ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАСРТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра адаптивной физической культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Технология физкультурно-спортивной деятельности» Тема: «Реабилитация детей-инвалидов с поражениями верхних конечностей средствами тхэквондо»Студент группы – АФКб 1201
Касилов Я.Е.
Научный руководитель
доцент кафедры, Рева В.А.
Тольятти - 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования………………… …………….8
1.1. Инвалидность как острая проблема современности……………………….8
1. 2. Общее представление о тхэквондо………………………………………...12
Глава 2. Методы и организация исследования ……….…………………..19
2.1 Методы исследования………………………………………………………19
2.2 Организация исследования………………………………………………..21
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения….………………......23
3.1 Обсуждений результатов исследования……………………………………23
Выводы……..…………………………………...…………………………….....27
Список литературы...…………………………………………………….…….28
Введение
Физическая культура и спорт становятся сегодня одним из важнейших, а в ряде случаев – единственным условием всесторонней физической, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации их к жизни, фактором оздоровления и профилактики.
Общепризнанно, что физическая культура и спорт гораздо важнее для человека с ограниченными возможностями, чем для не имеющего таковых. Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни, с одной стороны разрушают целостность и естественность функционирования организма, с другой - вызывают у инвалида комплексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, или наоборот - эгоцентризмом, агрессивностью (Нечаева Н.В., Сыромолотов Ю.С., 1988; Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., 1992; Пономарев Н.И., 1996). Активные физические упражнения, участие в спортивных мероприятиях восстанавливают психическое равновесие, способствуют профилактике сопутствующих заболеваний (сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата), возвращают веру в собственные силы, дают возможность вернуться к активной жизни (Левин М.Я., Таймазов В.А., Орехова Л.Ю., Степанова В.Н.,2003; Курдыбайло С.Ф., Евсеев СП., Герасимова Г.В.,2003).
Целью государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта является формирование у них потребности в физическом совершенствовании, создание необходимых условий для занятий, результатом чего должно стать укрепление их здоровья, умение владеть своим телом, достижение значительно более высокого уровня развития функциональных систем организма, расширение диапазона двигательных навыков, что крайне необходимо для успешного самообслуживания в быту и на работе (Рожков П.А.,2000).
Особой проблемой сегодня остаётся детская инвалидность. Количество рождающихся людей с аномалиями в развитии с каждым годом растёт во всём мире (Балахонов А.В., 2001). За последние 5 лет число детей-инвалидов увеличилось более чем в 2 раза (Осадчих А.И., 2002). Эта проблема усугубляется тем обстоятельством, что она практически не пересматривается ни в зависимости от ухудшения состояния ребёнка, ни в связи с положительными сдвигами. Она является, по сути, пожизненным «ярлыком» необратимости изменений в нервной системе и неизлечимости больного. В большинстве медицинских и собесовских учреждений для детей с физическими и психическими отклонениями идёт, по существу, планомерная адаптация ребёнка к инвалидности (Царик А.В.,2000). Как никогда остро стоит проблема внедрения в практику новых оздоровительных технологий с более эффективным использованием преимущественно не медикаментозных средств и методов физической культуры - достаточно эффективных, а в некоторых случаях и единственно целесообразных для полного или частичного возвращения людей с различной степенью инвалидности к нормальной социокультурной жизни (Дмитриев B.C.,2003).
В настоящий момент в нашей стране и в мире в целях реабилитации инвалидов используется несколько десятков видов спорта. Среди них: различные виды лёгкой атлетики, спортивные игры, плавание, лыжный спорт, технические виды спорта, единоборства и многие другие.
Как известно, большую часть действий в бытовой и трудовой деятельности человек осуществляет верхними конечностями, поэтому люди с различными поражениями рук ограничены в выборе профессии, самообслуживании, получении образования и т.д. Физическая культура и спорт в данной ситуации могут частично компенсировать физический дефект, дать человеку, имеющему поражения верхних конечностей ощущение полноценного члена общества. Для реабилитации указанной группы инвалидов в настоящее время применяются самые разные виды физической культуры и спорта. В частности спортивные игры, циклические виды (лёгкая атлетика, плавание, лыжный спорт), технические виды спорта (Курдыбайло С.Ф.,1993,1997). Однако, большинство отмеченных видов спорта требуют при занятиях ими применения технических приспособлений, иногда достаточно сложных (протезы, специальные приспособления для игр и т.п.). Кроме того, при двухсторонних поражениях (врождённых или приобретённых), при занятиях необходима помощь партнёра. Специфика поражения таким образом даёт некоторые ограничения при выборе средств реабилитации. Поэтому встает задача поиска как видов спорта, так и методик реабилитации инвалидов с поражением верхних конечностей. Это обстоятельство определяет проблемную ситуацию и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Эта категория инвалидов нуждается в физической реабилитации в отдельных случаях больше, чем другие группы людей с поражением опорно-двигательного аппарата.
