ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
по дисциплине «Авиационная психофизиология»
Психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации.
Психофизиология восприятия.
Сложные формы восприятия: времени, пространства.
Психофизиология внимания.
Психофизиология памяти.
Психофизиологические и биохимические основы кратковременной и долговременной памяти.
Психофизиология мышления.
Роль сна в деятельности и жизни человека.
Психофизиологические механизмы регуляции бодрствования и сна.
Нейрофизиологические основы сознания.
Нейрофизиологические основы речевой деятельности человека.
Психофизиологический подход к пониманию интеллекта.
Психофизиологические механизмы взаимодействия полушарий мозга в восприятии речи.
Психофизиология воли.
Психофизиология эмоций.
Биологические предпосылки общих и специальных способностей.
Психофизиология формирования и реализации психологической системы деятельности.
Психофизиологический анализ профессиональной деятельности.
Психофизиология движений. Функциональная структура целенаправленного двигательного акта.
Психофизиология координации движений рук, головы и глаз в процессе деятельности.
Психофизиология интеграции зрительной, слуховой и соматосенсорной пространственной ориентировки.
Психофизиология взаимодействия когнитивных систем в целенаправленном поведении и деятельности.
Психофизиология интеграции двигательных и вегетативных реакций в процессе деятельности.
Психофизиология научения.
Психофизиологические механизмы обеспечения мотивационно-потребностной сферы человека.
Психофизиологические механизмы саморегуляции и самоконтроля.
Психофизиологические основы безопасности труда.
Виды работоспособности. Психофизиологические компоненты работоспособности.
Психофизиологические предпосылки поддержания работоспособности.
Психофизиологические функциональные состояния.
детерминант психологических компонентов функционального состояния.
Психофизиология состояний адекватной мобилизации и рассогласования функций.
Основные психофизиологические характеристики ситуативных и личностных психических состояний.
Психофизиология стресса.
Психофизиология тревожности.
Психофизиология депрессивных состояний.
Психофизиология эмоционального и информационного стресса.
Психофизиология тревожных и аффективных состояний
Психофизиология состояний утомления, переутомления и монотонии.
Психофизиология агрессивного поведения.
Профессиональная и психофизиологическая адаптация и дезадаптация в экстремальных условиях деятельности.
Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.
Нарушения процессов психологической и психофизиологической адаптации.
Психофизиологические основы комфортных условий деятельности.
Вопросы к зачету
Предмет и задачи авиационной психофизиологии.
Задачи курса авиационной психофизиологии.
Методы и принципы изучения авиационной психофизиологии.
Подходы к проведении. психофизиологических исследований а авиации.
Методы изучения работы головного мозга.
Из каких отделов состоит головной мозг человека?
Чем представлены центральный и периферический отделы нервной системы?
Какие функции выполняют соматическая и вегетативная (автономная) нервная система?
Чем отличаются по своему воздействию на организм симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы?
Назовите основные функции ретикулярной и лимбической систем.
Безусловный и условный рефлекс.
Условный рефлекс и профессиональные навыки (сенсорные, умственные и двигательные). Угасание условного рефлекса, процесс деавтоматизации навыков.
Концептуальная рефлекторная дуга. Сенсорный нейрон. Командный нейрон. Вставочный нейрон.
Психофизиологические процессы кодирования информации в центральной нервной системе.
Психофизиология организации внимания. Нейроны новизны и тождества, ретикулярная формация, таламическая система, фронтальные зоны коры.
Ориентировочный рефлекс как основа непроизвольного внимания.
Роль полей коры в организации целенаправленного поведения и деятельности.
Биохимические основы долговременной и кратковременной памяти.
Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования и сна.
Психофизиология сна, его стадии. Роль сна в деятельности и жизни человека.
Мозговые центры речи. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи. Нарушения речевых функций (афазии).
Роль функциональной асимметрии мозга в реализации высших психических функций.
Нейрофизиологические основы речевой деятельности человека.
Уровни и центры управления движениями разного типа.
Перерывы и микропаузы в течении рабочего времени.
Оптимальная продолжительность рабочего времени. Сменность.
Психофизиологический анализ трудовых операций.
Оптимизация режимов труда и отдыха.
Профессиональный отбор.
Виды работоспособности.
Методы оценки профессиональной работоспособности.
Способы оценки работоспособности.
Психофизиология работоспособности. Динамика работоспособности и характеристика ее стадий.
Динамика изменения работоспособности в течении рабочего дня, суток, недели, года.
Рекомендации по повышению работоспособности.
Психофизиологические механизмы формирования мотиваций.
Потребностно - информационные факторы возникновения эмоций.
Выражение эмоций у человека.
Психофизиологическая диагностика и методы изучения эмоций.
Дайте определение понятию «стресс».Назовите основные виды стресса.
Объясните психофизиологические механизмы развития эмоционального и информационного стресса..
В чем суть состояния «адекватной мобилизации функций» и состояния «рассогласования функций»?
Всегда ли стресс следует рассматривать как негативный процесс для организма, личности человека ?
Целесообразно ли разделение стресса на эмоциональный (психический) и физиологический (системный)?
Что такое общий адаптационный синдром и какие стадии развития этого синдрома вам известны?
К каким нежелательным эффектам приводит чрезмерное выраженное нервно – эмоциональное напряжение организма?
Какие методы профилактики негативных последствий стресса Вы знаете?
При возникновении стрессовой ситуации в организме резко увеличивается выработка глюкозы в печени. Объясните физиологический смысл этого явления.
Какова физиологическая роль выброса в кровь гормонов адреналина и норадреналина на начальных этапах стресс - реакции?
Влияют ли личностные особенности человека на степень его стрессоустойчивости? Какие?
Люди с каким типом нервной системы более подвержены влиянию стресса?
Объясните психофизиологические механизмы развития утомления, переутомления.
Объясните психофизиологические механизмы развития состояния монотонии.
Объясните психофизиологические механизмы развития эмоционального и информационного стресса.
Как происходит быстрая и длительная мобилизация организма при стрессе?