Работа над культурой устного ответа на уроках русского языка

Описание:
Хорошо развитая речь – одно из обязательных требований, предъявляемых к человеку в XXI веке. Если ее нет, то и нет удачной учебы, нет правильного, «здорового» общения, и, соответственно, нет и совместной работы.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа над культурой устного ответа на уроках русского языка

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика преподавания по профилю «"Русский язык"»

Выполнила: студентка 3 курса

1 группы очной формы обучения (квалификация: бакалавриат по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и литература»)

гуманитарного факультета

Беляева Наталья Павловна

«__» _______2015 г.

Научный руководитель:

доцент кафедры  теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы,

кандидат филологических наук  Черванёва Виктория Алексеевна

«__» _______2015 г.    

ВОРОНЕЖ 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

I. Теоретические основы исследования……………………………….………..6

1.1                     Особенности развития речевой деятельности детей………………………6

1.2                     Общие проблемы культуры речи…………………………………………..11

1.3                     Требования к устной речи учащихся……………………………………….14

II. Методы и приемы работы над культурой устного ответа учащихся на уроках русского языка ………………………………………..16

2.1 Работа над культурой устного ответа учащихся на уроках развития речи............................................................................
............................................16

2.2 Речевые ошибки в устных ответах учащихся и пути их устранения……24

Заключение……………………………………………………………….……..32

Список использованной литературы…………….……………………..………34

Все эти изменения внести в заголовки во всей работе


ВВЕДЕНИЕ

Хорошо развитая речь – одно из обязательных требований, предъявляемых к человеку в XXI веке. Если ее нет, то и нет удачной учебы, нет правильного, «здорового» общения, и, соответственно, нет и совместной работы.

Процесс развития речи нельзя назвать легким: он должен быть творческим, не без отсутствия эмоций и заинтересованности. Просто обогатить память школьника словами, их сочетаниями и предложениями не достаточно. Главное в этом деле – развитие гибкости мышления, точности, выразительности и многогранности  речи. Шаблонное заучивание в развитие речи может нанести вред ученику. Но и импровизация иногда не приветствуется[4,с.124]. у вас везде перед скобками со ссылкой нет пробела – вставьте по всей работе.

Человек занимается усовершенствованием собственной речи с самого рождения. Уже в раннем детстве возникающие коммуникативные потребности он удовлетворяет с помощью простых элементов речи. Со взрослением потребность в выражении своих мыслей и чувств увеличивается. Подрастая, ребенок начинает использовать более сложные элементы речи. У него начинается обогащение словарного запаса, использование фразеологизмов. Ребенок начинает употреблять сложные синтаксические конструкции. Все это он использует для выражения своих усложненных мыслей[4,с.130].

По определению М. Львова, "под связной речью понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой"[11,с.56]. Работая над связной речью, дети начинают развивать способность распределения внимания, направления его на несколько видов работы.

Одной из самых главных задач школы в настоящее время является обучение современного человека, который умеет правильно говорить и правильно слушать, умеет критично оценивать свою и чужую речь. Правильная речь поможет ребенку в общении с людьми и в познании окружающего мира. Она занимает особое место в психическом развитии человека. Какие-либо отклонения или нарушения в речи негативно воздействуют на развитие познавательной деятельности и адаптации ребенка в социуме[6,с.76].

Одной из самых главных проблем общества XXI века является сниженный уровень культуры речи. Сейчас вошло в норму использовать ненормативную лексику, вульгаризмы, жаргонизмы.  Таким образом, в современное время очень актуальной является тема развития культуры речи у учеников.

Объект исследования: процесс формирования культуры устной речи у учащихся на уроках русского языка.

Предмет исследования: методы и приемы формирования культуры устной речи у школьников. 

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики работы над культурой устного ответа на уроках русского языка. В рамках преподавания русского языка могут быть использованы разработанные конспекты уроков.

Гипотеза исследования заключается в следующем: посредством работы над культурой устного ответа на уроках русского языка у учащихся будет формироваться:

-                    выразительность речи;

-                    умение слушать и понимать собеседника;

-                    правильность и точность использования средств для оформления высказывания;

-                    изложение материала логично и последовательно;

-                    строительство высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, собрании, экскурсии и т.д.).

