МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шуйский филиал ИвГУ
Кафедра психологии и социальной педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И Я-КОНЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Работу выполнила:
Ивановцева Мария Ивановна, студентка 1 курса 3 группы очной формы обучения историко-филологического факультета направления 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Филологическое образование»)
Научный руководитель:
Пшеничнова Ирина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики
Дата сдачи «___» __________2016 г. Работа защищена с оценкой «______________________» |
«Допустить к защите» Научный руководитель ____________ /И.В. Пшеничнова / |
Члены комиссии _____________ / _________________/ подпись И.О. Фамилия _____________ / ________________/ подпись И.О. Фамилия «_____» __________________2016 г. |
Шуя, 2016
СОДЕРЖАНИЕ |
|||
Введение ………………………………………………………………….. |
3 |
||
Глава 1. Теоретические аспекты изучения Я-концеции и самосознания подростков в психологии |
5 |
||
1.1. Психологические особенности подросткового возраста, как условия развития самосознания.……………….………….……….. |
5 |
||
1.2. Феномен «Образ-Я» в психологии …………..……………….. |
11 |
||
1.3. Формирование и развитие Я-концепции …………………….. |
13 |
||
Выводы по 1 главе ……………………………………………………….. |
18 |
||
Глава 2. Эмпирическое исследование Я-концеции и самооценки подростков |
20 |
||
2.1. Организация исследования……….……….………..…………. |
20 |
||
2.2. Методы исследования.…………………….………..…………. |
21 |
||
2.3. Результаты исследования и их обсуждение………..…………. |
22 |
||
Выводы по 2 главе ……………………………………………..………… |
30 |
||
Заключение ………………………………………………………………. |
32 |
||
Список использованной литературы ………………………..…………. |
33 |
||
Приложения ………………………………………………………………. |
44 |
||
Приложение 1 Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси………………………………………..…….. |
37 |
||
Приложение 2 Методика исследования самооценки Г.Айзенка…. |
43 |
||
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Подростковый возраст занимает особенное место в возрастной психологии - это самый сложный и трудный из всех детских возрастов, сопровождающийся особым периодом становления личности. Психологическим аспектам становления подростка посвящено множество работ, но, тем не менее, проблематика этого возраста остаётся неисчерпаемым источником для психологических исследований.
Сущностью подросткового возраста является его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, формируются и возникают новые психологические образования, закладывается база сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а особенно – развитие самосознания и всего того, что с ним связано – самооценкой, самоотношением, Я-концепцией и т.д.
Цель исследования: изучить особенности Я-концепции и самооценки в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные подходы к исследованию Я-концепции в подростковом возрасте.
2. Спланировать и провести исследование Я-концепции и самооценки подростков
3. Обобщить полученные результаты, сделать выводы.
Объект исследования: самооценка подростка.
Предмет исследования: взаимосвязь Я-концепции и самооценки в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем развития самооценки и эмоциональным компонентом самосознания.
Методы исследования:
- Методика исследования самооценки (Я-концепции) С.Я. Будасси
- Методика самооценки психических состояний Г.Ю. Айзенка
Практическое значение исследования заключается в возможности использования результатов в процессе психологического консультирования педагогов, подростков и их родителей с целью преодоления трудностей в развитии самооценки в подростковом возрасте.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Я-КОНЦЕПЦИИ И САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ
В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Психологические особенности подросткового возраста, как условия развития самосознания
Подростковый
возраст называют «переходным», «тяжелым», «критическим». В этом нашли отражение
важность и сложность процессов психического развития. Они связаны с переходом к
новой эпохе развития - к взрослости. В этот период появляются элементы
взрослости, как и собственно их чувства - чувство взрослости. В организме
подростков происходят существенные изменения анатомо-физиологического
характера. Но наиболее важным отличительным признаком подросткового периода
являются фундаментальные изменения в сфере самосознания подростка, которые
имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления
подростка как личности [8].
Меняется система взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, способы социального взаимодействия, интересы, познавательная и учебная деятельность, нравственность и этичность. Именно в этом суть социальной ситуации психического развития ребенка. В этой ситуации выделяют две группы факторов.
Первая группа факторов. Это факторы, тормозящие развитие взрослости подростков. Сюда относится учебная деятельность при отсутствии постоянных обязанностей, стремление родителей освободить своих детей (подростков) от бытового труда, проблем, забот, неприятностей.
Вторая группа факторов. Это факторы, ускоряющие развитие взрослости. Сюда входит огромный поток разнообразной по содержанию информации, занятость родителей в определенной сфере, ранняя самостоятельность подростков, активное развитие общения со сверстниками, акселерация физического развития и полового созревания.
Подростковый возраст называют «трудным возрастом». Это объясняется, во-первых, качественными изменениями, которые носят характер коренного изменения предыдущих особенностей, интересов, отношений. Все это придает развитию бурный характер. Во-вторых, изменения, происходящие в психике подростка очень часто сопровождаются переживаниями субъективных трудностей и проблем воспитания. Подростки трудно поддаются педагогическим воздействиям взрослых. Появляются различные формы протеста (упрямство, грубость, негативизм, замкнутость, скрытность и т. д.) [15].
Ведущим типом деятельности у подростков является личностное общение. В подростковом возрасте создаются особые условия в двух системах общения: с взрослыми и со сверстниками [13].
В системе общения с взрослыми подросток занимает неравноправное положение. Оно связано с господствующей в обществе моралью послушания для детей. В общении со сверстниками имеет место принципиальное равенство, которое соответствует системе взаимоотношений в мире взрослых. Равенство взаимоотношений со сверстниками составляет основу сотрудничества сверстников в различных видах деятельности. Такая ситуация взаимоотношений с взрослыми и подростками является парадоксальной. Взаимоотношения подростка со сверстниками формируются на нормах морали взрослых (равенства), а с взрослыми - на нормах морали детей (послушание).
В подростковом возрасте сотрудничество интенсивнее развивается в системе взаимоотношений со сверстниками. Общение со сверстниками, а не с взрослыми обеспечивает больше удовольствия и развитие социально нравственной взрослости. Усвоения подростками норм морали взрослых может вступить в противоречие с нормами морали послушания и победить в том, что детская мораль послушания исчерпала себя. А значит, личностное общение со сверстниками и является ведущим типом деятельности в этом возрасте [37].
