Развитие двигательных навыков на занятиях физической культуры у детей с церебральным параличом.

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ СПАСТИЧЕСКИХ ФОРМАХ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

Исполнитель:

студентка 3 курса 322 группы

факультета Базовой подготовки ИАФК

Дьячкова Е.Н.

Защищена _______________.

                                        (дата)

 

С оценкой _______________.

Проверил ________________.

                                     (подпись)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................
......................................4

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ СПАСТИЧЕСКИХ ФОРМАХ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПО ДАННЫМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................6

1.1. Психофизиологические особенности двигательных нарушений у детей  при спастических формах церебрального паралича............................................6

1.2. Возможности коррекции двигательных нарушений при детском церебральном параличе........................................................................
.................16

1.3. Игровой метод в работе с детьми с последствиями церебрального паралича…………………………………………………………………………19

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ....................................................................
............................22

2.1.         Цель и задачи исследования....................................................................
...22

2.2.         Методы исследования....................................................................
.............22

2.3.         Организация исследования....................................................................
.....25

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПОДХОДА К УСТРАНЕНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ........................................26

3.1.         Содержание экспериментальной методики..............................................26

3.2.         Рекомендации по коррекции двигательных нарушений у детей с последствиями церебрального паралича при помощи игрового метода………………....................................................................
.........................28

3.3.         Предполагаемое влияние применения методических рекомендаций....29

ВЫВОДЫ..........................................................................
.....................................31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................33


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

СШТР - симметричный шейный тонический рефлекс

АШТР - асимметричный шейный тонический рефлекс 

ЛТР - лабиринтный тонический рефлекс 

ДЦП - детский церебральный паралич

ЛФК - лечебная физическая культура

МПК - медико-педагогическая комиссия

ЦНС - центральная нервная система


ВВЕДЕНИЕ

Детский церебральный паралич во многих странах мира является одной из сложных проблем в структуре хронических заболеваний детей и имеет тенденцию к увеличению его распространенности. Реабилитация детей с церебральным параличом продолжает оставаться одной из самых актуальных в восстановительной и оздоровительной физической культуре, несмотря на то, что первая форма церебрального паралича была описана еще в 1853 году.

В основе наиболее распространенных форм детского церебрального паралича является – спастическая форма.

Спастические формы (диплегическая, гемипаретическая) составляют до 80% от всех форм, и 60% детей имеют сохранный интеллект или легкую задержку психического развития. Основными в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, развивающиеся вследствие дезорганизации двигательных актов, характеризующиеся стойкой фиксацией позотонических рефлексов, нарушением взаимосвязей между двигательными центрами, а также взаимодействия систем регуляции произвольных и непроизвольных движений.

Анализ научно-методической литературы показал, что изучению вопросов развития двигательной сферы детей с церебральным параличом разного возраста посвящены работы многих исследователей.

Особенно благоприятным для развития физической активности таких детей является применение физической реабилитации. Физическая реабилитация должна происходить системно, разрабатываться специалистами, а применяться и педагогами, и воспитателями, и родителями.

Лечебная физическая культура является одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы. Она направлена на мобилизацию всех двигательных возможностей для восстановления функции поражѐнных мышц, для коррекции дефектов моторики с целью оптимального формирования основных локомоторно-статических функций: прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности рук. Являясь методом активной терапии ЛФК выполняет терапевтические и педагогические задачи и представляет собой ведущее звено в коррекционно-восстановительной работе. В то же время тяжесть патологии настолько выражена, социальные последствия настолько значимы, что разработка новых инновационных методик ЛФК имеет очень важное значения для возможности формирования двигательных функций, навыков самообслуживания и социальной адаптации детей.

Объект исследования:физическая реабилитация детей  при спастических формах церебрального паралича.

Предмет исследования:коррекция двигательных нарушений у детей  при спастических формах церебрального паралича.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ СПАСТИЧЕСКИХ ФОРМАХ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПО ДАННЫМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Психофизиологические особенности двигательных нарушений у детей  при спастических формах церебрального паралича.

Детский церебральный паралич – это широкое понятие, которое охватывает несколько различных симптомокомплексов, имеющих схожие проявления и причины возникновения:

- развиваются в перинатальном периоде (буквальный перевод: «около родов», то есть нарушения возникают до, во время или после родов);       (Шипицына Л.М., 2007).

- связаны с органическим повреждением структур головного и/или спинного мозга;

- чаще всего характеризуются нарушениями произвольной мышечной и двигательной активности, но также могут страдать координация движений, зрение, слух, речь и психика;

- являются хроническими и не прогрессирующими;

Существует понятие «ложной прогрессии», когда по мере роста больного ребенка наблюдается усугубление состояния. Это связано с тем, что мозг растет, развиваются его функции, и становятся явными скрытые прежде патологические изменения в его тканях. Причиной ложной прогрессии также могут быть вторичные осложнения: кровоизлияния, инсульты, эпилепсия или тяжелое соматическое заболевание, наркоз и т.д.

- не передаются по наследству, не являются заразными;

- поддаются реабилитации, которая позволяет значительно улучшить качество жизни больного человека и социализировать его в большей или меньшей степени.

