Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области
«Тюменский педагогический колледж»
Курсовая работа
по специальности 050144 Дошкольное образование
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством спортивных игр и упражнений
Работа защищена « ___ » ______________ 20____ г. с оценкой « » ____________ Председатель П(Ц)К ________ /______________ |
||
Научный руководитель (ФИО) _________________(подпись) |
Тюмень, 2016
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты двигательной активности детей дошкольного возраста……………………………………………………….5
1.1. Двигательная активность детей дошкольного возраста……………5
1.2. Средства, методы и приемы руководства, формы организации двигательной активности детей дошкольного возраста………………...6
Глава 2. Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством спортивных игр и упражнений…………………….10
2.1. Характеристика возрастных особенностей старших дошкольников…………………………………………………………………10
2.2. Спортивные игры и упражнения – средства развития двигательной активности ребенка……………………………………………11
Заключение……………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………..22
Приложение……………………………………………………………...24
Введение
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.
Основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Движение – главное условие нормального роста и развития организма.
С помощью каких мероприятий можно совершенствовать двигательную активность детей дошкольного возраста?
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством спортивных игр и упражнений»
Объектом исследования данной работы является процесс развития двигательной активности детей дошкольного возраста.
Предметом исследования: спортивные игры и упражнения, в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста.
Целью данной работы является изучение развития двигательной активности детей дошкольного возраста посредством спортивных игр и упражнений.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования двигательной активности детей дошкольного возраста.
2. Изучить методы и приемы развития двигательной активности дошкольников.
3. Изучить возрастные характеристики детей старшего возраста.
4. Использование различных спортивных игр и упражнений в развитии двигательных умений и навыков детей.
Глава 1. Теоретические аспекты двигательной активности детей дошкольного возраста
1.1 Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста
В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части[4]:
-активность в процессе физического воспитания;
-физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;
-спонтанная физическая активность в свободное время.
Эти составляющие тесно связаны между собой.
Выделяют три уровня двигательной активности:
- Высокий уровень. Для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность [2]. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.
- Средний уровень.Для детей характерны средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. У них разнообразная самостоятельная двигательная деятельность
- Низкий уровень. Им обладают малоподвижные дети, с отставанием показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, с общей пассивностью.
Л.М. Лазарев выделяет следующие двигательные типы [4] ребенка:
- Взрывной. Дети с этим типом двигательной активности предпочитают быстрое, непродолжительное по времени движение;
- Циклический.Дети циклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям;
-Пластический. Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения;
- Силовой.Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки.
Критериями оценки суточной двигательной активности являются: ее продолжительность, объем и интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты рекомендуют условно делить детей на группы большой, средней и малой подвижности
Таким образом, оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника.
1.2 Средства, методы и приемы руководства двигательной активности детей дошкольного возраста
Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются различные средства. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными - естественные силы природы и гигиенические факторы.
В.А. Шишкина в своих работах выделила: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения [12]. Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.).
По мнению М.А. Руновой основным средством развития двигательной активности [6] являются физические упражнения и игры. Физическим упражнениемназывается двигательноедействие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.
Результативность физического воспитания и развития двигательной активности достигается использованием всей системы средств, но наибольший удельный вес в решении задач обучения и воспитания приходится на долю физических упражнений. Обусловлено это рядом причин, отмечает Л.П. Матвеев:
1. Физические упражнения выражают мысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действительности.
2. Физические упражнения - это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания.
3. Физические упражнения воздействуют на личность выполняющего их.
4. Физические упражнения направлены на физическое совершенствование обучающегося.
Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: наглядные, словесные, практические, игровые, соревновательные методы обучения [8].
Наглядный метод обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, активизирует развитие сенсорных способностей.
Словесный метод помогает осмыслить поставленные перед ними задачи, что способствует сознательному выполнению двигательных упражнений.
Практический метод обеспечивает действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно-моторных ощущениях.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее эмоциональный и эффективный, дающий возможность одновременного совершенствования двигательных навыков самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.
Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков.
В практической работе с детьми методы обучения переплетаются. По мнению М.В. Мащенко, учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность - восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, в другом - слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей - самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.
В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.
Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации - показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий - кино, фотографий, картин и т.п.
Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги.
Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.
Выполнение движений с музыкальным сопровождением, отмечает В.А. Шишкина [12], должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменять характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей.
- Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, а также в четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов.
Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка [8].
