МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и истории права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: История Беларуси
на тему: Реформы в Речи Посполитой 1764-1781 гг.
Студент ФП, К.Ю. Колядко
1-й курс, 15 ЗПХ-1
Руководитель Некрашевич
ассистент
МИНСК 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Государственные реформы 1760-80-х гг. и первый раздел Речи Посполитой
В середине XVIII в. в Речи Посполитой развернулась борьба между сторонниками и
противниками реформ государственного строя, которые бы больше отвечали новым
экономическим отношениям. Характерной чертой этого противостояния является
вмешательство в него правительств соседних с Речью Посполитой государств:
Австрии, Пруссии, России.
Деятельность сторонников реформ активизировалась после смерти в 1763 г. короля
Августа III. Конвокационный сейм 1764 г. издал постановления об ограничении
права либерум вето в финансовых делах, об освобождении депутатов Сейма от
обязательств, принятых ими на поветовых соймиках. В сентябре 1764 г. Сейм
избрал новым королём Станислава Августа Понятовского.
При поддержке России в 1767 г. в Слуцке и при поддержке Пруссии в Торуни были
созваны конфедерации, которые потребовали от правительства уравнения в правах с
католиками православных и протестантов. В ответ противники этого созвали в
Радоме собственную конфедерацию. На Сейме 1767 г. была созвана комиссия для
подготовки решения об уравнении в правах всех христиан. В результате
деятельности комиссии в следующем году был заключён договор с Россией о свободе
вероисповедания и расширении прав православных и протестантов.
На Сейме 1768 г. был принят свод основных государственно-правовых норм Речи
Посполитой — Кардинальные права. В их основу были положены "Генриковы
артикулы" и другие подобные документы, издававшиеся в XV—XVIII вв. В
Кардинальных правах провозглашалась нерушимость "шляхетских
вольностей", вечность унии Польши и ВКЛ, территориальная целостность Речи
Посполитой. Разрешался доступ некатоликов шляхетского звания к светским
должностям.
В 1768 г. в Баре была собрана ещё одна конфедерация, представители которой
выступили за отмену равноправия православных с католиками. Поддержку
конфедерации оказала Турция, объявившая войну России. В это время Австрия и
Пруссия ввели свои войска на отдельные территории Речи Посполитой и стали вести
с Россией переговоры об официальном разделе этой страны.
В 1772 г. три державы подписали конвенцию о частичном разделе Речи Посполитой.
В результате ВКЛ утратила почти полностью Витебское, Полоцкое и Мстиславское
воеводства, значительные части Польского королевства отошли к Пруссии и
Австрии. Вместе с тем Россия гарантировала соблюдение Кардинальных прав, что
означало прежде всего курс на сохранение существующего государственного строя и
недопущение дальнейших реформ. Для этого по совету Екатерины II была создана
Постоянная рада — своего рода правительство, общее для всей Речи Посполитой. В
его состав входили 18 сенаторов и 18 депутатов, которые избирались Сеймом. Но
фактически Рада оказалась неспособной руководить государственными делами и в
1789 г. была ликвидирована.
В 60—70-е гг. был проведён ряд реформ по дальнейшей централизации страны и
демократизации общественного строя:
- в 1765 г. создан кадетский корпус для подготовки офицеров;
- в 1773 г. создана Эдукационная (Адукационная) комиссия, руководившая народным
просвещением и образованием;
- в 1775 г. изданы законы, позволявшие мещанам приобретать имения, а шляхте
заниматься торговлей и промышленностью без боязни утратить сословные
привилегии;
- в 1776 г. государственные города (за исключением Вильно, Лиды, Троков, Ковно,
Новогрудка, Волковы- ска, Пинска, Минска, Мозыря, Бреста, Гродно) были лишены
магдебургского права;
- в наиболее крупных городах с 1768 г. действовали комиссии "доброго
порядка",которые занимались городским хозяйством и финансами;
- мещанам гарантировалась неприкосновенность имущества, право свободного
перемещения по стране;
вводились единые меры длины.
http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=288
Станислав Антоний Понятовский (имя Станислав Август он принял при коронации) родился в 1732 году в имении Волчин неподалеку от Бреста. Он был отпрыском двух старинных аристократических польских фамилий – Понятовских и Чарторыйских.
Отец Понятовского, войсковой полковник получил титул краковского старосты и женился на Констанции Чарторыйской.
Уже в 1752 году Станислав получил место депутата в Сейме (парламенте) Речи Посполитой, где почти сразу обратил на себя внимание острым умом и красноречием.
Ступив на стезю дипломатической службы, молодой Понятовский отправился в Париж, где окунулся в роскошную и праздную жизнь французского королевского двора. В 1757 году польский король Август III назначил Станислава Августа своим посланником в России.
Около шести лет он жил там, аккредитованный при дворе в качестве посла Саксонии. Ведущую роль в судьбе этого человека сыграла знаковая историческая фигура эпохи – наследница русского престола Екатерина II.
Все началось в 1757 году. Польский посол в России – статный и видный Станислав Понятовский – увидел молодую Екатерину. Блестящему польскому дипломату и красавцу удалось вскружить голову прусской принцессе.
Понятовский описывал свою возлюбленную как очаровательное создание: «Брюнетка, она была ослепительной белизны; … нос греческий, удивительной красоты руки и ноги, тонкая талия, рост скорей высокий, походка чрезвычайно легкая и в то же время благородная, приятный тембр голоса и смех такой же веселый, как и характер…».