В восточных боевых искусствах за многие века накоплен огромный лечебно-оздоровительный потенциал. Лечебно-оздоровительная сторона традиции боевых искусств Востока на всем протяжении их существованиия являлась чрезвычайно существенной. Соответствующие ресурсы традиции позволяли постепенно приобщать к занятиям боевыми искусствами детей, что имело важное значение для ранней профессиональной специализации, поддерживать наилучшую форму у зрелых мастеров, приходилось выносить тяжесть изнурительных тренировок, нужно было иметь достаточный запас прочности для экстремальных ситуаций, а также возможность для эффективного восстановления после больших физических, психологических и энергетических затрат. Регулярные занятия боевыми искусствами, позволяли до старости сохранять крепость тела и бодрости духа, способность к продуктивной жизнедеятельности (Фомин В. П., Линдер И.Б., 1991).
Лечебно-оздоровительные методы могут выступать и как составляющая боевых искусств, и как отдельное самостоятельное направление. Например, в оздоровительных направлениях ушу физические упражнения занимают до 50%, а остальную часть тренинга составляют различные оздоровительные мероприятия (массаж, психотренинг и др.) (Воронов И.А., 2001). Тхэквондо являясь боевым искусством и современным олимпийским видом спорта, также включает в себя элементы оздоровительной деятельности. Кроме того, этот вид единоборств интересен ещё и тем, что в силу сложившихся национальных традиций практикует удары ногами в различных вариантах. Данная техника является «визитной карточкой» этого вида единоборств, где ноги наносят удары приблизительно в 70% случаев, а руки только в 30% (Соколов И.С, 1991). Эта особенность тхэквондо позволяет предположить, что указанный вид единоборств можно использовать с целью реабилитации инвалидов с поражениями верхних конечностей. Наиболее значимой является реабилитация детей-инвалидов с поражением верхних конечностей, так как остро стоящая задача социализации детей в современное общество, еще более усугубляется наличием у них поражений верхних конечностей.
Целью исследования являлась разработка и испытание методики психической и физической реабилитации детей с различными формами поражений верхних конечностей и внедрение её в практическую деятельность.
Объектом исследования являлся процесс психической и физической реабилитации средствами тхэквондо детей-инвалидов, имеющих различные формы поражений верхних конечностей.
Предметом исследования являлась методика психической и физической реабилитации вышеуказанной категории детей-инвалидов средствами спортивного единоборства тхэквондо. Методика в данном случае была призвана решать задачи оздоровления и реабилитации детей-инвалидов соответствующих нозологических групп, используя в качестве основы средства тхэквондо.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение проблемы реабилитации детей-инвалидов с поражением верхних конечностей средствами тхэквондо.
2. Обоснование содержания и направленности психофизической реабилитации детей-инвалидов с поражением верхних конечностей средствами тхэквондо.
3. Разработка и обоснование экспериментальной программы психической и физической реабилитации детей-инвалидов с поражением верхних конечностей средствами тхэквондо и создание на этой основе методики психофизической реабилитации детей-инвалидов средствами тхэквондо.
4. Проверка эффективности разработанной методики психофизической реабилитации детей-инвалидов с поражением верхних конечностей средствами тхэквондо и разработка практических рекомендаций по внедрению этой методики в практику.
Гипотеза исследования: предполагалось, что, используя методику психической и физической реабилитации детей-инвалидов с поражениями верхних конечностей средствами тхэквондо, можно добиться положительных сдвигов в состоянии здоровья соответствующей группы занимающихся, обучить их доступным навыкам самозащиты и социально реабилитировать.
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования
1.1. Инвалидность как острая проблема современности
Проблема инвалидности является одной из наиболее острых проблем, решаемых человечеством в наши дни. По статистике ВОЗ и по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% от всего населения планеты (при колебаниях этого показателя от 1 до 27% по различным регионам), и совершенно нет уверенности, что такое положение в ближайшее время изменится в лучшую сторону. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, в том числе и социальными.
В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоит около 10 млн инвалидов (6,8% всего населения). В перспективе ожидается дальнейшее увеличение этой категории населения в абсолютном и долевом выражении (по разным прогнозам - от 15 до 24 млн человек). Интенсивный показатель на основании принятых классификаций для инвалидов III группы составляет в среднем - 20,0; для инвалидов II группы - 65,0; для инвалидов I группы - 12,0 на 100 тыс. населения.
Остается высоким уровень первичной инвалидности среди населения трудоспособного возраста - в среднем 66,6 на 100 тыс. населения.
Отмечается стремительное увеличение числа детей-инвалидов - за последние 5 лет более чем вдвое.
Основным недостатком практики работы соответствующих государственных институтов и специалистов является явное или скрытое толкование социальной нормы как совокупности нормативной жизнедеятельности «здоровой» части населения.
В силу объективных условий и субъективных факторов до последнего времени относительно такой категории граждан, как инвалиды, между понятиями «здоровье индивида» и «инвалидность индивида» существовало определенное противоречие - эти понятия трактовались как взаимоисключающие. «Здоровье человека» фактически отождествлялось с «абсолютным здоровьем», чего, естественно, не могло быть у инвалида.
С развитием учения об измерении количества здоровья, выделении качественно различающихся уровней/степеней здоровья человека - квалиметрия здоровья стало возможным аргументировать справедливость утверждения об «остаточном здоровье индивида»; данное понятие создано по аналогии с «остаточной трудоспособностью индивида», широко используемой при оценке здоровья населения и сохранении трудовых ресурсов.
Дефиниция (логическое определение понятия) «остаточное здоровье индивида» предполагает концепцию активизации деятельности инвалида в поддержании и повышении до возможного уровня здоровья, обеспечивающего реализацию личностных жизненных потенций через здоровый образ жизни, центральным ядром которого является физическая культура и занятия доступным спортом, культурный досуг и самодеятельность.
