Образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНО – УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Техника транспорта, обслуживание и ремонт
НА ТЕМУ: Проектирование авторемонтного предприятия
ВАРИАНТ № 9
Выполнил студент
Григорьев Тарас
Игоревич
(Ф.И.О.)
г. Челябинск
(адрес проживания)
Группа: ____________ТЗ - 301
Дата отправления ___11.2015 г.
Результат проверки ________
Проверил преподаватель: Савиновских А. Г.
Дата проверки ___11.2015 г.
г. Челябинск, 2015 г.
Проектирование авторемонтного предприятия
Задание на курсовую работу
Модель автомобиля «КрАЗ-250-010».
Годовая программа ремонта: Wгод=780; Кта1=2,00; Кта2=1,4; Кта3=1,8; Кта4=2,00.
Технологическая планировка участка восстановления основных и базовых деталей.
В данном курсовом проекте рассмотрены вопросы проектирования авторемонтного предприятия.
Курсовой проект состоит из восьми разделов.
В первом разделе проводится расчёт трудоёмкости годовой программы проектируемого ремонтного предприятия.
Во втором разделе проводится расчёт трудоёмкости годовой программы по цехам и участкам предприятия.
В третьем разделе производится расчет числа рабочих по цехам и участкам.
В четверном разделе производится расчет площадей участков АРП.
В пятом разделе проводится расчёт числа единиц технологического оборудования для производственного корпуса по участкам.
В шестом разделе производится планировка генерального плана АРП.
В седьмом разделе проводится проектирование участка восстановления.
В восьмом разделе производится экономическое обоснование проекта и расчёт планируемых технико-экономических показателей предприятия.
Пояснительная записка курсового проекта содержит 35 листах, шесть таблиц.
Курсовой проект содержит два листа графической части:
Приложение А - Планировка участка восстановления,
Приложение Б - Планировка генерального плана АРП.
авторемонтный показатель экономический
Содержание
Введение………………………………………………………………….стр. 5
1. Расчет годового объема работ ………………………………………стр.7
2. Распределение трудоёмкости по цехам и участкам……………...стр.11
3. Расчет количества рабочих по цехам и участкам………………...стр.13
4. Определение площадей участков АРП………………………….......стр.15
5. Расчет числа единиц технологического оборудования для производственного корпуса по участкам…………………………….стр.17
6. Планировка генерального плана АРП………………………………стр.19
7. Проектирование участка восстановления основных и базовых
деталей ……………………………………………………………………стр.22
7.1 Определение трудоемкостей работ, выполняемых на участке
по одному ремонтируемому объекту…………………………………..стр.22
7.2 Такт производства и количество рабочих на рабочих местах….стр.23
7.3 Расчёт потребности в технологическом оборудовании по
трудоёмкости объёктов ремонта ……………………………………….стр.24
7.4 Назначение основного и вспомогательного оборудования……стр.27
7.5 Определение площади участка по площади, занимаемой
оборудованием ……………………………………………………………стр.30
7.6 Планировка, расстановка, привязка оборудования……………...стр.31
8. Экономическое обоснование проекта ………………………………стр.32
Заключение………………………………………………………………...стр.34
Список использованных источников…………………………………..стр.35
Введение
В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются отказы и неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании и ремонте.
Исправным считают автомобиль, который соответствует всем требованиям нормативно-технической документации. Работоспособный автомобиль в отличие от исправного должен удовлетворять лишь тем требованиям, выполнение которых позволяет использовать его по назначению без угрозы безопасности движения.
Повреждением называют переход автомобиля в неисправное, но работоспособное состояние; переход его в неработоспособное состояние называют отказом.
Ремонт представляет собой комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий и их составных частей.
Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей обусловлены, прежде всего, неравно-прочностью их составных частей. Известно, что создать равнопрочный автомобиль, все детали которого изнашивались бы равномерно и имели бы одинаковый эксплуатационный срок службы, невозможно. Поэтому в процессе эксплуатации автомобили проходят на автотранспортных предприятиях периодическое ТО и при необходимости ТР, который осуществляется путём замены отдельных деталей и агрегатов. Это позволяет поддерживать автомобиль в технически исправном состоянии.
При длительной эксплуатации автомобили достигают такого состояния, когда их ремонт в условиях АТП становится технически невозможным и экономически нецелесообразным. В этом случае они направляются в централизованный текущий или капитальный ремонт на авторемонтное предприятие.
Капитальный ремонт должен обеспечивать исправность и полный (или близкий к полному) ресурс автомобиля или агрегата путём восстановления и замены любых сборочных единиц и деталей, включая базовые. Базовой называется деталь, с которой начинают сборку изделия, присоединяя к ней сборочные единицы и другие детали.
Основным источником экономической эффективности КР автомобилей является использование остаточного ресурса их деталей. Около 70…75 % деталей, поступивших в КР, могут быть использованы повторно без ремонта, либо после небольшого ремонтного воздействия.[i]
1. Расчет годового объема работ
Годовой объем работ - суммарная трудоёмкость (станкоёмкость) выполнения годовой производственной программы. Годовые объемы работ предприятия Тг и производственных участков определяются по формуле
Тг = ∑ ТіNі, (1)
где:
Тi - трудоемкость ремонта i-го изделия;
Ni - годовая производственная программа ремонта i-х изделий.
Для авторемонтных предприятий разработаны значения удельных технико-экономических показателей для эталонных условий и коэффициенты корректирования, учитывающие производственные условия проектируемого предприятия.