Будущая Екатерина Великая (урожденная София Августа Фредерика, принцесса Анхальт-Цербтская) в 15-летнем возрасте была вызвана со своей матерью в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обряду под именем Екатерины и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III), с которым обвенчалась в 1745 году.
Однако личная жизнь новоиспеченной русской принцессы складывалась совсем непросто. Петр был инфантилен и нисколько не интересовался своей молодой супругой. Нравы же при дворе были таковы, что Екатерина быстро научилась флиртовать и была уверена: что не позволено другим – разрешено ей!
Роман с Понятовским был в ее жизни не первым и не последним. Историки по-разному трактуют эту связь, и некоторые утверждают, что Екатерина была безумно влюблена. Но привязанность ее не была долгой, в начале 1760-ых годов Екатерина увлеклась новым любовником – гвардейским офицером Григорием Орловым, и Понятовский… получил отставку.
У Станислава Понятовского любовниц было не менее чем любовников у Екатерины, но фавориткой была одна – Эльжбета Грабовская. От короля у Эльжбеты было пятеро детей: две дочери Констанция и Изабелла, трое сыновей – Михал, Казимир, Станислав.
В 1762 году он вернулся на родину, но и по окончанию любовной связи сохранил к себе благожелательное отношение будущей императрицы.
В 1763 году умер польский король Август III. Соседи Речи Посполитой Австрия и Пруссия, пользуясь ее слабостью, стремились к разделу польских земель. Этим планам противостояла Россия, которая держала Речь Посполитую на коротком поводе, рассматривая как марионеточное государство, потому выступала за ее целостность.
В этой обстановке прошли выборы нового польского короля (Речь Посполитая, имея во главе короля, на самом деле была монархической республикой). Чарторыйские выдвинули кандидатуру своего родственника Станислава Августа Понятовского, имевшего тесные связи при петербургском дворе. И это предложение нашло отклик в сердце Екатерины II, пожелавшей иметь на польском престоле близкого ей человека. Екатерину поддержал прусский король Фридрих II Великий.
Так вышло, что с помощью России на троне оказался природный поляк, в жилах которого текла кровь знаменитой династии Пястов. Таким образом, династия вновь вернула себе древний трон (начиная с середины XIV века, Пятсы уже не правили страной, а польский престол занимали в основном иностранцы).
В первые годы правления Станислав Август II купался в море народной любви и популярности. Новый король был добродушен, остроумен, хорош собой, неравнодушен к блеску светской жизни. Особые восторги в Варшаве вызывали званые вечера при дворе, которые устраивали по четвергам, когда собирался весь цвет польского мира науки, искусства и литературы.
…Блистал бывший возлюбленный великой княжны Екатерины Алексеевны и в привычном для себя амплуа – высокородные аристократки практически выстраивались в очередь к королевской постели, ведь быть фавориткой Станислава Августа II считалось великой честью.
На волне всеобщей поддержки и восхищения Понятовский провел некоторые реформы, которые были направлены на централизацию государственной власти и ограничение олигархического произвола.
Эти шаги вызвали недовольство не только польской шляхты, но и России, и Пруссии. Ярым противником реформ стал русский посланник в Варшаве князь Н. В. Репнин, который сумел сплотить против короля часть польской аристократии. Опираясь на русскую армию, расквартированную в Польше на постоянной основе, противники реформ блокировали их проведение.
В этой ситуации Екатерина показала, что для нее государственные интересы важнее личных привязанностей и… отказала в поддержке экс-любовнику. Пришлось дамскому баловню Станиславу Августу послушно следовать инструкциям «серого кардинала» – князя Репнина.
Следование русской политике вызвало охлаждение, а затем и яростную ненависть польских патриотов к прежде обожаемому королю.
Наиболее энергичные противники его политики образовали Барскую конфедерацию, которая в 1768 году начала военные действия против русских и королевских войск. Станислав Август II избегал каких-либо решительных действий, предпочитая тайные переговоры и подкуп вождей конфедерации.
На Речь Посполитую давно с аппетитом посматривали Австрия и Пруссия, а занятая войной с Турцией (1768-1774) Россия не смогла противостоять притязаниям этих двух стран и также решила принять участие в разделе все более слабеющей страны.
В 1772 году значительная часть территории Речи Посполитой перешла под юрисдикцию соседних государств. Понятовский покорно принял решение великих держав, не осмелившись ни протестовать, ни перейти на сторону польских патриотов.
С того момента король перестал играть какую-либо заметную роль в политической жизни своей страны. Он проводил дни в веселье и удовольствиях светской жизни, ничуть не заботясь о будущем. В ответ на упреки о забвении интересов Польши Станислав беззаботно отвечал, что лично ему «нужно столько земли, сколько уместится под его треуголкой».
Угроза ликвидации польской государственности подстегнула национальное самосознание народа. Деятели польского просвещения выдвинули программу политических и социальных реформ, призванных укрепить польскую государственность.
Станислав Август II решил, что Екатерине Великой не до Польши, и внезапно поддержал патриотов, присягнув на верность новой Конституции.
