….10 стр.
4. Тамбов и Тамбовская область……………………………………….…..11 стр.
5. Список литературы………………………………………………………14 стр.
1. Истоки русского народного танца
Россия огромна по своим масштабам, многонациональна по своему составу, но большую часть её населения составлял и составляет русский народ. Каждый край, регион, область имел свои особенности исполнения русского танца. Каждое село, деревня окрашивали обряд, игру, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему, в соответствии с местными фольклорными традициями.
Для выявления региональных особенностей русского народного танца обратимся к истории. Анализ научной и этнографической литературы показал, что старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений, виртуозная техника исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров. Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов и долго хранил следы быта, труда и религиозных верований. Наличие схем, разнообразных рисунков и фресок из прошлого позволяет нам говорить о том, что у плясунов того времени была своя техника танца. О древности танцев на Руси говорят и дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирались девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».
Поэтому смело можно говорить, что история русского народного танца неразрывно связана с историей русского народа и несет в себе отпечаток его эмоционального характера и условий его жизни. Самые первые формы танца, по утверждению историков, этнографов и археологов, зародились в процессе трудовой деятельности. В этих древних первобытных плясках были отражены условия быта людей, их мироощущения. В магические обряды охотничьих племен входили танцевальные сцены, изображающие торжество победы над диким зверем. Труд первых земледельцев, их упорная борьба с природой отразились в плясках, воспроизводивших обработку земли, уход за посевами, сбор урожая.
В памятниках славянского искусства, благодаря археологам, сохранились старинные изображения людей. К VI веку нашей эры относятся литые серебряные фигуры, где четверо мужчин в подпоясанных рубахах, в штанах, стянутых у щиколоток, упираются в бёдра руками. Ноги в коленях развернуты. Всё это - и одежда, и поза - взято из жизни народа и до XIX века были обычны для русского крестьянина. Упертые в бок руки столь же свойственны русской пляске, сколько слово «подбоченясь» характерно для русского языка; выворотные, согнутые и приподнятые на полупальцы ноги - одна из разновидностей присядки. Изображение, относящееся к глубокой древности, кроме художественного интереса, представляет ещё ценность документа, так как свидетельствует о большой жизнеспособности народных форм танца. Движения и позы плясок древних славян до сих пор сохраняются в танцах русского и других современных славянских народов
С древнейших времен наши предки регулировали свою жизнедеятельность особыми обрядами, которые представляли собой коллективное совершение определенных действий сопровождаемых пением, словом, драматической игрой, телодвижениями. До нас дошли земледельческие обряды, определявшиеся сельскохозяйственными работами в течение всего года, целью которых было магическое воздействие на окружающий мир, землю, силы природы, вызванное стремлением предохранить себя от стихийных бедствий, не- урожая, падежа скота и т.п.
Семейные обряды связаны с событиями в жизни отдельного человека - рождением, вступлением в пору зрелости, созданием семьи, смертью. Цель семейных обрядов состояла в предохранении себя от порчи, болезней, от воздействия различных враждебных сил, в обеспечении личного и семейного благополучия.
В древних русских обрядах и обрядовых плясках проявились формы мышления, свойственные тому времени. Это анимизм и магия. Анимизм есть одухотворение природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым предметом природы скрывается невидимый дух, что каждый предмет - живой. В связи с анимизмом возникают и магические представления - вера в силу слова, ритма, пластического действия, телодвижения, при помощи которых можно влиять на силу природы и вызывать желательные для человека результаты: удачу на охоте, богатый урожай, приплод скота, укрепление здоровья и т.д.
В основе обряда, обрядовой пляски лежал принцип аналогии - вера в получение власти над предметом через овладение его внешним образом. Центром охотничьей пляски была имитация промыслового зверя. В центре земледельческой пляски была имитация явлений природы, животных и птиц, трудовых процессов, в которых человек принимал воображаемое за действительное. Хороня чучело Масленицы, Костромы (или сжигая их), он представлял, что хоронит зиму. Имитацией полёта птиц хотел вызвать прилёт настоящих птиц. Воспроизводя трудовые процессы, надеялся получить богатый урожай. В обрядах и обрядовых плясках человек закреплял приобретённые знания и навыки. Не имея возможности осмыслить тот или иной результат своих действий, он объяснял его влиянием добрых или злых сил. Для получения желаемого старался повторить действия в том порядке и воспроизвести в той обстановке, которые принесли ему удачу, то есть, так, как, по его представлению, было угодно добрым силам. Так закреплялись обрядовые пляски, передавались следующему поколению.