Определение трудоемкости ремонтных работ выполняется по методике укрупненных показателей для эталонных условий и корректирующих коэффициентов[ii]. Трудоемкость ремонта автомобиля включает ремонт на базе готовых агрегатов и входящих в автомобиль агрегатов. Программа по товарным агрегатам определяется умножением программы по автомобилю на коэффициент агрегата Кта1, указанным в задании. Годовая трудоемкость определяется:
Тг = (Таг. а. + Тс. а. + Тпроч. а.) Wа + ∑Тт. а. i Wт. а. i , (2)
где:
Таг. а - трудоемкость ремонта автомобилей на базе готовых агрегатов , чел. - ч;
Тс.а. - трудоемкость ремонта автомобиля, чел. - ч;
Тпроч. а. - трудоемкость агрегатов, входящих в состав автомобиля,чел. - ч;
Тт. а. i - трудоемкость i-ого товарного агрегата автомобиля, чел. - ч;
Wт. а. i - годовая программа по i-ому агрегату/
Wт. а. i = WаКт. а. i, (3)
где:
Кт.а. i - коэффициент по i-ому товарному агрегату.
Значение Таг. а определим по следующей формуле:
Таг. а = tэk1k2k3k4k5, (4)
где:
tэ - трудоемкость для эталонных условий, чел. - ч;
k1 - коэффициент приведения, учитывающий годовую производственную программу АРП, в соответствии с заданной годовой программой и справочными данными[iii] принимаем k1=1,04;
k2 - коэффициент приведения, учитывающий типы, модели и модификации автомобилей или агрегатов, принимаем k2=2,0;
k3 - коэффициент приведения, учитывающий количество ремонтируемых на предприятии моделей агрегатов (автомобилей), принимаем k3=1,0;
k4 - коэффициент приведения, учитывающий соотношение в программе предприятия полнокомплектных автомобилей и комплектов агрегатов (только для предприятий, ремонтирующих полнокомплектные автомобили), принимаем k4=1,0;
k5 - коэффициент приведения, учитывающий соотношение между трудоемкостями капитального ремонта агрегатов, входящих в силовой агрегат и комплект прочих агрегатов,k5=1,0.
Значения коэффициентов приведения принимаем в соответствии с заданной годовой программой и справочными данными .[iv]
Подставим известные значения в формулу (4):
Таг. а = 780*1,04*2*1*1*1= 1622,40 чел. - ч.
Значение Тс.а. определим по следующей формуле:
Тс.а. = tэk1k2k3, (5)
где tэ - трудоемкость эталона, чел. - ч.
Принимаем tэ =32. Тогда:
Тс.а. =32*1,04*2*1= 66,56 чел. - ч.
Трудоемкость агрегатов, входящих в состав автомобиля Тпроч.аопределяется по формуле:
Тпроч. а. = Тс.а. (1 - зi. а.) / зс. а., (6)
гдезi. а. - доля i-ого агрегата;
зс. а. - доля силового агрегата.
Принимаем значение зс. а. =0,46, [v]
тогда:
Тпроч. а. =66,56*(1-0,46) /0,46=78,14 чел. - ч.
Трудоемкость i-ого агрегата Тт. а. i определяется по формуле:
Тт. а. i= Тс.а. ∙ зi. а. / зс. а. (7)
Значения зi. а. для переднего моста, КПП и заднего моста принимаем:[vi]
Тпм=66,56*0,1/ 0,46=14,47 чел. - ч.
Ткпп=66,56*0,08/ 0,46=11,58 чел. - ч.
Тзм=66,56*0,13/ 0,46=18,81 чел. - ч.
Годовую программу по i-ому агрегату Wт. а. i определим по формуле (3):
Wт.а.i1=780*2,0=1560
Wт.а.i2=780*1,4=1092
Wт.а.i3=780*1,8=1404
Wт.а.i4=780*2,0=1560
Вычислим значение годовой трудоемкости, подставив известные данные в формулу (2):
Тг = (1622,40+66,56+78,14) *780+66,56*1560 + 14,47*1092 + 11,58*1404 + +18,81*1560 =1543574,76 чел. - ч.
Определим годовую трудоемкость двигателя:
Тг. дв. = Т с. а. * (Wа + Wт. а.1), (8)
Тг. дв. =66,56* (780+1560) =155750,40 чел. - ч.
Годовая трудоемкость полнокомплектных автомобилей равна:
Тпа= Тг - Тг. дв, (9)
Тпа=1543574,76 – 155750,40=1387824,36 чел. - ч.
2. Распределение трудоёмкости по цехам и участкам
Годовые объёмы отдельных j-х видов работ, выполняемых отдельными производственными участками, определяются по формуле
, (10)
где nij - доля j-го вида работ в общей трудоёмкости i-го изделия, %. [vii]
Для удобства обработки информации, результаты расчёта заносим в таблицу.
Таблица 1
Распределение трудоёмкости по производственным участкам АРП.
