Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
ИНСТИТУТ ЭкоТех
Кафедра "ЛТиХОМ"
Реферат
По дисциплине «Конструирование ювелирных изделий»
«Разработка линейки ювелирных изделий»
Москва 2015
Оглавление
Аннотация. 3
Введение. 4
Цели и задачи семестровой работы.. 5
Актуальность дизайн-проекта. 6
Художественный образ и концепция дизайнерской линейки. 8
Формообразование и композиция. 9
Разработка эскизов и конструирование ювелирных изделий. 11
Разработка эскизов ювелирных изделий с использованием программных средств 12
Материалы и технология. 13
Цикл изготовления ювелирного изделия. Инструменты, материалы, оборудование, техники. 14
Приемы и способы декорирования. 16
Характеристики изделий: описательная часть, эстетическая часть, области применения 17
Кольца "Дорога" и "Новый поворот". 17
Серьги и кулон "Высота". 17
Серьги "Цикл". 18
Заключение. 19
Список литературы.. 20
Аннотация
Данная семестровая работа посвящена созданию дизайнерской линейки ювелирных изделий в стиле минимализм. В работе рассмотрены особенности стиля минимализм и основные художественные приемы и средства. Проведен поиск новых дизайнерских решений в данном направлении с учетом особенностей технологии производства ювелирных изделий, а также свойствами материалов, используемых для создания данной дизайнерской линейки.
Была проведена работа по созданию эскизов ювелирных изделий, построению конструкционных чертежей, а также эскизированию с помощью программных средств (программа Corel Draw).
Подобраны материалы для создания ювелирных изделий, рассмотрены техники, применяемые в производстве.
Коллекция рассчитана на целевую аудиторию не только по социально-демографическим критериям (молодые люди 20-35 лет), но и по психографическим — людей, которые ценят комфорт и качество жизни в современном мегаполисе, мыслят прямо и конструктивно.
В приложенной презентации представлена художественная и конструкционная части.
Введение
Первоначальным этапом создания нового дизайнерского решения для каждого художника является поиск вдохновения. Вдохновение можно найти даже в самых обыденных вещах, будь то стремительная автомагистраль, переплетение железнодорожных путей, большой город с его небоскребами, упирающимися в небо, небольшая лужа на сером асфальте... Красоту реально увидеть даже в таких простых вещах.
Леонардо да Винчи однажды высказался на этот счет: " Простота — это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения".
Абсолютом "простой" красоты в современном мире является стиль минимализм.
Тщательный анализ особенностей стилевых и цветовых решений, изучение технологической стороны производства и возможности реализации идей, исключительный отбор материалов - основные составляющие исследования дизайнера прежде чем начать работу в том или ином стилевом направлении. Учитываются основные модные тенденции, проводится анализ рынка, проводится знакомство с новыми материалами. Выбор материала в ювелирной промышленности играет очень важную роль, так как помимо технологической стороны учитывается и вопрос актуальности используемого материала для изготовления ювелирного изделия, ведь в ювелирном мире именно применение новых материалов является одним из основных факторов формирования спроса.
Цели и задачи семестровой работы
- изучение выбранного стилевого направления, его новизны и актуальности;
- разработка дизайна линейки ювелирных изделий в рамках выбранного стилевого направления;
- эскизирование с помощью графических средств, выполнение конструкционных чертежей, эскизирование с помощью программных средств;
- анализ программных средств, используемых для создания эскизов и поиска цветовых решений;
- подбор материалов, применяемы для изготовления данных ювелирных изделий;
- описание технологических процессов, используемых для изготовления ювелирных изделий.
Актуальность дизайн-проекта
Дизайнерам в ювелирной промышленности с каждым разом все сложнее найти какое-то новое решение используя одни и те же художественные средства и материалы изделий. Со временем дизайн приобретал разнообразные причудливые формы, яркие цветовые решения, нагромождение элементов композиции из металла и камней, и в какой-то момент все это вышло за рамки восприятия человека. Человек сказал себе "стоп". Человек захотел вернуться к истокам, к простоте. Так появился стиль минимализм. Название этого течения в дизайне возникло от английского слова minimalism, которое в свою очередь восходит к латинскому minimus — наименьший.