Древнерусские обряды и обрядовые пляски взяли на себя роль организационных форм массового художественного творчества. Они собирали и организовывали людей в дни радости и печали для общеколлективного выражения своих переживаний и способствовали совершенствованию входящих в них элементов плясового искусства. История формирования эстетической стороны народных обрядов - это постоянный отбор народом лучших произведений своего творчества. Войдя в обряд, они не оставались неизменными, а шлифовались от поколения к поколению.
С развитием истории русского народа, вера в магическую силу обряда и обрядовой пляски со временем начала угасать. В результате этого из обрядового действие оно постепенно превратилось в развлечение. Эволюция обряда в игру, забаву, развлечение связано и с изменением бытового уклада землепашца. С повышением производительности труда у людей появилось больше свободного времени. Обычаем стало совместное проведение досуга. Увеселения стали проводиться в те промежутки времени, когда все сельскохозяйственные работы были закончены. В результате этого летние увеселения носили название «гуляний» (в разных местностях их называли по-разному «улица», «игрища», «вечерки» и т.п.). Зимой «гуляния» заменялись «посиделками».
В процессе исторических событий многие обряды претерпели изменения, но дошедшие до нашего времени сведения ценны как свидетели «седой древности», составляющие основу всего развития народного художественного творчества. Анализируя их, сопоставляя с данными других наук, изучающих древнее общество, сравнивая с творчеством родственных народов, проводя параллели с зафиксированными произведениями русского фольклора, можно представить себе картину становления отдельных видов народного искусства, передачи традиций от одного поколения к другому.
К, сожалению, многое не удалось сохранить, но те хороводы и пляски, которые благодаря этнографическим экспедициям, смогли записать отображают типичные бытовые взаимоотношения (старик, старуха, барин, молодец, красна девица), созданные уже на игровой основе.
2. Областные особенности русского народного костюма
Прежде чем исследовать определенную структуру построения танцевальных движений, их отличительные региональные признаки, необходимо выявить региональные отличия традиционного русского костюма, который оказал огромное влияние на характерные особенности танцевальных движений того или иного региона России.
Огромное влияние на формирование культуры, народно-бытовой хореографии, уклада жизни и одежды оказали, прежде всего, климатические условия России. Суровый, холодный климат, длительная зима, сравнительно прохладное лето – обусловили появление закрытых, теплых одежд. Основным занятием населения было землепашество и скотоводство. Поэтому изготовлялись главным образом льняные ткани и шерсть. Лен мог быть различной выработки – от грубого холста до тончайших полотен. Домотканая шерсть была грубой выделки и называлась сермягой. Эти ткани шли на нижние и домашние одежды, как для посадских людей, так и для бояр.
С незапамятных времен на Руси многовековым укладом было установлено, что и когда надо надевать. Праздничный костюм шился для воскресных дней и престольных праздников, будничный – для работы дома, в поле и в лесу; обрядовые одежды для свадьбы и погребальных обрядов. Кроме того, различалась одежда и по возрастному признаку и по семейному положению: девичья и для молодой женщины (до рождения первенца), для женщины зрелого возраста и старушечья. Нарядно одевались и в некоторые трудовые праздники: день первой борозды, день выгона скота, день начала сенокоса и жнивья.
Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды – многослойность, которая придавала женской фигуре скульптурную монументальность. Одежда как бы лепилась из нескольких простых объемов, и каждый ее вид частично закрывался другим, выделяясь разномасштабными орнаментами. Из-под широких рукавов шушпана (нагрудника), заканчивающихся узорной тканой каймой с крупным узором, виднелись рукава с более мелким рисунком, затем передник с фризовым узором, а из-под передника и шушпана – рубаха с богато орнаментированным нижним краем и все вместе эти отдельные части составляли единый гармоничный ансамбль. Пластика объемов еще больше подчеркивалась фактурой и цветом материала – отбеленного холста и домотканого сукна. Холст вообще играл очень большую роль не только в самой одежде, но и в многочисленных обрядах, сопровождающих жизнь крестьянина с рождения и до самой смерти.
Костюмы, бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали ярко выраженными местными чертами. Это проявлялось в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений. Так, например, костюм с сарафаном, бытовавший в северо-западных губерниях Европейской России – Архангельской, Вологодской, Олонецкой, заметно отличался от костюма с сарафаном, который был распространен в северо- восточных губерниях – Вятской и Пермской. Костюм русских старообрядок Алтая, также состоявший из рубахи, сарафана, пояса обладал рядом черт, делавших его достаточно самобытным. Различия можно было проследить и на отдельных предметах одежды: рубахах, кокошниках, передниках, душегреях. Так, кокошник, цельный твердый головной убор, включавшийся в костюм с сарафаном, был различен в разных районах: в Торопецком уезде Псковской губернии – это головной убор с конусообразным верхом – «рогом», украшенный по очелью «шишками», в Тверской губернии – высокая шапка с плоским верхом, небольшими наушниками и поднизью, спускавшейся на лоб, а в Костромской губернии это был головной убор с высоким треугольной формы очельем, украшенным золотной вышивкой, бисером, жемчугом и т. п.