Равноправие во взаимоотношениях со сверстниками привлекает подростков, потому что это соответствует нравственному содержанию чувства взрослости, и активно формируется именно в этом возрасте. Взаимоотношения со сверстниками сложнее, разнообразнее, содержательнее, чем у младшего школьника. Кроме того, происходит дифференциация этих отношений: просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение выходит за пределы школы и учебной деятельности, выделяется в самостоятельную сферу жизни высокого уровня ценности, зачастую вытесняющего учебную деятельность и общение с родителями на второй план [3].
Взаимоотношения со сверстниками у ребенка выделяются в сферу личных отношений, в которых он действует самостоятельно. Подросток считает, что имеет право на это и защищает свое право. Бестактное вмешательство взрослых в систему взаимоотношений подростков вызывает обиду и разнообразные формы протеста.
Подросток стремится иметь близких товарищей, быть признанным, принятым другом. Неприятной ситуацией для подростка является искреннее осуждение коллектива товарищей, а самым тяжелым наказанием - изоляция. Неудовлетворительные взаимоотношения со сверстниками толкают подростка на поиски товарищей за пределами класса и школы. Как правило, они их находят, но, к сожалению, те не всегда оказываются достаточно моральными и социально ориентированными. Последствия таких взаимоотношений, к сожалению, довольно негативны [17].
Взаимоотношения подростков формируются независимо от желания взрослых, и даже вопреки их желаниям. На первый план при оценке сверстника как товарища выступают такие качества, как сообразительность, знание (а не успешность в обучении), смелость, честность, умение владеть собой. Чтобы быть принятым, подросток должен быть хорошим другом. Поэтому в подростковом возрасте происходит изменение авторитетов.
Нормы кодекса товарищеской дружбы в подростковом возрасте - личное достоинство, равенство, взаимопомощь, честность в среде подростков оцениваются достаточно высоко. Поскольку эти нормы совпадают с соответствующими нормами у взрослых, то процесс общения со сверстниками является своеобразным воспитательным заведением формирования и развития социально - нравственной взрослости подростков.
Так называемые непопулярные подростки могут иметь какие-либо отрицательные черты, но всем им присущ один недостаток - отсутствие качеств хорошего товарища. Этот недостаток ничем не компенсируется, а потому даже отличник может оказаться изолированным [25].
Подростки хотят иметь близкого, личного друга. Привлекать подростков могут разнообразные черты: товарищеские качества, знания, умения, спортивные достижения, внешность, видимая взрослость, манеры поведения, опыт отношений романтического характера, самостоятельность и независимость во взаимоотношениях со взрослыми. Очень часто возникают достаточно близкие, но временные отношения. Настоящая дружба возникает очень редко. Обычно ей предшествует система временных отношений, в которой каждый должен придерживаться норм кодекса дружбы и требований к дружбе. Это и является самым сложным, потому что подростки ставят высокие требования к другу, но не к себе. Недостатки товарищей или друзей подростки видят довольно хорошо, а у себя - не сразу и не во всем. Отсюда - обиды, конфликты, разрыв отношений. Подростки высоко ценят дружбу, но при этом чрезвычайно требовательны к ней [19].
Такой ведущий тип деятельности ребенка как личностное общение ребенка является особой деятельностью. Предметом в этой деятельности является человек, а содержание деятельности - установление взаимоотношений с людьми. В процессе этой деятельности осуществляется познание другого человека и самого себя, формируются и развиваются средства такого познания (анализ, сравнение, обобщение). Подростки стремятся исправить собственные недостатки и недостатки товарища и друга. Специфической особенностью личностного общения как деятельности является то, что подростки в полном смысле слова воспитывают друг друга. Каждый из подростков ставит по отношению к другому целую систему определенных требований и следит за их выполнением. Если эти требования не соблюдаются, то сильнейшим средством наказания является отказ от общения и изоляция. Эта деятельность является практикой овладения нормами особого типа взаимоотношений - личностными. Овладение нормами дружбы является важным достоянием подросткового возраста и психического развития человека в целом, поскольку готовит его к дальнейшей социализации в обществе.
Особенностью каждого возрастного периода является становление психологических новообразований. Подростковый возраст характеризуется следующими новообразованиями:
- Чувство взрослости;
- Стремление к самоутверждению;
- Формирование нравственных взглядов и ценностей;
- Перестройка отношений с взрослыми;
- Дальнейшее развитие самооценки и самосознания;
- Развитие интереса к другому полу [5].
Центральным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Это становление готовности к жизни в мире взрослых, а оно предусматривает развитие объективной и субъективной готовности к усвоению общественных требований к жизни и деятельности в обществе.
Первые проявления взрослости отличаются от ее развитых форм и часто проявляются в неприятных для взрослых формах поведения. Но это и есть то новое, ориентированное в будущее чувство взрослости, которое необходимо использовать в воспитании подростков.
Основой чувства взрослости является представление подростка о себе не как о ребенке, а как о взрослом. Подросток стремится быть и считаться взрослым. Своеобразием этой особенности является то, что у подростка еще отсутствует чувство полной взрослости, но есть потребность в его признании со стороны окружающих. Чувство взрослости обусловливают две группы явлений.
Первая группа явлений. У подростков наблюдаются значительные изменения в физическом развитии и половом созревании. Они объективно делают подростка взрослее и формируют у него субъективное представление о своей взрослости.
Вторая группа явлений. Система социальных отношений с взрослыми характеризуется моралью ребенка (послушанием), не воспринимается подростками. Взрослые требуют от подростков большего участия в работе и адресуют им больше обязанностей.
Чувство взрослости является специфическим новообразованием самосознания. Оно отражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и окружающему миру. Специфическая социальная активность подростка заключается в сензитивности по отношению к нормам, ценностям, способам поведения и деятельности, которые существуют в мире взрослых и их взаимоотношениях [13].
При всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) отрочество имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает.
1.2. Феномен «Образ-Я» в психологии
«Образ Я» (или Я-образ) - глубинная сущность человека, его самость, единство всех сторон, отраженное в сознании в качестве его основных составляющих, итоговое представление о себе, результат работы над познанием себя, формированием отношения к себе, осмыслением свое роли на каждом жизненном этапе.
Образ Я является регулятивным механизмом психической жизни, мотивационным ядром личности [19]. Это ядро сознания и осознания всех психических явлений, внутреннего и внешнего бытия человека в их интегральности, цельности. В структуре Я-образа четко просматривается два компонента:
• действующий, субстанциональный компонент, отражающий его субъективную сторону
• компонент рефлексивный, в котором кристаллизуется объективная его сторона, то есть представление человека о самом себе.