Тут же подняли головы реакционные польские магнаты, встревоженные ущемлением своих прав, образовав в 1792 году Тарговицкую конференцию, по призыву которой войска Пруссии и России вновь оккупировали территорию Речи Посполитой. Станислав Август тут же отказался от своей присяги на верность Конституции и перешел на сторону «тарговичан».
Екатерина Великая, раздосадованная событиями в Польше, вызвала из ссылки Суворова и бросила его в бой. Легендарный борец за свободу знаменитый Тадеуш Костюшко был разбит «русским львом».
Когда восстание было подавлено, состоялся третий, завершающий раздел Речи Посполитой, после которого Польско-Литовское государство прекратило свое существование.
Сын Екатерины – Павел I, приняв трон, велел Понятовскому явиться в Петербург. Через тридцать пять лет Станислав Август вновь увидел Невский проспект, Зимний, и построенный за время его отсутствия Екатериной для Григория Орлова Мраморный дворец. Здесь ему и предложили разместиться.
Император выказал бывшему фавориту своей матери достаточную милость: разрешил держать личную гвардию, увеличил пенсию. Бывший король мог принимать кого угодно, однако не имел права покинуть российскую столицу: он превратился в экзотический экспонат – отрекшийся, поднадзорный бывший король.
Осознав свое истинное положение, Понятовский словно прозрел. Это горькое прозрение стало одной из причин апоплексического удара бывшего короля польской державы.
12 февраля 1798 года он скончался за два часа до полуночи.
Павел устроил пышные похороны, будто и не было у монарха приставки «экс». После многодневного прощания в сопровождении войск гроб с забальзамированным телом доставили в костел святой Екатерины. Там император лично попрощался с покойным и надел на его голову копию короны польских королей. Гроб опустили в подвалы костела, где он простоял почти полтора века.
А в конце 1930-х, когда страна стала советской, и власти решили, что костел на Невском нужно снести, Сталин предложил Польше «забрать своего короля». И этот «реверанс» имел медвежью грацию, ибо большинство поляков воспринимали Понятовского, как «могильщика» Речи Посполитой – главного виновника развала страны. В меньшинстве были те, кто почитал его меценатом, при котором стремительно развивались наука и культура.
Тем не менее, отказаться от предложения Сталина было нельзя, и в Польше начали подыскивать место для захоронения. Поместить останки в Вавельский костел в Кракове, где покоились короли Польши и герои нации, не решились. Потому определили, что гроб тихо и без всяких почестей поместят в костеле святой Троицы в бывшем семейном имении Понятовских в Волчине под Брестом.
Поздним вечером 14 июля 1938 года сюда в обстановке строгой секретности из советского Ленинграда перевезли гроб с останками последнего короля Речи Посполитой. До сих пор в деревне есть люди, которые помнят тот дождливый летний вечер 38-го года.
Долгое время имела место версия, что тела Понятовского в Волчине никогда и не было. Что якобы еще в Петербурге во время наводнений Невы в результате затопления подвалов костела святой Екатерины тело короля полностью истлело. А в костел святой Троицы в трех гробах привезли «пустышку».
Потому вопрос о местонахождении останков последнего польского монарха более полувека не давал покоя исследователям.
Только в 1989 году белорусскими специалистами была предпринята попытка разыскать в Волчине какие-либо доказательства присутствия здесь королевских останков. Но были найдены только части дубового гроба. Их поместили в саркофаг, который в 1995 году установили в Варшаве, в костеле святого Яна, где Станислав Понятовский был коронован.
Однако белорусские ученые исследовали крипту и научно подтвердили, что захоронение там действительно было – найдены фрагменты одежд с королевскими польскими гербами.
Также было найдено множество костей, но после оказалось, что это кости животных. Последующая экспедиция из Польши, буквально просеяла всю землю в месте захоронения, но результат был отрицательным – человеческие останки не обнаружены.
«Зачем вам делать меня
королем? Как вы не можете понять, что я хотел бы видеть ваше прекрасное лицо на
своей подушке», – так более четверти века назад писал знатный польский шляхтич
Станислав Понятовский Екатерине II. Любовное послание было доставлено в
Санкт-Петербург тайными курьерами по столбовой дороге из Волчина – имения
польского вельможи.
Императрица отвечала сдержанно: «Я должна соблюдать тысячи приличий... Пишите
мне как можно реже или лучше совсем не пишите».
«Брюнетка ослепительной белизны»
В длинной череде фаворитов
Екатерины II польский король Станислав Август Понятовский занимает особое место
– заботами императрицы он получил корону Польши и благодаря ее же стараниям
лишился власти. Итогом этой истории стало исчезновение государства Речи Посполитой
с политической карты Европы.
…Станислав Понятовский появился в Петербурге в 1755 году в свите английского
посла Вильямса, который приблизил к себе молодого человека по просьбе его дяди
– канцлера Речи Посполитой Михала Чарторыйского. Отыскивая пути влияния на двор
императрицы Елизаветы, посол Вильямс заинтересовался великой княгиней
Екатериной. Она же обратила взор на красавца из его свиты.
Станислав Антоний Понятовский (имя Станислав Август он принял при коронации)
родился в 1732 году в имении Волчин неподалеку от Бреста. Отец Понятовского,
войсковой полковник получил титул краковского старосты и женился на Констанции
Чарторыйской.
