Профессионально-педагогическая культура преподавателя этика и эстетика педагогического труда

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

по курсу «педагогика и психология высшей школы»
на тему

«Профессионально-педагогическая культура преподавателя этика и эстетика педагогического труда»

ВЫПОЛНИЛ:

Магистрант
Мосейкова Виктория Владимировна

специальность «юриспруденция»

ПРОВЕРИЛ:

Минск 2016

Оглавление:

1. Общая характеристика педагогической культуры.. 2

1.1. Сущность и общая структура педагогической культуры.. 2

1.2. Характеристика структурных компонентов. 3

1.3. Педагогическая техника. 7

1.4. Педагогические приемы в структуре педагогической техники. 8

2. Педагогическая этика профессиональной деятельности. 10

2.1. Происхождение и сущность педагогической этики. 10

2.2. Категории педагогической этики. 12

2.3. Специфика и содержание педагогической этики профессиональной деятельности  16

Список использованной литературы.. 17


1. Общая характеристика педагогической культуры

1.1. Сущность и общая структура педагогической культуры

В специальной литературе последних лет обозначено несколько подходов к определению сущности понятия «педагогическая культура». Отдельные авторы представляют ее как часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности. Другие видят в ней сущностную характеристику целостной личности, способной к диалогу культур в индивидуально-личностном плане. Третьи под ней понимают динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения, в качестве компонентов которых выделяются педагогическая позиция и личностные качества, профессиональные знания и культура педагогического мышления, профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности, саморегуляция личности и культура профессионального поведения.

Анализ представленных подходов позволяет выделить в них некоторые общие позиции, касающиеся рассмотрения педагогической культуры специалиста как одного из элементов его личностной сферы. Учитывая это, ряд педагогов-исследователей (А.В.Барабанщиков, С.С.Муцынов и др.) предложили рассматривать педагогическую культуру как специфическое проявление общей культуры человека в педагогической сфере его деятельности. Вследствие этого она представляет собой сложное динамичное интегральное образование, отражающее определенный уровень развития личностных качеств, психолого-педагогических знаний, а также практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности.

Сущностной анализ представленного понятия «педагогическая культура» позволяет выделить в ней несколько особенностей, раскрывающих как эволюцию их формирования и развития, так и сферу применения. Это послужило основанием для ее достаточной систематизации и отражения ее общих признаков и особенностей в виде трех уровней.

·      Реликтовый уровень (лат. relictum – остаток, память) включает в себя педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, вызванные к жизни предшествующей эпохой. Это продукт традиционной культуры, который основывается на том, что процессы обучения и воспитания организуются как бы «по памяти», посредством реализации имеющегося эмпирического опыта предшествующей жизни. Именно этот уровень часто реализуется в деятельности непрофессиональных педагогов (например, родителей и других членов семьи), а также многих руководителей, не имеющих достаточной психолого-педагогической подготовки или не учитывающих имеющиеся знания в своей профессиональной деятельности.

·      Актуальный уровень обеспечивает реальное функционирование педагогического пространства учреждения, организации, выстроенного по требованиям действующего социального заказа. Это педагогические преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования и правила на предмет «чему учить» и «каким быть» в условиях конкретного учреждения.

·      Потенциальный уровень содержит педагогические программы, обращенные в будущее. Это собственно педагогическая инноватика, цели которой – подготовка образовательных, производственных и других систем к требованиям завтрашнего дня. Часто эти программы не оцениваются по достоинству специалистами, которые не могут увидеть перспектив развития или в силу стихийно сложившегося стиля управления не приветствуют принципиальных нововведений. Когда общество статично, этот уровень педагогической культуры развивается в жестких условиях непринятия. В динамичном обществе его представители становятся генераторами конструктивных преобразований. Потенциальный уровень педагогической культуры обеспечивает режим развития управленческих функций. Он представлен, прежде всего, деятельностью личностей новаторского склада (как ученых, так и практиков) и включением общества в решение проблем совершенствования всех сфер жизни общества.

Анализ сущности и уровней педагогической культуры позволяет выделить две группы ее компонентов.

1.     Компоненты личностного плана представляют собой педагогическую направленность, педагогическую эрудицию, педагогическое творчество, педагогическое мастерство, а также педагогическую технику и культуру речи.