Ортопедические последствия ДЦП

Во многих случаях ортопедические осложнения ДЦП являются первичными по отношению к нарушениям двигательной активности, и, устранив их, можно в буквальном смысле поставить ребенка на ноги. Наибольшее значение в патогенезе последствий данного типа имеют дистрофические процессы скелетной мускулатуры, которые приводят к формированию грубой рубцовой ткани с множественными контрактурами и в дальнейшем к деформации близлежащего сустава и костей. Это не только вызывает нарушение движения, но также обуславливает стойкий болевой синдром и формирует анталгические (вынужденные) позы у больных. Мышечные контрактуры еще более ограничивают и без того затрудненную способность к движению, поэтому лечение ортопедических последствий ДЦП занимают особое место в общем процессе восстановления больного.

Прочие последствия ДЦП

Симптоматика при данном нарушении может быть очень различной: от едва заметной до полной инвалидизации. Зависит это от степени поражения ЦНС. Помимо вышеозначенных симптомов могут наблюдаться также следующие характерные признаки заболевания:

- патологический мышечный тонус;

- неконтролируемые движения;

- задержка психического развития;

- судороги;

- нарушения речи, слуха, зрения;

- трудности с глотанием;

- нарушения актов дефекации и мочеиспускания;

-  эмоциональные проблемы.

Факторы риска и причины ДЦП

Основная причина ДЦП – гибель или порок развития какого-либо участка головного мозга, возникшие в раннем возрасте или до момента рождения. Всего выделяют более 100 факторов, которые могут привести к патологиям ЦНС у новорожденного, их объединяют в три большие группы, связанные с:

1. Течением беременности;

2. Моментом родов;

3. Периодом адаптации младенца к внешней среде в первые 4 недели жизни (в некоторых источниках этот период продляют до 2 лет).

По статистике, от 40 до 50% всех детей с ДЦП были рождены преждевременно. Недоношенные малыши особенно уязвимы, так как рождаются с недоразвитыми органами и системами, что повышает риск повреждения мозга от гипоксии (кислородное голодание) (Вернер Д., 2003).

 На долю асфиксии в момент родов приходится не более 10% всех случаев, и большее значение для развития заболевания имеет скрытая инфекция у матери, главным образом из-за ее токсичного воздействия на мозг плода. Другие распространенные факторы риска:

-  крупный плод;

- неправильное предлежание;

- узкий таз матери;

- преждевременная отслойка плаценты;

-  резус конфликт;

-  стремительные роды;

-  медикаментозная стимуляция родов;

-  ускорение родовой деятельности с помощью прокола околоплодного пузыря.

После рождения малыша существуют следующие вероятные причины поражения ЦНС:

- тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, острая герпетическая инфекция);

- отравления (свинец), травмы головы;

- инциденты, приводящие к гипоксии мозга (утопление, закупорка дыхательных путей кусочками пищи, посторонними предметами).

Нельзя не отметить, что все факторы риска не являются абсолютными, и большую часть из них можно предотвратить или минимизировать их вредное влияния на здоровье ребенка.

Формы ДЦП

Основой существующих классификаций ДЦП, как правило, является состояние мышечного тонуса и зона поражения. По этому принципу все формы ДЦП могут быть разделены на две группы – пирамидные и экстрапирамидные.

Пирамидные формы ДЦП связаны преимущественно с поражением кортикоспинального пути; для них характерен спастический тип нарушения мышечного тонуса. В зависимости от зоны преимущественного поражения выделяют спастический тетрапарез (тетраплегия), спастический дипарез (диплегия), спастический гемипарез (гемиплегия).

Экстарпирамидные формы разделяются на атетозные (дистонические, гиперкинетческие) и атактические (мозжечковые, гипотонические) формы.

Существуют также смешанные формы с различным сочетанием поражений пирамидной и экстрапирамидной систем.

Спастические формы

Спастический дипарез. Преимущественное поражение обеих нижних конечностей приводит к развитию спастического дипареза (диплегии). Именно эта форма ДЦП называется болезнью Литтля. В структуре ДЦП ее частота достаточно высока и составляет от 10 до 33 % больных.

Поражение проявляется постепенно по мере двигательного развития ребенка. В первые месяцы жизни спастические параличи могут быть выражены в ногах и в руках. В дальнейшем движения в руках могут восстановиться и в клинической картине будут преобладать параличи ног.

К переходным формам относят варианты триплегии с поражением ног и одной руки. У таких детей повышен мышечный тонус, длительно сохраняются тонические лабиринтные и шейные рефлексы, задерживается моторное развитие. При обследовании выявляются высокие сухожильные рефлексы, клонусы стоп, патологические рефлексы. Быстро развиваются контрактуры приводящих мышц бедер и деформации стоп, движения ног резко ограничиваются. Чувствительность и функции тазовых органов могут быть сохранными.

Речевые и психические нарушения при этой форме бывают умеренными, но нередко они проявляются на фоне микроцефалии, гидроцефалии и эпилептических симптомов, что осложняет прогноз.

Спастический дипарез с преимущественным нарушением движений в нижних конечностях следует дифференцировать с параплегией спинального происхождения, которая может быть следствием родовой травмы или порока развития НС. В таких случаях страдают функции сфинктеров, наблюдаются выраженные вегето-трофические расстройства, но в отличие от церебрального дипареза нет судорог и не наблюдается задержки психического развития.

Спастический тетрапарез. В зависимости от локализации поражения мозга, параличи могут захватывать четыре конечности с развитием спастического тетрапареза  (тетраплегии). Это наиболее тяжелая форма ДЦП, частота которой колеблется от 9 до 43 % среди всех форм ДЦП.