Будущая Екатерина II, София-Августа-Фредерика принцесса Ангальт-Цербстская,
родилась в 1729 году в Штетине. В 14 лет она была приглашена императрицей
Елизаветой в Петербург, где в прямом смысле слова пришлась ко двору. Спустя два
года ее обвенчали с будущим Петром III. С первых дней брака Екатерина и Петер
были равнодушны друг к другу и оживляли скуку совместной жизни посторонними
увлечениями.
Не единожды ценители женской красоты, находили черты Екатерины несколько
грубоватыми. Понятовский же описывал свою возлюбленную как очаровательное
создание: «Брюнетка, она была ослепительной белизны; … нос греческий,
удивительной красоты руки и ноги, тонкая талия, рост скорей высокий, походка
чрезвычайно легкая и в то же время благородная, приятный тембр голоса и смех
такой же веселый, как и характер…».
Как «выходят в люди»?
Роман Екатерины и Станислава был в разгаре, однако английскому послу пришлось покинуть Петербург, и Понятовский был вынужден сопровождать его. Однако через три месяца он вернулся в официальном статусе министра польского короля и саксонского курфюрста Августа III.
Заслуги самого Станислава в столь скором возвращении к возлюбленной было немного – звания министра и направления в Петербург добился для него по настоянию Екатерины канцлер Бестужев, прибегнув к политическому и денежному давлению на саксонского посла.
Король при условии
В 1763 году смерть короля
Речи Посполитой Августа III вызвала жаркую борьбу группировок могущественных
магнатов за польский трон. Станислав Понятовский считался среди них безродным
выскочкой. Но на него поставили могущественные Чарторыйские. Екатерина же в
письме российскому послу в Варшаве приказала поддерживать кандидатуру
Понятовского, потому что, по ее словам, «он во время своего пребывания в
Петербурге оказал своей родине больше услуг, чем кто-либо из министров Речи
Посполитой».
Станислав Август, принимая помощь Екатерины, знал, что его ожидает. Он был
ознакомлен с тайными условиями императрицы, основное из которых гласило: «Во
все время своего государствования интересы нашей империи собственными почитать,
их остерегать и им всеми силами по возможности поспешствовать».
В августе 1764 года выборный сейм единогласно назвал Понятовского
королем.
Тайно женат
И до Станислава
Понятовского, и после него у Екатерины было множество любовников. Собственно
самой Екатерине не было нужды в супруге.
У нее был сын, любимые внуки – у трона наследники, а делить царствование с
кем-то при жизни императрица, по всей видимости, не стремилась. Не вступая в
брак сама, Екатерина выставила такое же условие и для Понятовского. Но в этом
не было и намека на личные причины – основание имело целиком политический
характер. Ведь заключение династического союза между Польшей и каким-либо
сильным государством могло разрушить политические интересы России, для которой
Речь Посполитая была управляемой марионеткой.
Получилось, что по взошествии на свои престолы двое былых любовников
властвовали исключительно единолично. Правда, и у Станислава Понятовского
любовниц было не менее чем любовников у Екатерины, но фавориткой была одна –
Эльжбета Грабовская. От короля у Эльжбеты было пятеро детей: две дочери
Констанция и Изабелла, трое сыновей – Михал, Казимир, Станислав.
Муж Грабовской умер в 1789 году, и тогда энергичная Эльжбета, которую к этому
времени болезнь превратила из красавицы в злобную и непривлекательную женщину,
добилась, чтобы Станислав Август заключил с ней тайный брак.
Цена короны
Удушающее кольцо объятий
своей венценосной возлюбленной Понятовский ощутил уже в августе 1772 года,
когда в Петербурге была подписана тайная Конвенция между Россией, Пруссией и
Австрией о первом разделе Речи Посполитой. В апреле сейм, собравшись в Гродно,
ратифицировал этот раздел. Понятовский сидел как немой, не проронив ни звука
протеста!
Последующие исторические события, а именно выступление французов против
монархии и взятие Бастилии, привели императрицу в настоящую ярость. Она
заявила, что «не верит в великие правительственные и законодательные таланты
сапожников и башмачников»…
Под влиянием французской революции Екатерина поспешила произвести второй раздел
Польши и подавить восстание под началом Тадеуша Костюшки. После захвата Варшавы
король с двором под досмотром князя Репнина был перемещен в Гродно. 25 ноября
1795 года в Новом королевском замке он подписал Акт отречения от короны.
Государство Речь Посполитая перестало существовать.
Последние почести
Сын Екатерины – Павел I,
приняв трон, велел Понятовскому явиться в Петербург. Через тридцать пять лет
Станислав Август вновь увидел Невский проспект, Зимний, и построенный за время
его отсутствия Екатериной для Григория Орлова Мраморный дворец. Здесь ему и
предложили разместиться.
Император выказал бывшему фавориту своей матери достаточную милость: разрешил
держать личную гвардию, увеличил пенсию. Бывший король мог принимать кого
угодно, однако не имел права покинуть российскую столицу: он превратился в
экзотический экспонат – отрекшийся, поднадзорный бывший король.
Осознав свое истинное положение, Понятовский словно прозрел. Это горькое
прозрение стало одной из причин апоплексического удара бывшего короля польской
державы.
12 февраля 1798 года он скончался за два часа до полуночи.
Павел устроил пышные похороны, будто и не было у монарха приставки «экс». После
многодневного прощания в сопровождении войск гроб с забальзамированным телом
доставили в костел святой Екатерины. Там император лично попрощался с покойным
и надел на его голову копию короны польских королей. Гроб опустили в подвалы
костела, где он простоял почти полтора века.