Для формирования представлений об ограничениях физических или умственных возможностей людей, крайним выражением которых является инвалидность, можно использовать методы экспертных оценок, что было осуществлено B.C. Дмитриевым и А.В. Сахно.
Эксперты причисляют к инвалидам почти пятую часть населения страны. Причем отмечается тенденция к постоянному снижению числа инвалидов, трудоспособность которых полностью или частично восстановились - ежегодно не более 3-5% из числа освидетельствованных инвалидов после клинического лечения признается трудоспособным (для сравнения - за рубежом этот контингент составляет до 50%). Из общего числа освидетельствованных во ВТЭК больных для установления группы инвалидности более трети признаются временно нетрудоспособными, то есть нуждаются в проведении физических или социальных реабилитационных мероприятий.
В своей жизни человек в силу различных причин может оказаться в состоянии временной или постоянной инвалидности. Но нужно помнить, что с получением инвалидности жизнь не заканчивается, если сохранилась психика. Такой человек должен научиться жить полноправной жизнью, несмотря на все свои ограничения. Он не может изменить мир, но должен научиться приспосабливаться к существующим условиям. При этом доступная двигательная активность должна стать жизненной необходимостью для каждого инвалида независимо от пола, возраста, профессии - для этого необходим широкий спектр реабилитационных занятий и обязательное стремление самого инвалида.
Совершенствованию решений проблем людей с умственными и физическими ограничениями способствует реализация комплекса мероприятий, проводимых в рамках соответствующих оздоровительных программ, которые, в частности, включают следующие направления:
- профилактику инвалидности;
- реабилитацию инвалидов;
- создание для инвалидов равных возможностей;
- подготовку кадров, работающих синвалидами.
Профилактика инвалидности предусматривает меры:
1-го уровня - предупреждение заболеваний, их осложнений и перехода в хронические формы; меры по профилактике инвалидности;
2-го уровня - предупреждение стойких нарушений функций вследствие заболеваний, приводящих к длительному или стойкому нарушению трудоспособности;
3-го уровня - направленные на предупреждение утяжеления инвалидности и реабилитацию инвалидов.
Реабилитация/абилитация инвалидов предусматривает восстановление или компенсацию, развитие или совершенствование недостающей части утраченных или нарушенных функций человека; означает целенаправленный процесс, имеющий целью дать возможность личности достичь оптимального физического, умственного и/или социального уровня функционирования с предоставлением ей тем самым возможностей для изменения ее жизни.
Уточняя понятие «реабилитация», отметим, что чаще всего синонимом термина «реабилитация» является лечение, которое с самого начала и до настоящего времени часто трактуется как комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма больного.
Такая интерпретация термина несостоятельна по определению.
Реабилитация начинает осуществляться с момента четкого представления об исчерпанности и безуспешности предшествующего лечения, результатом лечения является уменьшение или полное исчезновение патологического явления, отражением чего служат клинико-практические характеристики.
Результатом реабилитации является увеличение степеней свободы относительно независимой жизнедеятельности человека, выражающегося в социально-статусных и социально-ролевых характеристиках - возвращение способностей к бытовой, общественной или профессиональной деятельности в соответствии с реабилитационным потенциалом и с учетом реабилитационной готовности среды обитания. Использование клинических методов воздействия при этом возможно, но лишь в контексте достижения социально ощутимого эффекта и как сопровождающего характера.
Создание равных возможностей - условий «равной личности» обозначает процесс, с помощью которого такие общественные системы, как физическая и культурная среда, жилищные условия и транспорт, социальные службы и службы здравоохранения, доступ к образованию, создание условий для творчества и отдыха, делаются доступными для всех независимо от их интеллектуальных или физических возможностей.
1.2 Общее представление о тхэквондо
Тхэквондо (Таэквондо) является одним из видом корейских единоборств. Наиболее популярен во всем мире спортивный вариант этой системы, хотя существует и боевая ее разновидность. В странах Запада обычно употребляют термин «таэквондо», но в русской транскрипции более правильным считается «тхэквондо» (точно так же надо говорить «тхэккён», а не «таэкион», «даосизм», а не «тао-изм» и т.д.).
Молодой вид спорта «тхеквондо» входит в программу олимпийских игр современности с 2000 г. (Сидней). Особенностью этого вида является его промежуточное положение в иерархии видов единоборств. Сформированный на базе философски ориентированных боевых искусств востока он не является боевым искусством. А собирательный образ техники тхеквондо имеет свои особенности и предъявляет различные требования к физической, тактической, технической и психической предрасположенности занимающегося.
В 1910—45 годах Корея была колонией Японии. Колониальный режим выражался, в частности, в целенаправленном подавлении национальных элементов во всех сферах культуры — от поэзии и содержания школьного образования до символики и традиционных боевых искусств. Загнав корейские боевые искусства в подполье на 35 лет, японцы оборвали в большинстве школ процесс передачи духовно-мистической практики,составляющей сокровенную суть любой традиционной школы. Поэтому, когда в Корее после освобождения от господства японцев началось национальное возрождение, в появлявшихся одна за другой школах преподавали уже только голую технику рукопашного боя.