Высокий тонус может быть в мышцах и верхних, и нижних конечностей или преобладать в мышцах рук. Рано формируются контрактуры и костные деформации. Реакции равновесия и выпрямляющие рефлексы туловища развиты слабо. Страдают мимические и жевательные мышцы, появляются оральные синкинезии‚ прогрессируют псевдобульбарные нарушения. Спастическая дизартрия нарушает экспрессивную речь, резко задерживаются моторное и психо-речевое развитие. В дальнейшем могут присоединиться судороги и гиперкинезы. Возможно развитие двойной гемиплегии с асимметричным поражением правой и левой половины тела.

Спастический гемипарез. Спастический гемипарез (гемиплегия) наблюдается у 25-40% детей, страдающих ДЦП. Для этой формы характерно одностороннее поражение конечностей‚ особенно их дистальных отделов. Правосторонняя гемиплегия встречается в 2 раза чаще, чем левосторонняя. При этом имеет место в различной степени выраженное поражение гомолатеральных ядер VII и XII пар черепных нервов.

По мере взросления больного повышается тонус мышц пораженных конечностей, они отстают в росте и развитии от здоровой стороны. Возможно незначительное снижение чувствительности по гемитипу, которое у детей трудно выявить. В отличие от взрослых, у больных детей постепенно развивается гемиатрофия, что характерно только для раннего органического поражения мозга. Наблюдается простая атрофия мышц без качественных нарушений электровозбудимости. Судороги фокального или общего характера встречаются у 30-49% таких больных. Это снижает вероятность нормального интеллектуального развития.

Лечение данной патологии является пожизненным многомерным процессом, направленным на поддержание и восстановление функций, которые были нарушены в результате болезни. Да и вообще понятие именно «лечение» здесь не является самым подходящим, так как заболевание не поддается полному излечению, прогноз полностью зависит от формы. Инвалиды ДЦП во многих случаях способны к нормальной жизни в социуме.

В детском возрасте, особенно до 8 лет, родителям нужно приложить максимум усилий, чтобы реабилитировать ребенка. Это связано с тем, что мозг активно развивается и выполнение каких-то утраченных или нарушенных функций могут взять на себя здоровые отделы. Чем раньше будет начато лечение и реабилитация ДЦП, тем успешнее будет этот процесс.

Лечение ДЦП носит преимущественно симптоматический характер и фокусируется на том, чтобы максимально развить доступные для конкретного ребенка двигательные навыки. Терапия должна основываться на следующих принципах:

- Раннее начало. В идеале – постановка диагноза и начало лечения еще в роддоме.

- Этапность. Где лечат ДЦП? Этапы, где оказывается специализированная медпомощь, включают: роддом, стационар, санаторий, дом ребенка, детсад, школа, интернат, медцентры. Наш Центр готов оказать квалифицированную помощь в процессе реабилитации. (Шипицына Л.М.,2007).

- Преемственность.

- Комплексность и непрерывность. Все вместе, а также усилия родителей, должно обеспечить максимальный восстановительно-коррекционный эффект, который подразумевает развитие у больного ребенка не только двигательных, но также речевых, коммуникативных и интеллектуальных навыков.

Лечение, которое должно проводиться при ДЦП:

- Массаж

-  Физиотерапия

- ЛФК

- Бобат-терапия

- Метод Войта (Акош К., 2004)

- Применение вспомогательных устройств (вертикализатор, ортезы и т.д.)

- Занятия с логопедом и психологом.

При необходимости также проводится медикаментозное и хирургическое лечение.

Распространенность ДЦП  (Ренате Х., 2007).

На сегодняшний момент ДЦП занимает ведущее место в структуре хронических болезней детского возраста. По мировой статистике число больных этим заболеванием детей составляет 1,7-7 на 1000 здоровых, в России эти цифра колеблется в пределах 2,5-5,9. В некоторых странах этот показатель существенно выше, например, по данным Франции на 1966 год он составлял 8 человек. Увеличение числа больных связывают не только с ухудшением экологии, но также с прогрессом в перинатальной и неонатальной медицине. Сегодня успешно выхаживают младенцев, рожденных недоношенными, в том числе с весом в 500 грамм, как известно, именно недоношенность является одним из основных факторов риска по ДЦП.

Синдром двигательных нарушений характеризуется снижением или повышением двигательной активности (при дистонической форме ДЦП), изменениями мышечного тонуса (мышечная гипер- или гипотония, дистопия), наличием парезов или параличей, непроизвольных движений и задержкой тонических рефлексов.

При ДЦП имеются парезы или параличи спастического характера. Они могут быть в двух, трех и четырех конечностях, только в правых или левых и характеризуются повышением мышечного тонуса, глубоких сухожильных рефлексов, расширением зоны их вызывания, клонусом стоп, патологическими стопными знаками.

Нарушение функции мышц заключается в снижении способности к сокращению, расслаблению, растяжению и быстрому переключению с одного состояния на другое. Эта периодичность (сокращение - расслабление) является основой роста и развития ткани, накопления мышечной массы, увеличения силовой выносливости. При нарушении этой периодичности, когда вслед за сокращением мышца не полностью расслабляется, наступает ее истощение.

При всех формах ДЦП функция мышц нарушена: при спастических формах мышцы чрезмерно сокращены и не могут расслабляться, при атонических - они расслаблены и не могут достаточно сократиться, при дистонических страдают обе функции - сокращение и расслабление. При всех формах ДЦП нарушены реципрокные отношения.