Традиционно в Образе Я выделяют, кроме когнитивного (познавательного) и поведенческого (действующего), также аффективный (эмоциональный) компонент [10].
Среди различных типов Я-образа в психологической литературе, наиболее известные Я-реальное и Я-идеальное. В зависимости от критериев можно также выделить Я-прошлое, Я-сегодняшнее Я-будущее, Я-семейное, Я-материальное, Я-социальное Я-духовное, Я-наличное, Я-желаемое. У человека существует множество Я, которыедаже могут быть в конфликте друг с другом. То, кем человек хотел бы себя видеть (Я-идеальное), то, что она о себе думает (Я-субъективное), и то, что о ней думают другие (Я-зеркальное), и то, какой он является в действительности (Я-объективное), довольно редко совпадают.
Образ Я может иметь высокую или низкую устойчивость на различных возрастных этапах у разных людей. Когда в кризисных ситуациях возникает угроза устойчивости Я-образа, переживаемого при этом очень болезненно, токак правило, срабатывают механизмы психологической защиты.
Понятие Образа-Я является ключевым в ведущих психотерапевтических направлениях. Психотерапия, предложенная К. Роджесом [20], направлена на то, чтобы, во-первых, сформировать у личности новый, более адекватный образ самого себя; во-вторых, сделать его более реальным, более соответствующим возможностям человека, чем его Я-идеальное; и в-третьих, создать теплый психотерапавтический микроклимат, благодаря которому человек создает положительное отношение к себе, что является несомненным условием развития, эффективного самоконтроля и организованности поведения. А чтобы человеку подняться еще выше, ему надо осознать свои достоинства и недостатки, принять их как должное и начать работать над собой.
Я-образ не является чем-то застывшим. Это довольно динамическое образование. Психические образы личных качеств меняются в процессе развития человека в соответствии с изменением когнитивных возможностей и форм социальных взаимодействий. Это обусловлено, по крайней мере, способностью человека разделять то, каким он хотела бы быть, от того, каким он является в действительности, или в целом видеть разницу между реальным и воображаемым. Во взрослом возрасте у психически здорового человека развита способность распознавать абстрактные качества собственной личности и находить связи между ними.
1.3. Формирование и развитие Я-концепции
Одной из ведущих тем социально-психологических исследований является формирование и развитие Я-концепция личности. На сегодняшний день неоднократно выделяется важность целостности личности как непременного условия эффективной жизни человека».
Существует много научных подходов по проблеме Я-концепции и механизмов ее формирования. Представление о формировании Я-концепции личности, в частности начального периода жизни, находится под влиянием теории Фрейда [27]. В теории указывается на символические отношения между матерью и маленьким ребенком, в которых они объединяются в единое целое и отсутствие чувства разделенности. З. Фрейд считал, что в начале своего развития ребенок не осознает себя отдельным от матери существом, и только постепенно с ростом и развитием ребенок понимает, что он отличается от матери..
Однако больше повлияли на представление о структуре Я-концепции работы американского психолога Уильяма Джеймса, в которых проводится различие между двумя аспектами себя – субъективным Я и объективным Я [9].
Представление о себе не возникает сразу, а складывается постепенно в течение жизни индивида под влиянием многочисленных социальных влияний. Существуют различные взгляды относительно изначального момента или критерия появления самосознания в онтогенезе. Начало становления самосознания И.М. Сеченов [23] связывает с тем моментом, когда ребенок выделяет себя из окружающего мира, начинает отличать самоощущение (которые поступают от собственного тела) от ощущений (которые возникают вследствие воздействия на него окружения). Б. Ананьев [2] считал моментом возникновения самосознания тот период, когда индивид выделяет себя как субъекта своих действий. С.Л. Рубинштейн [21] полагал, что это момент, когда ребенок становится самостоятельным субъектом различных действий. Тогда у него формируются первые представления о своем «Я».
Итак, формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов. В первые месяцы задача ребенка заключается в координации различных источников информации о своих собственных действиях и влияние на них. В первый год жизни младенец осознает себя как субъекта, способного организовать события вокруг себя. Альберт Бандура [6] подчеркивает, что основы чувства самоэффективности образуются на первом году жизни, когда младенец понимает, что может контролировать события в окружающем мире. Пиаже также считал, что решающим в развитии субъективного Я является понимания постоянства объектов, понимание того, что родители продолжают существовать даже тогда, когда они находятся вне поля зрения.
Вторым важным шагом для ребенка становится понимание того, что он тоже объект в окружающем мире и поэтому имеет определенные качества и свойства. Как только у ребенка появляется самосознание, меняется спектр проявлений его поведения, ребенок начинает настаивать на самостоятельном выполнении действий. Другим следствием проявления у ребенка самосознания становится выражение таких эмоций, как смущение, гордость или стыд. Появление таких эмоций происходит в результате осознания отдельных стандартов поведения и сравнение себя с этими стандартами.
В период начальной школы Я-концепция из перечня конкретных определений постепенно перерастает в более сравнительное и обобщенное самоопределение. Ребенок школьного возраста начинает рассматривать собственные качества и качества других людей как относительно стабильные. В этом возрасте формируется глобальное чувство самоценности. Развитие Я-концепции включает в себя не только фиксацию картины себя («я - ребенок»), но еще оценочный аспект этой картины (я - послушный ребенок). Развитие Я находится во взаимосвязи и взаимозависимости с самооценкой [32].
Из дифференцированных оценок своих собственных качеств, из различных проявлений в различных сферах в период начальной и средней школы, постепенно формируется глобальная оценка себя - самооценка, которая не является суммой всех отдельных оценок. Сначала каждый ребенок в той или иной степени испытывает чувство противоречия между тем, кем, по его мнению, он является и тем, кем он хотел стать - между идеальным Я и восприятием своего реального Я. Самооценка выступает результатом анализа сравнения желаемых или значимых качеств с наличными. Стандарты оценки не одинаковы для всех и зависят от того, что является ценностью.
Обращают на себя внимание рассуждения Карла Рождерса об особенностях процесса формирования ценностей ребенка. Исследователь указывал, что сущностным элементом структуры Я, определяющим начало его формирования, являются установки значимых людей. Так, «родительские установки не просто усваиваются путем интроекции, перенесения внутрь, а переживаются не как установки другого человека, а так как если бы они основывались на достоверности собственных внешних и внутренних ощущений. Структура Я вырастает из двух источников - непосредственного опыта индивида и искаженной символизации сенсорных реакций, что ведет к интроекции ценностей и понятий якобы основанных на собственном опыте [20].