Упокоился не с миром?
А в конце
1930-х, когда страна стала советской, и власти решили, что костел на Невском
нужно снести, Сталин предложил Польше «забрать своего короля». И этот
«реверанс» имел медвежью грацию, ибо большинство поляков воспринимали
Понятовского, как «могильщика» Речи Посполитой – главного виновника развала
страны. В меньшинстве были те, кто почитал его меценатом, при котором
стремительно развивались наука и культура.
Тем не менее, отказаться от предложения Сталина было нельзя, и в Польше начали
подыскивать место для захоронения. Поместить останки в Вавельский костел в
Кракове, где покоились короли Польши и герои нации, не решились. Потому
определили, что гроб тихо и без всяких почестей поместят в костеле святой
Троицы в бывшем семейном имении Понятовских в Волчине под Брестом.
Поздним вечером 14 июля 1938 года сюда в обстановке строгой секретности из
советского Ленинграда перевезли гроб с останками последнего короля Речи
Посполитой. До сих пор в деревне есть люди, которые помнят тот дождливый летний
вечер 38-го года.
Что же это было?
Долгое время имела место
версия, что тела Понятовского в Волчине никогда и не было. Что якобы еще в
Петербурге во время наводнений Невы в результате затопления подвалов костела
святой Екатерины тело короля полностью истлело. А в костел святой Троицы в трех
гробах привезли «пустышку».
Потому вопрос о местонахождении останков последнего польского монарха более
полувека не давал покоя исследователям.
Только в 1989 году белорусскими специалистами была предпринята попытка
разыскать в Волчине какие-либо доказательства присутствия здесь королевских
останков. Но были найдены только части дубового гроба. Их поместили в саркофаг,
который в 1995 году установили в Варшаве, в костеле святого Яна, где Станислав
Понятовский был коронован.
Однако белорусские ученые исследовали крипту и научно подтвердили, что
захоронение там действительно было – найдены фрагменты одежд с королевскими
польскими гербами.
Также было найдено множество костей, но после оказалось, что это кости животных.
Последующая экспедиция из Польши, буквально просеяла всю землю в месте
захоронения, но результат был отрицательным – человеческие останки не
обнаружены.
Здесь крещен, здесь похоронен
Ряд веских контраргументов
подтверждает нахождение праха короля в Волчине. Прежде всего, это исторические
факты, утверждающие: серьезные наводнения в Петербурге были только в 1824 и
1857 годах, посему могло ли полностью истлеть забальзамированное тело вместе с
черепом и костями? Почему не осталось даже зубов, которые обычно сохраняются
сотни лет? Патологоанатомы и антропологи, знакомые с этой историей, называют ее
невероятной. Ведь не серную же кислоту содержали воды Невы тех лет!
На сей день собран ряд прямых и косвенных свидетельств того, что останки
Станислава Понятовского в Волчине все же были (опрошено более 70 человек,
собран ряд архивных материалов).
Словом, материала достаточно, чтобы утверждать: король в Волчине был!
Святые под отрытым небом
Что же сделалось с
Троицким костелом? В советские времена он стал складом колхоза им. Жданова, и
через несколько десятилетий пришел в столь аварийное состояние, что его просто
заколотили. В 1976 году рухнула крыша, и с ней внутрь провалились три из
четырех скульптур евангелистов.
Предшествовало этому иное событие: крипта была варварски вскрыта. Чуть не
полдеревни жителей перемерила королевскую корону, а молодежь в королевском
плаще ходила на танцы.
В начале 40-х годов по деревне прошел слух – «короля скрали», останки,
действительно, непонятным образом исчезли…
Все выглядело загадочно и странно: пропажа человеческих останков из
захоронения, где еще оставались ценности, не была похожа на обычное
разграбление.
Что же произошло?
Сторож Антэк
Сельчане говорят, что был
Волчине набожный человек, который не мог безучастно смотреть, как происходило
надругательство над криптой – это Антоний Протасюк – бывший сторож закрытого в
1945 году костела.
Поначалу версия выглядела слишком романтичной, чтобы быть правдой, однако есть
несколько косвенных фактов, указывающих, что именно сторож Антэк (так звали его
в Волчине) перезахоронил останки Станислава Понятовского.
А вот что рассказал бывший глава конфедерации католических епископов Беларуси
кардинал Казимир Свентек:
– Примерно в 1954-м или 1955 году, когда я только вернулся к пастырской
деятельности в Пинске, пришло анонимное письмо, в котором сообщалось, что автор
тайно собрал останки последнего польского короля и перезахоронил их, а место
готов показать. Однако в те времена это показалось настолько невероятным, что …
выходить на контакт с этим человеком мы не стали. Само же письмо со временем
потерялось».
Стало известно, что это и был Антоний Протасюк, который жил в Волчине до 1951
года, затем переехал в Брест, где и умер в 1988-м.
На сегодня собрано достаточно информации, чтобы утверждать: останки последнего
польского короля по-прежнему находятся в Волчине.
Остается главный вопрос:
«Где?» Люди не единожды упоминали ориентир «500 метров к северу от костела» –
логика верующего человека – здесь волчинское деревенское кладбище, которое
стало местом возможного последнего приюта Станислава Августа Понятовского.
