Психологические аспекты социальной работы с различными категориями граждан

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное  бюджетное образовательное  учреждение  среднего  профессионального  образования

«МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

города Москвы

Курсовая  работа

по  дисциплине  «Социальная политика и технология социальной работы»

на  тему  «Психологические аспекты социальной работы с различными категориями граждан»

Выполнил:  студент  4-го курса

группы  П- 41

Ивчик Кирилл Игоревич

Подпись ______________________________

«    »_____________ 2016  г.

Проверила:  Преподаватель

                      Тимошенко Елена Игоревна

Оценка:  ______________________________

Подпись ________________________

«    »_____________ 2016  г.

Москва

2016
                                                 

Содержание

стр

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Характеристика права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения………………………………………………………..7

1.1 Понятие и принципы возникновения права на социальное обеспечение...7

1.2 Категории лиц на которых непосредственно направлена социальная работа..........................................................................
.............................................. …12

1.3Нормативная правовая база социального обеспечения

 в РФ ……………………………………………………………………… . . . . .13

Глава 2 Реализация права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения.Психологические аспекты социальной работы ……17

2.1 Проблемы реализации права на достойный уровень жизни в современной России…………………………………………………………………………….17

2.2 Психологические аспекты социальной работы……………………………20

Глава 3 Психологические аспекты социальной работы с различными категориями граждан…………………………………………………………………...25

3.1.Психологические аспекты социальной работы  с несовершеннолетними …………………………….....................................................................
................25

3.2.Психологические аспекты социальной работы  с инвалидами…………………………………………………………………………………27

3.3.Психологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми…………….…………………………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………...35

Список источников и литературы…………………………………………......36

Приложение…………………………………………………………...………….

ВВЕДЕНИЕ

    Возникновение ряда проблем современного общества требует разработки новых технологий психологических аспектов социальной работы с различными категориями граждан их решения с привлечением многочисленных групп специалистов. Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения, преодолевать кризисные жизненные ситуации и др. Формирование социальной политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации с ее максимально эффективным и целесообразным использованием ресурсов и средств. Различные категории населения, обусловленные их возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья и т.д., находятся в тяжелой, а порой и в кризисной жизненной ситуации.

    В особенно тяжелом положении оказываются социально незащищенные категории населения: инвалиды, престарелые, пенсионеры, многодетные семьи, безработные, дети-сироты, одинокие люди, военнослужащие, лица без определенного места жительства, мигранты, женщины.

   Технологизация психологических аспектов деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства со всей остротой поставила вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления. На этот вызов времени откликнулась довольно большая группа ученых, использующих, однако, разные подходы к определению сущности данного социального феномена. Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    В настоящее время существует несколько толкований дефиниции[1]«циальные технологии». Социальную  технологию понимают:

1) как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело, прежде всего, с практическими задачами, связанными с функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы;

2) как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.[2]

Психологические аспекты социальной работы представляют собой совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия.[3]

 принято выделять две формы:

·        программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности); 

·        саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

Целью данной курсовой работы является формирование целостного, системного представления социальной незащищенности различных групп населения; раскрытие сущности психологических аспектов социальной работы с различными категориями граждан  и формирование практических умений в использовании их при оказании помощи данной категории населения

Задачи курсовой работы рассчитаны на: 

·        изучение актуальных проблем социально незащищенных групп населения на современном социально-экономическом периоде развития общества;

·         овладение методиками изучения конкретных потребностей определенных групп населения;  овладение социальными технологиями оказания социальной помощи, социальной защиты;

·          адекватное применение полученных во время обучения знаний в разработке социальных технологий и программ по улучшению качества и образа жизни различных групп населения. Формируемые компетенции быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия; 

·        разработка и реализация социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания гло- бального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества;

 В настоящем курсовом проекте раскрыты теоретические аспекты социальной работы с социально незащищенным населением – инвалидами, мигрантами, лицами без определенного места жительства, пожилыми людьми, безработными, – описаны социальные проблемы каждой из социальной групп, а также технологии групповой работы и социально-педагогического консультирования. Проверке степени усвоения материала содействуют вопросы и творческие задания к каждому параграфу. Используются методы в курсовом проекте такие как сравнение и анализ, а также изучение научной литературы которые иллюстрируют содержание технологий и могут быть использованы как методические рекомендации специалистами в социальной практике при оказании помощи различным группам населения. В качестве приложений выступают авторские разработки групповых тренингов, а также игр и игровых упражнений, которые могут быть использованы студентами при прохождении социальной, социально-педагогической практики, а также на практических занятиях (семинарах-практикумах) по дисциплинам: «Психологические аспекты социальной работы с различными категориями граждан», «Социально-педагогическое консультирование» и др. Таким образом, изучение темы данной курсовой будет полезна как студентам высших учебных заведений социального профиля, так и практическим работникам социальной сферы

Глава 1 Характеристика права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения

1.1  Понятие и принципы возникновения права на социальное

обеспечение

П. К. Гончаров определяет, что «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности».[4]