Функциональные нарушения отмечаются и в мышцах, участвующих в акте дыхания. Обе фазы дыхания активны: и вдох, и выдох. При вдохе грудная клетка раскрывается, расширяется за счет сокращения наружных передних межреберных мышц и диафрагмы. Давление в грудной полости снижается, и в нее свободно засасывается воздух. При выдохе эти же мышцы расслабляются, давление повышается, и уже другой по составу воздух выталкивается из полости. При интенсивном вдохе дополнительно сокращаются внутренние межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса. При ДЦП из-за нарушения тонуса мышц страдает регулярность фаз вдоха и выдоха. Спастичность большой грудной, трапециевидной, поднимающей лопатку мышц ограничивает движение ключиц и двух верхних ребер, что еще более затрудняет вдох. При гиперкинетической форме нарушено согласование и ритмичность фаз вдоха и выдоха. На дыхательную функцию влияет и положение ребенка (Шамарин Т.Г., 2006) в позе на спине диафрагма и так изначально приподнята, а это еще больше затрудняет вдох, а на животе - выдох.

Нарушение дыхания приводит к ограничению поступления кислорода к тканям, это нарушает обменные процессы и неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и на общем развитии ребенка.

Состояние врожденных рефлексов при синдроме двигательных нарушений неоднозначно. Одни рефлексы могут быть угнетены (рефлекс сосания, опоры, автоматизированной походки, ползания), другие (рефлексы орального автоматизма, ЛТР, СШТР) усилены.

В клинической картине ДЦП значительная роль принадлежит патологической активности тонических рефлексов. Известно, что эта активность зависит от состояния ретикулярной формации ствола мозга и вестибулярной системы (система отолитов и полукружных каналов). Если в первые месяцы жизни более активна система отолитов, что клинически проявляется наличием лабиринтного тонического рефлекса, то затем более активной становится система полукружных каналов, что способствует формированию вертикальной позы.

С 1-2 месяцев начинают формироваться связи между зрительным и вестибулярным аппаратом, в дальнейшем появляется правильная ориентация головы и тела в пространстве, вертикальная поза, зрительный образ пространства: удаленность предметов, их величина и форма, пространственные направления и отношения. Ребенок осваивает такие понятия, как «большой» - «маленький», «длинный» - «короткий», «круглый» - «квадратный», «близкий» - «далекий». При ДЦП активность отолитовой системы долго остается высокой, и это нарушает нормальное двигательное развитие ребенка и формирование зрительного восприятия пространства.

Отмечается несвоевременная смена тонических рефлексов на установочные и их более высокая активность, чем в норме. При осмотре старших школьников регистрируется сохранность СШТР, АШТР, ЛТР, симптома Моро и др., остается влияние тонических рефлексов на мышцы глазных яблок, глотки и гортани. Патология кинестезии влияет на двигательное развитие ребенка.

При ДЦП первичная, чувственная информация с периферии нарушена, искажена, кинестетический отдел двигательного анализатора дефектен. Низкая двигательная активность и длительное пребывание ребенка в одной позе не способствуют формированию правильной схемы тела и схемы движения, нет достаточной информации об изменении позы и совершаемых перемещений. Мощная импульсация, которая идет от напряженных мышц, «перекрывает» слабую и неточную информацию от мышечно-связочного аппарата при выполнении незначительных по силе и редких движений. Нет закрепления и сличения схемы тела и схемы движения. Двигательная память нестойкая, неточная. Движения быстро забываются, и если в лечении ребенка были длительные перерывы, некоторые достижения могут быть утрачены. Снижена возможность вырабатывать новые двигательные стереотипы, обучаться жизненно необходимым навыкам.

1.2. Возможности коррекции двигательных нарушений при детском церебральном параличе

После обследования ребенка МПК даются рекомендации по ортопедическому режиму. Дальнейшая работа осуществляется совместно с методистами ЛФК, учителями, воспитателями, логопедами. Такая комплексная работа помогает достичь наиболее положительного результата. Основными направлениями работы по коррекции двигательных нарушений являются формирование навыков самообследования, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует большого времени.

       Воспитание двигательных навыков у детей с церебральным параличом целесообразно проводить в ходе интересных и понятных для них игр.

       Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи, различные действия во время одевания, развитию движений руки.   Об этом подробно изложено у Шматко (2001).

       Как указывает К.А. Семенова (2007), задачей ЛФК при лечении больного ДЦП является воспитание необходимого двигательного стереотипа. Целью таких упражнений является коррекция  вертикальной позы, обучение ходьбы в новых условиях.

       Для воспитания чувства равновесия и координации движений больного намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону. Ходьбе обучают постепенно. Сначала, когда больной ходит с опорой на ходилку, следят за положением туловища. Больной не должен наклоняться вперед, в сторону, подтаскивать ноги.

       При ДЦП необходимо длительное, планомерное и последовательное лечение: в клиниках,  санаториях, курортах, интернатах. Решению этой задачи способствует различные формы организации занятий физическими упражнениями.

       С помощью разнообразных средств физического воспитания у учащихся формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая затем помогает свободно управлять двигательными актами, входящими в учебные и трудовые операции. Общеразвивающие  и коррегирующие упражнения систематизированы по характеру основного воздействия на организм: дыхательные упражнения, упражнения по коррекции позотонических реакций. Позотонические реакции проявляются в закономерном изменении тонуса мышц, туловища и конечностей в зависимости от общей позы.