Самооценка является продуктом соотношение себя со своими ценностями. Если Я-концепция согласуется с ценностями, то самооценка будет высокая. Многие исследователи обращают внимание на то, что - люди, которые причиняют беспокойство обществу, как правило – с низкой самооценкой.
Следует отметить, что усвоение ценностей и принятие Я-образа с оценочным к нему отношением возможно только через воссоздание этой ценности или системы ценностей и развертывания собственной деятельности в соответствии с этим «Я» [24].
Вопросы формирования, становления, изменения Я-концепции затрагивают и аспект еекачественного наполнения. Как отмечает И.С. Кон, разнообразные Я у разных людей или на разных этапах у одного человека могут различаться по содержанию и направленности (негативное, положительное, амбивалентное) [12; 14]. На сегодняшний день нет единого подхода среди авторов в ходе решения вопроса и раскрытия понятия «негативной/позитивной Я-концепции». Так, Я-концепция может быть отрицательной через рассмотрение отдельных компонентов (когда ее некоторые компоненты играют негативную роль) или всей глобальной концепции (отсутствие возможностей развития, влияние на организацию поведения). Разница обусловлена представлениями о ее структуре и еще тем, что берется за основу и выступает критерием подходов (компоненты, уровни, степень связи и развития содержательных компонентов и т.д.).
К. Роджерс является одним из тех немногих исследователей, кто рассматривает Я-концепцию личности в целом, в зависимости от того, какое положительное внимание чувствовал человек в течение жизни. Согласно К. Роджерсу, существует два противоположных типа: "полноценно функционирующая личность" и "приспособленная личность" [20].
К первому типу относится человек, получивший безусловное положительное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, творческое мышление), организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).
Исследователь подчеркивает соответствие Я-концепции личности ее опыту как главного условия для становления «полноценно функционирующей личности». Условия ценностного отношения к ребенку, когда ребенок начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку других людей, наносит ущерб его становлению как полноценно функционирующего человека. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности. Состояние несоответствия "Я" и пережитого опыта, появление ложного Я, нереального образ Я, который проецируется наружу является серьезным препятствием в развитии психологической зрелости. Гармоничной концепция является тогда, когда человек принимает себя таким, какой он есть на самом деле, и при появлении и выражении своих сложных внутренних процессов он доверяет им и высоко их ценит, достаточно доверяет своему собственному восприятию жизни.
Стоит отметить, что рассмотренные подходы фокусируются на предметном и качественном наполнении образа Я личности. Взгляд на Я-концепцию не только с точки зрения ее наполнения, но и на то, каким образом человек воспринимает себя, встраивает себя в свою картину мира, связывает ее со смыслом своего существования, остается почти не представленным в психологии. В самом понятии «концепция» указывается на функциональное ее назначение - «определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, руководящая идея, ведущий замысел, определяющий стратегию действий». Я-концепция является не просто совокупностью Я-Образов и отношения к ним, но и таким восприятием себя, которое является основой определенной самостоятельной сущности жизнедеятельности человека. Наряду с этим она определяет отношение человека к окружающему миру в целом, что проявляется в действиях и поведении личности [1; 31].
С учетом вышесказанного, представление негативности/позивностиЯ-концепции возможно не через обращение к отдельным ее составляющим, а к определению всей целостной структуры, что имеет отражение в качестве жизни и жизненных целях. В соответствии с этим, положительная Я-концепция поддерживает стремление к улучшению качества жизни, реализации собственных целей, четком представлении жизненных перспектив. Данная концепция будет положительной, когда она приводит к личностному росту, эффективным взаимоотношениям. Личность успешно и конструктивно реализует собственные потребности в социуме, находит «свое место» тогда, когда, как утверждал К. Рождерс, человек «чувствует растущую гордость за себя как чувствительного, открытого, реалистичного, внутренне управляющего собой представителя человеческого рода, который мужественно и творчески приспосабливается к сложностям изменяющейся ситуации».
Выводы по 1 главе
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценки и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Я-концепция играет важную роль в формировании целостной личности, детерминирует активность субъекта, его отношения с окружающими. Я-концепция не просто предоставляет индивиду знание себя, а помогает выработать эффективные поведенческие стратегии.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ И САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация исследования
Нами была сформулирована следующая концепция эмпирического исследования.
Цель исследования: изучить особенности Я-концепции и самооценки в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Определить особенности Я-концепции и самооценки подростков
2. Определить особенности взаимосвязи между самооценкой и эмоциональным компонентом самосознания.
3. Обобщить полученные результаты, сделать выводы.
Объект исследования: самооценка подростка.
Предмет исследования: взаимосвязь Я-концепции и самооценки в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем развития самооценки и эмоциональным компонентом самосознания.
Выборка. В исследовании приняли участие 20 подростков в возрасте от 13 до 15 лет (10 – мальчики и 10 девочки). Выборка является случайной, не связанной между собой дружескими или социальными связями (испытуемые не являются членами одного коллектива). Отсутствие связей между участниками исследования способствует большой объективности исследования, т.к. испытуемые или какие-либо групповые нормы не оказывали влияние на результаты исследования.
2.2. Методы исследования
В качестве методов исследования были выбраны:
- Методика исследования самооценки С. Будасси;
- Методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку.
Ниже мы рассмотрим методы исследования и обоснование их выбора.
Методика исследования самооценки С. Будасси. Данная позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. Также она может служить методикой измерения содержания Я-концепции, поскольку в основе данной методики лежит способ ранжирования перечня личностных качеств. Задача испытуемого – расставить личностные качества сначала в том порядке, в котором они ему нравятся (идеальное Я), а потом в том порядке, в котором они присущие ему самому (реальное Я). После этого подсчитывается коэффициент корреляции Спирмена между двумя ранжировками. Чем выше полученное значение, тем больше совпадение между «реальным Я» и эталоном, и соответственно, тем выше самооценка.