Д. С.  Велиева в своей статье рассматривает достойный уровень жизни в связи с конституционной обязанностью российского государства по созданию «условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Далее автор определяет, какой уровень жизни следует считать достойным, обращаясь к различным трактовкам этого понятия с учётом международного и национального законодательства, а также научных исследований. В частности, в статье  25 Всеобщей декларации прав человека указывается, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу,одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходимо для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Также Д. С. Велиева отмечает важность признания на конституционном уровне экологической составляющей права на достойный уровень жизни.[5]

Вопрос, состоящий в том, какое содержание должно включать в себя понятие «достойный уровень жизни», поднимается также в статье Э. М. Филипповой. Автор рассматривает ориентацию на достойный уровень жизни как «важнейшую конституционную цель развития государства», а также как «один из основных принципов конституционного государства». Кроме того, Э. М. Филиппова приводит в рамках своей статьи данные социологического исследования по поводу того, что включает в себя понятие «достойная жизнь» для различных категорий населения. Так, для жителей села «достойная жизнь» подразумевает наличие всех необходимых продуктов питания и предметов одежды. Для жителей города, чей доход превышает прожиточный минимум в 10-15 раз, «достойная жизнь» включает в себя жилищные условия, медицинские услуги, необходимый набор продуктов питания, предметы одежды в количестве от 10 единиц на каждый сезон и т.д., а также достойный труд и достойный отдых. Для той же категории населения, доход которой превышает прожиточный минимум на 5-10%, понятие «достойная жизнь», на первый взгляд, идентично аналогично для рассмотренной выше группы и включает в себя жилищные условия, медицинские услуги, необходимый набор продуктов питания и предметов одежды, достойный отдых, достойный труд. Однако отметим, что, в частности, содержание таких составляющих рассматриваемого понятия, как «необходимый набор продуктов питания» различается для двух последних рассматриваемых групп. Так, «необходимый набор продуктов питания» для жителей города, чей доход превышает прожиточный минимум в 10-15 раз, включает в себя качественную, экологически проверенную, сбалансированную пищу, в то время как для категории населения, чей доход превышает прожиточный минимум на 5 – 10%, «необходимый набор продуктов питания» практически совпадает с набором, предусмотренным потребительской корзиной. Исходя из того, что определённый уровень жизни населения обязано поддерживать государство, Э. М. Филиппова рассматривает показатели, закреплённые законодательно. К данным показателям, в частности, относятся МРОТ и прожиточный минимум. По мнению Э.М. Филипповой, в определении достойного уровня жизни находятся два показателя: прожиточный минимум и уровень доходов семьи. Следует присоединиться к мнению Э.М. Филипповой, о том, что «необходимо законодательно закрепить понятие «достойный уровень жизни», указать категории, которые определяют этот уровень, обозначить значение достойного уровня жизни в системе социальной защиты населения».[6]

Проблему достойного уровня жизни рассматривает в своей статье «Формирование уровня заработной платы в рамках концепции Достойного труда» Ю. С. Рогожникова Заработная плата в данном контексте представляет собой фактор, обеспечивающий достойный уровень жизни. Автор отмечает, что в России произошла трансформация процесса зарплатообразования и факторов, влияющих на уровень заработной платы.  По мнению автора, в контексте Концепции достойного труда формирование уровня заработной платы для работников должно осуществляться, исходя из следующих факторов:

·                        уровень постоянной части заработной платы должен формироваться на основе социально-приемлемого потребительского бюджета;

·                        общий уровень заработной платы должен формироваться как разница между целевым общим уровнем заработной платы и установленной постоянной частью заработной платы за счёт такого источника, как рост производительности труда. [7]

Система реализации права на достойный уровень жизни является наиболее адекватным в условиях рыночной экономики механизмом защиты от социальных рисков. Цивилизованное общество созрело до понимания того, что любому члену общества в любой сфере общественных отношений может быть необходима поддержка. Такое понимание вполне соответствует ст. 7 Конституции Российской Федерации, поскольку создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляется посредством реализации гражданами всех прав.
В целях обеспечения возможности реализации каждым человеком принадлежащих ему прав социальным государством устанавливаются гарантии социальной защиты. 

Уровень жизни россиян непосредственно связан с реализацией норм и принципов Конституции Российской Федерации в сфере социального обеспечения. От того насколько эффективно будут решаться вопросы такой реализации, прежде всего на законодательном уровне, зависит успех развития социального государства.

 К гражданам находящимся в трудной жизненной ситуации по одному или нескольким следующим основаниям относится:

·                        частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и (или) передвижению, нарушающая либо способная нарушить условия самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей гражданина;

·                        социально опасное положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, в том числе психологического состояния (наличие в семье лиц с наркотической или алкогольной зависимостью, семейное насилие, жестокое обращение с детьми и др.);

·                        отсутствие попечения родителей либо опекунов или попечителей

несовершеннолетних;

·                        отсутствие определенного места жительства, определенных занятий и средств к существованию;

·                        иные обстоятельства, объективно нарушившие либо способные нарушить жизнедеятельность гражданина, привести его в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья..