Цель исследования: рассмотреть аспекты работы над культурой устного ответа на уроке русского языка.

Задачи:

- изучить теоретический материал по данной теме;

- указать особенности работы над культурой ответа;

-изучить и обобщить опыт работы учителей;

- обобщить методику работы над культурой устного ответа.

Методы исследования: анализ лингвометодической литературы по данной теме, наблюдение, сравнение.


Убрать все точки после заголовков по всей работе

Глава I. Теоретические основы исследования.

1.1 Особенности развития речевой деятельности детей.

Всю свою жизнь человек работает над своей речью, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-нибудь новое в его речевое развитие. Самые важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный и школьный периоды.

В раннем детстве у ребенка возникают потребности коммуникации, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь появляется как социальное явление, как средство общения. Несколько позже речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок использует все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, разнообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих знаний, для общения с родными, с окружающими людьми в процессе деятельности[10,с.167].

 Сначала ребенок выражает чувства, побуждения и мысли отдельными словами, лишенными четкого грамматического оформления. Но вскоре, примерно с двухлетнего возраста, он начинает интуитивно улавливать в языке системность, его закономерности. В его высказываниях появляются различные части речи, употребленные в нужных падежных, временных, родовых и иных формах, складываются предложения. Не зная правил и не испытывая в них никакой нужды, ребенок безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова в словосочетания, предложения и даже иногда образует совершенно новые слова, придерживаясь законов словообразования (по-видимому, в этом важная роль принадлежит аналогиям). К семилетнему возрасту дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля, конечно же[11,с.175].

Иначе говоря, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие культуры речи, произношения, употребления форм слов у ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.

Первое условие речевого развития ребенка, как уже было отмечено,- это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, в методике развития культуры речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то[9,с.57].

Нужно сказать, что область работы школы по совершенствованию культуры детской  речи - это доведение речевых умений детей до определенного уровня, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей[9,с. 69].

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать благоприятную речевую среду. Это второе условие развития культуры речи ребенка. От того, какое у него речевое окружение, среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, музыка и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий[9,с.74].

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и определениями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет описать и выделить главное, существенное. Материал должен быть значимым (общественно значимым или лично значимым)[9,с.135].

Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем  лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка правильная речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью часто оказываются неуспевающими по разным предметам[9,с.167].

В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда верна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы[7,с.107].

Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонизмов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов и новых значений, усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли в своей жизни. Бывает, что взрослые и даже учителя недопонимают, насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребенком походя, в повседневном общении со взрослыми и с книгой. Но этого недостаточно: необходима система обогащения речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал – словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению словосочетаний и связного текста[7,с.136].

Необходимо также разнообразие видов упражнений. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представлены все доступные возрасту виды работ.  Например, все виды устных монологических упражнений: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, пересказ с творческими дополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картин и по одной картине, рассказ по аналогии с прочитанным и пр.[7,с.224].

Система речевых упражнений эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития ребёнка. Таким фоном является среда постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая атмосфера, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за краткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи или  срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематичная работа по развитию культуры речи обязательно приведет к успеху[7,с.236].

Сформулируем общие задачи  преподавателя для развития культуры речи учащихся:

а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио, музыки, телевидения и пр.

б) создавать речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.

в) проконтролировать правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи

г) вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывать ее с уровнем грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом

д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи[7,с.87].


1.2 Общие проблемы культуры речи.

В последнее время проблемы культуры речи подвержены обсуждению не только профессионалами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой общественностью. Большое место этой теме уделяют и СМИ. Современная речь сейчас оценивается как сниженная и ненормативная. В речь начинают проникать просторечия, жаргонизмы, ненормативная лексика; в ней изобилие иностранной лексики, интонирование, которое не свойственно русскому языку. Очень часто поднимаются тема о  разрушении  нашего родного языка,  о его  критическом состоянии.