       О возможностях восстановительного лечения ДЦП изложено Т.Г. Шамариным и Т.И. Беловой (2006). В литературе приводятся данные по исправлению двигательных нарушений у детей с ДЦП (Шамарин Т.Г., 2006).

Авторы рекомендуют воспитание способности самостоятельно сидеть следует проводить с 5-6 месяцев жизни ребенка (то есть придерживаясь последовательного развития функцией во временном измерении).

Приведем некоторый набор упражнений:

- Ребенок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперед за счет перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребенок должен ладонями опереться о пол.

- Положение "сидя". Туловище фиксировано в разгибательной позиции, голова выпрямлена. Левой рукой ребенок держится за перекладину, правой – активно или активно-пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребенка, берет и подносит к лицу.

- Положение "сидя". Голова и туловище выпрямлены. Левой рукой ребенок держится за канат, правой активно или активно-пассивно дотягивается до игрушки, находящейся спереди, сбоку, вверху от ребенка, берет ее и подносит к лицу.

Авторами приводится еще ряд упражнений.

Для обучения письму большое значение имеет сгибание кисти и пальцев. Укладка в положении сидя, плечо свободно свисает вдоль туловища, предплечье согнуто под углом 900 , кисть фиксирована в сгибательной позиции, пальцы сжаты в кулак. После 2 – 3 минут укладки производят одновременное сгибание кисти и пальцев до первых признаков повышения мышечного тонуса в общем разгибатель пальцев.

Изучив литературу по данной проблеме, приходим к выводу, что систематические занятия ЛФК позволяют добиться хороших результатов. Дети с гемипорезами, парапарезами в неосложненной форме путем систематических упражнений дают заметные улучшения двигательных навыков.

1.3. Игровой метод в работе с детьми с последствиями церебрального паралича

Коррекция двигательных нарушений с помощью игровых компьютерных устройств.

Сотрудники Международной клиники восстановительного лечения предложили соединить полезный, но довольно скучный процесс тренировки с интересными и захватывающими компьютерными играми. Ведь кто из детей не любит компьютерные игры?

С этой целью были разработанные специализированные тренирующие устройства, оборудованные датчиками, регистрирующими определенное движение ребенка – сгибание и повороты кисти, наклоны туловища, сгибание стопы и прочие. Информация от датчиков передается компьютеру и используется для управления компьютерной игрой. При этом движения руки, туловища или стопы пациента отвечают перемещению персонажа компьютерной игры. Для дозирования нагрузки пациента во время игры устройства оборудованы регулятором сопротивления движению (Козявкин В.И.,2005).

Для работы с тренирующими устройствами разработаны специализированные компьютерные игры. Общий алгоритм игры построен таким образом, чтобы постоянно побуждать ребенка к увеличению объема движений, повышению скорости и точности движения. В процессе игры задачи постепенно усложняются и требуют каждый раз более совершенных движений. Интересный игровой сюжет стимулирует к правильному выполнению упражнений, к увеличению скорости и амплитуды движений, к развитию скорости реакции и координации движений. Одновременно программное обеспечение выполняет диагностические функции. Во время игры измеряется и выводится на монитор ряд важных показателей включая объем и скорость движений, результативность игры. Эти данные сохраняются и в дальнейшем используются для анализа достижений ребенка.

Для усиления эмоционального влияния на пациента применяется техника виртуальной реальности. При этом изображение выводится на очки виртуальной реальности, а звук − на стереонаушники.

В настоящее время в Международной клинике восстановительного лечения разработан ряд устройств для игровой тренировки движений: кистевой манипулятор, тренажерное кресло и универсальное игровое устройство. Все эти устройства могут быть подключены к домашнему компьютеру и не требуют для освоения специальных знаний компьютерной техники.

Занятия с игровыми устройствами являются частью программы биодинамической коррекции движений − важной составляющей метода Козявкина (2005).

Первым из устройств этой серии является кистевой манипулятор, который предназначен для совершенствования движений кисти. В зависимости от положения ручки устройства можно тренировать движения в лучезапястном суставе; сгибание-разгибание, отведение-приведение кисти.

Для кистевого манипулятора разработано две специализированные игры: «Пчелка» и «Казаки». Игра «Пчелка» предназначена для тренировки поворотов предплечья и кисти. Игра основана на сюжете о приключениях пчелки, которая на зеленой полянке собирает мед с цветков. Движе­ниями своей кисти ребенок управляет перемещением пчел­ки по игровому полю. Когда пчелка притронется к цветку, в ее ведерко добавляется капелька меда. Набрав полный кувшин, пчелка переходит на следующий игровой уровень. На разных игровых уровнях пчелка должна уклоняться от мухоморов, избегать шмеля, убегать от капель дождя.

Для тренировки сгибания-разгибания в суставах кисти разработана игра «Казаки». Чтобы управлять своим кораблем, обходить скалистые острова и расправляться с вражеским флотом игрок должен многократно сгибать и разгибать кисть.

Для развития координации движений туловища и улучшения постурального контроля создано тренажерное кресло. Оно имеет систему датчиков, которые определяют положение и движение туловища в трех плоскостях: сгибание-разгибание, боковые наклоны, повороты вправо-влево. Информация о движениях туловища пе­ре­да­ется в компьютер и исполь­зуется для управления компьютерной игрой. Для ра­боты в тренажерном кресле создана игра с трех мерной гра­фикой «Пчелка в парке».

