Представление о человеке в православной антропологии

Описание:
Представление о человеке в православной антропологии
Представление о человеке в гуманистической психологии
Развитие личности в православной антропологии гуманистической психологии
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Содержание:

1.                Введение……………………………………………………………2

2.                Представление о человеке в православной антропологии……...4

3.                Представление о человеке в гуманистической психологии…….5

4.                Развитие личности в православной антропологии       гуманистической психологии……………………………………………8

4.1 Условия самоактуализации………………………………….8

4.2 Метамотивации…………………………………………….. 10

4.3 Вершинные переживания…………………………………. 10

4.4 Творчество…………………………………………………. 12

4.5 Препятствия, мешающие духовному росту ……………...13

4.6 Качества полноценно функционирующей личности…… 14

4.7 Взаимоотношения с людьми……………………………… 15

5.                Выводы……………………………………………………………18

1.     Введение

Психология оформилась как наука в конце XIX в., до того момента знания о душе человека были рассредоточены в философии, истории, медицине. С другой стороны, целостную систему знаний о человеке имело традиционное для Европы христианство. Однако, научное знание, как правило, отвергало и не учитывало знания духовного, и психология как наука развивалась, ориентируясь, в первую очередь, на естественнонаучные дисциплины.

XIX в. в истории Европы и США стал временем триумфа научного знания и распространенной философии позитивизма. Развитие и успех естественных наук, открытие фундаментальных законов физики, химии, биологии и математики, наверное, достиг апогея. Казалось, что с помощью науки можно объяснить все явления окружающей действительности, в том числе человека. «Выраженная ориентация на позитивизм и естественнонаучную методологию была характерна для мировой и отечественной психологии на протяжении значительного периода ее развития». (Шеховцова Л, с. 18)

Параллельно с развитием науки шел процесс секуляризации общества, то есть отвержение христианских законов и организация жизни вне лона Церкви. В церковной среде врачеванием душ занимались священники-духовники. В условиях секуляризованного общества эту функцию взяли на себя психологи и психотерапевты.

Необходимость развития психотерапии и психологии была обусловлена проблемами психических расстройств и заболеваний, с которыми люди обращались ко врачам. В отличие от З. Фрейда, противопоставлявшего психоанализ религии, К. Г. Юнг заявил о том, что у религии и психотерапии одна цель – врачевание человеческих душ. Однако, имея общее поле деятельности, психотерапия и религия имеют разные цели, а именно:

1.                Цель психотерапии – обеспечение психологически комфортного и цельного бытия личности в обществе; (Цель выбранной нами для рассмотрения гуманистической психологии не отличается от общей цели).

2.                Цель религии – подготовка человека к встрече с Богом, которая предполагает покаяние и изменение своего «я» согласно учению Иисуса Христа.  

Согласно взглядам на человека, психотерапия и религиозная (в данной работе – православная антропология) по-разному смотрят на становление и развитие человеческой личности.

После более векового господства материалистических представлений о человеке, гуманистическая психология стала совершенно новым научным направлением, противопоставившим себя психоанализу, и бихевиоризму во взгляде на природу человека.

 «Представления о человеке как продукте социально-биологической детерминации связаны со сведением его жизнедеятельности к адаптации и социально-природной среде существования. Если природа человека была бы в действительности такова, то вряд ли бы гуманистическая психология обнаружила у человека потребность в самоактуализации, бытийственные потребности (А. Маслоу) и одновременно – явления наркомании, алкоголизма и суицида на фоне удовлетворения материальных и социальных потребностей (В. Франкл)». (Шеховцова Л., с. 18)

В данной работе мы попытаемся объяснить общее и различное в понимании развития личности в гуманистической психологии и православной антропологии.

2.                Представление о человеке в православной антропологии

«Однажды станет ясно, что единственный смысл преподносимых мною взглядов таков: человек по сути своей добр и движется в направлении самореализации, если только ему предоставить такую возможность».

