Министерство образования и науки Украины
Одесская государственная академия строительства и архитектуры
Кафедра проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог
Задание
на выполнение курсовой работы по дисциплине:
«Транспорт и пути сообщения»
на тему: «Расчёт конструкции дорожной одежды»
Исходные данные:
1. Область строительства – Одесская
2. Категория дороги – III
3. Интенсивность движения – 2000 авт/сут
4. Состав транспортного потока:
- легковые – 35%;
- легковые грузовые – 15%;
- средние грузовые – 15%;
- тяжёлые грузовые – 10%;
- автомобили с прицепом – 15%;
- автопоезда – 3%;
- автобусы – 7%.
5. Ежегодный прирост интенсивного движения – 5%.
Задание выдал ________________________ _____________
Содержание:
1. Установка модуля упругости дорожной одежды………………………….4
2. Расчёт дорожной одежды…………………………………………………...7
3. Расчёт конструкции по условию сдвига устойчивости в грунте………..10
4. Расчёт конструкции на сопротивление монолитных слоёв разрушению от растяжения при изгибе………………………………………………….12
5. Расчёт конструкции жёсткого типа……………………………………….14
1. Установка модуля упругости дорожной одежды
Согласно ДБН В.2.3-4: 2015 для данной категории дороги принимаем облегчённый тип дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием.
Расчетным периодом для данного типа покрытия является срок 13 лет.
Определяем интенсивность движения на срок эксплуатации:
Определяем интенсивность движения на полосу:
Определяем среднесуточную перспективную количество проездов всех колес, размещенных по одну сторону транспортного средства в пределах одной полосы проезжей части приведенной к расчетной количестве.
Для заданной категории дороги принимаем расчетный тип автомобиля А2 с такими характеристиками:
-
нагрузка
на ось ;
-
давление
в шинах ;
-
отпечаток
следа колеса .
Приведенная интенсивность движения:
Таблица 1
Марка |
Процент в потоке |
Коэффициент при-ведения к 100 км |
Расчёт |
1 |
2 |
3 |
4 |
FIAT-1420 |
15 |
0,00178 |
0,000267 |
ЗиЛ-130 |
15 |
0,20427 |
0,0306405 |
КаМаЗ-35511 |
10 |
1,05300 |
0,1653 |
KOGEL AN18P |
15 |
2,87738 |
0,431607 |
VOLVO FN 12/420 |
3 |
3,49879 |
0,1049637 |
ICARUS-256 |
7 |
0,80222 |
0,0561554 |
|
где
–
расчетное количество дней в году;
–
коэффициент, учитывающий вероятность отклонения суммарного движения от
среднего, который ожидается, принимается 1,38;
–
коэффициент суммы:
Определяем требуемый модуль упругости дорожной одежды:
Минимальный требуемый модуль упругости (табл. 3.7):
Расчетный модуль упругости:
Коэффициенты запаса прочности:
· упругий прогиб – 1,33;
· изгиб – 1,29;
· растяжение – 1,40.
2. Расчёт дорожной одежды
Расчёт дорожной одежды
Таблица 2
№ |
Материал слоя |
|
Расчёт по |
Сопротивление растяжения при изгибе |
||||
упруго-му про-гибу |
сопро-тивле-ние сдвигу |
|
|
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Мелкозернистый плотный а/б тип Б, I марка, БНД 60/90 |
6 |
3200 |
900 |
4500 |
9,8 |
5,5 |
4,0 |
2 |
Крупнозернистый горячий плотный а/б тип Б, I марка, БНД 60/90 |
11 |
3200 |
900 |
4500 |
9,8 |
5,5 |
4,0 |
3 |
Щебёночно-песчаная смесь, укреплённая цементом |
15 |
500 |
500 |
500 |
|||
4 |
Щебёночно-песчаная смесь |
12 |
350 |
350 |
350 |
|||
5 |
Песок |
16 |
120 |
120 |
120 |
Рис. 1. Расчётная схема конструкции дорожной одежды
Расчитаем конструкцию дорожной одежды по упругому прогибу. Определим модуль упругости на поверхности первого слоя:
По монограмме находим:
Определим модуль упругости на поверхности второго слоя:
По монограмме находим:
Определим модуль упругости на поверхности третьего слоя:
По монограмме находим:
Определим модуль упругости на поверхности четвёртого слоя:
По монограмме находим:
Определим модуль упругости на поверхности пятого слоя:
По монограмме находим:
Проверим
условие прочности :
Вывод:
Условие выполнено, так как
3. Расчёт конструкции по условию сдвига устойчивости в грунте
Для определения напряжения сдвигов предварительно назначенную конструкцию дорожной одежды приводим к двухслойной расчётной модели.
