Введение
Спорт в жизни каждого человека играет если и не первую, то абсолютно не последнюю роль. Утренняя зарядка, обычная ходьба, любые виды растяжки мышц, махи руками и ногами, занятия йогой или пилатесом – все это проявления физической активности. Но существует спорт, в котором человек реализует собственные физические способности индивидуально либо в команде с другими спортсменами, выстраивая определенный порядок отношений с тренером, помощником тренера, доктором, членами команды для достижения прогресса в личной физической подготовке и с целью демонстрации собственных достижений.
Сутью любого вида спорта является состязание команд или спортсменов - матч, товарищеская встреча, турнир, т.е. соревнования. При проведении соревнований в индивидуальных видах спорта происходит сопоставление спортсменов друг другу. При проведении командных соревнований соревнуются между собой две команды спортсменов. Игровые виды спорта - это активные состязания, имеющие главной целью победу над противником. Основная цель игры это набор максимального количества очков (баллов, голов, мячей) за отведенный промежуток времени или до первого попадания. У команды единая соревновательная цель. Характерной отличительной чертой командных соревнований является заменимость игроков. С этой целью в командах имеется большое количество игроков, которые являются запасными и не принимают непосредственного участия в соревновании.
Мы рассмотрим баскетбол, который относится к игровым скоростным видам спорта в командном составе, где и строятся взаимоотношения, начиная от отношений партнеров по команде во время игры и в раздевалке, заканчивая отношениями вне тренировочного и игрового процесса, которые влияют на результативность команды в целом. Психология в баскетболе является важнейшей частью этой спортивной игры. А психологическая подготовка включает в себя круглогодичную подготовку спортсменов, психологическую подготовку к соревнованиям и управление нервно-психическим восстановлением спортсменов. В процессе психологической подготовки у каждого игрока и команды в целом формируются специальные морально-психические качества: устойчивый интерес к спорту; дисциплинированность в соблюдении тренировочного режима; чувство долга перед тренером и коллективом; чувство ответственности за выполнение плана тренировки и выступления в соревнованиях; трудолюбие и аккуратность. Все эти аспекты в дальнейшем мы рассмотрим подробнее.
Многие тренеры считают, что главное в воспитании молодого баскетболиста техника, тактика и физическая подготовка, а психологическая готовность к соревнованиям придет сама собой, по мере роста опыта игры, но это не совсем так! Наиболее мудрые тренеры знают об этом, не забывают и не считают ее второстепенным делом, а также не откладывают ее на дальние сроки, как, все же, частенько случается на практике.
Интересный факт. Команды, где отношения друг к другу дружелюбные, всегда занимают самые высшие места в соревнованиях.
Где наиболее ясно проявляется психологическая подготовленность баскетболиста? Ответ такой: в напряженных, ответственных матчах. В условиях равной спортивной борьбы лучшая психологическая подготовленность баскетболиста является решающим фактором, так как дает возможность наиболее эффективно показать физическую, техническую, тактическую и теоретическую подготовленность игроков. Иными словами, баскетболисты смогут использовать свои козыри в игре только при наличии соответствующих волевых качеств. Некоторые авторы учебных пособий считают, что лучше всего с задачей психоподготовки справится специалист-психолог. Я все-таки придерживаюсь иной точки зрения. Тренер и только тренер должен проводить с баскетболистами своей группы психологическую подготовку.
Так и в процессе управления нервно - психическим восстановлением спортсмена, где снимается нервно-психическая напряженность; восстанавливается психическая работоспособность после напряженных тренировок, соревновательных нагрузок, должный вклад делает снова тренер. Нервно - психическое восстановление осуществляется с помощью: словесных воздействий; в процессе отдыха; переключением; рекреации и других средств.
Мы постараемся рассмотреть и выявить главные компоненты в психологической подготовке. Это стрессоустойчивость и влияние успеха/неуспеха на атмосферу в команде.
Цель курсовой работы – раскрыть содержание психической подготовки в баскетболе.
Объект курсовой работы – тренировочный процесс баскетболистов.
Предмет курсовой работы – содержание психологической подготовки в баскетболе.
Тема: Психологическая подготовка баскетболистов.
Актуальность исследования: Психология в баскетболе является важнейшей частью этой спортивной игры. Начиная от отношений партнёров по команде во время игры и в раздевалке, заканчивая отношениями вне тренировочного и игрового процесса, которые влияют на результаты команды в целом. Интересный факт, что команды, где отношения к друг другу хорошие - всегда занимают самые высшие места в соревнованиях и первенствах. Баскетбол – командная игра, здесь мало хорошо развитых индивидуальных качеств и навыков, важны и взаимоотношения в коллективе. А также стрессоустойчивость.
Задачи курсовой работы:
1. Общая характеристика игры в баскетбол.
2. Выявить значение психологической подготовки для спортсменов, занимающихся баскетболом.
3. Изучить особенности психологической подготовки спортсмена в баскетболе.
4. Подобрать средства и методы психологической подготовке спортсмена в баскетболе.
Объект исследования: тренировочный процесс по баскетболу.
Проблема: выявить проблемы психологической подготовки баскетболистов и создать условия с минимальными стрессовыми факторами.
Гипотеза: предлагалось, что одна и та же психологическая нагрузка с направленностью на развитие стрессоустойчивости и психологического компонента будет по-разному влиять на ее изменение.
Методы: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, педагогический анализ.
Относительная новизна: новизна данного исследования состоит в, предложенных мною, усовершенствованиях психологического компонента и стрессоустойчивости баскетболистов.
Практическая значимость: данную методику улучшения психологической подготовки можно использовать в тренировочном процессе баскетболистов.
Глава 1
1.1 Баскетбол и его психологические основы
Баскетбол – это одна из самых популярных спортивных игр с мячом во всём мире. За свою более чем столетнюю историю у него появилось много почитателей и фанатов во всём мире. Присущие ему высокая зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре интерес многих людей и в России.
Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, движения приставными шагами, финты), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно-важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих важных психологических качеств, таких, как: целеустремлённости, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.