К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся:
1. физкультурные занятия;
физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
2. самостоятельная двигательная деятельность детей;
активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;
3. задания на дом.
Таким образом, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что:
- двигательная активность - одно из необходимых условий здоровья и развития ребенка;
Двигательная активность рассматривается как:
· главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева);
· основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя (И.А. Аршавский);
· удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др.).
Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.
Глава 2. Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством спортивных игр и упражнений.
2.1 Характеристика возрастных особенностей старших дошкольников
Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентации в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр [1]. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков, а эти качества развиваются у детей к старшему дошкольному возрасту.
Главная задача физического совершенствования 6-7 летних детей состоит в расширении объема двигательных навыков и повышения внимания к развитию физических качеств – преимущественно быстроты и выносливости.
У детей этого возраста позвоночник в основном сформирован, хотя податлив к изменению, поэтому надо следить за их осанкой. Так же увеличиваются удельный вес, сила мышц, их функции.
На шестом и седьмом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети лучше осваивают ритм движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании движения не только его основные элементы, но и детали. Начинают осваивать более тонкие движения в действии. Оценка движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Они начинают понимать красоту, грациозность движений. У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Дети в возрасте 6-7 лет часто переоценивают свои физические возможности. Поэтому необходимо внимательно следить за их состоянием, вовремя снижать нагрузки или создавать условия для хорошего восстановления после них.
Для воспитания устойчивого интереса детей к физическим упражнениям и тренировке очень важно добиваться того, чтобы у них было как можно меньше неудач и как можно больше успехов, чтобы у ребенка крепла уверенность в том, что даже очень трудные движения можно освоить и что каждое занятие делает его более ловким и более сильным.
Таким образом, дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к играм, содержащим сложно координированные двигательные действия, который обусловлен биологически и связан с качественными изменениями развития организма ребенка.
2.2. Спортивные игры и упражнения – средства развития двигательной активности ребенка.
Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь [9].
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры: баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон, городки (см. приложение 1).
А также спортивные упражнения: плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках ходьба на лыжах и т.д.
Среди основных видов движений, наиболее важными в спортивных играх, являются бег (футбол, гандбол), прыжки (волейбол, баскетбол), метание (гандбол, баскетбол, хоккей).
Среди физических качеств,– быстрота (футбол, хоккей, гандбол, настольный теннис, бадминтон), ловкость (городки, бадминтон, баскетбол), выносливость (футбол, хоккей, гандбол), сила (хоккей, регби) и гибкость (настольный теннис, бадминтон).
Для успешных занятий спортивными играми, детям старшего дошкольного возраста следует совершенствовать основные виды движений.
Игры с элементами спортивных игр требуют большей, чем в подвижных играх, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции, что определяется спецификой и точностью техники двигательных действий данных игр. В составе команд установленное число участников, обязанности их распределены, продолжительность игры ограничена во времени, правила определяют точность двигательных действий. Условия проведения игр требуют подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря. В указанных играх дети получают правильные навыки, отвечающие общим требованиям техники спортивных игр, что исключает переучивание в дальнейшем. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.
Спортивные игры вводятся тогда, когда дети уже самостоятельно организуют подвижные игры.
Организация и методика проведения спортивных игр проводится по следующей схеме [11].
Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый), рассмотреть иллюстрации. Цель их – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.
Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению.
Характеристика спортивных игр.
По сравнению с настоящими «взрослыми» спортивными играми, игры для дошкольников упрощаются по содержанию, правилам, количеству участников, введению заданий на коллективное соревнование. Учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей.
Объяснение игры [8].
Последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала объясняется главное, а затем по ходу игры все детали. Воспитатель объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы убедиться , что все дети поняли правила игры. Дети могут до игры рассказать правила сами или ответить на вопросы воспитателя.
Руководство ходом игры.
Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушителям правил, подсказывает действия растерявшимся, подает сигналы, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Подведение итогов игры.
Воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, точность попадания в ворота (площадку, корзину) соперника, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Спортивные упражнения.
Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия.
Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде у ребенка повышаются защитные силы организма и обменные процессы в нем.
Кроме того, занятия спортивными упражнениями способствуют познанию детьми явлений природы, они приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; устройстве велосипеда и т.д. У ребенка значительно расширяется словарный запас, развиваются нравственные качества: товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность и другие свойства личности.
Ухаживая за физкультурным инвентарем, ребенок приобретает трудовые навыки, приучается к бережливости, аккуратности.
1.