Лингвисты беспокоятся о судьбе русского языка, но настроены не так пессимистично. Многие из них даже не считают, что все явления и процессы, которые происходят в языке в последние годы, не обязательно должны вести к вымиранию русского языка: больше ученых волнует низкий уровень культурной речи среди населения[6,с.130].

Но это не значит, что беспокоится не о чем. Наш язык – это наша душа. Он всегда отражает то, что происходит с человеком и вокруг него. Оскудение языка, его очерствение – все это происходит из-за нашей духовной и нравственной деградации. В. Костомаров отмечает, что часто  «инициаторами более свободного обращения с языком выступают сейчас ... достаточно грамотные люди - журналисты и иные профессионалы пера»[6,с.158]. А ведь навязывание СМИ нам различных иноязычных, «не родных»  слов, специальное употребление «крепкого словца» - это не так безобидно, как порой кажется на первый взгляд. Все это может привести к изменению национального мировидения,  изменению традиций нашей речи,  изменению канонов общественного поведения, которое принадлежат носителям русского языка и для кого он является родным. Но самыми беззащитными в данной ситуации оказываются дети: у них изменяется языковое чутье, речь начинает определяться не правильностью и красотой, а «новой модой»[6,с.163]. «Сегодня русский язык – важный фактор и объект национальной безопасности», - так говорит о нашем языке известный академик К. Колин[6,с.224].В данной ситуации ответственными за состояние языка становятся не только лингвисты, но и учителя, методисты, авторы программ и учеников и родители.

Именно поэтому современное обучение русскому языку в школе предусматривает выработку не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции у учащихся, которая связана с овладением речевой культуры во всех ее проявлениях[3,с.45].

 О развитии речевой культуры в процессе обучения русскому языку говорили еще знаменитые отечественные методисты прошлых лет – от Ф.И. Буслаева и до К.Д. Ушинского. В. Добромыслов, наш современник, говорил о том, что необходимо нам «уменье находить наилучшее выражение для определенного содержания речи», что «зависит от того, насколько богат словарный  запас учащихся и насколько свободно могут они использовать все разнообразие грамматических средств языка»[5,с.32]. В настоящее время в школах пользуются, в основном, учебниками Л.А. Тростенцовой и М.М. Разумовской, имеющими гриф Министерства Образования. Также множество других учебников, не имеющих подобный гриф. Но все они направлены на изучение не только орфографии, грамматики и пунктуации, но и на развитие речи у обучающихся. И все же  в преподавании русского языка всегда больший упор делается на изучение орфографии и пунктуации. Лишь недавно в школе начали должное внимание уделять истории языку и культуре речи[7,с.315].

Ученые считают, что в большинстве случаем речевые ошибки нельзя обосновать неверным выбором средств языка. «За неудачным речевым воплощение часто стоит неудачная мысль», - так считает О. Кукушкина. Отсюда можно сделать вывод, что при обучении русскому языку очень важно научить ребенка думать. Изучать «русский язык» - значит изучать новые умственные области и расширять свой духовный кругозор[2,с.141].

В современном мире речевая культура изучается филологами как понятие многозначное. Если обратиться к задачам обучения русскому языку в школе, можно выделить воспитание языковой личности, которая владеет нормированным литературным языком, т.е. способна верно воспринимать устную и письменную речь, свободно использовать слово для выражения своих эмоций и мыслей в различной форме (устной и письменной), которая соблюдает этику и нормы общения[7,с.408].

Итак, развитие культуры речи на уроках русского языка подразумевает освоение учащимися знаний о закономерности системы языка и ее функционированию, формирование на данной основе норм и этики использования языковых средств в различных ситуациях и сферах общения.

Но для того, чтобы предмет «Русский язык» сумел исполнить данную задачу, нужно воспитать у ребенка осознанное отношение к собственной речи и речи окружающих, способность воспринимать язык как национальное достояние.


1.3 Требования к речи учащихся.

Современная школа придерживается особого ряда совершенно понятных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться, занимаясь развитием речи учащихся, и которые являются критериями оценки устных и письменных ответов учащихся[9,с.64].

