МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет
им. Г. Р. Державина»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра социальной работы
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Профессиональное общение в социальной сфере»
Тема: «Профессиональное общение специалиста социальной работы при взаимодействии с подростками, склонными к правонарушению»
Работу
выполнила:
студентка 1 курса
очной формы обучения
Ломова Елизавета
Сергеевна
специальность 390302 –
«Социальная работа»
Научный
руководитель:
Курилович Надежда Васильевна
Тамбов – 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Профессиональное общение специалиста социальной работы
1.1. Понятие профессионального общения специалиста социальной работы
1.2. Типы общения. Функции профессионального общения специалиста социальной работы
1.3. Методы социальной работы. Кейс-метод
ГЛАВА II. Профессиональное общение специалиста социальной работы при взаимодействии с подростками, склонными к правонарушению
2.1. Правонарушения несовершеннолетних как социальная проблема
2.2. Кейс-ситуация с подростком-правонарушителем
2.3. Пути решения проблемы подросткового правонарушения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Социальному работнику приходится работать с разными категориями, группами населения, чтобы помочь им решить их проблемы для дальнейшего функционирования в обществе. К клиентам социальных работников относятся и семьи с детьми. Проблемы семей могут быть связаны с финансовым положением, моральной обстановкой, наличием трудных детей. Поэтому каждая ситуация требует привлечения других профессионалов (психологов, педагогов, юристов), а также применения особых методов, без которых невозможна успешная работа специалиста социальной работы.
В данном реферате рассмотрим взаимодействие социальных работников с подростками-правонарушителями и пути решения или хотя бы уменьшения проблемы подростковой преступности. Как известно, молодых людей с уголовным прошлым неохотно или вообще не берут на работу. Так они будут пополнять ряды безработных или дальше совершать преступления, возможно, даже более тяжкие, что принесет немало проблем и обществу, и государству. Получается, что перевоспитанием подростка-правонарушителя социальный работник может предотвратить оба негативных предполагаемых события, что явно пойдет на пользу всем без исключения.
У специалиста социальной работы существует множество методов, они предназначены для разных клиентов, разных ситуаций и для создания определенного эффекта. Один из этих методов называется методом конкретных ситуаций или case study (от англ. case – случай, ситуация). Им здесь и будет пользоваться социальный работник с подростками, склонными к правонарушению.
ГЛАВА I. Профессиональное общение специалиста социальной работы
1.1. Понятие профессионального общения специалиста социальной работы
Условно общение как таковое можно разделить на два блока:
· стихийное общение в процессе жизнедеятельности человека, без которого невозможно существование самого общества;
· целенаправленный процесс, осуществляемый специальными учреждениями, организациями и отдельными лицами, в том числе и непосредственно в социальной работе.
На сегодняшний день приобретает все большее значение деятельность социального работника, его гуманность, готовность прийти на помощь, умение слушать и понимать, общаться с различными группами людей и через это общение решать практические задачи, стоящие перед индивидом и обществом. Овладение искусством общения является важнейшим навыком, которым должен обладать человек, по роду деятельности непосредственно занятый работой с людьми.
Профессиональное общение специалиста социальной работы – интегрированное свойство всех видов, форм и методов социальной работы, обеспечивающее непосредственное взаимодействие социального работника с клиентами.
Социальное общение - это живая, эмоционально-нравственная основа социальной работы, всех ее видов.
Практическая сущность общения заключается в умении налаживать, устанавливать контакты, завоевать доверие, находить наиболее приемлемые формы взаимодействия с людьми, оптимальные пути позитивного влияния на подопечных на основе широкой общетеоретической, социально-философской и практической подготовки социального работника. И, в частности, овладения им искусством общения, которое лишь в этом случае способно реализовывать свои многогранные потенциальные возможности в таких наиважнейших аспектах, как:
1. совершенствование самой личности;
2. позитивное оптимальное влияние на других лиц;
3. создание нравственно-психологической атмосферы в коллективе, в группах и т.д.;
4. влияние на стабилизацию в обществе, снятие социальной напряженности.
1.2. Типы общения. Функции профессионального общения специалиста социальной работы
Все люди пользуются разными типами общения. Классифицировать общение непросто, ведь происходит это по разным параметрам.