Производственные участки |
Трудоёмкость, чел. - ч |
||||
Доля, % |
Силовых агрегатов |
Доля, % |
Полнокомплектных автомобилей |
Общая |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Наружной мойки и приёмки |
0,29 |
451,68 |
0,99 |
13739,46 |
14191,14 |
Разборочный |
7,22 |
11245,18 |
9,51 |
131982,10 |
143227,28 |
Моечный |
1,11 |
1728,83 |
1,35 |
18735,63 |
20464,46 |
Дефектования деталей и входного контроля |
1,53 |
2382,98 |
1,79 |
24842,06 |
27225,04 |
Комплектования деталей |
1,85 |
2881,38 |
3,17 |
43994,03 |
46875,41 |
Восстановления базовых и основных деталей двигателя |
15,55 |
24219,19 |
- |
- |
24219,19 |
Сборки двигателей |
21,75 |
33875,71 |
- |
- |
33875,71 |
Сборки и ремонта силовых агрегатов |
- |
- |
21,04 |
291998,25 |
291998,25 |
Испытания и доукомплектования двигателей |
4,60 |
7164,52 |
1,64 |
22760,32 |
29924,84 |
Ремонта приборов питания |
13,58 |
21150,90 |
2,21 |
30670,92 |
51821,82 |
Ремонта электрооборудования |
10,21 |
15902,12 |
1,94 |
26923,79 |
42825,91 |
Сборки и ремонта агрегатов |
- |
- |
5, 19 |
72028,08 |
72028,08 |
Ремонта рам |
- |
- |
4,72 |
65505,31 |
65505,31 |
Сборки автомобилей |
- |
- |
5,25 |
72860,78 |
72860,78 |
Регулировки и испытания автомобилей |
- |
- |
1,41 |
19568,32 |
19568,32 |
Шиномонтажный |
- |
- |
0,81 |
11241,38 |
11241,38 |
Обойный |
- |
- |
1,53 |
21233,71 |
21233,71 |
Окрасочный |
0,09 |
140,18 |
2,02 |
28034,05 |
28174,23 |
Деревообрабатывающий |
- |
- |
0,75 |
10408,68 |
10408,68 |
Ремонта кабин и оперения |
- |
- |
15,48 |
214835,21 |
214835,21 |
Слесарно-механический |
17,91 |
27894,90 |
10,85 |
150578,94 |
178473,84 |
Сварочно-наплавочный |
1,89 |
2943,68 |
3,2 |
44410,38 |
47354,06 |
Термический |
0,02 |
31,15 |
0,32 |
4441,04 |
4472,19 |
Кузнечный |
0,12 |
186,90 |
1,54 |
21372,50 |
21559,40 |
Медницкий |
0,87 |
1355,03 |
1,73 |
24009,36 |
25364,39 |
Гальванический |
0,88 |
1370,60 |
0,74 |
10269,90 |
11640,50 |
Полимерный |
0,53 |
825,48 |
0,82 |
11380,16 |
12205,64 |
Годовой объём вспомогательных работ составит:
ТДоп. раб. =0,25·Тг, (11)
Годовой объём ТДоп. раб.равен:
ТДоп. раб. =0,25*1543574,76 =385893,69 чел. - ч.
Распределение объёма вспомогательных работ по видам производим в таблице 2.
Таблица 2
Распределение объёма вспомогательных работ по видам работ
Вид работ |
% |
Трудоёмкость, чел·ч |
Ремонт и обслуживание технологического оборудования, оснастки, инструмента |
20 |
77178,74 |
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций |
20 |
77178,74 |
Транспортные |
10 |
38589,37 |
Перегон автомобилей |
15 |
57884,05 |
Приёмка, хранение и выдача материальных ценностей |
15 |
57884,05 |
Уборка производственных помещений и территорий |
20 |
77178,74 |
Итого: |
100 |
385893,69 |
3. Расчет количества рабочих по цехам и участкам
К производственным рабочим относятся рабочие участков, непосредственно выполняющие ремонтные работы. Различают технологически необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих. Технологически необходимое (Рт) и штатное (Рш) число рабочих рассчитывается по формулам:
Рт=Тi/Фт, (12)
Рш=Тi/Фш, (13)
где Тгодi - годовой объём работ по участку, чел·ч;
Фт - годовой фонд времени технологически необходимого рабочего, ч;
Фш - годовой фонд времени штатного рабочего, ч.
Принимаем Фт=2020 ч и Фш = 1776 ч (40 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска).
Результаты расчетов, по приведенным формулам, сводим в таблицу 3.
Таблица 3
Результаты расчета общей численности производственных рабочих.
Производственный участок |
Годовой объем работ, чел-ч |
Число рабочих |
|||
Ртрасч. |
Ртприн. |
Ршрасч. |
Ршприн. |
||
Наружной мойки и приёмки |
14191,14 |
7,03 |
7 |
7,99 |
8 |
Разборочный |
143227,28 |
70,90 |
71 |
80,65 |
81 |
Моечный |
20464,46 |
10,13 |
10 |
11,52 |
12 |
Дефектования деталей и входного контроля |
27225,04 |
13,48 |
13 |
15,33 |
15 |
Комплектования деталей |
46875,41 |
23,21 |
23 |
26,39 |
27 |
Восстановления базовых и основных деталей двигателя |
24219,19 |
11,99 |
12 |
13,64 |
14 |
Сборки двигателей |
33875,71 |
16,77 |
17 |
19,07 |
19 |
Сборки и ремонта силовых агрегатов |
291998,25 |
144,55 |
145 |
164,41 |
164 |
Испытания и доукомплектования двигателей |
29924,84 |
14,81 |
15 |
16,85 |
17 |
Ремонта приборов питания |
51821,82 |
25,65 |
26 |
29,18 |
29 |
Ремонта электрооборудования |
42825,91 |
21,20 |
21 |
24,11 |
24 |
Сборки и ремонта агрегатов |
72028,08 |
35,66 |
36 |
40,56 |
41 |
Ремонта рам |
65505,31 |
32,43 |
32 |
36,88 |
37 |
Сборки автомобилей |
72860,78 |
36,07 |
36 |
41,03 |
41 |
Регулировки и испытания автомобилей |
19568,32 |
9,69 |
10 |
11,02 |
11 |
Шиномонтажный |
11241,38 |
5,57 |
6 |
6,33 |
6 |
Обойный |
21233,71 |
10,51 |
11 |
11,96 |
12 |
Окрасочный |
28174,23 |
13,95 |
14 |
15,86 |
16 |
Деревообрабатывающий |
10408,68 |
5,15 |
5 |
5,86 |
6 |
Ремонта кабин и оперения |
214835,21 |
106,35 |
106 |
120,97 |
121 |
Слесарно-механический |
178473,84 |
88,35 |
88 |
100,49 |
100 |
Сварочно-наплавочный |
47354,06 |
23,44 |
23 |
26,66 |
27 |
Термический |
4472,19 |
2,21 |
2 |
2,52 |
3 |
Кузнечный |
21559,40 |
10,67 |
11 |
12,14 |
12 |
Медницкий |
25364,39 |
12,56 |
13 |
14,28 |
14 |
Гальванический |
11640,50 |
5,76 |
6 |
6,55 |
7 |
Полимерный |
12205,64 |
6,04 |
6 |
6,87 |
7 |
Итого |
1543574,76 |
764,13 |
765 |
869,12 |
871 |
Определяем число вспомогательных рабочих:
Рв=0,1*Рш=0,1*871≈87(14)
где Рш - штатное число производственных рабочих;
Определяем число инженерно-технических работников:
Ри=0,1*(Рш+Рв) =0,1* (871+87) ≈96. (15)
Определяем число служащих:
Рс=0,025*(Рш+Рв) =0,025* (871+87) ≈24. (16)
Определяем число младшего обслуживающего персонала:
Рм=0,03*(Рш+Рв) =0,03* (871+87) ≈29. (17)
Весь штат ремонтной мастерской составит:
Р=Рш+Рв+Ри+Рс+Рм=871+87+96+24+29=1107. (18)
4. Определение площадей участков АРП
При укрупнённых расчётах площади производственных участков основного и вспомогательного производств определяются по формуле:
, м2,(19)
где fр - удельная площадь на одного производственного рабочего[viii], м2/чел.;
хр - число рабочих в большей смене.