Характерные черты минимализма — лаконичность и простота решений, выразительных средств, ясность и точность композиции.
Теперь дизайнеры ювелирных изделий, отсекая все лишнее в поисках шедевра, оставляют лишь самое главное — то, что притягивает взгляд. Так, например, главным героем ювелирного изделия становится ювелирный камень. Одиночный бриллиант или любой другой, даже поделочный камень, оправой для которого служит гладко отполированный металл, может быть закреплен крапанами, или вовсе окружен со всех сторон металлом при глухой закрепке. Органичные модели, в которых основным элементом являются дорожки ювелирных вставок одного цвета, характеризуются простотой решения.
Ювелирные украшения в стиле минимализм созданы для активной жизни. Благодаря лаконичности декоративных решений, изделия можно сочетать с самыми разными образами, в каждом из которых они будут уместны.
Минималистические дизайнерские решения подразумевают использование небольшого набора материалов для создания изделия. Однако благодаря наличию простых форм в дизайне имеет место быть вариативность при создании изделия, т.е. центральная ювелирная вставка может быть выбрана на вкус заказчика, или количество звеньев и их порядок в изделии также может быть изменен.
Минимализм не требует масштабных технологических затрат при производстве, т.к. одна и та же модель ювелирного изделия, состоящая из отдельных блоков (например, браслет), может быть собрана по-разному, что позволяет выбирать новый дизайн без изменения технологии производства.
Кроме того, аудитория, на которую рассчитаны ювелирные изделия, выполненные в данном стилевом направлении, достаточно широка. Так как, например, и молодая девушка, и женщина средних лет одинаково захотят носить кольцо из благородного металла с неброской ювелирной вставкой.
Все эти аспекты формируют актуальность развития данного стиля в ювелирной промышленности.
Художественный образ и концепция дизайнерской линейки
Источником вдохновения при создании коллекции стал большой мегаполис. Высотные здания, потоки машин, мало воздуха и зелени, много людей - это наша обыденность. Мы это видим каждый день. А кто-нибудь задумывался, что мы видим на самом деле?
Эта высотка - наш социальный лифт, каждый хочет на самом деле оказаться там наверху, увидеть внизу город, осознать, что ты на вершине. А почему бы не поместить эту самую высотку совсем рядом с собой, например, в виде серег или браслета...
Вот шумная дорога. По ней в едином потоке несутся сотни людей мимо нас, они стирают своими шинами следы предыдущих, и эта дорога никогда не станет такой, какой была минуту назад. Но остановить мгновение можно. Нужно просто это мгновение вовремя поймать и разглядеть, например, на своем пальце: вставка из гладко отполированного гематита - полотно дороги, а полоска из бриллиантов - новый поворот.
В этом городе людей и машин все циклично. Дни похожи один на другой, события сменяют друг друга по кругу, но каждое событие несет в себе что-то новое. Издревле символом цикла является круг. А бриллианты в его обрамлении - каждый уникален, второго такого нет - символ новизны каждого цикла.
Формообразование и композиция
Понятия «форма» и «формообразование» в дизайне основополагающие. Дизайнеры занимаются проектированием изделий, форма которых удобна, эргономична, красива и соответствует их назначению. В дизайне форму определяют как «выражение внешнего вида изделия исходя из его внутреннего содержания и предназначения», а формообразование как процесс создания целостных предметных форм, порождаемых различными факторами. Важны все зрительно воспринимаемые свойства или признаки формы: геометрия, размеры, масса, пропорции, положение в пространстве, фактура, цвет, текстура, светотень.
Основой формы является конструкция. Это каркас , связывающий все элементы в одно целое. Работая над созданием новых форм, необходимо учитывать функциональное назначение изделия, предъявляемые эстетические и эргономические требования, условия эксплуатации, технологию изготовления.