Типы общения
1) по наличию посредника:
· прямое общение (непосредственные контакты и влияние людей друг на друга, большая сила эмоционального воздействия, средство сплочения);
· косвенное общение (когда человек сталкивается не непосредственно с другим человеком, а с духовными и материальными продуктами деятельности других людей, основополагающий фактор формирования личности).
2) по целям общения (П. М. Якобсон):
· условно деловое общение (установление связей для выполнения совместной работы, осуществление общественных функций);
· воздейственная форма общения (стремление воздействовать на человека или группу с тем, чтобы склонить его к каким-то действиям или поступкам, изменить жизненную установку людей);
· эмоциональное общение (сама потребность в общении, стремление выразить и получить сочувствие, расположение, сопереживать).
Также можно классифицировать общение, как:
· вербальное общение (наша речь, слова);
· невербальное общение (наша мимика, жесты, пантомимика);
· официальное (деловое) общение;
· неофициальное общение;
· формальное общение;
· неформальное общение;
· индивидуальное общение;
· групповое общение и др.
Очевидно, что ни один из типов общения не встречается в чистом виде. Так, например, социальный работник, общаясь с конкретным человеком, будет стремиться установить связь для выполнения своих общественных функций (деловое общение), стремиться воздействовать на него (воздейственная форма) и будет испытывать эмоции, сопереживать проблемам этого человека (эмоциональное общение).
Любое общение служит для взаимопонимания между людьми. Известно, что профессиональное общение, как и любое другое, имеет три стороны:
· коммуникативная сторона (обмен информацией);
· перцептивная сторона (восприятие друг друга в процессе общения);
· интерактивная сторона (совместная деятельность или обмен действиями в процессе общения).
К функциям профессионального общения социального работника можно отнести функции:
· социальной защиты;
· катализатора;
· корригирующую;
· адаптирующую;
· целедостигающую;
· интегративную.
1.3. Методы социальной работы. Кейс-метод
Метод – способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели.
По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Конечно, в данном случае целесообразнее изучить методы второй группы. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также – специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Они классифицируются:
• по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические методы и др.);
• по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные методы);
• по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы).
Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация — по объектам социальной работы:
• индивидуальная работа (социальный работник-клиент);
• работа с группой (в группе семьей и через семью);
• работа в общине (в микросоциальной среде).
Кейс-метод
Кейс-метод – анализ конкретных учебных ситуаций (case study). Представляет собой метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив.
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от англ, case — случай, ситуация), — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
ГЛАВА II. Профессиональное общение специалиста социальной работы при взаимодействии с подростками, склонными к правонарушению
2.1. Правонарушения несовершеннолетних как социальная проблема
За последние годы социально-экономические причины, обуславливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является преступным, получили дальнейшее развитие. Основные причины социального неблагополучия – распад семейных и родственных связей, безнадзорность, беспризорность и бродяжничество несовершеннолетних, совершение ими асоциальных поступков и правонарушений, пьянство, токсикомания и наркомания.
Правонарушение – это противоправное, общественно вредное, виновное деяние. Нарушения многих требований норм права в обществе имеют массовый характер и наносят весьма ощутимый вред, как моральный, так и материальный, что позволяет считать правонарушения явлением асоциальным.
Оказавшись в трудной жизненной ситуации и чувствуя безразличие к себе, подростки пытаются самостоятельно решать свои проблемы, зачастую криминальными и весьма жестокими способами. Однако правонарушения несовершеннолетних в значительно большей степени, чем преступность взрослых, "чувствительны" к мерам борьбы с ними, к уровню контроля со стороны семьи, воспитательных учреждений, социальных служб, общественности, до 80% правонарушений совершается вблизи места жительства, учебы, в том числе и непосредственно в учебных заведениях. Около половины правонарушений несовершеннолетних совершается из-за отсутствия родительского контроля.
2.2. Кейс-ситуация с подростком-правонарушителем
Возможные примеры кейс-ситуаций
1. Социальный работник П. работает в детском доме С. с детьми-сиротами. В одной из старших групп есть подросток К. с ярко выраженным девиантным поведением: вчера он в очередной раз накричал на сверстников, применяя ненормативную лексику. Социальный работник П. решил заняться этим случаем, чтобы остановить хулигана и помочь ему исправиться. Опрашивая детдомовцев, он узнал, что подросток К. начал воровать, и он заставляет детей из младших групп следовать своему примеру.