Баскетбол – это далеко не так просто, как кажется многим на первый взгляд. Важнейшим фактором, который влияет на успех баскетболиста, является психология. Существуют специальные психологические программы для подготовки спортсменов играть в команде.
Для спортсменов психологическая подготовка делится на: круглогодичную, специальную психологическую подготовку к соревнованиям и управление нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Во время подготовки психологической у каждого баскетболиста в команде и команды в целом формируются специальные морально – психические качества:
1. Устойчивый интерес к баскетболу;
2. Ответственность за выполнение тренировочного плана;
3. Соблюдение режима;
4. Чувство долга перед тренером и командой;
5. Трудолюбие;
Во время управления нервно-психическим восстановлением игрока можно снять нервно – психическую напряжённость спортсмена. Нервно-психическое восстановление происходит с помощью: отдыха, словесных воздействий, рекреации и др. Для достижения снятия нервно – психической напряжённости спортсмена также используют средства культурного отдыха, развлечения аутотренинга и сочетания средства ОФП в режиме дня.
Баскетбол – командный вид спорта. Тренеру всегда нужны хорошие мотивирующие слова на каждую игру, чтобы у команды был отличный настрой на игру. Как многие говорят: “С каким настроением игрок вышел на площадку, так и сыграет”. Некоторые тренеры высокого класса изучают психологию той страны, где тренируют.
Сделаю вывод в введении о том, что баскетболистам совершенно необходимы не только ОФП, СФП, но и хорошая психологическая подготовка.
1.2 Психологическая подготовка и её роль в баскетболе
С помощью спорта и его ценностей юноши и девушки успешно социализируются. При правильном подходе – спортивная деятельность может стать очень серьёзным и действенным средством формирования социальной активности и здорового образа жизни. Многие специалисты считают, что современная система не может привлечь большую часть детей и молодёжи к постоянным занятиям физической культурой.
Подготовка школьников по разным видам спорта часто не отвечает современным требованиям, хоть и занимаются теорией и методикой физического воспитания педагоги, психологи и спортсмены. В спортивных школах для полноценной подготовки учащихся и формирования спортивного мастерства недостаточно уделять всё внимание методам физического и технико – тактического совершенствования.
Мы считаем, что спортивное мастерство является таким системным свойством, от которого зависит успешность спортивной деятельности и высокий уровень достижений в каком-либо виде спорта. Результат целевой подготовки спортсменов спортивных школ является участия их в соревнованиях самого высокого ранга. Но чтобы достигнуть высокого уровня подготовленности и участвовать в соревнованиях самого высокого ранга, требуются школы, располагающие квалифицированными кадрами, материально-технической базой, традициями и опытом.
Компонентами спортивного мастерства являются: технико – тактический, анатомо – физиологический, психологический. Как уже известно – многие специалисты в спортивных школах недостаточно уделяют внимание психологическому компоненту. Он остаётся менее исследуемым, но от того не менее важнейшим других.
Из текста выше следует, что исследование формирования психологического компонента спортивного мастерства у школьников и студентов является основополагающим фактором высокой эффективности спортивной подготовки в учреждениях дополнительного образования.
1.3 Психологическая подготовка в годичном цикле в тренировочном этапе баскетболиста
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.
На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитии спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:
- в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированного восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности;
- в соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствовании эмоциональной устойчивости, свойств внимания, до мобилизационной готовности к состязаниям;
- в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции.
Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий
Глава 2
2.1 Формирование психологического компонента у баскетболистов. Организация и методика исследования
Во время работы проведена диагностика уровня развития компонентов спортивного мастерства спортсменов в спортивных школах. Всё внимание уделено исключительно психологическому компоненту, так как он менее исследуемый, чем остальные. С данной целью разработаны методики: вопросник информационных запросов о сопернике, методика “психологический анализ видеозаписи баскетбольного матча”, “информационные запросы о сопернике”, “психологический анализ фотографий игры в баскетбол”.
В экспериментальной работе приняли участие более 50 учащихся, занимающихся баскетболом в спортивной школе “Урал - Грейт Юниор”. В исследовании три связанных между собой этапов на базе спортивной школы.
Этап 1. Поисковый, т.е. в нём выявляется уровень психологического компонента спортивного мастерства у обучающихся.
Этап 2. В этом этапе проводится проверка эффективности педагогических условий, которые обеспечивают формирование психологического компонента у спортсменов.
Этап 3. Последний этап, в котором проводится анализ эксперимента, проделанной работы. Формируем выводы и рекомендации.
Моя работа сделана как ряд тренировочных спортивных занятий и мероприятий, которые направлены на возрастание уровня психологического компонента спортивного мастерства, его сформированности. Главный акцент в работе был поставлен на то, что на основе личностно – деятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в выделенных группах были использованы тренировочные занятия, тренировки, индивидуальные беседы с игроками и тренерами-преподавателями, игры, турниры. Стоит заметить, что при этом менялись способы организации, позиции тренеров с учётом изменения уровня спортивного мастерства обучающихся, соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции, которая определяет формирование психологического компонента.
На практике выяснилось, что с помощью создания системы специально организованных занятий, обеспечивающих повышение качества техники выполнения и рост спортивного результата. В данной системе важное место отводится тренировке личностного роста, модифицированным модельным тренировкам (при которых присутствуют зрители, сокращенно время на разминку и вводятся новые элементы), круговым тренировкам.
В такой организации УТЗ особое внимание уделяется для формирования психологического компонента спортивного мастерства. Чтобы достичь эту цель была разработана система учебно – воспитательных занятий, в которые входят: беседы, психоанализ тренировок, видеозапись игр, самоанализы и др., которые были направлены на формирование умений и навыков понимания партнёров и самих себя. Результаты работы показывают, что в совокупности эти виды занятий способствуют формированию психологического компонента спортивного мастерства у баскетболистов.