Как известно, Корея оказалась разделенной на два государства: КНДР на Севере и Республику Корея на Юге. Но и там и там установились репрессивные диктаторские режимы. А тоталитарные режимы всегда и везде не терпят инакомыслия, духовной независимости. Поэтому власти Севера и Юга оказались едины в своем стремлений окончательно пресечь эзотерическую традицию боевых искусств, выхолостить до конца их духовное содержание и превратить в спортивный вид, пригодный для массового физического воспитания. Именно по этой причине в Южной Корее периодически преследовали мастеров хапкидо, кук-сульвон, тхэккён, тансудо, субак и других видов, не вписывавшихся в официальную политику государства. А на Севере (в КНДР) их просто запретили раз и навсегда.
В 1950 году руководители 9-и «новых» школ, возникших после окончания японской оккупации, объединились для создания единого унифицированного стиля. Это были следующие школы: Ёнмуг-кван, Кандог-кван, Мудог-кван, Одог-кван, Санмуг-кван, Ханмуг-кван, Чидог-кван, Чханмуг-кван, Чхондог-кван («кван» по-корейски значит «дворец»). Работу по кодификации нового стиля возглавил 32-х летний генерал-лейтенант Чхве Хон Хи (в западной транскрипции Чой Хонг Хи), руководитель Одог-квана. Поэтому именно его обычно называют «отцом» тхэквондо. Данный термин был введен в употребление с 1955 года, когда генерал Чхве объявил, что унифицированный стиль — корейское национальное боевое искусство «тхэквондо» — создан. . В 1961 году Чхве Хон Хи возглавил созданную им Корейскую Ассоциацию Тхэквондо, а в 1966 он учредил в Сеуле Международную Федерацию Тхэквондо (ИТФ). Но спустя 6 лет, когда генерал Пак Чжон Хи в третий раз стал президентом Южной Кореи, подтасовав для этого результаты выборов, генерал Чхве в знак протеста уехал в Канаду (в город Торонто) и перевел туда же штаб-квартиру созданной им международной организации. На следующий год, в 1973-м, в Южной Корее создали Всемирную Федерацию Тхэ-квондо (ВТФ), которую возглавил Ким Ун Ён. Чтобы подчеркнуть разницу между ИТФ и ВТФ, последняя даже разработала новые комплексы формальных упражнений («пхумсэ»).В Южной Корее начался процесс перехода тхэквондистов из ИТФ в лоно ВТФ. Особенно широкие масштабы он принял после 1984 года, когда стало ясно, что на Олимпийских Играх соревнования будут проводить по правилам ВТФ. Ну, а генералу Чхве и его федерации из-за потери кадров и экономической слабости пришлось идти на поклон к властям Северной Кореи.
Сейчас ВТФ имеет филиалы в 118 странах мира, в том числе в странах СНГ и Восточной Европы. Она насчитывает в своих рядах около 25 миллионов спортсменов, в том числе более полутора миллиона в самой Республике Корея. ИТФ имеет намного более скромные показатели, ее основной «плацдарм» — это КНДР. В остальном мире численность последователей генерала Чхве не идет ни в какое сравнение со сторонниками Ким Ун Ёна. Штаб-квартира ВТФ находится в Сеуле, в огромном центре, известном под названием Куккивон. Кроме того, несколько лет назад появилась еще одна международная организация: Глобальная Федерация Тхэквондо, сведения о которой пока что скудны и противоречивы.
Открытие Куккивона, произошедшее 30 ноября 1972 г., окончательно завершило процесс объединения школ тхэквондо, ибо был создан единый учебный центр, решающий следующие пять основных задач:
1. Официальное присвоение данов и выдачу сертификатов как студентам Куккивона, так и представителям национальных ассоциаций, входящих в состав ВТФ;
2. Подготовку инструкторов и популяризацию тхэквондо во всем мире;
3. Исследование и развитие техники тхэквондо;
4. Ведение хроники рекордов тхэквондо, издание учебников и учебных пособий, выпуск учебно-методических видеофильмов;
5. Техническую помощь всем организациям, связанным с тхэквондо ВТФ.
Общая площадь первого этажа Куккивона составляет 10 тысяч квадратных метров. Помимо главного зала для тренировок, соревнований и экзаменов на присвоение данов, в комплекс Куккивона входят лекционные и тренажерные залы, поликлиника; кафетерий и прочие необходимые помещения.
В Куккивоне также находятся Штаб-квартира и секретариат ВТФ, и Академия Тхэквондо, отвечающая за научные исследования в этой области и тренировку инструкторов. Зал Куккивона снабжен современным техническим обрудованием, позволяющим проводить соревнования и учебный Процесс на самом высоком уровне, он насчитывает 1800 мест для зрителей.
В этом комплексе стоимостью более миллиона американских долларов проходили Первый и Второй Всемирные чемпионаты, Первое Азиатское первенство по тхэквондо, корейские общенациональные первенства, международные семинары судей и инструкторов, многочисленные демонстрационные и показательные выступления.
Присвоение степеней «дан» находится исключительно в компетенции Куккивона. Тот, кто хочет пройти в Куккивоне экзамен на присвоение первого или получение более высокого дана, должен представить рекомендацию мастера, имеющего квалификацию не ниже 4-го дана, который полностью отвечает за готовность своего «протеже» к экзамену. Но прежде, чем обратиться непосредственно в Куккивон, соискатель дана должен пройти практический тест в любом додзё или клубе перед своим инструктором, либо перед местной аттестационной комиссией.