Чтобы уметь правильно строить форму, надо, во-первых, знать, как влияют на неё различные факторы, которые извне определяют, каким должно быть изделие по содержанию и по форме, а во-вторых, знать и правильно использовать закономерности строения самой формы (закономерности композиции).
Обозначая творчество как процесс создания чего-то нового, следует отметить, что в художественном конструировании (дизайне) новизну можно создавать по каждой характеристике в отдельности: функция, технология, морфология, художественный образ или по нескольким сразу. С учетом разных характеристик можно выделить различные творческие подходы при развитии замысла.
Возможность комбинирования в создании новизны позволяет говорить о ценности художественного конструирования для развития творческих способностей личности. Комбинаторика как целенаправленная разнообразная компоновка исходных элементов (конструктивных деталей, технических средств, математических и др. значений, научных идей, методов, художественных принципов и т.д.) является важным методологическим и отличительным свойством любой творческой деятельности.
Творческая деятельность является результатом построения ассоциативных цепочек, которые за собой влекут идеи новых формообразований и композиций.
С научной точки зрения, ассоциация (от лат. associatio — соединение) — связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого.
Таким образом, формы и композиционные составляющие коллекции ювелирных изделий ассоциируются со следующими словами и объектами: мегаполис, трасса, автомагистраль, лифт (движение вверх), сияние (проблески солнца сквозь тучи), потоки (людей, воды - дождь). Композиционный центр совпадает с геометрическим центром композиции. Главный элемент чаще всего решается более крупно, а второстепенное – более мелко.
Разработка эскизов и конструирование ювелирных изделий
Эскизирование ювелирных изделий начинается с изучения основных художественных элементов, используемых в выбранном стиле коллекции.
Для стиля минимализм характерны:
· Пространственная свобода;
· Цветовая палитра светлая, основанная на игре полутонов, много белого цвета, графично подчёркнутого чёрным или серым. Палитру дополняют естественные тона дерева, металла, блеск стекла;
· Простые природные отделочные материалы;
· Простые формы и линии;
· Практически отсутствие декора и орнамента.
На основе этих принципов в дизайне линейки ювелирных изделий были выбраны следующие элементы:
· Простые формы (окружность, параллелепипед), прямые линии;
· Палитра в оттенках серого, белый, голубой; черный;
· Декор представлен горизонтальной гравировкой на поверхности металла.
Эскизы были выполнены на белой бумаге формата А4 простым карандашом.
Конструкционная часть выполнена на бумаге формата А3 с горизонтальным штампом простым карандашом.
При выборе конечного оптимального дизайнерского решения учитывалось мнение потенциальных потребителей. В моем случае ими стали мои друзья, коллеги и преподаватели.
Разработка эскизов ювелирных изделий с использованием программных средств
Современный дизайн выходит за рамки привычных обывателю пары "бумага+карандаш". Повсеместное внедрение компьютерных технологий в нашей жизни коснулось и дизайна. Потребителю намного приятнее при работе с ювелиром увидеть будущее изделие не только на бумаге, но и представить как оно будет выглядеть в объеме (3D-модель), обратить внимание на особенности текстуры материалов, блики, гравировку - все это возможно с помощью компьютерных программ.
Создано большое количество программ для представления как векторных и растровых изображений так и 3D-моделей. Некоторые из них:
· Corel DRAW
· Adobe Illustrator
· Adobe Photoshop
· ZBrush
· Matrix 3D
· 3D MAX
В данной курсовой работе эскизы разработаны в программе Corel DRAW(Приложение 2). Выбор данной программы обусловлен тем, что с помощью ее инструментария возможно максимально быстрое создание простых форм, их объединение, создание текстуры поверхности материала и декоративной отделки.
Материалы и технология
Одной из главных особенностей и идей данной коллекции является вариативность. В основном она выражается именно в широком спектре используемых материалов.
Основными цветами коллекции стали: серый, белый, голубой, черный. Поэтому основным металлом для создания изделий может быть либо белое золото, либо серебро 925 пробы.
