Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Самарский государственный технический университет» в г. Сызрани
Кафедра «Электромеханика и промышленная автоматика»
Дисциплина
«Технологические процессы автоматизированного производства»
Направление
220700 «Автоматизация технологических процессов и производств»
Расчет характеристик центробежного насоса для двух способов регулирования производительности.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Сызрань 2013
Содержание
1. Введение
2. Построение характеристик насоса для скоростей, отличных от номинальной и характеристики магистрали.
3. Расчет и выбор электродвигателя и преобразователя частоты.
4. Расчет и построение механической характеристики насоса
5. Расчет потерь
6. Расчет потребляемой из сети мощности.
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.
1. Введение
Современное промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, коммунальное хозяйство, сферы жизнеобеспечения и быта связанны с использованием разнообразных технологических процессов, большинство из которых основано на применении рабочих машин и механизмов, разнообразие и число которых огромно. Там, где применяются технологические машины – используется электропривод. Практически все процессы, связанные с движением с использованием механической энергии, осуществляются электроприводам. Исключение составляют лишь некоторые транспортные и сельскохозяйственные машины (автомобили, тракторы и др.), но и в этой области перспективы использования электропривода стали вполне реальны.
Электропривод – главный потребитель электрической энергии. В развитых странах на долю электропривода приходится свыше 60% всей вырабатываемой электроэнергии.
Электроприводы различны по своим техническим характеристикам: по мощности, скорости вращения, конструктивному исполнению и другим. Мощность электроприводов прокатных станов, компрессоров газоперекачивающих станций и ряда других уникальных машин доходит до нескольких тысяч киловатт. Мощность электроприводов, используемых в различных приборах и устройствах автоматики, составляет несколько ватт. Диапазон мощности электроприводов очень широк. Также велик диапазон электроприводов по скорости вращения.
Большинство производственных рабочих машин и механизмов приводится в движение электрическими двигателями. Двигатель вместе с механическими устройствами (редукторы, трансмиссии, кривошипно-шатунные механизмы и др.), служащими для передачи движения рабочему органу машины, а также с устройствами управления и контроля образует электромеханическую систему, которая является энергетической, кинематической и кибернетической (в смысле управления) основой функционирования рабочих машин.
В более сложных технологических машинных комплексах (прокатные станы, экскаваторы, обрабатывающие центры и другие), где имеется несколько рабочих органов или технологически сопряженных рабочих машин, используется несколько электромеханических систем (электроприводов), которые в сочетании с электрическими системами распределения электроэнергии и общей системой управления образуют электромеханический комплекс.
Большие скорости обработки, высокая и стабильная точность выполнения технологических операций потребовали создания высокодинамичных электроприводов с автоматическим управлением. Стремление снизить материальные и энергетические затраты на выполнение технологических процессов обусловило необходимость технологической и энергетической оптимизации процессов; эта задача также легла на электропривод. На этапе технического развития машинного производства, достигнутого к концу XX века, электромеханические комплексы и системы стали определять технологические возможности и технический уровень рабочих машин, механизмов и технологических установок.
Создание современных электроприводов базируется на использовании новейших достижений силовой электротехники, механики, автоматики, микроэлектроники и компьютерной техники. Это быстро развивающиеся области науки, что определяет высокую динамичность развития электромеханических систем.
В последние годы с появлением доступных технических средств для регулирования скорости асинхронных двигателей для привода насосов в системах тепло- и водоснабжения стали применятся регулируемые электроприводы.
Электропривод насоса выполняет две функции: преобразует электрическую энергию в механическую, необходимую для подачи воды потребителю, и управляет работой установки таким образом, чтобы поддерживать требуемую величину напора и расхода воды.
Автоматизированный электропривод получил в последние десятилетия интенсивное ускоренное развитие. Это определяется, в первую очередь, общим прогрессом машиностроения, направленным на интенсификацию производственных процессов, их автоматизацию, повышение точностных характеристик и других технических требований, связанных с обеспечением стабильности качества производимой продукции.
Вторым обстоятельством, обусловившим развитие электропривода, явилось распространение его применения не только на промышленное производство, но и на другие сферы, определяющие жизнедеятельность человека: сельское хозяйство, транспорт, медицину, электробытовые установки и др.
Третья причина связана с наметившимся переходом от экстенсивного развития производства электрической энергии к более эффективному ее использованию. Повышение эффективности электромеханического использования электроэнергии всецело зависит от совершенствования электропривода.
2. Построение характеристик насоса для скоростей, отличных от номинальной и характеристики магистрали.
Исходные данные:
1. Графики зависимостей
2. Номинальная скорость насоса.
3. Плотность перекачиваемой жидкости;
4. Температура рабочей среды;
5. Статический напор.
Расчет характеристик насоса для скоростей, отличных от номинальной, проводят по формулам:
,
,
(2.1)
где - кратность скорости вращения насоса.
Выберите на номинальной характеристике, представленной в задании, несколько точек (не менее шести). Для каждой из этих точек определите H и Q. Подставляя эти значения в формулы 2.1, рассчитайте соответствующие значения производительности и напора для скоростей 0,9; 0,8; 0,7 от номинальной.
Результаты занесем в таблицу 2.1.
Таблица 2.1.