2 – ое направление опытно – экспериментальной работы о повышении психолого – педагогической компетентности у тренеров и проверкой эффективности гипотезы, которая была сформулирована. Для этого была внедрена в эксперимент система повышения квалификации и переподготовки. В неё вошли теоретические занятия по психолого – педагогическим вопросам подготовки в спорте детей, анализ тренировок, тренинги профессионального роста, семинары. Все формы повышения квалификации подчинены задачам формирования психологического компонента спортивного мастерства у игроков. В ходе данного эксперимента повысилось мастерство у педагогов-тренеров, команда стала более стабильной.
Ещё одно направление опытно – экспериментальной работы ориентировано на взаимодействие с семьями обучающихся. С начала эксперимента был изменён характер взаимодействия между тренерами и родителями; взаимодействие с семьёй начало строиться на более активном участии тренеров и родителей в процессе обучения. Организация работы спортивной школы с семьёй проходит с помощью проведения родительских собраний, специальных семинаров, лекций, включенном наблюдении, консультаций и других форм методов работы; дней открытых дверей, трудовой деятельности (оказания помощи в хозяйственной деятельности).
Как мы выявили, поднятие проблем на собраниях и других мероприятиях способствует присутствию родителей на открытых тренировках, участия в соревнованиях и праздниках. Общая цель, совместное творчество, возможность свободного диалога всех участников процесса для совершенствования спортивного мастерства.
Мероприятия, которые были проведены, позволили повысить знания и уровень родителей в методах воспитания, в стиле общения с ребёнком и провести работу над ошибками в собственном поведении. Общение с тренером помогло многим родителям лучше узнать своего ребёнка, подсказать пути улучшения саморегуляции и самоорганизации.
Во время исследования разработано и внесено в учебно-воспитательный процесс педагогическое обеспечение, в которое входит семинары – тренинги, семинары – практикумы, лекции и другие формы индивидуальной, групповой и коллективной работы с родителями; методические пособия, проведение совместных мероприятий, что способствовало установлению контакта между тренерами – преподавателями, родителями и учащимися.
Следуя задачам эксперимента была проведена организация внеучебной деятельности учащихся – спортсменов (УТС, совместные игры, плавание, лыжные походы), для расширения воспитательно – образовательного пространства.
Работа, которая была проведена позволила нам сделать выводы о том, что целенаправленное взаимодействие тренера – преподавателя с семьёй, правильно распределённая организация внеучебной деятельности дали положительный результат в создании воспитания и последовали условием формирования спортивного мастерства учащихся.
Чтобы определить эффективность работы предложенных нами методов и средств в учебно-воспитательном процессе,мы провели мониторинг промежуточных результатов формирования спортивного мастерства баскетболистов. Так же во время оценки уровня сформированности психологического компонента были получены данные,которые свидетельствуют о лучшем формировании спортивного мастерства в группе баскетболистов, тренировки которых строились на основе специально подготовленных педагогических принципов.
Результаты, которые были получены, дали возможность определить основные направления тренировочного процесса в спортивной школе. Мы разработали и использовали комплекс педагогических условий .
Во время формирующего этапа мы выделили группы учащихся с разным уровнем спортивного мастерства. Такое выделение групп далот возможность в дальнейшем подобрать индивидуальный учебно-воспитательный процесс в спортивной школе с учетом зон актуального и ближайшего развития.
Таблица 1.Результаты диагностики спортивного мастерства учащихся, %
Группа |
Правильное выполнение |
Частично неверное выполнение |
Неверное выполнение |
Экспериментальная |
70 |
20 |
10 |
Контрольная |
50 |
33 |
17 |
Выводы:
1. Главным фактором в формировании психологического компонента спортивного мастерства учащихся спортивных школ является комплекс педагогических принципов, создание которых помогает его совершенствованию, а именно:
- система учебно-воспитательных занятий, которая нацелена на формирование психологического компонента спортивного мастерства учащихся;
- специальная подготовка направлена на формирование профессиональной психологической деятельности тренеров – преподавателей;
- организация взаимодействия тренера с семьёй, направленное на обеспечение дифференцированного подхода к формированию спортивного мастерства учащихся;
- организация целенаправленной внеучебной деятельности спортсмена, которая позволила развитию и закреплению спортивного мастерства учащихся спортивных школ.
2. В процессе исследования психологического компонента, его формирования у учащихся спортивных школ был определён комплекс педагогических условий, создание которых помогает его улучшению, а именно:
- система учебно – воспитательных занятий, в ходе которых формируется психологический компонент спортивного мастерства учащихся;
- специальная подготовка педагогов – тренеров для формирования их профессиональной и психологической деятельности.
2.2.Влияние успеха и неуспеха на психологическую атмосферу в команде
Хорошо известно, что успех и неуспех - широко распространённые явления нашей жизни. Они систематически возникают как в социальных ситуациях, так и при участии человека в любой деятельности, связанной с достижением цели. С необходимостью преодолевать воздействия успеха и неуспеха постоянно сталкивается и спортсмен. Влияние успеха и неуспеха наиболее ярко проявляется в тех видах деятельности, которые так или иначе связаны с “борьбой за высшие достижения”. Эта борьба протекает в соревновании с явным или скрытым соперником, его результатом или своим прошлым достижением. Самый яркий пример данной деятельности – спорт. В командном виде спорта явление успеха и неуспеха носит особо важный характер, поскольку главная цель-достижение высших результатов. В баскетболе важную роль в достижении высших результатов занимают отношения в команде, т.е. отношения: 1) тренер-спортсмен; 2) спортсмен-спортсмен. Эти отношения оказывают наибольшее влияние на эффективность каждого и команды в целом.
Тренер-спортсмен.
Данный вид отношений влияет на мотивацию игроков и тренеров работать.
Спортсмен-спортсмен.
Эти отношения оказывают наибольшее влияние на эффективность в достижении высших результатов.
Исследование.
Я провёл исследование в баскетбольной команде г. Перми “Урал-Грейт Юниор” на протяжении отрезка соревновательного сезона. В исследовании участвовали 12 игроков и 2 тренера. Исследование провёл в несколько этапов и индивидуально с каждым игроком команды.
На первом этапе была проанализирована научная литература, были определены методы и приёмы исследования, средства психологического исследования и объект для дальнейшего исследования.