Бе́лое зо́лото — ювелирный материал, сплав золота с другими компонентами (такими как платина, палладий или никель), которые окрашивают его в белый цвет. Если 1 г обычного золота 585 пробы содержит 585 мг чистого золота и сплав (лигатуру) из серебра и меди, то в сплаве белого золота вместо меди добавляется никель или палладий, которые и окрашивают металл в белый цвет. При бо́льшем процентном соотношении серебра сплав также окрашивается в белый, но более матовый цвет.
Аналогично и с ювелирными вставками:
· бриллиант - фианит - турмалин - кварц - аквамарин;
· гематит - хризоберилл - шпинель - оникс.
Ряды этих минералов близки по визуальному восприятию при одинаковой обработке, т.е. 1 ряд - круглая и ступенчатая огранка, 2 ряд - кабашоны.
Разнообразие выбора материала дает возможность потребителю возможность получить эстетически приятное ювелирное изделие исходя из своих финансовых возможностей.
Технология изготовления ювелирных изделий данной коллекции:
· Вакуумное литье - процесс литья, при котором заполнение жидким металлом полости литейной формы ведётся в вакууме. При вакуумном литье принудительное заполнение формы металлом сопровождается полным удалением из неё газов, что позволяет получать тонкостенные, плотные и высококачественные отливки;
· Лазерная гравировка – это удаление верхнего слоя материала или покрытия. Процесс управляется компьютером, что позволяет получать изображение из любых цифровых форматов;
· Закрепка камней.
Стоит уточнить, что этап гравировки может быть выполнен в процессе литья, т.к. современные технологии позволяют это, что также уменьшит стоимость изделия.
Цикл изготовления ювелирного изделия. Инструменты, материалы, оборудование, техники.
1. Весь процесс изготовления ювелирного изделия состоит из нескольких этапов, выполнение которых не имеет четко обозначенных временных рамок, так как зависит от многих факторов, в том числе от сложности изготавливаемого ювелирного изделия. "Фундаментом" будущего ювелирного изделия является идея.
2. Идея должна воплотиться в эскизе, который должен ясно и четко отображать особенности идеи, отличительные черты выбранного стиля для будущего ювелирного изделия.
3. Готовый эскиз, передается специальному ювелирному художнику, который создает трехмерную и 3D-модель с использованием программных средств, которые позволяют определить размеры изготавливаемого ювелирного изделия, в том числе и каратность ювелирных вставок.
4. Следующий этапом является изготовление выращивание пластиковой модели на специальном 3D принтере. Данный этап занимает достаточно большой промежуток времени (до десятков часов) т.к. модель выращивается с точностью до сотых долей миллиметра.
5. Выращенную 3D принтером модель используют для изготовления гипсовой формы, необходимой для литья из золота или серебра. По времени процесс длиться до конечного застывания гипса.
6. В гипсовую форму заливают расплавленный сплав золота определенной пробы или серебра. Процесс литься с помощью литейной установки. Полученная в результате литья заготовка обрабатывается ювелиром для устранения всех недостатков и совершенствования модели изготавливаемого ювелирного изделия. Обработанная заготовка называется мастер-моделью.
7. Мастер-модель используется для изготовления «резинки» - это специальная эластичная форма, состоящая из двух половинок. «Резинка» необходима для получения восковых копий мастер-модели ювелирного изделия.
8. По восковой копии мастер-модели снова изготавливается гипсовая форма, необходима для литья золотой или серебреной заготовки.
9. Все заготовки обрабатывает ювелир-монтировщик, в результате его работы получается почти готовое отполированное ювелирное изделие без вставок. Если в процессе литья не была выполнена гравировка, то она выполняется на этом этапе с помощью лазерной установки.
10. Конечным этапом в производстве является закрепка камней и вставок, финальная полировка.
Приемы и способы декорирования
Основным приемом декорирования в данной коллекции ювелирных изделий является гравировка.
Гравиро́вка (гравирование) (нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.
В качестве резца используют: штихель, бор (фреза), пуансон (инструмент, напоминающий по форме гвоздь, используется при гравировании пунктирной линией из точек различной величины и глубины).