Спортивные упражнения зимой.
- Катание на санках, скольжение
по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на коньках.
Санки сопровождают ребенка всю жизнь. Малышей на санках катают взрослые, 2—3-летний ребенок сам возит санки за веревочку, катая кукол. На четвертом году жизни дети катают на санках друг друга по прямой дорожке, «змейкой», играют в «санный поезд».
Катание на лыжах. Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с трехлетнего возраста. Во время лыжных прогулок и занятий ребятам приходится выполнять разнообразные действия: спускаться со склона, делать повороты, подниматься на гору определенным способом. Навыки передвижения на лыжах закрепляются в подвижных играх «Догонялки», «Шире шаг», «Встречная эстафета», «Не задень», «Кто лучше проскользит», «Кто дальше», «Через воротца», «Догони меня».
Длительность лыжных прогулок — от 30 до 60 мин. Дети старшего дошкольного возраста способны участвовать и в туристических прогулках. К участию в них важно подключать родителей, которые могут также закреплять полученные детьми навыки в выходные дни.
Катание на коньках.
В дошкольных учреждениях обучение катанию на коньках рекомендовано с 5—6-летнего возраста [8]. Т.И.Осокина утверждает, что раньше этого срока обучать ребенка катанию на коньках нельзя, так как костно-связочный аппарат нижних конечностей еще недостаточно крепок. В условиях детского сада во время обучения катанию на коньках, требуется квалифицированное руководство, чтобы предупредить возникновение травматизма. Важно, чтобы педагог сам был готов к проведению занятий по обучению катанию на коньках. Умение кататься на коньках закрепляется в подвижных играх типа «Перебежки», «Кто быстрее» и др.
Скольжение по ледяным дорожкам.
Упражнения выполняются на ограниченной и скользкой площади опоры, что способствует развитию чувства равновесия. Умение сохранять равновесие в довольно сложных условиях и преодолевать появившиеся препятствия – двигательный навык, необходимый каждому человеку в ежедневной жизни и быту.
Можно использовать такие игры:
1. «Достань игрушку» – Во время скольжения ребёнок должен дотронуться до игрушки, которую держит воспитатель.
2. «Поезд» – 2-3 ребёнка в полном приседе скатываются с горки, держась друг за друга.
3. «Через ворота» – на середине горизонтальной дорожке ставятся воротца, ребёнок должен прокатиться под ними.
4. «Мячом в цель» – Во время скольжения дети бросают мяч в цель.
Начиная с 3-4 лет малыши с удовольствием скользят по льду с поддержкой одного или двух взрослых (с обеих сторон), после того как дети освоят скольжение по прямой ледяной дорожке длиной 6-10 м, они могут перейти на наклонную дорожку длиной до 20 м., можно научить скатываться на ногах с небольших (до 1 м высотой) деревянных горок.
2. Спортивные упражнения весной, летом,
осенью.
- Метание, бросание, ловля,
перебрасывание мяча, ходьба и бег, прыжки.
- Лазание, перелезание,
пролезание , упражнения для равновесия.
-Катание на велосипеде, катание на самокате,
-настольный теннис (пинг-понг).
- плавание.
Упражнения с мячом.
1. «За мячом» – дети стоят в колонне по одному, мяч передают друг другу, первый переходит в конец колонны. Играют две команды.
2. «Поймай мяч» — двое детей перебрасывают мяч друг другу. А третий пытается отнять у них мяч.
3. «Кого назвали, тот ловит мяч» — воспитатель подбрасывает мяч вверх и называет имя ребёнка, который должен поймать мяч.
4. «Мяч ведущему» — дети стоят в кругу, ведущий бросает мяч каждому игроку и получает его обратно.
5. «Передал – садись» — дети стоят в колонне, воспитатель с мячом в руках напротив. Воспитатель бросает мяч первому игроку, он передаёт мяч обратно и приседает. И так всем остальным.
6 «Подвижная цель» – дети стоят по кругу, в кругу водящий. Дети передают друг другу мяч ногами, стараясь попасть в водящего.
7. «Гонка мячей» – все дети ведут мяч по сигналу до ориентира.
8. «Задержи мяч» – дети стоят в кругу, внутри защитник, он пытается задержать мяч, который передают друг другу ногами нападающие.
9. «Футболист» – перед ребёнком кладётся мяч и закрываются глаза. Он должен подойти к мячу и ударить по нему.
10. «Сильный удар» — трое детей делают сильный удар по мячу. Чей мяч дальше всех улетит.