Следует отметить некоторые особенности аттестации детей и подростков в возрасте до 15-ти лет. Хотя начинать свои занятия тхэквондо дети могут в любом возрасте, к первой аттестации они допускаются не ранее достижения десяти лет. После сдачи соответствующего практического теста ребятам этой возрастной групы присваиваются не даны, а пхумы — с 1-го по 3-й.
После 15-ти лет эти пхумы (снова подтвержденные соответствующими тестами), могут быть заменены на взрослые даны — также с 1-го по 3-й, но пока этот возрастной рубеж не пройден, цвет пояса ученика, имеющего пхум, не целиком черный, а черно-красный. Даны же, начиная с 4-го, могут присваиваться только тем, кому уже исполнилось 18 лет. Ведь для овладения любой ступенью мастерства в тхэквондо требуется не только опыт, но и определенный стаж занятий, который также регламентируется правилами Куккивона. Так, для получения 1-го пхума он должен составлять не менее года.
Благодаря такой системе Куккивон добился того, что обладатели высоких данов являются зрелыми людьми, прошедшими долгий путь в тхэквондо, способными сделать весомый вклад в его дальнейшее развитие. Так, начиная с 6-го дана кандидаты, подавшие заявления на прохождение квалификационных тестов, должны представлять еще и письменные разработки, посвященные одной из следующих тем: развитие техники тхэквондо; философия тхэквондо; методика обучения на основе личного опыта; принципы организационного построения; история тхэквондо. Посмотрите внимательно на таблицу и вы увидите, что сдающий экзамен на. 6-й дан должен заниматься тхэквондо, как минимум, 15 лет. Поэтому то, что многим из обладателей 6-го — 7-го данов еще нет сорока, свидетельствует, что они начали заниматься с детства и посвятили тхэквондо всю свою сознательную жизнь.
В начале пути, до приобретения первого дана, ученик проходит десять вступительных «шагов» — кып. По мере освоения очередного «кып» меняется цвет пояса ученика. И если первый пояс ученика белый (что символизирует чистоту помыслов), то: затем его последовательно сменяют желтый, синий и красный. За это время обучающийся постигает базовую технику (сначала обыкновенные удары, затем удары в прыжке) и осваивает принятые в тхэквондо ритуалы (учится правильно носить форму, завязывать пояс, приветствовать старших и т.д.). Черный пояс, цвет которого обозначает достоинство, носят мастера от первого дана и выше.
Аттестация на очередную степень «дан» включает три основных элемента. Во-первых, проводится спарринг (кёруги) между кандидатом и обладателем того дана, на который он претендует. Во-вторых, по желанию аттестационной комиссии, спарринг может дополняться «кёкпха» — упражнениями на разбивание деревянных дощечек, черепицы и т.п., демонстрирующими удары такой силы, которую невозможно применить против людей без серьезного риска для них. Но главный элемент всех программ — это «пхумсэ». Это комплексы формальных упражнений, похожие на японские ката, в которых наиболее точно и ясно раскрывается техника различной сложности. Всего насчитывается 11 типов пхумсэ: Тхэгык, Пхальгвэ, Корё, Кымган, Тхэбэк, Пхёнвон, Сип-джин, Читхэ, Чхонквон, Хансу и Ире. Но поскольку комплексы Тхэгык и Пхальгвэ, используемые для тестирования на ранних уровнях, подразделяются каждый на 8 составных частей, своего рода минипхумсэ, общее число пхумсэ составляет 25. Они различаются не только по сложности, но и по числу движений — от 19-ти до 35-ти.
Все их названия имеют глубокий смысл и являются, в основном, древними или буддийскими, а рисунок движений в этих комплексах таков, что при их выполнении на полу как бы выписывается символ, сходный с названием соответствующего пхумсэ. Так например, все восемь комплексов пхумсэ Тхэгык, что значит «Великий Предел», имеют начертание иероглифа «ван», что значит «король» или «правитель». Слово «Кымган» означает «Алмазные Горы», самое живописное место в Корее, и в то же время «сильный» или «несломимый», а схема движений этого пхумэ образует иероглиф «гора» Наивысшее пхумсэ Йрё имеет вид буддийской свастики и означает «единство» или «единая сущность». Проходящий аттестацию выполняет одно пхумсэ, входящее в обязательную программу аттестации на данный уровень, и одно по выбору судей из числа освоенных на предыдущей ступени.
Спарринг в тхэквондо (кёруги) проходит на площадке 8х8 метров в три трехминутных раунда. Перерыв между раундами — 60 сек. Оба соперника имеют электронные жилеты, с помощью которых фиксируются попадания в лицо и среднюю часть тела, а также специально разработанные ВТФ протекторы, состоящие из шлема, «ракушки», прикрывающей пах, наплечников, наколенников и доспеха «хогу», прикрывающего грудь и бока. Оценка ведется как по сумме очков, так и по нокдаунам. Удары разрешаются только в защищенные места, причем любые удары ниже пояса и атака кулаком в лицо не рекомендуются, равно как и атака упавшего соперника. За броски, толчки и атаки коленями делаются предупреждения. Запрещены все виды захватов. При подсчете очков удар ногой всегда имеет первенство над ударом рукой, агрессивное поведение над оборонительным, атака ногой лица над атакой корпуса, а удар в прыжке над ударом из обыкновенной стойки.