Суммирование площадей производственных участков основного и вспомогательного производств определяем общую производственную площадь.
Площади складских помещений принимаем в размере 25% от производственных площадей и распределяем между складами. Административно-бытовые помещения располагаем встроенными в объем производственного корпуса. Площадь бытовых помещений принимаем в размере 12%, а административных - 5% от расчётной производственной площади.[ix]
Суммарную площадь производственных, складских и вспомогательных помещений, размещаемых в производственном корпусе, увеличиваем на 10% с учетом площади, отводимой под магистральные проезды. В итоге получаем расчетную площадь производственного корпуса.
Таблица 4
Расчётная таблица площадей производственных, складских и вспомогательных помещений.
Наименование производственного, складского или вспомогательного помещения |
Число рабочих |
Удельная площадь на одного рабочего, мІ/чел. |
Площадь подразделения, м2 |
Наружной мойки и приёмки |
8 |
30 |
240 |
Разборочный |
81 |
20 |
1620 |
Моечный |
12 |
25 |
300 |
Дефектования деталей и входного контроля |
15 |
15 |
225 |
Комплектования деталей |
27 |
15 |
405 |
Восстановления базовых и основных деталей двигателя |
14 |
15 |
210 |
Сборки двигателей |
19 |
13 |
247 |
Сборки и ремонта силовых агрегатов |
164 |
13 |
2132 |
Испытания и доукомплектования двигателей |
17 |
25 |
425 |
Ремонта приборов питания |
29 |
12 |
348 |
Ремонта электрооборудования |
24 |
10 |
240 |
Сборки и ремонта агрегатов |
41 |
12 |
492 |
Ремонта рам |
37 |
20 |
740 |
Сборки автомобилей |
41 |
25 |
1025 |
Регулировки и испытания автомобилей |
11 |
30 |
330 |
Шиномонтажный |
6 |
20 |
120 |
Обойный |
12 |
10 |
120 |
Окрасочный |
16 |
40 |
640 |
Деревообрабатывающий |
6 |
20 |
120 |
Ремонта кабин и оперения |
121 |
12 |
1452 |
Слесарно-механический |
100 |
10 |
1000 |
Сварочно-наплавочный |
27 |
15 |
405 |
Термический |
3 |
24 |
72 |
Кузнечный |
12 |
24 |
288 |
Медницкий |
14 |
10 |
140 |
Гальванический |
7 |
30 |
210 |
Полимерный |
7 |
15 |
105 |
Склады: |
|||
запасных частей |
- |
- |
682 |
деталей, ожидающих ремонта |
- |
- |
238 |
комплектовочный |
- |
- |
341 |
металлов |
- |
- |
272 |
утиля |
- |
- |
68 |
ГСМ |
- |
- |
102 |
леса |
- |
- |
272 |
материалов |
- |
- |
580 |
ЦИС |
- |
- |
136 |
агрегатов ожидающих ремонта |
- |
- |
512 |
отремонтированных агрегатов |
- |
- |
204 |
Бытовые помещения |
- |
- |
1638 |
Административные помещения |
- |
- |
682 |
Расчётная площадь производственного корпуса с учётом магистральных проездов |
- |
- |
21321 |
5. Расчет числа единиц технологического оборудования для производственного корпуса по участкам
Потребность в технологическом оборудовании определяем по трудоемкости объектов ремонта. Данное оборудование используется при машинно-ручных способах работы (разборочно-сборочном, для жестяницких, медницко-радиаторных и других работ), когда время занятости оборудования выполнением технологической операции равно времени, затрачиваемому рабочим на выполнение этой операции. Расчетное число единиц Хо.расч. оборудования находят по формуле
Хо.расч = Тг / Тфо, (20)
где Тг - годовой объем работ, выполняемых на этом оборудовании, чел. - ч (табл.1);
Тфо - эффективный (расчетный) годовой фонд времени оборудования [1]
Полученные по расчету значения Хо.расч. округляем до целых величин Хо. прин
Коэффициент использования оборудования по времени определяется по формуле
зи = Хо.расч/ Хо. прин (21)
Результаты расчетов, проведенных по формулам 24 и 25, сводим в таблицу 5.