В некоторых случаях используется лазер. Лазерная гравировка позволяет добиться чёткого нанесения на материал букв или рисунка, делать острые углы, наносить рисунки различной плотности.
На металле и стекле применяется травление кислотами.
Горизонтальная гравировка является отличительной особенностью коллекции и обеспечит узнаваемость для целевой аудитории.
Характеристики изделий: описательная часть, эстетическая часть, области применения
В приложенной презентации представлены все ювелирные изделия данной семестровой работы.
Одной из основных идей данной курсовой работы является вариативность. Прежде всего она выражена в используемых материалах, этот аспект был рассмотрен в работе ранее, поэтому уделим большее внимание эстетической и описательной части.
Все ювелирные изделия объединяют повторяющиеся элементы и материалы, но в различных вариациях. Это позволяет создать целостный образ коллекции.
Кольца "Дорога" и "Новый поворот"
Размерный ряд колец соответствует общепринятым стандартам измерений, конструкционные чертежи выполнены на их основе.
Основной идеей создания колец послужили ассоциации с быстрым и вечным движением на дорогах большого города. Мы каждый день мчимся куда-то с бешенной скоростью, и не знаем, что ждет нас за новым поворотом: может что-то прекрасное, а может падение вниз.
Прямые углы в изделиях отшлифованы и отполированы таким образом, что не будут царапать хозяйку украшений.
Серьги и кулон "Высота"
Размеры изделий, указанные на чертежах, позволяют носить их женщинам разных возрастов, так как были выбраны с учетом того, что коллекция не должна быть громоздкой или тяжелой.
Ассоциативный ряд с высотными зданиями определяет вытянутость изделий и сравнительно небольшую толщину. Горизонтальная гравировка - символ деления на этажи. Ювелирные вставки круглой огранки - символ того, что даже в большом городе человек остается личностью и может сиять как прекрасный бриллиант.
Шлифовка и полировка выполнены также, как и в кольцах "Дорога" и "Новый поворот".
Серьги "Цикл"
Завершают линейку ювелирных изделий серьги "Цикл", как символ цикличности нашей жизни и постоянства повторов. Круг отбрасывает нас к древним легендам о невозможности изменить предначертанное, так как все повторяется, и уже известно, что будет дальше.
Центральная круглая вставка - также отголосок одной из древних легенд о могуществе солнца. Оно наталкивает городского жителя на мысли о том, что не смотря на серость будней и превратности судьбы, все равно, рано или поздно появится солнце.
Эта отправка к приметам и верованиям не случайна. Ведь любой человек, как бы он ни был занят и увлечен жизнью в большом мегаполисе, он всегда хочет предугадать свою судьбу.
Заключение
В ходе данной семестровой работы было изучено стилевое направление минимализм, его особенности, основные художественные средства и решения.
Разработана дизайнерская линейка ювелирных изделий в данном стиле, с учетом его особенностей. Обозначены основные идеи коллекции: простота и вариативность.
Выполнена художественная часть, представляющая собой эскизирование с помощью графических средств, выполнение конструкционных чертежей. Изучены основные компьютерные программы, применяемые современными дизайнерами, выполнены эскизы с помощью программы Corel Draw.
Подобраны материалы для изготовления ювелирных изделий и описана технология.
Таким образом, данная коллекция ювелирных украшений является готовым проектом для реализации на рынке, т.к. была создана с учетом эстетических потребностей человека, художественной и композиционной гармонии, экономической конкурентоспособности.
Список литературы
1. Дронова Н.Д. Ювелирные изделия: Справочник – энциклопедия. – М.: Экономика, 1996
2. Шуман В. - Мир камня. Горные породы и минералы., 1986;
3. Беренгер М.Ж.Ф., Пастор Ж.А. - Рисунок для ювелиров., 2003;
4. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. – Л.: Машиностроение, 1982;
5. Материалы сети Интернет:
Материал из Википедии. Статья "Минимализм (дизайн)" https://ru.wikipedia.org/wiki/Минимализм_(дизайн). Дата обращения: 17.11.2015.