Того, кто здесь родился, был крещен, тридцать лет занимал трон большого
европейского государства, и через 150 лет после смерти вернулся на родину.
Волчинское кладбище состоит из двух частей – католической и православной, но
без строгого деления. Несмотря на его небольшие размеры, отыскать сделанное
здесь полвека назад тайное захоронение, не имея ориентиров, весьма
затруднительно.
Но так ли важно определить абсолютно точное место нахождения останков?
Достаточно знать, что упокоились они в этой земле скромно, но по-христиански.
Читать полностью:http://www.interfax.by/article/50572
КАРДИНАЛЬНЫЕ ПРАВА 1768 ГОДА
К началу XVIII века Польша представляла собою, по существу, слабо связанное объединение отдельных воеводств. Политические порядки, царившие в польском государстве, стали тормозом развития экономики и культуры страны. Особенно ярко отрицательная роль процесса децентрализации стала сказываться во второй половине XVIII века в связи с развитием капиталистического уклада в экономике страны, начавшимся в этот период. Развитие производительных сил и капиталистических отношений, с одной стороны, и отрицательные последствия политической и экономической раздробленности для дальнейшего существования польского государства — с другой, привели к тому, что часть магнатов и шляхты стала стремиться к политическим преобразованиям в Польше. Однако, боясь революционного разрешения назревших противоречий, они пошли по пути проведения умеренных реформ.
Первые попытки проведения реформ относятся к 1763—1764 гг.— периоду “бескоролевья”, наступившему после смерти Августа III,— и связаны с именем магнатов Чарторыских. Князья Чарторыские, организовав вокруг еебя сильную партию единомышленников, добились принятия на конвокационном сейме (Конвокационным сеймом назывался сейм, собиравшийся после смерти короля для организации созыва избирательного (элекцийного) сейма, который должен был выбрать нового короля) 1764 года ряда реформ, наиболее существенными из которых были ограничение liberum veto при решении на сеймах вопросов экономического характера, учреждение общегосударственных финансовых и военных комиссий, ликвидация судебной власти шляхты над горожанами и др. Несмотря на то, что эти реформы являлись хотя и робкой, но необходимой попыткой несколько усилить центральную власть в польском государстве, их результаты сказывались недолго. Шляхта ожесточенно сопротивлялась проведению реформ в жизнь, так как в ограничении liberum veto усматривала покушение на свои вольности, а городское сословие еще не выступило на арену политической борьбы.
Значительную роль в борьбе с реформами сыграла поддержка, оказанная реакционной шляхте царской Россией.
Предлогом для вмешательства во внутренние дела Польши со стороны России послужил так называемый диссидентский вопрос, то есть вопрос об уравнении в правах христианннекатоликов с католиками (Подробности см. “История Польши”, изд-во Академии наук СССР, 1954, т. I, стр. 318 и сл).
В результате этого вмешательства Россия заключила с Польшей договор в феврале 1768 года в Варшаве об уравнении диссидентов в правах с католиками. Одновременно были выработаны так называемые “Кардинальные права” с подтверждением и закреплением основ существовавшего строя феодальной Польши. Под гарантией России “Кардинальные права” Речи Посполитой объявлялись нерушимыми. “Кардинальные права” закрепляли избираемость королей, незыблемость liberum veto, шляхетские привилегии, неприкосновенность личности шляхтича, исключительное право шляхты занимать государственные должности и т. п.
Новым в “Кардинальных правах” было лишь то, что шляхта лишалась права приговаривать к смертной казни крепостных крестьян. Господствующий класс пошел на такую уступку перед угрозой развившегося в то время на Украине антифеодального движения (так называемой колиевщины).
Как Варшавский договор о диссидентах, так и “Кардинальные права” были утверждены Чрезвычайным сеймом 1768 года.
Ниже приводится перевод выдержек из “Кардинальных прав” из указанного сборника — J. Sawicki, t. I, cz. 2, str. 22 и сл.
[Извлечения]
ОСОБЫЙ АКТ ВТОРОЙ
...Светлейшая Речь Посполитая Польская, желая раз навсегда обеспечить форму своего господства и свободы путем определения своих кардинальных (основных) прав, никогда не могущих быть измененными, и положений, которые впредь могут быть изменяемы только единогласно на свободных сеймах, устанавливает следующее.
КАРДИНАЛЬНЫЕ ПРАВА
(LEGES CARDINALES)
I. Власть законодательства Речи Посполитой, доныне пребывающая в руках трех ее станов (Сейм рассматривался как триединый, состоящий из трех станов: короля, сената и посольской палаты (избы), где заседала шляхта), а именно: королевского, сенаторского и рыцарского, должна оставаться нерушимой навсегда и эту власть не может присваивать себе или пользоваться ею ни каждый без других двух, ни два без третьего, а поэтому один стан без согласия других двух или два стана без третьего никогда не должны передавать, закладывать, менять или продавать владения и земли Речи Посполитой, как поместья, принадлежащие королевскому трону, духовным и светским; исключение составляют (периоды) бескоролевья, когда власть пребывает в руках двух станов, и (тогда) что эти два стана установят единогласно в становых вопросах и большинством голосов в вопросах распоряжения поместьями и владениями, а также в вопросе о назначении срока созыва и продолжительности сейма для выборов короля и назначении дня, когда король должен быть выбран, будет иметь силу, как если бы это установили все три стана.