К социальным гарантиям относится предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

·                        общедоступность и бесплатность образования;

·                        минимальный размер оплаты труда;

·                        минимальный размер пенсии, стипендии;

·                        социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

·                        пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

·                        ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: пенсионеры, инвалиды, дети, люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы, переселенцы и другие.

1.2 Категории лиц, на которых непосредственно направлена социальная работа

     Особое место в системе социальной защиты населения России занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу социальнойзащиты населения.

Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:

-  первая группа - трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; безработные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;

-  вторая группа - нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: инвалиды; лица, имеющие профессиональное заболевание;

-  третья группа - граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети- инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;

-  четвертая группа - лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокадники; иные лица старше трудоспособного возраста;

-  пятая группа - иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе: малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; молодые семьи с детьми и семейным с[8]тажем до трех лет; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Другим участником отношений в сфере социальной защиты являются социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой. Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением.

.

1.3 Нормативная правовая база социального обеспечения

  Законодательство субъектов РФ о социальном обеспечении является составной частью правовой системы РФ и действует в системной взаимосвязи с федеральным законодательством. В настоящее время можно говорить о новом этапе развития регионального нормотворчества в сфере социального обеспечения. Этот этап характеризуется расширением зоны ответственности региональных властей в сфере социальной политики, увеличением доли расходов субъектов РФ на реализацию принципа социального государства, сочетанием обязанности субъектов РФ осуществлять в соответствии с федеральными требованиями обязательства, возложенные на субъекты РФ федеральным законодателем и относительной самостоятельности субъектов РФ в установлении дополнительных обязательств в сфере социального обеспечения, значительным ростом количества нормативных правовых актов субъектов РФ в сфере социального обеспечения, содержательной неоднородностью регионального законодательства о социальном обеспечении.

    Толчком к развитию в субъектах РФ законодательства о социальном обеспечении послужило принятие ФЗ №122-ФЗ от 22 августа 2004 г., который существенно расширил компетенцию субъектов РФ в данной сфере, поскольку им были переданы полномочия по самостоятельному правовому регулированию целого ряда общественных отношений по социальному обеспечению, которые прежде регулировались федеральным законодательством. Это повлекло за собой необходимость приведения регионального законодательства о социальном обеспечении в соответствие с новым федеральным правовым регулированием. Законодательство о социальном обеспечении в субъетах РФ представлено большим количеством разных видов нормативных правовых актов[9].

   Нормативно-правовая база социальной работы определяет межведомственный характер ее деятельности, территориальную организацию, формы, методы функционирования социальных служб, государственную поддержку добровольной общественной деятельности по оказанию услуг и помощи населению.

    Конституция РФ содержит определение РФ как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Глобальной задачей социально ориентированной экономики нашей страны является деятельность по социальной защите всех социально-демографических групп населения. Конституция РФ в ст. 39 предусматривает право на социальное обеспечение всех граждан страны. Эта конституционная норма является основой социального обслуживания и социальной защиты населения.

Правовые документы, регулирующие вопросы социальной работы, принимаются на международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном уровнях.

   Основные федеральные акты - это Конституция РФ и федеральные конституционные законы, а также Гражданский кодекс РФ ,Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и другие кодексы; федеральные законы от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и др. Также к нормативным документам относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, устанавливающие порядок осуществления социальной защиты и социального обслуживания.

На региональном уровне принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Эти документы обеспечивают реализацию федеральных законов на территории регионов, а также отражают специфику субъектов РФ. Они не должны противоречить федеральному законодательству, дополняют и конкретизируют его, исходя из региональных особенностей и возможностей.

На муниципальном уровне действуют нормативно-правовые документы муниципальных образований (принятые городскими, окружными, районными, сельскими, поселковыми органами власти).

На ведомственном уровне разрабатываются и реализуются решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций. Каждое ведомство социальной сферы выпускает собственные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми, кто работает в соответствующей системе (положения о различных центрах социального обслуживания граждан).

Глава 2 Реализация права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения. Психологические аспекты социальной работы

2.1 Проблемы реализации права на достойный уровень жизни в современной России

«Если человек слишком беден, чтобы позволить себе нечто, не запрещенное законом, – купить хлеба, объехать мир или обратиться в суд – он так же несвободен, как если бы его ограничивал закон».[10]

Право на достойный уровень жизни является основополагающим социальным правом, закрепленным в международных актах, предусматривающих обязательный характер для всех государств – участников. В XX веке Российская Федерация стала участницей многих международных и региональных договоров, таких как Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека[11]; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[12]; Международный пакт о гражданских и политических правах[13]; часто называют Международным биллем о правах человека , закрепивших социальные права и право на достаточный уровень жизни. Конституция РФ признает страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Конституция РФ ст. 7).