Первое -  это содержательность. Письменная работа ученика или его рассказ должны строится на хорошо известных ему фактах из СМИ, из литературы, из жизненного опыта. Именно тогда рассказ ребенка будет интересен и познавателен, полезен для него самого и для окружающих, когда в нем будут искренние эмоции и переживания[9,с.65].

Второе – это логика речи, т.е. последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, наличие выводов, которые вытекают из содержания. Логически правильная речь имеет ввиду обоснованные выводы, умение начать и завершить высказывание. Логика речи является хорошим знанием предмета, а логические ошибки – следствием неполного или неясного знания материала или темы[9,с.68].

Данные два требования относятся с структуре и содержанию речи; следующие требования касаются речевого оформления устных и письменных сочинений.

Третье – это точность речи. Оно подразумевает умение говорящего передавать факты, наблюдения, чувства с использованием наилучших языковых средств. Ведь речь тогда воздействует на читателя, когда она выразительна[9,с.70].

Четвертое – это выразительность – умение ярко, сжато и убедительно передавать мысли; умение воздействовать на людей особой интонацией, строением фразы, отбором слов и настроем рассказа[9,с.71].

Пятое – это ясность речи – ее доступность тем людям, к кому она обращена. Говорящий или пишущий всегда должен брать в расчет возможности интеллекта и моральные интересы собеседника. Вредна для речи лишняя сложность, перегруженность различными оборотами и цитатами. Так же выбор языковых средств зависит от ситуации и от обстоятельств речи: беседа между друзьями будет отличаться от их сочинений[9,с.76].

Важное место занимает в данном перечне требований и дикция, соблюдение правил орфоэпии, владение паузами, логическими ударениями, интонациями.

Ясность и выразительность предполагают чистоту, т.е. отсутствие «лишних» слов, слов - «паразитов»: ну, короче, блин, так сказать и пр., просторечий и иностранных слов.

Огромное значение для школы играет правильность речи, т.е. соответствие ее литературным нормам. Различают:

·                   правильность грамматическую – построение предложений, образование морфологических норм;

·                   правильность орфографическую (для письменной речи);

·                   правильность пунктуационную (для письменной речи);

·                   правильность орфоэпическую (для устной речи);

·                   правильность произносительную (для устной речи)[7,с.232].

При оценке речевых упражнений учащихся, следует учитывать вышеперечисленные требования как критерии овладения речью.


Глава II. Практические основы исследования.

2.1 Работа над культурой устного ответа учащихся на уроках развития речи.

Согласно «Рабочей программе по русскому языку в 5 - 9 классах» ученик по окончании 5 класса должен овладеть следующими навыками по развитию речи[9,с.214]:

·                   Определять тему и основную мысль текста, его стиль.

·                   Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных).

·                   Составлять простой план исходного и собственного текста.

·                   Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

·                   Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

·                   Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

·                   Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

·                   Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Мы проанализировали урок развития речи в 5 классе, посвященный написанию сочинения; рассмотрели, какими методами можно развивать культуру устного ответа на примере данного урока[19]:

Тема урока: «Сочинение – описание предмета (игрушки)»,

Проведен: Копашко Ольгой Александровной.

Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:

- умение строить описание (последовательно и связно описывать);

- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

- умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения.

Оборудование:

классная доска, рисунки, тетради, черновики, игрушки (матрешка, ванька-встанька, щенок и другие, которые принесли дети).

Ход урока.

1.Слово учителя.

- Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о золотой поре каждого человека – о детстве. А оно связано с игрушками. Вспомните свои игрушки. Теперь вы уже большие, учитесь в 5 классе, вот и лежат ваши игрушки на шкафу или в кладовой. Но есть и такие, которые  с вами и сейчас, они вам дороги, они ваши друзья. Вы любите их, разговариваете с ними. Они тоже заговорили, если б умели. Любимые игрушки для вас как живые, у них тоже есть душа, хотя они и не умеют говорить.

-  О ваших любимых игрушках мы и поговорим на уроке.

 2. Объявление темы и цели урока.

- В каждом человеке заложена способность к творчеству. Радость творчества мы попробуем испытать сегодня на уроке и будем делиться этой радостью друг с другом.

- На уроке мы будем описывать любимую игрушку, будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-описание игрушки.