Так как эта методика имеет очень широкое применение, то существует различные модификации этой методики, которые различаются по количеству характеристик личности и инструкции к проведению. Многое зависит от того, является ли диагностика по этой методике индивидуальной или коллективной, и есть ли необходимость сопоставлять данные респондентов между собой. Поскольку в данной работе мы преследовали цель сопоставления индивидуальных результатов испытуемых, то перечень личностных качеств был унифицирован, т.е. он был одинаковым для всех и состоял из 20 характеристик, среди которых 8 – положительные, 4 – нейтральные и 8 – отрицательные. Таким образом, стимулы в методике были сбалансированы, что позволяет получить наиболее адекватное представление о самооценке и Я-концепции испытуемых.
Методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку. Эта методика использовалась в своем стандартном варианте. Она включает 40 утверждений, которые касаются 4 видов психических состояний: тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Поскольку данные психические состояния могут иметь как кратковременный, так продолжительный характер, они тесно связаны с личностными качествами человека (например, тревожность, агрессивность и ригидность могут быть личностными качествами), то данные психические состояния могут также выступать эмоциональным компонентом самосознания.
2.3. Результаты исследования и их обсуждение
Сначала испытуемые заполняли бланк методики диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку, т.к. она более нейтральна в отношении личностного самораскрытия и содержит вопросы, относящиеся к разным явлениям. После этого испытуемые заполняли бланки методики самооценки Будасси.
Большинство испытуемых по нормам, составленным к методике Будасси, показали адекватную и достаточно высокую самооценку. Низкая самооценка (по нормам Будасси) встретилась только в 1 случае из 20-ти.
Что касается шкал методики Айзенка, то разброс значений по всем шкала оказался довольно широким, соответствующим нормам по данной методике. Полученные результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты исследования
№ |
Шкалы методики Айзенка |
Самооценка |
|||
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессивность |
Ригидность |
||
ВТ |
6 |
8 |
5 |
6 |
0,75 |
МА |
12 |
6 |
7 |
9 |
0,74 |
ЛД |
7 |
7 |
2 |
13 |
0,66 |
СЕ |
13 |
14 |
5 |
12 |
0,64 |
ЛК |
11 |
9 |
14 |
13 |
0,61 |
БА |
12 |
7 |
15 |
14 |
0,54 |
КЕ |
3 |
0 |
13 |
11 |
0,49 |
ШС |
5 |
14 |
15 |
14 |
0,48 |
ОД |
10 |
12 |
4 |
12 |
0,43 |
ГН |
4 |
6 |
4 |
9 |
0,42 |
БД |
7 |
6 |
13 |
10 |
0,37 |
ЧЮ |
5 |
5 |
2 |
13 |
0,36 |
ДМ |
5 |
1 |
11 |
9 |
0,30 |
СД |
5 |
6 |
9 |
7 |
0,27 |
БН |
7 |
8 |
19 |
12 |
0,22 |
КЕ |
6 |
10 |
8 |
10 |
0,21 |
ШН |
14 |
15 |
12 |
12 |
0,15 |
ПАВ |
3 |
8 |
15 |
8 |
0,12 |
КН |
13 |
12 |
11 |
15 |
0,11 |
ВЕ |
9 |
8 |
9 |
6 |
-0,20 |
Поскольку целью исследования являлось изучение взаимосвязи, то методом статистической обработки данных выступил коэффициент корреляции r-Пирсона. В таблице 2. приведены значения коэффициента корреляции между всеми шкалами обоих экспериментальных методик.
Таблица 2.
Коэффициенты корреляции Пирсона между шкалами методик
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессивность |
Ригидность |
Самооценка |
|
Тревожность |
1,000 |
0,579 |
0,003 |
0,399 |
0,077 |
Фрустрация |
0,579 |
1,000 |
0,013 |
0,358 |
-0,094 |
Агрессивность |
0,003 |
0,013 |
1,000 |
0,168 |
-0,306 |
Ригидность |
0,399 |
0,358 |
0,168 |
1,000 |
0,196 |
Самооценка |
0,077 |
-0,094 |
-0,306 |
0,196 |
1,000 |
По результатам корреляционного анализа следует сказать, что явной функциональной взаимосвязи между психическими состояниями и самооценкой не выявлено. При этом на уровне тенденции можно отметить отрицательную взаимосвязь между агрессией и самооценкой – чем ниже самооценка, тем выше агрессивность. Также присутствует положительная связь между самооценкой и ригидностью – более упрямые и настойчивые подростки склонны выше оценивать себя. Однако данные корреляции не достигли статистического уровня значимости, поэтому мы полагаем, что для подтверждения взаимосвязи между самооценкой и психическими состояниями требуется проведение более объемного исследования.
На следующем этапе обработки результатов мы определили параметры распределения по всем шкалам эмпирических методик, а потом разделили испытуемых на группы с разным уровнем самооценки, с целью определения того, какие средние значения психических состояний получатся в каждой группе.
В таблице 3. приведены параметры распределения по исследуемым шкалам. Средний уровень самооценки в выборке оказался в пределах 0,383, что соответствует среднему статистическому значению для данной методики.
Таблица 3.
Параметры распределения значений по шкалам экспериментальных методик
Шкалы |
среднее арифметическое |
минимум |
максимум |
стандартное отклонение |
Тревожность |
7,85 |
3 |
14 |
3,59 |
Фрустрация |
8,1 |
0 |
15 |
3,96 |
Агрессивность |
9,65 |
2 |
19 |
4,91 |
Ригидность |
10,75 |
6 |
15 |
2,69 |
Самооценка |
0,38275 |
-0,2015 |
0,7525 |
0,24 |
Поскольку выборка в нашем исследовании небольшая, и в ней почти не встречаются крайние значения самооценки, то было решено разделить выборку на три части в соответствии с распределением значений внутри выборки, таким образом, чтобы получились, по крайней мере, три группы: с высокими, средними и низки значениями самооценки. Наиболее удачным критерием разделения на группы в данном случае выступает значение равное половине стандартного отклонения. Таким образом, верхняя граница разделения на группы будет составлять 0,38 + ½*0,24 = 0,50, а нижняя граница 0,38 – ½*0,24 = 0,26.
Благодаря такому подходу группы получаются почти одинаковыми по численности, и при этом среднегрупповые значения самооценки в разных группах сильно отличаются друг от друга (см. табл. 4-6)
Таблица 4.