Как справедливо заметил В.Д.Зорькин, «признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации имеют принципиальное значение для общественного развития и благополучия. Это не только демонстрирует приверженность государства общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам, что само по себе очень важно и характеризует качественное состояние государства, но и является фактором, обеспечивающим социальную безопасность, стабильность развития общества».

Признание и закрепление права достойной жизни в основном законе государства является большой ценностью для общества. Однако реализация закрепленных прав с созданием правовых гарантий, а также эффективных механизмов защиты является кропотливой работой социального государства.

 Реализация основных прав, свобод и обязанностей – это практическое осуществление гражданами и другими участниками общественной жизни предусмотренных конституционными нормами притязаний с целью удовлетворения запросов и потребностей или получения благ в правоустановленном порядке. Таким образом, реализация основных прав и свобод есть правомерная деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемых результатов через правовой механизм. В свою очередь, правовой механизм реализации права человека на достаточный уровень жизни представляет собой систему, включающую совокупность правовых норм, учреждений (организаций), юридических гарантий, а также способы защиты права от нарушений.

Согласно ст. 15 Конституции РФ составной частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры. Данная статья предусматривает приоритет международных договоров над любыми законами государства.

В статье Султановой С.С. «Право на достаточный уровень жизни: миф или реальность?»  выделяется два международных документа: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), как основополагающий акт, взявший курс на охрану, защиту прав человека и основных свобод, а также международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), как конкретизирующий и определяющий содержание права человека на достаточный жизненный уровень, тем самым определяющий элементы этого права: достаточное питание, одежда, жилье и непрерывное улучшение условий жизни. Таким образом, эти основные правомочия человека обрели рамки обязательной формы исполнения для всех государств-участников.[14]

    В России социальная функция реализуется в основном через государственно-организованную деятельность, которая осуществляется путем оказания социальной услуги и административной услуги. Социальную услугу могут оказывать органы, учреждения и предприятия публично-властные (например, образовательную услугу может оказать государственное образовательное учреждение) и структуры гражданского общества (ту же образовательную услугу может оказать и негосударственный вуз). А вот административную услугу (например, перераспределение доходов путем финансирования льгот и компенсационных выплат из государственного бюджета) оказывают публично-властные структуры, этот аспект решения социальных проблем находится исключительно в их компетенции. Таким образом, выявляются различия между социальной услугой и административной услугой, хотя и то и другое является государственно-организованной деятельностью. Социальные услуги оказывают и институты гражданского общества, и органы публичной власти одновременно, по сути, являясь соавторами осуществления социальной деятельности. Социальная функция, осуществляется в той или иной форме на любом этапе его развития.

   Существование социальных проблем сегодня отрицать невозможно. В то время как Россия стоит на пути модернизации и инновационного развития, эти проблемы не находят действенного решения в органах государственной власти. В то же время мы становимся свидетелями серьезных общественных проблем на фоне общемировых кризисных явлений. В социальном государстве требуется взаимовыгодное сотрудничество граждан и государства. А это, в свою очередь, невозможно без создания достаточных (а затем и достойных) условий для жизни каждого человека.

    Вопросы достаточного обеспечения граждан отдельными видами ресурсов требуют детального изучения и мониторинга не только со стороны государства, но и неправительственных и общественных организаций. Причем при решении проблем достаточного уровня жизни граждан России должны учитываться факторы географического положения, соответствующего уровня культурного развития, особенностей национального характера и быта, особые условия следует создавать для лиц, относящихся к социально уязвимым группам населения.

2.2 Психологические аспекты социальной работы

   Непосредственную методологическую основу психологической практики социальной работы составляют, бесспорно, фундаментальные общепсихологические учения о личности, ее структуре; типологии и развитии, теории темперамента и характера, потребностей и мотивации поведения, концепции психологии группы и общения, конфликта и девиации. Однако данные психологические концепции и теории формировались и разрабатывались их авторами чаще всего (хотя и далеко не всегда вполне осознанно), в свою очередь, под влиянием тех или иных философских и социологических учений о природе и сущности человека. Следует отметить, что многие из философско-антропологических и социологических идей сами по себе имеют прямое отношение к поведению личности и вполне могут быть использованы в практике социальной работы. Среди философско-социологических учений и идей важнейшее методологическое значение для практики социальной работы имеют концепции о сущности и природе человека, о соотношении социального и биологического в человеке и его развитии, о смысле его жизни, о социальном действии, о взаимодействии личности и общества и другие.

Остренко И.В пишет в своей научной работе о том , что многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них – о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса). Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.[15]

И социальная работа, и психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления:

1. Психодиагностика – отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования и психотерапевтической помощи и др.).

2. Психологическое консультирование – оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.

Современная психология представляет большие возможности использования в социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия и др.

Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб. Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).

    Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник: во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

   В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто социальный работник сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.

Нередко в помощи социального работника нуждаются люди, которые не могут решить свои проблемы из-за физического состояния (престарелые, одинокие, больные, инвалиды). У них, как правило, наблюдаются и своеобразные тенденции в сфере психики: агрессия, депрессия, аутизм и т.д.