Таблица 5
Расчет числа единиц оборудования.
Производственный участок |
Годовой объем работ, чел-ч |
Тфо |
Хо.расч |
Хо.прин |
зи |
Час. |
Шт. |
Шт. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Наружной мойки и приёмки |
14191,14 |
2050 |
6,92 |
7 |
0,99 |
Разборочный |
143227,28 |
2050 |
69,87 |
70 |
1,00 |
Моечный |
20464,46 |
2050 |
9,98 |
10 |
1,00 |
Дефектования деталей и входного контроля |
27225,04 |
2030 |
13,41 |
13 |
1,03 |
Комплектования деталей |
46875,41 |
2050 |
22,87 |
23 |
0,99 |
Восстановления базовых и основных деталей двигателя |
24219,19 |
2030 |
11,93 |
12 |
0,99 |
Сборки двигателей |
33875,71 |
2030 |
16,69 |
17 |
0,98 |
Сборки и ремонта силовых агрегатов |
291998,25 |
2030 |
143,84 |
144 |
1,00 |
Испытания и доукомплектования двигателей |
29924,84 |
2000 |
14,96 |
15 |
1,00 |
Ремонта приборов питания |
51821,82 |
2030 |
25,53 |
26 |
0,98 |
Ремонта электрооборудования |
42825,91 |
2030 |
21,10 |
21 |
1,00 |
Сборки и ремонта агрегатов |
72028,08 |
2030 |
35,48 |
35 |
1,01 |
Ремонта рам |
65505,31 |
2030 |
32,27 |
32 |
1,01 |
Сборки автомобилей |
72860,78 |
2030 |
35,89 |
36 |
1,00 |
Регулировки и испытания автомобилей |
19568,32 |
2030 |
9,64 |
10 |
0,96 |
Шиномонтажный |
11241,38 |
2030 |
5,54 |
6 |
0,92 |
Обойный |
21233,71 |
2030 |
10,46 |
10 |
1,05 |
Окрасочный |
28174,23 |
2030 |
13,88 |
14 |
0,99 |
Деревообрабатывающий |
10408,68 |
2040 |
5,10 |
5 |
1,02 |
Ремонта кабин и оперения |
214835,21 |
2050 |
104,80 |
105 |
1,00 |
Слесарно-механический |
178473,84 |
2030 |
87,92 |
88 |
1,00 |
Сварочно-наплавочный |
47354,06 |
1965 |
24,10 |
24 |
1,00 |
Термический |
4472,19 |
2000 |
2,24 |
2 |
1,12 |
Кузнечный |
21559,40 |
2050 |
10,52 |
11 |
0,96 |
Медницкий |
25364,39 |
2030 |
12,49 |
12 |
1,04 |
Гальванический |
11640,50 |
2030 |
5,73 |
6 |
0,96 |
Полимерный |
12205,64 |
2030 |
6,01 |
6 |
1,00 |
Итого |
1543574,76 |
- |
759,17 |
760 |
- |
6. Планировка генерального плана АРП
Генеральный план АРП (генплан) отражает расположение на участке застройки (территории предприятия) зданий и сооружений, складских площадок, транспортных путей, зелёных насаждений, ограждений и других объектов. Перечень размещаемых объектов и их разметкой должны быть установлены перед разработкой генплана. Наиболее важным является определение количества производственных корпусов и расположения вспомогательных (административно-бытовых) помещений.
По возможности необходимо блокировать цеха и помещения в одном здании, что позволяет снизить затраты на строительство зданий и прокладку инженерных коммуникаций.
У входа на территорию предприятия предусматривают площадку для стоянки легковых автомобилей из расчёта десяти машинно-мест на сто работающих в двух смежных сменах при площади одного машинно-места 25 м2.
На рисунке 6.1 показана схема генерального плана данного предприятия. Площадка для приёмки и сдачи автомобилей примыкает к главному входу на территорию предприятия, что исключает возможность прохода заказчиков в производственный корпус. Автомобили, поступающие в ремонт, могут перемещаться на площадку для ремонтного фонда своим ходом или на буксире. Направление движения автомобиля в процессе ремонта показано стрелками. Вспомогательные (административно-бытовые) помещения размещаются встроенными в объем производственного корпуса (рекомендуется при числе работающих на предприятии до 200 человек).
Здания АРП проектируют, как правило, с железобетонными колоннами. Оси колонн, определяющих в плане расположение их рядов, называют разбивочными осями. Расстояние между разбивочными осями в поперечном направлении называют пролетом, а в продольном - шагом колонн. Пролет и шаг колонн образуют сетку колонн. На чертежах компоновочных планов разбивочные оси маркируют по длинной стороне здания цифрами слева направо и по короткой - заглавными буквами русского алфавита снизу вверх.
Компоновочный план разрабатывают для каждого отдельно стоящего здания, а при использовании многоэтажных зданий - для каждого этажа. На нем указывают расположение производственных участков, складских, административно-бытовых помещений, продольных и поперечных проездов. Обозначают габаритные размеры здания, сетку колонн с маркировкой разбивочных осей, наружные и внутренние стены и перегородки. Расстановку технологического оборудования на компоновочном плане не показывают. Исключением является обозначение расположения основных поточных линий, если это необходимо для обоснования принимаемого объемно - планировочного решения. Компоновочные планы выполняют в масштабах 1: 400 или 1: 200.
В зависимости от направления перемещения в процессе ремонта рамы (для предприятий по ремонту полнокомплектных автомобилей) или базовой детали (предприятия по ремонту агрегатов) различают три компоновочные схемы: прямоточную, Г-образную и П-образную. Принимаем Г-образную компоновочную схему.