3. Беседа:

- Какие стили речи вы знаете? (художественный стиль речи – рисуем словами какую-то картину; для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры).

- Какие типы речи вы знаете? (описание)

- Что можно описать? (предмет, человека, животное, природу).

- Какой вопрос можно поставить к описанию? (какой?)

- Какой тип речи и стиль мы будем использовать?

- Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? (За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен).

Учитель использует метод эвристической беседы. Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю. Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель  путем постановки перед  детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. При этом учитель  побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них познания,  сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления, прежде всего творческого мышления.
Вместе с тем использование  эвристической беседы, при явных ее достоинствах, имеет определенные ограничения[20]:

·                    как метод обучения требует наличия у школьников определенного запаса  знаний, опыта;

·                   эвристическая беседа - коллективная форма общения, и данный метод применяют преимущественно при проведении фронтальных и подгрупповых формах организации педагогического процесса ;

·                   проведение и руководство эвристической беседы требует особой подготовки  воспитателя: расчленения содержания будущей беседы на логически связанные части, формулировки вопросов, расположения их в соответствии с логикой рассуждений, продумывания возможных ответов и собственной реакции на них, формулировки; основных выводов. 

Основанием для использования метода эвристической беседы служат уже полученные ранее знания и приобретённый опыт. Для успешного использования этих методов необходима активная совместная работа под чутким руководством учителя, равно как и тщательная подготовка самого учителя. Роль учителя сводится к тому, чтобы путем умело поставленных вопросов пробудить творческую мысль детей[20].

4. Слово учителя.

- Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказы.

Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная.

- Соответствует ли это описание нашей теме? ( Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой).

5. Демонстрация мягкой игрушки – щенка.

- Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда?

А если мы скажем так… (на партах образцы описания данной игрушки).

Учитель использует метод наглядности. Средства наглядности помогают решить такие задачи, как[17]:

·                   мобилизация психической активности учащихся;

·                   введение новизны в учебный процесс;

·                   повышение интереса к уроку;

·                   увеличение возможности непроизвольного запоминания материала;

·                   расширение объема усваиваемого материала;

·                   выделение главного в материале и его систематизация.

 Таким образом, средства наглядности  могут используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале)[17].

Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую[17].

Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (диафильмы, диапозитивы и слайды, транспаранты)[17]. В данном случае это образцы описания игрушки.

Учащиеся читают:

     Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета.

 Лишь мордочка, животик, подушечки лапок и верхняя часть ушек нежно желтые.

    Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку.

    Щенок просто как живой!  Мне он очень нравится. А вам?

6. Минутка отдыха. Интеллектуальная разминка.

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Трава зеленая, а небо…

У человека две ноги, а у собаки…

Птицы живут в гнездах, а люди …

Певец поет, а строитель…

7. Индивидуальная работа. Учащиеся рассматривают свои игрушки.

Устная творческая работа. Устное описание предмета (игрушки). Учащиеся внимательно слушают, записывают понравившиеся фразы своих товарищей.

Учитель применяет на уроке такой словесный метод, как рассказ. Рассказ — это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале[18].

Рассказ подразделяется на[18]:

§     художественно-литературный;

§     описательный;

§     повествовательный (о жизни и деятельности ученых, писателей и т. д.);

§     рассказ-воспоминание;

§     пересказ прочитанного;

§     рассказ об услышанном и увиденном;

§     рассказ-фантазия.

В данном случает учащиеся составляют устный описательный рассказ о своей игрушке, что положительно влияет на формирование связной речи школьников.

Учитель редактирует устное словесное описание игрушек. Дети записывают в черновики тезисы выступлений.

На доске записан план описания и опорные слова.

План.

1. Название игрушки.

2. Материал, из которого сделана игрушка.

3. Внешний вид игрушки.

4. Отношение к игрушке.

5. Роль игрушки в вашей жизни.

Опорные слова:

Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико,   розовые  лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.

 Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.

Учитель снова использует метод наглядности  - иллюстрация (план). Иллюстрация – метод дополнения словесной информации образным сопровождением. Ее задача – обеспечить правильное восприятие учащимися сообщения учителя, создать, если необходимо, требуемый эмоциональный фон. Предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и т.д.[17].