Кроме того в статье Е.И. Холостова упоминается что , к социальной помощи прибегают люди, которые не умеют или не знают, как выбрать путь для решения своих проблем, найти силы для реализации своих намерений. Объектом деятельности социального работника являются и лица, находящиеся в измененном (но в границах нормы) душевном состоянии, где чаще всего ведущая роль принадлежит психологической составляющей.[16].

Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, когда применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы.

Согласно мировой практике, относительно использования психологических методов при оказании помощи человеку существуют две точки зрения. Одни считают, что психологической практикой могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинское образование. Например, Американская психоаналитическая ассоциация допускает в число своих членов только дипломированных врачей. Другие считают, что требования к практикующим психологам не должны быть такими строгими. Так, в Великобритании каждый третий психоаналитик не имеет медицинского образования. В большинстве западных стран роль социального работника в оказании психологической помощи населению постоянно возрастает. Да и в США сейчас число социальных работников, занятых в сфере охраны психического здоровья, превосходит общее число психиатров и психоаналитиков, работающих в этой области. Развитие сети психологических служб, как показывает опыт, имеет и важное экономическое значение. По оценкам западных специалистов, один рубль, вложенный в развитие системы психологической помощи населению, позволяет избежать вложения десяти рублей в развитие медицинской психиатрической службы.

Социальная помощь населению оказывается по тем же направлениям практической психологии:[17]

- сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение о ее использовании;

- психологическая коррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.) в соответствии с общими требованиями;

- психологическое консультирование, цель которого –

помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума;

- психопрофилактическая работа, направленная на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая
условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Важным направлением является психотерапия - организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется социальными работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством
психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия..[18]

Таким образом, при работе с клиентом социальному работнику зачастую приходится использовать различные психологические приемы. Это обусловлено тем, что социальному работнику в первую очередь приходится работать с личностью клиента. Особенно это прослеживается в индивидуальной
работе.

Глава 3 Психологические аспекты социальной работы с различными категориями граждан

3.1 Психологические аспекты социальной работы с несовершеннолетними

    В России одной из наиболее уязвимых групп населения являются подроски, совершившие правонарушение и отбывающие наказание в воспитательных колониях. Организация социальной работы в этих учреждениях является труднейшей задачей для специалистов по социальной работе.

    Проблема социальной работы с несовершеннолетними осужденными требует, прежде всего, тщательного изучения социальной среды, в которую попадают подростки, а именно воспитательную колонию.

С одной стороны, воспитательная колония открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для возвращения несовершеннолетних осужденных к правопослушному трудовому образу жизни в обществе. С другой стороны, уголовный мир, среда мест заключения – это особый мир со своими законами и правилами, обеспечивающими выживание тому, кто строго их придерживается. Наряду с правовыми и психологическими факторами социальной изоляции они влияют на возникновение разного рода девиаций в поведении осужденных.

    Особенно жестоко колония травмирует неокрепшую психику подростков, возраст которых 14-18 лет. Здесь возможны тяжкие, необратимые психические деформации личности. Значительная часть подростков становится правонарушителями уже в силу имеющихся у них психических аномалий, психопатий и личностных акцентуаций. Эта психическая дезадаптация в условиях колонии еще более усугубляется.

Деятельность социального работника, при поступлении несовершеннолетнего осужденного в колонию, направлена на обеспечение благоприятных условий для адаптации осужденных к условиям лишения свободы, осуществление социальной защиты осужденных в период отбывания наказания, решение социальных проблем, восстановление и укрепление социально полезных связей, содействие в трудовом и бытовом устройстве после освобождения.

С.А. Беличева  в научном труде пишет,что в период пребывания вновь прибывших осужденных в карантинном отделении специалист по социальной работе совместно с осужденным разрабатывает план индивидуальной помощи со стороны как самого социального работника, так и психолога, медиков, преподавателей и других сотрудников исправительного учреждения, а также самопомощи, активизации собственных усилий осужденного на решение выявленных проблем. При разработке такого плана специалист по социальной работе совершает следующие последовательные действия:

а) информирует о порядке законодательного регулирования тех или иных вопросов, связанных с оказанием индивидуальной помощи и решением имеющейся социальной проблемы;

б) раскрывает материальные возможности и возможности специалистов исправительного учреждения по оказанию индивидуальной социальной помощи осужденному;

в) анализирует потенциал внешних ресурсов, на которые можно рассчитывать осужденным, в получении социальной помощи;

г) с каждым специалистом, от которого осужденный намерен получить помощь, проводится встреча-беседа в индивидуальном порядке, результаты которой заносятся в служебную документацию специалиста по социальной работе[19].

    Необходимостью со стороны сотрудников воспитательной колонии является обеспечение успешности протекания процесса адаптации к условиям лишения свободы, что зависит от ряда факторов: понимание смысла и необходимости правоограничений, которым подросток подвергается; осознание серьезности своего нового положения; включение в деятельность для поиска путей, которые могли бы законным образом облегчить положение, влияния других осужденных.