Применение Г-образной схемы позволяет более эффективно изолировать разборочный участок от других участков, несколько сократить дальность транспортирования деталей, значительно ослабляет ограничения на длину разборочных и сборочных поточных линий, но не прямолинейность перемещения базовой детали и других крупногабаритных и тяжелых деталей вызывает пересечение транспортных потоков и трудности в их организации.
7. Проектирование участка восстановления основных и базовых деталей
7.1 Определение трудоемкостей работ, выполняемых на участке по одному ремонтируемому объекту
Из предыдущих расчетов известно, что годовая трудоемкость участка восстановления равна Туч.г.=24219,19 чел. - ч (таблица 1).
Трудоемкость восстановления одного двигателя определим по формуле:
Туч1=Туч.г./(Wa+Wa1)=24219,19 /(780+1560) = 10,35 чел.-ч. (22)
Годовые объёмы отдельных видов работ выполняемых на участке:
, (23)
где ni - доля i-го вида работ в общей трудоёмкости участка, %.[2]
7.2 Такт производства и количество рабочих на рабочих местах
Производственный процесс подчиняется такту производства, т.е. технологические операции выполняются за время такта:
ф = Фш/ Wа+Wа1 =1776 / (780+1560) = 0,76 ч. (24)
Количество рабочих на рабочих местах определяется по формуле:
р = Тiр / ф, (25)
где, Тiр - трудоемкость i-го вида работ чел. - ч;
р - расчетное количество рабочих.
Принятое
количество определяется с учетом перегрузки или недогрузки 10%.
% = nр / nп. (26)
Результаты расчетов сводим в таблицу 6 - фрагмент графика ремонтного цикла для разборочно-моечного участка.
Таблица 6
Фрагмент графика ремонтного цикла для разборочно-моечного участка.
Виды работ |
ni,% |
Тучi, чел. - ч. |
Кол.рабочих |
|
Расч. |
Прин. |
|||
Работы по блоку и гол.цил.: слесарные |
11,92 |
1,23 |
1,62 |
2 |
сверлильные |
6,34 |
0,66 |
0,87 |
1 |
Прессовые раб. |
2,03 |
0,21 |
0,28 |
|
Гидравлич. испытание |
4,06 |
0,42 |
0,55 |
1 |
Хонинговальные работы |
7,61 |
0,79 |
1,04 |
1 |
Расточные работы |
14,21 |
1,47 |
1,93 |
2 |
Работы по колен.валу: слесарные |
14,23 |
1,47 |
1,93 |
2 |
шлифовальные |
21,08 |
2,18 |
2,87 |
3 |
токарные |
7,2 |
0,75 |
0,99 |
1 |
полировальные |
6,59 |
0,68 |
0,89 |
1 |
Шлиф.раб. по распред. валу |
10,40 |
1,08 |
1,42 |
1 |
Итого |
100 |
10,94 |
14,39 |
15 |
7.3 Расчёт потребности в технологическом оборудовании по трудоёмкости объёктов ремонта
Расчётное число единиц оборудования определяем по формуле:
, (27)
где Тфо - годовой эффективный годовой фонд времени оборудования, ч.
Коэффициент использования оборудования по времени определяется по формуле:
, (28)
где Хоприн - принимаемое число единиц технологического оборудования. По формулам 27 и 28 проводим расчёт количества технологического оборудования. Количество верстаков:
для слесарных работ по блокам цилиндров:
Х0расч=2886,93/2050=1,41
Принимаем
Хоприн=1,ŋи=1,41/1=1,41,
для слесарных работ по коленчатым валам:
Х0расч=3446,39/2050=1,68,
Принимаем
Хоприн=2,ŋи=1,68/2=0,84 ,
В результате принимаем общее количество верстаков 3.
Количество сверлильных станков:
Х0расч=1535,50/2040=0,75,
Принимаем
Хоприн=1,ŋи=0,75/1=0,75 ,
Количество стендов для перепрессовки втулок распределительного вала и запрессовки гильз цилиндров:
Х0расч=491,65/2050=0,24,
Принимаем
Хоприн=1,ŋи=0,24/1=0,24 ,
Количество стендов для гидравлического испытания блока цилиндров:
Х0расч=983,30/2000=0,49,
Принимаем
Хоприн=1,ŋи=0,49/1=0,49 ,
Количество вертикально-расточных станков:
Х0расч=3441,55/2040=1,69,
Принимаем
Хоприн=2,ŋи=1,69/2=0,85 ,
Количество хонинговальных станков:
Х0расч=1843,08/2040=0,90,
Принимаем
Хоприн=1,ŋи=0,90/1=0,90 ,
Количество круглошлифовальных станков:
Х0расч=5105,41/2040=2,50,
Принимаем
Хоприн=3,ŋи=2,50/3=0,83,
Количество токарных станков:
Х0расч=1743,78/2040=0,85,
Принимаем
Хоприн=1, ŋи=0,85/1=0,85,
Количество станков для полирования шеек коленчатого вала:
Х0расч=1596,04/2040=0,78
Принимаем
Хоприн=1,ŋи=0,78/1=0,78 ,
Количество станков для расточки постелей и втулок распределительного вала:
Х0расч=3441,55/2040=1,69,
Принимаем
Хоприн=2,ŋи=1,69/2=0,85 ,
А также назначаем:
Приспособление для запрессовки гильз цилиндров Хоприн=1.
Стеллаж для деталей Хоприн=5.