 Условия эффективного применения наглядности[17]:

·                   соответствие возрасту учащихся;  

·                   наглядность должна использоваться в меру, в соответствующий момент урока и точно согласована с содержанием материала;  

·                   все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый объект;

·                   необходимо детально продумывать пояснения.

  8.  Письменная работа в черновиках.

В данном случае перед нами практический метод – упражнение. Упражнение – это повторное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Применяется на различных этапах учебного процесса[8,с.53].

По характеру  упражнения подразделяются на[8,с.66]:

·                   устные (развитие логического мышления памяти, речи и внимания учащихся);  

·                   письменные (закрепление знаний и выработка умений в их применении. Способствуют развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе);  

·                   графические (составление схем, чертежей, графиков. Помогают лучше осмысливать и запоминать материал, способствуют развитию пространственного воображения);

·                    учебно-трудовые (применение теоретических знаний в трудовой сфере).

Учитель применяет на уроке письменное упражнение – сочинение учащихся о своей игрушке с помощью плана, записанного на доске и опорных слов.

  9.Минутка отдыха. Загадки, стихи об игрушках (Стихи Агнии Барто дети читают наизусть).

 10. Слово учителя.

- А может ли игрушка рассказать о хозяине?

- А может ли игрушка рассказать о целом народе?

- Игрушка сопутствует человеку с древнейших времен. У каждого народа -  свои любимые игрушки. Национальные русский игрушки: петрушка, матрешка, ванька-встанька.

Матрешка – русский сувенир. Но не все знают, что пришла она к нам  из Японии. «Кукла в кукле», «девочка в платочке».

- У Ваньки у Встаньки – несчастные няньки:

Начнут они Ваньку укладывать спать,

А Ванька не хочет - приляжет и вскочит,

Уляжется снова и встанет опять.

Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.

11. Написание откорректированных и проверенных текстов ученических сочинений в тетради.

Вывод по анализируемому уроку:

Учитель ответственно подошел к выполнению целей данного урока, с помощью различных методов развития речи: использовал метод наглядности – план сочинения на доске, опорные слова, любимая игрушка детей (была у них перед глазами, что способствовало более яркому визуальному восприятию);  словесный метод также был использован учителем – эвристическая беседа, рассказ учащихся о своей игрушке; присутствовал и практический метод – упражнение в виде сочинения, которое способствует не только развитию устной связной и лаконичной речи, но и письменной.


2.2 Речевые ошибки и пути их устранения.

В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному[1,с.69].

В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма»[11,с.164].

Наиболее полное определение речевых ошибок и недочетов дано в работах Т. А. Ладыженской. По ее мнению, «весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка… Недочет – это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной»[8,с.79].

В школьной практике ошибки получили название стилистических. Они делятся на речевые (словарные, грамматические и прочие) и не речевые (композиционные, логические, искажение фактов)[1,с.75].

Речевые ошибки, в свою очередь, можно разделить на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксисо-стилистические[15,с.37].

На первом месте по частоте стоят лексико-стилистические ошибки[13,с.56].

1. Повторение одних и тех же слов, например: я бежал по парку, а за мной бежал мальчик. По дороге бежали ребята.

Причины таких ошибок: во-первых, малый объем внимания пишущего. Ученик забывает, что он только что употребил слово бежал и использует его вновь. Во-вторых, не владеет синонимикой[13,с.77].

Чтобы не было повторений в речи, учитель заостряет внимание детей на данные ошибки. Вместе с учащимися подбирают слова синонимы: двигался, следовал.

2. Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении, в результате непонимание его. Например, папа  «одел»  (надел) шапку и вышел[13,с.90].

Ошибки такого типа – следствие низкого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря.

Детям объясняется как различать слова[13,с.91]:

Надеть на себя (что?) пальто, шапку. Надеть (на кого? что?) на сестру плате. Одеть (кого? что?) братишку, одеть (чем?) одеялом.

3. Нарушение сочетаемости употребляемых слов: «Ветер постепенно «принимал силу» (надо: набирал силу). « Коле «выдали» благодарность» (надо: объявили благодарность)[13,с.103].