Повышению эффективности социальной адаптации в среде несовершеннолетних осужденных способствует совместные действия администрации, психолога, социального и медицинского работников, инструктора по физической культуре, что позволят добиться гармоничного развития подростков.

Таким образом, проводимая в воспитательных колониях социальная работа, направлена на оказание социальной помощи, поддержки и защиты несовершеннолетним осужденным, с целью их исправления и возвращения в общество полноценных граждан нашей страны.

3.2 Психологические аспекты социальной работы с инвалидами

     Лица с ограниченными возможностями — это особая социальная группа людей, имеющая существенно важные в социальном плане особенности и потребности, которые определяют необходимость разработки и реализации особой социальной политики и мер социальной защиты.

Инвалиды относятся к категории так называемого «маломобильного» населения и являются наименее защищённой, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с физическим состоянием, вызванным заболеваниями и приведшим к инвалидности, с понижением общей активности. В значительной степени социальная незащищённость этих групп населения связана с наличием психологического фактора, деформирующего взаимоотношения с обществом и затрудняющего адекватный контакт. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды. Всё это ведёт к возникновению эмоционально-волевых расстройств, изменениям поведения

     В связи с социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночным отношениям во всех сферах жизнедеятельности российского социума, отмечается усугубление старых и появление новых социальных проблем, связанных с социализацией людей с ограниченными возможностями, решение которых требует новых дифференцированных подходов, учитывающих специфику этой группы населения, особенно в регионах. Экономические, политические, социокультурные преобразования в России привели к обострению демографической ситуации, ухудшению экологической среды, расслоению населения по уровню доходов и качеству жизни, переходу на платные медицинские и образовательные услуги. Все эти обстоятельства способствуют возникновению многих социальных проблем инвалидов.

    Осуществление социально-психологической работы с больными и инвалидами в практике работы психолога - это задача достаточно сложная, требующая специальных знаний.

Психологические исследования показывают, что значительная часть инвалидов испытывает психологические затруднения в работе, быту и отношениях с окружающими людьми; эти затруднения часто усугубляются невозможностью выполнять определенные виды работ. Поэтому для эффективной работы с этой категорией клиентов психолог должен обладать необходимыми знаниями о психологических особенностях и представлять возможные способы работы с ними.

Ситуация инвалидности ставит человека в особые условия жизни, требующие мобилизации всех его психических и физических сил. Часто инвалид не может самостоятельно справиться с этим состоянием и у него развивается состояние психической дезадаптации, которое характеризуется нарушением саморегуляции, эмоциональной неуравновешенностью, повышенной тревожностью, быстрой утомляемостью, а также приводит к возникновению целого ряда психических проблем и формированию нежелательных стереотипных форм поведения.

Традиционно выделяют три области проявлений дезадаптации: сенсомоторную, социально-психологическую, личностную.

·        Сенсомоторная дезадаптация - это дезадаптация в сфере предметного мира. Характеризуется недостаточной приспособленностью к активному существованию в окружающем мире, что проявляется в снижении мобильности, недостаточности навыков ориентировки в пространстве и во времени, недостаточности навыков самообслуживания.

·        Личностная дезадаптация - это дезадаптация в отношении к самому себе. Проявляется в неадекватном восприятии своего дефекта, что возникает в том случае, когда человек эмоционально не может принять себя как инвалида. При этом данное эмоциональное переживание своей инвалидности приводит к появлению постоянного отрицательного эмоционального фона вплоть до возникновения аффективных реакций. Может развиваться депрессивное состояние, сопровождающееся ослаблением активной жизненной мотивации, отказом от постановки жизненных целей, развитием конфликтных отношений с окружающими. Данные проявления приводят к развитию позиций и установок, не соответствующих реальным возможностям индивида. В этом случае данные тенденции проявляются в появлении заниженной или завышенной самооценки.

·        Социально-психологическая дезадаптация - это дезадаптация в отношениях с окружающими. Проявляется в нарушении социальных контактов с окружающими, конфликтном или ограниченном общении, наличии негативных установок по отношению к инвалидам или к здоровым людям. Характеризуется наличием пассивной жизненной позиции, замкнутостью, уходом в свой внутренний мир.[20]

Следует отметить, что все три формы дезадаптации взаимосвязаны.

Социально-психологическая работа с данной категорией клиентов часто проходит в тесном контакте психолога со смежными специалистами: медиками, психотерапевтами, поскольку необходимо учитывать состояние здоровья и профессионально-медицинские рекомендации для инвалидов. Более того, следует учитывать, что инвалиды в меньшей степени ориентированы на поиск работы, они больше нуждаются в услугах извне. И в данной ситуации роль и психологическая помощь специалиста - психолога труда становится актуальной и значимой.