7.4 Назначение основного и вспомогательного оборудования
Проводим назначение основного и вспомогательного оборудования.[x]Установка для перепрессовки втулок распределительного вала, модель 6601-22:
Тип установки - гидравлическая; давление в гидравлической системе: максимальное 65кгс/см2; рабочее 30 кгс/см2. Усилие: максимальное 30500 кгс; рабочее 9500 кгс. Ход штанги 57 мм. Ход стола 400 мм. Усилие пневматического цилиндра 200 кгс. Давление воздуха в пневмосистеме 3 кгс/см2. Электродвигатель насосной станции: тип - АО2-41-6; мощность 1 кВт; частота вращения вала 930 об/мин. Насос: тип - Л1Ф-8; давление 65 кгс/см2; производительность 8 л/мин. Рабочая жидкость - масло индустриальное 20. Число одновременных перепрессовываемых втулок - 4. Время перепрессовки 8,6 с. Габаритные размеры 1950х1400х1630 мм. Масса 754 кг.
Стенд для гидравлического испытания блоков цилиндров, модель 6601-2.
Рабочее давление воды в блоке цилиндров 4 кгс/см3. Усилие зажима: верхнего 4100 кгс; бокового 155 кгс; торцевого 194 кгс. Тип зажима - гидравлический. Рабочее давление зажима 35 кгс/см2. Привод поворота блока цилиндров - электромеханический. Частота вращения блока цилиндров 4,07 об/мин. Углы поворота блока цилиндров: на себя 90о; от себя 120о. Редуктор поворота - червячный. Электродвигатель механизма поворота: тип: А2-41-6; мощность 1,0 кВт; частота вращения 930 об/мин. Насос гидравлической системы ЛФ1-25. Электродвигатель насоса: тип: АО2-52-6; мощность 4,5 кВт; частота вращения двигателя 950 об/мин. Температура воды 70…80 оС. Слив из блока цилиндров - принудительный. Электронагреватель воды - трубчатый, 3 кВт. Габаритные размеры стенда 3350х1030х1150 мм. Масса 722 кг.
Станок для растачивания гнёзд вкладышей коренных подшипников коленчатого вала и втулок распределительного вала блока цилиндров двигателя, модель 9169:
Тип - горизонтально-расточной. Привод вращения борштанг - электромеханический. Частота вращения борштанг: растачивания гнёзд вкладышей коренных подшипников коленчатого вала 250 об/мин; растачивания втулок распределительного вала 500 об/мин. Привод подачи подвижной плиты с борштангами - гидравлический, регулируемый. Скорость подачи 10,8…18,5 мм/мин. Ход подвижной плиты, мм: рабочий 88 мм; максимальный 140 мм. Производительность насоса гидропривода 12 л/мин. Производительность станка 8…9 шт/ч. Габаритные размеры 1670х820х1250 мм;
Приспособление для запрессовки гильз цилиндров двигателя, модель ТР-6703/11:
Тип - гидравлический. Давление в гидросистеме 30 кг/см3. Усилие на штоке цилиндра, 3240 кгс. Ход поршня 70 мм. Габаритные размеры (без насосной установки): высота 570 мм; диаметр 190 мм. Масса 30 кг.
Радиально-сверлильный станок 2М55:
Наибольший диаметр сверления 50 мм. Конус шпинделя - Морзе № 5. Вылет шпинделя 375…1600 мм. Частота вращения шпинделя 20…2000 мин-1. Подача 0,056…2,5 мм/об. Мощность электродвигателя главного движения 4 кВт. Масса 4700 кг. Габаритные размеры в плане 600х1400 мм.
Станок круглошлифовальный 3А423:
Частота вращения заготовки 50…500 мин-1. Мощность электродвигателя привода шлифовального круга 10 кВт. Масса 6032 кг. Габаритные размеры в плане 1200х2950 мм.
Вертикально-расточной станок 278Н:
Габаритные размеры в плане 750х900 мм.
Хонинговальный станок 3К833:
Габаритные размеры в плане 750х900 мм.
Токарно-винторезный станок 1К20:
Наибольший диаметр обрабатываемой заготовки: над станиной 220 мм; над суппортом 400 мм. Наибольший диаметр обрабатываемого прутка, проходящего через отверстие шпинделя 50 мм. Число скоростей шпинделя 22. Пределы частот вращения шпинделя 12,5…1600 мин-1. Подача: продольная 0,05…2,8 мм/об; поперечная 0,025…1,4 мм/об. Шаг нарезаемой резьбы: метрической 0,5…112 мм; дюймовой 56…0,5 ниток на 1”. Мощность электродвигателя 10 кВт. Частота вращения вала электродвигателя 1460 мин-1. Габаритные размеры в плане 2500х850 мм.
Для полирования шеек коленчатого вала используется токарно-винторезный станок 1К20 с приспособлением для полирования шеек коленчатого вала.
Наплавку коленчатых валов проводим на токарно-винторезном станке 1К20 при помощи наплавочной головки.
Верстак:
Размеры в плане 1800х1000 мм.
Для перемещения ремонтируемых объектов по участку используются кран-балка и тележки.
Складирование блоков цилиндров производим на специально отведённой площадке:
Размеры в плане 1600х3300 мм.
7.5 Определение площади участка по площади, занимаемой оборудованием
Площадь участка определяется по суммарной площади, занимаемой оборудованием и ремонтируемыми объектами:
F=Fоб*Кn, (29)
где Fоб - площадь, занимаемая оборудованием;
Кn - коэффициент плотности расстановки оборудования.[xi]
F=(1,95*1,4+3,35*1,03+1,67*0,82*2+0,6*1,4+1,2*2,95*3+0,75*0,9*2+0,75*0,9+
+2,5*0,85+1,8*1*3+1,6*3,3+1,8*1*6)*5=230 м2
7.6 Планировка, расстановка, привязка оборудования
На участке восстановления основных и базовых деталей двигателя проводят восстановление блоков цилиндров, коленчатых валов, гильз цилиндров, а также замену изношенных венцов маховика.