2.     Компоненты деятельностного плана включают в себя педагогическое целеполагание, стиль педагогической деятельности, педагогическое общение и поведение, самосовершенствование в педагогической деятельности.

Необходимо четко знать и понимать характеристику представленных структурных компонентов педагогической культуры [2; стр.112].

1.2. Характеристика структурных компонентов

Важнейшей характеристикой личности педагога высшей образовательной квалификации выступает педагогическая направленность. Под ней принято понимать систему целей и установок, стремлений и эмоциональных реакций, идеалов и убеждений человека, выражающих его отношение к педагогическим аспектам профессиональной деятельности и определяющим образом влияющих на ее содержание и результаты. В содержании педагогической культуры она выражается следующими компонентами: педагогическим интересом; склонностью к педагогической деятельности; стремлением к педагогическому труду; системой профессиональных специфических отношений; педагогическими убеждениями. Определяющим показателем педагогической направленности выступают педагогические убеждения – сплав знаний, чувств.

Педагогическая направленность учителя тесно связана с другим качеством – педагогической эрудицией. В ее содержании, как составной части педагогической культуры, важную роль играют психолого-педагогические знания о личности, его темпераменте, характере, интеллекте, природе зарождения конфликтов в группе, в коллективе, путях их предупреждения и разрешения, средствах, методах и способах взаимодействия с личностью, путях самовоспитания, самообразования и др.

Успешное решение сложных педагогических задач в профессиональной деятельности не возможно без творческого подхода. Педагогическое творчество выступает как специфическое качество, основанное на закономерностях психологии и педагогики. Оно направлено на совершенствование и развитие методических систем, разработку новых условий и форм, идей и опыта, средств и способов обучения. Педагогическое творчество учителя также предусматривает выработку оригинальных приемов воздействия на личностную сферу обучающихся.

В основе педагогического мастерства учителя лежит высокий уровень развития его нравственных качеств, диалектическое мировоззрение. Проявление им творчества в профессиональной деятельности обусловлено наличием совокупности развитых качеств, прежде всего творческого мышления, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогических способностей. Не менее значимы навыки и умения профессионального обучения и воспитания подчиненных, чувство нового и ответственности за педагогические последствия принимаемых решений, педагогическое лидерство и др.

Важными компонентами культуры педагога является его педагогическая техника и культура речи. Первая по своему содержанию представляет собой совокупность навыков и умений осуществления педагогического взаимодействия с обучающимися. В нее входят навыки в организации и проведении специальных профессиональных занятий и воспитательных мероприятий, умение осуществлять служебную деятельность с учетом ее педагогических аспектов, навыки руководства процессом самообразования, умение применять современные технические средства в процессе проведения профессиональных занятий и воспитательных мероприятий. Культура же речи представляет особую область педагогической техники и выступает внешним показателем уровня общей культуры педагога, основным инструментом его педагогического взаимодействия с обучающимися. Отличительными признаками педагогической культуры речи выступают ясность, краткость, правильность, уместность, эмоциональность.

Педагогические качества, составляющие ядро профессиональной деятельности педагога, проявляются, реализуются и развиваются в его работе. Важнейшей характеристикой педагогической деятельности учителя является ее педагогическое целеполагание. Под ним понимается система целей и установок, определяющих педагогическое содержание деятельности, ее направленность на решение задач профессионального обучения и воспитания обучающихся. В нем находит свое выражение педагогическая направленность личности педагога и его педагогическая предрасположенность. В его основе лежат мотивы – внутренние силы, которые побуждают его к активности в учебно-воспитательном процессе. Налицо тесная взаимосвязь мотивации личности (убеждения, взгляды, чувства, интересы, желания, стремления) и характера совершаемых действий.

Целеполаганием профессиональной деятельности педагога во многом обусловливается стиль его педагогической деятельности. Обычно под ним понимают способ осуществления педагогических действий, отличающийся совокупностью своеобразных элементов. В этом плане различают стиль работы, стиль поведения, стиль воспитания. Для характеристики стиля педагогической деятельности педагога наиболее приемлема первая из этих сторон. В этой составной части профессиональной педагогической деятельности специалиста высшей образовательной квалификации находят выражение такие компоненты педагогической культуры, как педагогическая эрудиция, педагогическое творчество и педагогическое мастерство.