IV. В соответствии с кардинальным правом Речи Посполитой, согласно которому с момента принятия господствующей святой Римской веры польский трон занимали только римские католики, (выраженным в конституции 1669 года (Эта конституция была принята сеймом при избрании королем Михаила Вишневецкого), и объявляя его нерушимым, закрепляем (его) на вечные времена: чтобы впредь королем польским мог быть не кто иной, как только римский католик по рождению или по призванию (крещению);...
V. Хотя до сих пор польские короли выбирались свободными голосами на собрании Речи Посполитой, и Его Величество Светлейший король Станислав Август, счастливо правящий, был посажен на польский престол из гущи народа с общего согласия Речи Посполитой, и который pacta conventa (Pacta conventa — соглашения, заключавшиеся на избирательном сейме между шляхтой и новоизбранным королем) в верности которым он дал присягу, точно соблюдает и, следовательно, с его стороны впредь не следует опасаться нарушения указанных свободных выборов, однако поскольку эта свобода выбора сама о себе заботиться не может, наиторжественнейшим образом заявляем и подтверждаем, чтобы свободное единогласное избрание королей оставалось навсегда в своей полной силе и чтобы никогда, ни под каким предлогом не могло быть введено и допущено наследование польского престола.
VI. Шляхетская вольность достаточно гарантирована Статутом Владислава Ягеллы и конституциями Речи Посполитой. Желая сохранения этих гарантий, ни Его Королевское Величество король, счастливо властвующий, ни его преемники, ни их должностные лица и никто из достигших власти не могут, по словам упомянутого статута, схватить землевладельца за преступление или проступок, если до этого не будет надлежащими доказательствами перед соответствующими судьею подтверждена его виновность. Однако защитой права не должны пользоваться всякие убийцы, уличенные in recenti crimine (на месте преступления), причем срок для их задержания согласно старинным правам устанавливаем в один год и шесть месяцев, а также разбойники, и уличенные в краже грабители на дорогах и домов. И, конечно, для обеспечения дорогих каждому жизни и домашнего спокойствия, согласно общим нормам права — invasor a se ipso occiditur (нападающий сам себя убивает), навсегда объявляем такого человека, в отношении которого было достаточно доказано перед надлежащим судом вторжение в дом или насилие на дороге, invindicabile caput (лицом, убийство которого не влечет наказания).
VII. Должности, духовные и светские звания, считающиеся королевскими привилегиями, и королевские пожалования, однажды полученные и спокойно удерживаемые и действительность которых не опровергнута в надлежащем суде, никем, ни у кого, ни под каким предлогом отбираться не будут, а если же к тому будут справедливые основания, то такое отобрание может наступить только на вольных сеймах (Понятие “вольного сейма”, точно не выяснено в польской историко-юридической литературе. По сообщению проф. В. Собоцинского. (См. I. V. Bandtkie “Historia prawa polskiego”, Warszawa, 1850. str 604), считались вольными сеймами те, на которых вопросы materie status (то есть политического строя, налогов и т. п.) решались единогласно) sub unanimitate (при единогласии). Однако земские судьи, городские должностные лица и все subalternae jurisdictiones (подчиненные высшей юрисдикции), на которых (поступают апелляции de male gesto Officio (на плохое выполнение должности) должны будут отвечать в трибуналах et judicatum ich pati (и принять их приговор).
VIII. Права и привилегии провинций, а именно те, с которыми они вошли в Речь Посполитую и которыми пользуются их жители, законно пожалованные, и до сих пор официально действительность которых не оспаривалась, в целостности будут сохранены (соблюдаться). Вельможные канцлеры обоих народов (Польского и Литовского), присягая на должность, обязуются следить за тем, чтобы впредь из народных канцелярий не исходило ничего, противоречащего этим правам...
IX. Торжественно обещаем, что Великое Княжество Литовское, в вечной унии с Короной, а также другие провинции и земли, единое целое с Речью Посполитой составляющие, останутся нераздельным единым целым.
XI. Право шляхетского равенства и права наследования земельных владений, почестей, сенаторского звания, министериалов, духовных и светских должностей и привилегий, городских и негородских староста и аренд должны принадлежать только местной шляхте и никакие титулы не могут их затмить или унизить.
XVII. Liberum veto в вопросах сословий на вольных сеймах должно сохраниться навсегда в его полной силе, и указанные вопросы должны всегда решаться единогласно, сохраняя на вечные времена за каждым из лиц, составляющих сейм, власть (право) воспрепятствовать деятельности сейма в вопросах сословий возражением только одного, заявленным либо в свободной устной, либо в торжественной форме.
XIX. Целостность верховного владения и собственности шляхетского сословия на имущества земель и наследственные владения их подданных согласно статутным правам никогда не может быть отнята или уменьшена. Право жизни и смерти над подданным, однако, не может находиться в руках землевладельца. Если подданный совершит преступление, то его следует передать в земский или городской (В тексте упоминаются два вида городских судов: grodzki и mijeski; в первом судил староста как представитель короля, во втором (существовавшем в городах, пользовавшихся правами самоуправления, так называемым “немецким правом”) судили присяжные (лавники)) суд.
