Титулка
План
1. Психосексуальное развитие.
1.1. Эдипов комплекс.
2. "Бессознательное".
2.1. Ид, Я, Сверх-Я.
2.2. Метод свободных ассоциаций.
Введение
Зигмунд Фрейд – имя, первым приходящее на ум, когда речь заходит о психологии. Фрейд прежде всего известен как основатель психоанализа, теории и одновременно вида терапии, оказавших значительнее влияние на психологию, медицину,социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения ученого на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.
Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка "трёхкомпонентной структурной модели психики" (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
Интересен тот факт, что несмотря на неоспоримое влияние идей и личности Фрейда на психологию, многие исследователи считают его труды интеллектуальным шарлатанством. Практически каждый фундаментальный для фрейдовской теории постулат был подвергнут критике со стороны видных учёных и писателей, что не помешало, однако, выдающемуся австрийскому психиатру и психотерапевту Виктору Франклу в своём труде «Теория и терапия неврозов» признать: «И всё же, как мне кажется, психоанализ будет фундаментом и для психотерапии будущего.[…] Поэтому вклад, внесённый Фрейдом в создание психотерапии, не теряет своей ценности, и сделанное им ни с чем не сравнимо».
За свою жизнь Фрейд написал и опубликовал огромное количество научных работ — полное собрание его сочинений составляет 24 тома. Он имел звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университета Кларка и являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премий и почётным членом обществ. Не только о психоанализе, но и о самом учёном выпущено множество биографических книг. Каждый год о Фрейде издаётся больше работ, чем о любом другом теоретике психологии.
Мы же сделаем обзор на его учения о "бессознательном" и психосексуальном развитии человека – одних из важнейших элементов функционирования человеческого общества.
1. Психосексуальное развитие личности
Психосексуальное развитие - процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций.
Фазы развития - это этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера. То есть, Фрейд считал, что они играют большую роль в развитии индивидуальности и продолжают влиять на поведение всей жизни.
Если эти психосексуальные стадии закончены успешно, результат —здоровая индивидуальность. Если определенные вопросы не решены на соответствующей стадии, фиксация может произойти. Фиксация — постоянное внимание на более раннюю психосексуальную стадию. Пока этот конфликт не решен, человек останется «прикрепленным» на этой стадии. Например, человек, который зафиксирован в оральной стадии, может сверхзависеть от других и может искать устную стимуляцию посредством курения, питья или еды.
Оральная стадия.
ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА.
Во время оральной стадии основной источник младенца взаимодействия происходит через рот. Этот орган жизненно важен для того, чтобы поесть, и младенец получает удовольствие от устной стимуляции до приятных действий, таких как дегустация и всасывание. Поскольку младенец полностью зависит от смотрителей (кто ответственен за кормление ребенка), младенец также развивает чувство доверия и комфорт через эту устную стимуляцию.
Основной конфликт на данном этапе — процесс отнимания от груди — ребенок должен стать менее зависящим от смотрителей. Если бы фиксация происходит на данном этапе, Фрейд полагал, что у человека были бы проблемы с зависимостью или агрессией. Устная фиксация может привести к проблемам с питьем, едой, курением или привычкой грызть ногти.
Анальная стадия
ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: 1 — 3 ГОДА
Во время анальной стадии Фрейд полагал, что основное внимание либидо было на управлении мочевым пузырем и испражнениями. Главный конфликт на данном этапе «туалетное обучение» ребенок должен учиться управлять его или ее физическими потребностями. Развитие этого контроля приводит к удовлетворению и независимости.
Согласно Фрейду, успех на данном этапе зависит от пути, которым родители приближаются к туалетному обучению. Родители, которые используют похвалу и вознаграждения за использование туалета в подходящее время, поощряют положительные результаты и помогают детям чувствовать себя способными и производительными.Фрейд полагал, что положительные события во время этой стадии служили основанием для людей, чтобы стать компетентными, производительными и творческими взрослыми.
Однако, не все родители оказывают поддержку, в которой дети нуждаются во время этой стадии. Некоторые вместо этого наказывают, высмеивают или позорят ребенка. Согласно Фрейду, несоответствующие родительские ответы могут привести к отрицательным результатам. Если родители слишком снисходительны, развивается анально-изгоняющая, то есть, грязная, расточительная или разрушительная индивидуальность. Если родители слишком строги или начинают туалетное обучение слишком рано, Фрейд полагал, что развивается анально-сохраняющая индивидуальность, в котором человек строгий, аккуратный, твердый и одержимый.
Фаллическая стадия (2.1.)
ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
Во время фаллической стадии основное внимание либидо находится на гениталиях. В этом возрасте дети также начинают обнаруживать различия между мужчинами и женщинами.
Фрейд также полагал, что мальчики начинают рассматривать своих отцов как конкурента для привязанностей матери. Эдипов комплекс описывает эти чувства желания обладать матерью и желанием заменить отца. Однако, ребенок также боится, что будет наказан отцом за эти чувства.
Термин "комплекс Электры" был использован для ощущений, испытываемых девочками.