Руководители направлений тхэквондо, мало связанных или вовсе не связанных с ВТФ, такие, например, как Джун Ри, впервые в 1973 г. применивший протекторы, или очень популярный в США мастер Хи Иль Чо, открыто критикуют ВТФ за оспортивленный характер соревнований и тренинга, утверждая, что Ким Ун Ён выбросил из слова «тхэквондо» последний слог, низвел его до уровня чисто спортивного единоборства. Сам Хи Иль Чо пропагандирует более реальный стиль, известный советским зрителям по фильму «Лучшие из лучших», в котором он снялся в роли главного тренера корейской сборной по тхэквондо, а его ученики в ролях членов этой команды.
Техника работы с оружием в тхэквондо отсутствует. В отличие от китайского ушу или японского кобудо, использующих разнообразные мечи, шесты и т.п., в тхэквондо сделан упор на развитие возможностей человеческого тела, которое само по себе может являться достаточно грозным оружием. Поэтому единственными предметами, которыми пользуются, являются протекторы.
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
1. Методы проведения занятий
Педагогический эксперимент проводился с использованием следующих групп тестов:
1. Тесты для исследования общей физической подготовленности занимающихся.
2. Тесты для исследования специальной физической подготовленности занимающихся.
3. Тесты для исследования уровня технической подготовленности занимающихся детей-инвалидов.
4. Тесты для определения психического состояния детей-инвалидов.
5. Тест для определения реакции сердечно-сосудистой системы на предлагаемую нагрузку.
Исследование проводилось в экспериментальной группе в течении года, в которой занимались дети-инвалиды 9-13 лет (всего 10 человек), имеющие поражения верхних конечностей. Это позволило получить динамику нижеуказанных показателей и сделать некоторые выводы.
2. Методы математической статистики.
Полученные данные обрабатывались и анализировались с помощью математической статистики (П.К. Петров, 2002; Б.А. Ашмарин, 1998) с вычислением основных математических параметров.
Вначале вычисляли среднюю арифметическую величину М по следующей формуле:
где ∑ - символ суммы, Мi – значение отдельного измерения (варианта), n – общее число измерений.
Далее определяли величину σ – среднее квадратичное отклонение по формуле:
σ
где Мi max – наибольший показатель; Mi min – наименьший показатель; К – табличный коэффициент.
3. Далее вычисляли стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:
Чтобы определить достоверное различие находили параметрический критерий t – Стьюдента по формуле:
Полученное значение t оценивалось по таблице t – распределение Стьюдента для оценки статической доверенности различий в группах.
3. Анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования.
Была изучена литература по теории и методике физического воспитания детей-инвалидов с поражениями верхних конечностей, имеющая отношение к теме исследования, отражающая особенности физического развития и двигательной подготовленности детей 9-13 лет. Была изучена литература по организации физического воспитания детей-инвалидов с поражениями верхних конечностей, использования методики тхеквондо для их реабилитации.
Информация, полученная в результате изучения литературы, ее критический анализ и обобщение позволили наметить план исследования, организацию педагогического эксперимента и выбрать методику исследования.
Ознакомление с теоретической, педагогической и методической литературой обеспечили весь ход педагогического исследования и организацию экспериментальной его части.
2.2 Организация исследования.
Специализированная группа тхэквондо для реабилитации детей-инвалидов с поражением верхних конечностей была создана при содействии кафедры теории и методики бокса Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта и Федерации физической культуры и спорта инвалидов Санкт-Петербурга. В указанной группе проводилось исследование, суть которого отражена ниже. Эксперимент проводился в 3 этапа.
На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза. На основании педагогических наблюдений нами были отобраны и сгруппированы упражнения из тхэквондо по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества с учетом состояния здоровья детей. Отбирая упражнения, мы стремились не использовать модели упражнений, описанные в различной литературе, а творчески их переработать в соответствии с поставленными задачами.
На втором этапе исследования – проводился педагогический эксперимент, цель которого — проверка эффективности проведения методических упражнений у детей с отклонениями в состоянии здоровья, подтверждение рабочей гипотезы исследования.
Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренными программами физического воспитания. На основании изучения особенностей развития детей и определения их уровня физической подготовленности для детей была разработана экспериментальная методика занятий подвижными играми различной направленности.
На третьем этапе (2016г.)в конце педагогического эксперимента были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования с целью обоснования экспериментальной программы.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения
3.1 Обсуждений результатов исследования
Математическая обработка результатов исследования проводилась с помощью статистического пакета STATGRAPHICS Plus for Windows. Для обработки полученных при исследовании данных использовался способ проверки правдоподобия статистических гипотез для связанных выборок. Для оценки достоверности между такими выборками, имеющими, как показали статистические расчеты, нормальное распределение, используется: модифицированный t-критерий Стьюдента и непараметрические критерии знаков Z и знаковых рангов Вилкоксона. Были получены следующие результаты, часть которых отражена ниже.