Новой разработкой является универсальное игровое устройство, которое может применяться для тренировки движений в разных суставах. Оно представляет собой простое приспособление, которое прикрепляется к конечности выше и ниже сустава и передает в компьютер информацию о движениях. Устройство может применяться для тренировки движений в голеностопных, коленных, плечевых и лучезапястных суставах. В ходе лечебной физкультуры для повышения лечебного эффекта можно использовать два устройства и управлять движениями обеих конечностей. Для работы с универсальным игровым устройством разработана игра о приключениях стре­ко­зы, которая путешествует по тропи­ческому острову. Ориенти­руясь по указателям, она должна находить правильную дорогую, избегая столкновенья с соперниками. Найдя кокосовый орех, стрекоза должна быстро повторяющимися движениями своих конечностей разбить орех, чтобы получить приз.

Гипотеза исследования: предполагается, что применение методических рекомендаций  по коррекции двигательных нарушений в работе с детьми последствиями церебрального паралича при помощи игрового метода, положительно повлияет на процесс их реабилитации.


ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования

Цель исследования: исследовать методику и разработать методические рекомендации по коррекции двигательных нарушений  для  детей с последствиями церебрального паралича при помощи игрового метода.

 Задачи исследования:

1.           Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам физической реабилитации детей с церебральным параличом.

2.           Проанализировать общепринятые методики работы с детьми с церебральным параличом.

3.           Разработать методические рекомендации по коррекции двигательных нарушений для  детей с последствиями церебрального паралича при помощи игрового метода.

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач курсовой работы, применялись следующие методы исследования:

1.            Анализ и обобщения  данных учебной и научной литературы;

В ходе исследования были изучены материалы учебно-методической  и научной литературы. Было проанализировано 20 источников литературы, посвященных проблемам коррекции двигательных нарушений у детей с последствиями церебрального паралича; вопросам коррекции двигательных нарушений при детском церебральном параличе.

2.  Анализ выписок медицинских карт;

Для подбора однородных, экспериментальных групп планируется анализ  выписок из медицинских карт детей с последствиями церебрального паралича.

3. Тестирование двигательных способностей.

Для выявления эффективности разработанных методических рекомендаций планируется проведение тестирования двигательных способностей у детей с последствиями церебрального паралича.

Планируется провести тесты (Лопухина И.С., 2008):

- "По тропинке"– по доске шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через различные предметы (камушки, игрушки, палочки и т.д.).

- "Акробат"– на полу шнур (2 скакалки) вытянутые по прямой линии. Ребенок идет по шнуру (скакалке), приставляя пятку к носку. Руки - в стороны.

- "Петрушка"– слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.

- "Маятник"– слегка наклонившись. Руки – вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо – влево.

- "Шофер"– вращая руками воображаемый руль, передвигаться по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, на если "шофер" сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет (Цветные кружки).

Приведем для примера план- конспект урока физкультуры.

Тема: Развитие двигательных навыков на занятиях физической культуры у детей с церебральным параличом.

Цели:

       1. Расслабление нижних конечностей.

       2. Выработка правильного дыхания, укрепление мышечной системы, развитие вестибулярного аппарата, координации движений, правильной ходьбы.

Ход занятия.

I.              Сообщение темы, определение видов упражнений.

Групповые задания

-  общеукрепляющие упражнения

II.           Общеразвивающие упражнения с мячом:

-  Подбросить мяч одной рукой, поймать двумя руками.

-  Руки внизу с мячом, на раз поднимаемся на носки, руки поднять вверх через стороны, мяч передать из одной руки в другую опуститься на всю ступню.

- "Маятник" в руках мяч.

-  Сесть на пол, вытянув ноги, в одной руке мяч, приподнять одну ногу от пола переложить мяч из одной руки в другую под ногой, опустить ногу.

-  Лечь на живот, руки с мячом вытянуть вперед, приподнять мяч, опустить.

Спастическая форма

"Пружина, переход через мост", бассейн (с мячом), ходьба "по тропинке", "Акробат", "Змейка", вис на шведской стенке.

Выполнение упражнений детьми будет  оцениваться по трехбалльной шкале.

1 балл – ребенку требуется постоянная помощь учителя. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая.

2 балла – ребенку требуется помощь учителя в исключительных случаях. Движения более точные, более координированы. Движения ребенка активнее, чем в группе один.

З балла – ребенку не требуется помощь учителя. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая. Ребенок активен.

2.3. Организация исследования

Организация данного исследования проходила в три этапа:

На I этапе была выбрана тема исследования, проводился анализ и обобщение данных учебной и научной литературы по исследуемому направлению. Были раскрыты определения, сущности и эффективности физической реабилитации детей с церебральным параличом.

На II этапе были рассмотрены и предложены общепринятые методики работы с детьми с церебральным параличом.

На III этапе на основе полученных теоретических данных разрабатывались методические рекомендации по коррекции двигательных нарушений у детей с последствиями церебрального паралича при помощи игрового метода.

Эксперимент предполагается проводить в специальной (коррекционной) школы - интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ходе производственной практики в 2016 – 2017гг. В состав контрольных и экспериментальных групп войдут дети с последствиями церебрального паралича.


ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПОДХОДА К  УСТРАНЕНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

3.1. Содержание экспериментальной методики

Для проведения эксперимента будут использованы упражнения из книги И.С.Лопухиной "Логопедия – ритм, речь, движение" (Лопухина И.С., 2008).

 В данной методике будут использованы следующие задания:

1) на координацию движения

- "Мишка на бревне" – по доске 20 см необходимо пройти на четвереньках туда и обратно.