Причины ошибок данного типа: бедность фразеологии, малый языковый опыт, иногда влияние близких по смыслу и по составу оборотов речи.

4. Употребление слова без учета его эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: «Он почувствовал, что утопает в болоте» (лучше «тонет в болоте» или «его засасывает болото»)[13,с.108].

Ошибки такого типа тоже связаны с недостаточным опытом языка, с отсутствием языкового чувства, с непониманием стилистической характеристики слова.

5. Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний: «выстрельнул», «поклал», «ездиют».

Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения.

Общий путь предупреждения ошибок: это языковый анализ текстов, выяснения значения слова именно в этом тексте, анализ речи и целесообразности именно этого, а не другого слова в этом тексте[13,с.127].

К группе морфолого-стилистических ошибок мы относим неправильное образование слов и особенно форм слова[13,с.130]:

1.Образование просторечных и диалектических форм слов общелитературного языка: «они хочут» и «он хотит» вместо литературной формы они хотят и он хочет.

Искореняются эти ошибки медленно, в результате многократных исправлений, разъяснений[13,с.136].

4. Пропуск морфем, чаще всего суффиксов: «выглядал» в окно нужно, выглядывал – пропущен суффикс –ыва-.

Для предупреждения ошибок, помимо общего языкового развития, нужна работа над дикцией, артикуляцией звуков[13,с.136].

Перейдем к ошибкам в словосочетаниях и предложениях – к синтактико-стилистическим ошибкам[13,с.139]:

1. Нарушение управления: «Мы стали ждать приход поезда» (нужно: «ждать прихода поезда»)[13,с.139].

2. Неудачный порядок слов в предложении: «Ракетодром согревает теплыми лучами солнце» (нужно: «Солнце согревает теплыми лучами ракетодром»)[13,с.139].

Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение целиком, прежде, чем записать его.

Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом[13,с.140].

Таковы основные типы речевых ошибок. Кроме речевых, встречаются неречевые ошибки – композиционные, логические, а также искажение фактов [16,с.809].

Высокоорганизованная речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому работа по предупреждению и устранению речевых ошибок – важная составная часть общей работы по развитию речи в школе[16,с.813].

Для того чтобы эффективнее организовать работу по предупреждению речевых ошибок, необходимо знать их лингвистическую и психологическую природу.

С. Н. Цейтлин выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей[18].

Главной причиной является «давление языковой системы» [18]. Для того чтобы оценить воздействие этого фактора на речь детей, необходимо рассмотреть, как вообще происходит овладение речью, обратившись к противопоставлениям «язык – речь», «система – норма». Нельзя овладеть речью, не постигая языка, как особого рода устройства, ее порождающего. Ребенок вынужден добывать язык из речи, т. к. другого пути овладения языком не существует[18].

Другой фактор, обусловливающий возникновение речевых ошибок у детей – влияние речи окружающих. Если в ней встречаются случаи нарушения норм литературного языка, то они могут воспроизводиться детьми. Эти нарушения могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса, фонетики и представляют собой элементы особой разновидности языка, обычно называемой просторечием[18].

Просторечие является мощным отрицательным фактором, воздействующим на формирование детской речи и обусловливающим значительное число разнообразных ошибок.

Зная основные типы ошибок, умея определять их основные причины, учитель может разработать методику их исправления и предупреждения. Она складывается из следующих элементов:

·                   индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками: их обнаружение, уяснение и исправление;

·                   система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и грамматики, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками, допущенными ошибками, допущенных учениками данного класса;

·                   языковые упражнения перед каждым сочинением или изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;

·                   стилистические замечания, где это возможно, при изучении грамматического курса;

·                   специальное обучение школьников самостоятельному редактированию (совершенствованию) собственного сочинения и изложения[20].

Анализ методической, педагогической литературы показал, что речевые ошибки детей исправляются посредством включения в уроки русского языка специальных упражнений.

При этом упражнение в дидактике определяется как "планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества"[18].