Профессиональная деятельность осуществляется в процессе общения и поведения педагога. Эта сторона педагогической деятельности является важнейшей характеристикой профессиональной деятельности. Педагогическая направленность общения предполагает умение педагога продолжать выполнение основной задачи профессиональной деятельности, используя различные формы и методы своей работы. Ее содержание тесно связано с педагогической направленностью и мастерством.

В профессиональной деятельности педагога общение занимает особое место и является его обязанностью, ибо сама природа педагогической деятельности немыслима без общения. В то же время это не просто контакты, а важная форма социально-психологического взаимодействия людей. Путем общения в профессиональной деятельности осуществляется обмен информацией, формируются установки личности, ее позиция, правила и приемы поведения и т.д. Общение выполняет важнейшую функцию обратной связи в профессиональной деятельности педагога. Формирование педагогических отношений требует от педагога личностного самосовершенствования в процессе своей профессиональной деятельности. Этот процесс осуществляется по двум основным направлениям.

Во-первых, самовоспитание. Как составная часть формирования педагогической культуры педагога в ходе его профессиональной деятельности, оно представляет собой процесс целеустремленной и систематической работы, направленной на формирование у себя положительных и устранение отрицательных качеств.

Во-вторых, самообразование. В педагогическом аспекте оно является процессом целеустремленной работы педагога по расширению и углублению не только своих профессиональных, но и педагогических знаний, совершенствованию имеющихся навыков и умений учебно-воспитательной работы.

Организационной формой, в которой решаются задачи самосовершенствования, выступает самостоятельная работа педагога. Ее основными видами в плане педагогической деятельности являются: самостоятельное изучение педагогической литературы; анализ педагогического опыта; самоупражнения и самотренировки во владении педагогической техникой, элементами взаимодействия с сотрудниками в процессе совместной профессиональной деятельности.

Понимание и осознание педагогом сущности процесса самосовершенствования можно достичь при определенных условиях. Прежде всего, его самостоятельная работа должна рассматриваться с точки зрения формирования активной педагогической позиции по отношению к событиям и явлениям, происходящим в стране, регионе. Здесь важно понимание того, что самовоспитание не добровольный акт, а общественно необходимый процесс и потребность личности. Руководитель должен осознавать то, что это не просто пополнение знаний, оторванное от содержания профессиональной деятельности. Ему свойственны человеческие взаимоотношения, исключающие проявления формализма и других негативных явлений. Он также должен быть убежден в том, что постоянное систематическое самосовершенствование личности - это, с одной стороны, важный неотъемлемый компонент высокой педагогической культуры, а с другой – один из основных методов ее формирования и развития, которые выступают в органическом единстве [2; стр.13].

Профессиональная деятельность педагога находит свое законченное выражение в ее эффективности, под которой понимается конечный результат, достигнутый педагогом на том или ином ее отрезке и полученный с помощью профессиональной самооценки.

Педагогическая культура как сложное интегральное явление характеризует личность учителя, степень овладения им педагогическим опытом, накопленным в обществе, и реализации его в своей повседневной профессиональной деятельности. Анализ данного явления показывает его сложность по содержанию, включающую внутреннюю и внешнюю составляющие в виде личного педагогического опыта и индивидуального стиля педагогической деятельности. Ядром педагогической культуры педагога выступает собственно личность с ее индивидуальностью и неповторимостью, которая формирует соответствующую технику педагогической деятельности.


1.3. Педагогическая техника

В специальной литературе под педагогической техникой понимается комплекс навыков и умений, приемов и средств, с помощью которых достигается эффективность применяемых методов педагогического взаимодействия, как с отдельными обучающимися, так и с коллективом  в целом.

Педагогические исследования свидетельствуют о том, что, исходя из особенностей педагогической техники, как педагогического явления, выделяются две ее стороны: объективная, когда речь идет об общих приемах педагогиче­ской деятельности, свойственных всем педагогам, и субъективная (индивиду­альная), когда рассматриваются умения и навыки конкретных людей пользоваться этими приемами. Иными словами, объективная область педагогической техники применительно к педагогической культуре представляет собой технику решения педагогических задач. Субъективная же (индивидуальная) проявляется в виде педагогических умений и навыков педагога. В этом случае в ней можно выделить следующую структуру:

§  приемы и способы организации профессионального обучения, различных воспитательных мероприятий (индивидуальные и групповые беседы), специфические элементы взаимодействия с обучающимися, такие, например, как постановка голоса, тон обращений, стиль и культура речи, жесты, мимика и др. К этой же группе элементов педагогической техники следует отнести индивидуальный эмоциональный стиль, демонстрируемый в процессе педагогического взаимодействия, и способность к принятию рискованных педагогических решений и др.;

§  технология изучения и учета личных качеств отдельных обучающихся и психологических проявлений групповой психологии, использование в воспитательных целях создаваемых педагогических ситуаций, групповых процессов;

§  приемы и способы использования современных информационных технологий для решения задач профессионального обучения  и воспитания;

§  способы и приемы педагогического учета и контроля эффективности решения педагогических задач, результатов различных мероприятий воспитательной работы, отношения сотрудников к исполнению возложенных на них профессиональных обязанностей.

Основной сущностной характеристикой педагогической техники, как области знаний, является категория «прием», который с точки зрения общеязыкового толкова­ния представляет собой способ в осуществлении чего-нибудь, отдельное действие, движение. В психолого-педагогической литературе он рассматривается чаще всего в контексте приемов обучения и воспитания, в тесной связи с понятиями «действие» и «операция». Их взаимозависимость В.К.Бабанский описывает так: «Дея­тельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, кото­рые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осущест­вления действия называют операциями. Совокупность определенных операций мож­но назвать приемом». Следовательно, опираясь на вышеприведенное определение, прием можно рассматривать как способ выполнения действия посредством определенных операций. В то же время приемом может являться и само действие.

С категорией «прием» напрямую связана категория «умение», определяющая уже практический уровень проявления педагогической техники. Под умением понима­ется успешное выполнение какого-либо действия или более сложной деятельности с применением, а нередко и выбором наиболее эффективных приемов, с учетом определенных ус­ловий.

Педагогическая техника как педагогическое явление имеет свою сферу функ­ционирования. Ее можно определить с опорой на общепринятое в педагогике пони­мание психологической структуры педагогической деятельности  учителя как взаимосвязи, системы и последовательности его действий, направленных на дости­жение педагогических целей через решение длинного ряда педагогических задач.

Педагогическая техника учителя реализуется в процессе его профессиональной деятельности, отражает ее особенности, но не подменяет содержания. Она носит выраженный индивидуально-личностный характер, про­является сквозь призму личности учителя и эффективна только тогда, когда он творчески подходит к профессиональному обучению и воспитанию различных обучающихся. Вме­сте с тем она тесно связана и зависит от личностных качеств самого педагога, его мышления, знаний и стиля поведения [2; стр.214].

1.4. Педагогические приемы в структуре педагогической техники

Специальное изучение педагогических аспектов профессиональной деятельности педагога свидетельствует о том, что большинство приемов, состоящих из ряда операций, имеет выработанные психо­логией и педагогикой правила их успешной реализации. Например, применительно к использованию жестов существуют следующие правила:

—        жесты должны быть непроизвольными;

—        жестикуляция не должна быть непрерывной;

—        жест не должен отставать от подкрепляемого им слова;

—        жестикуляция должна быть разнообразной;

—        жесты должны соответствовать характеру речи.

        Правила реализации приемов могут быть сформулированы и как усло­вия эффективности применения того или иного приема. Причем, как

показывают не­которые педагогические исследования, полезно при овладении тем или иным прие­мом выявлять условия как эффективного, так и неэффективного его использования.

      Вывод: педагогическая культура учителя, является важным элементом его профессиональной деятельности. Она требует постоянного совершенствования в целях соответствия всем задачам профессионального обучения и воспитания. При этом важно, чтобы учитель уделял достаточное внимание состоянию педагогической техники и принимал необходимые меры по ее развитию и совершенствованию в процессе своей профессиональной деятельности. Этому во многом способствует знание и соблюдение требований педагогической этики.


2. Педагогическая этика профессиональной деятельности

Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) - учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем, который поместил ее между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных качествах человека. Ее требования нашли отражение во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической.

2.1. Происхождение и сущность педагогической этики

Следует отметить, что на протяжении всей своей истории этика выступала одновременно и как знание о морали (ее происхождении, сущности, содержании и т.д.), и как практическая философия в виде учения о правильной и достойной жизни. Тем самым она была наделена двумя функциями: познавательно-просветительной и нравственно-воспитательной. Относительная самостоятельность и несовпадение этих функций послужили причиной постепенного обособления в составе этики двух взаимосвязанных частей – теоретической и нормативной, ориентированных соответственно на познание морали и жизнеучение [2; стр.128].