11. «Попади в обруч» – дети делают по 3 удара правой и левой ногой, стараясь попасть мячом в обруч.
12. «Пингвины» – дети зажимают мяч между колен и бегут до ориентира.
Роликовые коньки очень популярны в настоящее время. Ребенка учат передвижению, поворотам, торможению, остановке ( при наличии необходимых атрибутов и специального покрытия площадки)
Катание на качелех, каруселях любят все дети ,оно доставляет много радости.
Круговое вращение на каруселях нравится ребенку. Оно развивает вестибулярный аппарат, ориентировку в пространстве. Ритмичные, следующие друг за другом толчки как бы «взбалтывают» кровь и тканевую жидкость, оказывают мягкое массирующее действие на внутренние органы и ткани организма ребенка.
Катание на велосипеде.
Первоначально вождению велосипеда отводится 8—10 мин, а затем, когда дети усвоят технику вождения, это время можно продлить до 20—30 мин.
На участке дошкольного учреждения отводится место, где дети могли бы ездить, не мешая другим, не сталкиваясь с ними. Желательно, чтобы это была ровная и довольно широкая дорожка примерно 50 м длиной и 3 м со специальным покрытием. Очень полезно обучать ездить, соревнуясь. С этой целью проводятся игры-эстафеты, игры-соревнования «Кто первый?», «Кто быстрее?» и т.д.
Плавание.
Обучение детей плаванию предполагает использование веселых упражнений: двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на животе, на спине. Бегать с игрушками по воде и без них, размахивая руками- «лодочка с веслами», спрятав руки за спиной- «ледорез», руки, сжатые в кулаки, выпрямлены вперед -«рыба», стоя на четвереньках-«крокодил», пятиться назад -«рак» , бежать, высоко поднимая колени -«лошадка», и т.д.
В воде можно играть в разнообразные игры:«Фонтан» ,«Море штормит», «Воробьи в воде» ,«Поезд и тоннель».
Туризм.
Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного организуются прогулки с использованием различным способов передвижения (пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения например, спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры. Прогулки организуются совместно с родителями, в рамках клуба выходного дня.
Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования, не только возможны, но и целесообразны.
Заключение
В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Развитие двигательной активности занимает важное место в физическом воспитании дошкольников.
Целью нашей работы было выявить влияние спортивных игр и упражнений на развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста.
В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Такие исследователи Л.Д Глазырина, А. В Кенеман, Д. В Хухлаева, М.А. Рунова, Э.Я.Степаненкова, рекомендуют включать спортивные игры и упражнения, развивающие физические качества детей дошкольного возраста, в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневную жизнь детей.
Целенаправленное, методически-продуманное руководство спортивными играми и упражнениями ,включение их в повседневную жизнь дошкольников значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.
В этом аспекте, спортивные игры и упражнения выступают как эффективное средство развития двигательной активности.
Из всего этого можно сделать вывод, что спортивные игры и упражнения способствуют развитию у детей дошкольного возраста физических качеств и двигательной активности.
В существующих современных программах воспитания детей, реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений, перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в двигательный режим детского сада. Это хоккей, футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон, а также катание на санках, велосипеде и самокате, лыжах и коньках, плавание, скольжение по ледяной дорожке. В спортивной и педагогической литературе описано их содержание, однако большинство педагогов затрудняются в выстраивании системы обучения детей той или иной игре, спортивному упражнению и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулку спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании.
Но только целенаправленное, планомерное, не реже 1-2 раз в неделю обучение спортивным играм и спортивным упражнениям даст детям возможность по-настоящему ощутить азарт спортивной игры и её пользу.
Для ребенка малоподвижный образ жизни - это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Именно в спортивных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Утрата массовости физкультурного движения, упадок "дворового спорта", невозможность для многих семей пользоваться платными услугами в сфере физического воспитания детей вызывают необходимость активизации и систематизации процесса обучения играм с элементами спорта в дошкольных учреждениях.
Список литературы
1. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.
2. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология».- М.: Просвещение, 1978.- 272 с.
3. Квашук П. В. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми, подростками и молодежью: Методическое пособие. – М.: Де Ново, 2004. – 51 с.
4.Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов / М.А. Рунова; - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с.
5.Рунова, М.А. Движение день за днем; Двигательная Активность - источник здоровья детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов ; - М.: Линка - Пресс, 2007. - 96 с.