В качестве нижнего слоя модели принимаем грунт – тяжёлый суглинок с такими характеристиками:
Модуль упругости верхнего слоя модели определяем по формуле:
Для
отношения и
при
При помощи монограммы определяем удельное активное напряжение сдвига от единичной нагрузки:
Определяем действующее в грунте активное напряжение сдвига:
где
–
давление в шинах.
Предельное активное напряжение сдвига в грунте:
где
–
сцепление в грунте земляного полотна:
–
коэффициент,
учитывающий особенности работы конструкции, равен 1;
–
усреднённый удельный вес конструктивных слоёв, размещённых выше проверяемого
слоя, равен
;
–
глубина размещения поверхности слоя, которая проверяется на сдви-гоустойчивость
от верха конструкции;
–
величина угла внутреннего трения;
–
коэффициент для перевода в МПа.
Проверим
условие :
Вывод:
Условие не выполнено, так как .
4. Расчёт конструкции на сопротивление монолитных слоёв разрушению от растяжения при изгибе
Приводим конструкцию к двухслойной модели, где нижний слой модели – это часть конструкции, расположенная ниже асфальтобетонных слоёв.
Модуль упругости нижнего слоя:
Верхний слой модели – асфальтобетонные слои. Модуль упругости верхнего слоя рассчитывается по формуле:
Для
отношений и
при
Расчётное растягивающее напряжение асфальтобетона:
где
–
давление в шинах;
–
коэффициент, учитываемый особенности напряжённого состояния покрытия под
колесом автомобиля, равен 0,85.
Определим допустимое растягивающее напряжение при изгибе асфальтобетона:
где
–
лабораторное значение границы прочности на растяжение при изгибе, принимаем 9,8
МПа;
–
коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от действия погодных
условий, равен 0,95;
–
коэффициент, учитывающий повторность нагрузок на дорогу:
где
–
коэффициент, учитывающий влияние повторных нагрузок в нерасчётный период, равен
4,0;
–
суммарная интенсивность движения;
–
показатель усталости, равен 5,5.
–
коэффициент, учитывающий снижение прочности материалов конструкции в результате
температурно-осадочных влияний, равен 0,85.
Проверим
условие :
Коэффициент прочности:
Вывод:
Условие выполнено, так как
5. Расчёт конструкции жёсткого типа
Исходные данные:
1. Категория дороги – III;
2. Ширина проезжей части – 8 м;
3. Расчётная продолжительность службы покрытия – 25 лет;
4. Расчётная нагрузка на покрытие – 100 кН;
5. Перспективная интенсивность движения на 20 лет – 2000 авт/сут;
6. Показатель ежегодного прироста движения – 5%;
7. Грунт земляного полотна – суглинок тяжёлый;
8.
Материал
покрытия – бетон
Приведённая интенсивность движения рассчитывается по формуле:
где
–
интенсивность движения в расчётный год:
–
коэффициент полос движения, равен 0,55;
–
коэффициент, зависящий от ширины проезжей части, равен 1,1.
.
Расчётная суммарная нагрузка:
где
–
количество дней в году с температурой больше нуля, равно 278 дней для Одесской
области.
5.1. Расчёт монолитного покрытия
Расчёт прочности на растяжение при изгибе:
где
–
прочность на растяжение при изгибе;
–
коэффициент усталости бетона:
–
коэффициент набора прочности, равен 1,2;
Напряжение растяжения при изгибе, возникающее под действием нагрузки:
где
–
расчётная нагрузка на колесо, равна 50 кН;
–
коэффициент учитывающий влияние месторасположения нагрузки, равен 1,5;
–
коэффициент, учитывающий условия работы, равен 0,66;
–
коэффициент, учитывающий влияние штыревых соединений, равен 1,65;
–
радиус отпечатка колеса:
где
–
давление в шинах, принимаем 0,6 МПа.
–
упругая характеристика плиты:
где
–
толщина плиты, см;
–
модуль упругости цементобетона, равен 32 000 МПа;
–
коэффициент Пуассона основания, равен 0,25;
–
коэффициент Пуассона бетона, равен 0,2;
–
эквивалентный модуль упругости основания:
Рис. 3. Конструкция двухслойной модели дорожной одежды
По монограмме находим:
–
толщина плиты, равна 22 см;
–
коэффициент, учитывающий влияние температурного корабления плиты, равен 0,78.
Проверим
условие :
Коэффициент прочности:
Вывод:
Условие выполнено, так как .