На 2-ом этапе организовано анкетирование спортсменов с целью выявления влияния успеха и неуспеха на взаимоотношения в команде и психологическую атмосферу в целом. Предварительно был проведён инструктаж спортсменов, на котором были объяснены цели и задачи данного исследования, правила и особенности обследования.
В работе использовался комплекс методов, позволяющий в процессе исследования изучить влияние успеха и неуспеха на атмосферу в команде.
Шкала “атмосфера в команде”, характеризующая психологическую атмосферу в ней. Для этого я составил вопросы, которые наиболее полно могут определить атмосферу в команде. Шкала “атмосфера в команде” предлагалась обследуемым в начале, середине и конце исследования, а также при успешном и неуспешном туре.
Ответ по каждому пункту из пяти оценивался от 1 до 8 баллов, в зависимости от того, ближе к какой из характеристик помещён знак (чем ближе к левому столбцу, тем ниже балл и тем благоприятнее ситуация в команде. Итоговый показатель по шкале находится в диапазоне от 5 (самая благоприятная атмосфера) до 40 (самая неблагоприятная).
Шкала “тренер-спортсмен”, разработанная Ю.Л Ханиным и А.В. Стамбуловым в 1976 году, предназначена для количественной и качественной оценки характера отношений спортсменов к своему тренеру. Она состоит из 24 утверждений, с каждым из которых спортсмен может согласиться или не согласиться. Было выбрано 12 утверждений, которые в нашем случае наиболее полно характеризуют отношение спортсменов к своему тренеру. С помощью набора этих утверждений можно достаточно полно оценить 3 параметра в отношениях спортсменов к тренеру:
1. Гностический: компетентность тренера как специалиста, уровень его профессионального мастерства;
2. Эмоциональный: насколько тренер отвечает потребностям спортсмена в неформальных, тёплых отношениях, внимание, поддержке, оценки его как личности;
3. Поведенческий- особенности внешнего поведения и общения тренера с воспитанниками с точки зрения самих спортсменов.
Шкала “тренер-спортсмен” предлагалась в начале, в середине и в конце исследования, а также при успешном и неуспешном туре.
Вопросник, предусматривающий направленность “спортсменов на успешную и неуспешную игру”, составлен на основе проведённого анализа литературы и личных бесед, проведённых с игроками исследуемой команды, исходя из итогов, которых были определены основные вопросы и варианты ответов, позволяющие рассмотреть характер реакции спортсменов на успех и неуспех.
Результаты исследования и их обсуждение.
Считая взаимоотношения между спортсменами и тренерами важным условием продуктивности их совместной работы стоит иметь в виду, что сами по себе отношения в команде тесно связаны со спортивной деятельностью, с конкретными задачами, которые тренер решает вместе с командой.
Параметры отношений |
Общий средний балл |
||||||||||
Первый тренер |
Второй тренер |
||||||||||
начало |
середина |
неуспех |
успех |
конец |
начало |
середина |
неуспех |
успех |
конец |
||
Гностический |
2,5 |
2,6 |
2,8 |
3 |
3,4 |
2,5 |
3,1 |
3,2 |
3,1 |
2,9 |
|
Эмоциональный |
2,3 |
2,4 |
2,7 |
2,7 |
2,9 |
2,2 |
3 |
2,8 |
2,7 |
2,8 |
|
Поведенческий |
2,3 |
2,3 |
2,2 |
2,2 |
2,7 |
2,5 |
2,3 |
2,2 |
2,5 |
2,7 |
|
Таблица 1. Динамика изменения общего среднего балла в отношении спортсменов к тренерам.
Таблица 2. Динамика количественного изменения общих показателей отношения спортсменов к тренерам.
Характер межличностного контакта тренера со спортсменами |
Параметры отношений |
||||||||||||||||||||
Гностический |
Эмоциональный |
Поведенческий |
|||||||||||||||||||
начало |
середина |
неуспех |
успех |
конец |
начало |
середина |
неуспех |
успех |
конец |
начало |
середина |
неуспех |
успех |
конец |
|||||||
Количество спортсменов |
|||||||||||||||||||||
Благоприятный(первый тренер) |
7 |
8 |
6 |
8 |
10 |
7 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6 |
6 |
7 |
6 |
9 |
||||||
Неблагоприятный (первый тренер) |
5 |
4 |
6 |
4 |
2 |
5 |
5 |
4 |
3 |
2 |
6 |
6 |
5 |
6 |
3 |
||||||
Благоприятный(второй тренер) |
6 |
9 |
8 |
10 |
8 |
6 |
9 |
8 |
9 |
10 |
6 |
5 |
6 |
7 |
9 |
||||||
Неблагоприятный(второй тренер) |
6 |
3 |
4 |
2 |
4 |
6 |
3 |
2 |
3 |
2 |
6 |
7 |
6 |
5 |
3 |
||||||
Примечание. Благоприятные: от 3 до 4 баллов, неблагоприятные: от 2 до 0 баллов.
В результате анализа результатов исследования влияния успеха и неуспеха на отношения спортсменов к тренерам (табл. 1 и табл. 2) было выявлено следующее:
1.Увеличение общего среднего балла характеризующего с качественной стороны отношения спортсменов к тренерам, по всем трём параметрам к концу сезона, по сравнению с его началом (первый тренер: гностический - с 2.5 до 3.4 балла, эмоциональный - с 2.3 до 2.9 балла, поведенческий - с 2.3 до 2.7 балла, второй тренер: гностический – с 2.5 до 2.9 балла, эмоциональный – с 2.2 до 2.8 балла, поведенческий с 2.5 до 2.7 балла). Та же картина наблюдается в количественном изменении показателей, отражающих характер межличностного отношения тренеров со спортсменами ( у первого тренера благоприятные межличностные контакты в гностическом – с 7 до 10 спортсменов, в эмоциональном - с 7 до 10 спортсменов, в поведенческом – с 6 до 9 спортсменов; у второго тренера: в гностическом - с 6 до 8 спортсменов, в эмоциональном – с 6 до 10 спортсменов, в поведенческом – с 6 до 9 спортсменов), это при том, что команда в целом выступила неуспешно.