2. Семья Д. пришла к социальному работнику Б. по поводу сына (подростка). Рассказали, что он тайно пронес на школьную дискотеку алкоголь и даже избил одноклассника, пытавшегося его остановить. Также предположили возможные причины такого поведения: невнимание отца, так как он часто задерживается на работе, заинтересованность сыном какими-то группами в социальных сетях со странными названиями, ухудшение оценок в связи с усложнением материала школьной программы. Мама пыталась поговорить с сыном, но он ее игнорирует.
· 1. Какими методами в данных случаях должен руководствоваться социальный работник?
· 2. К помощи каких специалистов может и должен прибегнуть социальный работник?
2.3. Пути решения проблемы подросткового правонарушения
Эффективность социальной работы с подростками определяют следующие технологии:
1. Социальная диагностика – это получение предварительной информации о несовершеннолетнем, его семье и социальном окружении. Социальная диагностика решает следующие задачи: изучение состояния физического и нервно-психического здоровья, особенностей развития личности и поведения ребенка, снятие психического стресса, оказание необходимой медицинской помощи, выявление и анализ причин, обуславливающих безнадзорность и социальную дезадаптацию подростков, разработка соответствующих предложений к плану реабилитации ребёнка;
2. Социальная адаптация – это система приёмов и методов оказания социальной поддержки подросткам в ходе их приспособления к новым социальным условиям или ресоциализации, в связи с изменением их социального положения, жизненными неудачами;
3. Социальная реабилитация – это комплекс социально-экономических, профессиональных, педагогических, медицинских и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, социальных отклонений личности;
4. Социальная профилактика – это комплекс государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, которые направлены на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, условий и мотивов, вызывающих разного рода социальные отклонения, в том числе социально опасные и вредные для самих субъектов социальной профилактики;
5. Социальное консультирование – это квалифицированная и профессиональная помощь подросткам, имеющим различные проблемы. Она необходима для восстановления и оптимизации социальных функций, усвоения и практического применения социальных норм жизнедеятельности;
6. Коррекция – это преодоление или ослабление недостатков в психическом или физическом развитии, нарушений той или иной психической функции. Коррекция проводится для преодоления отсроченных реакций на травматический стресс, недостатков коммуникативной деятельности, психосексуальных расстройств;
7. Ресоциализация – это организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков несовершеннолетних, переориентация их на позитивные социальные установки, референтные личности и группы путем включения в новые социально одобряемые отношения и виды деятельности педагогически организованной среды.
Из специалистов, в первую очередь, привлекают к помощи психологов, педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, компетентный социальный работник может решить многие социальные проблемы, в том числе, связанные с правонарушениями несовершеннолетних, применяя особые методы (технологии) социальной работы.
Кейс-метод предполагает изучение реальной или смоделированной ситуации, разбор вопросов и заданий по ним, предложение возможных решений и выбора наилучшего из них.
Посредством метода конкретных ситуаций социальный работник, потренировавшись, уже не будет иметь проблем в уже отработанной ситуации, он лучше организует работу.
Список использованных источников и литературы:
1. Антипова М. В. Метод кейсов (case study): методич. пособие. Мариинский Посад: Изд-во Мариинско-Посадского филиала ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011. С. 2.
2. Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. — М.: СТИ, 1997. " Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления. — М.—Берлий: Институт социальной работы, 1998. С. 68.
3. Дивицына Н. Ф. Д44 Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. -- Ростов н/Д: «Феникс», 2005. -- 288 с. (Серия «Сессия без депрессии»)
4. Методы социальной работы (https://studopedia.su/10_161846_metodi-sotsialnoy-raboti.html)
6. Лекции. Профессиональное общение социального работника, 2014 (https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-180551)
7. Павленок П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст]: Учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - М.: ИНФРА - М, 2007, с. 111.
8. Социальная работа с подростками, склонными к совершению правонарушений (https://knowledge.allbest.ru/sociology/2c0a65625a3ac69b5d43a89421316d26_0.html)