По мнению Т. А. Ладыженской, "в процессе речевой деятельности всегда присутствует творческое начало. Методика развития речи оперирует не только упражнениями в указанном понимании, но и задачами. Однако в силу традиции, сложившейся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие и на воспроизводящую, и на творческую деятельность учащихся, недифференцированно называют упражнениями"[9,с.87].

Таким образом, мы рассмотрели различные методы при работе над развитием речи: методы наглядности, словесные и практические методы, помогающие школьнику при помощи различных средств развивать свою речь. Рассмотрены были и речевые ошибки детей (с примерами) и советы для их устранения в речи. Данные положения являются основополагающими в работе над культурой устного ответа учащихся на уроках русского языка.


Заключение

Предпринятый нами анализ теоретического материала по проблеме работы над культурой устного ответа учащихся на уроках русского языка в средней школе показал актуальность и значимость этого аспекта методической работы.

Ключевая проблема языкового образования школьников – проблема формирования культуры речи. Один из путей развития культуры речи – использование учителем различных методов обучения речевой культуры и систематическая работа над речевыми ошибками учащихся.  Поэтому современный урок русского языка должен строиться с использованием методов развития культуры речи[12,с.130].

Мы попытались раскрыть вопросы по развитию навыков культуры устной и письменной речи учащихся. Выявили ошибки, допускаемые в речи, и наметили пути их предупреждения и устранения.

Для успешного развития навыка культура устной и письменной речи, необходимо стремиться к использованию самых разнообразных методов и приемов обучения, для чего и был проанализирован конспект урока в 5 классе на тему: «Сочинение – описание предмета (игрушки)».

По результатам исследования мы выявили, что остро необходимо изучать проблемы и методы культуры речи.  Хорошая, грамотная и лаконичная речь всегда пригодится человеку, и ее формирование следует начинать еще с детства.

В школьные годы ответственность за создание правильной речи учеников ложится на плечи учителя. В данной работе мы рассмотрели те методы и приемы развития речи, которые учитель должен использовать, дабы сформировать у детей культурную речь.

Работа учителя над речевыми ошибками также важна в работе с учащимися. Она помогает предотвращать и удалять ошибки в речи устной и письменной с помощью различных упражнений, которые мы также рассмотрели в данной работе.  

В современное время нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Работая над культурой устного ответа учащихся на уроках русского языка, учитель помогает школьникам чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, грамотно употреблять его, восхищаться всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве. А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, духовно богатых, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.


Список использованной литературы

1.                Баринова Е.А. К вопросу о классификации ошибок // РЯШ. - 1966. - № 2.  – 67-62 с.

2.                Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. – 2-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 480 с.

3.                Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского языка. - М., 1994. – 194 с.

4.                Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. – М., 1991. – 180 с.

5.                Добромыслов В.А. Развитие речи в связи с изучением грамматики: Морфология. - М., 1954. – 64 с.

6.                Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи : из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. – М. : Педагогика-Пресс, 1994. – 248 с.

7.                Ладыженская Т.А.Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Флинта, 1998. – 127 с.

8.                Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1991. – 240 с.

9.                Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - Красанд, 2010. — 216 с. ??

10.           Литневская Е. И. Методика преподавания  русского языка в средней школе: учеб. пос. для студ. высших учебных заведений / Е. И. Литневская, В.А. Багрянцева. – М.: Академический проект, 2006. – 590с.

11.           Львов, М.Р. Основы теории речи. – М. : Логос, 2000. – 248 с.

12.           Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989. – 160 с.

13.           Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982. – 143 с.

14.           Черемисин П.Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы // РЯШ. - 1973. - № 2.  – 34-41 с.

15.           Шахматов, А.А. История русского летописания: т.1 / А.А. Шахматов. – СПб., 2002. – 1024 с.

16.           http://dictionary.fio.ru

17.           http://festival.1september.ru

18.           http://infourok.ru/uroki_razvitiya_rechi_v_pyatom_klasse-538914.htm

19.           http://www.pedlib.ru

20.            http://www.school.edu.ru

Информация о файле
Название файла Работа над культурой устного ответа на уроках русского языка от пользователя jilojequ
Дата добавления 5.5.2020, 18:07
Дата обновления 5.5.2020, 18:07
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 59.5 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 673
Скачиваний 127
Оценить файл