2.Неизменность общего среднего балла при успешном и неуспешном туре у первого тренера в эмоциональном (2.7 балла) и поведенческом (2.2 балла) параметрах.
3.Снижение общего среднего балла при успешном туре по сравнению с неуспешным по гностическому (с 3.2 балла при неуспешном туре до 3.1 балла при успешном) и эмоциональным (с 2.8 балла при неуспешном туре до 2.7 балла при успешном туре) параметрам.
На основании вышеизложенного можно предположить, что общее улучшение по всем трём параметрам отношений между спортсменами и тренерами к концу сезона (это притом, что команда в чемпионате выступила неуспешно) могло быть вызвано психолого-педагогической грамотностью тренеров, которые, невзирая на неуспешность команды, смогли по всем трём параметрам найти подходы к спортсменам, приведшие в результате к улучшению отношений несмотря на неуспешность команды. Что касается каждого тренера в отдельности, то можно утверждать, что влияние успеха и неуспеха никак не сказывается на отношении спортсменов к первому тренеру по эмоциональному и поведенческому параметрам. Это, в свою очередь, может говорить о том, что у тренера близкие человеческие отношения со спортсменами. У второго тренера при неуспехе команды улучшились показатели гностического и эмоционального параметров, что может свидетельствовать о его умении в трудную минуту принять верное решение и найти нужные слова, чтобы поддержать игроков команды.
Работа со спортивным коллективом предполагает хорошую ориентировку в тех процессах, которые определяют сплоченность или разобщенность игроков, их эмоциональное самочувствие.
Признаки |
Этапы исследования |
||||
начало |
середина |
неуспех |
успех |
конец |
|
Дружелюбие-враждебность |
3,5 |
3,3 |
3,8 |
3,2 |
3,5 |
Удовлетворенность-неудовлетворенность |
4,6 |
4 |
5,2 |
4 |
4 |
Сотрудничество-отсутствие сотрудничества |
3,3 |
3,3 |
4,3 |
2,9 |
3,5 |
Взаимная поддержка- недоброжелательность |
3,3 |
3,3 |
4,3 |
3 |
3,6 |
Успешность-неуспешность |
3,5 |
4 |
5,2 |
4,3 |
3,7 |
Общий средний балл |
18,2 |
17,9 |
22,8 |
17,4 |
18,3 |
Таблица 3. Динамика изменения атмосферы в команде на основе среднего балла.
При анализе результатов исследования влияния успеха и неуспеха на психологическую атмосферу в команде (табл. 3) было выявлено, следующее:
1.Наблюдалось изменение среднего балла, характеризующего характер отношений в команде между началом и окончанием сезона: удовлетворённость-неудовлетворённость. (с 4.6 до 4 баллов), сотрудничество - отсутствие сотрудничества (с 3.3 до 3.5 балла), взаимная поддержка-недоброжелательность (с 3.5 до 3.7 балла). За исключением признака “дружелюбие – враждебность” (с 3.5 до 3.5 балла), которое не изменилось;
2.Наибольшее общее ухудшение психологической атмосферы в команде после неуспешного тура (22.8 балла);
3.Наибольшее общее улучшение психологической атмосферы в команде наблюдалось после успешного тура (17.4 балла).
Можно предположить, что в общем психологическая атмосфера в команде к концу сезона ухудшилась (улучшение отмечается лишь в “удовлетворённости-неудовлетворенности”, которое могло быть вызвано, скорее всего, полным безразличием спортсменов к результатам в связи с неуспешностью выступления в чемпионате), что закономерно, так как команда не смогла выполнить поставленную задачу и это стало очевидным уже за два тура до окончания чемпионата. Что касается изменения психологической атмосферы в команде под влиянием успеха и неуспеха, то здесь наблюдается её улучшение при успехе и ухудшение при неуспехе команды.
Анализ результатов исследования влияния успеха и неуспеха на взаимоотношения между спортсменами представлен в табл. 4.
Варианты |
Оценка туров |
|||||||
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
неуспех |
успех |
средний |
|
Какие чувства вы испытываете после тура? |
||||||||
Злость на себя |
75 |
83 |
75 |
80 |
60 |
66 |
75 |
83 |
Злость на тренера |
8 |
8 |
25 |
10 |
10 |
8 |
- |
8 |
Злость на команду |
41 |
25 |
33 |
40 |
40 |
33 |
33 |
25 |
Спорт есть спорт |
25 |
16 |
25 |
20 |
10 |
25 |
41 |
16 |
Апатия |
- |
- |
- |
- |
- |
41 |
8 |
8 |
Спортивная злость на следующую игру |
41 |
66 |
41 |
50 |
60 |
16 |
33 |
58 |
Как спортсмена реагируют на результат тура? |
||||||||
Спокойно |
33 |
41 |
33 |
30 |
40 |
25 |
25 |
25 |
Удрученно |
66 |
75 |
50 |
50 |
50 |
66 |
50 |
50 |
Начинается «разборка»,ищут виновных |
41 |
25 |
33 |
80 |
70 |
83 |
66 |
83 |
Винят тренера |
25 |
8 |
25 |
30 |
- |
- |
- |
8 |
Количество спортсменов, участвующих в туре |
12 |
12 |
12 |
10 |
10 |
12 |
12 |
12 |
Таблица 4. Динамика изменения реакции спортсменов после туров, %.
Примечание. Оценка туров:успех-от 7 до 9 очков; средний – от 6 до 4 очков; неуспех- от 3 до 0 очков. В туре по три игры,за победу команда получает 3 очка,за ничью 1 очко, за проигрыш 0 очков.
На основании вышеизложенного можно сказать, что спортсменам присуща самокритичность, которая, скорее всего, вызвана неуспешностью своего выступления. Разобщённость команды, по всей видимости, определяется отсутствием единого коллектива (предположение выдвинуто на основании бесед со спортсменами и тренерами), что и могло привести к неуспешному выступлению.