Точка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Q,м3/ч |
||||||
Н, м |
|||||||
|
Q,м3/ч |
||||||
Н, м |
|||||||
|
Q,м3/ч |
||||||
Н, м |
|||||||
|
Q,м3/ч |
||||||
Н, м |
Характеристика магистрали описывается выражением:
(2.2)
Для её построения необходимо определить s – коэффициент магистрали. Из формулы (2.2) имеем:
, (2.3)
По заданию известен
статический напор , а
значения
и
берутся для четвертой
точки номинальной напорной характеристики (
)
Рассчитав коэффициент
магистрали s, и подставив его вместе с в выражение 2.2 получим аналитическое
выражение для характеристики магистрали.
Используя это выражение рассчитаем несколько точек магистрали. Результаты занесем в таблицу 2.2.
Таблица 2.2.
Q,м3/ч |
|||||||
Н, м |
По точкам из таблиц 2.1 и 2.2 построим семейство характеристик насоса для скоростей от ωН до 0,7ωН (шаг 0,1) и характеристику магистрали.
3. Расчет и выбор электродвигателя и преобразователя частоты
Мощность насоса в кВт в рабочей точке определяется по формуле:
, (3.1)
где НН [м], QH [м3/ч] и ηН - значения напора, производительности и КПД, соответствующие точке пересечения характеристики насоса и магистрали;
- плотность
перекачиваемой среды в кг/м3;
Подставляя
соответствующие значения в формулу 3.1, получим мощность насоса в рабочей точке
.
Двигатель выбираем исходя из условия:
Далее необходимо привести технические характеристики выбранного асинхронного электродвигателя.
1. Тип двигателя.
2. Номинальная мощность , Вт.
3. Номинальное линейное напряжение
статора ,В.
4. Частота сети ,Гц.
5. Синхронная частота вращения ,об/мин.
6. Число пар полюсов .
7. Коэффициент полезного действия ,о.е.
8. Коэффициент мощности ,о.е.
9. Номинальный ток статора ,А.
10.
Кратность
пускового тока,о.е.
11.
Кратность
пускового момента,о.е.
12.
Кратность
максимального момента,о.е.
13.
Момент инерции, кг×м2.
Регулирование скорости двигателя осуществляется с помощью асинхронно-вентильного каскада (АВК).
Исходя из мощности двигателя выбираем АВК. Здесь необходимо указать:
1. Тип АВК.
2. Напряжение питания инвертора.
3. Номинальная мощность преобразователя.
4. Выходной ток.
5. Выходная частота.
6. Наличие дополнительных функций (опций).
4. Расчет и построение механической характеристики насоса.
Как известно, мощность насоса определяется по формуле:
; (4.1)
Разделив обе части этого равенства на скорость, получим выражения для момента в зависимости от скорости
; (4.2)
Используя полученную формулу, построим механическую характеристику насоса. Для этого находим по графику Q, H, η, соответствующие точке пересечения характеристики магистрали и характеристики насоса для одной из скоростей.
,
с-1, а
.
,
с-1.
,
с-1.
,
с-1.
По рассчитанным значениям момента строим график статической механической характеристики насоса.
В общем виде механическая характеристика насоса выглядит так:
(4.3), где
k - показатель степени магистрали.
Определим показатель степени магистрали k (показатель степени параболы момента сопротивления). Показатель степени k определим по формуле:
(4.4)
Для определения показателя степени магистрали необходимо иметь две точки пересечения магистрали с семейством Q-H характеристик насоса.
Найдем производительности
и напоры, соответствующие двум разным скоростям, например и
.
;
;
;
;
;
.
Подставляя полученные значения в формулу (4.4) получим значение показателя степени магистрали k.
Подставляя значение k, получим формулу (4.3) механической характеристики насоса.
5. Расчет потерь
Потери скольжения при w1=const равны потерям в роторе и определяются по формуле:
(5.1)
где wн – номинальная скорость двигателя: (5.2)
Для определения максимальных потерь при регулировании дифференцируем уравнения потерь по скорости:
(5.3)
Определим
максимальную скорость и скольжение при максимальных потерях. Для этого приравняем
полученное выражение производной функции потерь к нулю:
Получаем,
что (5.4)
(5.5)
Максимальные потери скольжении в асинхронном двигателе при wс=const:
, Вт (5.6)
При частотном регулировании скорости, wс = var, зависимость потерь скольжения от скорости имеет вид:
, (5.7)
где a = -
относительная скорость двигателя .
Исходя из формулы 5.7 построить график зависимости потерь скольжения DPs(a×wн) от скорости.
6. Расчет потребляемой из сети мощности
В случае регулирования производительности насоса задвижкой осуществляется механический способ регулирования, основанный на изменении результирующего сопротивления магистрали.
Мощность, потребляемая из сети:
,где
H1 – напор, создаваемый насосом перед задвижкой.
,кВт
,кВт
,кВт
При регулировании производительности насоса частотным способом изменяется характеристика насоса.
Мощность, потребляемая из сети:
,где
h = 0,95 – КПД преобразователя частоты.
,кВт
,кВт
,кВт
По полученным значениям построим графики зависимостей потребляемой мощности от расхода при:
а) регулировании производительности насоса задвижкой;
б) регулировании производительности насоса частотным способом.
Сделать вывод, какой способ регулирования расхода более экономичен.
7. Заключение
В этом разделе необходимо сделать выводы по каждому пункту проекта.
8. Список использованной литературы
1. Соколов М.М. «Автоматизированный электропривод общепромышленных механизмов» М.:Энергия, 1976 г.
2. Ключев В.И. «Электропривод и автоматизация общепромышленных механизмов» М.:Энегрия, 1980 г.
3. Конспект лекций.