Распределение значений в группе с высокой самооценкой
Шкалы |
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессивность |
Ригидность |
Самооценка |
ВТ |
6 |
8 |
5 |
6 |
0,75 |
МА |
12 |
6 |
7 |
9 |
0,74 |
ЛД |
7 |
7 |
2 |
13 |
0,66 |
СЕ |
13 |
14 |
5 |
12 |
0,64 |
ЛК |
11 |
9 |
14 |
13 |
0,61 |
БА |
12 |
7 |
15 |
14 |
0,54 |
средние |
10,17 |
8,50 |
8,00 |
11,17 |
0,66 |
Группа с высокими значениями самооценки характеризуется широкими вариациями агрессивности (табл. 4). Такая же особенность у группы со средними значениями (табл. 5).
Таблица 5.
Распределение значений в группе со средней самооценкой
Шкалы |
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессивность |
Ригидность |
Самооценка |
КЕ |
3 |
0 |
13 |
11 |
0,49 |
ШС |
5 |
14 |
15 |
14 |
0,48 |
ОД |
10 |
12 |
4 |
12 |
0,43 |
ГН |
4 |
6 |
4 |
9 |
0,42 |
БД |
7 |
6 |
13 |
10 |
0,37 |
ЧЮ |
5 |
5 |
2 |
13 |
0,36 |
ДМ |
5 |
1 |
11 |
9 |
0,30 |
средние |
5,57 |
6,29 |
8,86 |
11,14 |
0,41 |
Что касается группы с низкими значениями самооценки, то здесь можно чаще встретить средние и повышенные значения такого состояния как агрессия.
Таблица 6.
Распределение значений в группе с низкой самооценкой
Шкалы |
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессивность |
Ригидность |
Самооценка |
СД |
5 |
6 |
9 |
7 |
0,27 |
БН |
7 |
8 |
19 |
12 |
0,22 |
КЕ |
6 |
10 |
8 |
10 |
0,21 |
ШН |
14 |
15 |
12 |
12 |
0,15 |
ПАВ |
3 |
8 |
15 |
8 |
0,12 |
КН |
13 |
12 |
11 |
15 |
0,11 |
ВЕ |
9 |
8 |
9 |
6 |
-0,20 |
средние |
8,14 |
9,57 |
11,86 |
10,00 |
0,13 |
В дальнейшем среднегрупповые значения по шкалам методики Айзенка и методики Будасси были сведены в общую таблицу (табл. 7).
Таблица 7.
Среднегрупповые значения по шкалам методики Айзенка в зависимости от самооценки по методике Будасси
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессивность |
Ригидность |
|
Группа с высокой самооценкой |
10,17 |
8,50 |
8,00 |
11,17 |
Группа со средней самооценкой |
5,57 |
6,29 |
8,86 |
11,14 |
Группа с низкой самооценкой |
8,14 |
9,57 |
11,86 |
10,00 |
Судя по данным в таблице 7 видно, что агрессивность постепенно возрастает по мере снижения самооценки. Хотя в данном случае может быть и другое объяснение – низкая самооценка приводит к повышенной агрессии. Причем такая зависимость касается агрессивности в большей степени, чем других эмоциональных состояний, что хорошо видно на рис. 2.
Рис.1. Уровень психических состояний в группах с разным уровнем самооценки.
Также можно заметить, что по мере снижения самооценки снижается ригидность. Хотя ригидность считается негативным состоянием и качеством личности, ее снижение в подростковом возрасте может означать высокую податливость влиянию извне, что негативно сказывается на самооценке.
Еще одной особенностью является высокая тревожность при высокой самооценке. Подростки с высокой самооценкой очень дорожат мнением окружающих о себе, что приводит их к повышенной тревожности.
Если представить данные в виде динамики изменений эмоциональных состояний в зависимости от самооценки, то становится хорошо видно, каким образом самооценка влияние на изменение психических состояний
Таблица 8.
Значения по шкалам методики Айзенка в группах испытуемых с разным уровнем самооценки по методике Будасси
Группа с высокой самооценкой |
Группа со средней самооценкой |
Группа с низкой самооценкой |
|
Тревожность |
10,2 |
5,6 |
8,1 |
Фрустрация |
8,5 |
6,3 |
9,6 |
Агрессивность |
8,0 |
8,9 |
11,9 |
Ригидность |
11,2 |
11,1 |
10,0 |
На рис. 2 видно не только то, что агрессивность возрастает у группы с низкой самооценкой, но также видно и то, что у группы с низкой самооценкой выше, чем в других группах фрустрация, что подтверждает данные о том, что фрустрация и агрессия – тесно связанные явления.
Сравнивая группу с низкой самооценкой и группу с высокой самооценкой можно заметить, что у группы с низкой самооценкой ниже ригидность и меньше тревожность, а значит, эта группа меньше заботиться о соблюдении социальных норм (как бы легче относится к их нарушению).
Рис.2. Зависимость психических состояний от самооценки
В данном случае видно, что наиболее высокая самооценка в группе с низким уровнем агрессии, но дело в том, что при высоком уровне агрессии также самооценка не является низкой, она скорее стремится к повышению по сравнению со среднестатическими данными. Возможно, этим объясняется то, что подростки, склонные к оппозиции по отношению к окружающим, обладающие высоким уровнем критичности или негативизма (т.е. высоким уровнем вербальной агрессии), тем не менее, высоко оценивают себя вопреки мнению окружающих о них.
Выводы по 2 главе
На основании полученных результатов мы можем сделать вывод о подтверждении гипотезы о связи между уровнем развития самооценки и эмоциональным компонентом самосознания. Самооценка и эмоциональный компонент самосознания связаны следующим образом:
- в группе с высокой самооценкой доминируют такие состояния как ригидность (настойчивость, граничащая с упрямством), повышенная тревожность, связанная с опасением потерять доверие окружающих, низкая фрустрация и низкая агрессия
- в группе со средней самооценкой – низкая тревожность, низкая фрустарция но повышенная агрессивность и ригидность
- в группе с низкой самооценкой – средний уровень тревожности, но высокая фрустрация и высокая агрессивность.
Таким образом, можно сказать, что самооценка и психические состояния в подростковом возрасте носят достаточно сложный характер, однако бесспорным является то, что каждый подросток нуждается в психологическом подходе в зависимости от уровня его самооценки, т.к. от этого зависит развитие его эмоциональной сферы личности.
Заключение
В ходе проведённого теоретического и эмпирического исследования особенностей развития Я-концепции в подростковом возрасте были решены поставленные в данной работе задачи, что позволяет сделать следующие выводы.