В результате исследования влияния успеха и неуспеха на отношение спортсменов к тренерам было выявлено улучшение по профессиональному (гностическому), эмоциональному, поведенческому параметрам отношений между игроками и тренерами к концу сезона, и это притом, что команда выступила неуспешно в чемпионате. Это можно объяснить психолого-педагогической грамотностью тренеров, которые, несмотря на неуспешность выступления команды, смогли правильно построить взаимоотношения со спортсменами.
При исследовании влияния успеха и неуспеха на психологическую атмосферу в команде было выявлено, что в общем психологическая атмосфера в команде к концу сезона ухудшилась (улучшение отмечается лишь в успешности - неуспешности, которое могло быть вызвано, скорее всего, полным безразличием спортсменов к результатам в связи с неуспешностью выступления в чемпионате), что закономерно, так как команда не смогла выполнить поставленную перед ней задачу. Что касается изменения психологической атмосферы в команде под влиянием успеха и неуспеха, то отмечено улучшение при успехе и ухудшение при неуспехе команды.
Исследование влияния успеха и неуспеха на взаимоотношения между спортсменами показало, что спортсменам присуща самокритичность, которая выражается в “злости на себя”.
Таким образом, успех и неуспех существенно не влияют на взаимоотношения тренер-спортсмен, неуспех оказывает негативное влияние на психологическую атмосферу в команде.
2.3 Значение качества стрессоустойчивость для спортсмена - баскетболиста
Предыдущий эксперимент показал, что баскетболистам часто приходится терпеть неуспех. Поэтому особое место в спорте высших достижений, и, в частности, в баскетболе, занимает стрессоустойчивость.
Актуальность исследования очень высока, т.к. наше время, когда рекорды в мире неумолимо растут, спорт высших достижений становится очень стрессогенным и растёт его экстремальность. Требовательность к профессиональным качествам спортсмена растёт, а успешность выступлений зависит во многом не только от общей физической подготовки, специальной физической подготовки, но и от психологической подготовки - противостоять стрессогенным факторам. В баскетболе это проявляется во время решающих исход матчей бросков, во время игры в гостях. Из этого следует высокая роль развития стрессоустойчивости у баскетболистов.
Первый человек, введший слово “стресс” (в переводе с англ. давление, усилие, внешнее воздействие, создающее это состояние) – Ганс Селье, канадский физиолог. Ганс Селье показал механизмы и процесс приспособления организма в зависимости от характера воздействия и экстремальности. Воздействующие факторы (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от особенностей они вызывают в организме однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию или ведущие к болезни. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется дистрессом, а положительные эмоции - эустрессом.
В современной научной литературе понятие “стресс” имеет как минимум три общеизвестных значения. Во-первых, оно может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении часто употребляются термины “стрессор”, “стресс-фактор”. Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Также авторы выделяли компоненты стресса и различали физиологические и психологические стрессоры (факторы). Физиологические стрессоры оказывают непосредственное воздействие на ткани тела. К ним относят болевые воздействия, холод, высокую температуру, чрезмерную физическую нагрузку и др. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической значимости событий. Это сигналы угрозы и опасности, переживания личности в результате конфликтов с близкими, различные обиды и т.п.
Проблемой стресса занимаются также и в спорте: разрабатывались проблемы специальной и общей психологической подготовки в спорте ( А.Ц. Пуни, П,А, Рудик), волевой подготовки (Н.Смирнов, А.С. Егоров и др.), психической готовности к соревнованию (Г.М.Гагаева, А.Д.Ганюшкин и др.), эмоциональных состояний в спорте (О.В.Дашкевич, Ю.Я.Киселёв, О.А. Черникова), психологии соревнования (Г.М.Двали, Ю.Я.Киселёв, А.А.Лалаян, Л.С.Нерсенян, Ю.Ю.Палайма), индивидульных различий в эмоциональном реагировании (Б.А.Вяткин, Е.П.Ильин, В.Н.Мерлинкин, Н.М.Пейсахов, Б.И.Якубчик и др.), психической надёжности в спорте (А.Ф. Вендрих, В.А.Плахтиенко, Ю.М.Блудов, А.В.Родионов, Н.А.Худадов и др.) и, наконец, антиципации спорте (Е.Н.Сурков, А.Ц.Пуни, В.П.Уманский).
Особенно интересны исследования Ю.Л. Ханина, Г.Д. Горбунова, В.А. Плахтиенко и др., которые наблюдают деятельность спортсменов, проходящую в чрезвычайно напряжённых условиях. Л.Леви (1967) обнаружил корреляцию. Между интенсивностью эмоционального возбуждения и выделением адреналина и норандреналина. Ф. Элмадьян и др. (1957) указывали на такие же результаты, сравнивая выделения катехоламинов во время напряжённых ситуаций у хоккеистов и боксёров. В современных исследованиях оценивая травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, возникающих в экстремальных ситуациях, на психическую деятельность, выделяют психоэмоциональные реакции и патологические состояния. Однако недостатком пока является отсутствие единой теоретической концепции, направленной на практическую эффективность. Наблюдается разобщенность в категориальном аппарате в исследовательских материалах о стрессогенных факторах и путях развития стрессоустойчивости в спорте высших достижений.
Цель исследования: изучить факторы стресса и их причины, сформировать пути развития стрессоустойчивости баскетболиста в спорте высших достижений.
Методы исследования: методами исследования теоретическими стали анализ и обобщение материала научно-методической литературы, проектирование и моделирование путей формирования стрессоустойчивости, эмпирическими методами послужили наблюдение, беседа, библиографический метод, психологическое тестирование эмоциональной сферы спортсмена (методика САН, тест Люшера, тест смысложизненных ориентацией).
Исследование проводилось на УТС в Перми на базе спортшколы Урал-Грейт Юниор с 22.02.16 до 7.02.16 перед проведением Финального этапа Первенства России по баскетболу.
В целях изучения влияния физиологических факторов стрессора на состояние баскетболистов выбраны сложные климатические условия (холод) и чрезмерная нагрузка на УТС. Влияние психологических стрессоров определяли с помощью стрессогенного фактора - значимость соревнования, а именно Финальный этап Первенства России. Уровень тревожности по методике Люшера стал критерием оценки тревожности спортсменов. Как было установлено в результате данного исследования – любой из спортсменов готов противостоять стрессорам физиологическим гораздо в большей степени, нежели психологическим (табл.1).