XX. Так как не только божественный закон, но и отечественные народные уставы, а именно: Статут Великого Княжества Литовского в статье первой, разделе 12-м и Конституция 1726 года в главе “Человекоубийство” велят и наказывают, чтобы никто не смел своевольно и дерзко, умышленно и преднамеренно, в надежде на возможность откупиться деньгами проливать человеческую кровь и за голову убитого назначать цену, настоящим торжественнейше устанавливается, что отныне как шляхтич за шляхтича, так и крестьянин за крестьянина должен быть наказан смертью, а если случится, что шляхтич крестьянина не случайно, а злобно, преднамеренно, умышленно убил на смерть, то такой шляхтич должен быть судим в надлежащем суде уже не под страхом уплаты за голову убитого тому, чьим он был подданным, а под страхом уплаты своей собственной головы, причем порядок доказательства, судопроизводства и защиты остается полностью таким, каким он дан в том же Статуте Великого Княжества Литовского и в конституциях сейма. Что же касается ранения, искалечения и повреждения или изувечения какой-либо части тела, то в компетентных судах при разборе этих дел должна соблюдаться наивысшая справедливость в отношении пострадавших, разумность и подлинная суровость судей и судов, так чтобы подобные деяния судились и карались в полном соответствии с характером нанесенных ран и с состоянием лиц, которым (они) были нанесены.
XXI. Так же как права Монаршьи (Jura Majestatica) должны всегда сохраняться, и в соответствии с ними должно иметь всегда место повиновение народа Их Величествам Королям, так в случае, если бы кто-либо из королей нарушил что-либо из народных кардинальных прав или ex pactis conventis, которые он под присягой заключил с тем же народом, нарушил и не захотел бы соблюдать, то тогда в соответствии с порядком, записанным в конституции 1607 года (Согласно конституциям 1607 и 1609 гг. можно было низложить короля силой после безрезультатного троекратного предупреждения.), тот же народ будет свободен от повиновения его величеству королю. Бели же кто-либо станет несправедливо обвинять на сейме его величество короля, то он должен быть судим и примерно наказан в соответствии с конституцией 1609 года.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЛА
I. На вольном сейме нельзя без единогласного разрешения станов Речи Посполитой увеличить или изменить никакого налога, однажды установленного, а также под каким-либо предлогом изменять тарифы (Тарифы, по которым взыскивались налоги с торговцев, ремесленников, православного духовенства и др.).
II. Без единогласного решения на вольном сейме ни от чьего имени и ни под каким предлогом нельзя увеличивать однажды установленного количества войск Речи Поеполитой в какой-либо местности королевства.
III. На вольном сейме без единогласного разрешения станов Речи Посполитой нельзя заключать никакого союза, конвенции, унии, договора о дружбе или торговле с иностранными державами.
IV. Объявление войны и заключение мира могут иметь место на вольных сеймах только при единогласном решении.
XI. Согласно записям старинных прав Речи Посполитой короли не могли покупать земли и владения в государствах Речи Посполитой для своих наследников по крови, и разрешение, данное его королевскому величеству, — счастливо властвующему — in pactis conventis, должно служить только ему самому, и приобретенные им владения должны перейти к его наследникам по Крови, так что если в будущем их величества короли, преемники ныне царствующего наисветлейшего Станислава Августа пожелают совершить такие же приобретения для своих наследников по крови, то они могут это сделать только при единогласном разрешении на вольном сейме.
XII. Народное ополчение Речи Посполитой может быть созвано только властью Сейма и при единогласии во время вольного сейма.
XIII. Никогда никто не должен завладевать какими-либо землями незаконно, т. е. без санкции суда, в юрисдикции которого эти земли находятся, под страхом утраты права предъявлять претензию на земли, на которые было совершено это нападение. Нельзя также самовольно взыскивать по претензиям, вытекающим из залоговых и арендных договоров. Если у какого-либо арендатора кончился контракт или залогодержателю в Короне (королевстве) надлежащая сумма в соответствии с записанным в договоре сроком уплаты — внесена в городе, а в Великом Княжестве Литовском в соответствии с записью — на земле, а если там не будет принята, то — в городе, то он должен оставить имение. Если же потом арендатор или залогодержатель будут иметь какие-либо претензии к землевладельцу или он к ним, то они могут без обращения к апелляции разрешить спор в надлежащем суде, в котором среди всяких других дел должны решаться дела о претензиях по аренде или залогу имений.
XIV. Все вышеописанные дела ни под каким предлогом или толкованием никогда никем не должны решаться по большинству голосов; они должны быть решаемы на вольных сеймах только единогласно.
Этот особый акт второй, будучи гарантирован подписанным сегодня трактатом между его величеством светлейшим королем светлейшей Речи Посполитой польской. с одной стороны, и ее величеством светлейшей императрицей всея Руси, с другой стороны, должен иметь такую же силу, влияние, и быть так же обязателен, как если бы он был дословно вписан в вышеупомянутый трактат. Поэтому он должен быть помещен в ратификационных грамотах обеих договаривающихся сторон. В чем мы, уполномоченные обеих сторон, этот особый акт собственноручно подписали и скрепили нашими Гербовыми печатями в Варшаве дня 24-го по новому стилю, 13-го по старому стилю, месяца февраля года 1768-го.
(пер. К. Е.
Ливанцева)
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятииков феодального государства
и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961.
© текст - Ливанцев К. Е. 1961
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Медведь М. Е. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Гос. изд. юр. лит. 1961