Прекращение гражданства Российской Федерации

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»

Кафедра конституционного права

Реферат

Дисциплина: Конституционное право

ТЕМА:

Прекращение гражданства Российской Федерации

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры конституционного права,

Капитан полиции

Кикоть-Глуходедова Татьяна Владиморовна

      Автор:

      курсант 111 учебного взвода

      1 «З» курса

      международно-правового

      факультета     

      рядовой полиции

      Светличная Алина Викторовна

МОСКВА-2016

Содержание

Введение

1.     Понятие гражданства…………………………………………………….

1)    История гражданства РФ…………………………………………

2)    Конституционные принципы гражданства РФ………………..

2.     Прекращение гражданства………………………………………………

3.     Статьи, регулирующие нахождение в гражданстве РФ……………..

Заключение

Библиографический список

Введение

Одним из важнейших элементов института основных прав статуса человека и гражданина является гражданство. Что же такое «гражданство»? В соответствии со статьей 3 Федерального Закона от 31 мая 2002 года №62 «О гражданстве Российской Федерации», гражданство – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Также эта связь может выражаться и в ответственности человека за его поступки перед государством. Она основа на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина.

Настоящий Закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Российской Федерации, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина Российской Федерации, защиту и покровительство Российской Федерации гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

Ст. 12 Закона о гражданстве Российской Федерации устанавливает, что гражданство приобретается:

1) в результате его признания;

2) по рождению;

3) в порядке его регистрации;

4) в результате приема в гражданство;

5) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

6) путем выбора (оптации);

7) по иным основаниям, предусмотренным данным законом.

Перечень оснований существенно отличается от устанавливаемых прежним союзным законодательством. Это объясняется особыми условиями становления российского гражданства, как бы «вычленяющегося» из гражданства СССР.

Признание гражданства как основание его приобретения не предусматривалось в предшествующем законодательстве. Во всех прежних законах содержалась общая норма, определяющая принадлежность к гражданству, т. е. дающая ответ на вопрос о том, кто является гражданином государства. Обретение такого статуса связывалось с двумя основаниями:

1) признанием гражданства;

2) приобретением гражданства в соответствии с данным законом.

Последнее основание начинало действовать с момента вступления в силу нового закона, т. е. нацелено на будущие отношения гражданства.

Но закон должен решить и вопрос о тех, кто уже имел гражданство данного государства до принятия нового закона. Введение какого-либо основания для нового оформления приобретения гражданства миллионами людей нереально и нецелесообразно.

Поэтому применяется форма признания гражданства, означающая законодательное решение вопроса о том, за кем из числа лиц, состоявших в гражданстве данного государства на момент вступления в сипу нового закона, сохраняется этот статус.

Закон обычно применяет «нулевой вариант». Он заключается в том, что по новому закону гражданами государства признаются все лица, которые состояли в его гражданстве на момент вступления в силу данного закона.

1. Понятие гражданства

 История российского гражданства

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом, поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом.

Законодательство признавало:

природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей;

инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия – лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.[1]

Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран. Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование- гражданин Российской Федерации. Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда. Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

Конституционные принципы гражданства в России

Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР признавались лицами без гражданства. Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством России.[2]

Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР.

Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства. Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.[3]

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств взамен союзных республик потребовал в корне иного законодательства о гражданстве. Закон Российской Федерации " О гражданстве Российской Федерации" определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Из этого определения исходят главные черты характеризующие гражданство. Гражданство является правовым состоянием, т.к. совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации установили общие основы отношений гражданства:

Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности.

Гражданство РФ является равным независимо от оснований и время его приобретения. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек вправе приобрести российское гражданство или изменить его.

Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.

Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства, Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.

Гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении или расторжении брака с лицом, не являющимся российским гражданином.

Граждане России, находящиеся за пределами РФ находятся под защитой и покровительством российского государства. Впервые вводится такой институт как почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу не являющемуся гражданином России, но имеющего выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица.

2. Прекращение российского гражданства

Основные причины прекращения гражданства

Этот институт полностью соответствует ч. 3 ст. 6 Конституции России, согласно которой гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. О прекращении гражданства, следовательно, логично говорить только в случае добровольного волеизъявления гражданина. Закон о гражданстве устанавливает четыре основания прекращения гражданства Российской Федерации.

а) Вследствие выхода из гражданства (ст. 23). Выход из гражданства может иметь место, как по ходатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство). Регистрационный (упрощенный) порядок направлен на содействие в воссоединении семей. Однако ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, а также неисполненные обязательства перед государством, а страна, в которой оно собирается поселиться, не имеет с Россией договора о правовой помощи. Выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также в случае возбуждения уголовного дела (до окончания его рассмотрения) или действия обвинительного приговора суда, подлежащего исполнению. Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.[10]

б) Вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24). Это единственное основание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идет о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности. При этом отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется на членов семьи, т. е. супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство России — пять лет.[11]

г) Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация). Если какая-то территория выходит из состава Российской Федерации, то граждане России, проживающие на этой территории, вправе прекратить российское гражданство.

д) Иные основания. Закон о гражданстве предусматривает некоторые дополнительные основания прекращения гражданства недееспособных и детей.

 Утрата гражданства

Закон Российской Федерации "О гражданстве" определяет ос-

нования прекращения российского гражданства:

1. В  результате выхода из гражданства Российской Федера-

ции. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться

двумя путями.  Во-первых,  по  ходатайству гражданина,  закон

предусматривает возможность отклонения такого  ходатайства  в

случае проживания  гражданина  или  его намерения поселится в

стране, не связанной с Россией договорными обязательствами  о

правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства

перед физическими или юридическими лицами РФ,  либо не испол-

ненные обязанности перед государством,  вытекающие из основа-

ний, определенных законом России.  Во-вторых,  в порядке  ре-

гистрации. Такая форма может иметь место,  если у лица,  зая-

вившего о намерении выйти из гражданства РФ,  хотя бы один из

родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо ес-

ли лицо выехало на постоянное место жительства в другое госу-

дарство в  установленном порядке.  При этом должны отсутство-

вать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями

выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и слу-

чаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по  хода-

тайству, ни в порядке регистрации. Выход невозможен после по-

лучения повестки о призыве на срочную военную службу и до  ее

окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий

о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняе-

мого по  уголовному  делу либо в отношении него имеется всту-

пивший в законную силу и подлежащий исполнению  обвинительный

приговор суда.

2. В результате отмены решения о приеме в гражданство РФ.

Такая форма  применяется  в отношении лиц,  приобретших граж-

данство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых до-

кументов. Сам  факт представления таких сведений и документов

устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о

приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от от-

ветственности. Отмена решения о приеме в  гражданство  РФ  не

распространяется на  супруга и детей лица,  приобретших такое

гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказа-

на их осведомленность о том, что гражданство было приобретено

незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возмож-

на отмена решения о приеме в гражданство, - 5 лет после приё-

ма.

3. В  результате выбора гражданства (оптации) при измене-

нии государственной принадлежности территории.  При изменении

границ лицо,  проживающее на территории, выходящей из состава

России, может прекратить российское гражданства.

4. По  другим основаниям,  предусмотренным международными

договорами Российской Федерации.  Имеются в  виду  иные,  чем

предусмотренные в  Законе,  основания прекращения гражданства

России.

5. По  иным  основаниям,  предусмотренным Законом о граж-

данстве РФ.  К таким основаниям относится случай,  когда  оба

родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети

в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей,  то  есть

тоже прекращают гражданство России.

Двойное гражданство

 

Часть 1 ст.  62 Конституции РФ регулирует случаи двойного

гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения

государствами разных  принципов при решении вопросов приобре-

тения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданс-

тво, например, при различном гражданстве родителей или в слу-

чае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе

замуж за  иностранца,  если  по  законам его государства жена

должна следовать гражданству своего мужа.

До последнего  времени российское законодательство стояло

на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства:

в случаях,  когда  российский  гражданин  имел доказательства

принадлежности к гражданству иностранного государства и  фак-

тически становился  лицом  с двойным гражданством,  законода-

тельство рассматривало его только как российского гражданина.

Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве

РФ от 28 ноября 1991 года.

Часть 1 ст.  62 Конституции РФ определяет, что российский

гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного

государства. Но  допускается  это только в одном из следующих

случаев:

1) если такую возможность предусматривает федеральный за-

кон;

2) если  это  предусмотрено  международным договором Рос-

сийской Федерации. Упоминание в  Конституции  федерального  закона означает,

что решение вопроса двойного гражданства в  других  законода-

тельных актах недопустимо.  Согласно ст. 3 Закона о гражданс-

тве российскому гражданину может быть разрешено по его  хода-

тайству иметь одновременно гражданство другого государства, с

которым имеется соответствующий  международный  договор.  как

видно, к  предусмотренному Конституцией обязательному условию

- наличию международного договора - Закон о гражданстве  дру-

гих возможностей признания двойного гражданства не добавляет.

Признание в соответствии с  Конституцией  двойного  граж-

данства российских  граждан лишь в указанных,  строго ограни-

ченных случаях означает,  что общий принцип,  по которому  за

лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не приз-

нается принадлежность к гражданству другого государства, про-

должает действовать. Гражданин иностранного  государства при прио-бретении

гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны

(обязательного отказа от иностранного гражданства, при получении российского,

не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет

рассматриваться  только  как российский гражданин.  Двойное гражданство будет

за ним приз-

нано в России,  лишь если с иностранным государством, гражда-

нином которого он является,  имеется соответствующий междуна-

родный договор. Наличие у  гражданина  РФ  гражданства иностранного

государства   может  создать  определенные   трудности,    поскольку обла-

датель двух  гражданств  оказывается  связанным с двумя госу-

дарствами и должен подчиняться закона  обоих.  Это  касается,

например, несения военной службы.

Согласно ч.  2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного граж-

данства не  умаляет прав и свобод российского гражданина и не

освобождает его от обязанностей,  вытекающих  из  российского

законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федераль-

ным законом или международным договором РФ может быть предус-

мотрено то  или  иное ограничение или освобождение от обязан-

ностей, вытекающее из факта двойного гражданства.

В ч.  3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положе-

ние в России иностранцев и лиц без гражданства.

Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие

доказательства своей принадлежности к гражданству иностранно-

го государства. Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь рос-

сийскими гражданами,  не имеют доказательств своей принадлеж-

ности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст.

15 Всеобщей  декларации прав человека,  провозгласившей право

каждого на гражданство,  Российское государство  стремится  к

устранению и  предотвращению безгражданства проживающих на ее

территории лиц.  Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше го-

сударство поощряет  приобретение гражданства России лицам без

гражданства и не препятствует приобретению ими другого  граж-

данства . В полном соответствии с общепринятыми нормами международ-

ного права  Конституция  закрепляет приравнивание иностранных

граждан и лиц без гражданства в отношении их прав  и  обязан-

ностей к российским гражданам,  т.  е. устанавливает для этих

лиц  национальный режим .Согласно ч.  3  ст.  62 Конституции принцип

приравнивания действует в полной мере,  если федеральным законом или между

народным договором  Российской Федерации не установлено иное.

Отклонение от национального  режима  (в  сторону  ограничения

прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами рос-

сийских граждан) могут быть согласно Конституции  установлены

только федеральным  законом  или международным договором Рос-

сийской Федерации.  Введение особых  правил  для  иностранных

граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского законодательства установ-

лены для  отдельных  групп  находящихся  в России иностранных

граждан: дипломатов6 пользующихся  дипломатическим  иммуните-

том, консулов6 членов экипажей иностранных военных кораблей и

самолетов и т. п. Конституция не связывает применение к иностранным гражданам

национального режима с принципом взаимности:  он  предос-

тавляется в  России  независимо от того,  пользуются ли таким

режимом в соответствующем иностранном государстве  иностранцы

(а значит,  и российские граждане). В то же время, если огра-

ничение прав и  свобод  в  иностранном  государстве  касаются

только российских  граждан (в отличие от других иностранцев),

т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России

могут быть установлены в соответствии со ст.  3 Закона о пра-

вовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограниче-

ния (реторсии).

Пререготивы президента в вопросе о гражданстве

            Согласно п.  "а" ст. 89 Конституции РФ, Президент уполно-           

мочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следу-

ет отметить,  что отнесенные п. "в" ст. 71 к ведению Российс-

кой Федерации вопросы гражданства России решаются прежде все-

го федеральным парламентов путем принятия законов. Содержание

же полномочий  Президента Российской Федерации в этой области

состоит в решении конкретных вопросов гражданства в соответс-

твии с Законом и регулировании порядка их рассмотрения.  Сог-

ласно Закону о гражданстве Президент  России  решает  вопросы

приема в  гражданство  Российской Федерации иностранных граж-

дан,граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает ре-

шения по вопросам восстановлении в гражданстве; дает разреше-

ние на выход  из  гражданства;  разрешает  гражданину  России

иметь одновременно гражданство другого государства;  отменяет

решение о приеме в гражданство;  предоставляет почетное граж-

данство Российской  Федерации.  В осуществлений полномочий по

делам о гражданстве Президент издает указы.

Для предварительного  рассмотрения  вопросов  гражданства

при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам

гражданства. Ее полномочия установлены ст.  34 Закона о граж-

данстве. Президент утвердил Положение о комиссии.

Порядок рассмотрения  вопросов гражданства Российской Фе-

дерации определяется Положением,  утвержденным Указом  Прези-

дента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года N 386 в ре-

дакции Указа от 27 декабря 1993 года.

3. Статьи, регулирующие нахождение в гражданстве РФ

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации

1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Статья 22. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства;

б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

в) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.

Статья 23. Выход из гражданства Российской Федерации

1 Выход из гражданства Российской Федерации может иметь место:

а) по ходатайству гражданина в порядке, установленном настоящим Законом;

б) в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке - при условии, что отсутствуют препятствия, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1).

Ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет, либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации. [12]

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается:

а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Заключение

Реализация вышеуказанных норм об основаниях прекращения и изменения гражданства российской Федерации требует правового регулирования.

На основе Закона о гражданстве Российской Федерации принято «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», утверждённое Указом президента РФ (в редакции Указа от 27 декабря 1993 г.). Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам. В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ, именно как глава государства, олицетворяющий его, уполномочен официально оформлять гражданство Российской Федерации.

Так, согласно п. «а» ст. 89 Конституции РФ, Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следует отметить, что отнесенные п. «в» ст. 71 Конституции РФ вопросы гражданства России решаются, прежде всего, федеральным парламентом путем принятия законов. Содержание же полномочий Президента Российской Федерации в этой области состоит в решении конкретных вопросов гражданства в соответствии с Законом и регулировании порядка их рассмотрения. Согласно Закону о гражданстве Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает решения по вопросам восстановления в гражданстве; дает разрешение на выход из гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; отменяет решение о приеме в гражданство; предоставляет почетное гражданство Российской Федерации. В осуществлении полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Ее полномочия установлены ст. 34 Закона о гражданстве РФ. Президент утвердил Положение о комиссии.

Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации определяется Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года № 386 в редакции Указа от 27 декабря 1993 года.

Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства РФ, о приобретении двойного гражданства, о предоставление почётного гражданства. К её компетенции также относится рассмотрение и общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства РФ о гражданстве. Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а вторые - за её пределами.

В их функции входят: приём заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях (см. Приложение А) Для решения вопроса о регистрации гражданства подаётся заявление; решение по этому вопросу принимают соответствующие органы внутренних дел либо Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации; оформляются решения заключением; срок рассмотрения не более 6 месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок. Гражданство Российской Федерации считается приобретённым или прекращённым со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ.

Список использованных источников

1      Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

2      Авакьян, С.А. Конституционное право России [Текст]/ С.А. Авакьян. – М.: Юристъ, 2007.- 193 c. - ISBN 5-04-003867-4

3      Витрук, Н.В. Конституционное правосудие: судебно-конституционное право и процесс [Текст] / Н.В. Витрук. – М.: Юристъ, 2005. – 213 c. - ISBN 5-04-001167-2

4      Европейский Суд по правам человека [Текст] М.И.Иванов// Юридический вестник. –2004. -№ 12.- С. 21.

5      Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2007. – 354 c. -ISBN 5-04-002137-1

6      Кутафин, О.Е. Конституционное право России [Текст] / О.Е. Кутафин.– М.: Проспект, 2008.- 179 c.- ISBN 5-02-001107-2

7      Кутафин, О.Е. Предмет конституционного права [Текст] / О. Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2006.- 230 c.- ISBN 5-04-079807-2

8      Корнелиус, X. Государственные нормы в РФ [Текст] / X. Корнелиус, С. Нейп. – М.: Стрингер, 2007. – 116 с. - ISBN 5-300-02821-5.

9      Лучин, В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации [Текст] / В.О. Лучин. – М.: ЮНИТИ, 2002.- 158 c.- ISBN 2-04-026477-1

10    Миронов, О.О. Теория и практика защиты прав человека [Текст] / О.О. Миронов. – М.: Юриспруденция, 2003.- 190 c.- ISBN 5-01-001127-1

11    Киселев, В.В. Гражданство в России [Текст] / В.В. Киселев, Т.Е. Кузнецова. – М.: Наука, 2006. – 126 с. - ISBN 5-89735-019-1

12    Тамбомцев, В.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [Текст] / В.В. Тамбовцев. – М.: Юриспруденция, 2006.- 276 c.- ISBN 5-04-003653-2

[1] Авакьян, С.А. Конституционное право России. – М., -2007.- С. 57.

[2] Витрук, Н.В.  Конституционное правосудие: судебно-конституционное право и процесс. – М., -2005. -С. 128.

[3] Козлова, Е.И.  Конституционное право России. – М., -2007. -С. 43.

[4] Козлова, Е.И.  Конституционное право России. – М., -2007. -С. 21.

[5] Кутафин, О. Е.  Конституционное право России.– М., -2008. -С. 102.

[6] Кутафин, О. Е.  Предмет конституционного права. – М., -2006. -С. 76.

[7] Лучин, В. О.   Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. – М., -2002. -С. 65.

[8] Миронов, О. О.  Теория и практика защиты прав человека. – М., -2003. -С. 156.

[9] Тамбомцев, В. В.  Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». – М., -2006. -С. 87-88.

[10] Лучин, В. О.  Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. – М., -2002.- С. 34-35.

[11] Миронов, О. О.  Теория и практика защиты прав человека. – М., -2003. -С.91.

[12] Кутафин, О. Е.  Предмет конституционного права. – М., -2006. -С. 110.

1. Конституция РФ,  принятая 12 декабря 1993 года.  М., Юриди-

ческая литература 1993 год.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации.  М.,  Изда-

тельство БЕК. 1994 г.

3. Конституция Российской Федерации:  Комментарий.  М.,  Юрид.

Лит. 1994 г.

4. Авакьян С.  А.  Гражданство Российской Федерации.  М., 1994

год.

Информация о файле
Название файла Прекращение гражданства Российской Федерации от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 19:33
Дата обновления 10.5.2020, 19:33
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 46.69 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 267
Скачиваний 95
Оценить файл