Таблица 1.Средегрупповой показатель уровня тревожности по Люшеру до и после встречи со стрессогенными факторами (в баллах).
Стресс |
Тревожность до воздействия |
Тревожность после воздействия |
Физиологический стресс (холод, нагрузка, переезды и др.) |
2 |
3 |
Психологический стресс (индивидуальный у каждого спортсмена) |
3 |
6 |
Если сравнить стрессоры физиологические с психологическими, то можно сделать вывод: физиологические стрессоры очевидны и легко воспроизводимы, а психологические не всегда легко увидеть. Данные стрессоры действуют больше индивидуально, то есть он может оказывать сильное воздействие на одного человека, но на другого не оказывать никакого абсолютно воздействия.
Таблица 2. Индивидуальные психологические факторы стресса, воздействующие на результативность выступления спортсмена.
Исследуемые |
Факторы, вызывающие психологическое напряжение и негативные эмоции, которые влияют на качество выступления на соревнованиях |
Спортсмен 1 |
Частая смена места проживания, новые соседи по комнате, новый обслуживающий персонал, новые условия и тд. |
Спортсмен 2 |
Удаленность от дома и близких людей |
Спортсмен 3 |
Общение с ограниченным кругом людей во время долгих сборов. |
Спортсмен 4 |
Монотонность и однообразие ОФП и СФП. |
Спортсмен 5 |
Конфликты в команде |
Спортсмен 6 |
Авторитет противника, против которого защищаешься |
Спортсмен 7 |
Болельщики и скандирующие зрители |
Спортсмен 8 |
Ответственность, возникающая у спортсмена в результате общения с руководителями федерации |
В результате исследования данных спортсменов на этапах Первенства России и беседы с баскетболистами, я выявил индивидуальные психологические факторы, которые вызывают стресс у игроков (табл.2). В целях сохранения конфиденциальности личностей спортсменов я принял решение заменить их имена на “спортсмен”.
Пути развития стрессоустойчивости можно создавать только лишь когда известны причины стресса людей. При развитии физической стрессоустойчивости важны тренировки с разным климатом, с отличием температуры, атмосферного давления. Не стоит забывать, что упражнения, направленные на формирование стрессоустойчивости к ощущениям болевым и на развитие умения восстанавливать дыхание при нескольких ситуациях: во время штрафного броска; во время отдыха на скамейке.
Спортивный психолог должен выявить причину стресса и смоделировать программу психологической подготовки развития стрессоустойчивости. Тренировка психики – не лечение, как кажется многим спортсменам и тренерам. Подготовка психологическая – также как и спортивная – требует дисциплины и труда. Чтобы снизить влияние психологических факторов стресса обязательно нужно подходить к вопросу комплексно и к каждому индивидуально. Баскетболисты, как правило, для снятия напряжения используют сон, массаж, баня, горячие пенные солевые ванны, бассейн. Кому-то помогает активный отдых или просто общение с семьёй – для каждого индивидуально. Но я считаю, что необходимо грамотное использование психотехник. Чтобы развить стрессоустойчивость у баскетболиста нужны программы психологической подготовки, в которых будут методы коррекции психических процессов и механизмов, программы по обучению релаксации, медитации, приёмам самовнушения и самогипноза. Итогом этого станет более устойчивая к стрессам нервная система игрока и её сбалансированность.
Выводы эксперимента:
1. Баскетболист лучше противостоит физиологическим стрессорам, нежели психологическим. Из этого следует, что тренеру необходимо быть в курсе факторов (психологических, физических) и причин, вызывающих стресс, и учитывать их в УТС;
2. Разрабатывая с психологами методы и способы борьбы со стрессом, мы повышаем уровень адаптации организма к ним.
3. Баскетболистам совместно с психологами необходимо совместно и регулярно развивать стрессоустойчивость по индивидуальной программе, применяя различны психотехники.
Заключение
В своей курсовой работе я постарался рассмотреть многие аспекты психологической подготовки спортсменов в баскетболе. Используя теоретические знания, практические навыки, свой жизненный опыт и опыт своих тренеров-наставников, а также, собственные наблюдения и экспериментальную практику, пришел к определенным выводам и заключениям.
Итак, баскетбол – это спортивная командная игра с мячом. Баскетбол - один из самых популярных видов спорта в мире.
Психическая подготовленность баскетболиста и команды в целом зависит как от самого спортсмена, так и от его окружения. В частности, самовоспитание игрока сознательно регулировать свое поведение в моменты волевого напряжения для преодоления трудностей, быть уверенным, что если сам мобилизует усилия для достижения определенной цели, то окажется в силах справиться с задачей. Иначе же бесполезно приниматься за дело.
Далее, поведение тренера при установке на победу и при поражении команды. Так, чрезмерное стимулирование баскетболистов на победу в матче, «накачка», может лишь временно повысить качество действий игроков на поле. Ведь повышенное возбуждение непостоянно и непрочно: стоит противнику удачно сыграть в одном-двух эпизодах, и все идет насмарку, а команда моментально теряет все свои преимущества и начинает неудержимо катиться к поражению. А при поражениях команды лучше продемонстрировать своим поведением, что разочарование поражением естественно, и, в то же время, показать спортсменам, что излишнее самобичевание и переживание ни к чему, ибо охаивание своей игры только усугубит неудачу, отложит излишне глубокий психологический след в мозгу баскетболиста, что создаст предпосылки к следующим неудачным играм. Лечить боль поражения нужно быстро и умно, и тогда даже проигрыш становится хорошим стимулом в отношении к тренировкам и подготовке к следующим соревнованиям.