6.Рунова, М.А. Дошкольные учреждения: оптимизация режима двигательной активности / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6. - С. 81-86.
7. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов / М.А. Рунова; - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с.
8.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов / Э.Я. Степаненкова; - М.: Академия, 2008. - 368 с.
9.Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников./ Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12
10.Фролов, В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / В.Г. Фролов В, Г.П. Юрко. - М.: Просвещение, 1983. - 191 с.
11. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
12. Шишкина, В.А. Здоровый ребенок: Физическое воспитание - основа здоровьесберегающего образовательного процесса в дошкольном учреждении / В.А. Шишкина // Пралеска. - 2006. - №9. - С. 25-28.
13.Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2015/10/03/metodika-organizatsii-i-provedeniya-fizkulturnyh-prazdnikov-v-dou
Приложение 1.
Спортивные игры
Бадминтон.
Игра проводится на площадке размером от 3.5×8 до 5×10м. посередине на высоте 130 см. натягивается сетка. Играющие попеременно отбивают волан через сетку. Если попавший допустил ошибку ( дал волану упасть на свою площадку, отбил его за пределы площадки партнера или в сетку, ударил ободом ракетки), то подача происходит к другому игроку. Если ошибся защищающийся, то подавшему засчитывается очко. Игра продолжается до 5,7 или 10 очков (по договоренности). Игра может состоять из нескольких партий. Играют один на один, два на два или с большим составом команд, но каждому игроку отчерчивают зону, за которую он не должен выходить. Чтобы не мешать другим.
Настольный теннис.
Игра проводится на столе размером от 230×100 до 250×130 см. высота стола -65-68см. удобны столы, высота которых может изменяться. Стандартные ракетки несколько тяжелы для детей, поэтому ручку нужно укоротить на 2см и на 0.5 см уменьшить диаметр. В начале обучения даются упражнения с мячом настольного тенниса (подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками, перебрасывать мяч друг другу, играть в паре на столе без сетки и т.д.). Только при постоянных упражнениях с ракеткой дети могут освоить игру. Во время упражнений дети разбиваются на группы: одни играют на столе, другие выполняют движения в паре или индивидуально, затем меняются местами. Все упражнения необходимо выполнять как правой, так и левой рукой. Во время игры дети подают подряд несколько подач (3-5). Если допущена ошибка (мяч не принят, не попал на стол), другому игроку присуждается очко.
Городки.
Эта старинная русская игра развивает силу, глазомер, точность движений, выдержку. Для игры нужна площадка размером 5×3 м с двумя городами ( 1.5×1.5м), в 3м от городов проводится черта (полукон), в 6м – другая (кон). По другую сторону городов устраивается земляной вал и на нем защитная стенка.
Цель игры – битой выбить из города 5 городков, составленных в определенную фигуру. Каждый игрок делает 2 броска. Вначале с кона , а затем (если хоть один городок выбит из города) с полукона. Побеждает тот. Кто на выбивание фигур(ы) затратил меньше бит. При командных играх дети бросают по две биты, чередуясь с участниками другой команды, выбивающей такие же фигуры из своего города. При этом в командах должна быть заранее установлена очередность выхода на каждого играющего.
Бита представляет собой деревянную палку длиной 40 , 45, 50 см, диаметром 3,4,5, см. ручка биты должна быть тоньше и отполирована. Городки имеют длину 12 или 14 см.
Основной техникой игры в городки является бросок биты. Главная задача воспитателя – научить детей броску ( бросок сбоку, бросок от плеча). обучение детей нужно начинать с показа. Затем дети имитируют бросок биты сбоку. Бросать биты начинают с полукона. Стремясь выбить вертикально поставленный городок. Затем переходят к броскам с кона, выбивая простые фигуры из 2-3 городков. Дети постепенно учатся устанавливать 5-6 более сложных фигур.
Баскетбол.
Обучение детей элементам баскетбола включает овладение передачами мяча на месте и в движении, ведением , бросками по корзине. Используя игровые упражнения, нужно постепенно подвести детей к игре в баскетбол, по упрощенным правилам. Игра проводится на площадке размером от 5×10 до 7×13м. границы площадки обозначаются линиями. На противоположных частях площадки устанавливаются щиты размером 120×80см, щит прикрепляется к столбу. Баскетбольное кольцо стандартных размеров крепится в 20 см от нижнего края щита на высоте 1,7-2м от земли. Дети играют мячами (окружностью 40-50 см).