Таблица 1
Результаты тестирования психического состояния детей-инвалидов экспериментальной группы в начале исследования и по его окончании (тест Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)
Наименование теста |
Среднее значение |
t |
P |
|
Начало исследования |
Окончание исследования |
|||
X±m |
X±m |
|||
Реактивная тревожность |
35,0±4,7 |
26,2±5,5 |
2,75 |
<0,05 |
Личная тревожность |
48,2±6,1 |
42,1±6,5 |
1,54 |
>0,05 |
Данные таблицы 1 указывают на то, что показатели реактивной тревожности в экспериментальной группе достоверно снизились, в то время как снижение показателей личной тревожности не подтверждается.
Таблица 2
Результаты тестирования технической подготовленности детей-инвалидов экспериментальной группы в начале исследования и по его окончании
Наименование теста |
Среднее значение |
t |
P |
|
Начало исследования |
Окончание исследования |
|||
X±m |
X±m |
|||
Стойки, баллы |
7,10±0,52 |
8,50±0,37 |
-4,88 |
<0,05 |
Удары ногами, баллы |
6,20±0,56 |
7,50±0,37 |
-4,33 |
<0,05 |
Комбинации ударов ногами, баллы |
5,90±0,52 |
7,40±0,36 |
-5,26 |
<0,05 |
Математическая обработка результатов технической подготовленности детей-инвалидов экспериментальной группы позволяет сделать вывод о возможности освоения ими разделов тхэквондо, связанных с техническими действиями ногами. Результаты в тестах на техническую подготовленность достоверно возросли за время исследования.
Таблица 3
Результаты тестирования общей физической подготовленности детей-инвалидов экспериментальной группы в начале исследования и по его окончании
Наименование теста |
Среднее значение |
t |
P |
|
Начало исследования |
Окончание исследования |
|||
X±m |
X±m |
|||
Бег, 30 м (с) |
6,13±0,32 |
5,65±0,30 |
2,48 |
<0,05 |
Челночный бег, 3*10 м (с) |
9,34±0,54 |
8,79±0,40 |
1,84 |
>0,05 |
Прыжок в длину с места, см |
155,8±10,9 |
170,6±9,6 |
-2,31 |
<0,05 |
6-минутный бег, м |
1013,0±74,3 |
1146,0±71,0 |
-2,93 |
<0,05 |
Шпагат, см |
27,8±2,6 |
17,2±3,7 |
5,25 |
<0,05 |
Переход в положение сидя за 30 с, кол-во раз |
21,4±1,7 |
26,9±3,3 |
-3,37 |
<0,05 |
Данные таблицы 3 показывают, что у детей с ограниченными возможностями, занимавшихся в экспериментальной группе, за время исследования достоверно возросли показатели общей физической подготовленности (скоростные, скоростно-силовые, выносливости, гибкости, силы), кроме координационных показателей.
Таблица 4
Результаты тестирования общей физической подготовленности детей-инвалидов экспериментальной группы в начале исследования и по его окончании
Наименование теста |
Среднее значение |
t |
P |
|
Начало исследования |
Окончание исследования |
|||
X±m |
X±m |
|||
Боковой удар (10 раз), с |
9,33±0,41 |
6,26±0,43 |
11,63 |
<0,05 |
Удар назад с поворотом (10 раз), с |
19,36±1,2 |
17,1±0,9 |
3,36 |
<0,05 |
Поднимание бедра за 30 с, кол-во раз |
49,7±1,8 |
65,2±4,5 |
-7,17 |
<0,05 |
Данные таблицы 4 указывают на то, что показатели специальной физической подготовленности у детей экспериментальной группы достоверно возросли за время исследования.
Таким образом, из приведенных выше результатов видно что наша методика дала положительный результат и дала повод для ее применения в будующем.
Выводы
Значение занятий физической культурой и спортом обусловлено не только оздоровительным и тонизирующим эффектами на организм инвалидов и лиц с ограниченными возможности, но и большими возможностями в решении задач социализации данной категории населения, интеграции в общество, формирование реабилитационного потенциала, повышение качества жизни (Цвок И.С.,2003).
Тхэквондо, являясь боевым искусством и современным олимпийским видом спорта, включает в себя элементы оздоровительной деятельности. Этот вид единоборств интересен ещё и тем, что в силу сложившихся национальных традиций практикует удары ногами в различных вариантах. Данная техника является «визитной карточкой» этого вида единоборств, где ноги наносят удары приблизительно в 70% случаев, а руки только в 30% (Соколов И.С, 1991). Эта особенность тхэквондо позволяет предположить, что указанный вид единоборств можно использовать с целью реабилитации инвалидов с поражениями верхних конечностей. Наиболее значимой является реабилитация детей-инвалидов с поражением верхних конечностей, так как остро стоящая задача социализации детей в современное общество, еще более усугубляется наличием у них поражений верхних конечностей.
Математическая обработка результатов технической подготовленности детей-инвалидов экспериментальной группы позволяет сделать вывод о возможности освоения ими разделов тхэквондо, связанных с техническими действиями ногами. Результаты в тестах на техническую подготовленность достоверно возросли за время исследования.
Проведенное исследование позволяет сделать предварительный вывод о возможности использования средств тхэквондо в качестве основы методики психической и физической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Список литературы
1.Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учеб. пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта; Под ред. С.П. Евсеева, А.С. Солодкова. — СПб.: ПИО. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. — 96 с.