К. Роджерс

В православной антропологии человек рассматривается как высшее творение Божие. Так при сотворении Господь Сам вдыхает в человека дыхание вечной жизни, и только человек приобщен Богу в самом акте творения: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Человек сотворен по образу и подобию Божию потенциально бессмертным, имеющим власть над всем видимым миром, свободным в своем самоопределении. Цель бытия человека – соединение со Своим Творцом, познание Бога. (Леонов В., с. 26-27)

Человек, согласно православному вероучению, в первозданном состоянии был целостным существом, в котором выделяются три составляющие: дух, душа и тело. В раю дух человека – как высшая часть души, был устремлен к Богу; духу подчинялась душа, имевшая определенные силы для общения с миром (познание Бога, мира и греха (после грехопадения)) и управления телом; тело подчинялось душе и было преображаемо им. Разделение духа и души не такое очевидное, как души и тела (которое особенно видно при смерти). (Леонов В., с. 42-43)

В православной антропологии очень большое внимание уделяется проблеме грехопадения первых людей Адама и Евы, это событие считается поворотной точкой в истории человечества. Первый грех становится точкой разрыва отношений любви между Богом и людьми. По мысли святых отцов, первый грех был совершен Адамом и Евой из-за оскудения любви к Богу: «… мысль о строгости заповеди и о страхе смерти уже начинала затмевать в жене чувство любви и благоговения к Богу» (свт. Филарет Московский). А для Адама любовь к жене стала затмевать любовь к Богу: «Супруг последовал супруге не потому, что, введенный в обман поверил ей, как бы говорящей истину, а потому, что покорился ей ради супружеской связи». (свт. Иоанн Златоуст). (Леонов В., с. 172-173)

Отсутствие покаяния в содеянном привело к катастрофе в бытии первых людей: они впали в противоестественное состояние – состояние тления, смерти и удобопреклонности ко греху. Причиной этого стал их первый грех богоборчества. Удобопреклонность ко греху – это состояние, когда грех сделался как бы свойственным природе человека, а добродетели противоестественны: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). (с. 186). Видимым образом это выразилось в том, что естество людей стало смертным, страстным, духовно-бесчувственным. Главным для человека теперь стала биологическая, а не духовная жизнь, и люди в большей мере уподобились животным. (Леонов В., с. 202-203)

В состоянии падшести человечество пребывает по сей день. Православная антропология учит, что такое состояние является неестественным для человека, соответственно, земная жизнь мыслится как преодоление этого состояния через покаяние и изменение жизни (борьба с греховными страстями) согласно учению Иисуса Христа, посредством благодати Таинств Церкви. 

3.                Представление о человеке в гуманистической психологии

Являясь научной дисциплиной, гуманистическая психология рассматривает человека только в его земном бытии, без перспективы вечности.

Представления гуманистической психологии о человеке выражаются следующими принципами:

1.           «Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.

2.           Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.

3.           Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным».  (Харламенкова)

Таким образом, коренным отличием православной антропологии от гуманистической является то, что естество человека искажено грехом, испорчено, а не благо. 

В гуманистической психологии человек рассматривается как сложная открытая система, в иерархической организации которой выделяются следующие интегративные уровни: условные рефлексы, навыки, черты личности и системы черт, образующие множественные «я» личности. (Харламенкова)

Исходя из этого посыла следующим отличием является отрицание целостности человека, присущее гуманизму. Грехопадение привело к нарушению иерархии духа, души и тела в человеке: вместо духа управлять жизнью человека стала душа, которая после падения была захвачена познанием мира и греха.  (Леонов В., с. 52)

Гуманистическая психология рассматривает человеческое «я» в двух его проявлениях: «я» идеальное (то, каким человек хочет быть) и «я» реальное. Высокая степень их соответствия означает, что коммуникация (то, что человек передает другим), опыт (то, что происходит) и осознание (то, что человек замечает сам) адекватны между собой. Когда разрыв между этими параметрами довольно высок, возникает несоответствие, например, между осознанием и коммуникаций, что выражается в том, что человек не выражает своих подлинных чувств. Это может происходить из-за страха, привычки к скрытности, или по другим причинам. (Фрейджер Р., глава 14)