Как особенность психологической готовности игроков к матчу – это сообщение им установки на игру. Никогда не заострять внимания баскетболистов на сильных сторонах игры противника. Рассказывать только об особенностях игры соперников и предлагать план нейтрализации их действий. При этом я практически уверен, что если придать излишнее значение сильным сторонам игры противника, то это может нанести серьезный вред психологической подготовке баскетболистов к матчу. Мысль о превосходстве соперников, у которых даже тренер не отыскал слабостей, приведет либо к большому нервному возбуждению баскетболистов, либо, наоборот, к подавленному состоянию. Ни то, ни другое состояние не мобилизует на хорошую игру.
Какие же средства можно использовать в учебно-тренировочном процессе и вне его для психологической подготовки баскетболистов? В каждое занятие включать специальные упражнения, выполнение которых требует проявления определенных волевых усилий. В каждом из этих упражнений баскетболист встретится с более или менее значительными трудностями: именно в преодолении трудностей закаляется характер человека, воспитывается воля, упорство, настойчивость в достижении цели. Психологическую подготовку спортсменов разделить на две части: общая психологическая подготовка и психологическая подготовка непосредственно к соревнованию, к матчу. Задачи первой части — формирование у занимающихся таких качеств, как дисциплинированность, настойчивость, упорство, трудолюбие, уверенность в своих силах, смелость, решительность, способность к максимальному проявлению своих физических способностей, воля к победе. Сюда же соотнесу воспитание спортсменов и их способность к самовоспитанию. К победе в важной баскетбольной игре своевременная подготовка является ключевым фактором успеха: спортсмен физически подготовлен и умственно направлен играть в полную силу.
На огромной позитивной ноте поделюсь своим небольшим список советов, которые помогают мне заниматься любимым видом спорта и лучше подготовиться к баскетбольному матчу:
1. Не ленись изучать тактическую схему игры, которую дал тренер. Старайся запомнить свою задачу в игре и постоянно придерживаться её. Также, не забывай об оборонительных действиях во время матча.
2. Чуть больше отдохни в ночь перед предстоящей игрой. И всегда по возможности спи не меньше восьми часов, чтобы хорошо отдохнуть физически и умственно. Ты не должен быть сонным перед игрой!
3. Вспомни все практические занятия, которые отрабатывались на тренировках. Если ленился на практике, то не будешь физически и морально готов к предстоящим игровым ситуациям.
4. Ешь здоровую сбалансированную пищу и обязательно за день перед игрой: она правильно подготовит организм к физическим нагрузкам. Включи в рацион продукты, богатые углеводами, т.к. они дают больше энергии. Пей чистую воду накануне вечером!
5. Мотивируй себя до игры. Найди то, что лучше всего тебя мотивирует, возможно, это будет музыка, пребывание в тишине или видео успешных баскетболистов. Это всегда помогает оставаться сфокусированным во время матча!
6. Еще дольше разминайся и разогревай мышцы перед важной игрой. Почему? Потому что когда баскетболист волнуется, его мышцы становятся более жесткими, чем обычно. Поэтому нужно тратить дополнительные десять минут на их растяжку. Сосредоточься на растяжке более сжатых мышц, и это позволит предотвратить травму.
7. Перед игрой «пристреляйся» по корзине, для этого сделай по 10 бросков с разных точек площадки. Данное действие поможет оставаться спокойным и сосредоточенным до игры.
8. Чтобы снять с себя переживание, просто помни, что это - очередная игра. Дополнительное напряжение не пойдет на пользу, наслаждайся игрой независимо от результата.
9. Подготовь свою баскетбольную форму заранее. Это психологически облегчит игровой день, и ты сможешь лучше сконцентрироваться на матче.
Список литературы
1. Аболин Л.М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - Казань: издательство КазГУ, 1987. – 104 с.
2. Бальсевич, В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. -М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. — 112с.
3. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи: учебное пособие/ Н.А. Батурин. – М., 2006.– 116с.
4. Бойко, В.Ф. Физическая подготовка борцов / В.Ф. Бойко, Г. В. Данько. - М.: Дивизион, 2010. - С. 173-175.
5. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. - М.,1983. – 254 с.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М., 1984.
7. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах /Л.Д. Гиссен. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 87 с.
8. Дементьев, В.Л. Специализированные восприятия борца / В.Л. Дементьев, В.В. Гожин, А.Ю. Лушников. - М.: Физическая культура, 2011. - С. 141-144.
9. Дубова, М. В. Компетентностная задача как средство достиже- ния образовательньи эффектов в обучении младших школьни- ков / М.В. Дубова, С.В. Маслов // Гуманитарные науки и об- разование. - 2013. - № . - С. 18-24.
10. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде/ Ю.А. Коломейцев. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 128 с.
11. Кокурин, А. В. Подготовка спортсменов-бориов в условиях детско-юношеской спортивной школы /А.В. Кокурин. — Мор- дГПИ, 2008. - С. 17-19.
12. Кузнецов, А. С. Правила соревнований по греко-римской борьбе и их толкование /А.С. Кузнецов // Физическая культуоа. - 2012.- С. 7-8.
13. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р.С. Лазарус //Эмоциональный стресс /Под ред. Л. Леви. -Л.: Медицина, 1970. – 203 с.
14. Лубышева, Л.И. 2010. Спортивная культура как перспективная предметная область/Л.И. Лубышева // Педагогика. - 2010. - С. 44-49.
15. Лубышева, Л.И. 2010. Спортивная культура как перспективная предметная область/Л.И. Лубышева // Педагогика. - 2010. - С. 44-49.
16. Лутошкин А.Н. Динамические особенности эмоциональных состояний в контактных группах / А.Н. Лутошкин. - В сб.: Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. -Ярославль; Гос-пед. ин-т им. К.Д. Ушинского, вып. 42, 1975. – 298 с.
17. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.Э. Мильман // Стресс и тревога в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – 114 с.
18. Нестеровский Д.И. «Баскетбол: теория и методика обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений» / Пятое издание, стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 83 с.
19. Покурин, А. В. Педагогические условия формирования спор- тивного мастерства в учреждениях дополнительного обра- зования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. 2006.- 18с.
20. Селуянов В.И. “Теория и практика применения дидактики развивающего обучения в подготовке специалистов по физическому воспитанию”/ Москва, 2006, «Просвещение», 2006. – 178 с.