Основными программами по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов являются следующие мероприятия:

1) психологическое консультирование инвалидов и их семей;

2) проведение психокоррекционной работы с инвалидами и членами их семей;

3) помощь в профессиональном самоопределении, профориентации с последующим обучением и переобучением;

4) обучение навыкам психологической саморегуляции;

5) социально-психологические тренинги с целью формирования профессионально важных качеств и повышения шансов на трудоустройство;

6) предоставление профинформации о возможностях вакансий

Таким образом, актуальными проблемами людей с ограниченными возможностями является целый комплекс социально-экономических затруднений, особые потребности в получении медицинской и социально-медицинской помощи, оздоровлении, санаторно-курортном лечении, обеспечении медикаментами; социально-психологической изоляцией и неприятием, отчужденностью, трудностями интеграции, доступа к информации, образованию, труду. Статус инвалида характеризуется социальной изоляцией, ограничением практически всех видов его жизнедеятельности. Преодоление социально-психологической дезадаптации инвалидов предполагает, прежде всего изменение отношения общества к этой категории.

3.3 Психологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми

В социально-демографической структуре современного общества, в ряду социальных слоёв и групп, которые можно и нужно рассматривать как объекты социальной поддержки и помощи, одно из первых мест занимает такая категория как пожилые люди. Как любая крупная социальная общность, она имеет собственную внутреннюю структуру, включающую в себя различные социально-демографические слои. Основным стратификационным[21] признаком, позволяющим выделять эти слои является возраст человека.[22]

Психологическая работа с пожилыми людьми имеет свои особенности. Исследования показывают, что существует несколько способов компенсации того эмоционального напряжения, в котором находятся пожилые люди, повышения уровня их социально-психологической адаптации. Это общение с природой, увлечение искусством (как в плане творчества, так и в плане восприятия), появление новой значимой деятельности, новых интересов, перспективы (это особенно важно для людей старше 70 лет).

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что общение с природой, домашними животными, уход за комнатными цветами, садом и огородом существенно снижают уровень напряженности, компенсируют недостаток общения пожилого человека. У людей, много времени проводящих на природе, менее выражен страх одиночества, ниже уровень агрессии и практически не наблюдается депрессивное состояние.

Погруженность в собственную или чужую творческую деятельность увеличивает социально-психологическую устойчивость пожилых и в связи с тем, что повышает их креативность, стимулирует инновационные стремления, которых часто недостает людям старших возрастных групп в силу их возрастных особенностей. Это необходимо пожилым для реализации их социальной активности, для адекватного разрешения непредвиденных, неопределенных ситуаций, из которых нельзя выйти с помощью стереотипного поведения. Весь предпенсионный и начало пенсионного периода фактически представляют собой новую и неопределенную ситуацию, требующую проявления творчества, неадаптивной стратегии поведения, прогрессивного развития тех личностных качеств, которые не ослабевают даже в пожилом возрасте при общении с искусством.[1]

Специальное обучение позволяет сформировать необходимые для новых занятий навыки и умения даже в преклонном возрасте. Это обучение основано на концепции непрерывного образования, исходящей из того, что учение является нормальной и необходимой для человека деятельностью во все периоды его жизни. Она подразумевает возможность в любом возрасте обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать новые специальности и совершенствоваться в них.

Как отмечают специалисты, в психологической работе с пожилыми людьми немаловажен интерес к игровой деятельности, спорту и особенно учебной деятельности ведь он не ослабевает с возрастом. Просто пожилые люди отвыкают от этих форм деятельности. Поэтому некоторые психогеронтологи предлагают в качестве средства интенсификации жизни старых людей привлечение их к учению и игре. Не менее важен и тот факт, что такая деятельность происходит в группе единомышленников, а потому формирует адекватный, пусть даже и не очень широкий, но устойчивый круг общения, расширяет временную перспективу.

  Основываясь на профессиональной этике, в процессе взаимодействия с вышеуказанными в главе категориями населения , учитывая психологические особенности социальной работы следует руководствоваться следующими принципами:

·        клиент индивидуален;

·        клиент имеет право на выражение своих чувств;

·        социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие;

·        клиент не должен чувствовать со стороны социального работника отторжения, он должен быть «принят»;

·        он не должен чувствовать со стороны социального работника, что его «оценивают»;

·        клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;

·        клиент имеет право на конфиденциальность.

Из этого следует что, социальная работа не мыслима без знания основ психологии. Среди других общественных наук связь социальной работы и психологии является наиболее значимой. Теоретические основы психологии ложатся в основу социальной работы с клиентом.

Заключение

   В процессе становления курсового проекта стало ясно, что органическая составляющая его - психологическая деятельность социальных работников и психологов, психосоциальная работа с индивидом и группой.

Для того, чтобы взаимодействовать с различными категориями граждан на которых направлена психосоциальная работа, и более точно сформулировать социально‑психологический диагноз и, соответственно, цель и возможности взаимодействия с конкретным индивидом, специалист по социальной работе должен иметь достаточное для данной конкретной профессиональной ситуации представление о нем.