В конечном счете ребенок начинает идентифицировать с однополым родителем как средство опосредованного обладания другим родителем. Для девочек, однако, Фрейд полагал, что зависть члена полностью никогда не решалась и что все женщины остаются несколько зафиксированными на этой стадии. С другой стороны, он писал: "Теория ориентирована почти исключительно на мужское развитие, мало говорится о женском психосексуальном развитии".
Латентный период
ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: ОТ 6 ЛЕТ К ПОЛОВОЙ ЗРЕЛОСТИ
Во время скрытого периода подавлены интересы либидо. Развитие эго исупер-эго способствует этому периоду спокойствия. Стадия начинается во время, когда дети вступают в школу и становятся более заинтересованными отношениями со сверстниками, хобби и другими интересами.
Латентный период — время исследования, в котором все еще присутствует сексуальная энергия, но это направлено в другие области, такие как интеллектуальное преследование и социальные взаимодействия. Эта стадия важна в развитии социальных и коммуникативных способностей и уверенности в себе.
Генитальная стадия
ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: ПОЛОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ ДО СМЕРТИ
Во время заключительного этапа психосексуального развития человек развивает сильный сексуальный интерес к противоположному полу. Эта стадия начинается во время половой зрелости человека и сопровождает его в остальной части жизни.
Если на более ранних стадиях акцент был исключительно на индивидуальных потребностях, интерес к благосостоянию других во время этой стадии растет. Если другие стадии были закончены успешно, человек должен быть уравновешен, ответственен и самодостаточен.
2."Бессознательное"
Краеугольным камнем в теории Фрейда было открытие бессознательного — части психики человека, по объёму, содержанию и принципам функционирования отличающейся от сознания. Также - совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта(человека), т.е. в отношении которых отсутствует контроль сознания. У Фрейда для обозначения бессознательного существовал термин "Оно" ("Ид").
"Оно"
являет собой
бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений.
Латинское слово Ид было введено как аналог английского Ит, использованного
переводчиками Фрейда, чтобы перевести его немецкое «das Es».
Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосознаваемый характер. В бессознательное вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так и родился фрейдовский метод "исцеления души", названный психоанализом.
2.1. Метод свободных ассоциаций
Одним из основных инструментов психоаналитика в работе с пациентом является разработанный Фрейдом метод свободных ассоциаций. Свободные ассоциации — это высказывания, основанные на произвольном изложении любых мыслей относительно чего бы то ни было. В психоанализе свободные ассоциации рассматриваются в качестве сигнала о наличии идей или фантазий, которые не могут быть осознаны человеком без аналитической помощи психолога, поскольку находятся в предсознании (т.е., имеют отношение к бессознательному).
З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов. В контексте такого понимания ассоциаций все проективные методики могут быть классифицированы как разновидность метода свободных ассоциаций.
Что касается метода в психоанализе:
Основное правило психоанализа — инструкция, которая дается пациенту для осуществления психоанализа:«говорить всё, что приходит в голову». В этой инструкции подчеркивается необходимость избегать какой-либо «фильтрации» высказываний, даже если возникающие мысли кажутся нелепыми, неважными, не относящимися к теме обсуждения, и даже если они способны вызвать чувство неловкости или стыда. Исполнение основного аналитического правила нередко вызывает сопротивление ввиду непривычности ситуации (незаданность темы, отсутствие видимой поддержки собеседника, требование правдивости в раскрытии возникающих мыслей), а также в силу специфических сопротивлений аналитическому процессу. Однако эти затруднения преодолимы — посредством повторяемой пациентом практики и с помощью специальных психоаналитических методов (проработки сопротивлений).
В расслабленном состоянии у клиента вытесненный материал с помощью свободных ассоциаций постепенно всплывает на поверхность сознания, при этом освобождается психическая энергия и лучше понимаются неосознанные конфликты личности, что в целом ведёт к повышению адаптивности личности.
25 кратких тезисов Зигмунда Фрейда:
1. Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри…
2. Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.
3. К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека.
4. Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира.
5. Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его.
6. Любящий многих – знает женщин, любящий одну – познаёт любовь.
7. Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были.
8. Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.
9. К занятому человеку редко ходят в гости бездельники — к кипящему горшку мухи не летят.
10. В средние века сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги.
11. Иногда сигара — это просто сигара.
12. Любовь и работа — вот краеугольные камни нашей человечности.
13. Зависть разрушительна.
14. Мы не всегда свободны от ошибок, по поводу которых смеемся над другими.
15. Нет ничего дороже, чем болезнь и ее игнорирование.
16. Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить.
17. Сексуальным отклонением можно считать только полное отсутствие секса, всё остальное — дело вкуса.
18. Ничто не обходится в жизни так дорого, как болезнь и — глупость.
19. Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации.
20. Первым признаком глупости является полное отсутствие стыда.
21. Сновидения — это королевская дорога в бессознательное.
22. У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознаётся даже себе самому.
23. Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может.
24. Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас.
25. Человек никогда ни от чего не отказывается, он просто одно удовольствие заменяет другим.
26. Масштаб вашей личности определяется величиной проблемы, которая способна вас вывести из себя.