Цель игры – за отведенное время и передавая мяч партнерам по команде, забросить как можно больше мячей в кольцо другой команды. Состав команды 5 человек. Играют в 2 тайма по 3-5 мин. За попадание в кольцо дается 2 очка. С мячом в руках нельзя делать более 3 шагов. Передвигаться с мячом можно, отбивая его от площадки. Нельзя толкать игроков, хватать их за одежду и т.д., за нарушение правил мяч отбирается и вводятся в игру из-за боковой линии игроком другой команды. За грубое нарушение правил игрок может быть удален на 1-3 мин с правом замены.
Футбол
В футбол можно играть летом и зимой. Детей нужно научить вести мяч, передавать его партнеру с учетом его движения, бить по воротам с места и после ведения ногой. Площадка для игры может иметь размеры от 5×10 до 20×40 м в зависимости от количества играющих в командах. Состав команд должен быть небольшим. Только тогда дети научатся играть. Можно увеличить число участников игры. Играют два тайма по 3-5 мин с перерывом, во время которого играют две другие команды. В игре нельзя толкаться. Ударять по ногам, брать мяч в руки (за исключением вратаря). Мяч выбитый за пределы площадки, вводится игроком другой команды из-за боковой линии броском двумя руками из-за головы.
Приложение 2
Спортивные упражнения на прогулке.
Поменяйтесь местами.
По кругу положена веревка. Дети бегают парами: один справа, другой слева от веревки. По сигналу воспитателя, продолжая бежать, не останавливаясь, дети меняются местами.
Не задень.
По кругу расставляются кегли на расстоянии 50-60 см одна от другой. Играющие идут по кругу за кеглями. На сигнал поворачиваются лицом в круг и впрыгивают в середину, стараясь не задеть кегли.
С мячом под дугой.
Проползти на четвереньках под дугой (высота 40 см), толкая головой набивной мяч. Расстояние до дуги 2-3 м.
Вперед с мячом.
Сесть на пол, мяч зажать ступнями, руками опираться о пол сзади. Вместе с мячом продвигаться вперед (примерно на расстоянии 3 м), не отпуская мяча.
Не теряй мяч.
Сесть на пол, скрестив ноги. Катать мяч вокруг себя в одну и другую сторону, не отпуская его далеко от себя.
Разойдись - не упади.
Двое детей идут по скамейке с разных ее сторон, встретившись, расходятся, держась друг за друга, и продолжают движение.
Не задень веревку.
Воспитатель и один из детей вначале только качают, потом вращают длинную веревку. Дети поочередно выполняют:
а) прыжки через качающуюся веревку на двух и одной ноге, с ноги на ногу, стоя лицом или боком к веревке;
б) бег под вращающейся веревкой, начиная его с угла или с прямого разбега; в) прыжки через вращающуюся веревку по одному и по двое.
Пролезь в обруч.
Варианты:
а) обруч вертикально поставлен на пол. Пролезть в него ногами вперед, опираясь на руки;
б) держать обруч одной рукой в вертикальном положении. Пролезть в него, не отпуская, вовремя перехватывая наверху обруч другой рукой;
в) обруч укреплен на стойках. Пролезть в него прямо (или боком), вытягивая вперед руки и опираясь на них.
Спрыгни, повернись.
Спрыгнуть с высоты 35-40 см (скамейка, куб) с поворотом на 45°. Воспитатель стоит повернувшись сначала правым боком к скамейке, дети спрыгивают к нему лицом, поворачиваясь влево. Затем воспитатель переходит на другую сторону (стоит повернувшись левым боком к скамейке), дети спрыгивают, поворачиваясь также на 45° вправо.
Кто скорей.
Это упражнение с элементами соревнования может включать преодоление различных препятствий, знакомых детям. Не следует давать только ползание на четвереньках, так как дети, торопясь выполнить задание, могут травмировать коленный сустав.
а) Пройти по гимнастической скамейке и обежать змейкой мячи или кегли.
б) Подлезть под веревку (рейку), перепрыгнуть канавку.
в) Провести «дриблингом» (ударами о пол) мяч по прямому направлению или огибая положенные предметы.
г) Пролезть в один обруч, затем прыгать из обруча
Пройди с мячом.
Для игры нужны ракетки настольного тенниса и маленькие мячи. Четверо-пятеро детей кладут мячи на ракетки, держа их одной рукой (можно вначале придерживать мяч другой рукой), идут до условной черты (расстояние 2-3 м), затем берут мяч в руку, бегом возвращаются обратно, передают ракетки и мячи следующим игрокам.