Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
Институт специального образования
Кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной
(коррекционной) школе
Развитие фонематического слуха у дошкольников с дизартрией
Курсовая работа
44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль «Логопедия»
Исполнитель: Анферова М.К., Студент __302_ группы ______________________ подпись |
|
Научный руководитель: Филатова И.А., к.п.н.,профессор ______________________ подпись |
Екатеринбург 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование изучения и коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии |
5 |
1.1. Онтогенез развития фонетической стороны речи у детей в норме |
5 |
1.2. Определение и характеристика различных форм дизартрии |
8 |
1.3. Онтогенез формирования произносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии |
16 |
1.4. Характеристика просодических компонентов речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии |
24 |
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и его анализ |
27 |
2.1.Методика исследования моторной сферы |
29 |
2.2. Методика исследования просодики и звукопроизношения |
32 |
2.3. Методика исследования фонематических процессов 2.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента |
33 34 |
ГЛАВА 3. Логопедическая работа по формированию произносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии |
51 |
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии |
51 |
3.2. Содержание логопедической работы |
55 |
3.2.1. По коррекции звукопроизношения и фонематических процессов языка |
55 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
78 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
81 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
85 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
89 |
ВВЕДЕНИЕ
Увеличение роста числа детей с нарушением фонематической стороны речи обусловленное дизартрией свидетельствует о том, что развитие фонематического процессов представляет в настоящее время актуальную проблему. Незаменимым условием, обеспечивающим восприятие фонем родного языка, является фонематический слух. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, от определённого уровня развития фонематического слуха.
Фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. Фонематический слух формируется у ребёнка на основе непосредственного речевого общения. Первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять его на составляющие его звуки, и устанавливать порядок звуков в слове ребёнок не умеет.
Ребёнок дошкольного возраста может научиться произносить слова с целью выявления звукового состава, отказываясь при этом от сложившихся в общении привычных форм произнесения слов.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, в следствии, органического поражения центральной нервной системы. Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы
На наш взгляд, формированию фонематического слуха у детей с дизартрией уделено недостаточное внимание, поэтому эта тема является важной.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что для
успешного обучения и воспитания детей является проблема развития
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения фонематического слуха у дошкольников с дизартрией
1.1. Определение основных понятий темы
Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Фонематический слух осуществляет контроль, за восприятием слова, как комплекса фонем различая и обобщая звуки в отдельные группы. Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие речи и смысла отдельных слов.
Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова» [1].
Фонематический слух формируется у ребёнка на основе непосредственного речевого общения. Первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять его на составляющие его звуки, и устанавливать порядок звуков в слове ребёнок не умеет. Речевое общение не ставит перед ребёнком задач, в процессе решения которых развивались бы эти более высокие формы анализа.
Ребёнок дошкольного возраста может научиться произносить
Список использованной литературы
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. - М.: Издательский центр «Академия», 1997, с.400.
2. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович. – СПб., «Детство – Пресс», 2001, с.48.
3. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. – М., Просвещение, 1977, с.176.
4. Большакова, Е.С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения) / Е.С. Большакова. - М., Просвещение, 1996.
5. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения яз.: Кн. Для логопеда. – М. : Просвещение, 1987, с. 160.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., Просвещение, 1961,с. 471.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: сб. метод. рекомендаций / Рос. гос. пед. ун-т; сост. В. П. Балобанова [ и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2001, с. 240.
8. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников/ Л. Н. Ефименкова. – М. : 1981,с. 112.
9. Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, ЛТД, 2006,с. 320.
10. Игры в логопедической работ с детьми / под ред. В.И.Селивёрстова. М., Просвещение, 1981, с. 192.
11. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Гуманитар. изд. Центр Владос, 2008, с. 279.