Социальную работу и психологию связывает , прежде всего, то, что человек, попавший в трудную ситуацию, непременно переживает определенное психологическое напряжение, нуждается в смягчении этого напряжения, что под силу в первую очередь психологам. Во-вторых, как в психологии, так и в социальной работе главным объектом и субъектом выступает человек с множеством его личностных качеств и проблем. В-третьих, и психология, и социальная работа, исследуя человеческие проблемы в единстве с окружающим его внешним миром, направляют свои усилия на совершенствование как самой личности, восстановление ее сил и социальных функций, так и на позитивное изменение окружающей среды.

Изучив детально научную литературу , проанализировав нормативно правовые акты относящиеся к психологическим аспектам социальной работы, можно подвести итог , что непосредственную методологическую основу психологической практики социальной работы составляют, бесспорно, фундаментальные общепсихологические учения о личности, ее структуре; типологии и развитии,  темперамента и характера, потребностей и мотивации поведения, концепции психологии группы и общества в целом. И в тоже время необходимо регулярно применять на практике новые методы психосоцильной работы.

Список источников и литературы

Нормативно правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека.Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

2.Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах

3.Международный пакт о гражданских и политических правах.Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

4. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

5.Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи"

7. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

8.Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

9."Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ

10."О государственной социальной помощи". от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ

11."О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ

Литература

1.Учебное пособие "Социальная работа".П.Д. Павленок.

2.Предмет социльная политика в РФ. Е.И. Холостова

3. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель. – Социально-гуманитарные знания (М.), 2011, № 2

4. Велиева Д.С. Право на достойный уровень жизни в контексте обеспечения благоприятного состояния ок-ружающей среды: правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации

5.  Филиппова, Э. М. Принцип «ориентация на достойный уровень жизни» в социальном обеспечении Россий-ской Федерации. [Электронный ресурс]. /Филиппова Э. М.. Серия: Право. – 2014. - №1. – С. 59-63

6.Рогожникова Ю.С. Основные принципы формирования заработной платы // Уровень жизни населения ре-гионов России. - 2013. - №10. - С. 109

7. О.А. Самарина, Московский государственный национальный исследовательский университет, г.Москва

8. Два понятия свободы, Исайя Берлин. (1958г)

9. Султанова С.С.Реализация права человека на достаточный уровень жизни в Российской Федерации.2015г

10. Взаимосвязь психологии и социальной работы. Психологические аспекты социальной работы Остренко И.В.с. 2015г

11.Кравченко А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. - М.: Проспект; Велби, 2008. - С. 120

12.Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева.- М.: ВЛАДОС, 2002. - С. 85-89

13. С.А. Беличева  «Основы превентивной психологии» 2013.Москва

14.  Взаимосвязь психологии и социальной работы. Психологические аспекты социальной работы Остренко И.В.с. 2015г

Источники

1.https://www.google.com

2.http://www.consultant.ru

3. http://www.garant.ru



[1] ДЕФИНИ́ЦИЯ Женский род.книжн.

Определение, истолкование понятия.

[2] Учебное пособие "Социальная работа"(П.Д. Павленок).

[3] Предмет социльная политика в РФ (Е.И. Холостова)

[4] Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель. – Социально-гуманитарные знания (М.), 2011, № 2

[5] Велиева Д.С. Право на достойный уровень жизни в контексте обеспечения благоприятного состояния окружающей среды: правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации

[6] Филиппова, Э. М. Принцип «ориентация на достойный уровень жизни» в социальном обеспечении Российской Федерации. [Электронный ресурс]. /Филиппова Э. М.. Серия: Право. – 2014. - №1. – С. 59-63

[7] Рогожникова Ю.С. Основные принципы формирования заработной платы // Уровень жизни населения регионов России. - 2013. - №10. - С. 109

[9] О.А. Самарина, Московский государственный национальный исследовательский университет, г.Москва

[10] Два понятия свободы, Исайя Берлин (1958)

[11] документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года

[12] Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах

[13] Международный пакт о гражданских и политических правах

Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

[14] Султанова С.С. Реализация права человека на достаточный уровень жизни в Российской Федерации.2015г  

[15]  Взаимосвязь психологии и социальной работы. Психологические аспекты социальной работы Остренко И.В.с. 2015г

[16] Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник / Е.И. Холостова.- М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 185-189

[17] Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. - М.: Проспект; Велби, 2008. - С. 120

[18] И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева.- М.: ВЛАДОС, 2002. - С. 85-89

[19] С.А. Беличева  «Основы превентивной психологии»

[20] Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии (2014г) №5 — 27-37 с.

[21] Социа́льная стратифика́ция (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — система признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Одно из основных понятий социологии.

[22] Примак Ю. А., Гизатова И. А. Особенности социальной работы с пожилыми людьми [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012.



Информация о файле
Название файла Психологические аспекты социальной работы с различными категориями граждан от пользователя tasebuhu
Дата добавления 5.5.2020, 18:14
Дата обновления 5.5.2020, 18:14
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 73.17 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1501
Скачиваний 127
Оценить файл