Большинство симптомов, описываемых в литературе по психопатологии, подходит под определение несоответствия. Конечно, внутренний конфликт сам по себе не является симптомом несоответствия. Фактически, это нормальное и здоровое явление. Несоответствие выражается тогда, когда человек не осознает конфликта, и, следовательно, оказывается не в состоянии разрешить его. Несоответствие можно наблюдать у человека, который говорит подобные фразы:  «Я не могу ничего решить», «Я не знаю, чего я хочу» и «Кажется, я никогда ни на чем не остановлюсь». (Фрейджер Р., глава 14)

Причину несоответствий и внутренних конфликтов гуманистические психологи видят, опять же, вне человека: у полноценно функционирующего человека ошибки происходят из-за неверной информации, а не из-за ее переработки. (Фрейджер Р., глава 14)

Гуманистическая психология рассматривает все чувства человека как естественные проявления личности, не разделяя их на хорошие и плохие. Например, К. Роджерс не разделяет людей на больных и здоровых, нормальных и ненормальных, он пишет о способности людей воспринимать свою реальную ситуацию. (Фрейджер Р., глава 14)

Гуманистическую психологию в определенной степени также можно назвать материалистической, поскольку она также подчеркивает зависимость человека от внешнего мира: природы и общества. Вышеприведенная мысль К. Роджерса это лишь подтверждает. Но святоотеческая мысль в первую очередь обращает внимание на несвободу человека от своего внутреннего мира: страстей, влечений, потребностей.

Особое место в системе представлений о человеке занимает мотивационно-потребностная сфера. Г. Олпорт выделяет в ней два уровня мотивов: мотивы нужды и мотивы развития. А. Маслоу подробнее рассматривает иерархию мотивов (пирамида потребностей), выделяя в ней пять уровней: 1) физиологические потребности (воздух, вода, пища, сон, секс), 2) потребность безопасности, 3) потребность включенности в социальную группу, 4) потребность уважения и любви, 5) потребность в самоактуализации.  А. Маслоу разработал свою пирамиду как часть общей теории мотивации, а не как систему предсказания поведения человека. (Фрейджер Р., глава 15)

   «Глубокое противоречие, которое не смог преодолеть А. Маслоу (изначально полагавший, что душевно-телесные потребности человека первичны и только на фоне их удовлетворенности могут развиваться вторичные, «бытийные»), возникла потому, что Маслоу строил свою теорию на представлениях о падшей природе человека. Действительно, для падшей природы человека характерно нарушение иерархических потребностей: тело управляет душой, а душа – духом. По замыслу же Творца ведущими у человека должны быть духовные, «бытийные» потребности, чтобы дух управлял душой, а душа – телом. (Шеховцова Л., с. 81)

По мнению Маслоу, нормальные индивиды практически не страдают от внутренних конфликтов, исключая, разве только, вредные привычки. Воля должна использоваться ими в основном для развития способностей и достижения честолюбивых целей. (Фрейджер Р., глава 15)

1.            Развитие личности в православной антропологии и гуманистической психологии

4.1 Условия самоактуализации

Принцип развития понимается в гуманистической и православной антропологии по-разному. Истинное развитие личности, творчество предполагает синергию с Богом, только тогда возможно благодатное озарение свыше. Главным плодом правильного христианского развития является, во внешнем мире: проявление Божественного попечения, милосердия о каждой твари; внутри себя – преображение своего «я» по образу Христову.

В гуманистической психологии стремление к самореализации считается изначально присущим природе человека. При этом человек стремится как можно полнее актуализировать в мире свои способности, свою природу. Система высших мотивов входит в центральное ядро личности и преобразуется в систему ценностей. (Фрейджер Р., глава 14)

Самоактуализация не освобождает человека от трудностей, наоборот, она требует напряжения, именно определенный, для каждого свой уровень напряжения обеспечивает дальнейшую активность. (Фрейджер Р., глава 14)

По Маслоу, самоактуализация возможна только когда реализованы самые основные потребности: «Но что случается с желаниями человека, когда хлеба вдоволь и когда желудок постоянно полон? Моментально появляются другие (и более высокие), и именно эти потребности, а не физиологический голод управляют организмом».  (Фрейджер Р., глава 15)

«Аскетизм, нежелание считаться с потребностями организма и идти им навстречу, скорее всего, приведет, по крайней мере на Западе, к формированию незначительного, увечного, душевно уродливого индивида, даже на Востоке в подобных обстоятельствах к самоактуализации приходят лишь немногие, необыкновенно сильные индивидуальности». (Фрейджер Р., глава 15)

«Эмпирические данные, полученные Маслоу показали, что иерархия потребностей, где главенствуют так называемые вторичные, «бытийные» потребности», наблюдается только у отдельных, исключительных, самоактуализированных личностей. Тогда как в христианстве доминирование бытийных потребностей объявляется не только нормой, но и долженствованием для каждого верующего человека». (Шеховцова Л., с. 81)

4.2 Метамотивации

Для осуществления «бытийных» ценностей по А. Маслоу, должны существовать метамотивации – это мотивации служения идеалам и целям, находящимся «вне тебя». Такие виды мотивации встречаются у самоактуализирующихся людей. Процесс метамотивации А. Маслоу характеризует такими чертами, как:

·                   Концентрация своих сил и сознания;

·                   Выбор роста (в противоположность выбора безопасного статичного положения);

·                   Самопознание;

·                   Честность;

·                   Суждение. Учиться доверять собственным инстинктам и суждениям и действовать соответственно им. Маслоу уверен, что следование нашим инстинктам ведет к более точным решениям о том, что наиболее правильно для каждого из нас.

·                   Саморазвитие;

·                   Вершинные переживания – краткие моменты в самоактуализации, в которые человек больше любит других,  у него слабее внутренний конфликт, переживается смысл бытия и осознание единства с миром;

·                   Отсутствие защиты для собственного «я».

4.3 Вершинные переживания

А. Маслоу признавал, что вершинные переживания могут вызываться как позитивными, так и негативными эмоциями. Например, в первом случае это будет любовь, восторг перед явлениями природы или шедеврами искусства; Во втором случае это будут смертельная опасность, выздоровление после болезни. Однако, в его теории вторая категория переживаний практически не рассматривается. Маслоу обнаружил, что среди самоактуализирующихся людей есть группа таких, которые имеют много вершинных переживаний. Эту группу он назвал трансцендентные самоактуализирующиеся люди. Такие люди, как правило, дают трансцендентную оценку мира даже на бытовом уровне. Часто религиозные переживания оцениваются ими как самые сильные. Такие люди чаще выступают новаторами, они могут лучше соотнести категории добра и зла, прошлого и будущего, могут легче справляться с противоречиями в жизни. (Фрейджер Р., глава 15)

Подробно следует остановиться на так называемых «вершинных переживаниях», которые по А. Маслоу обязательно присутствуют в жизни самоактуализурующихся людей. «Вершинные переживания (peak experiences) — это особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого человека. Маслоу отмечает, что вершинные переживания часто вызываются сильной любовью, воздействием шедевров искусства и музыки или потрясающей красотой природы. «Все вершинные переживания можно рассматривать как полное завершение какого-либо акта... или закрытие — как это называется в гештальт-психологии, в парадигме теории Райха — состояние полного оргазма, это состояние еще можно назвать полной разгрузкой, катарсисом, кульминацией, климаксом, свершением, опустошением или завершением»». (Фрейджер Р., глава 15)

С точки зрения православной антропологии подобные переживания (экстаз) можно оценить как состояние, близкое прелести, причиной которого являются неправильные действия ума или сердца. Также в подобных состояниях важную роль могут играть действие плотских страстей и темных сил. О необходимости острожного отношения к измененным состояниям сознания, говорили практически все святые отцы: «Дело духовное не в восторгах: самое лучшее проявление гео есть «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно»» (Свт. Феофан Затворник). (Шеховцова Л., с. 177-179)

   Древние отцы Церкви намеренно не употребляли слов экстаз, столь популярное в языческой среде. Согласно православному вероучению, экстаз (а также видения, сны и проч.) не имеет никакого смысла сам по себе. В Православии всегда важен результат – изменение человека, покаяние, смирение, а к различным эмоциональным переживаниям относятся в высшей степени осторожно. (Шеховцова Л., с. 177-179)

В православной антропологии развитие человека представляется только при условии покаяния и борьбы со грехом, в ходе которой человек благодатью Божией очищается от страстей и приходит в естественное состояние: господство духа над душой и телом, исправление и укрепление воли. (Леонов В., с. 317-318)

Любое делание, которое идет вне покаяния и борьбы со своими страстями, рассматривается в Православии как распад, а не развитие. 

Хотя в системе метамотивации А. Маслоу есть характеристики, близкие христианству: концентрация сил и сознания, честность, отсутствие защиты для собственного «я», нет главного элемента – обращенности к Богу и признания своего греховного, больного состояния. А без этого условия любое «развитие» – не более чем укоренение человека в самых страшных страстях тщеславия и гордости.

4.4 Творчество

Гуманистическая психология вкладывает в понятие саморазвитие также и творчество. Православная антропология относится к этому роду деятельности следующим образом: «Если человек не стремится к Богу, но ощущает в себе творческие силы, он может устремить их к миражам , которые сам создает в своем сознании или черпает из подсознания. В этом случае человек взаимодействует сам собой, со своими страстями, творчески обслуживает свой эгоизм, нередко полагая, что стремится к абстрактным ценностям истины, добра, красоты и гуманизма, что обычно выражается и в высокопарных речах. Плодами такого творчества являются по сути пустые, фальшивые произведения, идеи, теории, утопии, мифы, в которых на первом месте стоит свое авторское «Я». В этом случае, что бы ни творил человек, он изображает прежде всего самого себя. К этому типу относится большая часть творческих феноменов современной секулярной культуры». (Леонов В., с. 146)

Это утверждение  подтверждается словами самого основателя гуманистической психологии: «Ни Библия, ни Книги Пророков, ни Фрейд, ни научные исследования – ничто не может сравниться с ценностью моего собственного непосредственного опыта». В своем опыте и суждениях человек не должен быть ограничен ничьими мнениями. (Фрейджер Р., глава 14)

4.5 Препятствия, мешающие духовному росту

По К. Роджерсу духовному росту мешают такие препятствия, как:

a.                 негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате вредные привычки. Роджерс считал, что психотическое поведение может возникнуть из-за отрицания прошлого опыта человека, который противоречит «хорошей» «я-концепции».

b.                Давление общества, противоречащее собственному вкусу относит к этой категории требование признания заслуг, которое заключается в том, что ребенок воспринимает такую систему поступков, которые «достойны любви». Нуждаясь в любви, он начинает совершать именно такие поступки, чтобы понравиться окружающим, так происходит конфликт с внутренним «я», которое хочет, возможно, другого. Став взрослым, такой человек будет по-прежнему требовать признания заслуг в ответ на его «правильное» поведение.

«Признавать подобные чувства и выражать их, когда они возникают, здоровее, говорит Роджерс, чем отрицать или считать, что этих чувств нет».

 «Если вам, к примеру, говорят: «Ты должен любить свою новую маленькую сестричку, иначе мама и папа не будут любить тебя», — то смысл подобного утверждения заключается в том, что вы обязаны подавлять любые искренние негативные чувства, которые вы испытываете к вашей сестре. Только если вам удастся скрыть свою недоброжелательность и ваше нормальное проявление ревности, — только тогда ваши отец и мать будут продолжать любить вас. Если вы признаете свои чувства, то рискуете потерять родительскую любовь. Решение (которое вызвано требованием признания заслуг) состоит в том, чтобы отрицать подобные чувства и блокировать их восприятие. А это означает, что чувства, которые так или иначе выйдут на поверхность, скорее всего, не будут соответствовать своему проявлению. Вы, вероятно, будете реагировать следующим образом: «Я на самом деле люблю свою маленькую сестру; я обнимал ее, пока она не заплакала», или «Я нечаянно подставил ей ногу, вот она и упала», или скажете что-нибудь более универсальное: «Она первая начала!» ». (Фрейджер Р., глава 14)

c.            Внутренние защитные механизмы (традиционные для психоанализа подавление, отрицание, проекция), плюс десакрализация и комплекс Ионы.

Десакрализация – это обеднение психической жизни, стремление рационально объяснить все явления действительности (например, низведение любви до потребности сексуального удовлетворения).

Комплекс Ионы – это нежелание индивида реализовать свои способности.  (Фрейджер Р., глава 15)

Гуманистическая психология, как и утверждалось выше, не видит причины неправильных поступков в самом человеке: но если причины нет в одном и втором, и третьем и т. д. конкретном человеке, получается, что причина лежит лишь в «несовместимости» конкретных людей.

4.6 Качества полноценно функционирующей личности

Полноценно функционирующая личность по А. Маслоу обладает следующими качествами:

1.           Открытость переживаниям: «Он более открыт для ощущений собственного страха, робости и боли. Он также более открыт для чувства смелости, нежности и благоговения... Он лучше приспособлен к тому, чтобы прислушиваться к переживаниям собственного организма, а не отрицать их осознание»;

2.           Проживание в настоящий момент времени. При условиях, представляющих новые возможности, человек в состоянии перестроить собственное поведение;

3.           Постоянно растущая уверенность в собственных способностях, например, принимать решения или чувствовать интуитивную оценку. (Фрейджер Р., глава 15)

Как уже говорилось выше, самоактуализация с православной точки зрения представляет все большее и большее уверение человека в самоценности, своих способностях и возможностях. Изменения, которые предполагаются в человеке, происходят только при условиях, представляющих новые возможности для самоактуализации. Иными словами, человек меняет в себе что-то, только если видит выгоду для своего собственного творческого развития.

4.7 Взаимоотношения с людьми

К. Рождерс: «Я бы рискнул предположить... что главный барьер для взаимной межличностной коммуникации — наша вполне естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять мнение другого человека или группы других людей». (Фрейджер Р., глава 14)

Тенденция гуманистических психологов «не судить», а точнее, даже не рассуждать, что есть добро, а что – зло характеризуется, например, так: мужчина, видящие откровенное поведение гомосексуалистов, чувствует дискомфорт, но его восприятие не подсказывает ему причину. Возможно, этот дискомфорт вызван собственной неясной сексуальной идентичностью, или страхов и надежд о собственной сексуальности. Искажение его внутреннего восприятия может привести к враждебности по отношению к гомосексуалистам. (Фрейджер Р., глава 14)

Итак, гуманистическая психология (как, впрочем, и иные отрасли этой науки) не имеет четко выраженной нравственной позиции, поэтому фактически придерживается тех моральных норм, которые на данный момент распространены в обществе.

«Роджерс полагал, что каждый человек, как только ему предоставляется такая возможность, сразу же проявляет большие способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с пользой. Проявлению этого стремления к саморазвитию препятствует контроль одних людей над другими. Откровенное доминирование, диктат часто вызывают сопротивление. Роджерс не предлагает качественного изменения власти (например, замены одного правительства другим), однако он поддерживает постепенную реструктуризацию общественных институтов, так, чтобы она учитывала личную власть каждого из ее членов». (Фрейджер Р., глава 14)

Признавая человека благим по природе существом, и не предлагая по сути никакой нравственной системы, одобряя саморазвитие, К. Роджерс, в своей психологической системе, по сути, развязывает руки любому человеческому пороку. В своей психологической практике К. Роджерс в основном пишет о более или менее психически здоровых и социально благополучных людях, как бы игнорируя остальных, нездоровых и неблагополучных. (Фрейджер Р., глава 14)

Гуманистические психологи считают, что к самоактуализации способны в большей степени люди, открытые к общению, а брак понимается именно как отношения, заключающие в себе возможность постоянного роста и развития. Выражение чувств по Роджерсу  должно быть полным и открытым. Это значит не просто «выпустить пар», но, самое главное, оставаться открытым и почувствовать реакцию партнера. (Фрейджер Р., глава 14)

«Роджерс делает вывод о том, что любые долгосрочные близкие взаимоотношения, включая брак, подразумевают четыре необходимые составляющие: постоянное выполнение обязательств, выражение чувств, отрицание специфических ролей и способность участвовать во внутренней жизни другого». (Фрейджер Р., глава 14)

Данные положения во многом согласуются с христианской этикой дружбы, соседства, соработничества, брака. К. Роджерс считает, что соблюдение данных правил способствует самоактуализации человека. Но, как показывает практика, большинство людей не доходят до такого уровня и видят свою самоактуализацию в обладании земными благами, властью, славой,  удовольствиями (то есть, остаются на 3 уровне пирамиды А. Маслоу). Правила счастливого брака (дружбы) предполагают глубокую работу над собой, потому что, например, даже постоянное выполнение обязательств базируется на чувстве долга, а способность участвовать во внутренней жизни другого предполагает в некоторой мере ущемление своих желаний и возможностей. Такое поведение базируется в известной степени на христианских принципах, на которых был воспитан и сам К. Роджерс. Однако, обществу, которое во многом отошло от христианских корней, трудно понять, почему именно означенное поведение  в дружбе и браке ведет к счастью, ведь оно нынче достигается куда более простыми способами.   

2.     Выводы

Взгляды православной антропологии и гуманистической психологии на человека практически прямо противоположны, начиная с взгляда на природу человека и кончая взглядом на развитие личности. Гуманистическая психология, как и любая другая отрасль данной науки, рассматривает человека только в перспективе земной жизни, поэтому неудивительно, что главной целью человека объявляется самоактуализация, раскрытие своей природы. Ведь, если вечной жизни нет, значит, надо получить здесь и сейчас максимум удовольствий телесных и душевных.

В православной антропологии  все слова с корнем      -само- являются как бы индикатором отрицательного смысла, а самолюбие считается одним из 3-х корней всякого человеческого греха. В гуманистической же психологии самоактуализация – цель человеческой жизни.

Согласно гуманистической психологии самоактуализация возможна только при удовлетворении первых 4-х уровней потребностей. А. Маслоу говорил: «На самом деле люди хороши и добры, если их основные потребности (в любви и безопасности) удовлетворены... Дайте людям любовь и безопасность, и тогда они будут давать любовь и безопасность другим, их поведение и их чувства будут более спокойными и надежными». В связи с техническим прогрессом,  первые 3 уровня потребностей удовлетворяются все в большей степени, однако, как считал А. Маслоу, назвать самоактуализирующимися людьми можно только около 1 % взрослого населения земли. Гуманистические психологи не объясняют, почему человек остается на 3 или 4 уровне, имея полноту благ для удовлетворения низших потребностей. (Фрейджер Р., глава 15)

С православной точки зрения на этот вопрос можно дать следующий ответ: страсти ненасытимы. Технический прогресс и повышение качества жизни рождает у людей желание обладать все новыми вещами и возможностями, однако, направлены они все в то же русло: удовлетворение страстей. В случае не-самоактуализирующихся (по мысли гуманистических психологов) людей более видно удовлетворение низших страстей: чревоугодия, блуда, гнева и печали; в случае самоактуализирующихся налицо удовлетворение тщеславия и гордости (хотя в обоих случаях присутствует весь комплекс страстей). С точки зрения Православия и в первом, и во втором случае происходит не развитие, а деградация личности.

Самым страшным с точки зрения христианства, в гуманистической психологии является то, что самоактуализирующийся человек является самодостаточным, он ищет все смыслы, ресурсы и интересы внутри себя. Духовный рост и обретение своей личности, настоящая любовь к ближним для человека возможны только в соработничестве с Богом. Сам Христос говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Матф. 9:13), если же человек самодостаточен, то Христос и спасение его уже мало интересуют. 

Список использованной литературы:

1.                Леонов В., прот. Основы православной антропологии. Издательство Москвоской Патриархии Русской Православной Церкви, М. 2013.

2.                Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. Глава 14. Карл Роджерс и перспектива центрированности на человеке. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/14.php – свободный. 

Глава 15. Абрахам Маслоу и трансперсональная психология [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/15.php – свободный. 

3.                Харламенкова Н.Е. Психология личности. Тема 4. Гуманистическая психология. Основные принципы гуманистической психологии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/4.html  – свободный.

4.                Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. Издательство Москвовского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, М. 2012.


Информация о файле
Название файла Представление о человеке в православной антропологии от пользователя z3rg
Дата добавления 27.1.2016, 0:34
Дата обновления 27.1.2016, 0:34
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 27.45 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1031
Скачиваний 101
Оценить файл