- "Прыжки" – нужно взять ребенка за руки, помочь ему подпрыгнуть, мягко приземлиться. Затем несколько ослабляйте поддержку.

- "Ручеек" – ребенок должен перепрыгнуть на двух ногах через ленту или шнур, лежащий на полу.

2) на движение рук будут использованы занимательные упражнения:

- "Балерина"– стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.

- "Дерево на ветру" -  руки подняты. Раскачиваются параллельно вправо – влево.

3) Игры с воображаемыми предметами:

- "Дворник" – А. Руки – одна наверху, другая внизу – обхватывают рукоятку воображаемой метлы. Широкими взмахами и подметаем тротуар.

 Б. Руки "обхватывают черенок лопаты". "Сгребаем снег".

- "Дровосеки" – А. Встать друг против друга. Левая нога выдвинута вперед. Правой рукой двигать воображаемую пилу к себе и от себя.

Б. Рубим дрова. Расставить ноги на ширину плеч. Руки со сцепленными пальцами – над головой. Наклоняясь, широким взмахом опускать руки вниз.

Обследование движений рук.

При обследовании данной категории движений взяты простые упражнения:

- Руки в стороны. Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.

- Руки вперед. Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.

- Руки наверх. Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.

- Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки "как веревочки".

Обследование мелкой моторики.

Для обследования мелкой моторики будут взяты такие упражнения из И.С. Лопухиной "Логопедия – речь – ритм - движение".

В данной методике буду использованы следующие упражнения:

- "Гармошка" – сначала пальцы раздвигаются, затем сдвигаются, имитация игры на гармошке.

- "Кружок" – проведение данного упражнения в приложении.

- "Паучок" – проведение данного упражнения в приложении.

- "Волшебный мешочек" – развивается зрительное внимание, память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Набор мелких игрушек нужно поместить в мешочек, игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же.

- Деревянные матрешки.

- Мозаика, конструктор.

3.2. Рекомендации по коррекции двигательных нарушений у детей с последствиями церебрального паралича при помощи игрового метода.

Перед началом лечения наряду с оценкой формы и тяжести церебрального паралича целесообразно анализировать возможности выполнения целостных двигательных актов, имеющих значение для повседневной жизни и социальной адаптации ребенка, таких как вставание с пола без опоры руками, стояние на одной ноге, ходьба по лестнице без поддержки за перила, возможность прыгать на одной ноге, изолированное поднимание плеча, функции пальцев рук.

У не ходящих детей оценивать возможность сидеть без опоры, ходить с поддержкой за одну руку, передвигаться, толкая коляску. Для каждого ребенка заранее индивидуально планируется конечный результат, который он должен достичь за время коррекционных занятий.

В качестве рекомендаций по использованию игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей с последствиями церебрального паралича необходимо отметить:

1) Необходимо учитывать темп, в котором ведется игра. Его следует с особой тщательностью регулировать инструктору ЛФК или воспитателю. Многие движения, которые ребенок не может совершить самостоятельно или совершает их неправильно при быстром темпе исполнения он выполняет эти движения при медленном темпе - точнее и совершеннее. Поэтому подбор скорости движений (темп игры) для разных игр является существенно важным условием эффективности игры.

2) Целесообразно сочетать в одном занятии игры разной направленности (по физическим качествам и видам движений), а главное  - степень сложности содержания игры и выполняемых элементов и движений.

3) Чистое время занятия должно быть от 20 до 25 минут; игры целесообразно заполнять паузами для отдыха и дыхательными упражнениями и на расслабление.

4) Выбор игр, методика их применения диктуются степенью ограничения подвижности ребенка с ДЦП, состоянием его интеллекта.

5) Следует принимать во внимание заинтересованность, желание детей играть в ту или иную игру.

6) Игра должна иметь музыкальное сопровождение.

7) В игре не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания (натуживание).

8) Игры должны вызывать только положительные эмоции у занимающихся и оказывать благоприятное влияния на нервную систему ребенка путем оптимальных нагрузок на память и внимание.

9) Правила - обязательны для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, определяют способы ведения игры, приемы и условия подсчета ее результатов. При проведении игр с ведущий сам определяет и корректирует правила той или иной игры, иногда несколько упрощая правила игры.

10) При выраженной усталости играющий может свободно выйти из игры.

3.3. Предполагаемое влияние применения методических рекомендаций

Разработанные методические рекомендации предполагают эффективное обучение действиям и материалами, формирование и коррекцию мелкой моторики, ручной умелости, зрительно-двигательного восприятия, т.е. тех умений и навыков, которые необходимы ребенку в самообслуживании, в дальнейшем обучении, а значит в социализации.

Дети с  нарушениями опорно-двигательного аппарата  нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, направленной, прежде всего, на развитие моторики, речи и коммуникативного поведения. Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно, с учетом формы заболевания и возраста ребенка.

Важно как можно раньше воспитывать у этих детей ощупывающие движения рук. На основе предметно-практической деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, закрепляют связи между словом, предметом и действием. Специальные серии упражнений, направленные на тренировку сенсорных функций, знакомят детей с различными качествами предметов и создают условия для формирования перцептивных действий.

Детей необходимо обучать парным сопоставлениям предметов по их свойствам, выполнению предметных действий, выбору по образцу.

