Развитие фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной

(коррекционной) школе

Развитие фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

Курсовая работа

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль «Логопедия»

Исполнитель: Анферова М.К.,

Студент __302_ группы

______________________

                  подпись

Научный руководитель:

Филатова И.А.,

к.п.н.,профессор

 ______________________

                подпись

Екатеринбург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование изучения и коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

5

1.1. Онтогенез развития фонетической стороны речи у детей в норме

5

1.2. Определение и характеристика различных форм дизартрии

8

1.3. Онтогенез формирования произносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

16

1.4. Характеристика просодических компонентов речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

24

ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и его анализ

27

2.1.Методика исследования моторной сферы

29

2.2. Методика исследования просодики и звукопроизношения

32

2.3. Методика исследования фонематических процессов

2.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента

33

34

ГЛАВА 3. Логопедическая работа по формированию произносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

51

3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

51

3.2. Содержание логопедической работы

55

3.2.1. По коррекции звукопроизношения и фонематических процессов языка

55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

81

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

85

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

89

ВВЕДЕНИЕ

Увеличение роста числа детей с нарушением фонематической стороны речи обусловленное  дизартрией свидетельствует о том, что развитие фонематического процессов представляет в настоящее время актуальную проблему. Незаменимым условием, обеспечивающим восприятие фонем родного языка, является фонематический слух. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, от определённого уровня развития фонематического слуха.

Фонематический слух - является основой для понимания смысла  сказанного. Фонематический слух формируется у ребёнка на основе непосредственного речевого общения. Первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять его на составляющие его звуки, и устанавливать порядок звуков в слове ребёнок не умеет.

Ребёнок дошкольного возраста может научиться произносить слова с целью выявления звукового состава, отказываясь при этом от сложившихся в общении привычных форм произнесения слов.       

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, в следствии, органического поражения центральной нервной системы. Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы

На наш взгляд, формированию фонематического слуха у детей с дизартрией уделено недостаточное внимание, поэтому эта тема является важной.

Актуальность   курсовой    работы     заключается   в    том,   что   для

успешного   обучения   и воспитания      детей является проблема развития

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

1.1.         Определение основных понятий темы

Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух»,  который   включает в себя 3 речевые операции:

  •  способность слышать есть данный звук в слове или нет;

•  способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы,   расположенные в разной последовательности;

•  способность различать близко звучащие, но разные по значению  слова. 

Фонематический слух осуществляет контроль, за восприятием слова, как комплекса фонем различая и обобщая звуки в отдельные группы. Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие речи и смысла отдельных слов.

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова» [1].

Фонематический слух формируется у ребёнка на основе непосредственного речевого общения. Первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять его на составляющие его звуки, и устанавливать порядок звуков в слове ребёнок не умеет.   Речевое общение не ставит перед ребёнком задач, в процессе решения которых развивались бы эти более высокие формы анализа.

Ребёнок   дошкольного    возраста   может   научиться     произносить

Список использованной литературы

1.     Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения  родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. - М.: Издательский центр «Академия», 1997, с.400.

2.     Агранович, З.Е.  Логопедическая  работа  по  преодолению  нарушений слоговой  структуры  слов  у  детей / З.Е. Агранович. – СПб.,  «Детство – Пресс»,   2001, с.48.

3.     Бельтюков, В.И.  Взаимодействие  анализаторов  в  процессе восприятия    и  усвоения  устной  речи / В.И. Бельтюков. – М.,  Просвещение, 1977, с.176.

4.     Большакова, Е.С.  Работа  логопеда  с  дошкольниками  (игры и упражнения) / Е.С. Большакова.  - М., Просвещение,  1996.

5.     Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения яз.: Кн. Для логопеда. – М. : Просвещение, 1987, с. 160.

6.     Гвоздев, А.Н.  Вопросы  изучения  детской  речи / А.Н. Гвоздев. – М.,  Просвещение, 1961,с. 471.

7.     Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: сб. метод. рекомендаций / Рос. гос. пед. ун-т; сост. В. П. Балобанова [ и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2001, с. 240.

8.     Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников/ Л. Н. Ефименкова. – М. : 1981,с. 112.

9.     Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.  Филичева. - Екатеринбург, ЛТД,  2006,с. 320.

10.  Игры  в логопедической  работ  с детьми  / под  ред. В.И.Селивёрстова. М.,  Просвещение,  1981, с. 192.

11.       Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Гуманитар. изд. Центр Владос, 2008, с. 279.

Информация о файле
Название файла Развитие фонематического слуха у дошкольников с дизартрией от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 20:47
Дата обновления 10.5.2020, 20:47
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 9.27 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 306
Скачиваний 62
Оценить файл