Наиболее древний и наиболее разнообразный был южнорусский костюм, бытовавший в Рязанской, Воронежской, Белгородской, Тамбовской, Тульской и Орловской губерниях. В каждой из этих губерний он разнился колоритом, вариациями орнамента и украшением отдельных частей. Большое разнообразие народной одежды в южных районах объясняется частым перемещением населения: то под натиском кочевников, то после образования Московского государства. В результате тесно переплелись между собой и древние обычаи, и умения многочисленных славянских и кочевых племен.
Особенно большое количество локальных вариантов прослеживалось в южнорусском комплексе одежды с понёвой, где они проявлялись даже на уровне села. Этнографы XIX века отмечали, что место жительства приехавших в город на ярмарку, определялось с первого же взгляда по костюму: орнаменту рубахи, цвету и манере ношения понёвы, цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды.
В орнаментах народных одежд отражались явления, тесно связанные с жизнью крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины – прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила – солнце и звезды. Древние простые узоры из поколения в поколение под руками искусных мастериц обогащались новыми техническими приемами, а вместе с тем и передавали круг узоров, применяемых только в данной местности.
Рассмотрим подробнее отличительные черты народного костюма в различных регионах России. Южнорусский костюм (Тульская, Орловская, Тамбовская, Рязанская, Воронежская губернии) более древний по происхождению по сравнению с другими комплексами одежды. Определенный отпечаток на формирование его элементов наложило и соседство в пограничных районах с коренным нерусским населением – украинцами, белорусами, мордвой.
В костюме жителей южных регионов России прослеживалось пристрастие русского народа к красному цвету. Сочетание белого с красным обнаруживалось в украшениях, найденных в древнеславянских курганах – снизки бус из кораллов, горного хрусталя и сердолика.
Женский костюм, состоял из рубахи, юбки – поневы, передника – завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – бус, либо гайтана. Вариации украшений и покроя основных элементов одежды значительно разнились в уездах и даже в отдельных деревнях. Непременной принадлежностью этого комплекса был передник (занавеска, запон). Далее следовала нагрудная одежда, спускавшаяся чуть ниже пояса и имевшая самые различные названия: навершник, шушун, сукман, шушпан. Для замужних женщин обязателен был также глухой, полностью скрывавший волосы, многосоставной головной убор.
Типичной женской обувью для южных районов России были «коты» с чулками. «Коты» – твердые туфли, на высоком каблуке с округлыми носами. Они богато орнаментировались: на каблуки набивались медные гвоздики, сзади прикреплялись кисточки либо бубенчики, создаваемые при ходьбе своеобразный шум. В холодное время женщины носили вязаные толстые шерстяные и нитяные чулки: однотонные, полосатые или узорные.
С многоцветностью южнорусского костюма гармонировали снизанные из бисера мониста и гайтаны. Они представляли собой широкие полихромные полосы около полутора метров длиной с четким узором из сеток, ромбов и розеток. Дополнением служили подвешенные к ним медные кресты и застекленные образки. Большое внимание уделялось украшению спинной части – длинные бисерные нити, являвшиеся продолжением гайтанов – «грибатки» и «заметки» из шелкового шнура, черной тесьмы с бисером, пышными разноцветными шерстяными кисточками, вышитыми золотой нитью, блестками, бусинами. Украшения имели магический смысл и защищали от порчи и сглаза со спины.
Принято было не только носить украшения на шее, но и нашивать монеты на одежду, головные уборы и даже на обувь. Костюм украшался широким поясом из конского волоса или нитей – с нанизанными на них стеклярусом, бисером, пайетками, монетами. Все это шумело, звенело и пело при ходьбе.
3. Региональные особенности русского народного танца
Под влияние костюма в различных регионах России рождались различные танцевальные движения. Например, в северорусском сарафане из парчи и высоком головном уборе, расшитом жемчугом невозможно было танцевать так, как это делали в южных регионах России, где погодные условия позволяли носить облегченные одежды. Особенности бытового уклада и характер людей проживающих в южных областях России также сильно отличался от спокойной и размеренной жизни северян. Эти особенности и исторические события повлияли на формирование различных форм и особенностей русского народного танца. В каждом конкретном регионе имелись свои особенности исполнения тех или иных движений. Так, например, как мы выяснили ранее, северяне одевались достаточно тепло, поэтому пляски здесь были степенные, спокойные. Для северных областей России было характерно подчёркнутое чувство собственного достоинства в манере исполнения плясок и хороводов. Движения у танцующих были «стелющиеся» по полу, «прилипающие», без отрыва подошвы. Голова поворачивалась и наклонялась вместе с корпусом. Медленные хороводы назывались «ходечи» или «ходюги» и исполнялись под «долгие» - длинные песни. Отношения северян в танце - как и в быту, «полуофициальны», девушки на ухаживания парней почти не реагировали, лишь мимолётные взгляды из-под опущенных ресниц выдавали их интерес к партнёру.