Обучают сличать предметы и их изображения, слушать и понимать речь взрослого, рассматривать картинки в книгах. Ребенку необходимо рассказывать о предметах, нарисованных на картинках, и просить его показать названную картинку. Подбирайте игрушки, для захватывания которых необходимо участие большого пальца.

Большое значение имеет развитие игровой деятельности в общении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены, формирование манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации.

Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены, а также других бытовых навыков. Ребенок должен твердо знать, что он имеет обязанности, выполнение которых значимо для других членов семьи, и стремится справляться с ними. Постоянное соблюдение режима, спокойная доброжелательная обстановка в семье способствуют укреплению нервной системы ребенка, его умственному, физическому и нравственному развитию.

ВЫВОДЫ

1. В ходе анализа учебно-методической литературы, было выявлено, что у детей с церебральным параличом нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Поражение центральной нервной системы при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков. Примерно у 20-25 % детей с церебральным параличом имеет место умственная отсталость различной степени выраженности, у 20 % - эпилептические припадки.

Неправильные схемы движений у детей с церебральным параличом могут закрепляться и приводить к формированию патологических поз и положений тела и конечностей. У некоторых детей при нерезко нарушенном мышечном тонусе отмечаются явления апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия). Такие дети с особым трудом осваивают навыки самообслуживания: одевание, раздевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и т. п. Необходимо отметить, что целенаправленные практические действия формируются в процессе двигательного опыта; при недостаточной двигательной активности отмечается вторичная апраксия.

Особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, в связи с чем у ребенка не формируются правильные представления о движении.

2. Проанализированы общепринятые методики работы с детьми с церебральным параличом.

К методическим особенностям методики относится сочетание в процессе проведения занятия элементов массажа и ЛФК.

Методика включает следующие компоненты:

1. Предварительный «разогрев» мышц (элементы массажа для улучшения кровообращения и расслабления мышц). 

2. Выполнение физических упражнений в пневмокомбинезоне. 

3. Выполнение физических упражнений в комбинезоне в специальном приспособлении (вертикализаторе). 

4. Выполнение физических упражнений с опорой на параллельные брусья. 

5. После снятия комбинезона осуществляют элементы массажа для расслабления мышц после физической нагрузки. 

3. На основании, полученных теоретических данных были разработаны методические рекомендации, в применение которых оптимизирует процесс физической реабилитации.

Отмечены основные рекомендации по использованию игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей с последствиями церебрального паралича, которые позволяют добиться хороших результатов в улучшении двигательных навыков, а также повлияет и на эмоциональную сферу, и на психический статус ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.             Акош, К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика [Текст] / К. Акош. - М., 2004. - 89 с.

2.             Вернер, Д. Что такое детский церебральный паралич [Текст] / Д. Вернер. – М., 2003. - 56 с.

3.            Диамант, И.И. Коррекция двигательных нарушений у детей с  детским церебральным параличом с помощью инновационных методик ЛФК [Текст] / И.И. Диамант, Ю.А. Чуйко. - Вестник, 2014. - 136 с.

4.             Евсеев, С.П. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно- двигательной системы [Текст] : учеб. пособие / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, А.И. Малышев, Г.В. Герасимова, А.А. Потапчук, Д.С. Поляков ; под ред. д-ра пед. наук, проф. С.П. Евсеева и д-ра мед. наук, проф. С.Ф. Курдыбайло.- М.: Советский спорт, 2010. – 199- 368с.

5.              Кнупфер, Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом [Текст] / Х. Кнупфер. – Марбург., 1994. - 348 с.

6.              Козявкин, В.И. Основы реабилитации двигательных нарушений по методу Козявкина [Текст] / В.И. Козявкин, Н.Н. Сак, О.А. Качмар, М.А. Бабадаглы - Львів: НВФ “Українські технології”, 2005.- 192с.

7.            Лебедев, В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами [Текст] / В.Н. Лебедев. - М., 1991. - 139 с.

8.              Левченко, И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко. - М., 2001. - 192 с.

9.              Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей [Текст] / И.С.Лопухина. – СПБ., 2008. - 210 с.

10.       Мамайчук, И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича [Текст] / И.И. Мамайчук// Журнал невропатологии и психиатрии. - 1992. - 42 с.

11.        Мастюкова, Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология [Текст] / Под ред. В.И. Лубовского / Е.М. Мастюкова. - М., 2003. - 199 с.

12.       Рената, Х. Помощь детям с церебральным параличом [Текст] / Х. Рената. - М., 2007. - 102 с.

13.       Семёнова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом [Текст] / Семёнова К.А. – М.: Закон и порядок, серия «Великая Россия. Наследие», 2007. – 616 с.

14.       Финни, Н. Ребенок с церебральным параличом [Текст] / Н. Финни. - М., 2001. - 336 с.

15.        Шамарин, Т.Г. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей [Текст] / Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова. - Джангар, 2006. - 33 с.

16.        Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., 2001. - 272 с.

17.        Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук . - М., 2004. - 368 с.

18.       Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич. [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., 2003. - 272 с.

19.       Штрасмайер, В.Обучение и развитие ребенка раннего возраста: 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии  [Текст] / В. Штрасмайер. - Academia, 2002. - 240 стр.

20.       Шматко, Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. [Текст] / Шматко Н.Д. – М., 2001. - 128 с.

Информация о файле
Название файла Развитие двигательных навыков на занятиях физической культуры у детей с церебральным параличом. от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 16:15
Дата обновления 5.5.2020, 16:15
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 43.35 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 459
Скачиваний 132
Оценить файл