Анализ психологической литературы показал, что среди наиболее актуальных проблем, возникающих в период подросткового возраста, особое место занимают проблемы, связанные с развитием Я-концепции и самооценки, как ключевых компонентов в развитии личности и поведения подростка. Особое место в развитии самосознания подростка занимает эмоциональный компонент самосознания, который выражается в различных психических и эмоциональных состояниях.
На основании полученных нами результатов и их анализа, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами в ходе исследования экспериментальная гипотеза о связи самооценки и эмоционального компонента самосознания подтвердилась. Более конкретно:
- в группе с высокой самооценкой доминируют такие состояния как ригидность (настойчивость, граничащая с упрямством), повышенная тревожность, связанная с опасением потерять доверие окружающих, низкая фрустрация и низкая агрессия
- в группе со средней самооценкой – низкая тревожность, низкая фрустарция но повышенная агрессивность и ригидность
- в группе с низкой самооценкой – средний уровень тревожности, но высокая фрустрация и высокая агрессивность.
Полученные результаты нашего исследования могут оказать помощь родителям и педагогам в организации воспитательной работы среди мальчиков и девочек подросткового возраста, имеющей своей целью коррекции их самооценки, тревожного и агрессивного поведения.
Литература
1. Агапов, B.C. Сущностная характеристика «Я» - концепции / В.С. Агапов. - М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2001. - 40 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.– СПб: Питер, 2002. - 339 с.
3. Андреас С. Трансформация Я / С. Андреас; пер. с англ. – Прайм-Еврознак, 2004.– 236 с.
4. Антонова, Н.В. Самоопределени1;е как механизм развития идентичности / Н.В. Антонова, В.В. Белоусова // Вестник МГГУ. Педагогика и психология. – 2011. − № 2. − С. 79 - 110.
5. Араканцева, Т.А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки / Т.А. Араканцева, Е.А. Дубовская // Мир психологии. - 1999. - №3. - С. 147-155.
6. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура; пер. с англ. Н.Н. Чубарь. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
7. Бернс, Р.Б. Что такое «Я» - концепция / Р.Б. Бёрнс. // Психология самосознания: Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 2000. - 392 с.
8. Бернс Р. Я-концепция и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — 423 с.
9. Джеймс У. Психология / У. Джеймс; пер. с англ. — М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
10. Дмитрова Т.В. Образ "Я" как регулятор межличностных отношений в юношеском возрасте: дисс. кандидата психолог.наук: 19.00. 01. – К., 1993. – 187с.
11. Дорожевец, А.Н. Искажение образа физического «Я» у больных ожирением и нервной анорексией /А.Н. Дорожевец: Автореф. … канд. дисс. - М., 1986. – 20 с.
12. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. –368 с.
13. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание /И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 151 с.
14. Кон, И.С. Проблема «Я» в психологии /И.С. Кон // Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах, 2000. – 96 с.
15. Крэйн, У. Психология развития человека: 25 главных теорий / У. Крэйн. –СПб.: Всадник, 2007. –249с.
16. Куненкова, С.А. Критерии, показатели и уровни развития самооценки в структуре «Я»-концепции подростка / С.А. Куненкова. - М.: МОСУ, МАИ, 2004. - 133 с.
17. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2008. – 896 с.
18. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с.
19. Петрова, С.М. Мотивационная обусловленность «Я»-концепции личности в юношеском возрасте: Дис. …канд. психол. наук/ С.М. Петрова. - СПб., 1999. - 191 с.
20. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия / К. Роджерс; пер. с англ. В.В. Лях, А.П. Хомик. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер. — 1997. – 317 с.
21. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 512с.
22. Рубинштейн, C.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. – 592 с.
23. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические труды/ И.М. Сеченов. – М., 1947. – 452с.
24. Соколова, Е.Т. «Я»-образ тела / Е.Т. Соколова // Психология самосознания: Хрестоматия. / Под.ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 406-422.
25. Степанов В. Г. Психология трудных школьников (Учебное пособие для учителей и родителей): М, Академия, 1996. – 54 с.
26. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 286 с.
27. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.: Просвещение, 2012. - 448 с.
28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с.
29. Цуркин, В.А. Особенности физического «Я» у лиц с разными типами привязанности к матери В.А. Цуркин, Т.Н.Разуваева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 27(170). Выпуск 20. –С. 308 -313.
30. Цуркин, В.А. Когнитивный компонент образа физического Я у лиц с разными типами привязанности к матери / В.А. Цуркин, Т.Н. Разуваева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. - № 13. –Выпуск 22. –С. 369-381.
31. Черкашина, А. Г. Образ «Я» в самоотношении девушек 17-18 лет: монография. / А.Г. Черкашина. —Самара : Изд-во ПГСГА, 2012. – 80 с.
32. Чеснокова, И.И.. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 2001, - 144 с.
33. Чеснокова, И.И.. Самосознание личности. Теоретические проблемы психологии личности / И.И. Чеснокова. - М.: Просвещение, 2004. - 225 с.
34. Чеснокова, И.И.. Особенности развития самосознания / И.И. Чеснокова. - М.: Академия, 2004. –267 с.
35. Шибутани, Т. «Я»-концепция / Т. Шибутани // Психология самосознания / Под ред Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 2000. –245 с.
36. Шорохова, Е.В. Проблема «Я» и самосознание / Е.В. Шорохова // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. Март-апрель / Под ред. В.М. Банщикова. - М., 1966. –С. 600 –615.
37. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис /Э. Эриксон. - М.: Мысль, 2004. - 352 с.
Приложение 1 Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси
Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.
Текст методики
1. Аккуратность |
17. Легковерие |
33. Педантичность |
2. Беспечность |
18. Медлительность |
34. Радушие |
3. Вдумчивость |
19. Мечтательность |
35. Развязность |
4. Восприимчивость |
20. Мнительность |
36. Рассудительность |
5. Вспыльчивость |
21. Мстительность |
37. Самокритичность |
6. Гордость |
22. Надежность |
38. Сдержанность |
7. Грубость |
23. Настойчивость |
39. Справедливость |
8. Гуманность |
24. Нежность |
40. Сострадание |
9. Доброта |
25. Нерешительность |
41. Стыдливость |
10. Жизнерадостность |
26. Несдержанность |
42. Практичность |
11. Заботливость |
27. Обаяние |
43. Трудолюбие |
12. Завистливость |
28. Обидчивость |
44. Трусость |
13.Застенчивость |
29. Осторожность |
45. Убежденность |
14. Злопамятность |
30. Отзывчивость |
46. Увлеченность |
15. Искренность |
31. Подозрительность |
47. Черствость |
16. Капризность |
32. Принципиальность |
48. Эгоизм |
Из двадцати отобранных
свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на
первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения,
положительные свойства личности, а последними - наименее желательные,
отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т.