В регионах среднерусской зоны широкое распространение имели уникальные хороводы «с рассуждением», т. е. с применением особых жестов, исполняемых в строго определенной последовательности. А средневолжские «молодцы» и «девицы» танцевали манерно, показывая знания «тонкого городского обхождения».
Пластический стиль южнорусского региона сформировался под воздействием характерных условий труда, природных особенностей, обычаев, обрядов и под влиянием других национальных культур. Руки исполнителей в южных областях России двигались во всех направлениях, «играли». Кисти могли выполнять любое круговое движение. Часто танец сопровождался прищелкивание пальцами обеих рук одновременно. Жесты, задающие и регулирующие темп, были обращены друг к другу и обретали большую уверенность после звонких возгласов: «Ну-ка, ну-ка», «е-щё, е-щё» и др.
4. Тамбов и Тамбовская область.
Тамбо́в —административный центр Тамбовской области. Город был построен для защиты рубежей юга России от набегов татар и дальнейшего освоения Черноземья. Тамбовская область находится в центре Восточно-Европейской равнины и занимает центральную часть Окско-Донской равнины. Плоские водоразделы чередуются с широкими речными долинами. На востоке (водораздел рр. Цны - Вороны) заходят отроги Приволжской возвышенности (высота до 214 м). Развиты овраги и балки (бассейн рр. Цны, Вороны). Тамбовская область расположена в лесостепной зоне; распаханность земель составляет около 70%. Под лесом (сосна, дуб, берёза, осина, ольха, липа, ясень, клён) около 10% площади. Из животных в прицнинских лесах встречаются медведь, лось, волк, кабан, лисица, горностай, заяц-русак, белка, полёвки и др. Много птиц (тетерев, дятлы, дрозды, синицы, жаворонки, перепел и др.). Население испокон веков занималось земледелием. Некоторое время в крепости жили преимущественно свободные крестьяне. Их привлекали в этом крае плодородные земли и возможность скрыться от помещиков. Но вслед за крестьянами на тамбовские земли пришли и феодалы. Вскоре после этого произошло первое народное восстание. История Тамбовской губернии связана с несколькими народными восстаниями и бунтами, что показывает свободолюбие и своенравность жителей этого края. Такое географическое положение, занятия населения и история развития губернии оказали большое влияние на формирование характера и лексики танца Тамбовской области.
Самым знаменитым танцем Тамбовской области является «Матаня» - русская пляска с исполнением частушечных куплетов под специальный наигрыш «Матани». Пляска «Матаня» идёт в круге или по кругу, где аккомпанирующий инструмент (или инструментальная группа) может находиться в центре круга, или вне круга или в кругу вместе с поющими. В момент исполнения куплета поющий не пляшет, сопровождая исполнение артистичной жестикуляцией. Остальные участники действия как бы «экономят» движения, сберегая энергию к проигрышу, где пляска разворачивается «от души». Мужские движения чаще всего отличаются темпераментом (руки над головой, притоп ноги с высоким подниманием колена, нередкое явление — выход «вприсядку» на середину круга). Женские движения характеризуются чёткими выбиваниями дробей ногами. Положение рук исполнительниц может трактоваться как произвольное с возможными вариантами: спокойные, с малой амплитудой движения на уровне пояса, четкая пульсация кистями (либо раскрытыми, либо собранными в кулачки) в такт выбивания дробей, свободные «движения» рук вдоль корпуса и т.д. Часто, когда содержание куплета повествует о каком — либо конфузе или если исполнитель действительно испытал конфуз, скажем, от произнесённого текста, можно наблюдать типичную позу, причём как у мужчин, так и у женщин: голова — с наклоном вниз и некоторым поворотом в сторону, ноги в положении чуть «вприсядку», исполняют либо дроби, либо неспешную «походочку», выписывающую зигзаги. В процессе восприятия импровизационного развития композиции может возникнуть ощущение, что исполнители — участники танцуют не друг с другом, не вместе, а каждый сам по себе: пляшут, как «шаманят», вбивая в землю некое неистовство.
Список литературы
1) Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. - Орел, 1999.
2) Климов А. Основы русского народного танца. - М.: Московского государственного института культуры, 1994.
3) Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. - М.: Искусство, 1996.
4) В. Ф. Матвеев Русский народный танец. Теория и методика преподавания. – М.: Лань, 2010.