Блок цилиндров обрабатывают с такой последовательностью основных технологических операций: слесарные операции, расточка посадочных отверстий под гильзы цилиндров, перепрессовка втулок распределительного вала, развёртывание отверстий под толкатели, расточка постелей подшипников и втулок распределительного вала, промывка масляных каналов, запрессовка гильз цилиндров, гидроиспытание блока цилиндров, слесарные операции. Коленчатые валы обрабатывают с такой последовательностью основных технологических операций: коленчатые валы с износом шеек в пределах ремонтных размеров после правки и восстановления центровых фасок поступают на станочную обработку (шлифование и полировка), после которой проводится промывка валов. Коленчатые валы с износом больше допустимого подвергаются наплавке, после наплавки происходит их предварительное шлифование, зенкование отверстий масляных каналов и упрочнение галтелей шеек роликовой обкаткой, в дальнейшем коленчатые валы восстанавливаются перешлифовкой под ремонтные размеры. Гильзы цилиндров обрабатывают с такой последовательностью основных технологических операций: расточка под ремонтный размер, хонингование. Следуя рекомендациям учебного пособия [xii]и учитывая последовательности основных технологических операций, проводим расстановку и привязку оборудования (Приложение А).
8. Экономическое обоснование проекта
Стоимость оборудования по годовой трудоемкости определяется по формуле:
Соб=Суд*Тг/ Тполн а (30)
где Суд - удельная стоимость, руб. /авт.
Соб=2900*1543574,76 /1767,10=2533171 руб.
Стоимость установленного оборудования определяется по формуле:
Соб=С"уд*Fп , (31)
гдеС"уд - удельная стоимость оборудования, руб. /мІ.
Соб=350 *21321=7462350 руб.
Стоимость приборов, приспособлений, инвентаря:
Сип= С"ип*Fп , (32)
где Сип - удельная стоимость приборов, руб. /мІ.
Сип=120*21321=2558520 руб.
Стоимость основных производственных фондов:
С0= Соб+ Сип , (33)
С0=7462350+2558520=10020870 руб.
Зарплата рабочего вычисляется по формуле:
Сзп=Тм*Сп*Кп,(34)
где Сп - тарифная ставка, руб. /час.;
Кп - коэффициент, учитывающий доплату за сверхурочные и другие работы.
Сзп=1767,10*40*1,03=72804 руб.
Себестоимость равна:
Сс.ст= Сзп*100 / 10…12, (35)
Сс.ст=72804*100 / 11=661854 руб.
Прибыль определяется по формуле:
Пi=Срем.- Сс.ст, (36)
где Срем - стоимость ремонта, руб.
Пi=685000-661854=23146 руб.
Годовая прибыль:
Пг = Пi* Wгод, (37)
Пг =23146*780=18053880 руб.
Срок окупаемости определяется по формуле:
Ои =(Соб + Сип)/ Пг, (38)
Ои=(7462350+2558520)/18053880=0,55 года.
Заключение
В результате данного курсового проекта разработано АРП с годовым обслуживанием в 780 автомобилей «КрАЗ-250-010».
Авторемонтное предприятие имеет сложную взаимосвязанную структуру. При этом каждый технологический участок предприятия, выполняя свою узкоспециализированную функцию, поддерживает работоспособность всего предприятия в целом, сохраняя и поддерживая его производительность, а, следовательно, и прибыльность. Это обусловливает необходимость постоянного контроля над выполнением всех операций на производстве, каждая из которых прямым или косвенным путем влияет на выполнение остальных операций.
В результате проведенной работы были рассчитаны размеры необходимых площадей, количество оборудования и технологическая взаимосвязь производственных отделений и оборудования. Рассчитано количество штатных рабочих участвующих в обслуживании автомобилей. Ознакомились с методикой расчета производственных, складских и вспомогательных помещений.
Список использованных источников
1). Карагодин В.И., Митрохин Н. Н Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Мастерство, 2001. - 496 с.
2).Чернов Н.Н. Металлорежущие станки: Учебник для техникумов по специальности "Обработка металлов резаньем". - М.: Машиностроение, 1988. - 416 с.
3).Горский Н.Д. Интеграция мнений специалистов при анализе производственных ситуаций и принятии решений. Методическое руководство для студентов инженерного факультета по дисциплине "Управление техническими системами" по специальности 1502.01 "Автомобили и автомобильное хозяйство" - Великие Луки: Редакционно-издательский отдел ВГСХА, 1999 - 11 с.
[1] Стр.439 табл.34.1 Карагодин В.И., Митрохин Н. Н Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Мастерство, 2001. - 496 с.
[2]Стр.440Карагодин В.И., Митрохин Н. Н Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Мастерство, 2001. - 496 с.
[i]Карагодин В.И., Митрохин Н. Н Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Мастерство, 2001. - 496 с.
[ii] Стр.440-441 Карагодин В.И., Митрохин Н. Н Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.: Мастерство, 2001. - 496 с.
[iii]Стр 443-443 Карагодин В.И., Митрохин Н. Н Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Мастерство, 2001. - 496 с.
[iv]Карагодин В.И., Митрохин Н. Н Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Мастерство, 2001. - 496 с.
[v]Стр.443 Карагодин В.И., Митрохин Н. Н Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Мастерство, 2001. - 496 с.
[vi] Стр.443 табл.34.3 Карагодин В.И., Митрохин Н. Н Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Мастерство, 2001. - 496 с.
[vii]Стр.444 таб.34.4 Карагодин В.И., Митрохин Н. Н Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Мастерство, 2001. - 496 с.
[viii] Стр.446Карагодин В.И., Митрохин Н. Н Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Мастерство, 2001. - 496 с.
[ix] Стр.447Карагодин В.И., Митрохин Н. Н Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Мастерство, 2001. - 496 с.