д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась
дважды.
Протокол исследования
Номер ранга |
Свойства личности |
Номер ранга |
Разность |
Квадрат разности |
Σ d2 = |
Из отобранных Вами ранее
свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором
расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й
ранг - качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й - качество,
характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите
в протокол исследования.
Обработка результатов
Цель обработки результатов - определение связи между
ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и
«Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой
корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность
рангов d1 - d2 по каждому качеству и занести полученный
результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение
разности рангов d возвести в квадрат (d1 - d2)2 и записать результат в колонке d2.
Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σ d2 и внесите ее в формулу
r = l - 0,00075 x Σ d2,
где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).
Интерпретация результатов
Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в
интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и
не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на
слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека
о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть
обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то
низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление
человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от
+0,38 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я
идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной
самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же
от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение
коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой
отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или
расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он
в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную
самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.
В предложенной методике исследования самооценки ее уровень
и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным.
Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными
независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на
субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые
человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс
самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня
своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем
сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе
самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений
других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка
всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать
адекватность и уровень.
Адекватность самооценивания выражает степень соответствия
представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений.
Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых,
представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно
приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя,
ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к
занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе,
неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.
В процессе формирования Самооценки важную роль играет
сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в
реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую
самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими
характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей
вероятности, будет низкой.
Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с
уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От
самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека
относительно самого себя и других людей.
Отчет по результатам исследования особенностей самооценки
Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования
особенностей самооценки, используя для этого таблицу.
Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки
Уровни выраженности |
Проявления самооценки |
|||
в обыденном поведении |
в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) |
в учебной (профессиональной) деятельности |
||
От +1,0 до + 0,85 |
Самооценка высокая |
|||
От + 0,84 до + 0,53 |
Самооценка высокая |
|||
От + 0,52 до -0,1 |
Самооценка средняя |
|||
От -0,09 до -0,32 |
Самооценка низкая |
|||
От -0,33 до -1,0 |
Самооценка низкая |
Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки
Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают
свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они
могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий
их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость,
самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная
самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают
чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать
следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные
похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания
исключительности, искаженного представления о собственных возможностях,
необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не
склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления,
недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к
принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая
утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность,
надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или
недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в
процесс самовоспитания.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой
более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение
неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью,
противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе.
Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством
личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение,
пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде
человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив.
Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного
и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.
Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые
субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т.
д.
Например, неуверенность выступает в качестве одной из
характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс
самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности,
перспективы и конечный результат.
Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая
равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе
оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности -
уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в
себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать
собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.
Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и
принимать логические решения, последовательно их реализовывать.
Уверенный человек критически относится к допущенным
ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда
вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе
самопознания.
Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не
стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.
Приложение 2 Методика исследования самооценки Г.Айзенка
Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.
№ |
Психические состояния |
Подходит |
Подходит, но не очень |
Не подходит |
2 |
1 |
0 |
||
1. |
Не чувствую в себе уверенности. |
|||
2. |
Часто из-за пустяков краснею. |
|||
3. |
Мой сон беспокоен. |
|||
4. |
Легко впадаю в уныние. |
|||
5. |
Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях. |
|||
6. |
Меня пугают трудности. |
|||
7. |
Люблю копаться в своих недостатках. |
|||
8. |
Меня легко убедить. |
|||
9. |
Я мнительный. |
|||
10. |
С трудом переношу время ожидания. |
|||
11. |
Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход. |
|||
12. |
Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. |
|||
13. |
При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя. |
|||
14. |
Несчастья и неудачи ничему меня не учат. |
|||
15. |
Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной. |
|||
16. |
Я нередко чувствую себя беззащитным. |
|||
17. |
Иногда у меня бывает состояние отчаяния. |
|||
18. |
Чувствую растерянность перед трудностями. |
|||
19. |
В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели. |
|||
20. |
Считаю недостатки своего характера неисправимыми. |
|||
21. |
Оставляю за собой последнее слово. |
|||
22. |
Нередко в разговоре перебиваю собеседника. |
|||
23. |
Меня легко рассердить. |
|||
24. |
Люблю делать замечания другим. |
|||
25. |
Хочу быть авторитетом для окружающих. |
|||
26. |
Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего. |
|||
27. |
Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю. |
|||
28. |
Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять. |
|||
29. |
У меня резкая, грубоватая жестикуляция. |
|||
30. |
Я мстителен. |
|||
31. |
Мне трудно менять привычки. |
|||
32. |
Нелегко переключаю внимание. |
|||
33. |
Очень настороженно отношусь ко всему новому. |
|||
34. |
Меня трудно переубедить. |
|||
35. |
Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться. |
|||
36. |
Нелегко сближаюсь с людьми. |
|||
37. |
Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана. |
|||
38. |
Нередко я проявляю упрямство. |
|||
39. |
Неохотно иду на риск. |
|||
40. |
Резко переживаю отклонения от принятого мною режима. |
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:
I. |
1 — 10 вопросы |
тревожность |
II. |
11 — 20 вопросы |
фрустрация |
III. |
21 — 30 вопросы |
агрессивность |
IV. |
31 — 40 вопросы |
ригидность |
I. Тревожность
0 — 7 баллов |
не тревожные |
8 — 14 баллов |
тревожность средняя, допустимого уровня |
15 — 20 баллов |
очень тревожные |
II. Фрустрация
0 — 7 баллов |
вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей |
8 — 14 баллов |
средний уровень, фрустрация имеет место |
15 — 20 баллов |
у Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач |
III. Агрессивность
0 - 7 баллов |
вы спокойны, выдержаны |
8-14 баллов |
средний уровень |
15 — 20 баллов |
вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми |
IV. Ригидность
0 — 7 баллов |
ригидности нет, легкая переключаемость |
8 — 14 баллов |
средний уровень |
15 — 20 баллов |
сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье |