Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
кафедра философии
Направление подготовки
39.03.03 «Организация работы с молодежью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «История и современное состояние молодежной политики за рубежом»
Тема «Проблемы высшего образования в России и Германии»
Студент
Мишурова Карина Владимировна, ФС/О ОРМ-1,2-2014 НБ
Научный руководитель
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Гриценко Виктория Сергеевна ___________
(подпись)
Курсовая работа защищена: __________________ с оценкой _____________.
(дата)
Члены комиссии: ___________ / __________/ подпись
___________ / __________/ подпись
___________ / __________/ подпись
Пермь, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………....3
ГЛАВА I ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ …..….………………………………6
1.1 Система образования в России…………………………………………….6
1.2 Высшее образование в России: система и её проблемы…………………8
ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ………………………………...20
2.1 Система образования в Германии………………………………………..20
2.2 Высшее образование в Германии: система и её проблемы….…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……..32
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день одной из важнейших потребностей людей является потребность в высшем образовании. Каждый уверен в том, что нужно обязательно получить высшее образование, чтобы найти хорошую работу, получать достойную заработную плату и быть востребованным в обществе и на рынке труда. Но действительно ли все так просто? Существуют ли проблемы в системе высшего образования? Испытывает ли система высшего образования некоторые трудности? На эти вопросы мы и постараемся ответить в данной работе.
Формирование и эффективное функционирование системы высшего образования играет важную роль, так как оно выполняет важнейшее условие социально-экономического развития страны, всестороннего развития личности. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что тема данной работы очень актуальна, так как в современном мире действительно существуют проблемы, которые касаются высшего образования. Эти проблемы нужно рассматривать и анализировать, потому что от качества системы высшего образования в настоящее время во многом зависят перспективы развития молодёжи.
Образование развивает способность критического мышления, логику, научные методы анализа явлений и процессов, происходящих в мире. Более того, образование – это не только процесс передачи знаний от одного поколения к другому посредством прямого обучения, но и социальный институт общества, особый социокультурный вид человеческой деятельности по производству и воспроизводству знаний, умений, по формированию личности.
В данной работе мы рассмотрим проблемы высшего образования в России и Германии. Германия выбрана нами потому, что российская система образования очень схожа с системой образования в Германии.
Цель данной работы – выявить проблемы высшего образования в России и Германии. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить функционирование систем образования в России и Германии и сравнить их;
2. Проанализировать основные аспекты высшего образования в двух странах;
3. Изучить различные источники, которые касаются образовательной сферы в России и Германии.
Объектом исследования данной курсовой работы является высшее образование. Предмет исследования – высшее образование в России и Германии.
При написании работы использовались методы эмпирического исследования: изучение всевозможных источников и методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
При изучении материала оказалось, что круг литературы по данной теме недостаточно обширен. Тема образования в Германии плохо раскрыта в русскоязычных источниках. Было изучено большое количество различных статей как русскоязычных, так и переведенных с немецкого языка. Стоить отметить статью Е. С. Кананыкиной «Система управления образованием Германии».
При изучении системы образования в России большой интерес вызывают материалы монографии Н. Н. Захарова, А. Г. Антипьева «Российское общество, образование и молодежный рынок труда в условиях кризиса». В данной монографии описаны проблемы высшего образования в России, проблемы взаимодействия рынка труда и системы высшего образования в России. Необходимо отметить интернет – журнал РАБКОР, в котором есть множество публикаций, касающихся образования России, реформ образования в России. Были изучены статьи ряда авторов: О. Н. Смолина, А. В. Очкиной, Г. Г. Малинецкого, И. А. Аветисяна.
Кроме того, при написании работы использовались различные интернет – источники.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Первая глава посвящена системе образования в России, функционированию этой системы, проблемам высшего образования в России. Вторая глава посвящена Германии, в этой главе рассматриваются система образования и проблемы высшего образования в Германии.
Заключение включает в себя выводы, сформированные нами в процессе работы и касающиеся проблем высшего образования в России и Германии, а также сравнение проблем высшего образования в двух странах.
ГЛАВА I ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
1.1 Система образования в России
Систему образования в Российской Федерации
составляют: последовательно реализуемые образовательные программы и государственный
образовательный стандарт;
образовательные учреждения, реализующие эти образовательные программы; органы
управления и другие организации, осуществляющие руководство и управление
системой образования.
В Российской Федерации реализуются два типа образовательных программ: общее образование и профессиональное образование. Общее образование направлено на интеллектуальное, нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности; формирование общей культуры личности; развитие умения адаптироваться к жизни в обществе и созданию основ, позволяющих людям сделать сознательный выбор программы профессионального образования и успешно освоить её.
Общее образование включает: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее (полное) общее образование [Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации]. Профессиональное образование направлено на непрерывное развитие личности, в процессе которого идет освоение профессиональной квалификации, а также подготовку человека к работе по профессии. Поскольку в Российской Федерации все программы, за исключением программ общего образования, наряду с получением дипломов или дипломов и степеней ведут к получению профессиональной квалификации и дают право человеку работать по специальности, они называются программами профессионального образования. К основным профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы специалитета и программы магистратуры); послевузовского профессионального образования [Обзор системы образования. Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/edu/description/sysobr/902/].
Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года установлены общие принципы государственной политики в сфере образования. Статья 43 провозглашает:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования [Конституция Российской Федерации, ст. 43].
Эти положения Конституции устанавливают наиболее общие принципы функционирования системы образования. В российской системе образования всё строится в соответствии с этими положениями Конституции РФ.
1.2 Высшее образование в России: система и её проблемы
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены следующие уровни высшего профессионального образования в России:
- бакалавриат — срок обучения 4 года;
- специалитет — срок обучения 5-6 лет;
- магистратура — срок обучения 2 года (обучение возможно после получения диплома бакалавра, специалиста)
- аспирантура, адъюнктура, ординатура [Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации].
Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ). Право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на программы бакалавриата и программы специалитета может быть предоставлено образовательным организациям высшего образования. Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, проводится по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования.
Бакалавриат – первая ступень высшего профессионального образования, студенты которой получают фундаментальную подготовку, но без узкой специализации. Программы подготовки бакалавров предусмотрены практически по всем направлениям подготовки, кроме некоторых, например, медицины, и имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Срок обучения на бакалавриате – четыре года. По окончании выпускник получает диплом бакалавра о законченном высшем образовании с присвоением квалификации по определенному направлению: бакалавр истории, бакалавр юриспруденции и т.п. Диплом бакалавра дает право занимать должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование. В дальнейшем выпускник – бакалавр имеет возможность продолжить обучение в магистратуре по своему направлению подготовки, выбрав необходимую специализацию, либо выбрать иное направление подготовки.
Магистратура – уровень высшего профессионального образования, следующий после бакалавриата. Программа обучения в магистратуре, продолжающаяся два года, предусматривает более глубокое теоретическое освоение выбранного профиля и более узкую специализацию по выбранному профессиональному направлению. Программы бакалавриата более практико-ориентированы, в магистратуре же студенты овладевают компетенциями, необходимыми для будущей научно-исследовательской или преподавательской деятельности.
Следует отметить, что по некоторым специальностям, перечень которых утвержден решением федерального правительства, двухуровневая система подготовки не предусмотрена. В данном случае обучение ведется пять – шесть лет с последующим присвоением квалификации «дипломированный специалист» [Система высшего образования в РФ. Режим доступа: http://ncpa.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=251&Itemid=375&lang=ru].
В настоящее время в России как органами управления высшими учебными заведениями, так и государством стало уделяться большое значение высшему образованию, которое представляет собой верхний уровень профессионального образования и включает в себя совокупность теоретических знаний и практических навыков, которые позволяют решать основные задачи в профессиональной деятельности. Целью высшего образования является обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов по всем основным направлениям деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Основными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в России выступают: институты, академии и университеты.
На сегодняшний день сложилась непростая ситуация в российской системе высшего образования. С одной стороны, за последние годы у большинства россиян сформировалось представление о том, что в современном обществе нужно обязательно иметь высшее образование. Но, получив нужное им образование, бывшие студенты не могут найти работу по специальности, а заниматься не престижным трудом не хочется. С другой стороны, часть молодых людей считает, что заработать деньги можно и не обладая высшим образованием, но многие из представителей мужской части молодежи идут в вузы, чтобы просто уклониться от армии. В результате, они выпадают из рынка труда на 5-6 лет. Такое отношение к учебе приводит к тому, что лишь небольшая часть (30-40%) российских студентов получают качественное образование [Антипьев, 2009. С. 34].
Система высшего профессионального образования до сих пор остается преимущественно закрытой. Она готовит кадры, во многом исходя из собственных интересов, не согласуя их с потребностями общества. Так, известно, что 70% выпускников вузов по ряду направлений подготовки не работает по специальности, а предприятиям, тем временем, не хватает квалифицированных работников. Существует недостаточная адаптированность системы высшего профессионального образования к требованиям рынка труда. Система высшего профессионального образования должна синхронно работать с рынком труда, она призвана удовлетворять спрос работодателей, спрос общества. Только при совместном и заинтересованном взаимодействии бизнеса, государства, институтов гражданского общества и системы образования можно создать мотивирующую среду качественной подготовки специалистов, которые отвечают требованиям современного производства [Антипьев, 2009. С. 47].
Сегодня имеется ясное понимание того, что образование на любом уровне должно не только давать узкоспециальную подготовку, но и формировать личность, воспитывать гражданские качества, учить человека современным формам общения, готовить его к жизни в быстро изменяющемся мире, развивать у него способность осваивать новую информацию и принимать эффективные решения. Следовательно, актуальнейшей проблемой в развитии современного общества, в том числе образования, является его гуманизация и гуманитаризация. Гуманизация и гуманитаризация образования хотя и не тождественные понятия, но очень близкие по своей сути. Гуманизация образования заключается не столько в утверждении человечности в отношениях между субъектами этого процесса. Гуманизация образования – это и ориентация на общечеловеческие ценности: совесть, честь, порядочность, долг, ответственность, справедливость, сочувствие, милосердие и т.п. Без духовного движения все остальные успехи не смогут удовлетворить глубинную потребность в человечности.
Гуманитаризация не есть просто механическое сложение профессиональных знаний и умений с гуманитарной культурой. Гуманитаризация – это проникновение гуманитарной культуры в содержание не только общественных, но и технических, и естественных наук, в профессиональную деятельность всех без исключения специалистов, в том числе, крайне актуально её проникновение в быт, повседневную жизнь людей.
Под гуманитарной культурой мы понимаем все, что связано с социальной и духовной жизнью отдельного человека, группы и общества в целом. Гуманитарная образованность – это не просто какой-то освоенный объем гуманитарных знаний, но и навыки, и приемы работы с этими знаниями, их производство и воспроизводство.
Государственная власть и ее структуры, осуществляющие образовательную политику, явно недооценивают значение гуманитарных и социально – экономических дисциплин. Подтверждением тому является постепенное вытеснение из учебного процесса целого ряда дисциплин этого направления, сокращение часов на их изучение и тому подобное [Антипьев, 2009. С. 59 – 64]
Сегодня острой проблемой в высшем образовании России является резкое сокращение бюджетных мест в вузах. Ярким примером может послужить открытое письмо преподавателей филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в защиту филологического факультета Санкт-Петербургского университета против резкого сокращения бюджетных мест. В письме говорится о том, что «неоправданное сокращение бюджетных мест ряда отделений факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета не может игнорироваться гуманитарным сообществом. <...> любое сокращение приема на бюджетные места отделений русского языка и литературы, классической филологии, славянской филологии неизбежно отражается на уровне грамотности, как языковой, так и литературной и исторической, населения Российской Федерации, а вместе с тем и на перспективах развития в стране филологической науки и, шире, гуманитарного образования как такового». Модернизация, которая влечет за собой урезание таких дисциплин (например, русистики), которые должны оставаться в привилегированном положении, не может быть приемлемой для образовательной системы.
Такая модернизация высшего образования, которая чревата сокращением бюджетных мест, в особенности на таких кафедрах, о которых говорится в открытом письме, является ошибочной и ущербной. Эта проблема, действительно, серьезная, и с ней сталкиваются или в ближайшее время столкнутся все российские университеты [Открытое письмо преподавателей филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в защиту филологического факультета Санкт-Петербургского университета против резкого сокращения бюджетных мест. Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/faculty/v-zaschitu-gumanitarnogo-obrazovanija-v-rossii/otkrytoe-pismo-spbgu/]. По словам И. А. Аветисяна, одной из главных причин резкого снижения качества высшего образования в современной России является организация деятельности государственных вузов на коммерческих началах и нарастающая тенденция увеличения внебюджетных (платных) мест за счет сокращения бюджетных (бесплатных) мест приема [Проблемы финансирования высшего образования в современной России. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-finansirovaniya-vysshego-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii].
Гуманизация и гуманитаризация образования в нашем обществе является проблемой, которая должна решаться не только системой образования, но и социальной средой, властью, общественностью, самим человеком, включенным в социум. Только при таком комплексном подходе можно добиться существенных результатов.
Резкая социальная дифференциация между различными социальными группами приводит к тому, что молодые люди имеют разные шансы в получении качественного высшего образования. По словам Смолина Олега Николаевича (депутат Госдумы, первый зампред комитета по образованию), в действующем федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» идет «ориентация преимущественно на элитарное образование: массовое примитивизированное образование – для большинства; высококачественное образование – для избранных (в основном для богатых и управляющих)». Государство должно содействовать выравниванию стартовых возможностей различных категорий молодежи, а также содействовать тому, чтобы ориентация была направлена преимущественно на эгалитарное образование, то есть на обеспечение максимально равных образовательных возможностей и на высококачественное образование для всех. Беспрепятственный доступ к знаниям (особенно – к новым) является огромным конкурентным преимуществом. Однако, судя по данным Росстата, сейчас этого преимущества лишены уже почти 70% россиян – по той простой причине, что они не входят в богатые и даже среднеобеспеченные слои населения России. Такой подход к реформе высшего образования в современной России полностью ограничивает доступность бесплатного высшего образования для многих талантливых и одаренных детей из малоимущих семей. [Образование для всех: новый курс – новый закон! Режим доступа: http://www.smolin.ru/odv/recommend/2016-03-28.htm].
Модернизация высшего образования не должна заключаться только в увеличении финансовой составляющей. Акцент должен быть сделан также на повышение качества образования, на инновационные методы обучения, на разработку новых образовательных стандартов, основанных на рыночном спросе [Клячко, 2009. С. 236–237]. Образование — это одна из сложных и гибких сфер общества, в которой простой рост финансирования не приводит к пропорциональному росту эффективности. Можно увеличить расходы хоть в 3 раза, но в 3 раза лучше учиться не станут и не получат в 3 раза больше знаний.
Проблема финансирования играет важную роль в повышении престижа российских университетов в мировом академическом сообществе. Многие российские вузы ощущают серьезную нехватку финансовых ресурсов для развития своей внутригосударственной и международной деятельности. Для решения данного вопроса необходима деятельность государства, бизнес-структур и благотворительных организаций.
Осенью 2015 года в нижнюю палату Федерального собрания был внесен проект бюджета РФ на 2016 год, который предусматривает сокращение финансирования образования, что ведет к снижению доступности и качества образования. Нужно понимать, что устойчивость функционирования вузов, развитие высшего образования и повышение качества подготовки высококвалифицированных кадров во многом зависят от обеспечения своевременного финансирования. Государство сокращает расходы на образование и в то же время пытается как-то улучшить его. Исходя из того, что финансирование образования в России сокращается, бюджетные места в вузах, соответственно, тоже сокращаются, а количество внебюджетных – увеличивается. Как отмечает И. А. Аветисян, «при такой системе организации высшего образования, когда функционирование госвузов, а также зарплата их преподавателей зависят не от государственного бюджетного финансирования, а в основном от денежных сумм, выплачиваемых за обучение студентами и их родителями, объективная оценка знаний студентов – платников исключается и, соответственно, отсутствует стимулирующая основа для повышения качества высшего образования» [Проблемы финансирования высшего образования в современной России. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-finansirovaniya-vysshego-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii]. «…Нужно остановить деградацию образования, – подчеркивает А. В. Очкина. – Также нужно вспомнить: система образования никогда не готовит только специалиста, она всегда готовит человека» [Возможна ли кадровая революция? Режим доступа: http://rabkor.ru/columns/editorial-columns/2016/05/03/personnel-revolution/].
В настоящее время в высшем образовании России идет снижение качества подготовки выпускников вузов. Одной из причин снижения уровня знаний выпускников школьного образования, соответственно, и снижения качества подготовки специалистов высшего образования в РФ является введение в школах единого государственного экзамена (ЕГЭ). С 2003 года система ЕГЭ введена на всей территории России, вступительные экзамены в вузы заменены тестированием по окончанию 11 класса. ЕГЭ – это экзамен, по результатам которого поступают в вуз. Проблема состоит в том, что тестирование – это формальный способ проверки знаний, поскольку выпускники школы, то есть потенциальные студенты вуза, практически не изучая предметы, запоминают и механически воспроизводят информацию без ее анализа, без понятия сущности вопроса и без самостоятельного мышления. Более того, ЕГЭ – это так называемая игра на везение – невезение, кому какой бланк вопросов попадется. По словам И. А. Аветисяна, ЕГЭ выступает как средство культурно-психологической примитивизации подрастающего поколения и, в конечном счете, отрицательно сказывается на качестве как общего, так и высшего образования в России. «Тестовый способ, применяемый в процессе ЕГЭ, особенно не приемлем для проверки и объективной оценки знаний по общественно-гуманитарным дисциплинам (история, литература, обществознание и др.), т.к. они по своей специфической природе не формализуемы. Без живого общения с абитуриентами и проведения устного экзамена невозможно объективно оценить их знания по вышеназванным дисциплинам» [Проблемы финансирования высшего образования в современной России. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-finansirovaniya-vysshego-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii].
Неполное соответствие уровня преподавания и качества учебных программ негосударственных высших учебных заведений также является одной из проблем высшего образования в России. В российском обществе существует несколько негативное отношение к негосударственным высшим учебным заведениям, причинами тому являются: качество преподавания в данных вузах не всегда находится на необходимом уровне, так как администрации подобных учебных заведений зачастую игнорируют недостаточную квалификацию преподавателей, которых они принимают на работу; в силу того, что при поступлении на востребованные специальности в государственные вузы достаточно высокий конкурс, абитуриенты, не прошедшие в государственные учебные заведения, но желающие получить высшее образование и имеющие возможность оплатить обучение, поступают в негосударственные образовательные учреждения, что, впоследствии, вызывает некоторые вопросы по поводу их профессиональной компетенции [Проблемы и перспективы российского высшего образования. Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/problemy-i-perspektivy-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya%20(1).pdf ].
В соответствии с Болонской системой (Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования) государственные вузы в России перешли на двухступенчатую систему обучения «бакалавриат + магистратура» [Проблемы финансирования высшего образования в современной России. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-finansirovaniya-vysshego-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii]. И сегодня существует проблема взаимодействия работодателей и вузов, которая выражается в нежелании бизнеса и государственных структур принимать на работу выпускников бакалавриата. Российские университеты испытывают определенные затруднения с разработкой адекватных учебных планов и программ при переходе на систему подготовки «бакалавр – магистр». Хотя бакалавриат официально считается полным высшим образованием, а выпускник, имеющий степень бакалавра, может претендовать на должности, замещаемые специалистами с высшим образованием, на практике предпочтение при приеме на работу отдается выпускникам со степенью специалиста или магистра.
Система высшего образования России характеризуется ориентацией на общетеоретическую подготовку и недостаточным вниманием к приобретению практических навыков и умений, что приводит к неконкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда. Сегодня для того, чтобы выпускник вуза был конкурентоспособен на рынке труда, теоретические знания должны дополняться практической подготовкой. Однако не все вузы могут вести такое практико-ориентированное обучение, поскольку для этого необходимы новые методики, масштабные финансовые ресурсы, возможности проведения различных тренингов и мастер-классов с участием представителей бизнеса и государственных структур.
Для решения подобных проблем требуется более тесное взаимодействие вузов и бизнес-сообщества, в частности целевая подготовка специалистов, прохождение практики в компаниях и корпорациях, учреждение совместных малых инновационных предприятий. Подобные проекты будут давать уверенность работодателю в наличии соответствующей профессиональной компетенции выпускников и их соответствии требованиям, предъявляемым к кандидатам на ту или иную должность.
Другой проблемой российского высшего образования является вопрос улучшения материально-технической базы учебного процесса. В первую очередь это относится к региональным вузам, которые из-за недостаточной финансовой поддержки государства и инвестиций бизнес-структур не могут поддерживать требуемый уровень технического оснащения учебного процесса, комфортности условий проживания студентов в общежитиях, а зачастую и наличия свободных мест в них. Более того, далеко не все российские вузы имеют современные библиотеки, в которых есть электронные системы поиска, свободный высокоскоростной доступ к изданиям ведущих международных центров и электронным библиотекам. Региональные университеты не обладают достаточными ресурсами для полномасштабного применения инновационных методов обучения [Проблемы и перспективы российского высшего образования. Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/problemy-i-perspektivy-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya%20(1).pdf ].
Таким образом, значение высшего образования как важнейшего фактора формирования современной экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния, активности и ответственности государства в образовательной сфере. Российской системе высшего образования необходимы широкая поддержка со стороны проводимой образовательной политики, общественности, глубокая и всесторонняя модернизация высшего образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ
2.1 Система образования в Германии
Система образования в Германии представляет собой классическую структуру: детский сад, начальная школа (Grundschule), средняя школа (Allgemeine Schule), средняя профильная школа (Gymnasium, Studienkolleg), высшая школа (Universitaet, Fachhochschulen).
Обучение в начальной школе в Германии начинается с 6 лет и продолжается в течение 4-6 лет. Затем, учебный курс продолжается в средней школе (с 10-12 до 16 лет) и средней профильной школе (с 16 до 19 лет). Общая продолжительность полного курса среднего образования в Германии составляет 12 - 13 лет. Учащиеся, помимо изучения базовых предметов, вправе самостоятельно выбирать дополнительные дисциплины. Средние школы в Германии делятся на пять основных типов: гимназия (Gymnasium), реальная школа (Realschule), основная школа (Hauptschule), профессиональная школа (Professionalschule) и общая школа (Gesamtschule) [Образование за рубежом: обучение в Германии. Режим доступа: http://academconsult.ru/?id=1142 ].
Гимназия – это наиболее престижный тип средней школы. Как правило, гимназии специализируются на гуманитарном образовании. Реальная школа также обладает достаточно высоким статусом и дает профессиональное образование в сферах обслуживания, торговли и государственной службы. Высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем – в университет. Основная школа предназначена, в основном, для учащихся, не предполагающих продолжения своего образования в университете. Профессиональная школа также ориентирована на учащихся, стремящихся овладеть рабочей профессией и не планирующих дальнейшей учебы в вузе. Общая школа совмещает различные особенности гимназий и реальных школ и позволяет получать как гуманитарное, так и техническое образование одновременно. Учащиеся общих школ, которые сдают экзамены по программе гимназии, также получают возможность поступить в университет.
Заключительный этап полного среднего образования проводится в 11-х – 13-х классах гимназии, если учащиеся ориентируются на последующее поступление в вузы университетского типа. Обучение в этот период (старшая ступень гимназии) является значительно более профилированным по сравнению с предшествующим этапом и завершается, в случае успешной сдачи выпускных экзаменов, получением выпускного свидетельства о полном среднем образовании (Abitur).
Завершение среднего образования может происходить также в различных типах профессиональных и технических школ со сроками обучения от 2 до 3 лет. Во всех случаях выпускники этих школ получают свидетельство об окончании школы соответствующего уровня наряду с профессиональным свидетельством о полученной специальности [Образование за рубежом: обучение в Германии. Режим доступа: http://academconsult.ru/?id=1142].
Кроме того, в Германии есть колледж довузовской подготовки (Studienkolleg) – это подготовительное образовательное учреждение, которое готовит иностранных студентов к поступлению в университет. Так же, как и при поступлении в немецкий университет, поступить в Studienkolleg сразу после окончания средней школы невозможно, так как система образования в Германии отличается от российской (среднее школьное образование в Германии 12 - 13 лет, в России – 11 лет). Молодым людям, имеющим аттестат о среднем (полном) общем образовании в России, для поступления в колледж довузовского образования в Германии необходимо сначала проучиться один год в российском вузе по той специальности, по которой они хотят продолжить свое обучение в Германии. Успешное окончание первого курса (два семестра) дает возможность поступать в колледж довузовской подготовки в Германии.
Высшее образование немецкие, иностранные студенты получают в вузах трех типов. Классическое академическое образование дают исторически сложившиеся университеты (университеты являются наиболее престижными вузами в Германии). В университетах обязательно существуют философский, медицинский, теологический факультеты, изначально бывшие основой университетского образования. Новые дисциплины, области науки прибавляются постоянно, но не так интенсивно как в других, более специализированных вузах. Классические университеты остаются основным поставщиком кадров для фундаментальных наук. Второй тип университетов, академий можно назвать политехническими высшими школами. Большинство таких университетов проходило этапы технической школы, училища, высшего училища, отраслевого института. Дальнейшее развитие таких вузов происходит за счет открытия новых факультетов, в том числе – гуманитарных, природоведческих, медицинских. К третьей категории относятся молодые университеты, частные вузы (которые в Германии немногочисленны). Преподавание в них сосредотачивается на конкретных, узкоспециализированных дисциплинах. Такая концентрация позволяет собрать квалифицированный штат преподавателей, базироваться на определенных сегментах производства, вызывать интерес промышленных корпораций [Обучение в Германии. Режим доступа: http://studyglobe.ru/countries/Europe/Germany/].
Таким образом, можно сказать, что в Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Своего рода допуском к обучению в университете является аттестат Abitur, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе по программе гимназии. Количество баллов, набранное при сдаче экзаменов за 13 класс, является проходным для университета. Вступительных экзаменов в Германии нет. Следовательно, чем выше средний бал Abitur, тем больше шансов поступить в желаемый университет.
Имея международный диплом, выпускники университетов Германии пользуются большим спросом на рынке труда. Иностранные студенты, закончившие вуз в Германии также могут рассчитывать на рабочее место в фирмах Германии и их представительствах в Европе. Выпускники вузов Германии часто уезжают по контракту в Канаду, США, Испанию и Англию.
2.2 Высшее образование в Германии: система и её проблемы
Германия с давних времен известна как центр развития науки и культуры и принадлежит к европейским странам, в которых первый университет был основан еще в Средневековье. К самым древним университетам Германии относится Гейдельбергский университет (1386 г.) и Кёльнский университет (1388 г.). Эти учебные заведения были, прежде всего, известны своими старинными университетскими традициями и классическим образованием.
С тех пор количество университетов и других высших учебных заведений значительно выросло, изменилась и система высшего образования. По-прежнему, важное место занимает традиция гуманитарного образования, но на первое место выходит техническое образование, тесная связь между теорией и практикой, междисциплинарное образование. Стремясь идти в ногу со временем, вузы вводят программы, отражающие последние тенденции в науке и технике. С этой же целью постоянно пересматриваются учебные планы. Ввиду возрастающего количества иностранных студентов в немецких университетах возможно обучение на английском, французском языках.
Современная система высшего образования Германии отличается от российской системы по некоторым параметрам. В Германии, например, провозглашен принцип «академической свободы» – система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом, а также совмещать учебный процесс с научными исследованиями. В Германии не существует жесткой системы обучения в общем обязательном порядке, то есть многое зависит от самостоятельности, ответственности и самодисциплины студента. Студент в соответствии с выбранной специальностью и ее учебной программой составляет свой учебный план и организовывает свое время, чтобы отвечать общим требованиям по данной специальности, которые, нужно заметить, достаточно высоки. Каждый семестр в вузе Германии состоит из лекционных (14-20 недель) и не лекционных периодов, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой [Высшее образование в Германии. Режим доступа: http://www.study.uz/1/8/210/visshee-obrazovanie-v-germanii].
Система высшего образования в Германии объединяет собой учебные заведения, большинство из которых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию). Основу системы высшего образования составляют университеты и приравненные к ним вузы: классические университеты, технические университеты (инженерия), общие университеты (профессиональное специальное образование и научные исследования), педагогические институты, медицинские колледжи и другие. Кроме того, к числу вузов неуниверситетского типа принадлежат профессиональные высшие школы (профессиональное образование в сферах бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства) и колледжи искусств.
Учебный год в вузе Германии длится с сентября - октября по август - сентябрь (государственные вузы). Частные вузы в Германии предлагают больше дат начала занятий. Учеба в любом вузе Германии делится на базовый курс (Grundstudium) и следующий за ним профессиональный курс (Hauptstudium), каждый продолжительностью минимум 4 семестра. Первый завершается сдачей промежуточных экзаменов (Zwischenpruefung) или преддипломного экзамена (Diplom-Vorpruefung). По окончании учебы в вузе Германии в зависимости от специальности и типа вуза сдается либо дипломный экзамен (Diplom), либо экзамен на степень магистра (MA), либо государственный экзамен (Staatexamen). Исключение составляют международные кафедры университетов Германии и высших специальных учебных заведений, обучение на которых проходит по ускоренной программе. Получение степени бакалавра (Bachelor) здесь возможно уже через 6 семестров, но при желании обучение в Германии можно продлить, чтобы получить после четырёх следующих семестров звание Master (Magister) или защитить диплом. Магистратура в Германии рассчитана на людей, получивших степень бакалавра или специалиста и желающих продолжить свое образование в Германии и получить второе высшее образование или степень магистра [Образование за рубежом: обучение в Германии. Режим доступа: http://academconsult.ru/?id=1142].
На сегодняшний день в государственных вузах Германии высшее образование предоставляется бесплатно (не считая студенческих взносов, которые в зависимости от федеральной земли составляют от 280 до 500 евро в семестр) [Высшее образование в Германии. Режим доступа: http://www.study.uz/1/8/210/visshee-obrazovanie-v-germanii]. Это положение относится как к немецким, так и к иностранным студентам. Плату взимают лишь немногочисленные частные высшие учебные заведения. Ключевая задача образовательной политики Германии – предоставление молодёжи Германии возможности учиться и получать качественное высшее образование бесплатно. Но, как правило, вузы Германии не предоставляют стипендий. Более того, также можно не рассчитывать на финансовую поддержку со стороны какой-либо другой организации в Германии. Исключение составляют студенты, приезжающие в Германию по программам Службы академических обменов Германии (DAAD).
Основной проблемой для иностранных студентов, обучающихся в Германии, является непонимание самой системы немецкого высшего образования и большие финансовые трудности. Согласно статистике, лишь 15% иностранцев приезжают в Германии в рамках какой-либо учебной программы, остальные же 85% поступают в университеты Германии самостоятельно.
Федерализм – еще одна из проблем в системе высшего образования Германии. В Германии 16 федеральных земель, которые пользуются широкой автономией и у каждой из которых свои министерства, порядки, свои представления о функционировании системы образования, которые, причем, нередко кардинально меняются вместе со сменой глав земельных правительств. Так как вопросы образования в Германии входят в компетенцию федеральных земель, то и условия и программы обучения в разных частях страны различаются. Отсюда появляется разрыв в уровне знаний. Например, разрыв в уровне знаний между учениками одного возраста в разных федеральных землях достигает года. Все это сводится к тому, что молодые люди поступают в вузы с разным уровнем знаний и с поступлением возникают сложности. Особенно такие сложности возникают тогда, когда дело касается вынужденных переездов из одной части страны в другую [Заложница федерализма. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2012/47/zalozhnitsa-federalizma/].
К относительному недостатку системы образования Германии можно отнести продолжительность учебы и неограниченный её срок. Сегодня, чтобы получить специальность, студент немецкого университета учится в среднем 14 семестров, то есть 7 лет. По сравнению с мировым уровнем это довольно долго [Система управления образованием Германии. Режим доступа: http://e-notabene.ru/al/article_686.html].
Деление средних школ Германии на разные типы является еще одной проблемой немецкого высшего образования, так как эта система очень сложная и имеет особые ограничения. Определенные типы школ (например, профессиональные и основные) в своей учебной деятельности не нацелены на подготовку учеников к поступлению в высшее учебное заведение или же, когда оканчиваешь общую школу, поступить в вуз можно только сдав экзамен по программе гимназии. Такая система несколько осложняет поступление в вузы.
Подготовка специалистов в вузах Германии является более узкоспециализированной. Недостатком данной особенности является то, что большинство узкоспециализированных специалистов могут работать только в своей сфере, сменить сферу деятельности им очень сложно или практически невозможно.
Другим недостатком высшего образования в Германии является принцип «академической свободы», по крайней мере, с точки зрения студентов из России, так как этот принцип подразумевает практически полную самостоятельность студентов – нет кураторов, нет жесткого расписания, студент сам организовывает свою учебную деятельность. Такой принцип – это испытание силы воли студентов, что дается многим очень нелегко. Студент немецкого вуза не посещает занятий вместе со своими «одногруппниками», «сокурсниками» (такие понятия в немецких вузах отсутствуют), но он должен сам выбирать определенную специальность и соответствующую учебную программу, организовывать свой учебный план и свое время в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к обучающимся по выбранной программе. Студент имеет право в более или менее произвольном порядке записываться на лекции и семинары, выбирать определенное время для стажировок и практики, находить время для подработок и так далее. Но, также стоит отметить, что большинство студентов в Германии не укладываются в стандартный период обучения.
Переполненность вузов – еще одна из проблем высшего образования в Германии. Вузы бывают переполнены до такой степени, что не все студенты имеют возможность разместиться в аудитории, в которой проходит лекция и вынуждены сидеть на полу, искать стулья или прибегать к видеотрансляции лекции. Разумеется, здесь не может быть и речи о таких понятиях, как кураторство и личный контакт с преподавателем вуза. Зачастую не хватает учебных пособий, мест в библиотеке и в общежитиях, преподавательского состава. Более того, в таких условиях меньше возможностей участвовать в студенческой научной работе и, получается, что многое зависит от самодисциплины студента и его стремления получить необходимые знания и навыки. На наш взгляд, все это может отрицательно влиять на усваивание студентами учебного материала вуза, а значит и на систему высшего образования в целом. Наибольшие неудобства испытывают студенты, обучающиеся в Германии по самым популярным направлениям подготовки с ограниченным приемом и жесткими квотами для иностранцев – архитектуре, медицине, фармацевтике, психологии, биологии, информатике, экономике и праву. Проблема переполненности немецких вузов связана с большим количеством мигрантов в Германии.
Вообще, нужно сказать, что мигранты в Германии – это отдельная проблема, которая также негативно сказывается на системе высшего образования. Количество иностранных студентов в Германии увеличивается с каждым годом. Существуют так называемые проблемы адаптации и интеграции иностранных студентов в Германии, которые связаны с языковым барьером, иными традициями, новой студенческой средой и так далее. Эти проблемы влияют на учебу в вузе и, соответственно, на уровень получаемых знаний, и более того, они влияют на возможность продолжения обучения в вузе Германии из-за проблемы недостаточной адаптации студентов. Здесь нужно постоянное повышение уровня адаптации вузов к большому притоку иностранных студентов.
Кроме того, проблемой многих вузов Германии является вопрос улучшения материально – технической базы, так как во многих вузах установлено устаревшее оборудование, а также учебные здания и общежития, многие из которых не приспособлены к проживанию и учебе в них, а также не соответствуют внешнему облику вуза.
В заключение, после получения высшего образования в Германии у всех студентов есть возможность остаться жить и работать в Германии. Для того чтобы найти работу после окончания вуза в Германии, нужно иметь хорошие оценки в дипломе и рекомендации от работодателя, у которого студент проходил практику. В Германии легче найти работу в области информатики, технических специальностей, экологии, пищевой промышленности, инженерии, машиностроения, строительства, электротехники. Выпускники вузов Германии имеют право искать работу в течение 1 года по окончании вуза. Стоит отметить, что в Германии, так же, как и в России, существует проблема трудоустройства выпускника, окончившего гуманитарную специальность. Проблема состоит в том, что высшие учебные заведения не готовят гуманитариев по определенной профессии и не учитывают требования рынка труда.
Высшее образование в Германии оправданно высоко ценится во всем мире, и выпускникам вузов Германии традиционно рады во многих крупных корпорациях. Учат в Германии долго и основательно, а также ценят классический подход к образованию и чтят многовековые традиции. Иностранных студентов в вузах Германии всегда много и их количество растет с каждым годом. Но, в системе высшего образования Германии существуют определённые проблемы, которые нужно преодолевать путем поддержки со стороны государства, путем выделения необходимых ресурсов и их эффективного применения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образование в современном мире проходит процесс становления, зачастую этот процесс сложный и противоречивый. Образование до сих пор во многом остается закрытой системой, слабо взаимодействует с формирующимся рынком труда. Приведение системы образования в соответствие с рынком труда, с потребностями общества имеет ключевое значение для социально – экономического развития страны и отдельно взятого человека, для вхождения общества в мировое экономическое и образовательное пространство.
Сегодня образовательная сфера – одна из приоритетных сфер общества. В этой области повышаются требования к качеству образования, внедряются инновации в подготовке высококвалифицированных специалистов, создаются центры дистанционного обучения с организацией выделенного телекоммуникационного канала связи и многое другое. Всё это, безусловно, способствует более успешной социализации молодежи, повышает ее конкурентоспособность на рынке труда.
Однако, в системах образования разных стран существуют проблемы, которые требуют от государства и общества огромных усилий и средств. В ходе проведенного нами исследования, мы изучили функционирование систем образования в России и Германии и выявили определенный круг проблем в сфере высшего образования в двух странах. Необходимо отметить тот факт, что в процессе проведения нашего исследования мы выяснили, что, по сравнению с российской образовательной системой, в Германии в сфере высшего образования проблемы не такие острые и глобальные и, в целом, их меньше. Соответственно, можно сделать вывод о том, что, на сегодняшний день, высшее образование в Германии более востребовано, чем Российское образование, и предоставляет более качественное высшее образование.
При изучении материала для написания данной курсовой работы был выявлен недостаток информации по системе и проблемам образования в Германии. Более того, нужно сказать, что актуальная литература по теме данной курсовой работы практически отсутствует. Поэтому данный фактический материал курсовой, который был переведен с немецкого языка, собран и структурирован с большого количества различных источников, может быть интересен для всех, кто заинтересован в получении образования в Германии или России и кого интересуют проблемы, существующие в системе высшего образования в России и Германии.
Кроме того, материал данной работы может быть полезен в практическом применении. Изучение и выявление проблем высшего образования в России и за рубежом может способствовать улучшению и появлению новых путей в модернизации образования.
Проведенное нами исследование показывает, что изучение проблем образования в России и за рубежом – это очень важный аспект его развития. В настоящее время в системе высшего образования существуют проблемы, которые необходимо выявлять, изучать и анализировать для того, чтобы уровень высшего образования постоянно совершенствовался.
Образование в наш век превратилось в одну из важнейших отраслей человеческой деятельности. Оно охватывает буквально все общество. И нужно понимать, что качество образования во многом определяется эффективностью системы управления.
В заключение, нужно сказать, что проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов изученных нами проблем высшего образования в России и Германии. Более того, данное исследование – это открытие возможных перспектив для дальнейшего изучения функционирования систем высшего образования в России и за рубежом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно – правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Принята всенародным голосованием от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных ФКЗ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
Основная и дополнительная литература:
1. Антипьев, А. Г. Молодежь на рынке труда: проблемы профориентации в условиях модернизации системы образования / А. Г. Антипьев, Н. Н. Захаров, А. Л. Зимин. – Пермь, 2003. – 284 с.
2. Антипьев, А. Г. Российское образование и молодежный рынок труда в условиях кризиса / А. Г. Антипьев, Н. Н. Захаров. – Пермь: ПСИ, ПССГК, 2009. – 308 с.
3. Клячко, Т. Л. Прогноз развития высшего образования в России: 2009 – 2011 / Т. Л. Клячко. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 404 с.
4. Рыбакова, Л. Е. Модернизация социальной науки и социального образования – элемент социального государства в России / Л. Е. Рыбакова, А. Н. Давлетшин, М. А. Ротова // Социальная политика и социология. – 2011. – № 6. – С. 111 – 124.
5. Трубников, В.В. Восприятие имиджа российских вузов в массовом сознании абитуриентов / В. В. Трубников // Социальная политика и социология. – 2012. – №10. – С. 13 – 20.
Интернет-источники:
1. Аветисян, И. А. Проблемы финансирования высшего образования в современной России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-finansirovaniya-vysshego-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 1.04.2016).
2. Ашмаров, И. А., Волкова Е. А., Фролова Е. В. К вопросу о формировании тенденций системы высшего образования в рамках современных глобализационных процессов // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-tendentsiy-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-ramkah-sovremennyh-globalizatsionnyh-protsessov (дата обращения 1.04.2016).
3. Высшее образование в Германии // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.study.uz/1/8/210/visshee-obrazovanie-v-germanii (дата обращения 5. 05. 2016).
4. Головина, Т. Е. Справедливое информационное общество (общество знаний) Российской Федерации – основа прогрессивного устойчивого развития России // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://congress-cron.com/cobytiya/item/640-spgol (дата обращения 1. 05. 2016).
5. Кананыкина, Е. С. Система управления образованием Германии // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-notabene.ru/al/article_686.html (дата обращения: 5.05.2016).
6. Колташов, В. Возможна ли кадровая революция? // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rabkor.ru/columns/editorial-columns/2016/05/03/personnel-revolution/ (дата обращения: 20.04.2016).
7. Новикова, В. М. Проблемы и перспективы российского высшего образования // Российское высшее образование в мировом пространстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/problemy-i-perspektivy-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya%20(1).pdf (дата обращения 8.04.2016).
8. Образование за рубежом: обучение в Германии // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academconsult.ru/?id=1142 (дата обращения 5.04.2016).
9. Обучение в Германии // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studyglobe.ru/countries/Europe/Germany/ (дата обращения 5.05.2016).
10. Открытое письмо преподавателей филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в защиту филологического факультета Санкт-Петербургского университета против резкого сокращения бюджетных мест // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/faculty/v-zaschitu-gumanitarnogo-obrazovanija-v-rossii/otkrytoe-pismo-spbgu/ (дата обращения 23.04.2016).
11. Погорельская, С. Заложница федерализма // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2012/47/zalozhnitsa-federalizma/ (дата обращения 20.04.2016).
12. Симоянов, А. Реформа образования удалась – неважно, как мы считаем // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rabkor.ru/columns/analysis/2015/07/24/education-reform/ (дата обращения 20.04.2016).
13. Система высшего образования в РФ // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ncpa.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=251&Itemid=375&lang=ru (дата обращения 5.04.2016).
14. Смолин, О. Н. Образование для всех: новый курс – новый закон! // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smolin.ru/odv/recommend/2016-03-28.htm (дата обращения 29. 04. 2016).
15. Bildung und Ausbildung // Abgehängt und alleingelassen [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sueddeutsche.de/bildung/bildung-und-ausbildung-abgehaengt-und-allein-gelassen-1.2292234 (дата обращения: 10.05.2016).