В настоящее время теоретическая этика - это наука, описывающая и объясняющая мораль как особое социальное явление. Она отвечает на вопросы что такое мораль, чем она отличается от других общественных феноменов, каково ее происхождение, как она менялась исторически, каковы механизмы и закономерности ее функционирования, в чем заключается ее социальная роль и т.д.

Нормативная этика представляет собой систему моралистических (моральных) рассуждений, имеющих целью поддержание и сохранение в обществе фундаментальных нравственных ценностей. Она призвана формулировать ответы на вопросы о добре и зле, о правильном поведении человека в обыденных жизненных ситуациях и т.д. В связи с этим нормативная этика провозглашает и отстаивает определенную моральную позицию, выражая ее в виде нравственных идеалов, принципов, правил и норм поведения. Она обращена, прежде всего, к критически мыслящей личности, способной поставить под сомнение любые постулаты. Разумные доводы в пользу тех или иных положений нормативной этики способствуют превращению внешнего для личности социального императива (моральной нормы) во внутренний импульс (например, чувство профессионального долга, нравственную мотивацию поведения и т.д.).

Выработка и обоснование нравственных императивов нормативной этики применительно к единичным или типовым ситуациям, с которыми люди сталкиваются в своей личной, профессиональной или общественной жизни, - область деятельности создателей профессиональных этических кодексов (педагогическая этика, этика сферы услуг, этика бизнеса и т.п.). Вся эта деятельность представляет собой конкретизацию и практическое применение некоторых общих этических принципов. Следовательно, особенность нормативной этики заключается в том, что она подводит рациональное основание под фундаментальные ценности, которые служат ориентиром для повседневной практики.

Нормативные требования педагогической этики профессиональной деятельности формируются на соответствующих положениях двух составных частей общей этики – профессиональной и педагогической. Профессиональная этика рассматривается как кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые возникают в процессе из их профессиональной деятельности. Ее особенностью является тесная связь с деятельностью членов конкретной учебной, производственной и т.д. группы и неразрывное единство с общей теорией морали.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов, этических категорий и правил. Также педагогической этикой раскрывается нравственный характер профессиональной деятельности специалистов сферы образования, нравственные отношения в профессиональной среде, основы педагогического этикета людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Первые элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

По мере своей эволюции педагогическая этика формировала присущие ее времени этические требования. Так, например, философы античного общества (Демокрит, Платон, Аристотель и др.) в своих работах писали о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения. В то же время Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогической этики на профессиональный уровень – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребенка в процессе учебы и ее результатах.

В эпоху средневековья общество не интересовала проблема разработки вопросов педагогической этики ввиду доминирования религии в сфере общественного обучения и воспитания.

В эпоху Возрождения эти вопросы получили последовательное развитие в трудах М.Монтеня, Я.А.Коменского, Дж.Локка и др. В качестве правил педагогической этики предполагалось обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать «душевные склонности ребенка», не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником. В ряде работ делается акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критике формально-показного выполнения учительских обязанностей, уделяется внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником и т.д.

Представители эпохи Просвещения (Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Дистервег и др.) сформулировали требования к нравственному облику учителя, выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Они считали, что учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. В связи с этим истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировать идеи трудового и нравственного воспитания.

Качественно новый этап в разработке проблем педагогической этики связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей эпохи Просвещения. В частности, большое внимание этому вопросу уделял Н.А.Добролюбов, который в своих работах доказывал, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твердых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.

В советское время разработку проблем педагогической этики мы находим в трудах В.А.Сухомлинского, В.И.Писаренко, И.В.Чернокозова и др. Ими неоднократно подчеркивалось, что этические требования должны отражать живые человеческие отношения между педагогом и детьми.

В последние годы перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач, которые могут быть разделены на теоретические и прикладные. В их числе исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучение процесса формирования нравственных потребностей педагогов, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога в связи с переориентацией отечественной педагогической теории и практики на гуманистические позиции и др. [2; стр.13]

2.2. Категории педагогической этики

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельную составную часть профессиональной этики. Рассмотрим наиболее общее содержание связанных с этим категорий.

Кодекс педагогической этики определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из его основ является установление основных требований (правил), которые определяют отношение педагога к самому себе, педагогическому труду, ученическому и педагогическому коллективам и т.д.

Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль также играет взаимодействие педагога с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения педагогом положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.

Справедливость это также нравственное качество педагога и оценка мер его взаимодействия с учащимися, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика же педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости, в связи с чем определение меры объективности в большей степени зависит от педагога. К тому же общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой, вследствие чего педагогически продуманное действие педагога может и не осознаваться учениками.

Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.

Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический  авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Его уровень определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и т.д.

Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание дает обобщенное теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления. В то же время в индивидуальном нравственном сознании отражается еще и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует, что существенно влияет на формирование нравственных взглядов педагога, его нравственного сознания. Одним из элементов нравственного сознания является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.

Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический такт. Это связано с тем, что нравственное творчество педагога включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и ее значимости в отношении к обществу, педагогической профессии, осмысление сложных обстоятельств ситуации и условий ее возникновения, необходимость выбора лучшего вида поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт также выступает формой реализации педагогической морали в деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие. Следовательно, такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и его субъективного восприятия другими людьми. В нем проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к цели, что обусловливает творчество и поиск в педагогической деятельности. В числе основных составляющих элементов педагогического такта можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

         Особая общественно-государственная роль профессионального труда определяет специфические цели и задачи, нравственные потребности и мотивы деятельности, формы ее организации и стимулирования, особые, более строгие профессионально-этические критерии ее оценки и регуляции. В связи с этим важнейшими мотивами педагогического труда выступают такие этические категории, как глубоко осознанный педагогический долг, высокая личная ответственность учителя за обучение и воспитание учащихся [2; стр.147-148].

Вследствие вышеизложенного педагогическую этику профессиональной деятельности в самом общем плане можно определить как сложную систему моральных связей и отношений, нравственно-педагогических требований, принципов и норм, которые вытекают из специфики профессиональной деятельности и определяют морально-педагогические убеждения специалиста, его взгляды, установки и чувства в области решения стоящих перед ним профессиональных задач. Все это позволяет ему регулировать свое отношение к учебно-воспитательному труду, своей профессии, окружающим людям и самому себе. Проявляются нравственно-педагогические требования и нормы в его моральном выборе, конкретных действиях и поступках, в реальных качественных характеристиках, высокий уровень развития которых позволяет ему эффективно решать профессиональные задачи.


2.3. Специфика и содержание педагогической этики профессиональной деятельности

Педагогический такт профессиональной деятельности представляет собой сложное интегральное качество личности педагога и выражает его высокоморальное отношение к обучающимся и окружающим людям, искреннее уважение их личного достоинства, умение владеть собой и соблюдать педагогически целесообразную меру в применении средств учебно-воспитательного взаимодействия. Такт педагога регулирует его педагогические действия с нравственной стороны. Наиболее полно профессионально-этическая мера целесообразности представлена в признаках (чертах) педагогического такта:

·        требовательности без грубости, унижения личного достоинства и мелочной придирчивости;

·        естественности, простоте общения, не допускающей фамильярности и панибратства;

·        принципиальности и настойчивости без упрямства;

·        внимательности и чуткости без подчеркивания этого;

·        юморе и иронии без насмешливости, унижающей достоинство личности;

·        воздействии в форме убеждений, внушений, предупреждений, предложений и наказаний без подавления и унижения;

·        способности обучать и воспитывать обучающихся без подчеркивания своего превосходства в знаниях и уровне профессиональной подготовленности;

·        умении слушать обучающегося, серьезно подходить к формулировке ответа на его вопрос и других [2; стр.123].

Перечисленные признаки педагогического такта проявляются при решении педагога различных учебно-воспитательных задач, что позволяет повышать эффективность и качество их профессиональной деятельности.


Список использованной литературы

1.  Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская.  М.: Гардарики, 2003.

2.  Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. 4-е изд., перераб.и доп. М.: Гардарики, 2002.

Информация о файле
Название файла Профессионально-педагогическая культура преподавателя этика и эстетика педагогического труда от пользователя anya4141
Дата добавления 10.5.2020, 19:12
Дата обновления 10.5.2020, 19:12
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 32.64 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 513
Скачиваний 80
Оценить файл