2.Афанасьева, И.А. Спортивный отбор таэквондистов с учётом их генетических особенностей тренируемости: автореф...канд. пед. наук / И.А.Афанасьева: Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. — СПб., 2002. — 24 с.
3. Белоусов, П.И. Повышение двигательных функций после ампутации конечностей / П.И.Белоусов — Л.: Медицина, 1968. — 217с.
4. Глебов, Е.И. Тхэквондо: основы олимпийского спарринга / Е.И.Глебов, Чой С.М.; серия «Мастера боевых искусств». — Ростов-на —Дону: «Феникс», 2002. — 320 с.
5. Качество жизни и влияющие на него факторы: [учеб.пособие] / М.Я. Левин, В.А. Таймазов, Л.Ю. Орехова, В.Н. Степанова. изд. 2-ое, дополненное. — СПб.: Издательство «Олимп СПб», 2003. — 360с.
6. Ким, Су Тхэквондо: Ча Ён Рю — естественный путь / С.Ким, пер. с англ. Е.Гупало — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 480 с.: ил.
7. Курдыбайло, С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учеб. Пособие / С.Ф.Курдыбайло, С.П.Евсеев, Г.В.Герасимова — М.: Советский спорт, 2003. — 184 с.
8. Курдыбайло, С.Ф. Морфофункциональное обоснование двигательных возможностей инвалидов после ампутации верхних конечностей как основа медико-социальной реабилитации: автореф. дис. ...докт. мед. наук/С.Ф. Курдыбайло; Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта — СПб.,1993. — 43 с.
9. Совершенствование средств и методов подготовки единоборцев. Сборник научных трудов / Санкт Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта; под редакцией С.Е.Бакулева. — СПб: [б.и.], 2001. — 52 с.
10. Соколов, И.С. Основы таэквондо / И.С.Соколов — М.: Советский спорт, 1994. — 256 с., ил.
11. Фомин, В.П. Диалог о боевых искусствах Востока. /В.П. Фомин, И.Б. Линдер М..: Молодая гвардия, 1991. — 368 с.
12. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие для студ. высш. и сред. проф. учеб. заведений / Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта; под ред. Л.В. Шапковой. — М.: Сов.спорт, 2003. — 463 с.: ил.
13. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей [Текст] / В.К. Велитченко. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: ФиС, 1999. — 210 с.
14. Войнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников [Текст]/ Я.С. Войнбаум. – М.: Просвещение, 2002. – 245с.
15. Волков, В.Н. Пути повышения эффективности системы внеурочных занятий учащихся оздоровительной физической культурой [Текст] / В.Н. Волков. — Мурманск, 1993, — 242 с.
16. Годик, М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека [Текст] / М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошкин // Теория и практика физической культуры. — 1994. – № 5-6. — С.24-32.
17. Головина, Л.Л.Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников [Текст] / Л.Л. Головина. – М., 1990. – 197 с.
18. Гомова, О.С. Спортивные игры для детей [Текст] / под ред. О.С. Гомовой. – М.: Сфера, 2002. – 84 с.
19. Гофман, Л.Б.Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Л.Б. Гофман. – М., 2004. – 305 с.
20. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников [Текст] / А. А. Гужаловский. – М., 2002 – 88 с.
21. Дубровский, В.И.Лечебная физическая культура [Текст] / В.И. Дубровский. – М., 1998. – 418 с.
22. Дубровский, В.И. Спортивная медицина [Текст] / В.И. Дубровский. — М., 2000. – 270 с.
23. Емолаев, Ю. А. Возрастная физиология [Текст] : учеб. пособие для студентов ВУЗов / Ю. А. Емолаев. — М., 1999. — 180 с.
24. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк. – М., 2000. – 190 с.
23. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст] / М.Н. Жуков. – М., 2002. — 300с.
24. Карманова, Л.В. Физическая культура младшего школьника [Текст] / Под ред. Л.В. Кармановой, В.Н. Шебеко. – Минск: Полымя, 1997. – 282 с.
25. Кенеман, А. В.Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковский, Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 1990. – 328 с.
26. Козырева, О.В. Лечебная физкультура для школьников. Система физической реабилитации детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: пособие для инструкторов лечебной физкультуры / О.В. Козырева. — М.: Просвещение, 2002. – 280с.
27. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы [Текст] / сост. В.И. Лях, Л. Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. — М., 1998. — 236 с.
28. Коротков, И.М. Подвижные игры в занятиях спортом [Текст] / И.М. Коротков. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 116 с.
29. Лебедева, Н. Т. Проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Н. Т. Лебедева. — М., 2000. — 255 с.
30. Лебедева, Н. Т. Школа и здоровье учащихся [Текст] / Н. Т. Лебедева. — М., 2000. – 221 с.
31. Лесгафт, П.Ф.Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст] / Под ред. П.Ф. Лесгафта. Избр. Пед. соч. — М.: Просвещение, 1952. – 428 с.
32. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах [Текст] / В.Ф. Ломейко. – М., 1990. – 128 с.
33. Макарова, О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: спортивно-игровые проекты для первого класса [Текст] / О.С. Макарова. – М., 2002. – 230с.
34. Малыхина М.В. Личная физическая культура учащихся общеобразовательной школы: проблема отбора содержания [Текст] / М.В. Малыхина, Т.А. Протченко, Н.В. Полянская. — М., 1998, — 261 с.